«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»
Яшкова Жанна Таймуразовна,
учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №7»
Г.о.Подольск.
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 6 класса
«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»
Пояснительная записка
Тип мероприятия: деловая игра.
Цель мероприятия: развивать интерес учащихся к истории, привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия, воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, формировать чувство национальной гордости и патриотизма, в нестандартной форме проверить знания учащихся по изучаемому периоду.
Примечание: отдельные задания данного мероприятия могут быть использованы и на уроках в различных его структурных элементах.
Задачи мероприятия: формировать учебных действий учащихся
Метапредметные УУД
Познавательные – устанавить причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; систематизировать информацию, выполнять творческое задание.
Регулятивные - определить цель, проблему в деятельности.
Коммуникативные – взаимодействовать в команде, организовать работу в команде, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигать контраргументы в дискуссии.
Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны.
Предметные УУД – освоить содержания учебного материала главы «Русь в IX-XII веках».
Межпредметные и межкурсовые связи: работа с литературным источником «Слово о полку Игореве» (+литература), работа с картой (+география), работа с классмейтами (+информатика).
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения мероприятия:
1) мультфильм «Песнь о вещем Олеге» по материалам Интернет-ресурсов
2) материалы сайта «Методическая копилка» http://zanimatika.narod.ru/RF19.htm
3) электронное приложение в составе используемого УМК (см. станция «Интерактивная»)
4) «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 кл. Дидактические материалы. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. - Москва, ДРОФА, 2000 год;
5) атлас «История России с древнейших времен до конца XVI века». 6 класс. Москва, издательство «ДИК» ДРОФА, 2013 год.
Учебное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, классмейты (см. задания по станциям), набор карточек с заданиями.
Использование информационно-коммуникативных технологий: показ мультфильма, работа с классмейтами.Планируемые результаты (формируемые компетентности):
- активизация интереса к истории;
- высокий уровень освоения темы, ориентированный на общекультурную подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих ориентиров;
- формирование (отработка) умений указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты правления правителей отечественной истории; характеризовать обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; работать с исторической картой; логично, ясно и точно формулировать и аргументировать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией (формулировать и обосновывать выводы и т. д.).
Деловая игра
«Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках»
Игра «Путешествие во времени. Русь в IX-XII веках» проводится между командами учащихся 6-х классов (одного или параллели) после изучения главы «Русь в IX-XII веках». Команды могут состоять из любого количества человек, возглавляет команду капитан.
Мероприятие удобнее проводить либо в большой аудитории, либо в актовом зале школы. В этом помещении должны быть предусмотрены места для команд и болельщиков, а также 7 столов (шесть столов – это станции, седьмой стол – для членов жюри). Каждая станция имеет своё название - «Литературная», «Что? Где? Когда?», «Географическая», «Интерактивная», «Хронологическая», «Исторический калейдоскоп».
Команды поочередно перемещаются по всем станциям (в произвольном порядке) и выполняют задания, соответствующие названию данной станции. Задание станции «Исторический калейдоскоп» требует больших временных затрат и одновременного присутствия представителей всех команд, поэтому по 3 человека от каждой команды в начале перемещения по станциям сразу же приступают к работе на этой станции.
Баллы команд, набранные ими на каждой станции, вносятся в путевой лист (см. Приложение) команды (он выдаётся командам в начале игры и сдаётся в жюри в конце игры). В качестве экзаменаторов на станциях, ведущих, членов жюри и помощников желательно привлекать учащихся старших классов.
Кроме перемещения по станциям, игра предполагает и представление команд (название, девиз, эмблема). Команда-победитель определяется по совокупным результатам всей игры, а также по времени, затраченному на прохождение всех станций.
Порядок проведения мероприятия:
представление команд;
просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»;
перемещение по станциям;
подведение итогов и награждение победителей.
Представление команд
Каждая команда в произвольной форме представляет название, девиз, эмблему, которые оцениваются по пятибалльной шкале.
Просмотр мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»
Фильм демонстрируется всем участникам игры. Перед просмотром ведущие акцентируют внимание зрителей на том, что после его просмотра команды получат задание, основанное на содержании поэмы А.С. Пушкина.
