Рабочая программа по изобразительному искусству, 1-4 класс

0
0
Материал опубликован 20 November 2017

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

Пояснительная записка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Содержание учебного предмета, курса.

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО (пункт 19.5), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г №373, примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство», планируемых результатов освоения начального общего образования, концепции системы «Перспективная начальная школа», а так же авторская программа по изобразительному искусству И.Э. Кашекова. «Программа по учебным предметам. Изобразительное искусство 1-4 класс» -М., Академкнига/Учебник, 2013. с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

Рабочая образовательная программа составлена для обучающихся в начальной школе ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель - Черкассы по УМК «Перспективная начальная школа»; класс общеобразовательный. Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Для учета особенностей образования одаренных детей и детей с ОВЗ предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты освоения программы.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования (предметная область «Искусство») и рассчитана на четыре года изучения в 1-4 классах.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.

Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.

Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.

Искусство является одной из форм познания окружающего мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира.

Для формирования и диагностики уровня сформированности УУД обучающихся в школе применяется технология ПЗТО - проектно-задачная технология обучения. В связи с этим в календарно- тематическое планирование внесены изменения: в 1классе в разделах «Мои друзья всегда со мной» и «Природа – лучший учитель художника» количество часов увеличено на 1 час, необходимых для проведения стартовой и итоговой проектных задач обеспечиваются за счет резервных часов, выделенных на раздел «Лепка»; во 2-х – 3-х классах за счёт резервных часов и часов на повторение. В 4-х классах в содержании учебного предмета изменений не произошло.

Цели и задачи курса

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

Для формирования и диагностики уровня сформированности УУД обучающихся в школе применяется технология ПЗТО - проектно-задачная технология обучения. В связи с этим в календарно - тематическое планирование внесены изменения: количество часов, необходимых для проведения стартовой и итоговой проектных задач обеспечиваются за счет резервных часов и часов на повторение.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в учебном плане ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы относится к образовательной области «Искусство».

Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Программа составлена таким образом, что при возможности добавления часов из школьного компонента или благодаря интеграции предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» («Изобразительное искусство и художественный труд») за счёт вариативности заданий можно использовать программу для проведения уроков 2 часа в неделю.

Предметные результаты освоения учебного предмета.

К концу 1 класса ученик научится:

правильно сидеть за партой (столом), верно располагать лист бумаги и держать карандаш;

свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками;

применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи;

рассказать, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.п.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.п.), выразить свое отношение;

пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

выполнять простейшие композиции – аппликация;

различать основные виды деятельности (рисунок, живопись, дизайн) и участвовать в художественной деятельности, используя художественные различные материалы и приемы работы с ними.

Ученик получит возможность научиться:

назвать семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

элементарным правилам смешения основных цветов;

рассказать о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага. Холст, картон, карандаш, кисть краски и пр.).

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержания в знакомых произведениях;

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства;

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях;

К концу 2 класса ученик научится:

высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

правильно сидеть за партой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом;

использовать навыки компоновки;

составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – общественных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

лепить несложные объекты;

составлять аппликационные композиции из разных материалов.

Ученик получит возможность научиться:

понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;

использовать палитру в работе;

работать акварельными и гуашевыми красками;

смешивать краски и получать составные цвета;

работать в малых группах.

К концу 3 класса ученик научится:

высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов - Майдан и т. д.);

правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно - оранжевого и желто - оранжевого, желто -зеленого и сине - зеленого, сине - фиолетового и красно - фиолетового.

применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи;

рассказать, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.п.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.п.), выразить свое отношение;

пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

выполнять простейшие композиции – аппликация;

различать основные виды деятельности (рисунок, живопись, дизайн) и участвовать в художественной деятельности, используя художественные различные материалы и приемы работы с ними.

