12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Белоцерковец Юлия Владимировна53 Учитель истории и обществознания Россия, Луганская Народная Респ., г. Старобельск |
Рабочая программа дополнительного общеразвивающего туристско – краеведческого направления «Юные музееведы»
Рабочая программа
Дополнительного общеразвивающего туристско – краеведческого
направления «Юные музееведы»
Автор: Белоцерковец Ю.В.
Учитель истории и обществознания
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительная общеразвивающая программа туристско – краеведческого направления «Юные музееведы» допущено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 481 от 21.07.2017). Рассмотрено Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики» (протокол № 3 от 15.06.2017), направлена на развитие, обучение и воспитание подрастающего поколения, на связь с прошлым, на формирование культурной и исторической памяти прошлого. Чтобы учащиеся могли проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может быть такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных образовательных учреждениях Луганской Народной Республики отводится музейной педагогике, которая призвана комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории города, района, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно - образовательной и экспозиционной работы. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д. В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Актуальность данной образовательной программы заключается в необходимости формирования у подрастающего поколения культурной и исторической памяти, тесной связи с прошлым, знания своих истоков. Благодаря данному кружку дополнительного образования воспитанники смогут не только найти, прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, но и «прикоснуться» к прошедшей эпохе, «потрогать ее руками», эмоционально пережить артефакты.
А так же определяется запросами со стороны детей и их родителей на программу «Юные музееведы» средних и старших школьников. Материально – технические условия для реализации программы имеются на базе школьного музея.
Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся в кружке на основе их собственной творческой деятельности является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в подростковом уязвимом возрасте, что повышает их самооценку воспитания, и его оценку в глазах окружающих.
Цель:воспитание патриотизма и развитие сознания, сохранения истории родного края для будущих поколений посредством изучения школьниками основ музейной грамотности.
Основные задачи программы:обучающие:
сформировать начальные знания об истории музейного дела, профессии
«экскурсовод»;
изучить теорию музееведения;
расширить и углубить знания обучающихся по истории родного края на основе знакомства с материалами музеев;
познакомить с историей музейного дела и с работой краеведческого музея г.Старобельска;
развивающие:способствовать развитию интереса к музейному делу и профессии
«экскурсовод»;
развивать мотивацию к сбору краеведческого материала;
приобщать обучающихся к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала;
развивать самостоятельность и инициативу, познавательный интерес обучающихся к изучению истории,
развивать культуру речи обучающихся, умение публично выступать;
развивать умения работать с различными источниками информации
воспитательные:воспитывать культуру общения,
-прививать интерес к деятельности школьного музея, оформлению выставок к памятным датам;
воспитывать у обучающихся уважение к прошлому своего народа; ответственность за судьбу родного края и страны;
сформировать толерантность, уважение к истории, культуре, традициям различных народов;
воспитывать активную жизненную позицию.
Особенности программы:Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Программа предусматривает обучение в творческих объединениях базового (общекультурного) уровня на протяжении одного года.
На обработку учебного материала отводится 34 часа в год.
Программа разработана для реализации в творческих объединениях по интересам образовательных учреждений Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся возраст которых не младше 12 лет.
Занятия творческого объединения организуются следующим образом: одно занятие теоретическое, второе – практическое. Продолжительность занятий определяется с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки и составляет в академических часах (45 минут). Ориентировочное соотношение теоретических и практических часов 1:2. Экскурсии и практические занятия являются обязательными и необходимыми составляющими учебно-воспитательного процесса. Они предусматривают создание условий для приближения содержания тем к реальной жизни. Формы организации деятельности с обучающимися: В программе творческого объединения, в зависимости от педагогической цели и задач, последовательно применяются групповые, индивидуальные и фронтальные формы работы. Во время изучения курса предусматривается использование интерактивных, эвристических, поисковых, объяснительно-иллюстративных, исследовательских методов обучения, а также методов активизации познавательной деятельности, формирования и стимулирования познания. Используются современные технические способы обучения. Типы занятий: теоретические, практические, лабораторные, комбинированные
Формы контроля за результативностью обучения.Для оценки уровня знаний и навыков обучающихся в объединении предусмотрены такие формы контроля: текущий (собеседование, обсуждение, решение творческих задач); промежуточный (создание работ промежуточных этапов расширение теоретических знаний и практических умений; итоговый (участие в различных конкурсах и фестивалях). Формами подведения итогов реализации программы являются участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, выставках, соревнованиях.
