Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» (5 класс)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
"Путешествие по родному краю"
Адресат программы: 5 класс
Срок реализации: 1 год
Направленность: общекультурная
Разработчик программы:
Учитель русского языка и литературы:
Власова Людмила Михайловна
Г. Байкальск
ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации.
Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края. В системе школьного образования курс «Путешествие по родному краю » является актуальным и направлен на формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Ему принадлежит одно из ведущих мест в эмоциональном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания. Специфика курса в том, что он приобщает подростков к нравственно-этическим ценностям человечества.
Программа ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Главная цель курса - приобщение обучающихся к литературному, этнографическому, историческому наследию Сибири; знакомство с литературно-краеведческим материалом, авторами-сибиряками и авторами, пишущими о Сибири, с местом проживания посредством экскурсий.
Задачи изучения курса:
знакомство с краеведческим и литературным материалом, авторами-сибиряками и авторами, пишущими о Сибири;
введение учащихся через так называемую «сибирскую литературу» в мир человеческих отношений и нравственных ценностей;
обогащение опыта творческой деятельности ребёнка;
формирование грамотного читателя, любящего свой край;
научить детей чувствовать и понимать образный язык художественных произведений малых народов и различать выразительные средства, создающие художественный образ;
вырабатывать у школьников творческий подход к процессу познания, самостоятельность суждений и познавательную активность;
развивать навык и потребность к самостоятельному получению знаний;
развивать чувство гражданской ответственности и достоинства, гордости за свою «малую родину»
воспитывать культуру путешественника- исследователя.
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Мы живём в Сибири и должны знать её литературное, культурное, историческое наследие. Курс предполагает обучение учащихся различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, что имеет большое образовательное значение.
Содержание учебного материала способствует воспитанию интеллектуального, культурного человека, а также духовно-нравственному совершенствованию личности. В процессе работы формируются компетентности: общекультурные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные, компетенции личностного самосовершенствования. Развитие данных компетенций предполагает у детей формирование способности к собственной интерпретации изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях; планирование, анализ, рефлексию; понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях.
Предмет направлен на формирование чувства любви к родному краю, «Малой родине», культуре Сибири, языку, а также на развитие литературно-творческих способностей. Данная программа знакомит не только с традициями народов, проживающих рядом, но и с культурой собственного этноса.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Ученики получат возможность для формирования:
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученики получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Ученики получат возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Ученики научатся:
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием· ссылок);
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.
Ученики получат возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Создание письменных сообщений
Ученики научатся:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Ученики получат возможность научиться:
• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Создание, восприятие и использование медиасообщений
Ученики научатся:
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Ученики получат возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Коммуникация и социальное взаимодействие
Ученики научатся:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Ученики получат возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Ученики научатся:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Ученики получат возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученики научатся:
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Ученики получат возможность научиться:
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученики научатся:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы специального текста;
— выделять главную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое сжатие фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученики получат возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученики научатся:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Ученики получат возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Ученики научатся:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Ученики получат возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречий.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса 6 класса;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- понимать образность природы литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы;
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формулировать собственное отношение к произведениям литературы, их оценку;
- понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
Учащийся получит возможность научиться:
- работать над поэтапным пониманием текста (составление плана)
- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.
- подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- формулировать доказательные выводы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание тем учебного курса «Путешествие по родному краю»:
Красота родного края (4 ч).
Стихотворения сибирских поэтов Н. Тихонова, Т. Долбунова, В.М. Михеева, Андрейко Т. П., Забелло В.К. о красоте родного края. Сообщение о поэтах и их творчестве. Карта Сибири, Иркутской области. Любовь к родному краю, его природе. Краски, звуки родного Прибайкалья. Живописные образы. Знакомство с понятием «лирический герой». Рассматривание фотографий из альбома «В краю кедровом». Изображение красоты родного края в прозе. Отрывок из романа Г.М. Маркова «Сибирь». Сообщение о писателе.
Сказки и мифы народов Сибири (7 ч).
Сказки и мифы селькупов: Соколиный костёр. Как собака хозяина себе нашла. О богатырях. Богатырь-соболь. Верность. Дочь Земли. Лесная хозяйка. Мифы и сказки бурят. Сотворение мира. Как кулик землю достал. Богатырь-медведь. Священное сказание о Желанном Богатыре – Купце Нижнего Света, Купце Верхнего Света. О народе Лар-ях. Мифы и сказки эвенков, тофалар. Сравнение сюжетов мифов бурят, эвенков, тофалар. Просмотр фильмов «Сказание о человеках незнаемых», «Хозяин тайги».
Героические сказания (9ч).
