Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (дефектологические)» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 28 March в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 105 имени героя России Ивана Шелохвостова»

 

 

 

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО

Решением методического объединения Заместитель директора по УВР

службы психолого-педагогического _____________Ю.С. Бердюгина

сопровождения учащихся «____» _______________2023 г.

Протокол № _1_ от «___»____2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа коррекционного курса

«коррекционно-развивающие занятия:

психокоррекционные занятия (дефектологические)»

адаптированной образовательной программы

начального общего образования обучающихся для обучающихся с ЗПР

(вариант 7.2)

 

срок освоения программы 4 года (1-4 классы)

выписка из адаптированной образовательной программы

начального общего образования

МБОУ СОШ № 105

 

 

 

 

 

 

Составила учитель – дефектолог

Попкова Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (дефектологические)» адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) разработана в соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023) (далее –  ФАОП НОО с ОВЗ) и с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» является обязательной частью коррекционно- развивающей области ФАОП НОО с ОВЗ для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий учителя-дефектолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов, получающих образование в соответствии с ФАОП НОО с ОВЗ обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).

Общая характеристика курса

Рабочая программа коррекционного курса опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах: 1) этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития; 2) постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у обучающихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.

ФАОП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной коррекционной поддержки процесса обучения. Обучающиеся с ЗПР нуждаются в коррекционной работе, направленной на развитие необходимых для формирования учебных компетенций приемов мыслительной деятельности, ослаблении нарушений познавательных процессов, специальном формировании метапредметных умений и социальных (жизненных) компетенций.

Мыслительная деятельность младших школьников с ЗПР характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного), которое по своему развитию приближается у них к возрастным нормативным требованиям. Кроме того, у детей отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении, а в иерархии их мотивов ведущее место долгое время занимает игровой. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления младших школьников с ЗПР малая подвижность, поверхностность, сниженная продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов.

Как следствие коррекционно-развивающая направленность курса для обучающихся осуществляется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимнооднозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. У обучающихся с ЗПР в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления (способность к знаковому опосредствованию совершаемых действий). Поэтому они могут испытывать трудности в составлении схем, краткой записи. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению (составление рисунков, наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, памяток-подсказок, отражающих ход решения задачи и т.п.) улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс:

частая смена видов деятельности;

включение в работу больше анализаторов;

использование ориентировочной основы действий (опорные сигналы, образцы или план выполнения задания, алгоритмы, схемы, таблицы и др.)

повторяемость программного материала с усложнением;

дифференциация заданий;

развитие в адекватном темпе;

дозированность подачи материала;

объяснение материала в интересной форме;

вовлечение в занимательную деятельность;

воздействие через эмоциональную сферу;

создание ситуации успеха;

рефлексия изученного.

В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, математикой, ИЗО, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках. Повторение одних и тех же заданий происходит в новых ситуациях на новых предметах для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме. В содержание занятий включены задания на развитие когнитивных процессов обучающихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Вариативность игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающих занятий у обучающихся с ЗПР вариант 7.2 формируются приемы мыслительной деятельности и логические действия, составляющие основу логических мыслительных операций, корректируются метапредметные способы учебно-познавательной деятельности, развиваются общеучебные умения и навыки, обеспечивающие процесс освоения программного материала.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает подгрупповые занятия общеразвивающей направленности. В соответствии с результатами обследования, в начале учебного года дети объединены в подгруппы у которых обнаружены одинаковые пробелы в знаниях и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Помимо групповой и подгрупповой коррекционной работы, предусмотрены индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для некоторой категории учащихся.

 

Цель и задачи курса

Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» – в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи курса:

определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;

своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических и психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого-педагогической коррекции;

оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

 

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, вариант 7.2

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих ФАОП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

наглядно-действенный характер содержания образования;

развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов.

