12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоцерковец Юлия Владимировна53
Учитель истории и обществознания
Россия, Луганская Народная Респ., г. Старобельск
















Рабочая программа


Дополнительного общеразвивающего туристско – краеведческого


направления «Юные музееведы»






Автор: Белоцерковец Ю.В.


Учитель истории и обществознания











2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа туристско – краеведческого направления «Юные музееведы» допущено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 481 от 21.07.2017). Рассмотрено Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики» (протокол № 3 от 15.06.2017), направлена на развитие, обучение и воспитание подрастающего поколения, на связь с прошлым, на формирование культурной и исторической памяти прошлого. Чтобы учащиеся могли проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может быть такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных образовательных учреждениях Луганской Народной Республики отводится музейной педагогике, которая призвана комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории города, района, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно - образовательной и экспозиционной работы. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д. В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Актуальность данной образовательной программы заключается в необходимости формирования у подрастающего поколения культурной и исторической памяти, тесной связи с прошлым, знания своих истоков. Благодаря данному кружку дополнительного образования воспитанники смогут не только найти, прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, но и «прикоснуться» к прошедшей эпохе, «потрогать ее руками», эмоционально пережить артефакты.

А так же определяется запросами со стороны детей и их родителей на программу «Юные музееведы» средних и старших школьников. Материально – технические условия для реализации программы имеются на базе школьного музея.

Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся в кружке на основе их собственной творческой деятельности является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в подростковом уязвимом возрасте, что повышает их самооценку воспитания, и его оценку в глазах окружающих.

Цель:

воспитание патриотизма и развитие сознания, сохранения истории родного края для будущих поколений посредством изучения школьниками основ музейной грамотности.

Основные задачи программы:

обучающие:

сформировать начальные знания об истории музейного дела, профессии

«экскурсовод»;

изучить теорию музееведения;

расширить и углубить знания обучающихся по истории родного края на основе знакомства с материалами музеев;

познакомить с историей музейного дела и с работой краеведческого музея г.Старобельска;

развивающие:

способствовать развитию интереса к музейному делу и профессии

«экскурсовод»;

развивать мотивацию к сбору краеведческого материала;

приобщать обучающихся к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала;

развивать самостоятельность и инициативу, познавательный интерес обучающихся к изучению истории,

развивать культуру речи обучающихся, умение публично выступать;

развивать умения работать с различными источниками информации

воспитательные:

воспитывать культуру общения,

-прививать интерес к деятельности школьного музея, оформлению выставок к памятным датам;

воспитывать у обучающихся уважение к прошлому своего народа; ответственность за судьбу родного края и страны;

сформировать толерантность, уважение к истории, культуре, традициям различных народов;

воспитывать активную жизненную позицию.

Особенности программы:

Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Программа предусматривает обучение в творческих объединениях базового (общекультурного) уровня на протяжении одного года.

На обработку учебного материала отводится 34 часа в год.

Программа разработана для реализации в творческих объединениях по интересам образовательных учреждений Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся возраст которых не младше 12 лет.

Занятия творческого объединения организуются следующим образом: одно занятие теоретическое, второе – практическое. Продолжительность занятий определяется с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки и составляет в академических часах (45 минут). Ориентировочное соотношение теоретических и практических часов 1:2. Экскурсии и практические занятия являются обязательными и необходимыми составляющими учебно-воспитательного процесса. Они предусматривают создание условий для приближения содержания тем к реальной жизни. Формы организации деятельности с обучающимися: В программе творческого объединения, в зависимости от педагогической цели и задач, последовательно применяются групповые, индивидуальные и фронтальные формы работы. Во время изучения курса предусматривается использование интерактивных, эвристических, поисковых, объяснительно-иллюстративных, исследовательских методов обучения, а также методов активизации познавательной деятельности, формирования и стимулирования познания. Используются современные технические способы обучения. Типы занятий: теоретические, практические, лабораторные, комбинированные

Формы контроля за результативностью обучения.

Для оценки уровня знаний и навыков обучающихся в объединении предусмотрены такие формы контроля: текущий (собеседование, обсуждение, решение творческих задач); промежуточный (создание работ промежуточных этапов расширение теоретических знаний и практических умений; итоговый (участие в различных конкурсах и фестивалях). Формами подведения итогов реализации программы являются участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, выставках, соревнованиях.


Прогнозируемые результаты. Обучающиеся будут знать:

основные исторические, археологические и природные памятники родного края, документацию для проведения археологических раскопок, основные документы музейного дела;

историю музейного дела;

жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела;

основы музееведческой деятельности;

методику проведения поисково-исследовательской работы;

основные термины, применяемые в музейном деле;

правила учета и хранения экспонатов;

требования к экскурсии; основные правила составления экскурсии;

основные правила проведения экскурсии;

основные правила интервьюирования;

Обучающиеся будут уметь

общаться с людьми;

вести исследовательские краеведческие записи;

систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить,

вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу;

применять музейные термины на практике;

внести экспонат в книгу учета фондов;

проводить экскурсии в школьном музее, владение методикой проведения экскурсии, использование различных приемов, культуры и выразительности речи при проведении экскурсии;

общаться с интересными людьми, брать интервью;

ориентироваться в коллекциях музеев города и Республики;

проводить самостоятельную исследовательскую работу;

свободно оперировать имеющейся информацией.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Название раздела, темы

Всего

Количество часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

РАЗДЕЛ I. Вступительная часть

2

1

1

1.1

Вводное занятие

2

1

1

2

РАЗДЕЛ II

Музей, как центр обучения и воспитания в школе


6


3


3

2.1

Знакомство с положением о музее

2

1

1

2.2

Основные направления деятельности музея

2

1

1

2.3

Работа экскурсовода по музею и его

обязанности

2

1

1

3

РАЗДЕЛ III

Фонды музея. Научная организация фондовой работы


4


2


2

3.1

Музейные предметы как основа работы музея

2

1

1

3.2

Научная организация фондов музеев.

2

1

1

4

РАЗДЕЛ IV

Поисково-собирательская работа


6


2


4

4.1

Поисково-исследовательская и научная

деятельность музея

4

1

3

4.2

Выставочная деятельность музея.

Классификация выставок .

2

1

1

5

РАЗДЕЛ V

Учет и хранение фондов


4


2


2

5.1

Задачи учетно-хранительной работы

2

1

1

5.2

Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах.

2

1

1

6

РАЗДЕЛ VI.

Экспозиционная работа

4

2

2

6.1

Музейная экспозиция и её виды

1

1

-

6.2

Особенности экспозиций разных групп

музеев

3

1

2

7

РАЗДЕЛ VII

Подготовка и проведение музейной экскурсии


7


1


6

7.1

Экскурсия, как основная форма

1

-

1


образовательной деятельности




7.2

Объекты образовательных экскурсий

6

1

5

8

РАЗДЕЛ VIII Подведение итогов

1

-

1


Итого

34

13

21


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ I.

Вступительная часть (2 ч.)


1.1. Вводное занятие (2 ч.)

Теоретические занятия: Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела.

Практические занятия: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?».


РАЗДЕЛ II

Музей, как центр обучения и воспитания в школе (6 ч.)


    1. Знакомство с положением о музее (2 ч.)

Теоретические занятия: Знакомство с положением о музеях. Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Луганской Народной Республики. Предметность и наглядность в музее. Права и обязанности юных музееведов.

Практические занятия: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность музеев в Луганской Народной Республики; изучение предметов и наглядных экспонатов в школьном музее.

    1. Основные направления деятельности музея (2 ч.)

Теоретические занятия: Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Социальная функция музея. Музей на современном этапе развития. Структура краеведческого музея и деятельность его подразделений. Профили музеев. Особенности деятельности музея.

Практические занятия: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; выполнение индивидуальных поисково- исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (формирование вопросов по проблеме для экскурсовода); участие в планировании деятельности музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.

    1. Работа экскурсовода по музею и его обязанности (2 ч.)


Теоретические занятия: Принципы экскурсионной методики; Типы и виды экскурсий. Порядок подготовки и проведения экскурсий в музее.

Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее.

Практические занятия: проверка знаний, умений и навыков экскурсоводов в работе.

РАЗДЕЛ III

Фонды музея. Научная организация фондовой работы ( 4 ч.)


3.1. Музейные предметы как основа работы музея (2 ч.)

Теоретические занятия: Определение понятий «фонды музея»,

«изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат»,

«артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы музея.

Практические занятия: : обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; знакомство и изучение с фондами музея, музейными предметами, экспонатами, артефактами.

3.2. Научная организация фондов музеев. (2 ч.)

Теоретические занятия: Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов музея. Принципы организации фондовой работы в краеведческом музее.

Практические занятия: знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея.


РАЗДЕЛ IV

Поисково-собирательская работа ( 6 ч.)


Поисково-исследовательская и научная деятельность музея (4 ч.) Теоретические занятия: Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. Основные направления научно- исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально- психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность краеведческого музея. Практические занятия: участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок (2 ч.) Теоретические занятия: Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки музея. Классификация выставок. Организация выставок в краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).


Практические занятия: участие в подготовке тематической выставки в краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.


РАЗДЕЛ V

Учет и хранение фондов (4 ч.)


    1. Задачи учетно - хранительской работы. (2 ч.)

Теоретические занятия: Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

Практические занятия: комплектование и обработка материалов для выставки. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно- вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека музея.

    1. Организация хранения (2 ч.)

Теоретические занятия: Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Правила шифрования предметов. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции. Схемы описания музейных предметов. Практические занятия: Прием и выдача предметов. Акт приема-передачи и его форма. Вспомогательные картотеки: книга записи воспоминаний; книга фотофиксаций; журнал приема документов по историческим памятникам; журнал учета газетных материалов; книга фиксации переписки музея с посетителями и общественными организациями. Научное определение и описание предметов.


РАЗДЕЛ VI

Экспозиционная работа ( 4 ч.)


    1. Музейная экспозиция и её виды (1 ч.)

Теоретические занятия: Понятия «музейная экспозиция», «экспонат»,

«экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

    1. Особенности экспозиций разных групп музеев (3 ч.)

Теоретические занятия: Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев,

художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные,

тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практические занятия: участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате; поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками».


РАЗДЕЛ VII

Подготовка и проведение музейной экскурсии (7 ч.)


Экскурсия как основная форма образовательной деятельности (1 ч.) Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция.

Практические занятия: Экскурсионные методы и приемы.

Взаимодействие методов на экскурсии. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатация фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии.

Объекты образовательных экскурсий. (6 ч.)

Теоретические занятия: Принципы экскурсионной методики; Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе образовательного учреждения; Порядок подготовки и проведения экскурсий в музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее. Составление плана каждой экскурсии. Практические занятия: Проведение экскурсий разных типов. Экскурсия- лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны»; Экскурсия

«История города в фотографиях»; Экскурсия-практикум «Спортивная жизнь города»; Обзорная экскурсия «Мемориальный комплекс ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»


РАЗДЕЛ VIII

Подведение итогов (1 ч.)

Практические занятия: подведение итогов работы творческого объединения за год. Награждение лучших обучающихся творческого объединения по итогам учебного года. Задание на лето.


Методическое обеспечение

Закон «Об образовании» Луганской Народной Республики;

Закон о музеях, музейном деле и Музейном фонде Луганской Народной Республики;

Закон о системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики;

Разработки конспектов занятий по конкретным темам музейного дела;

Памятка «Основные этапы разработки экскурсии»;

Методика проведения экскурсии;

Основные требования к экскурсии;

Экскурсионные приемы;

Примерное положение о музее образовательного учреждения;

Учет и научное описание музейного фонда;

Образец заполнения инвентарной книги музея;

Методика организации и проведения массовых мероприятий в музее.

Методические рекомендации о разработке типовых образовательных программ дополнительного образования.

Инструктажи : по техники безопасности жизнедеятельности обучающихся, правилам пожарной безопасности.


Дидактическое обеспечение

Презентация «Памятники архитектуры Луганской Народной Республики»

Схема «Памятные места города и района»;

Игры-тренинги, используемые при подготовки начинающих экскурсоводов;

Упражнения для подготовки речевого аппарата будущего экскурсовода;

Раздаточный материал: вопросник для проведения анкетирования; инвентарные карточки и др.


Материально – техническое обеспечение программы Технические средства обучения:

Компьютер, проектор, экран, ноутбук:

Банк мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), экспонаты школьного музея.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Закон «Об образовании» Луганской Народной Республики

Закон о музеях, музейном деле и Музейном фонде Луганской Народной Республики;

Закон о системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики

Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело» Издательство ОмГПУ 2007г.-15с

Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6

Ефремов А.С. История Луганского края 2003г.

Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 1999. С 199-203.

Авторская программа Д.В.Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2010 год.

Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. М., 2001

2


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.