Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (дефектологические)» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 105 имени героя России Ивана Шелохвостова»
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
Решением методического объединения Заместитель директора по УВР
службы психолого-педагогического _____________Ю.С. Бердюгина
сопровождения учащихся «____» _______________2023 г.
Протокол № _1_ от «___»____2023 г.
Рабочая программа коррекционного курса
«коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия (дефектологические)»
адаптированной образовательной программы
начального общего образования обучающихся для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)
срок освоения программы 4 года (1-4 классы)
выписка из адаптированной образовательной программы
начального общего образования
МБОУ СОШ № 105
Составила учитель – дефектолог
Попкова Ирина Николаевна
Новосибирск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (дефектологические)» адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) разработана в соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023) (далее – ФАОП НОО с ОВЗ) и с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» является обязательной частью коррекционно- развивающей области ФАОП НОО с ОВЗ для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий учителя-дефектолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов, получающих образование в соответствии с ФАОП НОО с ОВЗ обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Общая характеристика курса
Рабочая программа коррекционного курса опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах: 1) этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития; 2) постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у обучающихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.
ФАОП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной коррекционной поддержки процесса обучения. Обучающиеся с ЗПР нуждаются в коррекционной работе, направленной на развитие необходимых для формирования учебных компетенций приемов мыслительной деятельности, ослаблении нарушений познавательных процессов, специальном формировании метапредметных умений и социальных (жизненных) компетенций.
Мыслительная деятельность младших школьников с ЗПР характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного), которое по своему развитию приближается у них к возрастным нормативным требованиям. Кроме того, у детей отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении, а в иерархии их мотивов ведущее место долгое время занимает игровой. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления младших школьников с ЗПР малая подвижность, поверхностность, сниженная продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов.
Как следствие коррекционно-развивающая направленность курса для обучающихся осуществляется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимнооднозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. У обучающихся с ЗПР в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления (способность к знаковому опосредствованию совершаемых действий). Поэтому они могут испытывать трудности в составлении схем, краткой записи. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению (составление рисунков, наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, памяток-подсказок, отражающих ход решения задачи и т.п.) улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс:
частая смена видов деятельности;
включение в работу больше анализаторов;
использование ориентировочной основы действий (опорные сигналы, образцы или план выполнения задания, алгоритмы, схемы, таблицы и др.)
повторяемость программного материала с усложнением;
дифференциация заданий;
развитие в адекватном темпе;
дозированность подачи материала;
объяснение материала в интересной форме;
вовлечение в занимательную деятельность;
воздействие через эмоциональную сферу;
создание ситуации успеха;
рефлексия изученного.
В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, математикой, ИЗО, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках. Повторение одних и тех же заданий происходит в новых ситуациях на новых предметах для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме. В содержание занятий включены задания на развитие когнитивных процессов обучающихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Вариативность игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающих занятий у обучающихся с ЗПР вариант 7.2 формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает подгрупповые занятия общеразвивающей направленности. В соответствии с результатами обследования, в начале учебного года дети объединены в подгруппы у которых обнаружены одинаковые пробелы в знаниях и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Помимо групповой и подгрупповой коррекционной работы, предусмотрены индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для некоторой категории учащихся.
Цель и задачи курса
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» – в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи курса:
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических и психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого-педагогической коррекции;
оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, вариант 7.2
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих ФАОП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов.
Место курса в учебном плане
Данный курс рассчитан на младших школьников с ЗПР вариант 7.2. с 1 по 4 класс, продолжительность обучения занимает 4-5 лет, в зависимости от наличия согласия законного представителя/родителя на обучение школьника в пролонгированные сроки. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» является частью программы коррекционной работы и является обязательным для изучения.
В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: групповое занятие – 40 минут; подгрупповое занятие – 30 минут; индивидуальное занятие – 20 минут.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Диагностическое направление:
- выявление особенностей познавательного развития, характера и интенсивности трудностей учащихся, проведение дефектологического обследования и подготовка рекомендаций;
-формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов познавательного развития и эмоциональной сферы школьника;
-анализ успешности коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога;
-разработка рекомендаций и программ коррекционной работы с учащимися.