Перемещение по станциям
Станция «Литературная»
Задание – командам предлагается по 3 карточки с отрывком поэмы, часть слов которой выделена жирным шрифтом; участникам необходимо объяснить значение этих слов. При оценивании ответов учитывается правильность трактовки терминов, а также скорость выполнения задания.
Песнь о Вещем Олеге Александр Сергеевич Пушкин 1. Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
2. Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
3. «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
4. «Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
5. Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда:
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
6. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
7. Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего
Но примешь ты смерть от коня своего».
8. Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
9. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!
10. Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
11. Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
12. «А где мой товарищ? – промолвил Олег. -
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
13. Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
14. Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят – на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
15. Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
16. Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
17. Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились он
Станция «Что? Где? Когда?»
Задание – каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек и отвечает на вопросы. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.
1. Одна её часть состояла из «лучших» – бояр и начальных людей, другая – из «молодших»– отроков. Обе подчинялись только князю. О чём речь? (О дружине – отборном княжеском войске).
2. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (Витязь)
3. Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)
4. Что делали древние славяне в январе, если он у них назывался «сечень»?
(Это было время подсеки деревьев для очистки земли под пашню)
5. Чем занимались древние славяне в апреле, если он у них назывался «березозол»?
(Это было время сожжения деревьев и удобрения земли)
6. Назовите основное занятие древних славян в августе, если этот месяц у них назывался «серпень». (Это было время жатвы и увоза снопов с поля)
7. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства)
8. Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда? (Олег Вещий)
9. Этот князь совершил против Византии грандиозный морской поход, задействовав две тысячи ладей. А в ХХ веке в честь князя назвали бронепалубный крейсер, отвоевавший в трёх войнах. (Олег)
10. Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Как называлось это верование? (Язычество)
11. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома? (Род)
12. В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян)
13. В каком веке (году) отмечалось 1000-летие Крещения Руси? (В 20 веке, в 1998 году)
Станция «Географическая»
Задание - команды «вытягивают» одну карточку, на которой указан номер страницы атласа, по карте которого (используя легенду и условные обозначения) необходимо составить рассказ по определенной теме. Ответ/рассказ команды оценивается по пятибалльной шкале.
номер страницы | название карты/рассказа |
6 | «Образование Древнерусского государства» |
8 | «Походы князя Игоря» |
9 | «Походы князя Святослава» |
11 | «Походы киевских князей в конце X – первой половине XI века» |
Станция «Интерактивная»
Задание – команды «вытягивают» карточки с номером, указывающим на задание электронного приложения к главе «Древняя Русь», и выполняют их с помощью классмейтов. Баллы команде выставляются, исходя из системы оценивания, предусмотренной электронным пособием.
Станция «Хронологическая»
Выбор задания (одного из двух) осуществляется учителем заранее так, чтобы все команды получили одно и то же задание, т.е. оказались в равных условиях.
Задание № 1 – командам необходимо разложить карточки (расставить отрывки из «Повести временных лет» по теме «Крещение Руси») в хронологической последовательности. За каждую верную позицию команда получает по одному баллу.
Крещение Руси
1. …после всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.
2. …И повелел крестить себя… Многие из дружинников, увидев это, крестились…
3. В год 6495 (987). Создавал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говорят: «Прими закон наш». Затем приходили немцы хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многие говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира…»
4. .. «Вот взяли уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и о послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь…»
5. …Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечете, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоту не видели ни какой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы…»
6. И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего ни кто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу»…
7. …И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и проводить людей на крещение по всем городам и селам…
8. ..И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году прошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, затворились корсуняне в городе…
Ключи - 36584217
Задание № 2 - командам необходимо составить дату (указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) – дополнительный балл.
1) ….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
1714 год (XVIII век)
2) Десять раз надо сказать, на десятый только послушает.
1010 год (XI век)
3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.
У ….. нянек дитя без глазу.
Пошел на все ….. стороны.
1274 год (XIII век)
4) …… с ложкой, один с сошкой
За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.
717 год (VIII век)
5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
У ….. нянек дитя без глазу.
