Рабочая программа инструктора по физической культурепо реализации ОО «Физическое развитие» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на 2023-2024 учебный год
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 101» города Миасса
Принято Педагогическим советом МАДОУ № 101 Протокол от 31.08.2023 года, № ___ | Утверждаю Заведующий МАДОУ № 101 Приказ от 31.08.2023г., №___ ______________ / /
|
Рабочая программа
инструктора по физической культуре
по реализации ОО «Физическое развитие»
для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
на 2023-2024 учебный год
Разработал:
инструктор по физической культуре
Малкова Татьяна Анатольевна
г. Миасс
2023
№ п/п | Содержание | Стр. |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
| Нормативно-правовая база | 3 |
1.2. | Цель и задачи рабочей программы | 4 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию рабочей программы | 5 |
1.4. | Характеристика особенностей физического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) | 8 |
| Срок реализации программы | 9 |
1.5. | Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) | 9 |
1.6. | Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов | 12 |
2. | Содержательный раздел | 13 |
2.1. | Основное содержание образовательной деятельности в период формирования ориентировочно-поисковой активности | 13 |
2.2. | Основное содержание образовательной деятельности в период формирования предметных действий | 14 |
2.3. | Основное содержание образовательной деятельности в период формирования предметной деятельности | 15 |
2.4. | Основное содержание образовательной деятельности в период формирования познавательной деятельности | 15 |
2.5. | Содержание коррекционно-развивающей работы по образовательным областям | 16 |
2.6. | Взаимодействие участников образовательного процесса в реализации коррекционно - развивающих мероприятий | 17 |
2.7. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 19 |
3. | Организационный раздел | 21 |
3.1. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) | 21 |
3.2. | Методическое обеспечение | 22 |
| Приложение 1 | 23 |
| Приложение 2 | 39 |
| Приложение 3 | 40 |
| Приложение 4 | 41 |
| Приложение 5 | 42 |
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Нормативно-правовая база | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847) Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 № 72149) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155 (с изм. на 08.11.2022); Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Образовательная программа дошкольного образования; Устав; Локально-нормативные акты |
Структура Программы в соответствии с требованиями стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
1.2. Цель и задачи рабочей программы
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на общих принципах:
Поддержка разнообразия детства.
Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Позитивная социализация ребенка.
Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Сотрудничество Организации с семьей.
Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
И на специфических принципах и подходах к формированию АОП ДО для обучающихся с ТМНР:
Положение ведущей роли социальных условий среды и социальной ситуации развития для всех динамических изменений, происходящих в психическом развитии ребенка на любом возрастном этапе, когда социальные факторы рассматриваются как основные детерминанты детского развития.
Идея о «смысловом строении сознания» - чувственный и практический опыт имеют ведущее значение в формировании сугубо индивидуального «смыслообраза мира» у ребенка.
Теория комплексного сенсорного воздействия, за счет использования специальных технических средств, методов и приемов для раздражения проводящих путей, чувствительных областей коры головного мозга и формирования межнейронных связей как основы развития высших психических функций.
Теория имитации и подражания, а также последовательного формирования умственных действий.
Теория деятельности с акцентом на ориентировочную и поисково-исследовательскую деятельность, в процессе которой формируется восприятие и осваиваются социальные способы действий с предметами, закладывается системная и полисенсорная основапознания.
Стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности обучающихся, общения и воспитания адекватного поведения.
Положение о социальной природе вторичных нарушений в развитии у обучающихся и теория социальной компенсации.
Принцип комплексного воздействия, то есть научно обоснованное сочетание коррекционно-педагогической помощи в образовании обучающихся с ТМНР и медицинских мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА).
Принцип единства диагностики и содержания коррекционнопедагогической помощи в образовании обучающихся с ТМНР, когда основой содержания коррекционнопедагогической помощи становятся результаты всестороннего анализа состояния психического и физического развития.
Этиопатогенетический принцип, при котором форма, методы и содержание коррекционно-педагогической работы подбираются с учетом этиологии (причины), патогенеза (механизмов), тяжести и структуры нарушений здоровья и психофизического развития ребенка.
Принцип эмоциональной насыщенности и коммуникативной направленности, означающий, что коррекционно-развивающая работа должна быть ориентирована на закономерности коммуникативного процесса; освоение средств общения для многих обучающихся со сложными нарушениями предполагает использование разнообразных невербальных и вербальных средств с постепенным усложнением различных форм символизации - от реальных предметов к предметам-символам, картинкам или барельефам, естественным и специальным жестам, табличкам с написанными словами и фразами, устной, дактильной речи.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, когда специальные средства, методы и приемы обучения используются как для формирования у обучающихся с ТМНР новых более совершенных психологических достижений, механизмов компенсации, так и для развития функциональных возможностей анализаторов, коррекции нарушений поведения.
Положение о совместно-разделенной деятельности педагогического работника и ребенка с ТМНР, что предполагает последовательную смену формы взаимодействия (при постепенной передаче инициативы от педагогического работника к ребенку) от совместной деятельности к совместно-разделенной, а затем самостоятельной деятельности ребенка с помощью или под контролем педагогического работника.
Принцип социально адаптирующей направленности образования заключается в том, что коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ТМНР максимально возможной самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни.
Принцип организованного взаимодействия с семьей предполагает, что перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Принцип полноты содержания и интеграции отдельных образовательных областей заключается в том, что деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком отдельно, в форме изолированных занятий по модели учебных предметов в школе. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТМНР дошкольного возраста.
Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых ГБДОУ должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за ГБДОУ остается право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).
Принцип единства развивающих, профилактических и коррекционных задач в образовании ребенка с ТМНР.
1.4. Характеристика особенностей физического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Особенности детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития охарактеризованы И.М. Бгажноковой, М.В. Жигоревой, И.Ю. Левченко, И.Н. Миненковой.
По мнению данных учёных уровень психофизического развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (далее – ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации.
Двигательные нарушения также часто встречаются у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Особенности моторной сферы характеризуются нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий (бег, прыжки и др.) и навыков несложных трудовых действий. У некоторых детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др., они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
Двигательная депривация у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития может возникнуть как из-за моторных нарушений, так и вследствие других нарушений развития, приводящих к снижению подвижности (интеллектуальные нарушения, нарушения зрения). Развитию двигательной депривации способствует и неправильно организованная среда ограничивающая свободное перемещение ребенка (отсутствие возможности играть на полу, ползать, лазать и т.д.). Снижение двигательной активности у маленьких детей часто влечет заметное снижение количества сенсорных стимулов, которые они получают.
