12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зырянова Марина Васильевна22
Россия, Новосибирская обл., Куйбышев

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат»

г. Куйбышев


 

 


 


 


 

Внеклассное занятие по теме:

«Загадочный и удивительный мир сна»


 


 


 


 

Составители: Зырянова Марина Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной

категории;

Кузнецова Светлана Николаевна, воспитатель

I квалификационной категории.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Данное внеурочное занятие проводилось по АООП для глухих обучающихся старшего школьного возраста (9-11 классов, в количестве 14 человек). В рамках программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о сне, как составляющей части здоровья человека; формирование знаний о значении полноценного сна для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для усвоения обучающимися знаний о сне как физиологическом процессе, его значении для нормальной работы мозга, мыслительной деятельности, восстановления работоспособности организма. Уметь находить ответы на вопросы в разных источниках биологической информации, использовать свой жизненный опыт.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей. Преобразование практической задачи в познавательную. Уметь самостоятельно контролировать время в процессе работы над заданиями педагога.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формирование умения соблюдать нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в деятельности.

Коррекционные: вырабатывать привычку слухового контроля.

Планируемые результаты:

Создание внутренней мотивации для дальнейшего изучения физиологических процессов и состояний своего организма, формирование навыков здоровьесбережения и потребности ведения ЗОЖ, формирование культуры здоровья, культуры сна. Знание и соблюдение условий, необходимых для полноценного сна.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе коллективной деятельности.

Материально-техническое обеспечение: 

мультимедиа / экран, компьютер/;

компьютерная презентация;

документальный фильм «Сны и сновидения»;

анкета, демонстрационный материал, фломастеры.

План занятия:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач занятия.

Формулирование проблемы.

Знакомство с темой.

Подведение итогов. Рефлексия.

 

Формы организации деятельности воспитанников:

коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют проблему исходя из темы занятия, формулируют цель занятия, отвечают на вопросы анкеты, осуществляют рефлексию;

кооперативно-групповая: работают с анкетой и дополнительной литературой.

Технологии и методы: здоровьесберегающие технологии, технология коллективного обучения, развивающего обучения.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а значит, желаю всем вам здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.

II.Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач занятия.

Рассказ воспитателя сопровождается компьютерной презентацией.

 

Воспитатель: Прочитайте тему нашего занятия: «Загадочный и удивительный мир сна». (Слайд 1).

Воспитатель: Данная тема актуальна и интересна практически для всех людей, ведь сон – это наше здоровье, а в современном мире так важно следить за своим здоровьем и делать все возможное для того, чтобы его не испортить. (Слайд 2).

Воспитатель: Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что можно увидеть с закрытыми глазами»? (Ответы детей). (Слайд 3).

Правильно – сон.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим с вами о том, что такое относитесь. А в заключение занятия посмотрим документальный фильм «Сны и сновидения».

Воспитатель: Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, что человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участие в разговоре, не способен был защитить себя. В древности считали, что сон – подобие смерти: каждый вечер человек умирает и каждое утро рождается вновь. (Слайд 4).

Человек из 60 лет жизни более 20 лет проводит во сне.

 

III. Формулирование проблемы.

 

Воспитатель: Ребята, что вам известно о сне и его значении в жизни человека? (Слайд 5). Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного нормального сна немыслимо здоровье.

Воспитатель выслушивает ответы и мотивирует обучающихсяна формулирование цели занятия, оказывает в этом содействие.

 

Воспитатель: Как вы думаете, сколько времени необходимо для полноценного сна человека?

Обучающиеся приводят цифры.

Воспитатель. Продолжительность сна обычно составляет: (Слайд 6)

Младенцы -16 часов;

Дошкольники и дети школьного возраста (3–12лет) -10 часов;

Подростки (13–18 лет) –10 часов;

Взрослые (19–55 лет) –8 часов;

Взрослые (старше 55 лет) –6 часов.

IV. Знакомство с темой.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя?

(Дети высказывают своё мнение, доказывают).

Сон необходим для укрепления организма, он восстанавливает деятельность мышц, обеспечивает отдых организму. Во время сна вырабатывается гормон роста, поэтому малыши спят значительно больше, чем взрослые. Ребёнок должен ложиться спать не позднее 22 часов. С 22 часов до 1ч 00 мин вырабатывается основное количество гормона роста соматропина.

Сон необходим для хорошего настроения днём. Дети, когда не выспятся, становятся капризными, раздражительными, учатся хуже.

