Внеклассное мероприятие на тему «Путешествие в чудесный мир химии»
«Путешествие в чудесный мир химии»
Цель: провести в увлекательной форме своеобразный смотр знаний учащихся 8 класса и проверить сформированность у них различных умений.
Задачи:
Образовательные:
расширение и углубление знаний по теме «Первоначальные химические понятия»;
Развивающие:
развивать мышление, умения делать логические выводы;
развивать навыки работы с интерактивной доской, способствовать установлению межпредметных связей;
учить логически рассуждать, вести дискуссию;
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе, отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению других.
ВЕДУЩИЙ: Химия - это наука великая и до сих пор до конца непознанная. Ещё в I в. до н.э. в поэме Тита Лукреция Кара "о природе вещей" идут рассуждения и объяснения химических явлений. Сегодня наше мероприятие связано тесной нитью с химией, её процессами и веществами. Для этого нам нужны две команды (команды занимают свои места за столами). Представляю вам независимое жюри, которое будет судить наше состязание. (Представление жюри).
ВЕДУЩИЙ: для того, чтобы наше мероприятие началось необходимо узнать, как же будут называться наши команды. Для этого я загадаю каждой команде по загадке. Ответ на загадку и будет название команды. За правильность ответа каждая команда получит по 1 баллу.
1. Угадай название команды
Для первой команды:
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
Для второй команды:
Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным. (Углерод)
Для третьей команды:
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе. (Водород)
2. Страна Чудес.
«Лови ошибку», «Плохая видимость» и «Не упусти свои деньги». В игре участвуют три команды. По жеребьевке им достается одно из заданий. Остальные команды следят за действиями своих соперников, отыскивая также правильный вариант. В случае неудачи любая команда может попытаться дать правильный ответ и заработать одно очко.
Лови ошибку.
Задание. |
Правильный ответ. |
H, Б, О, Яр, Mg, Tr, Cl, Au, w, uT, Бr, Og, Ca, Ce, Tal, Ag, Bp, Na, Bu, Al, Ak Выбери символы химических элементов.
|
H, Б, О, Яр, Mg, Tr, Cl, Au, w, uT, Бr, Og, Ca, Ce, Tal, Ag, Bp, Na, Bu, Al, Ak (жирным шрифтом выделены символы). Символы химических элементов находят, пользуясь таблицей Менделеева, 1 очко. |
Плохая видимость.
Задание. |
Правильный ответ. |
Определи порядок, по которому выписаны в ряд символы химических элементов, и заполни пропуски: 1. Li, Be, B, …, …, O, …, Ne 2. …, …, Al, …, …, S, Cl, …
|
Это элементы второго периода: Li, Be, B, C, N, O, F, Ne Это элементы третьего периода: Na, Mg, Al, Si, P, S, Cl, Ar Красным цветом выделены элементы, которые нужно было восстановить. Вы набрали по 1 очку за правильный вариант ответа. |
Что-то здесь не так
Задание. |
Правильный ответ. |
За каждое правильное угадывание получишь по монетке. Далее можно обменять монетки на очки: 11-12 монеток – 1 очко. На слайде появляются названия химических элементов (2 сек), затем исчезают. Команда в бланк вписывает символы и отдает жюри. Дополнительно: команда, которая не играет, может заработать дополнительно 0,5 очка, если угадает, «Что-то здесь не так». |
B, O, Mg, P, N, H, He, Au, K, F, Si, C, Li, Al, Br, O, Cu, Pb, Fe, Na, I, S, Ca Ответ на вопрос «что здесь не так»: одно название встречается два раза, это кислород. |
Ведущий. Наше путешествие продолжается. Впереди нас ждет «Город поваров».
Речь пойдет о телах и веществах. Физические тела – это то, что нас окружает. Вещества – это то, из чего сделаны физические тела.
Вам нужно выбрать порцию заданий: 1, 2, 3
. Далее каждая команда приступает к выполнению своего задания.
1-ая порция заданий
найди слова, обозначающие вещества. Предлагаются следующие слова:
гвоздь |
графит |
плуг |
воронка |
карандаш |
кружка |
железо |
крахмал |
медь |
стакан |
резина |
алюминий |
линейка |
проволока |
стекло |
Правильный ответ: графит, железо, крахмал, медь, резина, алюминий, стекло.
2-ая порция заданий: какое из слов, входящих в пару, обозначает тело, а какое вещество.
