Рабочая программа по физике в 8 классе (УМК А.В. Пёрышкина)
| Утверждаю Директор МБОУ СШ №4 Алекперов Г.Т._____________ Приказ № 287 от 31.08.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022 - 2023 учебный год
Предмет: ФИЗИКА
Уровень общего образования (класс): основное общее образование – 8 класс (индивидуальное обучение на дому)
Составитель: Мирзакеримова Гюльнара Ильдархановна
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- - Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.3.ст.28,п.6. ст. 28,п.9,10 ст.2);
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Устава МБОУ Тополевской СОШ;
- Образовательной программы школы;
- Приказа «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897» №1577 от 31 декабря 2015г.;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины МБОУ Тополесвкой СОШ;
- программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2015).
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- А.В. Перышкин Е.М. Гутник - «Физика. 8 класс», Москва, Дрофа 2014 г.
- Сборник задач по физике 7-9 кл., А.В. Перышкин: сост. Н.В. Филонович, М.: Астрель: Владимир: ВКТ, 2013
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания физики и включена внеурочная деятельность.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у обучающихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых, производных и культурных потребностей человека.
Методические аспекты индивидуального обучения на дому: Индивидуальное обучение детей на дому ведётся с учётом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями.
Индивидуальное обучение детей на дому осуществляется с индивидуальными учебными планами по образовательным программам, скорректированным для каждого ученика, предусматривающим полный объём содержания среднего общеобразовательного учреждения.
Приоритетными методами являются индивидуальный подход, личностно – ориентированная организация занятий.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся на основе уплотнённого учебного материала.
Формы организации работы учащихся: учебно-практические работы, творческие, проектные работы, презентации, творческие задания.
Формы учебных занятий: обзорные уроки, посильные практические занятия, упражнения, тренинги, тестирование, лекции, беседы.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита проектов, самостоятельные работы, рефлексия.
В процессе индивидуального обучения учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями.
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в соответствии с «Положением о промежуточной аттестации учащихся». Контрольные работы включены в тематическое планирование.
Содержание самостоятельной работы на дому направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету на усвоение межпредметных связей.
Распределение часов
самостоятельной работы учащегося по разделам программы
№ | Тема | Кол-во часов для самостоятельной работы учащегося |
1 | Тепловые явления | 7 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 6 |
3 | Электрические явления | 14 |
4 | Электромагнитные явления | 3 |
5 | Световые явления | 3 |
| Итого | 33 |
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
С учетом календарного плана 2022-2023 учебного года в 8-м классе для индивидуального обучения на дому программа рассчитана на 33 урока из расчета 1 час в неделю, в связи с праздничными днями проведено уплотнение материала.
Срок реализации программы – 1 год
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Предметные:
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса
8 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Тепловые явления (7 ч)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Изменение агрегатных состояний вещества (6 ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электрические явления (15 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
4. Электромагнитные явления (3 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
5. Световые явления (3 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по физике для 8 класса (индивидуальное обучение на дому)
№ | Тема урока | Элементы содержания | Дата проведения | Формы контроля | |
план | факт | ||||
Тепловые явления (7 часов) | |||||
1 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела | Тепловое движение. Особенности движения молекул. Внутренняя энергия теля. Превращение механической энергии во внутреннюю энергию. Способы изменения внутренней энергии. | 05.09.22 | | |
2 | Теплопроводность. Конвекция. Излучение | Теплопроводность. Различие теплопроводностей различных веществ. Конвекция. Излучение. Особенности видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике | 12.09.22 | | |
3 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества | 19.09.22 | | |
4 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении | Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении. Решение задач | 26.09.22 | | |
5 | Решение задач | Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении. Решение задач. | 03.10.22 | | Самостоятельная работа. |
6 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Решение задач. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 10.10.22 | | |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | Применение полученных знаний при выполнении контрольной работы. | 17.10.22 | | Контрольная работа |
8 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. | 24.10.22 | | |
9 | Удельная теплота плавления. Решение задач на расчет количества теплоты при нагревании и плавлении, отвердевании и охлаждении | Удельная теплота плавления. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющегося при его кристаллизации | 07.11.22 | | |
10 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара | Парообразование и испарение. Скорость испарения. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | 14.11.22 | | Самостоятельная работа. |
11 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Решение задач на расчет количества теплоты при нагревании и кипении, конденсации и охлаждении | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Расчет количества теплоты при нагревании и кипении, конденсации и охлаждении | 21.11.22 | | |
12 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 28.11.22 | | |
13 | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Применение полученных знаний при выполнении контрольной работы. | 05.12.22 | | Контрольная работа |
Электрические явления (14 часов) | |||||
14 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. | 12.12.22 | | |
15 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений | 19.12.22 | | Самостоятельная работа. |
16 | Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части | Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения применяемые на схемах электрических цепей. | 26.12.22 | | |
17 | Действие электрического тока. Электрический ток в металлах. Направление тока | Действие электрического тока. Электрический ток в металлах. Направление тока. | 16.01.23 | | |
18 | Сила тока. Единицы силы тока | Сила тока. Единицы силы тока. | 23.01.23 | | |
19 | Амперметр. Измерение силы тока | Амперметр. Измерение силы тока. Формула для определения силы тока. Решение задач | 30.01.23 | | |
20 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Формула для определения напряжения. Решение задач | 06.02.23 | | |
21 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка цепи | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка цепи. | 13.02.23 | | |
22 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. | 20.02.23 | | Самостоятельная работа. |
23 | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Решение задач | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Решение задач. | 27.02.23 | | |
24 | Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников | Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Решение задач | 06.03.23 | | |
25 | Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока | Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока. Формула для расчета мощности электрического тока. | 13.03.23 | | |
26 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители | 20.03.23 | | |
27 | Контрольная работа №3 по теме: «Электрические явления» | Применение полученных знаний при выполнении контрольной работы. | 03.04.23 | | Контрольная работа |
Электромагнитные явления (3 часа) | |||||
28 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. | 10.04.23 | | |
29 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 17.04.23 | | |
30 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | 24.04.23 | | |
Световые явления (3часа) | |||||
31 | Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение | Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение. | 08.05.23 | | |
32 | Преломление света Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение. Очки | Преломление света Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение. Очки. | 15.05.23 | | |
33 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления. Световые явления» | Применение полученных знаний при выполнении контрольной работы. | 22.05.23 | | Контрольная работа |