 

Место курса в учебном плане

Данный курс рассчитан на младших школьников с ЗПР вариант 7.2. с 1 по 4 класс, продолжительность обучения занимает 4-5 лет, в зависимости от наличия согласия законного представителя/родителя на обучение школьника в пролонгированные сроки. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» является частью программы коррекционной работы и является обязательным для изучения.

В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: групповое занятие – 40 минут; подгрупповое занятие – 30 минут; индивидуальное занятие – 20 минут.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Диагностическое направление:

- выявление особенностей познавательного развития, характера и интенсивности трудностей учащихся, проведение дефектологического обследования и подготовка рекомендаций;

-формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов познавательного развития и эмоциональной сферы школьника;

-анализ успешности коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога;

-разработка рекомендаций и программ коррекционной работы с учащимися.

Динамика отслеживается следующим образом:

1. Первичная диагностика – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление заключения;

2. Итоговая диагностика (в конце учебного года) — диагностика развития проводится используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При необходимости и наличии рекомендаций ППк, ПМПК коррекционно-развивающие занятия пролонгируются на следующий год.

1 класс

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

Вводное занятие: формирование эмоционального отношения к занятиям. Входная диагностика.

Развитие восприятия пространства.

Развитие восприятия.

Развитие восприятия величины и веса.

Развитие восприятия цвета и формы.

Развитие целостности восприятия.

Развитие распределения внимания.

Развитие наблюдательности.

Развитие концентрации внимания.

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительного внимания.

Развитие памяти.

Развитие процессов обобщения.

Развитие процессов анализа.

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные отношения.

Числа от 1 до 10. Нумерация.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

Числа от11 до 20. Нумерация.

Сложение и вычитание.

Итоговая диагностика.

2 класс

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Вводное занятие: Формирование эмоционального отношения к занятиям. Входная диагностика

Развитие восприятия пространства.

Развитие восприятия.

Развитие восприятия величины и веса.

Развитие восприятия цвета и формы.

Развитие целостности восприятия.

Развитие распределения внимания.

Развитие наблюдательности.

Развитие концентрации внимания.

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительного внимания.

Развитие памяти.

Развитие процессов обобщения.

Развитие процессов анализа.

Числа от 1 до 100. Нумерация.

Сложение и вычитание.

Умножение и деление.

Итоговая диагностика

 

3 класс

В 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей — смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

Вводное занятие: Формирование эмоционального отношения к занятиям. Входная диагностика

Развитие восприятия пространства.

Развитие восприятия.

Развитие восприятия величины и веса.

Развитие восприятия цвета и формы.

Развитие целостности восприятия.

Развитие распределения внимания.

Развитие наблюдательности.

Развитие концентрации внимания.

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительного внимания.

Развитие памяти.

Развитие процессов обобщения.

Развитие процессов анализа.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.

Табличное умножение и деление

Внетабличное умножение и деление.

Нумерация.

Сложение и вычитание.

Умножение и деление.

Итоговая диагностика

 

4 класс

Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивньие умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи психолога открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других — растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей.

Вводное занятие: Формирование эмоционального отношения к занятиям. Входная диагностика

Развитие восприятия пространства.

Развитие восприятия.

Развитие восприятия величины и веса.

Развитие восприятия цвета и формы.

Развитие целостности восприятия.

Развитие распределения внимания.

Развитие наблюдательности.

Развитие концентрации внимания.

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительного внимания.

Развитие памяти.

Развитие процессов обобщения.

Развитие процессов анализа.

Числа от 1 до 1000.

Числа больше 1000.Нумерация.

Величины.

Сложение и вычитание.

Умножение и деление.

Итоговая диагностика.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом коррекционно-развивающей работы может считаться не только успешное освоение обучающимися основной образовательной программы и развитие познавательной сферы, но и освоение жизненно значимых компетенций необходимых для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.