Золото - кольцо |
Моток проволоки - медь |
Банка - стекло |
Капрон - колготки |
Капля - вода |
Медь - колокол |
Рессора - сталь |
Резина - автопокрышка |
Правильный ответ Тела: кольцо, моток проволоки, банка, колготки ,капля, колокол, рессора, автопокрышка. Вещества: золото, медь, стекло, капрон, вода, сталь, резина.
Город умений.
Ведущий. Задание: подбери ключ к замку. Кнопки «Начать игру»: появляются формулы веществ, нужно определить каким формулам соответствует степень окисления +4.
SO3, SO2, H2SO3, H2SO4, Na2SO4, ZnSO4, H2S, S, MgSO4.
Правильный ответ: SO2, H2SO3.
Ведущий. Настало время отдохнуть и сделать привал. Предлагаем решить «Анаграммы». Если какое-либо слово от перестановки в нем букв или слогов образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами. Необходимо решить анаграммы, в результате должны появиться химические термины. Слово анаграмма произошло от греческого выражения, дословно означающего «перестановка букв». Выбери номер анаграммы и отправься по гиперссылке на нужный слайд. Ответы и задания представлены в таблице.
|
|
Правильный ответ |
Слайд № 48. |
Рост + вар |
Раствор |
Слайд № 49. |
Мелок + аул |
Молекула |
Слайд № 50. |
Тоннель + сват |
Валентность |
Слайд № 51. |
Трек + ива |
Реактив |
Слайд № 52. |
Нитка + ирод |
Индикатор |
Слайд № 53. |
Кобра + пир |
Пробирка |
Слайд № 54. |
Фура + лом |
Формула |
конкурс «Темная лошадка»
Когда он сделал свое самое главное открытие, ему было 35 лет. Он окончил с золотой медалью физико-математический факультет Главного педагогического института в Санкт – Петербурге. Во время учебы с большим интересом изучал флору и фауну. Его интересовали воздухоплавание, переработка нефти, агрономия, метеорология, астрономия.
Этот ученый в 1887 году один на аэростате поднялся выше облаков для наблюдения затмения, а приземлился далеко в другой губернии. Суеверные люди посчитали, что это спустился на Землю Всевышний. Кто этот ученый? Назовите его самое главное открытие.
(Д. И. Менделеев,
Периодический закон,
1 марта 1869 года)
Вопросы командам:
I команде
По приказу Наполеона для солдат было разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим, освежающим. В 1913 году на выставке в Париже это средство получило «Гран-при». Под каким названием оно выпускается у нас в стране?
(Тройной одеколон)
В XVI веке королева Англии ЕлизаветаI объявила премию за изобретение дешевого способа опреснения морской воды. Кому была вручена эта премия?
(Никому)
Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло 2 тысячи лет назад.
Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством «опасного металла».
Из какого металла была изготовлена чаша?
(Алюминий)
Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию, офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот посуда разная.
Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?
(Серебро)
Твердое водородное соединение. Оно не горит в огне и не тонет в воде. Если «заставить» его взаимодействовать с соединением меди II светло - голубого цвета, то получается вещество голубого цвета. О каком водородном соединении идет речь?
(Лед, вода)
Кроссворд. Ведущий. Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке получите название одной из естественных наук.
По горизонтали:
Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер. (Ответ: хром).
Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса. (Ответ: никель).
Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников. (Ответ: магний).
Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве. (Ответ: цирконий).
Мое имя состоит из названий двух животных. (Ответ: мышьяк).
|
|
|
1 |
х |
р |
о |
м |
|
|
|
|
|
2 |
н |
и |
к |
е |
л |
ь |
|
|
|
|
|
3 |
м |
а |
г |
н |
и |
й |
|
|
|
4 |
ц |
и |
р |
к |
о |
н |
и |
й |
м |
ы |
ш |
ь |
я |
к |
|
|
|
|
|
. Ведущий. Заполни пустые клетки русскими названиями химических элементов.
1 |
А |
з |
о |
т |
|
|
|
2 |
м |
А |
г |
н |
и |
й |
|
3 |
с |
к |
А |
н |
д |
и |
й |
4 |
с |
е |
р |
А |
|
|
|
5 |
л |
а |
н |
т |
А |
н |
|
6 |
с |
у |
р |
ь |
м |
А |
|
7 |
п |
л |
а |
т |
и |
н |
А |
Конкурс « Дешифровщик»
ВЕДУЩИЙ:
В этом конкурсе командам предлагается расшифровать фразы, используя Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы номерами химических элементов. Чтобы составить фразу необходимо найти элементы под этими номерами и записать первую букву названия химического элемента.
За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.