Сон необходим для того, чтобы бороться с инфекцией. Наиболее активны иммунные клетки в период с 4 до 6 часов утра. Полноценный ночной отдых помогает человеку выздороветь или не заболеть. Во сне организм сам себя лечит без лекарств. Если человек блеет, то ему требуется больше времени на сон. Не зря говорят: «Сон - лучшее лекарство».

Сон способствует переработке и хранению информации.

 

А вот как определяли сон известные люди:

«Жизнь и сновидения – страницы одной и той же книги» (Артур Шопенгауэр).

«СОН м. состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств» (Владимир Даль. «Толковый словарь»).

И учёные лет сто назад считали, что сон – полный отдых организма, позволяющий ему восстановить силы, потраченные в период бодрствования.(Слайд 7).

Воспитатель: Наука, изучающая сон - сомнология. Основоположник науки о сне – сомнологии (вторая половина XIX века)- М. М. Манасеина. В 50-х годах XX века учёные открыли, что в течение ночи организм спящего человека вовсе не отдыхает, а «выкидывает» из памяти ненужный мусор случайных впечатлений, накапливает энергию для следующего дня. При регистрации электрической активности головного мозга у спящих людей обнаружилось, что существуют разные стадии (фазы) сна: медленная и быстрая или парадоксальная. (Слайд 8).

Медленный сон непрерывно длится 80-90 минут. Наступает сразу после засыпания. На него приходится 80% ночного отдыха. Учёные считают, что в это время происходит восстановление и обновлениеклеток. Приток крови к головному мозгу увеличивается, усиленно работают органы иммунной системы, активизирует свою деятельность гипофиз, вырабатывая гормоны роста. В этой стадии могут интуитивно появляться идеи, способствующие успешному решению той или иной проблемы. Д.И. Менделеев «увидел» во сне свою периодическую таблицу, Нильс Бор – модель атома, Александр Флеминг – формулу пенициллина. Исследования показали, что именно фаза медленного сна является ключевой для закрепления осознанных воспоминаний. (Слайд 9).

Быстрый сон следует за медленным и длится 10 - 15 минут. В этот период электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования. В стадии быстрого сна структуры головного мозга как бы «сортируют» информацию, полученную человеком за день. Часть её «стирается» из памяти, а важная информация «загружается» в долговременную память. Учёные считают, что мозг использует сновидения для этой деятельности и для соотнесения новой информации с уже имеющейся в памяти. Люди, разбуженные в стадии быстрого сна, рассказывают о своих снах, запоминают их. (Слайд 10).

Во время правильно протекающего сна организм восстанавливает силы, потраченные на дневную активность, «приводит себя в порядок». Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил. (Слайд 11).

Лишение сна является очень тяжёлым испытанием. В течение нескольких дней сознание человека теряет ясность, он испытывает непреодолимое желание уснуть, периодически «проваливается» в пограничное состояние со спутанным сознанием. Затем наступает нервное расстройство и смерть, т.к. мозг более не в состоянии выполнять свои функции; он просто «отключается», а вслед за ним тоже делают и все остальные органы. (Слайд 12).

В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд - 11 суток без сна. Американский подросток Рэнди Гарднер не спал 264 часа. К концу эксперимента школьник практически не мог разговаривать и мыслить, страдал от мании преследования и галлюцинаций. Его поступок был расценен как опасный для жизни и здоровья, после чего подобные рекорды перестали регистрировать.

Физминутка.

 

Воспитатель предлагает ребятам ответить на вопросы анкеты и в ходе мероприятия работать со своими ответами, интерпретировать их. (Приложение 1).

Воспитатель: Посмотрите в свои анкеты, посчитайте, достаточно ли времени вы отводите для сна. Тем, у кого эта цифра меньше, стоит задуматься над своим режимом (распорядком дня).

Воспитатель: Среди вас, ребята, есть те, кто легко встанет рано утром? А кто себя чувствует плохо, когда встаёт рано?

Предлагаю вам опять взглянуть на вашу анкету. Вопросы №№ 3-6. Выберите вариант ответа, выписав буквы А, Б или В.

Интерпретация ответов:

- если больше ответов А – вы «сова»;

- если больше ответов В – вы «жаворонок»;

- если больше ответов Б – вы «голубь»;

Мы попытались приблизительно определить ваш хронотип - типичный для данного человека характер суточной активности.