Прогнозируемые результаты. Обучающиеся будут знать:
основные исторические, археологические и природные памятники родного края, документацию для проведения археологических раскопок, основные документы музейного дела;
историю музейного дела;
жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела;
основы музееведческой деятельности;
методику проведения поисково-исследовательской работы;
основные термины, применяемые в музейном деле;
правила учета и хранения экспонатов;
требования к экскурсии; основные правила составления экскурсии;
основные правила проведения экскурсии;
основные правила интервьюирования;
Обучающиеся будут уметь
общаться с людьми;
вести исследовательские краеведческие записи;
систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить,
вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу;
применять музейные термины на практике;
внести экспонат в книгу учета фондов;
проводить экскурсии в школьном музее, владение методикой проведения экскурсии, использование различных приемов, культуры и выразительности речи при проведении экскурсии;
общаться с интересными людьми, брать интервью;
ориентироваться в коллекциях музеев города и Республики;
проводить самостоятельную исследовательскую работу;
свободно оперировать имеющейся информацией.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№ п/п | Название раздела, темы | Всего | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | РАЗДЕЛ I. Вступительная часть | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | РАЗДЕЛ II Музей, как центр обучения и воспитания в школе | 6 | 3 | 3 |
2.1 | Знакомство с положением о музее | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Основные направления деятельности музея | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Работа экскурсовода по музею и его обязанности | 2 | 1 | 1 |
3 | РАЗДЕЛ III Фонды музея. Научная организация фондовой работы | 4 | 2 | 2 |
3.1 | Музейные предметы как основа работы музея | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Научная организация фондов музеев. | 2 | 1 | 1 |
4 | РАЗДЕЛ IV Поисково-собирательская работа | 6 | 2 | 4 |
4.1 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея | 4 | 1 | 3 |
4.2 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок . | 2 | 1 | 1 |
5 | РАЗДЕЛ V Учет и хранение фондов | 4 | 2 | 2 |
5.1 | Задачи учетно-хранительной работы | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах. | 2 | 1 | 1 |
6 | РАЗДЕЛ VI. Экспозиционная работа | 4 | 2 | 2 |
6.1 | Музейная экспозиция и её виды | 1 | 1 | - |
6.2 | Особенности экспозиций разных групп музеев | 3 | 1 | 2 |
7 | РАЗДЕЛ VII Подготовка и проведение музейной экскурсии | 7 | 1 | 6 |
7.1 | Экскурсия, как основная форма | 1 | - | 1 |
| образовательной деятельности | | | |
7.2 | Объекты образовательных экскурсий | 6 | 1 | 5 |
8 | РАЗДЕЛ VIII Подведение итогов | 1 | - | 1 |
| Итого | 34 | 13 | 21 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вступительная часть (2 ч.)
Теоретические занятия: Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела.
Практические занятия: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?».
Музей, как центр обучения и воспитания в школе (6 ч.)
- Знакомство с положением о музее (2 ч.)
Теоретические занятия: Знакомство с положением о музеях. Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Луганской Народной Республики. Предметность и наглядность в музее. Права и обязанности юных музееведов.
Практические занятия: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность музеев в Луганской Народной Республики; изучение предметов и наглядных экспонатов в школьном музее.
- Основные направления деятельности музея (2 ч.)
Теоретические занятия: Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Социальная функция музея. Музей на современном этапе развития. Структура краеведческого музея и деятельность его подразделений. Профили музеев. Особенности деятельности музея.
Практические занятия: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; выполнение индивидуальных поисково- исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (формирование вопросов по проблеме для экскурсовода); участие в планировании деятельности музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.
- Работа экскурсовода по музею и его обязанности (2 ч.)
Теоретические занятия: Принципы экскурсионной методики; Типы и виды экскурсий. Порядок подготовки и проведения экскурсий в музее.
Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее.
Практические занятия: проверка знаний, умений и навыков экскурсоводов в работе.
РАЗДЕЛ IIIФонды музея. Научная организация фондовой работы ( 4 ч.)
3.1. Музейные предметы как основа работы музея (2 ч.)
Теоретические занятия: Определение понятий «фонды музея»,
«изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат»,
«артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы музея.
Практические занятия: : обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; знакомство и изучение с фондами музея, музейными предметами, экспонатами, артефактами.
3.2. Научная организация фондов музеев. (2 ч.)
Теоретические занятия: Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов музея. Принципы организации фондовой работы в краеведческом музее.
Практические занятия: знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея.
Поисково-собирательская работа ( 6 ч.)
Поисково-исследовательская и научная деятельность музея (4 ч.) Теоретические занятия: Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. Основные направления научно- исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально- психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность краеведческого музея. Практические занятия: участие в поисково-исследовательской деятельности музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок (2 ч.) Теоретические занятия: Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки музея. Классификация выставок. Организация выставок в краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практические занятия: участие в подготовке тематической выставки в краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.
Учет и хранение фондов (4 ч.)
- Задачи учетно - хранительской работы. (2 ч.)
Теоретические занятия: Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Практические занятия: комплектование и обработка материалов для выставки. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно- вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека музея.
- Организация хранения (2 ч.)
Теоретические занятия: Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозициях и фондах. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Правила шифрования предметов. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции. Схемы описания музейных предметов. Практические занятия: Прием и выдача предметов. Акт приема-передачи и его форма. Вспомогательные картотеки: книга записи воспоминаний; книга фотофиксаций; журнал приема документов по историческим памятникам; журнал учета газетных материалов; книга фиксации переписки музея с посетителями и общественными организациями. Научное определение и описание предметов.
Экспозиционная работа ( 4 ч.)
- Музейная экспозиция и её виды (1 ч.)
Теоретические занятия: Понятия «музейная экспозиция», «экспонат»,
«экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
- Особенности экспозиций разных групп музеев (3 ч.)
Теоретические занятия: Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев,
художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные,
тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практические занятия: участие в подготовке тематической экспозиции музея к памятной дате; поисковая работа – сбор материала «Мы гордимся нашими земляками».
Подготовка и проведение музейной экскурсии (7 ч.)
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности (1 ч.) Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция.
Практические занятия: Экскурсионные методы и приемы.
Взаимодействие методов на экскурсии. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатация фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии.
Объекты образовательных экскурсий. (6 ч.)
Теоретические занятия: Принципы экскурсионной методики; Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе образовательного учреждения; Порядок подготовки и проведения экскурсий в музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее. Составление плана каждой экскурсии. Практические занятия: Проведение экскурсий разных типов. Экскурсия- лекция «Мой город в годы Великой Отечественной войны»; Экскурсия
«История города в фотографиях»; Экскурсия-практикум «Спортивная жизнь города»; Обзорная экскурсия «Мемориальный комплекс ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»
РАЗДЕЛ VIII
Подведение итогов (1 ч.)
Практические занятия: подведение итогов работы творческого объединения за год. Награждение лучших обучающихся творческого объединения по итогам учебного года. Задание на лето.
Закон «Об образовании» Луганской Народной Республики;
Закон о музеях, музейном деле и Музейном фонде Луганской Народной Республики;
Закон о системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики;
Разработки конспектов занятий по конкретным темам музейного дела;
Памятка «Основные этапы разработки экскурсии»;
Методика проведения экскурсии;
Основные требования к экскурсии;
Экскурсионные приемы;
Примерное положение о музее образовательного учреждения;
Учет и научное описание музейного фонда;
Образец заполнения инвентарной книги музея;
Методика организации и проведения массовых мероприятий в музее.
Методические рекомендации о разработке типовых образовательных программ дополнительного образования.
Инструктажи : по техники безопасности жизнедеятельности обучающихся, правилам пожарной безопасности.
Презентация «Памятники архитектуры Луганской Народной Республики»
Схема «Памятные места города и района»;
Игры-тренинги, используемые при подготовки начинающих экскурсоводов;
Упражнения для подготовки речевого аппарата будущего экскурсовода;
Раздаточный материал: вопросник для проведения анкетирования; инвентарные карточки и др.
Компьютер, проектор, экран, ноутбук:
Банк мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), экспонаты школьного музея.
Закон «Об образовании» Луганской Народной Республики
Закон о музеях, музейном деле и Музейном фонде Луганской Народной Республики;
Закон о системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики
Белоусова И.Я. Программа «Музейное дело» Издательство ОмГПУ 2007г.-15с
Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6
Ефремов А.С. История Луганского края 2003г.
Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 1999. С 199-203.
Авторская программа Д.В.Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2010 год.
Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001
2