Бурятский героический эпос «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн». Расширение знаний о культуре Сибири. Сообщение о географическом положении Бурятии, Иркутской области , мифологии и культуре народов. Представление о главных героях народного эпоса (Гэсэр, Аламжи Мэргэн, Маадай-Кара, Ай-Хуучин). Понятие «народный эпос». Сибирские сказки. Как старуха у чёрта жила. Дохтур, знахарь, ворожей. Чайки и красавица Ангара.
Сравнение сюжетов сказок. Русские былины Сибири: Илья Муромец. Сурович Иванович и Пурга-Царь. Фёдор сын Количевский. Рассказ о русских богатырях. Особенности сибирских былин. Собиратели и исполнители былин.
«Многоцветная Сибирь, многоликая» (5 ч).
Литературное объединение «Прибой» Стихотворения о Сибири. Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Выразительное чтение стихотворения. Знакомство с прошлым города. Фотографии. Встреча с поэтами.
«В сибирской тайге» (9 ч).
В. Михеев. Следы. В. Казанцев. Ягодка, как зёрнышко граната… Кедр. Личностное сопричастие к родной природе. Сообщение о поэтах. Выразительное чтение стихотворений. Роль сравнений, метафор, олицетворений в стихотворениях. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» Бережное отношение к родной природе, к культуре разных народов. Тема детства в произведениях Астафьева (рассказ «Васюткино озеро»). Чтение, пересказ, беседа по вопросам.
Г.Д. Гребенщиков. «Вприпрыжку за медведем.» Подведение итогов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы раздела | Виды деятельности учащихся |
1. Красота родного края (4 ч) | Изучают биографию и творчество таких писателей, Н. Тихонова, Т. Долбунова, В.М. Михеева, Андрейко Т. П., Забелло В.К. Учатся сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса 6 класса. Рассматривают карту Сибири и Иркутской области: территорию и географическое положение области. Знакомятся с картой района, границами, историей образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Рассматривают фотографии из альбома «В краю кедровом». Формируют знания, связанные с понятием «лирический герой». Учатся анализировать текст, давать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте, выделять нравственную проблему, определять композиционно-языковые особенности повествования. Формируют навык выразительного чтения. Учатся анализировать поэтический текст, находить в изобразительно-выразительные средства, объяснять их роль, выяснять значения незнакомых слов. Обобщают и систематизируют полученные знания, закрепляют умения и навыки, развивают творческие способности, патриотические чувства. Развивают умение видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность. |
2.Сказки и мифы, легенды Иркутской земли. (7 ч) | Изучают сказки и мифы народов, проживающих на территории Иркутской области. Учатся различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной форме. Занимаются сравнительной характеристикой сказок и мифов разных народов Сибири. Формируют навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. Учатся сравнивать русские народные сказки со сказками и мифами народов Сибири, выявлять их сходство и различия. Выполняют творческую работу “Загадочный мир названий в Слюдянском районе” : происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания жителей района, области. |
3.Героические сказания. Герои нашего города, района. (9ч). | Изучают произведения героического эпоса. Расширяют свои знания о культуре Сибири. Находят на географической карте Бурятию, Иркутскую область.. Овладевают новым понятием «народный эпос». Расширяют своё представление о главных героях народного эпоса (Гэсэр, Богатырь Хоридой ). Изучают Сибирские сказки, проводят их сравнительную характеристику с русскими народными сказками и сказками и мифами народов Сибири. Изучают русские былины Сибири: Илья Муромец, Сурович Иванович и Пурга-Царь, Фёдор сын Количевский. и др. Выявляют особенности сибирских былин. Находят информацию о героях труда, воинах , проживавших и проживающих в городе, районе. Готовят сообщения. Посещение музея города. |
4.«Многоцветная Сибирь, многоликая» (5 ч) | Изучают биографию и творчество поэтов литературного объединения «Прибой» Формируют навык выразительного чтения стихотворений. Анализируют поэтический текст, находят в нём изобразительно-выразительные средства, объясняют их роль. Участвуют в литературной встрече с поэтами города. Посещение городской библиотеки. |
5.«В сибирской тайге» (9 ч) | Читают произведения: «Следы» В. Михеева, «Ягодка, как зёрнышко граната…», «Кедр» В. Казанцева. Учатся видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность. Наблюдают над образностью и выразительностью языка художественного произведения. Личностное сопричастие к родной природе. Читают произведение В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Васюткино озеро». Развивают в себе бережное отношение к родной природе, к культуре разных народов. Читают , пересказывают, анализируют «Васюткино озеро» В.П. Астафьева. Составляют памятку «Поведение в лесу , чтобы не заблудиться»; «Заблудился в лесу - что делать?» Экскурсия на берег Байкала. Посещение музея минералов в Слюдянке. Посещение музея «Прибайкалья» |
Календарно-тематическое планирование по курсу
Раздел. Наименование темы. | Кол-во часов | Формируемые УУД |
Раздел I. «Красота родного края». (4 часа) | ||