Результаты освоения программы коррекционного курса предполагают:

- сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах;

- формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

- развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;

- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

- формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе

 

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся  с ЗПР вариант 7.2 личностные результаты освоения курса включают в себя:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

понимание причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;

принятие и освоение своей социальной роли;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;  способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;  принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;

овладение  социально-бытовыми   умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

 

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся  с ЗПР вариант 7.2 метапредметные результаты освоения курса включают в себя:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;

умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметные результаты:

использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности;

овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными навыками, математической терминологией, необходимой для освоения содержания курса;

приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;

умение выполнять арифметические действия с числами; накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используя доступные вербальные и невербальные средства).

 

1 класс

Обучающийся научится и будет (сможет):

уметь  считать     различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счѐта;

 читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа;

 выполнять действия нумерационного характера;

 читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними;

понимать смысл арифметических действий;

выполнять сложение и вычитание, используя общий приѐм прибавления (вычитания) по частям;

 выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием;

объяснять приѐм сложения (вычитания) с переходом через разряд;

решать задачи;

 составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;

 устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать еѐ на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;

 составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.

понимать смысл слов, описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;

находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму геометрических фигур;

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры.

измерять и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;

чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки.

 

2 класс

Обучающийся научится и будет (сможет):

образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;

сравнивать числа и записывать результат сравнения;

заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 − 5, 35 − 30;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;

читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;

записывать и использовать соотношение между рублѐм и копейкой: 1 р. = 100 к

 воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать еѐ при выполнении действий сложение и вычитание;

выполнять сложение и вычитание в пределах 100

выполнять проверку сложения и вычитания;

 называть и обозначать действия умножение и деление;

заменять    сумму    одинаковых   слагаемых    произведением   и    произведение    — суммой одинаковых слагаемых;

умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;

находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);

 применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;

 решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;

 выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;

составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;

распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырѐхугольник и др., выделять среди четырѐхугольников прямоугольник (квадрат);

выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;

 соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).

читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);

  вычислять   длину   ломаной,    состоящей    из    3–4    звеньев,   и   периметр многоугольника (треугольника, четырѐхугольника, пятиугольника).

 

3 класс

Обучающийся научится и будет (сможет):

образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;

сравнивать трѐхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трѐхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счѐта крупными и наоборот;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,

увеличение /уменьшение числа в несколько раз); продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;

читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя

изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм 2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя

изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные.

выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и

на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a;

выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;

выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;

выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на

однозначное число в пределах 1000;

вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со

скобками и без скобок).

анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в

таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при

записи решения задачи;

составлять задачу по краткой записи, по схеме, по еѐ решению;

решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;

расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.;

решать задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

обозначать геометрические фигуры буквами;

различать круг и окружность;

 чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.

измерять длину отрезка;

вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный

сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.

 

4 класс

Обучающийся научится и будет (сможет):

образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от

0 до 1 000 000;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая

последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать еѐ или восстанавливать пропущенные в ней числа;

читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время,

скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,

вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,

двузначных и трѐхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить

его значение;

вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических

действия (со скобками и без скобок).

устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в

задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1–3 действия) и задачи,

связанные с повседневной жизнью;

оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать

реальность ответа на вопрос задачи.

описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,

ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);

выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок,

квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

измерять длину отрезка;

 вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь

прямоугольника и квадрата;

оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближѐнно (на глаз).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс

п/п

Тема

Часы

Основное содержание

 

 

Входная диагностика

1

 

 

 

«Угадай по силуэту»

Соотнесение числа и количества

1

Развитие восприятия пространства.

Обозначение числа и понимание отношений больше, меньше, столько же

 

«Какие предметы спрятаны?»

Закрепление нумерации чисел первого десятка в прямом и обратном  порядке по 1

1

Развитие восприятия пространства.

Практическое упражнение по образованию числа путем прибавления и вычитания 1

 

«Какие детали пропущены?»

Решение простейших задач на наглядном материале

1

Развитие восприятия пространства.

Составление рисунка-схемы задачи. Решение задачи.

 

«Кто больше весит?»

