Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Юный краевед»

2
0
Материал опубликован 30 March 2021 в группе



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол №____ от_______________________


УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ МБУ ДО «Центр детского творчества»

____ от «____»______ 2019 г.

Директор______ А.С. Захарова




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

творческого объединения

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

(срок реализации - 3 года, возраст детей – 11-13 лет)




                                                               Составитель:

Карасёва Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского творчества»





с. Чарышское

2019 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа творческого объединения «Юный краевед» духовно- нравственного направления рассчитана на проведение теоретических и практических занятий по историческому краеведению с учащимися 11-13 лет. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещения экспозиций школьной музейной комнаты, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.

Срок реализации программы 3 года. Режим работы объединения – 3 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин. Всего 540 часов по 180 часов в год.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег.№33660;

Новизна программы состоит в том, что познание родного края обучающимися происходит в большей мере путём активной практической деятельности под руководством педагога. Поисково-собирательская и исследовательская деятельность осуществляется коллективом детей с учётом их индивидуальных наклонностей. Собранные ребятами материалы систематизируются и ложатся в основу краеведческих материалов для детей об Алтайском крае, Чарышском районе, с. Маралиха.

Актуальность программы состоит в создании условий для воспитания поколения патриотов родной земли, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, педагогики сотрудничества.

Цель программы: формирование чувства любви к родному краю путём познания своей родословной, судеб земляков, изучения истории и культуры района и родного села.

Задачи:

Обучающие:

- создать условия для изучения истории и культуры Алтайского края, Чарышского района, своего родного села;

- способствовать формированию представлений о связи событий на территории родного края с событиями в стране в целом;

- содействовать приобретению знаний, умений и навыков поисково-собирательской и исследовательской работы, а также опыта работы с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями, музейными экспонатами.

Воспитательные:

- формировать уважительное отношение к членам своей семьи, родителям, землякам;

- способствовать укреплению дружеских отношений в детском коллективе;

- воспитывать бережное отношение к семейным реликвиям, предметам старины, историческим и культурным памятникам.

Развивающие:

- создать условия для расширения кругозора детей;

- создать условия для развития коммуникативных способностей;

- способствовать развитию речи в устной и письменной форме.

Программа творческого объединения «Юный краевед» состоит из трёх разделов:

1 раздел (первый год) предусматривает изучение истории и культуры Алтайского края;

2 раздел (второй год) знакомит с историей Чарышского района; с земляками, людьми, прославившими район;

3 раздел (третий год) знакомит историей села Маралиха; рассматривает вопросы семьи и родовых связей.

Программа основана на принципах: научности – включение в содержание основных понятий; системность обучения и воспитания; практической направленности – реализуется за счёт введения в каждую часть практических занятий, экскурсий, творческих заданий; гуманизации – способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, края; системности и последовательности; сознательности и активности.

Формы проведения занятий:

- беседы

- встречи со старожилами, с ветеранами войны и труда;

- экскурсии в краеведческие музеи;

- учебно-исследовательские конференции;

- проектная и исследовательская деятельность;

- просмотр видео и слайд-фильмов;

- историко-краеведческие викторины и турниры.

Ожидаемые результаты реализации программы «Юный краевед»

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения будут знать:

- подробные сведения об Алтайском крае, о его истории, достопримечательностях, достижениях культуры;

- биографии выдающихся земляков, прославивших край;

Будут уметь:

- применять краеведческие знания на уроках;

- проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;

- собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;

- работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.

В результате реализации программы второго года обучения будут знать:

- историю и культуру Чарышского района;

- произведения литературы о своей «малой Родине»;

- биографии выдающихся земляков, прославивших район;

- историю подвигов земляков-героев;

- традиции и обычаи жителей района.

Будут уметь:

- применять краеведческие знания на практике;

- проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;

- собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном районе, его жителях;

- работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями;

- оформлять стенды, альбомы по изучению краеведения;

- выполнять творческие работы;

- публично выступать перед аудиторией;

- публичные выступления на конференциях, конкурсах.

