Статья «Рабочая карта как средство повышения эффективности процесса обучения по химии»
«Рабочая карта как средство повышения эффективности процесса обучения по химии»
За свою историю химия накопила большой багаж знаний, усвоить который ученикам дается с большим трудом. Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учениками. На уроке учитель в свое время объяснял все, что необходимо знать ученикам, и, более того старался донести учебный материал до каждого. Но кто-то из учеников отсутствовал, кто-то был озадачен сложностями личного характера, а кто-то просто отвлекся и не понял содержание урока. Вместе с тем знания предмета «Химия» тесно взаимосвязаны, сконцентрированы до предела. Любое упущение, «разрыв» потока поступающей информации приводит к «запутыванию» логической нити и стремительному нарастанию «клубка» неразрешенных проблем. Распутать этот «клубок» можно, но как учителю выкроить время?
Для целенаправленной организации работы учеников появилась необходимость внедрения в учебный процесс рабочих карт, которые соответствуют логике изложения учебного материала по каждой конкретной теме. Рабочая карта - это программа деятельности учащегося по изучению определенной темы. Это некий узел, в котором учебное содержание и технология овладения темы урока объединены в одно целое. Моя задача состоит в умелом структурировании содержания рабочей карты, ее целей, которые способствуют логическому усвоению знаний: восприятию, осмыслению, запоминанию, систематизации и рефлексии.
Рабочие карты призваны активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, они созданы с учетом разнообразных методических приемов формирования положительной мотивации к изучению химии. Часто отсутствие у учеников желания изучать химию можно объяснить тем, что они не понимают, для чего нужна предлагаемая информация, не видят областей ее дальнейшего применения. Преодолеть этот барьер и в дальнейшем поддерживать интерес к предмету помогает систематическое использование сведений о связи изучаемого с повседневной жизнью (например: рубрика это интересно раскрывает удивительные факты, которые окружают человека и о которых он просто не догадывается). Наконец, нельзя забывать и о том, что каждый человек, и особенно подросток, стремится к успеху в любом виде деятельности. Даже самый минимальный успех стимулирует деятельность ученика по дальнейшему изучению предмета. Более того, этот, возможно и не замеченный одноклассниками, успех может стать решающим в выборе будущей профессии. Для создания ситуации успеха в рабочих картах используются разнообразные методические приемы (например кроссворды, отгадывание которых является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика, оттачивание и дисциплинируя ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству). Рабочие карты включают в себя информационный и контролирующий блоки. В информационном блоке включен новый учебный материал, а в контролирующем помещаются задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.
Рабочие карты можно использовать и для организации дистанционного обучения. Таким образом, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебной дисциплины, что позволяет достичь непрерывности процесса обучения
Мною разработаны рабочие карты для 10 класса по органической химии на основе технологии проблемного обучения. Главная цель проблемного обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей обучающихся. Активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа для учащегося, придающая ему уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.
Дата:_________________ Тема: Ферменты (энзимы, биокатализаторы)
Ферменты – биологические катализаторы белковой природы,_____________________________________________________________________
_________________________ – наука, изучающая ферменты.
Ферменты
Простые ферменты( ________) Сложные ферменты (___________)
однокомпонентные, состоящие из двухкомпонентные, состоящие из
____________________________ _______________________________
Номенклатура ферментов
Название фермента является сложным и состоит из 4частей:
1. Название субстрата, т. е. вещества на которое действует фермент
2. Название типа катализируемой реакции.
3. Название одного из продуктов реакции.
4. К названию фермента добавляется окончание –аза.
Глюкозо – 6 фосфатфосфогидролаза
Субстрат – ____________________________________________________________________
Продукт реакции -______________________________________________________________
Тип реакции – _________________________________________________________________
Окончание – __________________________________________________________________
Классификация ферментов
Оксидоредуктазы — катализируют ________________________________________________
Трансферазы — катализируют ___________________________________________________
Гидролазы — катализируют ______________________________________________________
Лиазы — катализируют _________________________________________________________
Изомеразы — катализируют _____________________________________________________
Лигазы (синтетазы) — катализируют ______________________________________________
Свойства ферментов
Селективность(избирательность) - ________________________________________________
Эффективность- _______________________________________________________________
Зависимость от температуры _____________________________________________________
Зависимость от среды раствора___________________________________________________
Принцип действия
Фермент и субстрат должны подходить друг к другу «как ключ к замку»
Значение ферментов __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания по теме Ферменты
Тест с выбором одного правильного ответа
1) Активность фермента зависит от:
А)температуры
Б)кислотности среды
В)присутствия кофермента
Г)все предыдущие ответы верны
2) Какого типа фермента не существует:
А)оксидоредуктазы Б)гидролазы В)водолазы Г)лиазы
3) Окислительно-восстановительные процессы катализируют ферменты, относящиеся к группе:
А)трансфераз Б)оксидоредуктаз В)изомераз Г)гидролаз
4) Если некоторое время пожевать кусочек хлеба, становится ощутимым сладковатый привкус. Причина этого-содержание в слюне фермента:
А)амилазы Б)декарбоксилазы В)ренина Г)трипсина
5) При обработке раны пероксидом водорода происходит «вскипание» раствора и образование белой пены. Это происходит из-зи наличия в крови фермента:
А)каталазы Б)уреазы В)амилазы Г)глутаминсинтетазы
6) Ферментами называют:
А) низкомолекулярные органические соединения, необходимые для осуществления процессов, протекающих в организме
Б) природные катализаторы белковой природы, ускоряющие биохимические процессы
В) биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и регулируют деятельность органов и тканей живого организма.
Г) биологически активные вещества, угнетающие жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов.
Установите соответствие
Природа катализатора |
Свойство |
1)органическая |
А.высокая селективность |
2)неорганическая |
Б.небольшая относительная молекулярная масса |
|
В.белковая природа |
|
Г.высокая эффективность |
Напишите уравнение реакции
Фермент гексакиназа катализирует спиртовое брожение глюкозы. Вторым продуктом этого процесса является: ____________________________________________________________
А)вода Б)водород В)оксид углерода(II) Г)уксусная кислота
Кроссворд
1)Вещество, снижающее активность ферментов в организме
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
2)Желудочный пищеварительный фермент, расщепляющий белки
П |
|
|
|
|
|
3)Клеточная структура, содержащая ферменты
Л |
|
|
|
|
|
|
|
4)Пищеварительный фермент, вырабатываемый поджелудочной железой, расщепляет белки в кишечнике
Т |
|
|
|
|
|
|
5)Процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода под действием ферментов
Г |
|
|
|
|
|
|
|
6)Раздел биохимии, изучающий ферменты
Э |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7)Расщепление органических веществ под действием микроорганизмов или ферментов
Б |
|
|
|
|
|
|
|
8)Фермент
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9)Фермент, вызывающий свертывание крови
Т |
|
|
|
|
|
|
10)Фермент, расщепляющий нуклеиновые кислоты в живых организмах
Н |
|
|
|
|
|
|
|
11)Фермент, содержащийся в соке поджелудочной железы
Л |
|
|
|
|
|
12)Фермент, ускоряющий разложение перекиси водорода на воду и кислород
К |
|
|
|
|
|
|
|
13)Ферментативные процессы, уменьшающие ядовитость вещества
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|