Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 12 September 2022



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

"Путешествие по родному краю"




Адресат программы: 5 класс

Срок реализации: 1 год

Направленность: общекультурная

Разработчик программы:

Учитель русского языка и литературы:

Власова Людмила Михайловна

Г. Байкальск




ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации.

Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края. В системе школьного образования курс «Путешествие по родному краю » является актуальным и направлен на формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Ему принадлежит одно из ведущих мест в эмоциональном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания. Специфика курса в том, что он приобщает подростков к нравственно-этическим ценностям человечества.

Программа ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Главная цель курса - приобщение обучающихся к литературному, этнографическому, историческому наследию Сибири; знакомство с литературно-краеведческим материалом, авторами-сибиряками и авторами, пишущими о Сибири, с местом проживания посредством экскурсий.

Задачи изучения курса:

знакомство с краеведческим и литературным материалом, авторами-сибиряками и авторами, пишущими о Сибири;

введение учащихся через так называемую «сибирскую литературу» в мир человеческих отношений и нравственных ценностей;

обогащение опыта творческой деятельности ребёнка;

формирование грамотного читателя, любящего свой край;

научить детей чувствовать и понимать образный язык художественных произведений малых народов и различать выразительные средства, создающие художественный образ;

вырабатывать у школьников творческий подход к процессу познания, самостоятельность суждений и познавательную активность;

развивать навык и потребность к самостоятельному получению знаний;

развивать чувство гражданской ответственности и достоинства, гордости за свою «малую родину»

воспитывать культуру путешественника- исследователя.

Указанные цели реализуются на основе личностно ориен­тированного и деятельностного подходов к обучению и вос­питанию в процессе развития мыслительной и речевой дея­тельности школьника, формирования лингвистической, язы­ковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Мы живём в Сибири и должны знать её литературное, культурное, историческое наследие. Курс предполагает обучение учащихся различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, что имеет большое образовательное значение.

Содержание учебного материала способствует воспитанию интеллектуального, культурного человека, а также духовно-нравственному совершенствованию личности. В процессе работы формируются компетентности: общекультурные,   ценностно-смысловые, учебно-познавательные,   информационные, компетенции личностного самосовершенствования. Развитие данных компетенций предполагает у детей формирование способности к собственной интерпретации изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях; планирование, анализ, рефлексию; понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях. 

Предмет направлен на формирование чувства любви к родному краю, «Малой родине», культуре Сибири, языку, а также на развитие литературно-творческих способностей. Данная программа знакомит не только с традициями народов, проживающих рядом, но и с культурой собственного этноса.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа в год.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Ученики получат возможность для формирования:

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.



Регулятивные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученики получат возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.



Познавательные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Ученики получат возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.



Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Ученики научатся:

- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием· ссылок);

- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.



Ученики получат возможность научиться:

• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Создание письменных сообщений

Ученики научатся:

• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

Ученики получат возможность научиться:

• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.

Создание, восприятие и использование медиасообщений

Ученики научатся:

• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Ученики получат возможность научиться:

• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).

Коммуникация и социальное взаимодействие

Ученики научатся:

• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Ученики получат возможность научиться:

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

Поиск и организация хранения информации

Ученики научатся:

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Ученики получат возможность научиться:

• создавать и заполнять различные определители;

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.



Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Ученики научатся:

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Ученики получат возможность научиться:

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Ученики научатся:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы специального текста;

— выделять главную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое сжатие фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Ученики получат возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ученики научатся:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Ученики получат возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Ученики научатся:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Ученики получат возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречий.



Предметные результаты

Учащийся научится:

- сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса 6 класса;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

- понимать образность природы литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы;

- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- формулировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценку;

- понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;



Учащийся получит возможность научиться:

-  работать над поэтапным пониманием текста (составление плана)

- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.

- подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- формулировать доказательные выводы.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание тем учебного курса «Путешествие по родному краю»:



Красота родного края (4 ч).

Стихотворения сибирских поэтов Н. Тихонова, Т. Долбунова, В.М. Михеева, Андрейко Т. П., Забелло В.К. о красоте родного края. Сообщение о поэтах и их творчестве. Карта Сибири, Иркутской области. Любовь к родному краю, его природе. Краски, звуки родного Прибайкалья. Живописные образы. Знакомство с понятием «лирический герой». Рассматривание фотографий из альбома «В краю кедровом». Изображение красоты родного края в прозе. Отрывок из романа Г.М. Маркова «Сибирь». Сообщение о писателе.



Сказки и мифы народов Сибири (7 ч).