Ученик получит возможность научиться:

понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;

новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

использовать элементарные приемы изображения пространства;

передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

К концу 4 класса ученик научится:

высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знать основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств;

понимать образную природу искусства;

эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира;

применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры.

Ученик получит возможность научиться:

понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

понимать образную природу искусства;

давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу;

воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности.

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Планируемые результаты и содержание образовательной области «Искусство» на уровне начального общего образования

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

    различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

    эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

    узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;

    приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

    видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе, на улице, в быту;

    высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

    использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

    различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

    создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

    наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

    использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

    моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

    выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

    выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

    понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

    изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

    изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание курса

1-й класс (33 часа)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание

Форма организации

Основные виды деятельности учащихся

1.

Мой дом в искусстве

15 ч

Опыт восприятия окружающего мира. Изображение матери и дитя художниками разных стран в разные времена. Интерпретация смысла поговорки «Семья - это семь «Я». Наблюдение художниками жизни разных семей. Изображение художниками предметов, используемых во время чаепития. Из истории развития куклы. Самодельные куклы из деревяшек, соломы, тряпочек. Современные куклы, изготавливаемые фабричным способом. Детские книги красивы и нарядны. Одежда не только украшает человека, она оберегает его от непогоды. В каждом доме есть мебель: столы, стулья, кровати, диваны, шкафы. Наблюдение за жизнью, домашних животных, их движениями, привычками. В выходные дни вся семья собирается дома. Совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи) и совместный отдых. Художников во все времена привлекала тема отдыха в семейном кругу. Сюжеты картин П. Кончаловского, А. Дейнеки, Матисса, Ренуара и др. на темы семейного отдыха. Размещение изображения на всей плоскости листа.

 

Изображение своего дома таким, каким ребенку хочется его увидеть (восковые мелки, аппликация, пластилин или конструирование из бумаги).

Изобразить себя рядом с мамой.

Нарисовать свою семью (карандаш, фломастеры или восковые мелки).

Нарисовать предметы, которые могут рассказать об образе жизни их хозяина.

Слепить «пряник», придав ему такую форму и вид, чтобы было понятно, для кого он предназначен (пластилин, пластик или скульптурная глина). Сделать игрушку. Её основой будет цилиндр из белой или цветной плотной бумаги.

Изобразить гуашью или цветными мелками на тонированной бумаге портрет главного героя любимой книжки.

Нарисовать костюм для своего любимого сказочного героя (акварель, гуашь).

Сконструировать стул или скамеечку для сказочного персонажа. Стул должен быть удобным, красивым и подходить герою, которому он предназначен (белая и цветная бумага, ножницы, клей, краски или фломастеры).

Изобразить домашнее животное, например, кошку. Передать её характер (гуашь, пастель, сангина, уголь, роллер). Фоном может служить стена комнаты или окно. Описать содержание картин на темы семейного отдыха и придумать им название.

Изобразить, как семья провела Рождественские каникулы или помечтать о лете и придумать эпизод летнего отдыха со своей семьей.

2.

Мои друзья всегда со мной

7 ч

Рассмотреть рисунки и картины художников, изображающие детей (В.Серов, З. Серебрякова, А.Пластов и др.). Сосредоточить внимание на том, как художник относится к изображенным детям, какие черты и качества подчеркивает. Художники, изображая, как люди общаются друг с другом, показывают взаимоотношения между людьми, их характеры и привычки. Рассмотреть картины, изображающие беседующих между собой детей (например, В.Серов «Дети. Саша и Юра», З.Серебрякова «Девочки», А.Дейнека «Будущие летчики» и др.). Предложить ребенку представить себя среди этих детей и рассказать, о чем идет разговор, о чем дети мечтают. Рассмотреть варианты оформления поздравительных открыток. Приемы стилизации в изображении растений, животных, птиц. Особенности поздравительной открытки: красочность, нарядность, праздничность. Многие люди дома имеют животных. Самым преданным другом может быть собака. Настоящие друзья всегда рядом – и в будни и в праздники. Вспомнить, какие праздники ребенок встречал вместе с твоими друзьями. Подготовка к празднику.