У данной категории детей могут присутствовать также расстройства аутистического спектра:
ребенок избегает взгляда в глаза, избегает прикосновений;
ребенок не включается в предложенную взрослым деятельность, хотя может незаметно наблюдать за взрослым, когда тот не пытается вступить с ним в контакт;
наблюдается повышенный уровень агрессии и аутоагрессии; стремление обратить на себя внимание плохим поведением и демонстративное нарушение правил, выходящее за рамки свойственного возрасту;
постоянная провокация взрослых на сильные эмоциональные реакции;
отсутствие дистанции в общении со взрослым и пр.
У некоторых детей особенности сенсорной интеграции могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Для окружающих это может выглядеть как необычное и непонятное поведение.
Тяжелые двигательные и сенсорные нарушения (а особенно их сочетание) приводят к тому, что ребенок не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов. Обедненная среда усугубляет ситуацию и может привести к сенсорной депривации.
Срок реализации программы:
2023-2024 учебный год (1 сентября 2023 – 31 августа 2024 года)
1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры:
Учитывая, что в раннем возрасте комплексное сопровождение проводится с детьми группы риска по ТМНР, то есть до установления диагноза, целевые ориентиры определяются на время окончания этапа ранней помощи (одновременно на начало дошкольного возраста) и на время завершения дошкольного образования. В каждом случае целевые ориентиры определяются отдельно для трёх уровней тяжести.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с ТМНР с первым уровнем тяжести:
1) владеет речью (альтернативные формы общения необходимы в очень редких случаях);
2) инициирует общение (в связи с собственными нуждами);
3) может поддерживать диалог (часто - формально);
4) владеет конвенциональными формами общения с обращением;
5) взаимодействует с педагогическим работником и другими детьми в обучающей ситуации (ограниченно);
6) выделяет себя как субъекта (частично);
7) поведение контролируемо с элементами самоконтроля;
8) требуется поддержка в незнакомой и (или) неожиданной ситуации;
9) владеет поведением в учебной ситуации;
10) владеет социально-имитативной и ролевой игрой (в основном, формально);
11) выполняет физические упражнения по показу, инструкции и расписанию (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;
12) выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем педагогических работников;
13) имеет представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;
14) участвует в некоторых групповых подвижных играх с правилами;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с ТМНР со вторым уровнем тяжести:
1) владеет простыми формами речи (двух-трёхсложные предложения, простые вопросы) или (иногда) альтернативными формами общения;
2) владеет конвенциональными формами общения (вербально и (или) невербально);
3) может поддерживать элементарный диалог (чаще - формально);
4) отвечает на вопросы в пределах ситуации общения;
5) владеет поведением в учебной ситуации, но без возможностей гибкой адаптации;
6) выполняет физические упражнения по показу и инструкции (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;
7) выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем педагогических работников;
8) имеет на уровне стереотипа представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с ТМНР с третьим уровнем тяжести:
1) понимает обращенную речь на доступном уровне;
2) владеет элементарной речью (отдельные слова) и (или) обучен альтернативным формам общения;
3) владеет некоторыми конвенциональными формами общения (вербально и (или) невербально);
4) участвует в групповых физкультурных занятиях и групповых играх с движением под музыку и пением (хороводы) под руководством педагогических работников;
5) выполняет физические упражнения по показу (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;
6) выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута (под контролем педагогических работников)
Показатели физического развития к концу первого года обучения.
Дети должны научиться:
- смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит; тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку.
- выполнять движения и действия по подражанию взрослому.
- бросать мяч в мишень. - ходить стайкой за воспитателем.
- ходить друг за другом, держась за веревку рукой.
- ходить по «дорожке» и «следам».
- спрыгивать с доски.
- ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске.
- проползать под веревкой.
- проползать под скамейкой.
- переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе.
Показатели физического развития к концу второго года обучения.
Дети должны научиться:
- выполнять действия по показу взрослого.
- бросать мяч в цель двумя руками.
- ловит мяч среднего размера.
- ходить друг за другом.
- вставать в ряд. Строиться в шеренгу, вставать колонной по одному.
- вслед за воспитателем.
- прыгать на месте по показу воспитателя (или по подражанию).
- ползать по скамейке произвольным способом.
- перелезать через скамейку.
- проползать под скамейкой.
- удерживаться на перекладине (10 с.).
- выполнять некоторые речевые инструкции взрослого.
Показатели физического развития к концу третьего года обучения. Дети должны научиться:
- выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции.
- ловить и бросать мячи большого и среднего размера.
- метать в цель мешочек с песком.
- ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.
- переползать через скамейке, проползать в ворота, различные конструкции.
- удерживаться на гимнастической стенке и лазать по ней вверх и вниз.
- ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны, вперед.
- ходить на носках с перешагиванием через палки.
- ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить высоко поднимая колени,цапля.
- бегать змейкой.
- прыгать «лягушкой».
- передвигаться прыжками вперед.
- выполнять скрестные движения руками.
- выполнять некоторые движения по речевой инструкции (руки вверх, вперед стороны, за голову, на плечи).
Показатели физического развития к концу четвертого года обучения.
Дети должны научиться:
- выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами.
- попадать в цель с расстояния 5 м.
- бросать и ловить мяч.
- находить свое место в шеренге по сигналу.
- ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп.
- согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами.
- перестраиваться в колонну и парами в соответствии со звуковыми сигналами.
- ходить по наклонной гимнастической доске.
- лазать вверх и вниз по гимнастической стенке, перелезть на соседний пролет стенки.
- ходить и бегать с изменениями направления – змейкой, по диагонали.
- прыгать на одной ноге и на двух ногах.
- выполнять и знать комплекс упражнений утренней зарядки, для разминки в течение дня.
- самостоятельно участвовать в знакомой игре.
1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатовСистема мониторинга достижения детьми планируемых результатов. Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для максимальной социализации ребенка с ОВЗ.
Направления развития | Диагностические методики |
Физическое развитие | Диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. В ходе диагностики целесообразно установить особенности развития у детей физических качеств, накопленного двигательного опыта (овладения основными движениями), динамику этих показателей в течение года. Методика изучения особенностей развития физических качеств и освоения основных движений у детей дошкольного возраста Оценка физических качеств Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме. |
Физическое развитие | Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника. |
Содержательный раздел
Основное содержание образовательной деятельности в период
формирования ориентировочно-поисковой активности.
Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТМНР в данный период предполагает следующие направления работы:
1)оздание специальных условий для развития физических возможностей ребенка;
2)формирование потребности в двигательной активности;
3)формирование умения удерживать голову в различных позах, в том числе положении на животе;
4)формирования умения осуществлять контроль равновесия тела при опоре на предплечья;
5)формирование навыка группирования при изменении положения тела в пространстве;
6)стимуляция к изменению положения при поиске сенсорного стимула;
7)формирование умения осуществлять активные движения артикуляционного аппарата при кормлении;
8)развитие направленных и содружественных движений рук с целью познания близкого пространства и предметов;
9)развитие умения совершать изолированные движения пальцами;
10)формирование потребности в поиске игрушки, ощупывающих движений ладоней рук и пальцев.
2.2. Основное содержание образовательной деятельности в период формирования предметных действий.
Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТМНР в данный период направлена на:
1)развитие равновесия и навыка контроля положения тела в различных позах: на руках у педагогического работника в вертикальной позе, на животе, в позе полусидя, стоя на коленях с поддержкой подмышки;
2)формирование умения самостоятельно осуществлять вестибулярный контроль положения тела с учетом внешних условий и ситуации (удобная поза во время кормления, при игре с игрушками);
3)формирование навыка группировки и изменения положения тела в пространстве, самостоятельный переход из положения на спине в положение на животе;
4)сохранение равновесия в вертикальном положении на руках педагогического работника, с опорой корпуса на его плечо;
5)формирование согласованных движений рук, закрепление умения захватывать предметы, удерживать их, противопоставлять большой палец всем остальным, осуществлять исследовательские движения пальцами рук, выполнять различные по сложности социальные действия с игрушками (манипуляторные, специфические, орудийные и простые игровые);
6)создание условий для перекладывания игрушек из одной руки в другую, увеличение зрительного или перцептивного контроля;
7)формирование умения сохранять позу сидя с опорой на руку или спинку стула;
8)при отсутствии выраженных двигательных нарушений формирование навыка передвижения в пространстве: повороты со спины на живот и обратно, овладение ползанием (развитие координированного взаимодействия в движениях рук и ног), умением сидеть;
9)при отсутствии выраженных двигательных нарушений формирование навыка сохранения равновесия при перемещении в пространстве и выполнении различной цепочки движений, приподнимание корпуса тела стоя у опоры с кратковременным сохранением равновесия в вертикальном положении, стоя на коленях или на ногах, переход из позы стоя в позу сидя, лежа, в том числе группирования при падении;
10)создание условий для укрепления мышц ног и рук: учить ребенка опираться на ножки, отталкиваться руками (катание на большом мяче), выносить их вперед для опоры.
2.3. Основное содержание образовательной деятельности в период формирования предметной деятельности.
Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТМНР в данный период предполагает следующие направления работы:
1)развитие навыка контроля положения тела и удержание равновесия при изменении положении тела, в статическом положении, при выполнении движений и игровых действий;
2)обеспечение развития физической силы и двигательных умений;
3)создание условий для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы: изменения направления, скорости, преодоление и обход препятствий;
4)формирование навыка использования физических и двигательных возможностей для влияния на ситуацию, при выполнении действии с предметами, в том числе в ходе продуктивной и игровой деятельности;
5)формирование навыка выполнения содружественных и изолированных ритмичных движений (ногами, руками, головой, телом), согласования движений с движениями педагогического работника и музыкальным ритмом;
6)формирование умения действовать двумя руками, одной рукой, выполнять точные координированные движения пальцами рук, выбирать удобное положение руки для орудийного и предметного действия, продуктивной и игровой деятельности;
7)формирование умения использовать свои перцептивные ощущения для ориентировки в пространстве во время передвижения.
2.4. Основное содержание образовательной деятельности в период формирования познавательной деятельности.
Совместная образовательная деятельность педагогических работников с детьми с ТМНР в данный период направлена на:
1)развитие навыка подражания простой схеме движений вслед за педагогическим работником;
2)формирование интереса к выполнению разных физических упражнений, потребности в разных видах двигательной деятельности;
3)формирование умения выполнять изолированные движения кистью и пальцами рук согласно инструкции, подкрепленной образцом: стучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки; ставить руку на ребро, сгибать пальцы в кулак, выпрямлять, класть руку на ладонь другой руки; фиксировать одной рукой запястье другой, тереть ладони друг о друга; стучать ладонью по столу; соединять концевые фаланги выпрямленных пальцев рук («домик»); соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести («корзиночка»).
4)закрепление навыка и формирование привычки удерживать правильную позу и положение руки при обследовании предметов и ориентировке в пространстве;
5)закрепление навыка и формирование привычки у обучающихся с нарушением зрения сохранять правильную позу в положении стоя, сидя за столом, в кресле, при ходьбе, при передвижении и действии с игрушками-каталками и игрушками-двигателями (подготовка к действию с тростью);
6)развитие умения выполнять движения по инструкции;
7)отработка техники ходьбы: правильной постановки стоп, положения тела, координации движений рук и ног при ходьбе;
8)развитие умения согласовывать темп ходьбы со звуковым сигналом, музыкальным ритмом;
9)формирование умения произвольно менять скорость и направление движения;
10)совершенствование координации и качества движений при самостоятельном спуске и подъеме по лестнице, умения держаться за перила, поочередно переступать ногами, в том числе по поверхности с разным наклоном;
11)формирование навыка ходьбы в колонне, парами, в том числе при изменении направления и скорости движения;
12)развитие умения выполнять по инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами;
13)развитие навыка выполнения координированных движений руками при игре с мячом разного размера в соответствии с созданной педагогическим работником ситуацией: бросать мяч одной рукой или двумя, рассчитывать силу броска, толкать от себя ногой или руками (сбивание кеглей),
14)формирование навыка выполнения сложных социальных действий с предметами: разглаживать лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот, складывать лист, перелистывать, осуществлять перцептивную ориентировку, складывать предметы, производить изменения.
Содержание коррекционно-развивающей работы по образовательным областям.