Уточнение признаков предметов

1

Развитие восприятия величины и пространства.

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру

 

«Какой цвет пропал?»

Сходство и различие предметов по размеру

1

Развитие восприятия цвета и формы.

Составление групп предметов с заданными признаками размеров

 

« Построй башню»

Сходство и различие предметов по нескольким признакам

1

Развитие восприятия цвета и формы.

Составление групп предметов с заданными свойствами

 

«Найди отличия»

Закрепление счета предметов с опорой на различные анализаторы

1

Развитие целостности восприятия.

Счет предметов на слух, по осязанию, счет действий

 

«Узнай предмет по пунктирным линиям»

Закрепление названия, последовательности и обозначения чисел от 1 до 10

1

Развитие целостности восприятия.

Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа

 

«Веселый счет»

Закрепление цифр Соотнесение цифры, числа и количества

1

Развитие распределения внимания.

Сравнение чисел - равные, больше-меньше на несколько единиц

 

«Найди и обведи»

Закрепление состава чисел в пределах 10

1

Развитие распределения внимания.

Практические упражнения по образованию числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел

 

«На что похожи наши ладошки?»

Отработка и закрепление понятий о составе числа в пределах 10.

1

Развитие наблюдательности.

Практическое упражнение по образованию чисел первого десятка

 

«Найди ошибки»

Счет предметов по порядку

1

Развитие наблюдательности.

Упражнения по нахождению предмета по занимаемому порядковому месту

 

«Раскрась вторую половинку»

Точка и отрезок

1

Развитие концентрации внимания.

Упражнения на измерение длины отрезка

 

 

«Рыба, зверь, птица»

Точка и отрезок

1

Развитие концентрации внимания.

Упражнения на построение отрезка заданной длины

 

«Запомни и расставь точки»

Решение примеров на сложение в пределах 10

1

Развитие концентрации внимания.

Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5.

 

 

«Нарисуй и раскрась только треугольники»

Решение примеров на сложение в пределах 10

1

Развитие произвольного внимания.

Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5.

 

«Волшебная дорожка»

Решение примеров на вычитание в пределах 10

1

Развитие произвольного внимания.

Вычитание чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5

 

«Коврики».

Отработка и закрепление понятий о составе числа в пределах 10.

1

Развитие произвольного внимания.

Практическое упражнение по образованию чисел первого десятка

 

«Дорисуй предмет»

Составление простых задач на основе наблюдений и действий с предметами

1

Развитие зрительного внимания.

Решение задач на нахождение суммы и остатка

 

«Найди зверей»

Составление простых задач на основе наблюдений и действий с предметами

1

Развитие зрительного внимания.

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

 

«Найди два одинаковых предмета»

Закрепление навыка счета в пределах 10.

1

Развитие зрительного внимания.

Решение примеров на сложение и вычитание.

 

«Запомни пару»

Решение простых задач на разностное сравнение.

1

Развитие памяти

Составление краткой записи. Решение задачи.

 

«Какой фигуры не стало?»

Закрепление названия последовательности чисел от 10 до 20.

1

Развитие памяти

Практическое упражнение по образованию чисел из одного десятка и нескольких единиц.

 

«Запомни и найди»

Решение примеров с переходом через 10.

1

Развитие памяти

Решение примеров на сложение и вычитание на основе десятичного состава числа: 15-5, 10+5.

 

«Восстанови порядок»

Решение примеров на порядок действий.

1

Развитие памяти

Нахождение значение выражений в 2-3 действия, содержащих сложение и вычитание со скобками и без них.

 

«Запомни порядок»

Решение задач в два действия.

1

Развитие памяти

Нахождение в задаче условия, вопроса. Составление краткой записи. Решение задачи.

 

«Головоломки»

Решение задач в два действия.

1

Развитие процессов обобщения

Нахождение в задаче условия, вопроса. Составление краткой записи. Решение задачи.

 

«Назови лишний предмет»

Решение примеров с переходом через 10.

1

Развитие процессов анализа

Решение примеров на сложение и вычитание на основе последовательности чисел: 15-1, 10+1.