В результате реализации программы третьего года обучения

будут знать:

- сведения о своем родном селе, его истории и достопримечательностях;

- биографии выдающихся земляков – маралихинцев;

- историю своих предков, семейных реликвий;

Будут уметь:

- составлять родословные таблицы;

- применять краеведческие знания на практике;

- проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по истории села, школы;

- собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном селе, его жителях;

- работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.

- выполнять творческие работы;

- публично выступать перед аудиторией;

- публичные выступления на конференциях, конкурсах.

Система отслеживания и оценивания результатов

Результативность обучения оценивается по следующим критериям:

- стабильность посещения занятий;

- качественный уровень участия в коллективных поисковых, собирательских и исследовательских работах, а также выполнения индивидуальных заданий;

- динамика интереса обучающихся к родному краю (на основе итогов собеседования);

- готовность участия детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня.

- наблюдение;

- собеседование;

- отчёты об экскурсиях, результатах поисково-собирательской деятельности;

- защита рефератов;

- презентация творческих работ;

- конкурсы, мероприятия различного уровня.

Содержание курса «Юный краевед»

1 год обучения

Тема №1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях, на экскурсиях, в музейной комнате.

Теория

Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Знакомство с основными понятиями и терминами в музейном деле (музей, экспонат, выставка, экскурсия, экскурсовод).

Тема №2. Предмет краеведения.

Теория

Истоки краеведения. Краеведение в России в разные исторические периоды. Источники краеведческой информации: печатные издания, фото, видео- и аудиоматериалы, архивы, музеи, устные рассказы жителей. Обзор литературы краеведческого характера об Алтайском крае. Просмотр литературы краеведческого характера.

Тема №3. О природе Алтайского края

Теория

Рельеф, полезные ископаемые, реки и подземные воды, растительность и животный мир. Охрана природы.

Практика

Работа с картой. Выполнение творческих заданий.

Тема №4. Из истории Алтайского края

Теория

Далёкое прошлое нашего края. Развитие горного производства. Иван Ползунов. Годы первой российской революции. Победа Советской власти в Алтайском крае. Гражданская война. Первые пятилетки. Колхозы. Алтайский край в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов. Целина. Ударные стройки края.

Практика

Подготовка краеведческого материала

Тема №5. Жизнь края в наше время.

Теория

Памятники истории и достопримечательности.

Практика подготовка краеведческого материала

Выполнение творческих заданий.

Тема № 6. Земляки. Люди, прославившие наш родной край.

Теория

Известные люди края.

Практика

Составление альбомов, буклетов.

Тема №7. Итоговое занятие.

Практика

Подведение итогов, мониторинг результатов освоения программы. Составление планов на лето.

2 год обучения

Тема №1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях, на экскурсиях, в музейной комнате.

Теория

Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Школьный музей на современном этапе развития.

Практика

Экскурсия в школьном музее. Экспозиция музея, его экспонаты

Тема №2. Краеведение – путь познания малой родины.

Практика

Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето». Экскурсия в школьном музее, формирование представления о музейной профессии «научный сотрудник». История возникновения и становление музеев, их роль в жизни человека.

Обсуждение плана занятий на учебный год.

Тема №3. О природе Чарышского района

Теория

Рельеф, полезные ископаемые, реки и подземные воды, растительность и животный мир. Охрана природы.

Практика

Работа с картой. Выполнение творческих заданий.

Тема №4. Из истории Чарышского района.

Теория

Первые упоминания местности в официальных источниках. История Чарышского района. История станицы Чарышской. Изучение традиций и казачества. Район в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов. Памятные места. Изучение работ местных краеведов. Знакомство с местными писателями и поэтами.

Практика

Подбор исследовательского материала, составление альбомов, презентаций. Встречи с интересными людьми

Тема №5. Жизнь района в наше время.

Теория

Памятники истории и достопримечательности.

Практика

Подготовка краеведческого материала

Выполнение творческих заданий.

Тема №6. Земляки. Люди, прославившие наш родной район.

Теория

Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны. Жизнь наших земляков в годы ВОВ. Известные люди . Земляки-участники локальных войн.

Практика

Встречи с интересными людьми, чья судьба тесно связана с историей района. Оформление отчёта о встрече в выбранной форме (презентация, выставка фотографий или рисунков, написание сочинений и т. п.).

Тема №7. Итоговое занятие.

Теория

Подведение итогов. Мониторинг результатов освоения программы.

Практика

Обсуждение планов по дальнейшим занятиям краеведением.

3 год обучения

Тема №1. Техника безопасности, правила дорожного движения.

Правила поведения на занятиях, на экскурсиях, в музейной комнате.

Теория

Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Экскурсия в музейную комнату «О чём рассказывают предметы в музее?»

Тема №2. Краеведение – путь познания малой родины.

Теория

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практика

игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

Тема №3. История села Маралиха

Теория

Образование села. Административно-территориальное устройство и переселение в 19-начале 20 века. Экономическое развитие до 1917 года. Установление Советской власти. Годы НЭПа. Годы ВОВ. Образование совхоза «Сосновский». Маслосырзавод. Сельпо. Школа. Больница.

Практика

Подготовка краеведческого материала. Выполнение творческих заданий. Оформление информационного стенда в музейной комнате. Подбор материалов на тему: «Маралихинцы в годы гражданской войны», «Жители родного села – участники ВОВ и других военных действий», сбор материалов у родственников и знакомых.

Тема №4. Земляки. Люди, прославившие село.

Теория

Известные люди села. Их трудовые подвиги. Оформление альбомов и стендов о знаменитых жителях.

Практика

Встречи с интересными людьми, чья судьба тесно связана с историей нашего края. Оформление отчёта о встрече в выбранной форме (презентация, выставка фотографий или рисунков, написание сочинений и т. п.).

Тема №5. Семья. Родовые связи.

Теория

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практика

запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. «Фотоальбом моей бабушки», «Старая фотография», « «Старинный предмет», «Наши семейные реликвии». Обсуждение собранных материалов.

Тема №6. Итоговое занятие. Мониторинг результатов освоения программы.



Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Правила поведения в музейной комнате.

2

2

-

2.

Предмет краеведения. Источники краеведческой информации.

12

12

-

3.

О природе Алтайского края.

24

9

15

4.

Из истории Алтайского края

48

12

36

5.

Жизнь края в наше время

30

6

24

6.

Земляки. Люди, прославившие наш родной край.

48

12

36

7.

Итоговое занятие. Мониторинг результатов освоения программы.

16

-

16


Итого

180

53

127

Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Экскурсия в музейную комнату.

2

2

-

2.

Краеведение – путь познания малой родины.

12

-

12

3.

О природе Чарышского района.

24

9

15

4.

Из истории Чарышского района

54

12

42

5.

Жизнь района в наше время

34

10

24

6.

Земляки. Люди, прославившие наш родной край.

48

12

36

7.

Итоговое занятие. Мониторинг результатов освоения программы.

6

-

6


Итого

180

45

135


Учебно-тематический план

3 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Экскурсия в музейную комнату.

2

2

-

2.

Краеведение – путь познания малой родины.

12

6

6

3.

История села Маралиха

54

12

42

4.

Земляки. Люди, прославившие село.

48

12

36

5.

Семья. Родовые связи

58

6

52

6.

Итоговое занятие. Мониторинг результатов освоения программы.

6

-

6


Итого

180

38

142


Тематическое планирование

1 год обучения (2019-2020)

п/п

Тема

Количество часов

Дата

Тема №1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях, на экскурсиях, в музейной комнате (2ч)

1.

Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Знакомство с основными понятиями и терминами в музейном деле (музей, экспонат, выставка, экскурсия, экскурсовод)

2

01.10


Тема №2. Предмет краеведения. Источники краеведческой информации (12ч)

2

Истоки краеведения. Краеведение в России в разные исторические периоды. Обзор литературы краеведческого характера об Алтайском крае.


4

02.10, 04.10

3

Источники краеведческой информации: печатные издания, фото, видео- и аудиоматериалы, архивы, музеи, устные рассказы жителей.

6

08,09,11.10

4

Просмотр литературы краеведческого характера.

2

15.10

Тема №3. О природе Алтайского края (24 ч)

5

Рельеф, полезные ископаемые.


3

16.10, 18.10

6

Реки и подземные воды

3

18.10, 22.10

7

Растительность и животный мир. Охрана природы.

3

23.10, 25.10

8

Практическое занятие. Работа с картой. Выполнение творческих заданий (составление альбомов, презентаций)

15

25.10, 29.10, 30.10,01.11, 05.11, 06.11, 12.11,13.11

Тема №4. Из истории Алтайского края (48ч)

9

Далёкое прошлое нашего края. Развитие горного производства. Иван Ползунов.


2

15.11

10

Годы первой российской революции. Победа Советской власти в Алтайском крае. Гражданская война.

2

19.11

11

Первые пятилетки. Колхозы.

2

20.11

12

Алтайский край в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов.

4

22.11, 26.11

13

Целина. Ударные стройки края.


2

29.11

14

Практическое занятие. Подготовка краеведческого материала.


12

3,4,6,10,11,

13.12

15

Практическое занятие. Выполнение творческих заданий (составление альбомов, презентаций)

12

17,18,20,24,25,

27.12

16

Оформление информационного стенда в музейной комнате.

12

01,03, 7,8,10,14.01

Тема №5. Жизнь края в наше время (30ч)

17

Памятники истории и достопримечательности Алтайского края

6

15,17,21.01

18

Практическое занятие. Подготовка краеведческого материала.

6

22, 24,28.01

19

Практическое занятие. Выполнение творческих заданий (составление альбомов, презентаций)

12

29,31.01, 4,5,7,11.02

20

Оформление информационного стенда в музейной комнате.

6

12,14,18.02

Тема № 6. Земляки. Люди, прославившие наш родной край (48ч)

21

Известные люди края.

12

21,25,26,28.02,

3,4.03

22

Практическое занятие. Подготовка краеведческого материала.

12

06,10,11,13,

17,18.03

23

Практическое занятие. Выполнение творческих заданий (составление альбомов, презентаций)

12

20,24,25,27,

31.03, 01.04


24

Практическое занятие. Сочинение на тему «Где родился, там и пригодился»

12

03, 7,8,10,14,15.04

Тема № 7. Итоговое занятие (16ч)

25

Мониторинг результатов освоения программы.

16

17,21,22,24,28,

29,30.04

2 год обучения (2020-2021)

п/п

Тема

Количество часов

Дата

Тема №1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях, на экскурсиях, в музейной комнате (2ч)

1.

Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Школьный музей на современном этапе развития.

2


Тема №2. Краеведение – путь познания малой родины (12ч)

2

Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето». Экскурсия в школьном музее. Обсуждение плана занятий на учебный год.

4


3

Музейная профессия «научный сотрудник». История возникновения и становление музеев, их роль в жизни человека.

8


Тема №3. О природе Чарышского района (24 ч)

4

Рельеф, полезные ископаемые.


3


5

Реки и подземные воды

3


6

Растительность и животный мир. Охрана природы.

3


7

Практическое занятие. Работа с картой. Выполнение творческих заданий (составление альбомов, презентаций)

15


Тема №4. Из истории Чарышского района (54ч)

8

Первые упоминания местности в официальных источниках. История Чарышского района.

2


9

История станицы Чарышской. Изучение традиций и казачества.

4


10

Район в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов.

