ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Евдакименко Ольга Юрьевна2671
Свердловская обл., Нижний Тагил

 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Начальная школа XXI века» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011.

2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011.

3. Лихолат, Т. В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс : рабочая тетрадь / Т. В. Лихолат. – М. : Вентана-Граф, 2011.

4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2010.

5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2007.

6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод. рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2006.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединёнными общими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности ), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности ( описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности , безопасности общества, государства и окружающей среды.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии для 1 класса:

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Мы - школьники», «Ты и здоровье».

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Мы - школьники», «Мы и вещи».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна; почему гражданин любит свою Родину, что значит любить свою родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна».

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 272 часа: 1 класс- 68 часа, 2 класс – 68 ч, 3 класс – 68 ч, 4 класс – 68 ч. 

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «окружающий мир».

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружаю­щего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразую­щей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразо­ваний в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобще­ние, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Содержание курса во 2 классе.

Введение. Что окружает человека (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Кто живет рядом с тобой (6ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва – столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы – граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Мы — жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии и грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек. (2ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей. Экскурсии в исторический (краеведческий) музей, в учреждение культуры (КСЦ) и быта (Дом быта).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребыва­ния на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

2. К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

«читать» информацию, представленную в виде схемы;

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

3. К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать поня­тия «век», «столетие», «эпоха»;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

проводить несложные опыты по размножению растений;

ориентируясь на существенный признак, проводить классификацию животных по классам;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

4. К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

составлять рас сказ-описание о странах-соседях России;

различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) (в рамках изученного).

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебник «Окружающий мир» , 2, 3, 4 классы (в 2-х частях), автор Н. Ф. Виноградова, М., «Вентана -Граф» 2011 г

К

2. Печатные пособия

2.

3.

4.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, автор Н.Ф. Виноградова, М., «Вентана -Граф» 2011 г.

Окружающий мир. Методика обучения 1-2 класс, М., «Вентана - Граф» 2011 г.

Окружающий мир:программа:1-4 классы/Н.Ф.Виноградова.-
М.: Вентана-Граф,2012.-192с.-( Начальная школа ХХ
I века).

К

4

1

3. Технические средства обучения

 

Классная магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

МФУ (сканер, принтер, копир).

Принтер

4

4

4

4

1

3

4. Экранно-звуковые пособия

 

Таблицы ( «Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).

Фотографии и иллюстрации.

Д

Д

5. Игры и игрушки

 

Лото «Растительный мир».

Лото «Животный мир».

Настольная игра «Правила дорожного движения».

Карточки «Дорожные знаки»

 

6. Оборудование класса

 

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

60

4

5


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Фамилия, имя _________________________________________________

Итоговая контрольная работа по окружающему миру 2 класс

Напиши названия месяцев, начиная с марта.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Закончи предложения.

Пырей – дикорастущее растение, а пшеница -______________________.
Сосна – дерево, а сирень - ______________________________________.

Подчеркни правильный ответ.

Пчелы и осы для защиты
- используют сходство с листьями;
- выделяют плохо пахнущую жидкость;
-имеют жало.

Напиши бабушке поздравление с днем рождения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпиши названия дорожных знаков.




_________________ _________________ _____________

Найди ошибку.

Медведь, ёж, свинья, кошка, корова, змея – звери.

Напиши название главного города России. __________________________

Какие народы живут в России.______________________________________

Соедини линиями: из чего делают эти изделия. Хохлома глина

Дымково дерево


 

Тестовые задания для тематического и итогового контроля Окружающий мир 2 класс

Тематический контроль

Тест №1. Мир природы

Вариант 1

Какое время года предшествует лету?

Зима

Весна

Осень

Лето

Выдели лишнее:

солнце

лебеди

деревья

ящерица

 

Что не относится к группе «Растения»?

Домашние животные

Кустарники

Травы

Деревья


 

Найди среди комнатных растений лишнее:

фуксия

пеларгония

лещина

традесканция


 

Найди домашнее животное:

лось

баран

волк

заяц

Найди дикое животное:

корова

свинья

лиса

лошадь

Тест №1. Мир природы

Вариант 2.