Динамика отслеживается следующим образом:
1. Первичная диагностика – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление заключения;
2. Итоговая диагностика (в конце учебного года) — диагностика развития проводится используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При необходимости и наличии рекомендаций ППк, ПМПК коррекционно-развивающие занятия пролонгируются на следующий год.
1 классПредлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
Вводное занятие: формирование эмоционального отношения к занятиям. Входная диагностика.
Развитие восприятия пространства.
Развитие восприятия.
Развитие восприятия величины и веса.
Развитие восприятия цвета и формы.
Развитие целостности восприятия.
Развитие распределения внимания.
Развитие наблюдательности.
Развитие концентрации внимания.
Развитие произвольного внимания.
Развитие зрительного внимания.
Развитие памяти.
Развитие процессов обобщения.
Развитие процессов анализа.
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные отношения.
Числа от 1 до 10. Нумерация.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
Числа от11 до 20. Нумерация.
Сложение и вычитание.
Итоговая диагностика.
2 классМетоды и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Вводное занятие: Формирование эмоционального отношения к занятиям. Входная диагностика
Развитие восприятия пространства.
Развитие восприятия.
Развитие восприятия величины и веса.
Развитие восприятия цвета и формы.
Развитие целостности восприятия.
Развитие распределения внимания.
Развитие наблюдательности.
Развитие концентрации внимания.
Развитие произвольного внимания.
Развитие зрительного внимания.
Развитие памяти.
Развитие процессов обобщения.
Развитие процессов анализа.
Числа от 1 до 100. Нумерация.
Сложение и вычитание.
Умножение и деление.
Итоговая диагностика
3 класс
В 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей — смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Вводное занятие: Формирование эмоционального отношения к занятиям. Входная диагностика
Развитие восприятия пространства.
Развитие восприятия.
Развитие восприятия величины и веса.
Развитие восприятия цвета и формы.
Развитие целостности восприятия.
Развитие распределения внимания.
Развитие наблюдательности.
Развитие концентрации внимания.
Развитие произвольного внимания.
Развитие зрительного внимания.
Развитие памяти.
Развитие процессов обобщения.
Развитие процессов анализа.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
Табличное умножение и деление
Внетабличное умножение и деление.
Нумерация.
Сложение и вычитание.
Умножение и деление.
Итоговая диагностика
4 класс
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивньие умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи психолога открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других — растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.
Вводное занятие: Формирование эмоционального отношения к занятиям. Входная диагностика
Развитие восприятия пространства.
Развитие восприятия.
Развитие восприятия величины и веса.
Развитие восприятия цвета и формы.
Развитие целостности восприятия.
Развитие распределения внимания.
Развитие наблюдательности.
Развитие концентрации внимания.
Развитие произвольного внимания.
Развитие зрительного внимания.
Развитие памяти.
Развитие процессов обобщения.
Развитие процессов анализа.
Числа от 1 до 1000.
Числа больше 1000.Нумерация.
Величины.
Сложение и вычитание.
Умножение и деление.
Итоговая диагностика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом коррекционно-развивающей работы может считаться не только успешное освоение обучающимися основной образовательной программы и развитие познавательной сферы, но и освоение жизненно значимых компетенций необходимых для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
Результаты освоения программы коррекционного курса предполагают:
- сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах;
- формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР вариант 7.2 личностные результаты освоения курса включают в себя:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
понимание причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
принятие и освоение своей социальной роли;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия; способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР вариант 7.2 метапредметные результаты освоения курса включают в себя:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности;
овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными навыками, математической терминологией, необходимой для освоения содержания курса;
приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;
умение выполнять арифметические действия с числами; накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используя доступные вербальные и невербальные средства).
1 класс
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счѐта;
читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа;
выполнять действия нумерационного характера;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними;
понимать смысл арифметических действий;
выполнять сложение и вычитание, используя общий приѐм прибавления (вычитания) по частям;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием;
объяснять приѐм сложения (вычитания) с переходом через разряд;
решать задачи;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать еѐ на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
понимать смысл слов, описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму геометрических фигур;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры.
измерять и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки.
2 класс
Обучающийся научится и будет (сможет):
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 − 30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублѐм и копейкой: 1 р. = 100 к
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать еѐ при выполнении действий сложение и вычитание;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100
выполнять проверку сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножение и деление;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырѐхугольник и др., выделять среди четырѐхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырѐхугольника, пятиугольника).
3 класс
Обучающийся научится и будет (сможет):
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трѐхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трѐхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счѐта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение /уменьшение числа в несколько раз); продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя
изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм 2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя
изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные.
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и
на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со
скобками и без скобок).
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при
записи решения задачи;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по еѐ решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.;
решать задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
4 класс
Обучающийся научится и будет (сможет):
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от
0 до 1 000 000;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время,
скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трѐхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить
его значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических
действия (со скобками и без скобок).
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в
задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1–3 действия) и задачи,
связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать
реальность ответа на вопрос задачи.
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближѐнно (на глаз).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
№п/п |
Тема |
Часы |
Основное содержание |
|
|
Входная диагностика |
1 |
|
|
|
«Угадай по силуэту» Соотнесение числа и количества |
1 |
Развитие восприятия пространства. Обозначение числа и понимание отношений больше, меньше, столько же |
|
|
«Какие предметы спрятаны?» Закрепление нумерации чисел первого десятка в прямом и обратном порядке по 1 |
1 |
Развитие восприятия пространства. Практическое упражнение по образованию числа путем прибавления и вычитания 1 |
|
|
«Какие детали пропущены?» Решение простейших задач на наглядном материале |
1 |
Развитие восприятия пространства. Составление рисунка-схемы задачи. Решение задачи. |
|
|
«Кто больше весит?» Уточнение признаков предметов |
1 |
Развитие восприятия величины и пространства. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру |
|
|
«Какой цвет пропал?» Сходство и различие предметов по размеру |
1 |
Развитие восприятия цвета и формы. Составление групп предметов с заданными признаками размеров |
|
|
« Построй башню» Сходство и различие предметов по нескольким признакам |
1 |
Развитие восприятия цвета и формы. Составление групп предметов с заданными свойствами |
|
|
«Найди отличия» Закрепление счета предметов с опорой на различные анализаторы |
1 |
Развитие целостности восприятия. Счет предметов на слух, по осязанию, счет действий |
|
|
«Узнай предмет по пунктирным линиям» Закрепление названия, последовательности и обозначения чисел от 1 до 10 |
1 |
Развитие целостности восприятия. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа |
|
|
«Веселый счет» Закрепление цифр Соотнесение цифры, числа и количества |
1 |
Развитие распределения внимания. Сравнение чисел - равные, больше-меньше на несколько единиц |
|
|
«Найди и обведи» Закрепление состава чисел в пределах 10 |
1 |
Развитие распределения внимания. Практические упражнения по образованию числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел |
|
|
«На что похожи наши ладошки?» Отработка и закрепление понятий о составе числа в пределах 10. |
1 |
Развитие наблюдательности. Практическое упражнение по образованию чисел первого десятка |
|
|
«Найди ошибки» Счет предметов по порядку |
1 |
Развитие наблюдательности. Упражнения по нахождению предмета по занимаемому порядковому месту |
|
|
«Раскрась вторую половинку» Точка и отрезок |
1 |
Развитие концентрации внимания. Упражнения на измерение длины отрезка |
|
|
«Рыба, зверь, птица» Точка и отрезок |
1 |
Развитие концентрации внимания. Упражнения на построение отрезка заданной длины |
|
|
«Запомни и расставь точки» Решение примеров на сложение в пределах 10 |
1 |
Развитие концентрации внимания. Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5. |
|
|
«Нарисуй и раскрась только треугольники» Решение примеров на сложение в пределах 10 |
1 |
Развитие произвольного внимания. Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5. |
|
|
«Волшебная дорожка» Решение примеров на вычитание в пределах 10 |
1 |
Развитие произвольного внимания. Вычитание чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5 |
|
|
«Коврики». Отработка и закрепление понятий о составе числа в пределах 10. |
1 |
Развитие произвольного внимания. Практическое упражнение по образованию чисел первого десятка |
|
|
«Дорисуй предмет» Составление простых задач на основе наблюдений и действий с предметами |
1 |
Развитие зрительного внимания. Решение задач на нахождение суммы и остатка |
|
|
«Найди зверей» Составление простых задач на основе наблюдений и действий с предметами |
1 |
Развитие зрительного внимания. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц |
|
|
«Найди два одинаковых предмета» Закрепление навыка счета в пределах 10. |
1 |
Развитие зрительного внимания. Решение примеров на сложение и вычитание. |
|
|
«Запомни пару» Решение простых задач на разностное сравнение. |
1 |
Развитие памяти Составление краткой записи. Решение задачи. |
|
|
«Какой фигуры не стало?» Закрепление названия последовательности чисел от 10 до 20. |
1 |
Развитие памяти Практическое упражнение по образованию чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
|
|
«Запомни и найди» Решение примеров с переходом через 10. |
1 |
Развитие памяти Решение примеров на сложение и вычитание на основе десятичного состава числа: 15-5, 10+5. |
|
|
«Восстанови порядок» Решение примеров на порядок действий. |
1 |
Развитие памяти Нахождение значение выражений в 2-3 действия, содержащих сложение и вычитание со скобками и без них. |
|
|
«Запомни порядок» Решение задач в два действия. |
1 |
Развитие памяти Нахождение в задаче условия, вопроса. Составление краткой записи. Решение задачи. |
|
|
«Головоломки» Решение задач в два действия. |
1 |
Развитие процессов обобщения Нахождение в задаче условия, вопроса. Составление краткой записи. Решение задачи. |
|
|
«Назови лишний предмет» Решение примеров с переходом через 10. |
1 |
Развитие процессов анализа Решение примеров на сложение и вычитание на основе последовательности чисел: 15-1, 10+1. |
|
|
« Что сначала, что потом?» Решение примеров с переходом через 10. |
1 |
Развитие процессов анализа Решение примеров на сложение и вычитание на основе последовательности чисел: 15-1, 10+1. |
|
|
«Парные картинки» Повторение изученных видов задач. |
1 |
Развитие процессов анализа Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение суммы и остатка, на разностное сравнение. |
|
|
«Запомни и расставь точки» Повторение изученных видов задач. |
1 |
Развитие концентрации внимания. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение суммы и остатка, на разностное сравнение. |
|
|
«Угадай по силуэту» Соотнесение числа и количества |
1 |
Развитие восприятия пространства. Обозначение числа и понимание отношений больше, меньше, столько же |
|
|
Итоговая диагностика |
1 |
|
|
2 класс
№п/п |
Тема |
Часы |
Основное содержание |
|
Входная диагностика |
1 |
|
|
« Найди тень к предмету» Нумерация чисел в пределах 100. Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до ста. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. |
|
«Распредели животных по величине» Повторение: числа от 1 до 100. Поместное значение цифр в записи числа. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. |
|
«Таблица цифр» Единица длины - миллиметр. Построение отрезков. Соотношения между единицами измерения однородных величин. |
1 |
Развитие восприятия. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. |
|
«Рисунок из геометрических фигур» Числовое выражение. Сложение и вычитание в пределах 20. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. |
1 |
Развитие восприятия. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Составлять и решать задачи, обратные заданной. |
|
«Кто старше?» Единица стоимости — рубль. Сравнение и упорядочение однородных величин. |
1 |
Развитие восприятия величины и веса. Моделировать с помощью схематических чертежей связи между данными и искомым в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Объяснять ход решения задачи. |
|
«Какой цвет пропал?» Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. |
1 |
Развитие восприятия цвета и формы. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. |
|
«Найди предмет, не похожий на другие» Нахождение значения числового выражения, содержащего действия со скобками или без скобок в пределах 100. |
1 |
Развитие целостности восприятия. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. |
|
«перечеркнутые изображения» Применение переместительного и сочетательного свойства сложения. |
1 |
Развитие целостности восприятия. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме). |
|
«Узнай предмет по пунктирным линиям» Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). |
1 |
Развитие целостности восприятия. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. |
|
«Найди и обведи» Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
1 |
Развитие распределения внимания. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. |
|
«Какие слова спрятались?» Решение текстовых задач арифметическим способом. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). |
1 |
Развитие распределения внимания. Выполнять алгоритмы письменного сложения, вычитания. |
|
«Что изменилось?» Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. |
1 |
Развитие наблюдательности. Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. |
|
«Найди ошибки» Внесение данных в таблицу, заполнение схем и изображений числовыми данными. |
1 |
Развитие наблюдательности. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ. Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. |
|
Найди вторую половинку» Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений. |
1 |
Развитие наблюдательности. Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. |
|
«Цифровая таблица» Решение уравнений подбором неизвестного числа. |
1 |
Развитие концентрации внимания. Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения. |
|
«Посмотри и запомни» Решение уравнений подбором неизвестного числа. |
1 |
Развитие концентрации внимания. Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения. |
|
«Запомни порядок» Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Запись сложения и вычитания в столбик. |
1 |
Развитие произвольного внимания. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ. Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. |
|
«Запретные слова» Сложение и вычитание чисел. Запись сложения и вычитания в столбик. |
1 |
Развитие произвольного внимания. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ. Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. |
|
«Чем залатать коврик?» Свойство противоположных сторон прямоугольника. |
1 |
Развитие зрительного внимания. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. |
|
«Бусы» Умножение как сложение одинаковых слагаемых. |
1 |
Развитие зрительного внимания. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. |
|
«Найди два одинаковых предмета» Задачи, раскрывающие конкретный смысл действия умножения. |
1 |
Развитие зрительного внимания. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. |
|
«Найди слова» Переместительное свойство умножения. |
1 |
Развитие памяти. Применять переместительное свойство умножения при вычислениях. |
|
«Запомни пару» Знакомство с делением на уровне предметных действий. |
1 |
Развитие памяти. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Составлять и решать задачи, обратные заданной. |
|
«Узнай фигуры» Связь между компонентами и результатом умножения. |
1 |
Развитие памяти. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. |
|
«Запомни и нарисуй» Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. |
1 |
Развитие памяти. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. |
|
«Чей предмет?» Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. |
1 |
Развитие памяти. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. |
|
«Угадай, кого как зовут» Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. |
1 |
Развитие памяти. Собирать и представлять информацию, связанную со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. |
|
«Эстафета слов» Составление плана поиска информации |
1 |
Развитие памяти. Составлять и выполнять простой алгоритм, план поиска информации. |
|
Запись и выполнение простого алгоритма, |
1 |
Записывать и выполнять простой алгоритм, план поиска информации. |
|
«Ребусы» Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. |
1 |
Развитие процессов обобщения. Читать и заполнять таблицы. Интерпретация данных таблицы. |
|
«»Назови одним словом» Чтение столбчатой диаграммы. |
1 |
Развитие процессов обобщения. Читать столбчатые диаграммы. |
|
«Назови лишний предмет» Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). |
1 |
Развитие процессов анализа. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). |
|
Итоговая диагностика |
1 |
|
3 класс
№п/п |
Тема |
Часы |
Основное содержание |
|
Входная диагностика |
1 |
|
|
«Найди ошибки художника" Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Развитие внимания через выполнение упражнений на планирование этапов деятельности. |
|
«Угадай по силуэту» Решение уравнений. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Развитие внимания и памяти посредством заданий. |
|
«Какие предметы спрятаны» Обозначение геометрических фигур буквами. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Коррекция и развитие логического мышления, памяти, внимания |
|
«Таблица цифр» Таблица умножения и деления с числом 2. |
1 |
Развитие восприятия. Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«Рисунок из геометрических фигур» Таблица умножения и деления с числом 3. |
1 |
Развитие восприятия. Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«Кто больше весит?» Порядок выполнения действий. |
1 |
Развитие восприятия величины и веса. Коррекция памяти, слухового восприятия |
|
«Построй башню» Таблица умножения и деления с числом 4. |
1 |
Развитие восприятия цвета и формы. Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«Найди предмет такого же цвета» Таблица умножения и деления с числом 5. |
1 |
Развитие целостности восприятия. Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«Дорисуй пропущенные детали» Таблица умножения и деления с числом 6. |
1 |
Развитие целостности восприятия. Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«Веселый счет» Таблица умножения и деления с числом 7. |
1 |
Развитие распределения внимания. Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«На что похожи наши ладошки?» Единицы площади. Квадратный сантиметр. |
1 |
Развитие распределения внимания. Развитие памяти, логического мышления |
|
«Сравни предметы» Таблица умножения и деления с числом 8. |
1 |
Развитие наблюдательности. Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«Найди ошибки» Таблица умножения и деления с числом 9. |
1 |
Развитие наблюдательности. Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«Раскрась вторую половинку» Единицы площади. Квадратный сантиметр. |
1 |
Развитие концентрации внимания. Развитие памяти, логического мышления |
|
«Рыба, зверь, птица» Единицы площади. Квадратный сантиметр. |
1 |
Развитие концентрации внимания. Развитие памяти, логического мышления |
|
«Запомни и расставь точки» Умножение на 1 и на 0. |
1 |
Развитие концентрации внимания. Коррекция и развитие логического мышления. |
|
«Нарисуй, и закрась только треугольники» Окружность. Круг. |
1 |
Развитие произвольного внимания Развитие памяти, логического мышления |
|
«Волшебная дорожка» Умножение и деление круглых чисел. |
1 |
Развитие произвольного внимания Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«Коврики» Умножение двузначного числа на однозначное. |
1 |
Развитие произвольного внимания Развитие внимания и памяти посредством заданий |
|
«Дорисуй предмет» Связь между числами при делении. |
1 |
Развитие зрительного внимания. Коррекция и развитие логического мышления |
|
«Бусы» Проверка умножения и деления. |
1 |
Развитие зрительного внимания. Коррекция и развитие логического мышления |
|
«Посмотри и запомни» Деление с остатком. |
1 |
Развитие зрительного внимания. Коррекция и развитие логического мышления |
|
«Пиктограммы» Решение задач на деление с остатком. |
1 |
Развитие памяти. Развитие зрительного восприятия, памяти |
|
«Какой фигуры не стало?» Образование и название трёхзначных чисел. |
1 |
Развитие памяти Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях |
|
«Запомни порядок» Сравнение трёхзначных чисел. |
1 |
Развитие памяти Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях |
|
«Что, какого цвета» Единицы массы: килограмм, грамм. |
1 |
Развитие памяти Развитие зрительного восприятия, памяти |
|
«Кроссворды» Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. |
1 |
Развитие процессов обобщения. Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. |
|
«Головоломки» Приёмы устного умножения и деления трёхзначного числа на однозначное. |
1 |
Развитие процессов обобщения. Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. |
|
«Назови лишний предмет» Деление круглых трёхзначных чисел на круглые двузначные и трёхзначные. |
1 |
Развитие процессов анализа. Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. |
|
«Что сначала, что потом» Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. |
1 |
Развитие процессов анализа. Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. |
|
«Парные картинки» Проверка деления трёхзначного числа на однозначное. |
1 |
Развитие процессов анализа. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях |
|
«Найди ошибки художника" Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Развитие внимания через выполнение упражнений на планирование этапов деятельности. |
|
Итоговая диагностика |
1 |
|
4 класс
№п/п |
Тема |
Часы |
Основное содержание |
||
|
Входная диагностика |
1 |
|
|
|
|
«Какие детали пропущены?» Повторение. Нумерация. Счёт предметов. Разряды. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. |