Образовательные области | Содержание |
Физическое развитие | Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
Социально-коммуникативное развитие | Создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развития нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, побуждений детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования. |
Познавательное развитие | Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей), организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движения животных, труда взрослых). |
Речевое развитие | Побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой; организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок и потешек. |
Художественно-эстетическое развитие | Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и инструктора по физической культуре, оформления спортивного зала; использование в процессе непосредствен образовательной деятельности изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. |
Взаимодействие участников образовательного процесса в реализации коррекционно - развивающих мероприятий
Медицинский персо-нал | Педагог психо-лог | Учитель логопед | Учитель-дефекто-лог | Воспи-татель | Муз. руково-дитель | Инстр. по физ. культу-ре | Ст. воспи-татель | Заведу-ющий |
Педагогическая диагностика (мониторинг) образовательного процесса: выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии | ||||||||
Участву-ет в сборе анамнеза.Анализи-рует антропо-метричес-кие показате-ли. Определя- ет динамику состояния здоровья детей (группы здоровья). Определя- ет уро-вень физичес- кого развития детей. | Исследует высшие психичес кие функции, эмоциона льно- волевую сферу; уровень сформиро ванности мотиваци онного компонен- та речевой деятельно сти и развитие познавате льных интересов. | Участвует в сборе анамнеза Выявляет уровень речевых, познавате льных и индивиду ально- личностн ых особеннос тей детей; определя-ет основные направле-ния и содержа-ние коррекци- онно- логопеди- ческой работы. | Осущест-вляет обследова ние воспитан ников, определя-ет структуру и степень выражен-ности имеюще- гося у них наруше-ния развития. | Выявляет уровень усвоения ООПДО, уровень сформиро ванности умений и навыков (речевых, изобразит ельных, музыкаль ных, конструкт ивных и др.), необходи мых для осуществ ления различ- ных видов детской деятельно сти | Выявляет уровень сформиро ванности музыкаль но-художест венной деятельно сти | Определя ет уро-вень развития физичес- ких качеств; овладения основны-ми движения ми; сформиро ванности потребно сти в двигатель ной активнос-ти и физичес- ком совершен ствовании | Координи рует деятель-ность специали стов МАДОУ, оказывает методи- ческую помощь | Осущест-вляет контроль за проведением монито-ринга |
Психолого-медико-педагогический консилиум: определение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи | ||||||||
Содержание психолого-педагогической работы: совместное планирование работы, одновременное решение коррекционно-образовательных задач всех специалистов детского сада | ||||||||
Осущест-вляет работу по проведе- нию оздорови-тельных мероприя- тий; Направля- ет детей на консульта ции и лечение у медицинс- ких специали стов; контроли рует своевре-менность прохожде ния назначен-ного лечения и профилак тических мероприя тий. | Развивает психичес кие процессы; эмоциона льно-волевую сферу; мотиваци онный компо- нент речевой деятель-ности и познанию | Развивает нерече- вые психичес кие функции Проводит коррек- ци ю общерече вых навыков и просодич еских компонен тов речи и сенсомот орных навыков; Проводит коррек- цию речевой деятельно сти (фонети- ко-фонемати ческой и лексико – граммати ческой сторон речи); Формиру-е т связную речь и умение пользо-ваться речью как средством общения | Работает в тесном контакте с учителем-логопе- дом, воспитате лями и другими специали стами, организуя работу, направлен ную на максимал ьную компенса цию и коррек- цию недостат-ков развития детей. Развивает основные психичес кие процессы у детей (внимани е, память, мышлени е); развивает коммуни-кативную деятель-ность детей. | Осуществ ляет образоват ельную деятельно сть по освоению образоват ельных областей. Закрепля-е т речевые и нерече- вые навыки сформиро ванные всеми участника ми образоват ельного процесса. Включен ие отработан ных граммати ческих конструк ций в ситуации естествен ного общения детей. | Развивает эмоциона льное вос приятие музыки; музыкаль но-сенсор- ные способнос ти; ладомело дический слух, чувства мелодиче ских интона- ций; чувство ритма музыкаль ную память; музыкаль ное творчест-во | Проводит коррекци онную гимнасти ку и формиру-ет правиль- ное дыхание. Развивает координа цию движений физичес- кие качества ; обогаща- ет двига-тельный опыт детей; формиру-ет потреб-ность в двигатель ной активнос-ти и физи-ческом совершен ствовании Укрепля- ет здоровье детей | Координи рует деятель-ность специали стов МАДОУ, оказывает методи- ческую помощь, осущест- вляет контроль за образова-тельной деятель-ностью. | Обеспечивает условия реализа-ции основной общеобразователь-ной программ-мы дошколь-ного образова-ния. Осущест-вляет контроль за образова-тельной деятель-ностью |
Педагогическая диагностика (мониторинг) результатов освоения детьми основной Программы | ||||||||
Анализ результатов освоения детьми Программы |
Взаимодействие с семьями воспитанников
Добиться положительного результата коррекционно-развивающей работы невозможно без помощи родителей.
Важнейшая задача – привлечь родителей к сотрудничеству и сделать их единомышленниками инструкторапо физической культуре. Работа с родителями детей дошкольного возраста со сложным дефектом охватывает широкий круг проблем по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления воспитанников.
Цель - консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье, а также коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами построения взаимодействия с семьей являются:
1. Изучение фактического социального, физического и психического развития ребенка в семье, установление доверительных отношений в ДОУ и семье каждого ребенка.
2. Обеспечение родителей минимумом педагогической и психологической информацией.
3. Реализация единого подхода к ребенку с целью его личностного развития.
Определены условия успешной работы с родителями:
- изучение социального состава родителей, уровень образования, состав и социальное благополучие, выявление семей риска, спрос и предложения на услуги;
- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- возрастной характер работы с родителями;
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- доброжелательность и открытость.
Воспитание детей в семье осуществляется при поддержке и сопровождении специалистов - психологов, педагогов. Работа с родителями разнопланова и осуществляется по нескольким направлениям, объединённым в следующие блоки, определяющие структуру взаимодействия педагога и родителей.
1 блок. Ознакомительно-диагностический
- Ознакомление родителей с результатами диагностических мероприятий (результатами мониторинга образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»).
- Анкетирование (анализ информированности родителей о содержании физкультурнооздоровительной работы в ДОУ; определение места физической культуры и спорта в семьях воспитанников; выявление проблем, возникающих у родителей в процессе организации разных форм физического воспитания ребёнка в домашних условиях и др.).
- Информирование о результатах наблюдений за детьми в разных формах организации физического воспитания в ДОУ с целью своевременного выявления каких-либо проблем и 24 путей их совместного с родителями устранения.
- Беседы с детьми и родителями с целью выяснения интересов к различным видам физических упражнений, предпочтений и ожиданий родителей и детей в области физической культуры.
2 блок. Наглядно-информационный
- Оформление стендов;
- Рекомендации родителям по различным аспектам физического воспитания
- Фоторепортажи о совместной физкультурно-спортивной деятельности (праздники, досуги, дни здоровья и др.).