Сказки и мифы селькупов: Соколиный костёр. Как собака хозяина себе нашла. О богатырях. Богатырь-соболь. Верность. Дочь Земли. Лесная хозяйка. Мифы и сказки бурят. Сотворение мира. Как кулик землю достал. Богатырь-медведь. Священное сказание о Желанном Богатыре – Купце Нижнего Света, Купце Верхнего Света. О народе Лар-ях. Мифы и сказки эвенков, тофалар. Сравнение сюжетов мифов бурят, эвенков, тофалар. Просмотр фильмов «Сказание о человеках незнаемых», «Хозяин тайги».



Героические сказания (9ч).

Бурятский героический эпос «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн». Расширение знаний о культуре Сибири. Сообщение о географическом положении Бурятии, Иркутской области , мифологии и культуре народов. Представление о главных героях народного эпоса (Гэсэр, Аламжи Мэргэн, Маадай-Кара, Ай-Хуучин). Понятие «народный эпос». Сибирские сказки. Как старуха у чёрта жила. Дохтур, знахарь, ворожей. Чайки и красавица Ангара.

Сравнение сюжетов сказок. Русские былины Сибири: Илья Муромец. Сурович Иванович и Пурга-Царь. Фёдор сын Количевский. Рассказ о русских богатырях. Особенности сибирских былин. Собиратели и исполнители былин.



«Многоцветная Сибирь, многоликая» (5 ч).

Литературное объединение «Прибой» Стихотворения о Сибири. Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Выразительное чтение стихотворения. Знакомство с прошлым города. Фотографии. Встреча с поэтами.



«В сибирской тайге» (9 ч).

В. Михеев. Следы. В. Казанцев. Ягодка, как зёрнышко граната… Кедр. Личностное сопричастие к родной природе. Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Роль сравнений, метафор, олицетворений в стихотворениях. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» Бережное отношение к родной природе, к культуре разных народов. Тема детства в произведениях Астафьева (рассказ «Васюткино озеро»). Чтение, пересказ, беседа по вопросам.

Г.Д. Гребенщиков. «Вприпрыжку за медведем.» Подведение итогов.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Темы раздела

Виды деятельности учащихся

1. Красота родного края (4 ч)

Изучают биографию и творчество таких писателей, Н. Тихонова, Т. Долбунова, В.М. Михеева, Андрейко Т. П., Забелло В.К.

Учатся сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса 6 класса.

Рассматривают карту Сибири и Иркутской области: территорию и географическое положение области. Знакомятся с картой района, границами, историей образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Рассматривают фотографии из альбома «В краю кедровом».

Формируют знания, связанные с понятием «лирический герой».

Учатся анализировать текст, давать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте, выделять нравственную проблему, определять композиционно-языковые особенности повествования.

Формируют навык выразительного чтения.

Учатся анализировать поэтический текст, находить в изобразительно-выразительные средства, объяснять их роль, выяснять значения незнакомых слов.

Обобщают и систематизируют полученные знания, закрепляют умения и навыки, развивают творческие способности, патриотические чувства.

Развивают умение видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность.

2.Сказки и мифы, легенды Иркутской земли. (7 ч)

Изучают сказки и мифы народов, проживающих на территории Иркутской области.

Учатся различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной форме.

Занимаются сравнительной характеристикой сказок и мифов разных народов Сибири.

Формируют навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.

Учатся сравнивать русские народные сказки со сказками и мифами народов Сибири, выявлять их сходство и различия.

Выполняют творческую работу “Загадочный мир названий в Слюдянском районе” : происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания жителей района, области.

3.Героические сказания. Герои нашего города, района. (9ч).

Изучают произведения героического эпоса.

Расширяют свои знания о культуре Сибири.

Находят на географической карте Бурятию, Иркутскую область.. Овладевают новым понятием «народный эпос».

Расширяют своё представление о главных героях народного эпоса (Гэсэр, Богатырь Хоридой ).

Изучают Сибирские сказки, проводят их сравнительную характеристику с русскими народными сказками и сказками и мифами народов Сибири.

Изучают русские былины Сибири: Илья Муромец, Сурович Иванович и Пурга-Царь, Фёдор сын Количевский. и др.

Выявляют особенности сибирских былин.

Находят информацию о героях труда, воинах , проживавших и проживающих в городе, районе. Готовят сообщения.

Посещение музея города.

4.«Многоцветная Сибирь, многоликая»

(5 ч)

Изучают биографию и творчество поэтов литературного объединения «Прибой»

Формируют навык выразительного чтения стихотворений.

Анализируют поэтический текст, находят в нём изобразительно-выразительные средства, объясняют их роль.

Участвуют в литературной встрече с поэтами города.

Посещение городской библиотеки.

5.«В сибирской тайге» (9 ч)

Читают произведения: «Следы» В. Михеева, «Ягодка, как зёрнышко граната…», «Кедр» В. Казанцева.

Учатся видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность.

Наблюдают над образностью и выразительностью языка художественного произведения.

Личностное сопричастие к родной природе.

Читают произведение В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Васюткино озеро».

Развивают в себе бережное отношение к родной природе, к культуре разных народов.