217 год (III век)
Станция «Исторический калейдоскоп»
Задание этой станции представляет собой настольную игру «Исторический калейдоскоп» - игровое поле (см. ниже), имеющее любое количество ячеек (в данном случае – 42). Ячейки окрашены в разные цвета, каждый из которых соответствует определенному периоду истории. Кроме этого, необходимо изготовить карточки, лицевая сторона которых соответствует цветам ячеек игрового поля, а на оборотной стороне карточки содержатся задания, соответствующее данной теме (задания представляет собой тест, предполагающий выбор одного верного ответа из четырех предложенных) и составленные по материалам пособия: Тесты по истории России. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс". Волкова К.В.
Задача игроков – как можно быстрее добраться от старта до финиша (команда, пришедшая к финишу последней, получает 1 балл, предпоследней – 2 балла и т.д.). Для определения количества ходов игроки бросают игральный кубик и перемещают свои фишки.
Обязательным элементом игры является следующее:
- перед началом игры участники договариваются о том, что когда им выпадают, например, нечетные цифры, они не перемещают фишку на указанное количество ходов, а берут карточку, цвет которой соответствует цвету ячейки, на которой в это время находится фишка данного игрока. Взяв карточку, участник решает тестовое задание, предполагающее выбор одного верного ответа из четырех предложенных. В случае верного выполнения задания игрок перемещает свою фишку вперед на то количество шагов, которое соответствует номеру верного ответа (например, номер верного ответа – 3, количество шагов вперед – 3). В случае неверного ответа игрок перемещает свою фишку назад на такое количество шагов, которое соответствует номеру данного им неверного ответа;
- в случае выпадения остальных цифр, кроме оговоренных, игроки просто перемещают свои фишки вперед на выпавшее количество ходов;
- в случае отсутствия среди участников единства по поводу истинности данного ответа, можно воспользоваться «ключами»;
- на лицевой стороне карточек не указан их порядковый номер в данной теме, такую нумерацию целесообразно сделать с оборотной стороны (перед заданием, сквозную для каждой темы).
Примечание - данная игра имеет универсальный характер и может быть использована при изучении любой темы любого предмета. Кроме этого, постоянно пополняя наборы карточек, можно не только расширять знания учеников, но и повторять ранее изученный материал.
Игровое поле
СТАРТ |
| ФИНИШ | ||||
1 | 12 | 13 | 24 | 25 | 36 | 37 |
2 | 11 | 14 | 23 | 26 | 35 | 38 |
3 | 10 | 15 | 22 | 27 | 34 | 39 |
4 | 9 | 16 | 21 | 28 | 33 | 40 |
5 | 8 | 17 | 20 | 29 | 32 | 41 |
6 | 7 | 18 | 19 | 30 | 31 | 42 |
Карточки-задания
ниже приведено по одному варианту теста для каждой темы, количество карточек может быть любым
лицевая сторона | оборотная сторона |
Восточные славяне. Соседи восточных славян | 1. Народное собрание у восточных славян называлось 1) сходка 2) ополчение 3) вече 4) дума |
Формирование Древнерусского государства | 1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится 1) крещение Руси 2) принятие письменных законов 3) Великое переселение народов 4) необходимость отпора внешним врагам |
Первые киевские князья | 1. Присоединение земли вятичей, разгром Хазарского каганата связаны с именем князя 1) Рюрика 2) Олега 3) Игоря 4) Святослава |
Князь Владимир. Принятие христианства | 1. Одно из основных направлений деятельности князя Владимира Святого 1) организация обороны Руси от печенегов 2) ведение военных походов против хазар 3) борьба с княжескими усобицами 4) борьба против боярских заговоров |
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 1. Особенность древнейшего русского свода законов 1) равное положение перед законом всех категорий населения 2) окончательное закрепление крепостного права 3) замена кровной мести денежным штрафом 4) существование в устной форме |
Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси | 1. Славянский алфавит кириллица был создан на основе азбуки 1) финикийской 2) латинской 3) варяжской 4) греческой |
Ключи
тема/номер задания | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Восточные славяне. Соседи восточных славян | 3 | | | | | | | | | |
Формирование Древнерусского государства | 4 | | | | | | | | | |
Первые киевские князья | 4 | | | | | | | | | |
Князь Владимир. Принятие христианства | 1 | | | | | | | | | |
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром |
3 | | | | | | | | | |
Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси | 4 | | | | | | | | | |
Подведение итогов и награждение победителей
Приложение
Путевой лист 6 « » класса
Общее количество баллов - |
3