3 блок. Консультативный
- Консультации для родителей
- Беседы
- Индивидуальная работа с родителями
-индивидуальное консультирование родителей по различным вопросам физического воспитания их детей.
4 блок. Практический
- Совместные с родителями физкультурные занятия разного типа (тематические, интегрированные, сюжетные, коррекционно-оздоровительные и др.)
- Практикумы по ознакомлению родителей с разнообразными физкультминутками на развитие ручной и пальчиковой моторики, по обучению родителей проведению подвижных игр дома и на свежем воздухе блок.
- Совместные спортивные праздники и физкультурные досуги, дни здоровья
- Определение объёма необходимой помощи родителей при подготовке спортивных мероприятий;
Работа с родителями является одной из самых сложных и деликатных в деятельности детского сада. Но эта работа необходима, актуальна и очень важна. У родителей появляется интерес к физическому воспитанию своих детей, пополняется багаж педагогических знаний, происходит укрепление внутрисемейных связей между родителями и детьми.
Организационный раздел
Особенности организации развивающей предметно
пространственной среды (РППС)
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
Развивающая РППС представляет собой единство специально организованного пространства как внешнего (территория ДОО), так и внутреннего (групповые, специализированные, технологические, административные и иные пространства), материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС ДОО создает возможности для учета особенностей̆, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
РППС ДОО создано как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
При проектировании РППС ДОО учтены:
- местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природноклиматические условия, в которых находится ДОО;
- возраст, опыт, уровень развития детей и особенностей их деятельности, содержание воспитания и образования;
- задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
- возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и т.п.).
Для проведения разных видов двигательной деятельности в ДОО имеется:
- физкультурный зал;
- физкультурные уголки в групповых помещениях;
- спортивная площадка на территории ДОО.
3.2. Методическое обеспечение
1. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3-4 года). Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016
2. Тарасова Т.А. Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста. –Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2004
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение ивоспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.:Просвещение, 2005
4. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. / Под ред. Л. В.Шапковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
5. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4лет. – М., Просвещение, 2007
6. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7лет. - М., Просвещение, 2005
Приложение №1
Перспективное планирование физкультурных занятий на 2023 – 2024 уч. год
№ | Задачи | I часть Вводная часть. Разминка. | II часть Основная часть. Общеразвивающие упраж нения | Основные виды движений. | Подвижная игра | III часть Заключи тельная часть. |
Сентябрь | ||||||
1. | Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие. | Ходьба и бег небольшими группами в прямом направлении за воспитателем. Проводится игра «Пойдем в гости». | | Ходьба между двумя линиями (расстояние 25 см). | «Бегите ко мне». | Ходьба стайкой за воспитателем в обход зала |
2. | Упражнять детей в ходьбе и беге всей группой в прямом направлении за воспитателем; прыжках на двух ногах на месте. | Ходьба и бег всей группой «стайкой» за воспитателем. | Без предметов | Прыжки на двух ногах на месте (2–3 раза). | Игровое задание «Птички» | Игровое задание «Найдем птичку» |
3. | Развивать умение действовать по сигналу воспитателя; учить энергично отталкивать мяч при прокатывании. | Ходьба в колонне по одному. | С мячом | Прокатывание мячей. | «Кот и воробышки» | Ходьба в колонне по одному. |
4. | Развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу; группироваться при лазании под шнур. | Ходьба и бег по кругу. Ходьба вокруг кубиков, затем переход на бег. | С кубиками | Ползание с опорой на ладони и колени. | «Быстро в домик» | Игра «Найдем жучка» |
Октябрь | ||||||
5. | Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на ограниченной площади опоры: развивать умение приземляться на полусогнутые ноги в прыжках. | Ходьба в колонне по одному; бег в колонне по одному и врассыпную. | Без предметов | 1. Равновесие «Пойдем по мостику». 2. Прыжки. | «Догони мяч» | Ходьба в колонне по одному с мячом в руках. |
6. | Упражнять в прыжках с приземлением на полусогнутые ноги; в энергичном отталкивании мяча при прокатывании друг другу. | Ходьба и бег по кругу. | Без предметов | 1. Прыжки из обруча в обруч. 2. «Прокати мяч». | «Ловкий шофер» | Игровое задание «Машины поехали в гараж». |
7. | Упражнять детей в ходьбе и беге с остановкой по сигналу; в ползании. Развивать ловкость в игровом задании с мячом. | Ходьба в колонне по одному, врассыпную, по всему залу. | С мячом | 1.Прокатывание мячей в прямом направлении. 2. Ползание между предметами, не задевая их. | «Зайка серый умывается» | Игра «Найдем зайку» |
8. | Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, с поворотом в другую сторону по сигналу воспитателя; развивать координацию движений при ползании на четвереньках и упражнений в равновесии. | Ходьба в колонне по одному по кругу, с поворотом в другую сторону по сигналу воспитателя; бег по кругу также с поворотом. | На стульчиках | 1. Ползание «Крокодильчики». 2. Равновесие «Пробеги – не задень». | «Кот и воробышки» | Ходьба в колонне по одному за самым ловким «котом». |
Ноябрь | ||||||
9. | Упражнять детей в равновесии при ходьбе по ограниченной площади опоры, в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках. | Ходьба и бег в колонне по одному. | С ленточками | 1. Равновесие «В лес по тропинке». 2. Прыжки «Зайки – мягкие лапочки». | «Ловкий шофер» | Игра «Найдем зайчонка»
|
