Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для слабослышащих учащихся 2 класса

3
0
Материал опубликован 13 August 2017

 

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово»

 

 

 

Утверждено

Директор ГОКУ

«СКШИ г.Черемхово»

________________/Бонах С.А./

приказ №_____от____________

«___»________________ 2016г.


 

Рабочая программа по предмету

«Окружающий мир»

для слабослышащих учащихся 2 класса (вспомогательный класс)


 


 


 

Разработала: МатыгулинаТ.В.,

учитель начальных классов


 


 


 


 


 


 

2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе программы по окружающему миру для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, вспомогательные классы. (К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Просвещение, 2006г.)

Цель программы: формирование мировоззрения учащихся, воспитанию любви и бережного

отношения к природе.

Задачи:

познакомить детей с живой и неживой природой;

сформировать у них первоначальное представление о природе, как едином целом;

научить устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы;

воспитывать бережное отношение к природе.

Учебный предмет «Ознакомление с окружающим миром» знакомит учащихся с природой, общественной жизнью и трудом людей, культурой поведения, а также способствует формированию представлений о природных объектах и явлениях.

Для реализации рабочей программы используется учебник «Ознакомление с окружающим миром» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 вида, Зыкова Т.С., Зыкова М.А- М: «Просвещение» 2008г

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), их них 16 часов – практические занятия и экскурсии, 4 часа на контрольно – обобщающие уроки.

Наблюдениям за погодой и работе с календарем погоды и природы отводится время на каждом уроке.

В преподава­нии предмета часть времени занимают такие методы, как:

непос­редственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе;

осу­ществление простейшего учебного эксперимента, а также органи­зация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практи­ческие работы, наблюдения на пришкольном участке.

Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изу­чения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности.

На уроках «Окружающий мир» обеспечивается работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе, создаются условия для на­копления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения и т. д.

Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений: наблюдать за объектами и явле­ниями природы, выделять их существенные и несущественные при­знаки, сравнивать, обобщать, делать выводы и доступно рассказы­вать о явлениях.

На уроках окружающего мира, как и на всех других, реализуются требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произно­шением и исправление допускаемых ошибок).

При изучении тем «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе» выдержан единый план изложения:

изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана;

из­менения в жизни животных и их охрана;

сезонный труд людей.

Такой подход к изучению природы не просто зна­комит учащихся с ее явлениями и предметами, но и, что очень важ­но, помогает ребенку объяснить последние, пусть на самом элемен­тарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир » тесно связан с остальными предметами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей, способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как обучение грамоте, развитие речи, трудовое обучение. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на других уроках, на занятиях по этому предмету расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность.

Формы контроля: контрольно – обобщающие уроки в конце каждой четверти.

Содержание программы носит коррекционный характер.

При проведении уроков используются беседы, наблюдения, экскурсии, работа с текстом, различные виды игр, практикумы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать и уметь:

называть свой домашний адрес;

название профессий работников школы;

называть страну, в которой живут, главный город страны;

выполнять режим дня, элементарные требования личной гигиены;

основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания и уметь

использовать их в отношениях с людьми;

название и виды транспорта;

правила поведения на улице и выполнять их, правила перехода улицы;

правила обращения с бытовыми приборами;

ухаживать за растениями

Учебно-тематический план

раздела,

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические занятия, экскурсии

Контрольные занятия

 

I четверть

       
 

Наш дом

3

3

   

1.1

Профессии родителей.

1

1

   

1.2

Режим дня, виды труда в режиме дня

1

1

   

1.3

Труд детей по самообслуживанию дома, его содержание и значение.

1

1

   
 

Наша школа

4

3

1

 

1.4

Режим дня, виды труда, труд детей в школе

1

1

   

1.5

Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.

1

1

   

1.6

Расписание уроков.

1

1

   

1.7

Определение времени по часам с точностью до часа.

1

 

1

 
 

Город, где мы учимся

6

6

   

1.8

Транспорт города.

1

1

   

1.9

Наземный, воздушный, водный транспорт.

1

1

   

1.10

Профессии людей, работающих на транспорте.

1

1

   

1.11

Пешеходный переход, светофор.

1

1

   

1.12

Правила поведения на дороге.

Правила пользования общественным транспортом.

1

1

   

1.13

Правила поведения на улице, в общественных местах.

1

1

   
 

Родная природа

4

1

2

1

1.14

Наблюдение за изменениями в природе осенью. Время года, времена года.

1

 

1

 

1.15

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.

1

1

   

1.16

Контрольно - обобщающий урок.

1

   

1

1.17

Наблюдения, происходящие в природе и деятельности людей осенью. Экскурсия в природу

II четверть

1

 

1

 
 

Тело человека и уход за ним

3

2

1

 

2.1

Части тела человека.