Воспитатель: Хронотипы бывают: (Слайд 13)

Жаворонки - пробуждаются самостоятельно, без труда, с самого раннего утра, с шести – семи часов могут плодотворно трудиться. Наибольшая активность этих людей продолжается до обеденного времени. Спать «жаворонки» отправляются примерно в десять часов вечера.

Голуби - самостоятельно просыпаются часов в семь, они трудоспособны весь день, а ко сну отходят около одиннадцати вечера.

Совы - самостоятельно пробуждаются поздно, часов в 10-11. Пик активности у них наступает ближе к вечеру и продолжается до глубокой ночи.

Ребята, согласитесь, очень заманчиво и легко объяснять свои неудачи на уроках, сонливость, принадлежностью к хронотипу «сова». Но действительно ли люди рождаются «жаворонками», «голубями» и «совами»?

Большинство специалистов-сомнологов считает, что «жаворонок» - более природный, более естественный для человекахронотип. На протяжении всей эволюции человек приспосабливался к бодрствованию днём. Ночью человеку было незачем проявлять активность, поскольку против ночныххищников люди практически бессильны. Человек был и остаётся дневным существом.

В сохранившихся ещё диких племенах Африки и Амазонии, где нет электричества, «сов» - нет. Ночью там совсем темно, люди спят, просыпаютсяс восходом солнца. Пока не было электричества, все жители нашей планеты были «жаворонками». «Совы» появились только тогда, когда появилось вечернее освещение и возможность вести вечернюю активную жизнь.

Давайте вернёмся к вашим анкетам. Уважаемые «совы», всегда ли так поздно вы ложитесь спать? Или такую привычку вы сами выработали, т.к. вам не хочется отрываться от ваших гаджетов, нравятся «прогулки» по Всемирной Сети? Если вы измените привычку поздно ложиться спать, то тогда минуют вас следующие неприятности и болезни, связанные с недосыпанием.
Последствия и симптомы недосыпания: (Слайд 14).

Снижение иммунитета, повышенная склонность к инфекционным заболеваниям.

Головокружение, головные боли, периодические обмороки.

Утрата чувства юмора, повышенная раздражительность, может развиться депрессия.

Провалы в мышлении, периодическая спутанность сознания, не способность концентрировать внимание на чём-то.

Сонливость во время бодрствования, потеря ощущения реальности происходящего.

Увеличивается вероятность развития таких заболеваний, как сахарный диабет и ожирение. Возможны резкие повышения давления (гипертонический криз)

Развитие бессонницы.

 

Чтобы сон был крепким, здоровым и приносил пользу нужно соблюдать несколько простых правил: (Приложение 2)

Ложитесь спать в одно и то же время, желательно в десять вечера. С одиннадцати до четырех утра происходит так называемый «сон красоты» – самый глубокий и продуктивный сон, залог красоты и здоровья.

«Ночная» одежда не должна стеснять движения. Следует отдать предпочтение пижаме, ночной рубашке.

Не следует наедаться перед сном, но ложиться голодным – тоже. Ужинайте за два-четыре часа перед ночным отдыхом. Не пейте перед сном крепкий чай и кофе.

Просмотр кинофильмов, телепередач, работа за компьютером и т.д. должны быть закончены не позднее, чем за час до сна.

Хорошо проветрите комнату перед сном. Летом можно спокойно спать при открытом окне или балконе.

Матрас не должен быть слишком мягким. Спать нужно на твердой поверхности. Это полезно для позвоночника и способствует быстрому засыпанию.

Перед сном постарайтесь выкинуть навязчивые мысли о будущем. Думайте о завтрашнем дне только в положительном ключе.

Сон при свете может привести к развитию депрессии, искусственное освещение по ночам вредно для здоровья.

 

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель организует подведение итогов занятия.

Высказывания известных людей о сне:

«Ничего лишнего. Рано ложиться и рано вставать – вот что делает человека здоровым, богатым и умным».

Бенджамин Франклин

«Считается, что успех приходит к тем, кто рано встаёт. Нет: успех приходит к тем, кто встаёт в хорошем настроении!»

Марсель Ашар


 

Обучающимся предлагается продолжить фразы: Я узнал(а)… Меня удивило… Я согласен … Я затруднялся … Оценивание участников мероприятия.(Слайд15).

 

Воспитатель: Желаю вам всегда вставать в хорошем настроении, а для этого помнить и соблюдать рекомендации, которые мы с вами совместно выработали.

В завершении занятия обучающимся демонстрируется документальный фильм «Сны и сновидения».


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.