Задание для первой команды:
23-19,7, 5, 49, 11, 63, 22, 63 - 24, 49, 25, 49,49 -11, 63, 3, Ь, 79,Я - 63, 16, 43, Ь - 49-78, 49, 22, Ь.
(В кабинете химии нельзя есть и пить)
Задание для второй команды:
3, 50, 25, 50, 11, 50, 16, 50, 23 –74, 63, 3, 49, 19, 49, 53 – 92, Ч, 63, 11, Ы, 53 - 87, 49, 79, 49, 19 – 49 – 24, 49, 25, 39, 36.
( Ломоносов – великий ученый физик и химик).
Задание для третей команды:
9,8,37,25,92,3,ы – 16,50,47,81,18,83,3,я,63,29 – 84,76 - 83,18,57,63,41,73,41,50,16,73,53.
(Формулы составляем по валентности)
«Заморочки из бочки»
1. Стимуляторы роста растений (удобрения)
2. Экологически чистое топливо (водород)
3. Болотный газ (метан)
4. Основные источники кислотных дождей (метал. комбинаты, ТЭЦ)
5. Совокупность животных на планете (фауна)
6. Вещество, создающее парниковый эффект (углекислый газ)
7. Когда проводится Международная экологическая акция – «День Земли» (22 апреля)
8. Совокупность растений на планете (флора)
9. Вещества, поступающие в окружающую среду в количестве, вредном для нее (ПДК – предельно-допустимые концентрации)
10. Галоген, используемый на водонапорных башнях (хлор)
11. Какие воды очищают с помощью водонапорных сооружений (сточные)
12. Токсичные вещества (яды)
13. Самая вредная часть выхлопных газов автомобилей (угарный газ)
14. Превращение солнечной энергии в химическую в зеленых растениях (фотосинтез)
15. Приборы для очистки воды от нерастворимых примесей (фильтры)
16. Вещество – самое распространенное на планете Земля. Оно – основа всех жизненных процессов, присутствует во всех живых организмах. Что это за вещество (вода)
17. Самый распространенный в природе элемент (кислород)
18. Токсичный туман (смог)
19. Излучение, вызывающее необратимые изменения в живых тканях (радиация)
20. «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями…». Кто автор этих слов (Д.И. Менделеев)
21. Слово, образованное из двух греческих слов, в переводе означающих: первое – дом, жилище, второе – учение, знание, наука. Что это за слово? (экология)
22. В каких частях растений, употребляемых в пищу, больше накапливается нитратов: у моркови, у картофеля, у салата?
(корнеплоды, клубни, листья)
«Экологические ситуации»
№ 1
В Мировой океан ежегодно поступает около 14 – 14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при их авариях, сбросе остатков нефтяного груза.
Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, её последствиях и предложите пути выхода из этой ситуации.
Примерный ответ.
Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при 1.2 мг на литр не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).
Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли и рачки. Рыбе становится нечем питаться – она гибнет от голода. Необходим контроль за транспортировкой, загрузкой нефти. Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственно- производственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.
№ 2
Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Один британский эколог провел 1,5 мес. на судне, чтобы учесть кол-во мусора, выбрасываемого за борт. За этот срок команда из 46 человек отправила в море: 5000 консервных банок, 350 пластиковых бутылок, 320 бумажных пакетов, 5 жестяных бочек, множество полиэтиленовых пакетов и др. мусора. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.
Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход в данной ситуации.
Примерный ответ.
Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медузу и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.
Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни. Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, вести квоты на рыбный промысел.
11. «Исследование»
Вспомним, что мы дома выбрасываем в мусорное ведро. Заполним мусорное ведро отходами – в изображение ведра на доске впишем бытовые отходы (пищевые отходы, сломанный карандаш, газета, старая книга, сломанные игрушки, порванные колготки, старое платье, погибшие комнатные растения и т.д.).
Каждая группа должна выбрать из получившегося перечня те предметы бытового мусора, которые можно использовать повторно. Свой выбор нужно обосновать.
Эксперты оценивают работу групп. Группа, которая заберет больше предметов из мусорного ведра, используя их повторно, получает зеленый жетон, остальные группы – синий, желтый, красный по результатам экспертной оценки.
12. «Аварийная ситуация»
Каждая группа дает обоснованные ответы на следующие вопросы.
• Что делать с разбившимся градусником?
• Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)
• Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов.)
13. «Листовка»
Каждой группе поручается составить листовку – обращение к жителям города с предложением уменьшить количество выбрасываемого бытового мусора.
Сегодня вы убедились в том, что вы умны, трудолюбивы, талантливы и в этом – ваше главное богатство.
До новых встреч!