Стихотворения сибирских поэтов Н. Тихонова, Т. Долбунова, В.М. Михеева, Андрейко Т. П., Забелло В.К. о красоте родного края. | 1 | Личностные: - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления Познавательные: - выявление функциональной роли компонентов художественного произведения (сюжета, композиции, геройного мира, пейзажа, интерьера, описаний, диалогов и монологов); - научится основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: - задавать вопросы; - формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию; - проводить исследование прочитанного текста, формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений. ИКТ: - выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; Работа с текстом: - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; - находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); Основы УИ и ПД: - использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов |
Знакомство с понятием «лирический герой». Альбом «В краю кедровом». Отрывок из романа Г.М. Маркова «Сибирь» Изучение карты Сибири , Иркутской области: территории и географического положения области, района. Знакомятся с границами, историей образования района, города Байкальска. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. | 1 2 | |
Раздел II. Сказки и мифы народов Сибири. (7 часов) | ||
Сказки и мифы бурят. | 1 | Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Познавательные: - выявление авторского отношения к изображаемому и основных способов его выражения; - научится проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии. Коммуникативные: - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - уметь применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ. ИКТ: - искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием· ссылок); Работа с текстом: - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; Основы УИ и ПД: - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; |
Мифы и сказки эвенков. | 1 | |
Мифы и сказки тофаларов. | 1 | |
Мифы и легенды русских сибиряков. | 1 | |
Просмотр фильма «Хозяин тайги» (1968). | 1 | |
Выполнение творческой работы “Загадочный мир названий в Слюдянском районе” : происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания жителей района, области. | 2 | |
Раздел III. Героические сказания. (9 часа) | ||
Сибирские сказки. | 3 | Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Регулятивные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления Познавательные: - умение оценивать художественное произведение (осмысление тематики и проблематики текста, его художественной образности, характеристика героев, выявление особенностей сюжета и композиции произведения, роли рассказчика, выражение собственной точки зрения) Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее; ИКТ: - использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ. Работа с текстом: - интерпретировать текст (сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста); Основы УИ и ПД: - отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; |
Русские былины Сибири. | 2 | |
Информация о героях труда, воинах , проживавших и проживающих в городе, районе. Посещение музея города. | 3 1 | |
Раздел IV. «Многоцветная Сибирь, многоликая». (5 часа) | ||
Литературное объединение «Прибой» Стихотворения о Сибири, Байкальске. | 2 | Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Регулятивные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; Познавательные: - наблюдать над образностью и выразительностью языка художественного - произведения, его стилевыми особенностями Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор, научиться планировать ответ, комментировать полученную информацию. ИКТ: - использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки; - формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения Работа с текстом: - выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста) Основы УИ и ПД: - анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления; |
С.К Устинов «Рассказы лешего Кеши». Участвуют в литературной встрече с поэтами города. Посещение городской библиотеки. | 1 1 1 | |
Раздел V. «В сибирской тайге». (9 часа) | ||
В. Михеев «Следы». В. Казанцев «Ягодка, как зёрнышко граната…», «Кедр». Личностное сопричастие к родной природе. | 2 | Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Регулятивные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем Познавательные: - умение сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса. Коммуникативные: - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - строить рассуждения; - формировать навыки выразительного чтения, самоконтроля, коллективного взаимодействия; - уметь составлять план учебных действий для раскрытия цели урока. ИКТ: - понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные). Работа с текстом: - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; - использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Основы УИ и ПД: - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл (определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом). |
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». | 1 | |
Г.Д. Гребенщиков. «Вприпрыжку за медведем». Отзыв о произведении. | 1 | |
Подведение итогов. (отгадываем кроссворды, придуманные дома по всем темам, что прошли). Экскурсия на берег Байкала. Посещение музея минералов в Слюдянке. Посещение музея «Прибайкалья» | 2 1 1 1 |
Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, история, окружающий мир, математика. Он неразрывно связан с уроками изо и труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию школьника.
Литература, интернет-ресурсы
1. Сказки озеро Байкал. – Иркутск, 1992.
2. Вот так чудеса: Повести и сказки/ ; Худ. . - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976
3. Прибайкалье. – Иркутск, 2011.
1. http://kempingbaikal. ru/
2. http://www. pribaikal. ru/462.html
3. http://www. pribaikal. ru/obl-inhabitant. html
4. http://nature. baikal. ru/
Лист корректировки рабочей программы
Четверть | Класс | Дата проведения по плану | Отставание (опережение) по программе | Причина отставания | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |