Рабочая программа «Кисточка» (1–4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Кисточка» как средство развития творческих способностей младших школьников.
Выполнила:
Антипова Любовь Викторовна,
учитель начальных классов Благодатовский филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» им.С.Ф. Зинченко пос. Глушицкий
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством при общении детей к изучению народных традиций родной страны. Приобретённые умения и навыки воспитанники демонстрируют, выставляя свои работы.
Важное место в системе художественного и эстетического воспитания школьников занимают занятия по изобразительному искусству.
Образовательная программа «Кисточка» знакомит детей с изобразительным искусством разных стран и народов, творчеством художников, видами и жанрами изобразительного искусства. Программа способствует развитию у детей творческой активности, любознательности. Занятия помогают выявить и развить способности ребят к изобразительному искусству.
Представленная программа рассчитана на 4 год: 2 занятия в неделю. Общее количество часов: 66 ч. Продолжительность 1 занятия – 40 минут. Количество учащихся в учебной группе: в среднем 10 человек. Возраст учащихся: разновозрастная группа.
Цель программы:
Формирование понимания значимости высокой духовности через мастерство, для воспитания творческой и созидающей личности, профессионально востребованной современным обществом.
Задачи программы:
1. Обеспечить воспитанников знаниями, направленными на освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
2. Способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления.
3. Содействовать воспитанию формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.
.
Задачи образовательной деятельности
Образовательные:
· Научить:
· передавать характер героя через изобразительные средства;
· осмысленно выбирать цвет образа;
· делать зарисовку различных предметов;
· сравнивать образ героя с предметом.
· Дать понятия:
· символ;
· рисунок;
· цветовая гамма;
· портрет, пейзаж, натюрморт.
· Формировать:
· навыки эстетической оценки произведений изобразительного искусства;
· навыки оформительской работы;
· приемы изобразительного искусства;
· устойчивый интерес к изобразительному искусству.
Развивающие:
§ развивать у учащихся образное и ассоциативное мышление;
§ способствовать развитию творческой фантазии и воображения;
§ развивать коммуникативные способности.
Воспитательные:
· способствовать формированию у детей эстетической культуры и художественного вкуса;
· сформировать у школьников начальные трудовые навыки, самостоятельность;
· сформировать в коллективе дружеские доброжелательные отношения, основанные на взаимопомощи, товариществе;
· формировать инициативу в выборе средств для передачи образа, стремление доставлять своей работой радость окружающим.
Формы организации занятий:
· интеграция в базовые образовательные дисциплины;
· занятия в кружках;
· проведение досуговых мероприятий: конкурсов, викторин, путешествий;
· проведение экскурсий;
· организация тематических выставок;
· участие в социальных акциях
· самостоятельная работа
· работа в парах
· групповая работа.
Методы работы:
· словесные: объяснение, рассказ, эвристическая беседа;
· практические занятия: мастер – классы, конкурсы, репетиции, экскурсии; самостоятельное знакомство с литературой по изобразительному искусству, подбор материала для работы с натуры.
Средства: иллюстрации и литература; муляжи; различные предметы; использование ИКТ.
Обеспеченность программы средствами обучения.
Для проведения занятий имеется: отдельное помещение для занятий; мольберты, кисти , краски, различные муляжи, различные предметы , для рисования с натуры.
Планируемые результаты обучения :
Юный художник должен знать основные художественно-выразительные средства карандаша, цветных мелков, акварельных и гуашевых красок уметь работать с пластилином и глиной. Основное внимание уделяется в кружкеознакомлен6ию детей с произведениями изобразительного искусства, с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего, с лучшими произведениями художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Методами активизации творческой деятельности школьников служат и рисование по памяти и по представлению объектов действительности, проведение конкурсов на лучший рисунок, посещение музеев и художественных выставок, экскурсий на природу. Следует как можно шире использовать конкурсы, игры, вызывающие творческую активность детей, их интерес к занятиям искусством.
Для успешного выполнения задач, поставленным перед кружком , для развития у ребят художественно-творческих способностей программа предусматривает пять видов работы: рисунок и живопись, композиция, декоративно-прикладная работа, лепка, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной
культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное
наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам
разных народов ;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация
воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей,
эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и
произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,
сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой
деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера;
развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности
откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
3)развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в
действительности и искусстве, а также к собственной творческой
деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать
и переносить информацию с одного вида художественной деятельности
на другой (с одного искусства на другое); формировать умение
накапливать знания и развивать представления об искусстве и его
истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
5) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
6) понимание связи народного искусства с окружающей природой,
климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
7)освоение выразительных особенностей языка разных искусств;
развитие интереса к различным видам искусства;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной
природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном
искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих
работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного
мышления детей ;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и
воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых
фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое
отношение к художественному произведению;
7) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях
изобразительного искусства.
Результатом практической деятельности по программе «Юный художник» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.
Формой контроля на занятиях является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.
Программа составлена на 4 года ( в 1 классе 66ч из расчета 2ч в неделю).
Календарно- тематическое планирование
№п\п |
Вид работы. |
Кол-ва часов |
1 2 3 4 5 6.
1 2 3
1
2
1 2 3
|
Рисунок и живопись. Графические и живописные упражнения. Рисование с натуры отдельных предметов и их групп(натюрморт) Рисование и живопись с натуры птиц и животных (живых и чучел). Рисование с натуры фигуры человека. Рисование с натуры пейзажа. Рисование по памяти и представлению отдельных предметов. Композиция Композиция на заданные темы. Композиция на литературные темы. Композиция на свободную тему (по собственному выбору детей). Декоративно-прикладная работа Рисование простейших узоров(в полосе, прямоугольнике, круге) из форм растительного и животного мира. Самостоятельное составление декоративных композиций и декоративная роспись детских художественных поделок. Лепка. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта с натуры. Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка тематической композиции. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. |
4 4 4 4 4 4
4 4 4
4
4
4 4 4 6
|
|
Итого: |
66ч |
Краткое описание содержания занятий
I. Рисунок и живопись (24ч).
1. Графические и живописные упражнения
Первый и второй год занятий. Проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий на одинаковом расстоянии, проведение круговых линий, упражнения в мазках, постоянном насыщении цветного тона(акварель , гуашь).
Третий и четвёртый годы занятий. Упражнение в штриховке по форме, в составлении холодных и тёплых цветов, основных и противоположных цветов, цветового круга и т.д.
2.Рисование с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт).
Первый и второй год занятий. Рисование с натуры разноцветных флажков, листьев деревьев цветов. Простой по форме посуды, предметов быта, помидора. моркови, редиса, баклажана, яблока, груши , апельсина и т. д. (карандаш, акварель, уголь, тушь).
Третий год занятий. Рисование с натуры букета цветов в вазе, двух различных по форме и цвету яблок, груш, разрезанного помидора, кочана капусты и т.д.
Четвёртый год занятий. Рисование с натуры натюрморта(чайник, лимон, чайная чашка на фоне нейтрального цвета драпировки, кастрюля, картофель, лук, ложка с хохломской росписью; натюрморт из овощей и фруктов)(карандаш, акварель, уголь)
3.Рисование и живопись с натуры птиц и животных.
Первый и второй год занятий. Рисование с натуры игрушечных животных(«Моя любимая игрушка»): медведя , лисы, зайца, собаки, кота и т.д. (карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо).
Третий и четвёртый годы занятий. Рисование с натуры живых или чучел животных и птиц: утки, курицы, петуха, вороны, скворца, кошки, собаки, кролика и др. (карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо, уголь).
4. Рисование с натуры фигуры человека.
Первый и второй год занятий. Рисование с натуры фигуры старшего школьника (в фас и в профиль)(карандаш, уголь).
Третий и четвёртый годы занятий. Рисование с натуры фигуры старшего школьника в разных позах(сидит, идёт, бежит, прыгает, копает, пилит, рубит и т.д.) (карандаш, гуашь, акварель, тушь, перо, уголь).
Выполнение быстрых (десятиминутных) набросков с фигуры школьника в разнообразных позах ( карандаш, акварель, тушь).
5. Рисование с натуры пейзажа.
Первый и второй год занятий. Зарисовки пейзажа, наблюдение и передача в рисунке состояния погоды (солнечный, пасмурный день и т.д.) (карандаш, акварель, цветные мелки ).
Третий и четвёртый годы занятий. Передача в рисунках-пейзажах воздушной и линейной перспективы, освещения, состояния природы, настроения (карандаш, акварель, гуашь).
6. Рисование по памяти и представлению отдельных предметов.
Первый и второй год занятий. Рисование по памяти и представлению овощей и фруктов, отдельных предметов быта (чайник, кувшин, ваза и т.д.0, птиц, животных, элементов пейзажа (деревьев, домов и т.д.) (карандаш, уголь, цветные мелки).
Третий и четвёртый годы занятий. Рисование по памяти и представлению отдельных предметов более сложной, комбинированной формы, пейзажа, грузовых и легковых машин, птиц и животных, фигуры человека, портретов близких людей и т.д. (карандаш, гуашь, акварель, тушь, перо, уголь).
II.Композиция (12ч).
1.Композиция на заданные темы.
Первый год занятий. Рисование на темы «Осенний день», «Весна пришла», «Деревья зимой»,«Праздник цветов», «Мои друзья», «Моя школа», «Животный мир», «Детские игры», (карандаш, гуашь, акварель).
Второй год занятий. Рисование на темы «Осень в саду», «Осень в парке», «Катание с горы», «На катке », «Мы в парке», «Времена года», «Любимые животные», « Мы рисуем музыку», «Праздничный парад на Красной площади», «Праздничный салют» (карандаш, гуашь, акварель).
Третий и четвёртый год обучения. Рисование на темы: «Мы помогаем в уборке урожая», «Осенний урожай в саду», «В космическом полёте», «Моя Родина - Россия», «Подвиги русских богатырей», «В разведке», «Рисуем будущее» (защита фантастических проектов) (карандаш, акварель).
2.Композиции на литературные темы.
Первый и второй год обучения. Иллюстрирование сказок, стихотворений и рассказов : «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Лиса, кот и петух», «Гуси - лебеди», «Снегурочка», «Вот ветер тучи нагоняя…»А.С.Пушкина, «Берёза» С.Есенина, «ласточка» А Плешакова, «Радуга - дуга»С.Я.Маршака, «Ёлка» Е.Благининой, рассказов: Е Чарушина, «На лесной поляне зимой» Г Скребицкого, «Цветы и ягоды» Н.Надеждиной, «Снежинки» по М.Ильину и Е.Сегал (карандаш, акварель, гуашь, перо, смешанная техника).
Третий и четвёртый год обучения. Иллюстрирование сказок, стихотворений и рассказов: «Сивка - бурка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Зимнее утро»А.С. Пушкина, «Вот и хлеба созрели» Э.Шима, «Художник - олень»Г.Скрибицкого, «Серая шейка» «Приёмыш» Д. Мамина - Сибирика, «Лягушка- путешественница» В.Гаршина, «Как скворец летел домой» С.Михалкова, «Факел дружбы на земле зажигается в Кремле» Н. Кончаловской, «Рассказ танкиста» А.Твардовского и др.
(карандаш, акварель, гуашь, перо, смешанная техника).
3. Композиции на свободную тему( по собственному выбору детей)
Рисование на темы окружающей жизни, на исторические темы, темы Великой Отечественной войны, иллюстрирование любимых литературных произведений, «Послушай - нарисуй» из серии «музыка и живопись» (карандаш, акварель, гуашь, перо, смешанная техника).
III. Декоративно - прикладная работа (8ч)
1. Рисование простейших узоров( в полосе, прямоугольнике, круге) из форм растительного и животного мира.
Первый и второй год обучения. Выполнение узоров (в полосе, прямоугольнике, круге) из декоративно переработанных форм цветов, листьев, бабочек, жуков, стрекоз, животных и птиц. Геометрический узор. Использование в узоре линий симметрии, ритма, цветовой гармонии и светотеневых отношений(карандаш, акварель, гуашь, цветная бумага и тд.)
2. Самостоятельное составление декоративных композиций и декоративная роспись детских художественных поделок.
Третий и четвёртый год обучения. Составление декоративных композиций для декоративного оформления предметов быта (блюдца, чашки, платка, вазы, стенки, детского стола, обоев и тд.) детских игрушек из стилизованных форм растительного и животного мира.
Декоративная роспись детских художественных поделок - вазы, ёлочных украшений, декоративная роспись декоративных разделочных досок, шкатулок, блюд из папье-маше, картона, макетов, подносов, прялок и т. п. Использование в декоративных работах элементов Городецкой, полхов-майданской, хохломской, жостовской росписи (карандаш, акварель, гуашь, цветная бумага и тд.)
IV. Лепка (15ч)
1. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта с натуры.
Первый и второй год обучения. Лепка простых по форме листьев деревьев, фруктов, овощей (листьев берёзы, осины, яблони, сирени, яблока, помидора, огурца, моркови, кружки, мяча и т. д.). Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.
Третий и четвёртый год обучения. Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта (листьев дуба, клёна, куста рябины, груши, кувшина, чайника и т.д.)
2. Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и представлению.
Первый и второй год обучения. Лепка птиц и животных (курицы, вороны, скворца, собаки, кошки, лисы, медведя и др.) Передача основных пропорций, характерного очертания движения туловища изображаемых животных и птиц.
Третий и четвёртый год обучения. Лепка птиц и животных (живых и чучел) с натуры (курицы, петуха, вороны, скворца, голубя, собаки, кошки, белки, кролика и т.д.) Передача пропорций характерной формы, пространственного положения изображаемого животного, образная характеристика натуры.
3. Лепка тематической композиции
Первый и второй год обучения. Лепка бегущего спортсмена, идущего ученика с портфелем, лётчика в комбинезоне, лепка по мотивам народных игрушек несложной формы и т.д.
Третий и четвёртый год обучения. Лепка на темы сюжетов быта и труда человека, на темы, объединяющие изображение людей и животных (продавщица мороженого, почтальон раздаёт письма, столяр строгает, мальчик с собакой, девочка с козой, человек с лошадью и т.д.)
V. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (7ч.)
Первый и второй год обучения. Беседы по картинам А.Саврасова, И Шишкина, И.Левитана, Ф.Васильева, В.Поленова, В. Васнецова, В.Серова, И.Грабаря, А.Пластова, С.Герасимова.
Декоративно-прикладное искусство народов России (Хохлома, Городец, Жостово и др.).
Третий и четвёртый год обучения. Беседы по картинам И Куинджи, И.Айвазовского, В.Перова, В. Тропинина, И.Репина, В.Сурикова, К.Коровина, Н.Касаткина. Б.Иогансона, А.Лактионова, Г.Коржева, Ф.Решетникова, С.Чуйкова, М.Сарьяна, А.Григорьева, Г.Нисского, Н.Ромадина, Б. Угарова, С.А.Ткачевых, по картинам, изображающим события Великой Отечественной войны, мирный труд людей. Декоративно-прикладное искусство народов России (керамика, чеканка по металлу, роспись и резьба по дереву и т.д.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п |
Вид работы. |
Кол-ва часов |
|
Теория |
Практика |
||
1
2
3
4 5
6.
1
2
3
1
2
1
2
3
|
Рисунок и живопись. Графические и живописные упражнения. Проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий на одинаковом расстоянии. Рисование с натуры отдельных предметов и их групп(натюрморт (чайник, лимон, чайная чашка на фоне нейтрального цвета драпировки)) Рисование и живопись с натуры птиц и животных (живых и чучел (заяц, утка)). Рисование с натуры фигуры человека. Рисование с натуры пейзажа (передача в рисунке состояния погоды) . Рисование по памяти и представлению отдельных предметов (овощей и фруктов). Композиция Композиция на заданные темы(«Осенний день», «Мои друзья»). Композиция на литературные темы(«Гуси- лебеди», «Маша и медведь»). Композиция на свободную тему (по собственному выбору детей). Декоративно-прикладная работа Рисование простейших узоров(в полосе, прямоугольнике, круге) из форм растительного и животного мира (декоративно переработанных форм цветов, листьев, бабочек). Самостоятельное составление декоративных композиций и декоративная роспись детских художественных поделок. Лепка. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта с натуры(листьев берёзы, осины, яблони). Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению (лисы, собаки, курицы). Лепка тематической композиции( «Лепка идущего ученика с портфелем». Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. |
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
|
3
3
3
3 3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
|
|
Итого: |
21 |
45 |
Список литературы:
А.Д. Алехин «О языке изобразительного искусства». -М., 2005г.
Н.С.Боголюбов «Лепка на занятиях в школьном кружке». - М. 2006г.
Н.Н.Волков «Композиция в живописи». - М.2005г.
Е.О.Каменева «какого цвета радуга». -М. 2007,
В.С. Кузин «Наброски и зарисовки». - М. 2005г.
В.С.Кузин «Изобразительное искусство.1-4 классы». - М 2006г.
В.С.Кузин «Государственная Третьяковская галерея». - М. 2006г.
Н.Н. Ростовцев «Учебный рисунок». - М. 2007г.
Т.Я. Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования». - М. 2005г.