Итоговая контрольная работа по истории в 5 классе
Итоговая контрольная работа 5 класс.
Пояснительная записка
1. Назначение работы
Итоговая контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 5 класса по предмету «История древнего мира» позволяет выявить уровень знаний и практических навыков учащихся 5 классов в конце изучения курса истории древнего мира, а также наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы
Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История древнего мира. 5 класс».
3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
требований федерального государственного образовательного стандарта;
требований историко-культурного стандарта;
целей исторического образования в основной школе;
специфики курса истории основной школы;
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
4. Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Работа охватывает содержание курса истории Древнего мира
Общее число заданий – 8.
Работа содержит 8 заданий с кратким и развернутым ответами.
5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В работе задания условно разделены на тематические блоки: 1) Древний Египет; 2) Древнее Двуречье; 3) Древняя Индия; 4) Древняя Греция.
6. Продолжительность контрольной работы
На выполнение работы отводится 40-45 минут.
7. Система оценивания проверочной работы
Ответы
Правильный ответ на задание 1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Правильный ответ на задание 2 оценивается 1 баллом. Правильный ответ
3214
Б
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) соответствие тем и слов: А – клинопись; Б – брахманы; В – иероглифы; Г – полис; 2) объяснение смысла слов: клинопись – древняя письменность, распространённая в Месопотамии. Знаки этой письменности выдавливались палочкой на влажной глине и были похожи на клинья; брахманы – высшая варна в Древней Индии, жрецы; иероглифы – древние рисуночные знаки египетского письма; полис – небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город. Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках | |
Правильно указано слово и раскрыт его смысл | 3 |
Правильно указано слово, при раскрытии его смысла допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указано слово, при раскрытии его смысла указаны не основные, а только второстепенные (несущественные) признаки | 2 |
Правильно указано только слово | 1 |
Слово указано неправильно / не указано независимо от наличия/отсутствия раскрытия его смысла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
4.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): А – строительство городов из глины; Б – существование кастовой системы; В – строительство пирамиды фараона Хеопса; Г – Марафонская битва; 2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении) | |
Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ о событии (процессе, явлении) содержит исторические факты; фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Правильно указано событие (процесс, явление); в рассказе наряду с верными фактами о событии (процессе, явлении) содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ содержит только один исторический факт; фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Правильно указано событие (процесс, явление); рассказ содержит только один исторический факт; в рассказе наряду с верным фактом о событии (процессе, явлении) содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указано только событие (процесс, явление) | 1 |
Событие (процесс, явление) указано неправильно / не указано независимо от наличия/отсутствия рассказа о нём. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
5
Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной теме (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью). ИЛИ Заштрихованы два или более двух четырёхугольников, во всех заштрихованных четырёхугольниках полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной теме (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью) | 1 |
Заштрихован четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором не располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной теме. ИЛИ Заштрихованы два или более двух четырёхугольников, в некоторых из заштрихованных четырёхугольников полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной теме. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
6.
Правильно дано объяснение влияния одного любого природно-климатического условия на занятия жителей | 2 |
Правильно дано объяснение влияния одного природно-климатического условия на занятия жителей, при этом допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ При объяснении влияния природно-климатических условий на занятия жителей указаны не основные, а только второстепенные (несущественные) связи | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
7. Правильно указан исторический деятель 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 1
8.
Правильно указан вклад исторического деятеля в развитие региона (населённого пункта, страны, мира) | 2 |
Правильно указан вклад исторического деятеля в развитие региона (населённого пункта, страны, мира), при этом допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ При указании вклада исторического деятеля в развитие региона (населённого пункта, страны, мира) приведены не основные, а только второстепенные (несущественные) факты | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 15.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичные баллы | 0-3 | 4-7 | 8-11 | 12-15 |
Инструкция по выполнению работы:
На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложены задания по истории родного края. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Часть 1
В этой части работы даны задания по истории Древнего мира.
Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания, относящиеся к этому перечню.
Перечень тем:
А) шумерские города-государства
Б) Древняя Индия
В) Древний Египет
Г) Древняя Греция
1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
1) 2) 3) 4)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
| | | |
2. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
«У царя этого племени родился первенец, которому дали имя Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить свою жизнь сыну. Он приказал огородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых и хорошо одетых людей. Прожив 29 лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и наивно полагал, что всюду живут также беззаботно, как он. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрёл мудрость».
О твет:
3. Выбранная тема: (укажите букву в перечне).
Прочтите список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Иероглифы, брахманы, клинопись, полис, патриции, конфуцианство.
Ответ: __________________________________________________________________________
Объясните смысл этого слова.
О твет: __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
4. Выбранная тема: (укажите букву в перечне). Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Строительство пирамиды фараона Хеопса, изгнание Тарквиния Гордого, строительство городов из глины, существование кастовой системы, деятельность правителя Дария I, Марафонская битва. Ответ: __________________________________________________________________________ Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов. ________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 . Выбранная тема: (укажите букву в перечне). Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная(-ые) в выбранной Вами теме.
6 . Выбранная тема: (укажите букву в перечне). Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны (городов-государств).Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Часть 2
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания 7 и 8.
Укажите одного исторического деятеля – Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).
Ответ: __________________________________________________________________________
Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________