Читают , пересказывают, анализируют «Васюткино озеро» В.П. Астафьева.

Составляют памятку «Поведение в лесу , чтобы не заблудиться»; «Заблудился в лесу - что делать?»

Экскурсия на берег Байкала.

Посещение музея минералов в Слюдянке.

Посещение музея «Прибайкалья»





Календарно-тематическое планирование по курсу

Раздел.

Наименование темы.

Кол-во

часов

Формируемые УУД

Раздел I. «Красота родного края». (4 часа)

Стихотворения сибирских поэтов Н. Тихонова, Т. Долбунова, В.М. Михеева, Андрейко Т. П., Забелло В.К. о красоте родного края.

1

Личностные:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Познавательные:

выявление функциональной роли компонентов художественного произведения (сюжета, композиции, геройного мира, пейзажа, интерьера, описаний, диалогов и монологов);

- научится основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Коммуникативные:

- задавать вопросы;

- формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию;

- проводить исследование прочитанного текста, формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений.

ИКТ:

выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

Работа с текстом:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

Основы УИ и ПД:

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов

Знакомство с понятием «лирический герой». Альбом «В краю кедровом». Отрывок из романа Г.М. Маркова «Сибирь»



Изучение карты Сибири , Иркутской области: территории и географического положения области, района. Знакомятся с границами, историей образования района, города Байкальска. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.




1











2

Раздел II. Сказки и мифы народов Сибири. (7 часов)

Сказки и мифы бурят.

1

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные:

- выявление авторского отношения к изображаемому и основных способов его выражения;

- научится проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- уметь применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ.

ИКТ:

искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием· ссылок);

Работа с текстом:

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

Основы УИ и ПД:

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Мифы и сказки эвенков.

1

Мифы и сказки тофаларов.

1

Мифы и легенды русских сибиряков.

1

Просмотр фильма «Хозяин тайги» (1968).

1

Выполнение творческой работы “Загадочный мир названий в Слюдянском районе” : происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания жителей района, области.

2

Раздел III. Героические сказания. (9 часа)

Сибирские сказки.

3

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Познавательные:

- умение оценивать художественное произведение (осмысление тематики и проблематики текста, его художественной образности, характеристика героев, выявление особенностей сюжета и композиции произведения, роли рассказчика, выражение собственной точки зрения)

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;

ИКТ:

использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.

Работа с текстом:

интерпретировать текст (сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста);

Основы УИ и ПД:

отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

Русские былины Сибири.

2

Информация о героях труда, воинах , проживавших и проживающих в городе, районе.



Посещение музея города.

3









1

Раздел IV. «Многоцветная Сибирь, многоликая». (5 часа)

Литературное объединение «Прибой»

Стихотворения о Сибири, Байкальске.



2

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные:

наблюдать над образностью и выразительностью языка художественного

- произведения, его стилевыми особенностями

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор, научиться планировать ответ, комментировать полученную информацию.

ИКТ:

использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения

Работа с текстом:

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста)

Основы УИ и ПД:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления;

С.К Устинов «Рассказы лешего Кеши».





Участвуют в литературной встрече с поэтами города.





Посещение городской библиотеки.

1





1







1

Раздел V. «В сибирской тайге». (9 часа)

В. Михеев «Следы». В. Казанцев «Ягодка, как зёрнышко граната…», «Кедр». Личностное сопричастие к родной природе.

2

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Регулятивные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Познавательные:

- умение сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса.

Коммуникативные:

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить рассуждения;

- формировать навыки выразительного чтения, самоконтроля, коллективного взаимодействия;

- уметь составлять план учебных действий для раскрытия цели урока.

ИКТ:

понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).

Работа с текстом:

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Основы УИ и ПД:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл (определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом).

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?».

1

Г.Д. Гребенщиков. «Вприпрыжку за медведем». Отзыв о произведении.

1

Подведение итогов. (отгадываем кроссворды, придуманные дома по всем темам, что прошли).



Экскурсия на берег Байкала.



Посещение музея минералов в Слюдянке.



Посещение музея «Прибайкалья»


2









1



1





1



Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, история, окружающий мир, математика. Он неразрывно связан с уроками изо и труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию школьника.



Литература, интернет-ресурсы


1.  Сказки озеро Байкал. – Иркутск, 1992.

2.  Вот так чудеса: Повести и сказки/ ; Худ.  . - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976

3. Прибайкалье. – Иркутск, 2011.

1.  http://kempingbaikal. ru/

2.  http://www. pribaikal. ru/462.html

3.  http://www. pribaikal. ru/obl-inhabitant. html

4.  http://nature. baikal. ru/

Лист корректировки рабочей программы



Четверть

Класс

Дата проведения по плану

Отставание (опережение)

по программе

Причина отставания

Дата проведения по факту










































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации