Рабочая программа элективного курса по математике «Координатно-векторный метод при решении стереометрических задач» (11 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
|
|
|
Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 11 классов «Координатно-векторный метод при решении стереометрических задач»
Составила:
учитель математики
Дивликамова А.А..
Егорьевск, 2023 год
Пояснительная записка
Элективный курс «Координатно-векторный метод при решении стереометрических задач» рассчитан на 34 ч, 1 час в неделю. Курс является предметно – ориентированным для учащихся 11 класса общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности. Достаточно простой в применении, метод координат является необходимой составляющей решения задач различного уровня. Использование данного метода, позволяет учащимся значительно упростить и сократить процесс решения задач, что помогает им при дальнейшем изучении, как школьного курса математики, так и при изучении математики в высших учебных заведениях. С помощью векторно-координатного метода можно успешно решать стереометрические задачи из ЕГЭ профильного уровня.
Цели курса:
Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике.
Углубить теоретическое и практическое содержание курса стереометрии. Развивать пространственные представления и логическое мышление;
Развивать умение применять знания на практике, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ решения.
Формирование системы знаний по теме «Метод координат».
Задачи курса:
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения стереометрических задач;
Познакомить учащихся с координатным методом решения стереометрических задач и развивать навыки использования его.
Развивать пространственные представления и воображения учащихся;
Систематизировать теоретические знания учащихся по стереометрии;
развивать интерес и положительную мотивацию изучения геометрии, создавать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, практикум, работа с КИМ, парные и индивидуальные работы с учащимися.
Планируемые результаты внеурочной деятельности на основе УУД
по математике направлены на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностных:
- развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметных результаты
Познавательные:
- овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Регулятивные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
- умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
Предметные:
- Находить расстояние между точкой и плоскостью; угол между плоскостями, угол между прямой и плоскостью; расстояние между прямыми в пространстве;
- вычислять координаты вершин многогранников и точек, расположенных на их ребрах и гранях;
- делить отрезок в данном отношении;
- составлять уравнение прямой и плоскости;
- находить расстояния между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями в многогранниках;
- находить угол между плоскостями, угол между прямой и плоскостью;
- находить дополнительный материал по изучаемой теме во всех допустимых средствах информации.
Содержание рабочей программы
1. Основные понятия метода координат. Введение системы координат и нахождение угла между элементами пространства- 2 часа
Понятие вектора. Действия над векторами. Угол между векторами. Координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов. Система координат в пространстве.
2. Уравнения прямой и плоскости в пространстве – 7 часов
Общее уравнение прямой. Уравнение прямой, проходящей через две точки. Уравнение прямой, проходящей через заданную точку и имеющей направляющий вектор. Общее уравнение плоскости. Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку и перпендикулярной вектору n. Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки.
3. Нахождение углов в пространстве – 10 часов
Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями.
4. Расстояния в пространстве – 12 часов
Расстояние от точки до прямой. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Деление отрезка в данном отношении.
5. Решение стереометрических задач – 3 часа
Использование изученных формул для нахождения углов, расстояний, площадей и объёмов в многогранниках при решение задач ЕГЭ №13 .
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока
|
Дата проведения |
|
По плану |
Фактичес. |
||
|
Понятие вектора. Действия над векторами. Угол между векторами. Координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов.
|
|
|
|
Система координат в пространстве. Способы задания системы координат координат на многогранниках. |
|
|
|
Уравнение прямой. Уравнение прямой, проходящей через заданную точку и имеющей направляющий вектор. |
|
|
|
Уравнение прямой, проходящей через заданную точку и имеющей направляющий вектор. |
|
|
|
Уравнение плоскости в пространстве |
|
|
|
Уравнение плоскости. |
|
|
|
Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку. |
|
|
|
Уравнение плоскости, проходящей через три точки. |
|
|
|
Векторы нормали. Нахождение их координат. |
|
|
|
Вычисление угла между векторами в пространстве. |
|
|
|
Нахождение угла между скрещивающимися прямыми методом координат. |
|
|
|
Нахождение угла между скрещивающимися прямыми методом координат. |
|
|
|
Нахождение угла между скрещивающимися прямыми методом координат. |
|
|
|
Нахождение угла между прямой и плоскостью методом координат. |
|
|
|
Нахождение угла между прямой и плоскостью методом координат. |
|
|
|
Нахождение угла между прямой и плоскостью методом координат. |
|
|
|
Нахождение угла между плоскостями методом координат. |
|
|
|
Нахождение угла между плоскостями методом координат. |
|
|
|
Нахождение угла между плоскостями методом координат. |
|
|
|
Нахождение расстояний от точки до прямой. |
|
|
|
Нахождение расстояний от точки до прямой. |
|
|
|
Нахождение расстояний от точки до прямой. |
|
|
|
Нахождение расстояний от точки до плоскости методом координат. |
|
|
|
Нахождение расстояний от точки до плоскости методом координат. |
|
|
|
Нахождение расстояний от точки до плоскости методом координат. |
|
|
|
Нахождение расстояний от прямой до параллельной плоскости. |
|
|
|
Нахождение расстояний между скрещивающимися прямыми методом координат. |
|
|
|
Нахождение расстояний между скрещивающимися прямыми методом координат. |
|
|
|
Нахождение расстояний между скрещивающимися прямыми методом координат. |
|
|
|
Расстояние между параллельными плоскостями. |
|
|
|
Расстояние между параллельными плоскостями. |
|
|
|
Решение стереометрических задач ЕГЭ по профильной математике №13 из «Решу ЕГЭ», открытый банк заданий ФИПИ.
|
|
|
|
Решение стереометрических задач ЕГЭ по профильной математике №13. |
|
|
|
Решение стереометрических задач ЕГЭ по профильной математике №13. |
|
|