 

Нарисовать своего лучшего друга или подружку. Отразить, чем они увлекаются. Возможно их изображение в костюмах сказочных героев или с любимой игрушкой в руках. Коллективная работа на одну из тем: «Урок в школе», «Веселая переменка», «На прогулке». Каждый ученик рисует одну фигурку ребенка. Все изображения наклеиваются на лист, подготовленный учителем, чтобы получилась общая картина. Сделать в подарок другу поздравительную открытку. Слепить из пластилина или глины себя и свою собаку. Если собаки нет, придумать ее. Показать отношения между друзьями – человеком и собакой. Сделать из бумаги головной убор для любимого героя сказки.

3.

Природа - лучший учитель художника

11 ч

Человек живёт на большой и прекрасной планете Земля. Природа Земли разнообразна: равнины, степи, леса, моря, горы. Небо бывает приветливым и нежным, бывает грозным и страшным. Равнинная местность может быть совсем не скучной, если увидеть ее глазами художника. Рассмотреть изображения моря и гор в картинах художников. Рассказать какие они. Вспомнить литературные произведения (стихи, сказки, рассказы), где действие происходит на море или в горах. Как авторы описывают море и горы. На Земле много разнообразных деревьев. На природе в теплое время года обитает множество насекомых: бабочки, стрекозы, жуки, осы, мухи и т.д. Одни насекомые безвредные и красивые, другие – страшные и опасные или надоедливые. За городом на природе под заботой человека живут разнообразные домашние животные и птицы: лошади, коровы, овцы, козы, утки, гуси, куры, индюки. В лесах, степях, горах живут дикие животные. Дикие животные бывают травоядными и хищниками. Вспомнить, качества свойственны диким животным.

 

Пофантазировать и изобразить белые пушистые облака на чистом небе (пастель или белый мел, фон - голубая, синяя или фиолетовая бумага). Приемы работы пастелью. Пофантазировать и изобразить белые пушистые облака на чистом небе (пастель или белый мел, фон - голубая, синяя или фиолетовая бумага). Приемы работы пастелью. Изобразить фрагмент поля, луга или полянки гуашью или пастелью. Изобрази море или горы в технике аппликация. Изобразить тонкое, нежное, молодое деревце или большое, крепкое, мощное дерево (уголь или роллер). Выполнить пейзаж в технике аппликации (цветная бумага, разноцветные кусочки ткани, фантики от конфет).

Выполнить с друзьями коллективную работу. Изобразить домашнее животное. Подобрать технику, которая отвечает замыслу. Передать его облик и характер. Изобразить дикое животное: доброго пугливого зайчика или смелую, гибкую пантеру, быструю, легкую лань или разъяренного тигра (гуашь, или пастель). Выполнить коллективную работу на тему «Мы все жители планеты Земля!».

2 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание

Форма организации

Основные виды деятельности учащихся

1.

Художественный образ - основа любого искусства

2 ч

Образ - это изображение, отображение. Художественный образ создаётся художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником с помощью художественного образа мыслей и чувств.

 

Создать образ лета - фигуративный (нарисовать деревья, поляну, речку) или абстрактный, символический (передать ощущение лета с помощью цвета). Цветные карандаши или фломастеры.

2.

Азбука искусства

27 ч

Язык искусства. Цвет, линия, объём. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объёма.

Художественные материалы. Создание образа природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа. Пятно и линия. Пятно и художественный образ в графике. Воплощение художественного замысла с помощью пятна и линии. Художественные материалы: краска, тушь, уголь. Угадывание изображений в случайных пятнах. Получение отпечатка. Создание образа животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями. Изображение и значение образа птицы в искусстве (песни, сказки, росписи, резьба и т.д.). Использование цвета для создания выразительных образов в живописи. Теплые и холодные цвета создают разные образы. Объём использует скульптор для создания художественного образа человека или животного в скульптуре. Изображение животных в скульптуре разных времен. Использование объёма архитектором для создания художественного образа архитектурных сооружений. Средства художественной выразительности разных видов изобразительного искусства. Композиция – создание целого из отдельных частей на основе художественной идеи. С помощью композиции художник раскрывает зрителю содержание придуманных им историй. Симметрия в жизни и в искусстве. Характер симметричных предметов (устойчивость, ощущение спокойствия уверенности). Ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Ритм линий и пятен помогают художникам создавать различные художественные образы. Особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Форма - это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть простая и сложная. Создание с помощью формы выразительного образа персонажа. Художественный образ в скульптуре. Форма играет важную роль в художественном конструировании. Конструировать можно посуду и мебель, одежду и игрушки, машины и здания. Композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности.

 

Создать художественный образ осени в технике аппликации, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев. Передать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, страшных грозовых туч. Гелиевая ручка или роллер. Нарисовать краской или тушью на бумаге пятно. Получить отпечаток путем приложения к нему другого листа. Превратить с помощью линий новое пятно в забавных зверей. Придумать и изобразить свою сказочную птицу. Выполнить коллективную работу «Диво-дерево». Создать свой образ Солнца или Огня. Выложить из кусочков цветной бумаги, похожих на острые льдинки, образ хозяйки Снежного королевства. Определить ее характер, какая она — добрая или злая. Слепить животное из пластилина или глины. Создать образ грациозной кошки или сильного слона, задумчивой черепахи или коварной змеи. Сконструировать из белой бумаги дом для пластилинового зверька, слепленного на прошлом уроке. Украсить бумажный домик с помощью цветной бумаги и фломастеров. Помнить, что дом должен соответствовать облику и характеру персонажа. Дорисовать отпечаток раскрашенных гуашью ладошек на листе бумаги и создать из симметричной фигуры художественный образ. Нарисовать придуманную историю с участием зверей в зимнем лесу. Выполнить аппликацию на одну из тем: «Испуганные рыбки», «Весёлые снежинки», «Встревоженные птицы», «Комета на звездном небе» или выбери другую тему. Коллективная работа на тему «Зимняя сказка». Сочинить орнамент, используя древние знаки. Нарисовать послание своим друзьям. Фломастеры, гелиевые ручки или роллеры красного и чёрного цвета. Слепить один предмет в его новой роли. Зарисовать в тетради несколько форм, использованных художником в композициях. Составить композицию из простых форм на тему «Мои друзья». Вылепить фигурку сказочного героя. Выполнить коллективную работу. Сконструировать из белой бумаги сказочное королевство. Придумать свою композицию поздравительной открытки ко дню рождения друга, мамы или бабушки. Выполнить в тетради её композиционную схему.

3.

Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа

5 ч

Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным. Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Темы, нашедшие отражение в искусстве. Природа - лучший учитель художника. Пейзажизображение природы в изобразительном искусстве. Передача внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры. Произведения изобразительного искусства хранятся в художественных музеях.

 

Нарисовать композиционные схемы к картинам художников. Выделить на них главное и второстепенное. Создать композицию на тему «Весна». Нарисовать портрет друга, мамы, учительницы или сказочного героя.

3 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание

Форма организации

Основные виды деятельности учащихся

1.

Волшебный мир, наполненный чудесами.

6 ч

Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Знак - это общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации.

Отличия сказки от мифа. Конь – любимый герой народных сказок мифов. Конь - символ добра и благополучия. Роль коня в сказках. Изображение коня в искусстве. Богатырская тема в изобразительном искусстве России (В.Васнецов, М. Врубель и др.). Тема – сюжет – содержание произведения искусства. Тема - сфера реальной жизни или фантазия, получившая отражение в произведении искусства.

 

Придумать и сделать оберег с изображением зверя или птицы, которые лучше всего соответствуют самоощущению ребенка. Выполнить эскиз вышивки, применяя древнюю символику. Бумага в клетку и цветные фломастеры. Создать образ сказочного Коня. Изобразить сказочную птицу или зверя, в которые могли бы превратиться герой или героиня сказки (графические техники).

2.

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве. Художники-сказочники. Сказочные образы

7 ч

Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и свой круг сюжетов. Мифопоэтические образы славянского искусства и их отражение в народной культуре в разных видах искусства Образ главного героя сказки. Герои сказок – как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира и добра на родной Земле. Главные героини русских сказок. Представление об образе идеальной женщины, отраженное в искусстве.

 

Определить автора каждого фрагмента из произведений художников-сказочников по их художественной манере. Рассмотреть изображения реальных зверей, птиц, растений, насекомых и создать свой фантастический образ. Пусть это будет добрый образ – оберег. Пластилин или скульптурная глина. Создать образ героя сказки – защитника Родины. Создать образ героя – реального защитника Родины (гуашь или пластилин). Создай образ героини русской народной сказки, постарайся передать основные качества, соответствующие идеальному женскому образу (гуашь или пастель). Создать современный идеальный женский образ.

3.

Реальность и фантазия

12 ч

Борьба двух главных противников - противоположных по духу, внешнему виду и целям – основа любого сказочного сюжета. Возникновение образов чудовищ в результате преобразования настоящих животных и птиц, добавления к их реальному виду различных деталей: голов, лап, клыков, крыльев. Дорога как символ жизненного пути. Образ дороги в сказках. Роль перекрестка дорог (перепутье, росстань). Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного решения. Соединение дорогой трех миров – подземного, земного и небесного. Странствия героя по различным мирам. Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного дерева: могучий дуб, нежная березка или рябинка, колючая ель. Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для героя иного мира. Избушка на курьих ножках. Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова «Снегурочка», его соответствие образу Снегурочки. Путешествие героя от порога родного дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Путешествие от порога сельского дома. Жизнь в ладу с природой деревенских жителей, знание и уважение ее законов. Деревенская улица, повторение очертаний рельефа местности. Город древности – неприступная крепость. Могучие стены, сторожевые башни, проездные ворота, подъемные мосты, ров, окружающий со всех сторон город. Образ сказочного «чудо-города» с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

 

Создать образ отрицательной героини сказки Выполнить из пластилина или скульптурной глины модель изразца, украшенного изображениями фантастических животных. Выполни в тетради упражнения на построение перспективы дороги. Коллективная работа. Выбрать или придумать сказочный сюжет. На большом листе картона нарисовать план-схему сказочной дороги, по которой должен пройти герой сказки, чтобы достичь своей цели. Представить, что злой колдун превратил в дерево богатыря или красну девицу, а может быть Бабу Ягу или другого злодея. Определить, какое дерево больше подойдёт для характеристики образа. Нарисовать древо и придать ему выразительные черты сказочного персонажа (карандаш, роллер). Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради. Изобразить лес Снегурочки. Использовать гуашь и тонированную бумагу. Нарисуй наличник окна. Изобразить сельскую улицу, Создать макет сказочного чудо-города. Выполнить коллективную работу в объёме или в рельефе на тему «Сказочный город» или «Чудесный Град-Китеж».

4.

Образы сказочных атрибутов

8 ч

Роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках: блюдечко с голубой каемочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, волшебные бусины, шапка-невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч-кладенец и др. Особая роль зеркала. Кукла в сказочных сюжетах и в древних обрядах, и обрядовых играх. Волшебное яблоко или от яблони и развитие сюжета сказки. Неоднозначное отношение людей к яблоку с древних времен Жар-птица – символ бессмертия. Волшебные свойства пера Жар-птицы. Корона - символ величия и власти. Царские и императорские короны. Меч, щит, копье – оружие, которым пользовались наши предки. Определяющая роль в сказках прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена.

 

Разработать эскиз рамки для зеркала для какого-нибудь сказочного персонажа. Создать обрядовую куклу Выполнить натюрморт с яблоками. Сделать зарисовки перьев разных птиц. Выполнить макет короны из бумаги, проволоки, пластической массы и других подходящих материалов. Придумать и изобразить украшение щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов. Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека.

5.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

1 ч

Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Праздничный стол, посуда, угощение. Композиции на тему народных гуляний в живописи и в иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов). Народный праздник – Красная горка. Хороводные игры. Песни-веснянки и «заклички» весны. Символика праздника Красная горка. Хороводы в творчестве художников А. Саврасова, Б.Кустодиева.

 

Сделай зарисовки предметов крестьянского быта, украсить их символическими узорами. Написать гуашью натюрморт, поставленный учителем. Выполнить коллективную работу на тему народного праздника Принять участие в интегрированном мероприятии «Праздник встречи весны»

4 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание

Форма организации

Основные виды деятельности учащихся

1.

Искусство - генератор культуры

4 ч

Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства.

Изображение художниками разных явлений окружающего мира.

 

Закрасить пятна цветами, соответствующими чувствам, которые выражают данные учителем (в учебнике) слова (цветные карандаши или восковые мелки). Пофантазировать и рассказать, что находится между крайними полюсами. Сравнить и описать колорит картин и иллюстраций, рассказывающих о светлых, радостных событиях и о страшных, трагических.

2.

Образы стихий

7 ч

Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека Почтение человека к земле. часто Соотнесение образа Земли в искусстве с представлениями о родной земле, о родном крае, о Родине. Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный людям светлые перемены в жизни открыть. Связь для человека воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо – источник влаги и тепла: держатель светящего и греющего солнца, податель воды, поящей всё живое. Завораживающее впечатление от горящего пламени, костра или свечи. Огонь – символом власти и победы света и жизни над мраком и смертью. Предания мифов многих народов о том, что мир создавался из тёмной воды – символа первозданного хаоса. Двойственность Воды по своему значению: океаны, моря быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озёра и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека.

 

Передать цветом одну из основных природных стихий (гуашь или пастель). Нарисовать любой предмет: яблоко или грушу, кувшин или животное. Украсить его в декоративной манере символами земли (роллер или аппликация). Украсить ключи разной формы и предназначения. Создать образ волшебного Ключа Земли. Выполнить упражнения: изобразить порыв ветра разными художественными материалами: роллером, пастелью, гуашью. Создать образ огня: друга или врага человека Создать образ волны: грозной и беспощадной или спокойной и ласковой.

3.

Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции

3 ч

В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Архитектура - это искусство проектирования и строительства зданий Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Человек наряду с богами центральная фигура изобразительного искусства.

 

Написать пейзаж Древней Греции Сделать маску для себя или для твоего друга (бумага белая и цветная). Создать образ гражданина древней Греции (гуашь или пастель)

4.

Одухотворённые Образы Средневековья

8 ч

Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки-крепости, в которых жили семьи рыцарей. Декоративное оформление соборов и его воспитательная роль. Многочисленные скульптуры персонажей Священного писания, святых, королей при входе в готический храм. Человек живёт в мире знаков. Знаками являются: буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали. Вера древними в неразрывную связь знака и предмета, которого знак обозначает. Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э.Булатов, О.Васильев и др.). Течение времени в сказках Бег времени на эскизах декораций.

 

Сделать макет средневекового замка. Создать в объёме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой фантастики (пластилин, скульптурная масса, глина). Создай образ человека Средневековья. В его облике должна быть видна тяга ввысь, устремлённость к небу, к Богу. Посмотреть, как выглядят различные знаки Зодиака и нарисовать свой знак. Создать свой герб или герб своей семьи. Создать композицию на тему средневекового праздника – карнавала или рыцарского турнира. Создать изображение таинственного заколдованного замка в технике граттаж. Выполнить эскиз и макет декорации к какой-нибудь сказке.

5.

Сказочные образы Востока

6 ч

Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Образы сказок «Волшебная лампа Алладина», «Али Баба и сорок разбойников» Разнообразие природы на Востоке. Голубая мечеть в Стамбуле – одно из самых красивых сооружений восточного мира. Представления людей Арабского Востока во многом определялось мифологией. Образы мифологии: джины-демоны, сотворенные из чистого огня.

 

Создать образ природы Востока: цветущий сад или высохшая пустыня, высокие горы или морские просторы. Передать колорит Востока так, как это удалось сделать М. Сарьяну (гуашь, пастель, аппликация). Создать обобщённый образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликация. Создать орнамент декоративной решётки или изразца в восточном стиле Изобразить волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн.

6.

Яркие образы Индии

4 ч

Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»). Ступа - символ мудрости Будды – человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке.

 

Нарисовать схемы-силуэты индийских храмов – мусульманского и традиционного. Используя символику индийского искусства, придумать и создать амулет, который по верованиям индусов сможет оказать человеку помощь в учебе и познании мира. Выполнить эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей (цветная бумага, аппликация; рисунок на ткани; бумага, гуашь). Создать образ индийской женщины или выполнить парный портрет – женщины и мужчины в традициях индийского искусства (гуашь или пастель)

7.

Добрые образы Китая.

Музеи и выставки

4 ч

Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая. Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Художественные материалы: тушь или акварель на вертикальных свитках. Центральное место Дракона в китайской мифологии. Дракон - существо доброе и милостивое, объединяет в себе 4 стихии – вода и огонь, земля и воздух. Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, различных духов.

Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и в Санкт-Петербурге.

 

Прочитать стихотворение китайского поэта о сосне. И проиллюстрировать его (тушь, акварель). Создать такой образ природы, какой её видели китайские художники. Сделать надпись, поясняющую смысл рисунка. Нарисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. Создать образ человека в традициях искусства Китая.

Устроить с одноклассниками художественную выставку работ, созданных за учебный год.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Примерная программа по изобразительному искусству (Д). Авторские программы по изобразительному искусству (Д). Примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства.

2. УМК для проведения уроков изобразительного искусства (К). При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по несколько экземпляров учебников из других УМК по ИЗО. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

3. Учебники по изобразительному искусству (К). Рабочие тетради (К).

4. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков ИЗО) (Д)

5. Методические журналы по искусству (Д) федеральных изданий.

6. Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов формата А4 (Ф), (Д).

7. Хрестоматии литературных произведений к урокам ИЗО (Д)

8. Альбомы по искусству (Д)

9. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры (Д)

10. Словарь искусствоведческих терминов (П)

11. Портреты русских и зарубежных художников (Д) по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

(Д)1 – демонстрационный экземпляр;

(К) – полный комплект – на каждого ученика класса;

(Ф) – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на 2-х

учеников);

(П)- комплект, необходимый для работы в группах – один экземпляр на 5-6

человек.

Программу обеспечивают:

Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»

Программы по учебным предметам: 1-4 кл.: в 3 –х частях– М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/Сост. Р.Г.Чуракова. – 6-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература

Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 1 класс. Учебник. ). — М.: Академкнига/Учебник.

Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник. ). — М.: Академкнига/Учебник.

Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник. ). — М.: Академкнига/Учебник.

Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник. ). — М.: Академкнига/Учебник.

6. Магнитная доска.

7. Мультимедийное оборудование:

интерактивная доска ActivBoard 378E100,

проектор мультимедийный,

принтер лазерный,

ноутбук педагога Notebook iRU Patriot 501,

акустические колонки,

нетбуки обучающихся Netbook iRU Intro 010,

система контроля и мониторинга качества знаний ProClass с программным обеспечением,

документ-камера Ken-a-vision.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.