1

1

   

2.2

Привитие навыков личной гигиены.

1

1

   

2.3

Практическое занятие «Мойдодыр».

1

 

1

 
 

Родная природа

5

4

1

 

2.4

Поздняя осень. Экскурсия

1

 

1

 

2.5

Деревья в лесу.

1

1

   

2.6

Грибы. Съедобные грибы

1

1

   

2.7

Ягоды и орехи

1

1

   

2.8

Дикие животные

1

1

   
 

Наша школа

3

2

1

 

2.9

Школа, класс и другие помещения

1

1

   

2.10

Профессии работников школы

1

1

   

2.11

Правила поведения в столовой.

1

 

1

 
 

Город, где мы учимся

3

2

 

1

2.12

Наша Родина. Главный город нашей страны

1

1

   

2.13

Символы России: герб, флаг

1

1

   

2.14

Контрольно – обобщающий урок

1

   

1

 

III четверть

       
 

Наш дом

5

3

2

 

3.1-3.2

Мой дом и моя квартира. Оборудование дома.

2

1

1

 

3.3

Выполнение посильных поручений в семье.

1

1

   

3.4

Личная гигиена школьника.

1

1

   

3.5

Практическое занятие: правила утреннего и дневного туалета.

1

 

1

 

3.6

Наша школа

Правила поведения в школе.

5

1

1

4

1

 

3.7

Выполнение поручений: уборка класса, спальни.

1

 

1

 

3.8

Правила поведения во время занятий.

1

1

   

3.9

Практическое занятие: уход за комнатными растениями

1

 

1

 

3.10

Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами.

1

 

1

 
 

Город, где мы учимся

2

1

1

 

3.11

Профессии людей занятых на производстве, в транспорте, в строительстве.

1

1

   

3.12

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

 

1

 
 

Сад и огород

9

3

5

1

3.13-3.14

Растения плодового сада: деревья и кустарники

2

1

1

 

3.15-3.16

Названия овощей. Значение выращивания растений и их использования.

2

1

1

 

3.17-3.18

Названия фруктов. Значение выращивания растений и их использования.

2

1

1

 

3.19

Различие по форме, по цвету, по вкусу, по величине, по запаху овощей и фруктов.

1

 

1

 

3.20

Группировка по сходным признакам.

Использование человеком овощей и фруктов.

1

 

1

 

3.21

Контрольно – обобщающий урок

1

   

1

 

IV четверть

       
 

Наша школа

3

2

1

 

4.1

Бережное отношение к вещам.

1

1

   

4.2-4.3

Уход за обувью, одеждой.

2

1

1

 
 

Город, где мы учимся

3

1

2

 

4.4

Улица.

1

1

   

4.5

Практическое занятие «Переход улицы»

1

 

1

 

4.6

Природа города.

Экскурсия в парк.

1

 

1

 
 

Растения поля

4

2

2

 

4.7-4.8

Названия растений

2

1

1

 

4.9

Строение растений

1

 

1

 

4.10

Использование растений человеком

1

1

   
 

Комнатные растения

6

2

3

1

4.11-4.12

Название комнатных растений

2

1

1

 

4.13-4.14

Строение растений

2

1

1

 

4.15

Уход за комнатными растениями

1

 

1

 

4.16

Контрольно – обобщающий урок

1

   

1

 

Итого

68

38

26

4

Содержание программы предмета

«Окружающий мир»

Раздел 1. Знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения

Профессии родителей. Режим дня, виды труда в режиме дня. Труд детей по самообслуживанию дома, его содержание и значение. Мой дом и моя квартира, оборудование дома.

Выполнение посильных поручений в семье.

Личная гигиена школьника. Режим дня, виды труда, труд детей в школе

Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение. Расписание уроков. Школа, класс и другие помещения. Профессии работников школы. Бережное отношение к вещам. Уход за обувью, одеждой.

Транспорт города. Наземный, воздушный, водный. Профессии людей, работающих на транспорте. Пешеходный переход, светофор. Правила поведения на дороге. Правила пользования общественным транспортом. Место для игр и катания на велосипеде. Правила поведения на улице, в общественных местах.

Наша Родина. Главный город нашей страны. Символы России: герб, флаг. Профессии людей занятых на производстве, в транспорте, в строительстве.

Практическое занятие «Переход улицы» Природа города. Работа по уходу за растениями.

Раздел 2. Природа, общение с природой. Природные объекты, явления. Культура поведения

в природе. Трудовая деятельность людей.