|
|
|
«Найди тень к предмету» Нахождение суммы нескольких слагаемых. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них |
|
|
|
«Найди ошибки художника» Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. |
|
|
|
«Таблица цифр» Деление трехзначных чисел на однозначное число. |
1 |
Развитие восприятия. Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. |
|
|
|
«Рисунок из геометрических фигур» Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. |
1 |
Развитие восприятия. Применять приём письменного деления многозначного числа наоднозначное, когда в записи частного есть нуль |
|
|
|
«Кто больше весит?» Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. |
1 |
Развитие восприятия величины и веса. Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. |
|
|
|
«Какой цвет пропал?» Запись многозначных чисел. |
1 |
Развитие восприятия цвета и формы. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки |
|
|
|
Построй башню» Сравнение многозначных чисел. |
1 |
Развитие восприятия цвета и формы. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. |
|
|
|
«Найди отличия» Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. |
1 |
Развитие целостности восприятия. Находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе |
|
|
|
«Найди предмет такого же цвета» Класс миллионов и класс миллиардов. |
1 |
Развитие целостности восприятия. Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 |
|
|
|
«Дорисуй пропущенные детали» Единица длины -километр. Таблица единиц длины. |
1 |
Развитие целостности восприятия. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними |
|
|
|
«Найди и обведи» Масса. Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы. |
1 |
Развитие распределения внимания. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. |
|
|
|
«Какие слова спрятались?» Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий |
1 |
Развитие распределения внимания. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
|
|
|
«Что изменилось?» Устные и письменные приёмы вычислений. |
1 |
Развитие наблюдательности. Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. |
|
|
|
«Найди ошибки» Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого |
1 |
Развитие наблюдательности. Находить неизвестное слагаемое,уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. |
|
|
|
Найди вторую половинку» Нахождение нескольких долей целого. |
1 |
Развитие наблюдательности. Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. |
|
|
|
«Цифровая таблица» Сложение и вычитание величин |
1 |
Развитие концентрации внимания. Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. |
|
|
|
«Рыба, птица, зверь» Умножение на однозначное число |
1 |
Развитие концентрации внимания. Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. |
|
|
|
«Запомни и расставь точки» Умножение на 0 и 1. |
1 |
Развитие концентрации внимания. Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. |
|
|
|
«Запомни порядок» Деление на однозначное число. Деление с числами 0 и 1 |
1 |
Развитие произвольного внимания. Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. |
|
|
|
«Волшебная дорожка» Скорость. Единицы скорости. |
1 |
Развитие произвольного внимания. Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. |
|
|
|
«Запретные слова» Перестановка и группировка множителей. |
1 |
Развитие произвольного внимания. Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. |
|
|
|
«Дорисуй предмет» Деление с остатком на 10, 100, 1000. |
1 |
Развитие зрительного внимания. Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. |
|
|
|
«Найди зверей, насекомых и тд» Умножение числа на сумму |
1 |
Развитие зрительного внимания. Выполнять вычисления с объяснением. |
|
|
|
«Посмотри и запомни» Закрепление приемов умножения на трехзначное число |
1 |
Развитие зрительного внимания. Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. |
|
|
|
«Найди слова» Письменное деление на двузначное число |
1 |
Развитие памяти. Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг |
|
|
|
«Узнай фигуры» Письменное деление на двузначное число |
1 |
Развитие памяти. Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг |
|
|
|
«Какой фигуры не стало?» Письменное деление на трехзначное число |
1 |
Развитие памяти. Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. |
|
|
|
«Кроссворды» Проверка умножения делением |
1 |
Развитие процессов обобщения. Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. |
|
|
|
«Ребусы» Деление с остатком |
1 |
Развитие процессов обобщения. Проверять, правильно ли выполнено деление с остатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление |
|
|
|
« Назови лишний предмет» Геометрические фигуры |
1 |
Развитие процессов анализа. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации |
|
|
|
«Какие детали пропущены?» Повторение. Нумерация. Счёт предметов. Разряды. |
1 |
Развитие восприятия пространства. Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. |
|
|
|
Итоговая диагностика |
1 |
|
|