10. | Упражнять в ходьбе колонной по одному с выполнением заданий; прыжках из обруча в обруч, учить приземляться на полусогнутые ноги; упражнять в прокатывании мяча друг другу, развивая координацию движений и глазомер. | Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием колен, широким свободным шагом; руки на пояс – «лошадки». Бег, руки в стороны – «стрекозы». Ходьба и бег в чередовании. | С обручем | 1. Прыжки «Через болото». 2. Прокатывание мячей «Точный пас». | «Мыши в кладовой» | Игра «Где спрятался мышонок?». |
11. | Развивать умение действовать по сигналу воспитателя; развивать координацию движений и ловкость при прокатывании мяча между предметами; упражнять в ползании. | Ходьба по кругу. После ходьбы выполняется бег по кругу сначала в одну, а затем в другую сторону. | Без предметов | 1.Игровое задание с мячом «Прокати – не задень». 2. Ползание на четвереньках (с опорой на ладони и колени) между предметами. | «По ровненькой дорожке» | Ходьба в колонне по одному или игра малой подвижности по выбору детей. |
12. | Упражнять детей в ходьбе с выполнением заданий, развивая внимание, реакцию на сигнал воспитателя; в ползании, развивая координацию движений; в равновесии. | Ходьба в колонне по одному с выполнением задания, бег в колонне по одному. | С флажками | 1. Ползание. Игровое задание – «Паучки». 2. Равновесие. | «Поймай комара» | Ходьба в колонне по одному за «комаром». |
Декабрь | ||||||
13. | Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, развивая ориентировку в пространстве; в сохранении устойчивого равновесия и прыжках. | Ходьба и бег в колонне по одному. Ходьба врассыпную по всему залу, затем бег врассыпную | С кубиками | 1. Равновесие. Игровое упражнение «Пройди – не задень». 2. Прыжки. Игровое упражнение «Лягушки-попрыгушки». | «Коршун и птенчики» | Ходьба в колонне по одному. Игра «Найдем птенчика». |
14. | Упражнять в ходьбе и беге с выполнением заданий; в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках со скамейки; в прокатывании мяча. | Ходьба и бег в колонне по одно- му. | С мячом | 1. Прыжки со скамейки (высота 20 см) на резиновую дорожку или мат. 2. Прокатывание мячей друг другу. | «Найди свой домик» | Ходьба в колонне по одному. |
15. | Упражнять детей в ходьбе и беге с остановкой по сигналу воспитателя; в прокатывании мяча между предметами, умении группироваться при лазании под дугу. | Ходьба и бег в колонне по одно- му | С кубиками | 1.Прокатывание мяча между предметами. Игровое задание «Не упусти!» 2. Ползание под дугу «Проползи – не задень» (высота 50 см). | «Лягушки» | Игра малой подвижности «Найдем лягушонка» |
16. | Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, развивая ориентировку в пространстве; упражнять в ползании на повышенной опоре: и сохранении равновесия при ходьбе по доске. | Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «На прогулку!» – всем детям предлагается разбежаться по всему залу; переход на ходьбу врассыпную и снова на бег. | На стульчиках | 1. Ползание. Игровое упражнение «Жучки на бревнышке 2. Равновесие. «Пройдем по мостику». | «Птица и птенчики» | Игра малой подвижности «Найдем птенчика» |
Январь | ||||||
17. | Повторить ходьбу с выполнением задания; упражнять в сохранении равновесия на ограниченной площади опоры; прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед. | Ходьба и бег в колонне по одному. | С платочками | 1. Равновесие «Пройди – не упади». 2. Прыжки «Из ямки в ямку». | «Коршун и цыплята» | Игра малой подвижности «Найдем цыпленка?» |
18. | Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, беге врассыпную; в прыжках на двух ногах между предметами; в прокатывании мяча, развивая ловкость и глазомер. | Игровое упражнение «На полянке». Ходьба и бег врассыпную. | С обручем | 1. Прыжки «Зайки – прыгуны».
| «Птица и птенчики» | Ходьба в колонне по одному. |
19. | Упражнять в умении действовать по сигналу воспитателя в ходьбе вокруг предметов; развивать ловкость при катании мяча друг другу; повторить упражнение в ползании, развивая координацию движений. | Ходьба и бег вокруг кубиков в обе стороны. | С кубиками | 1.«Прокати – поймай». 2. «Медвежата». | «Найди свой цвет» | Ходьба в колонне по одному. |
20. | Повторить ходьбу с выполнением заданий. Упражнять в ползании под дугу, не касаясь руками пола; сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры. | Ходьба в колонне по одному; бег в колонне по одному в обе стороны. | Без предметов | 1. Ползание под дугу, не касаясь руками пола. 2. Равновесие «По тропинке». | «Лохматый пес» | Ходьба в колонне по одному. |
Февраль | ||||||
21. | Упражнять в ходьбе и беге вокруг предметов; развивать координацию движений при ходьбе переменным шагом; повторить прыжки с продвижением вперед. | Ходьба и бег по кругу. | С кольцом | 1. Равновесие. «Перешагни – не наступи». 2. Прыжки. «С пенька на пенек». | «Найди свой цвет» | Игра малой подвижности по выбору детей. |
22. | Упражнять детей в ходьбе и беге с выполнением заданий; в прыжках с высоты и мягком приземлении на полусогнутые ноги; развивать ловкость и глазомер в заданиях с мячом. | Ходьба и бег в колонне по одному. | С малым обручем | 1. Прыжки «Веселые воробышки». 2. Прокатывание мяча «Ловко и быстро!». | «Воробышки в гнездышках» | Игра «Найдем воробышка». |
23. | Упражнять детей в ходьбе переменным шагом, развивая координацию движений; разучить бросание мяча через шнур, развивая ловкость и глазомер; повторить ползание под шнур, не касаясь руками пола. | Ходьба в колонне по одному, перешагивая через шнуры попеременно правой и левой ногой. | С мячом | Бросание мяча через шнур двумя руками, подлезание под шнур в группировке, не касаясь руками пола. | «Воробышки и кот» | Ходьба в колонне по одному с мячом в руках. |
24. | Упражнять в ходьбе и беге врассыпную; упражнять в умении группироваться в лазании под дугу; повторить упражнение в равновесии. | Построение в одну шеренгу, перестроение в колонну по одному; ходьба в колонне по одномую. | Без предметов | 1. Лазание под дугу в группировке «Под дугу». 2. Равновесие. | «Лягушки» (прыжки) | Игра «Найдем лягушонка». |
Март | ||||||
25. | Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры; повторить прыжки между предметами.