Наблюдение за изменениями в природе. Временные понятия: утро, день, вечер, ночь. Время года, времена года. Наблюдения, происходящие в природе и деятельности людей осенью. Поздняя осень. Деревья в лесу. Грибы. Съедобные грибы. Ягоды и орехи. Дикие животные. Растения плодового сада: деревья и кустарники. Названия овощей. Значение выращивания растений и их использования. Местные овощи и фрукты. Различие по форме, по цвету, по вкусу, по величине, по запаху. Группировка по сходным признакам. Комнатные растение. Растения поля. Части тела человека. Привитие навыков личной гигиены.








 

Средства контроля

Контрольно – обобщающий урок за 1 четверть

Контрольно – обобщающий урок за 2 четверть

Контрольно – обобщающий урок за 3 четверть

Контрольно – обобщающий урок за 4 четверть

Учебно-методические средства обучения

Литература ( основная и методическая):

1. В. П. Александрова, С. А. Борисова, А.А. Плешаков. Мир вокруг нас

методическое пособие для учителя М.: «Просвещение» 2002 г.

2. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова «Ознакомление с окружающим миром»

Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных

учреждений I и II видов. М.: « Просвещение» 2008 г.

3. Н.Ю. Донская, Л. В. Николаева. « Ознакомление с окружающим миром» Тетрадь

для учащихся 1 класса школы глухих (2 отделение). М.: « Просвещение » 1994г.

4. Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных)

образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 2004.

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса:

Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам http://svetly5school.narod.ru/metod1.html.

В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- ollection.edu.ru/.

Презентации уроков «Начальная школа»~ Презентация уроков. «Начальная школа» Уроки Кирилла и Мефодия. … nachalka.school-club.ru›about/193.

Архив учебных программ - презентации, уроки... rusedu.ru›

Начальная школа.

Презентации разные - Начальные классы - Сообщество взаимопомощи... pedsovet.su›.

Презентации, клипы, уроки для начальной школы shkola-abv.ru.

Дидактические материалы:

Демонстрационные плакаты и таблицы.

Раздаточный дидактический материал.

Мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).

Приложение

      1. Контрольно – обобщающий урок за 1 четверть

Как зовут твою маму? Твоего папу? Кем работает мама? Что делает папа?

Девочка …… …….. Мальчик……. ……

(подметает пол, убирает мусор)

Чем занимался на прогулке?

Назови дни недели

Покажи первый день недели

Прочитай названия уроков

В какой день больше уроков?

Назови водный транспорт.

Осенние месяцы: ….. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Части тела человека - ….

      1. Контрольно – обобщающий урок за 2 четверть

Какое время года?

Назови осенние месяцы

Берёза, осина, ель, сосна – это … (деревья)

Грибы- ………. (подосиновик, подберёзовик, сыроежка)

Ягоды- клубника, черника, брусника- это …. (ягоды)

Дикие животные- …….. (лось, волк, лиса, заяц, белка)

Класс, столовая, кабинет врача, спортзал, актовый зал это помещения школы

Кто работает в школе? (врач повар учитель воспитатель няня)

За столом сиди ….. (прямо, не разговаривай, кушай аккуратно)

Родина - ……. (Россия)

Главный город - ……. ( Москва), символика - ….( флаг России герб)

      1. Контрольно – обобщающий урок за 3 четверть

В каком городе ты живешь? Назови адрес.

Как ты помогаешь маме (папе) дома?

Умывальные принадлежности: …….. ( мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце, мочалка)

На уроке сиди … (спокойно). Если хочешь сказать - ….. (подними руку)

Утюг, печь, лампа, холодильник – это ….. (бытовые приборы)

Назови профессии.

Повар, учитель, воспитатель, няня, шофер, строитель.

Кто работает в нашей школе?

Яблоня, вишня, смородина, груша, крыжовник, малина- это….

Капуста, горох, помидор, огурец – это ….. овощи.

Яблоко, груша, лимон, апельсин – это…… фрукты.

Что это?

Какой по форме?

Какого цвета?

Какой по величине?

Кисель из….. ( малины) .Компот из …. (вишни). Варенье из…. ( смородины)

      1. Контрольно – обобщающий урок за 4 четверть

Дни недели - ……..

Режим дня - утро ( ….), день (…..), вечер (…..)

Обувь ….., одежда ….

Мама …. (пришивает пуговицу)

Девочка …. (чистит обувь)

Назови одежду, обувь

Улица тротуар дорога машина перекрёсток переход

Сначала посмотри ….. (налево, направо, машины нет – иди)

Берёза акация сосна ель клён – это ……деревья.

Парк, деревья, цветы, птицы

Пшеница рожь ячмень овёс гречиха картофель – это…..( растения поля)

Цветы - ……… (герань ,фиалка)

Части растений : ……..(цветок стебель лист корень)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.