2


11

Памятные места. Изучение работ местных краеведов.

2


12

Знакомство с местными писателями и поэтами.

2


13

Практическое занятие. Подбор исследовательского материала, составление альбомов, презентаций.

18


14

Практическое занятие. Встречи с интересными людьми.



14


15

Оформление информационного стенда в музейной комнате.

10


Тема №5. Жизнь района в наше время (34ч)

16

Памятники истории и достопримечательности Чарышского района

4


17

Практическое занятие. Подготовка краеведческого материала.

6


18

Практическое занятие. Выполнение творческих заданий (составление альбомов, презентаций)

18


19

Оформление информационного стенда в музейной комнате.

6


Тема № 6. Земляки. Люди, прославившие наш родной район(48ч)

20

Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны. Земляки-участники локальных войн.

Оформление отчёта о встрече в выбранной форме (презентация, выставка фотографий или рисунков, написание сочинений и т. п.).


12


21

Практическое занятие. Подготовка краеведческого материала.

12


22

Практическое занятие. Выполнение творческих заданий (составление альбомов, презентаций)

18


23

Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, чья судьба тесно связана с историей района.

6


Тема № 7. Итоговое занятие (6ч)

24

Мониторинг результатов освоения программы.

6



3 год обучения (2021-2022)

п/п

Тема

Количество часов

Дата

Тема №1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях, на экскурсиях, в музейной комнате (2ч)

1.

Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Экскурсия в музейную комнату «О чём рассказывают предметы в музее?»

2


Тема №2. Краеведение – путь познания малой родины (12ч)

2

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.

2


3

Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная.

2


4

Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания.

2


5

Практическое занятие. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

2


6

Практическое занятие. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

4


Тема №3. История села Маралиха (54 ч)

7

Образование села. Административно-территориальное устройство и переселение в 19-начале 20 века. Экономическое развитие до 1917 года. Подготовка краеведческого материала. Выполнение творческих заданий.

4


8

Установление Советской власти. Годы НЭПа. Годы ВОВ.

4


9

Образование совхоза «Сосновский». Маслосырзавод. Сельпо. Школа. Больница.


4


10

Практическое занятие. Подбор материалов на тему: «Маралихинцы в годы гражданской войны»

6


11

«Жители родного села – участники ВОВ и других военных действий»

18


12

Сбор материалов у родственников и знакомых. Оформление информационного стенда в музейной комнате.

18


Тема № 4. Земляки. Люди, прославившие наш родной район(48ч)

13

Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны.

6


14

Земляки-участники локальных войн.

6


15

Практическое занятие. Подготовка краеведческого материала.

12


16

Практическое занятие. Выполнение творческих заданий (составление альбомов, презентаций)

24


17

Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, чья судьба тесно связана с историей района.

6


Тема №5. Семья. Родовые связи (58ч)

18

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив.

2


19

Памятные события в истории семьи.

2


20

Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

2


21

Практическое занятие. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий..

12


22

Практическое занятие. «Фотоальбом моей бабушки»

18


23

Практическое занятие. «Старая фотография»

6


24

Практическое занятие. «Старинный предмет»

10


25

Практическое занятие. «Наши семейные реликвии»

6


Тема № 6. Итоговое занятие (6ч)

26

Мониторинг результатов освоения программы.

6



Список литературы

Акарачкина Л.К, Сергеев А.Д. Рассказы о природе и истории Алтайского края.- Барнаул, 1987.

Гаврилова Н.Г. Подвиг сибиряков-алтайцев в тылу и на фронте в годы ВОВ. - Барнаул, 1995.

Дунаева В.Е. Будем помнить. – Алейск , 2010

История развития села Маралиха Чарышского района Алтайского края. – Чарышское, 2016

Карпов Н.Д. История станицы Чарышской. – Барнаул, 2012

Жураховский М.И, Терехова Н.С. Они защищали Родину. – Чарышское, 2001


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.