| Ходьба и бег по кругу. | С кубиками | 1. «Ровным шажком». 2. Прыжки «Змейкой». | «Кролики». | Ходьба в колонне по одному. |
26. | Упражнять в ходьбе и беге врассыпную; разучить прыжки в длину с места; развивать ловкость при прокатывании мяча. | Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассып- ную. Ходьба и бег проводятся в чередовании. | Без предметов | 1. Прыжки «Через канавку». 2. Катание мячей друг другу «Точно в руки». | «Найди свой цвет» | Ходьба в колонне по одному. |
27. | Развивать умение действовать по сигналу воспитателя. Упражнять в бросании мяча о пол и ловле его двумя руками, в ползании на повышенной опоре. | Ходьба и бег в колонне по одному. Упражнения в ходьбе и беге чередуются. | С мячом | 1.«Брось – поймай». 2. Ползание на повышенной опоре (скамейке). Игровое упражнение «Муравьишки». | «Зайка серый умывается». | Игра «Найдем зайку?» |
28. | Развивать координацию движений в ходьбе и беге между предметами; повторить упражнения в ползании; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре. | Ходьба и бег между предметами (кубики, кегли или набивные мячи). | Без предметов | 1. Ползание «Медвежата». 2. Равновесие. | «Автомобили» | Ходьба в колонне по одному – «автомобили поехали в гараж». |
Апрель | ||||||
29. | Повторить ходьбу и бег вокруг предметов, прыжки через шнуры. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре. | Ходьба и бег вокруг кубиков. | На скамейке с кубиком | 1. Равновесие. Ходьба боком, приставным шагом, по гимнастической скамейке (высота 25 см). 2. Прыжки «Через канавку». | «Тишина» | Игра «Найдем лягушонка» |
30. | Упражнять в ходьбе и беге, с выполнением заданий; в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках; развивать ловкость в упражнениях с мячом. | Ходьба в колонне по одному. | С косичкой (короткий шнур). | 1. Прыжки из кружка в кружок.
| «По ровненькой дорожке» | Ходьба в колонне по одному. |
31. | Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; развивать ловкость и глазомер в упражнении с мячом; упражнять в ползании на ладонях и ступнях. | Ходьба в колонне по одному; ходьба на носках, руки вверх. | Без предметов | 1.Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. 2. Ползание по гимнастической скамейке «Медвежата». | «Мы топаем ногами» | Ходьба в колонне по одному. |
32. | Упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу воспитателя; повторить ползание между предметами; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре. | Ходьба в колонне по одному; бег в умеренном темпе; бег с подскоком. | С обручем | 1. Ползание «Проползи – не задень». 2. Равновесие «По мостику». | «Огуречик, огуречик» | Ходьба в колонне по одному. |
Май | ||||||
33. | Повторить ходьбу и бег врассыпную, развивая ориентировку в пространстве; повторить задание в равновесии и прыжках. | Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную по всему залу. | С кольцом (от кольцеброса). | 1. Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке (высота 30 см).
| «Мыши в кладовой» | «Где спрятался мышонок» |
34. | Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; в прыжках со скамейки на полусогнутые ноги; в прокатывании мяча друг другу. | Ходьба и бег в колонне по одному между предметами. | С мячом | 1. Прыжки «Парашютисты». | «Воробышки и кот» | Ходьба в колонне по одному. Игра малой подвижности. |
35. | Ходьба с выполнением заданий по сигналу воспитателя: упражнять в бросании мяча вверх и ловля его; ползание по гимнастической скамейке. | Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную. | С флажками | 1.Броски мяча вверх и ловля его двумя руками. 2. Ползание по скамейке. | «Огуречик, огуречик» | Ходьба в колонне по одному. |
36. | Упражнять в ходьбе и беге по сигналу воспитателя; в лазании по наклонной лесенке; повторить задание в равновесии. | Ходьба в колонне по одному; по сигналу воспитателя переход на ходьбу мелким, семенящим шагом – «как мышки»; бег врассыпную по всему залу. | Без предметов | 1. Лазание на наклонную лесенку. | «Коршун и наседка» | Ходьба в колонне по одному. |
Июнь | ||||||
37. | Повторить ходьбу с выполнением задания, задание в прыжках; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на ограниченной площади опоры. | Ходьба в колонне по одному, высоко поднимая колени, – «лошадки», в умеренном темпе: ходьба на носках короткими шагами – «мышки»; бег в колонне по одному. | С платочками (30x30 см) | 1. Равновесие. Ходьба по доске. 2. Прыжки «Кузнечики». | «Найди свой цвет» | Ходьба в колонне по одному. |
38. | Упражнять в ходьбе с обозначением поворотов на «углах» зала (площадки); упражнять в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках в длину; развивать ловкость в заданиях с мячом. | Ходьба и бег врас сыпную. | С мячом большого диаметра. | 1. Прыжки «Кто прыгнет дальше». 2. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками «Подбрось – поймай». | «По ровненькой дорожке» | Игра малой подвижности «Угадай кто кричит?» |
39. | Упражнять детей в ходьбе со сменой направления движения; в катании мяча друг другу, развивая ловкость и глазомер; повторить ползание с опорой на ладони и ступни. | Ходьба со сменой направления движения, бег врассыпную. | Без предметов | 1. «Прокати – поймай» 2. Ползание «Медвежата». | «Лягушки» | Ходьба в колонне по одному. |
40. | Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; повторить лазание под шнур; развивать устойчивое равновесие в ходьбе по уменьшенной площади опоры. | Построение в шеренгу; перестроение в колонну по одному. Ходьба и бег между мячами. | С кубиками | 1. Лазание под шнур (высота 40 см), не касаясь руками пола. | «Лягушки-попрыгушки» | Ходьба в колонне по одному. |
Июль | ||||||
41. | Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнения в равновесии и прыжках. | Ходьба в колонне по одному. Бег врассыпную. Ходьба и бег в чередовании. | С обручем | 1. Равновесие «По мостику». Ходьба по доске. 2. Прыжки на двух ногах между предметами. | «Кошка и мышки» | Игра «Найдем мышонка» |
42. | Развивать реакцию на действия водящего в игровом задании; упражнять в прыжках в длину с места; повторить бросание мяча на дальность.