Какое время года предшествует зиме?

Зима

Лето

Осень

Весна

Выдели лишнее:

1) гуси

2) облака

3)кустарники

4)ёж

Что не относится к группе «Растения»?

Деревья

Травы

Дикие животные

Кустарники


 

Найди среди комнатных растений лишнее:

черника

колеус

сансевьера

бальзамин


 

Найди домашнее животное:

сокол

паук

лошадь

ёж


 

Найди дикое животное:

петух

овчарка

свинья

бурундук


 


 


 


 


 

Тест №1. Мир природы

Вариант 3.

Какое время года предшествует лету?

Осень

Весна

Зима

Лето


 

Выдели лишнее:

насекомые

травы

рыбы

камни


 

Что не относится к группе «Растения»?

Кустарники

Деревья

Звери

Травы


 

Найди среди комнатных растений лишнее:

амариллис

фикус

пеларгония

лиственница


 

Найди домашнее животное:

цапля

сойка

индюшка

щука


 

Найди дикое животное:

медведь

кошка

бык

коза


 


 

Тест №1. Мир природы

Вариант 4.

Какое время года предшествует осени?

Осень

Весна

Лето

Зима

Выдели лишнее:

бабочка

радуга

черепаха

пшеница

Что не относится к группе «Растения»?

Деревья

Кустарники

Травы

Птицы

Найди среди комнатных растений лишнее:

бальзамин

традесканция

берёза

фуксия

Найди домашнее животное:

соболь

кабан

телёнок

волк

Найди дикое животное:

конь

заяц

курица

овца


 


 


 


 


 


 


 

Ответы к заданиям

Тематические тесты

Тест №1 Мир природы

Вариант 1

задания

1

2

3

4

5

6

Номер ответа

2

1

1

3

2

3

Балл

1

1

1

1

1

1


 

Тест №1 Мир природы

Вариант 2

задания

1

2

3

4

5

6

Номер ответа

3

2

3

1

3

4

Балл

1

1

1

1

1

1


 


 

Тест №1 Мир природы

Вариант 3

задания

1

2

3

4

5

6

Номер ответа

2

4

3

4

3

1

Балл

1

1

1

1

1

1


 


 

Тест №1 Мир природы

Вариант 4

задания

1

2

3

4

5

6

Номер ответа

3

2

4

3

3

2

Балл

1

1

1

1

1

1


 

6 баллов – «5»

5 баллов – «4»

4 - 3 балла – «3»


 

Тест №2 Здоровье

Вариант 1

Какие два основных вида деятельности человека учитываются при составлении режима дня?

Музыка и пение

Зарядка и сон

Катание на лыжах и санках

Чередование труда и отдыха


 

Выдели то, что относится к физическому труду:

чтение книги

уборка квартиры

наблюдение за бабочками

выполнение уроков

 

Выдели то, что относится к учебному труду:

уборка листьев осенью

мытьё посуды

работа с учебником

посадка саженцев


 

Что нужно делать, чтобы правильно соблюдать режим питания?

Есть разнообразные фрукты и овощи

Есть много шоколадных конфет

Всегда есть одну и ту же пищу

Не успел пообедать, нужно больше съесть за ужином


 

Что делать, чтобы уберечь себя от травм:

Не бегать

Не прыгать

Быть всегда осторожным и внимательным

Не играть


 

Как уберечь себя от простудных заболеваний?

Есть много мороженого

Чихать, не закрывая рот

Ходить в школу больным

Одеваться в соответствии с погодой


 


 

Тест №2 Здоровье

Вариант 2

1 Какие два основных вида деятельности человека учитываются при составлении режима дня?

Чтение книг и прогулка

Закаливание и подъём

Чередование труда и отдыха

Зарядка и сон

Выдели то, что относится к физическому труду:

уборка школьного двора

просмотр телепередач

занятия музыкой

игра во дворе

 

Выдели то, что относится к учебному труду:

обрезка деревьев и кустарников

решение задач и примеров

уборка квартиры

кормление животных

 

Что нужно делать, чтобы правильно соблюдать режим питания?

Питаться каждый день в разное время

Использовать в пищу продукты, богатые витаминами

Обед и ужин съедать за один раз

Много гулять


 


 

Что делать, чтобы уберечь себя от травм?

Быстро бегать

Пить лекарства без разбора

Переходить улицу, не обращая внимания на светофор

Во всём соблюдать меры предосторожности


 

Как уберечь себя от простудных заболеваний?

Во время болезни ходить в марлевой повязке

Кашлять, не отворачиваясь

Ходить в морозную погоду без шарфа и шапки

Не высушивать промокшую обувь


 


 


 

Тест №2 Здоровье

Вариант 3

Какие два основных вида деятельности человека учитываются при составлении режима дня?

Прогулка и послеобеденный отдых

Ранний утренний подъём и вечерний сон

Закаливание и спортивные игры

Труд и активный отдых


 

Выдели то, что относится к физическому труду:

занятия в хоре

игры на компьютере

прогулки

уборка класса

 

Выдели то, что относится к учебному труду:

физкультминутка на уроке

написание сочинения

просмотр мультфильмов

кормление животных


 

Что нужно делать, чтобы правильно соблюдать режим питания?

Заниматься спортом

Всегда мыть руки перед едой

Есть только один раз в день

Пить много воды


 


 

Что делать, чтобы уберечь себя от травм:

лазать по деревьям

кататься с ледяной горки вблизи проезжей части дороги

осторожно обращаться с колющими и режущими предметами

кататься на роликах по проезжей части


 


 

Как уберечь себя от простудных заболеваний?

Для лыжных прогулок надевать лёгкую, но тёплую одежду

Осенью носить летнюю одежду

В холодную погоду гулять без шапки

Не высушивать промокшую обувь


 

Тест №2 Здоровье

Вариант 4

Какие два основных вида деятельности человека учитываются при составлении режима дня?

Ранний подъём и вечерний сон

Купание и воздушные процедуры

Труд и активный отдых

Учёба в школе и выполнение домашних заданий


 

Выдели то, что относится к физическому труду:

чтение сказок

помощь по дому

игра с домашними животными

просмотр телепередач

 

Выдели то, что относится к учебному труду:

посещение музея по теме урока

прогулка в парке

завтрак между уроками

игры на перемене


 

Что нужно делать, чтобы правильно соблюдать режим питания?

Завтрак, обед, полдник и ужин в определённое время

Есть фрукты и овощи немытыми

Есть больше молочных продуктов

Пить только молоко


 


 

Что делать, чтобы уберечь себя от травм:

лазать по крышам

обходить автобус на остановке спереди

осторожно обращаться с электроприборами

ездить на велосипеде по проезжей части дороги


 

Как уберечь себя от простудных заболеваний?

Ходить под дождём без зонта

При первых признаках простуды вызвать врача

Бегать, играть, когда поднялась температура

Если заболел, пользоваться общим полотенцем, мылом и посудой


 


 

Тест №2 Здоровье

Вариант 1

задания

1

2

3

4

5

6

Номер ответа

4

2

3

1

3

4

Балл

1

1

1

1

1

1


 

Тест №2 Здоровье

Вариант 2

задания

1

2

3

4

5

6

Номер ответа

3

1

2

2

4

1

Балл

1

1

1

1

1

1


 


 

Тест №2 Здоровье

Вариант 3

задания

1

2

3

4

5

6

Номер ответа

4

4

2

2

3

1

Балл

1

1

1

1

1

1


 


 

Тест №2 Здоровье

Вариант 4

задания

1

2

3

4

5

6

Номер ответа

3

2

1

1

3

2

Балл

1

1

1

1

1

1


 

6 баллов – «5»

5 баллов – «4»

4 - 3 балла – «3»

Тематические тесты состоят из 6-ти заданий, первые 4 из которых предполагают проверку знаний базового минимума, обозначенного в стандартах образования. 5-е и 6-е задания предназначены для учащихся, претендующих на «4» и «5». Соответственно, критерий оценки таков:

3 – 4 первых верно выполненных задания – 3

5 верно выполненных заданий – 4

Все 6 правильно выполненных заданий – 5

Время выполнения тематического теста – 10 – 15 минут.


 

Итоговый контроль

Тест №3

Вариант 1

Впиши недостающий месяц:

Май – июнь

----- - август


 

Какой день недели наступит через четыре дня после воскресенья?

Понедельник

Среда

Четверг

Пятница


 

Выдели объект живой природы:

солнце

камень

дерево

радуга


 

Найди и отметь лишнее слово:

тыква

вишня

капуста

помидор


 

Что может произойти, если комнатные растения поливать очень часто?

Расцветут ещё лучше

Не знаю

Могут погибнуть

Вырастут быстрее


 

Найди лишнее слово:

рожь

пырей

пшеница

овёс

Укажи название дерева, на котором осенью листья бывают пурпурного цвета:

дуб

сосна

осина

каштан


 

Найди дикое животное:

лошадь

кролик

корова

лось


 

Соедини стрелкой животное и продукт питания (использования), который оно даёт человеку:

1 яйца

курица 2 шерсть

3 молоко

4 сыр


 

Найди растение, относящееся к деревьям:

шиповник

клевер

сосна

сирень


 

Найди лишнее:

паук

комар

бабочка

жук


 

Определи и впиши цифру нужного слова:

лето

осень

зима

весна


 

Низкое солнышко светит, но не греет. Все деревья покрыты сверкающим в холодных лучах солнца серебром. Дети в тёплых шубках и меховых шапках катаются с высокой горы. Это красавица _________ .


 

Итоговый контроль

Тест №3

Вариант 2

Впиши недостающий месяц:

Апрель --------

Июнь - июль


 

Какой день недели наступит через два дня после понедельника?

Пятница

Воскресенье

Среда

четверг


 

Выдели объект неживой природы:

кустарники

деревья

горы

животные


 

Найди и отметь лишнее слово:

свёкла

слива

яблоко

груша


 

Что может произойти, если комнатные растения не поливать?

Вырастут быстрее

Расцветут ещё лучше

Могут погибнуть

Не знаю


 

Найди лишнее слово:

осот

лебеда

пырей

рожь


 


 

Укажи название дерева, на котором осенью листья бывают багряного цвета:

берёза

клён

ель

дуб


 

Найди домашнее животное:

лось

заяц

конь

медведь


 

Соедини стрелкой животное и продукт питания (использования), который оно даёт человеку:

1 яйца

овца 2 молоко

3 сыр

4 шерсть


 

Найди растение, относящееся к кустарникам:

сосна

лиственница

одуванчик

сирень


 

Найди лишнее:

сокол

петух

пчела

цапля


 

Определи и впиши цифру нужного слова:

зима

весна

лето

осень


 

Всё ярче и теплее светит ласковое солнышко. На проталинах распускаются первоцветы. Лесные звери чаще покидают свои жилища в поисках пищи. Очень скоро распустят свои серёжки лещина и ива. Это красавица ----------- .


 

Итоговый контроль

Тест №3

Вариант 3

Впиши недостающий месяц:

февраль ----------

апрель - май


 


 

Какой день недели наступит через пять дней после понедельника?

Вторник

Четверг

Воскресенье

Суббота


 

Выдели объект живой природы:

радуга

облака

солнце

птицы


 

Найди и отметь лишнее слово:

вишня

картофель

слива

малина

Что может произойти, если у комнатных растений никогда не рыхлить почву?

Вырастут быстрее

Погибнут

Зацветут быстрее

Вырастут и станут пышнее

Найди лишнее слово:

рожь

овёс

пшеница

осот

Укажи название дерева, у которого осенью листья не бывают красного цвета:

осина

рябина

берёза

клён


 

Найди дикое животное:

баран

индюшка

лиса

корова


 

Соедини стрелкой животное и продукт питания (использования), который оно даёт человеку:

1 яйца

корова 2 шерсть

3 мясо

4 одежда


 

Найди растение, относящееся к травам:

шиповник

каштан

ель

клевер


 

Найди лишнее:

ящерица

карась

щука

окунь


 

Определи и впиши цифру нужного слова:

зима

весна

лето

осень


 

Наступили самые большие каникулы. Припекает жаркое солнышко. На лесной полянке, под листочками, прячутся душистые ягоды земляники. Весь лес наполнен птичьими трелями. В полях жёлтыми глазками с белыми ресничками качают своими головками ромашки. Это радостное ------------- .


 


 


 

Итоговый контроль

Тест №3

Вариант 4

Впиши недостающий месяц:

октябрь – ноябрь

----------- - январь


 

Какой день недели наступит через три дня после субботы?

Понедельник

Четверг

Среда

Вторник


 

Выдели объект неживой природы:

птица

рыба

туча

ёж


 

Найди и отметь лишнее слово:

помидоры

огурцы

морковь

яблоко


 

Что может произойти, если комнатные растения поливать очень часто?

Вырастут быстрее

Зацветут быстрее

Погибнут

Не знаю


 


 

Найди лишнее слово:

пырей

овёс

рожь

пшеница


 


 

Укажи название дерева, на котором осенью листья бывают красного цвета:

берёза

лиственница

клён

дуб


 

Найди домашнее животное:

медведь

курица

заяц

лиса


 

Соедини стрелкой животное и продукт питания (использования), который оно даёт человеку:

1 сыр

баран 2 мясо

3 молоко

4 яйца


 

Найди растение, относящееся к травам:

сосна

лещина

тимофеевка

липа


 

Найди лишнее:

корова

медведь

лебедь

заяц


 

Определи и впиши цифру нужного слова:

зима

весна

лето

осень


 

Дни становятся короче. Солнце светит реже. Деревья роняют в лужи свои яркие наряды. Чаще дуют холодные ветры. Моросящий дождик заставляет детей сидеть дома. Иногда дождь переходит в мокрый снег. Это унылая -------------------- .


 

Ответы к заданиям Итоговый тест

Тест №3

Вариант 1

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Номер ответа

июль

4

3

2

3

2

3

4

1

3

1

3

Балл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


 

Тест №3

Вариант 2

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Номер ответа

май

4

3

1

3

4

2

3

4

4

3

2

Балл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


 

Тест №3

Вариант 3

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Номер ответа

март

3

4

2

2

4

3

3

3

4

1

3

Балл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


 

Тест №3

Вариант 4

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Номер ответа

декабрь

3

3

4

3

1

3

2

2

3

1

4

Балл

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


 

11 - 12 баллов – «5»

9 – 10 баллов – «4»

6 – 8 баллов – «3»

Итоговый тест состоит из 12 заданий, первые 8 из которых предполагают проверку необходимого базового минимума.

Критерий оценки таков:

6– 8 первых верно выполненных заданий – «3»

9– 10 верно выполненных заданий – «4»

11 – 12 выполненных заданий – «5»

Время выполнения итогового теста – 20 – 25 минут.


 

Литература:

Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, М. Н. Быстрова – Тесты. Начальная школа.– М.:Дрофа, 2006.

С. И. Волкова, И. С. Ордынкина. - Математика. Тесты и контрольные работы. – М.: «Родничок», 2007.

Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина. - Тесты. Начальная школа. – М.: «Илекса», 2000.


 

Использованная литература.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана – Граф, 2010.

Беседы с учителем: 2 класс четырёхлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – Вентана-Граф, 2008.

Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир мир: 2 класс: Рабочие тетради к учебнику в 2 частях. – 5 изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2008.

Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/ авт.-сост. О.А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2006.


 

Система оценки достижений учащихся

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный опрос.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:

тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

преобладание при описании объекта его несущественных признаков;

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объекта на карте.


 

Опубликовано


Поблагодарить автора 2 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.