| Игра «Береги кубик». | С кубиком | 1. Прыжки. 2. Бросание мячей «Кто дальше!». | «Кролики и сторож» | Ходьба в колонне по одному |
43. | Упражнять детей в ходьбе с выполнением заданий; разучить бросание мешочков в горизонтальную цель, развивая глазомер; упражнять в ползании на четвереньках между предметами. | Ходьба и бег в колонне по одному. | С мячом | 1. «Точно в цель» – бросание мешочков в горизонтальную цель правой и левой рукой (расстояние до цели 1,5 м). 2. Ползание «Проползи – не задень». | «Найди свой цвет» | Ходьба в колонне по одному. |
44. | Повторить ходьбу и бег врассыпную; упражнять в подлезании под шнур и сохранении равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры. | Ходьба в колонне по одному, ходьба врассыпную по всему залу, бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Упражнения в ходьбе и беге чередуются. | Без предметов | 1. Лазание «Не задень». 2. Равновесие «Лошадки». | «Поймай комара» | Игра малой подвижности. |
Август | ||||||
45. | Упражнять в ходьбе между предметами, беге врассыпную; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре; в прыжках. | Ходьба в колонне по одному; ходьба между предметами (кубики, кегли). Бег врассыпную. | С обручем | 1. Равновесие. Ходьба по доске боком приставным шагом, руки на поясе. 2. Прыжки «С кочки на кочку». | «Наседка и цыплята» | Игра «Найдем цыпленка» |
46. | Упражнять в ходьбе с перешагиванием, развивая координацию движений; повторить задания в прыжках и бросании мяча. | Ходьба в колонне по одному, перешагивая через шнуры правой и левой ногой попеременно. Бег врассыпную. | Без предметов | 1. Прыжки «Через канавку». 2. Бросание мяча «Веселый мяч». | «Птички в гнездышках» | Ходьба в колонне по одному. |
47. | Упражнять в ходьбе и беге по кругу, с поворотом по сигналу; повторить прокатывание мячей, развивая ловкость и глазомер; ползание по прямой. | Ходьба и бег вокруг кубиков с поворотом в другую сторону. | С кубиком | 1. «Прокати между предметами». Катание мячей между набивными мячами (4–5 шт.) 2. Ползание в прямом направлении «Веселые жучки». | «Лягушки» | Ходьба в колонне по одному. |
48. | Игровые упражнения на пройденный и освоенный материал. | | | 1. «Жуки». 2. «Прокати – поймай». | «Найди свой цвет». | |
Приложение №2
Режим двигательной активности на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Формы работы | Виды занятий | Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей | |||||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||||||||
1. | Физкультурные занятия | В зале | 2 раза в неделю 20 минут | 2 раза в неделю 25 минут | 2 раза в неделю 30 минут | |||||
На улице | 1 раз в неделю 20 минут | 1 раз в неделю 25 минут | 1 раз в неделю 30 минут | |||||||
2. | Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | Утренняя гимнастика | Ежедневно 8-10 минут | Ежедневно 8-10 минут | Ежедневно 10 минут | |||||
Подвижные игры и игровые упражнения на прогулке | Ежедневно 15-20 минут | Ежедневно 15-20 минут | Ежедневно 20-30 минут | |||||||
Физкульт-минутки в середине статического занятия | 1-3 мин ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия | 1-3 мин ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия | 1-3 мин ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия | |||||||
Закаливающие процедуры | Ежедневно после сна | |||||||||
Дыхательная гимнастика | ||||||||||
3. | Активный отдых | Физкультур-ный досуг | 3 раза в месяц | 3 раза в месяц | 3 раза в месяц | |||||
Физкультур-ный праздник | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год | |||||||
День здоровья | 1 раз в год | 1 раз в год | 1 раз в год | |||||||
4. | Самостоятельная двигательная деятельность | | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно |
Приложение №3
Перечень спортивного оборудования и инвентаря
для реализации двигательной деятельности
№ п/п | Наименование оборудования | Количество (шт.) |
1. | Дуги разной величины | 3 |
2. | Гимнастическая стенка | 3 |
3. | Гимнастическая скамейка | 2 |
4. | Гимнастические маты | 2 |
5. | Канат | 2 |
6. | Координационная лестница | 2 |
7. | Координационные кольца | 20 |
8. | Ребристые дорожки | 2 |
9. | Веревочка | 30 |
10. | Гимнастическая палка | 30 |
11. | Кегли | 20 |
12. | Конусы для разметки красные (высота 20 см) | 4 |
13. | Конусы для разметки желтые (высота 38 см) | 6 |
14. | Кубики пластмассовые | 30 |
15. | Мешочек для метания | 30 |
16. | Мячи разного диаметра | по 30 |
17. | Ленточка | 30 |
18. | Набивной мяч | 15 |
19. | Обруч | 30 |
20. | Скакалка | 30 |
21. | Флажок | 30 |
| | |
Приложение №4
План работы с родителями в рамках ОО «Физическое развитие»
на 2023-2024 учебный год
Период | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | 1.Анкетирование, сбор информации о компетентности родителей (законных представителей) по вопросам физического развития дошкольников 2.Изготовление папки-передвижки «Особенности физического развития детей» (для всех возрастных групп) | Инструктор по ФК, воспитатели Инструктор по ФК |
Октябрь | 1.Буклет «Закаливание и оздоровление ребёнка в домашних условиях» 2.Стендовая информация «Физическое развитие ребёнка: с чего начинать?» | Инструктор по ФК, мед.сестра Инструктор по ФК |
Ноябрь | 1.Стендовая информация «Двигательная активность детей дошкольного возраста» 2. Консультация «Босиком за здоровьем». | Инструктор по ФК |
Декабрь | 1.Консультация «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка» 2.Папка передвижка «Зимние игры и упражнения» | Инструктор по ФК |
Январь | 1.Консультация «Какие закаливающие мероприятия приемлемы для вашего ребенка». 2.Буклет «Активный отдых» | Инструктор по ФК |
Февраль | 1.Конкурс рисунков «Зимние виды спорта». 2.Беседа «Организация физкультурно-оздоровительной работы дома». | Инструктор по ФК |
Март | 1.Беседа «Роль подвижных игр в оздоровлении детей» 2.Буклет «Играем дома!» | Инструктор по ФК |
Апрель | 1.Консультация, рекомендации «Играем вместе с ребенком на прогулке». 2. Фотовыставка «Спорт, спорт, спорт». | Инструктор по ФК |
Май | 1. Консультация «Влияние спортивных привычек в семье на здоровье ребенка». 2.Выступление на родительских собраниях, рекомендации на летний оздоровительный период. | Инструктор по ФК Инструктор по ФК, мед.сестра |
Приложение №5
Расписание занятий по физической культуре
на 2023-2024 учебный год
Дни недели Группы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
II мл. гр. «Ромашка» | | 15.10-15.25 ( зал ) | 11.40-11.55 (на прогулке) | 15.10-15.25 (зал ) | |
Средняя гр. «Жемчужинка» | | 9.00-9.20 (зал) | 12.00-12.20 (на прогулке) | 9.00-9.20 (зал) | |
Старшая гр. «Одуванчик» | 10.40-11.05 (на прогулке) | 10.10-10.35(зал) | | 10.10-10.35(зал) | |
Подготов. гр. « Пчелка» | 11.10-11.40 (на прогулке) | 9.30-10.00 (зал) | | 9.30-10.00 (зал) | |
Группа ЗПР «Василёк» | | 10.45-11.15(зал) | | 10.45-11.15(зал) | 11.30-12.00 (на прогулке) |
Группа УО «Незабудка» | | 15.35-15.55(зал) | | 15.35-15.55(зал) | 11.00-11.20 (на прогулке) |