 

« Что сначала, что потом?»

Решение примеров с переходом через 10.

1

Развитие процессов анализа

Решение примеров на сложение и вычитание на основе последовательности чисел: 15-1, 10+1.

 

«Парные картинки»

Повторение изученных видов задач.

1

Развитие процессов анализа

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение суммы и остатка, на разностное сравнение.

 

 

«Запомни и расставь точки»

Повторение изученных видов задач.

1

Развитие концентрации внимания.

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение суммы и остатка, на разностное сравнение.

 

 

«Угадай по силуэту»

Соотнесение числа и количества

1

Развитие восприятия пространства.

Обозначение числа и понимание отношений больше, меньше, столько же

 

 

Итоговая диагностика

1

 

 

 

2 класс

п/п

Тема

Часы

Основное содержание

 

Входная диагностика

1

 

 

« Найди тень к предмету»

Нумерация чисел в пределах 100. Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до ста.

1

Развитие восприятия пространства.

Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа.

 

«Распредели животных по величине»

Повторение: числа от 1 до 100. Поместное значение цифр в записи числа. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

1

Развитие восприятия пространства.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.

 

«Таблица цифр»

Единица длины - миллиметр. Построение отрезков. Соотношения между единицами измерения однородных величин.

1

Развитие восприятия.

Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.

 

«Рисунок из геометрических фигур»

Числовое выражение. Сложение и вычитание в пределах 20. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.

1

Развитие восприятия.

Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Составлять и решать задачи, обратные заданной.

 

«Кто старше?»

Единица стоимости — рубль. Сравнение и упорядочение однородных величин.

1

Развитие восприятия величины и веса.

Моделировать с помощью схематических чертежей связи между данными и искомым в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Объяснять ход решения задачи.

 

«Какой цвет пропал?»

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого.

1

Развитие восприятия цвета и формы.

Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.

 

«Найди предмет, не похожий на другие»

Нахождение значения числового выражения, содержащего действия со скобками или без скобок в пределах 100.

1

Развитие целостности восприятия.

Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.

 

«перечеркнутые изображения»

Применение переместительного и сочетательного свойства сложения.

1

Развитие целостности восприятия.

Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме).

 

«Узнай предмет по пунктирным линиям»

Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).

1

Развитие целостности восприятия.

Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения.

 

«Найди и обведи»

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

1

Развитие распределения внимания.

Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

 

«Какие слова спрятались?»

Решение текстовых задач арифметическим способом. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).

1

Развитие распределения внимания.

Выполнять алгоритмы письменного сложения, вычитания.

 

«Что изменилось?»

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд.

1

Развитие наблюдательности.

Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку.

 

«Найди ошибки»

Внесение данных в таблицу, заполнение схем и изображений числовыми данными.

1

Развитие наблюдательности.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ. Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку.

 

Найди вторую половинку»

Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений.

1

Развитие наблюдательности.

Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

 

«Цифровая таблица»

Решение уравнений подбором неизвестного числа.

1

Развитие концентрации внимания.

Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения.

 

«Посмотри и запомни»

Решение уравнений подбором неизвестного числа.

1

Развитие концентрации внимания.

Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения.

 

«Запомни порядок»

Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Запись сложения и вычитания в столбик.

1

Развитие произвольного внимания.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ. Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку.

 

«Запретные слова»

Сложение и вычитание чисел. Запись сложения и вычитания в столбик.

1

Развитие произвольного внимания.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ. Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку.

 

«Чем залатать коврик?»

Свойство противоположных сторон прямоугольника.

1

Развитие зрительного внимания.

Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.

 

«Бусы»

Умножение как сложение одинаковых слагаемых.

1

Развитие зрительного внимания.

Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения.

 

«Найди два одинаковых предмета»

Задачи, раскрывающие конкретный смысл действия умножения.

1

Развитие зрительного внимания.

Использование свойств арифметических действий в вычислениях.

 

«Найди слова»

Переместительное свойство умножения.

1

Развитие памяти.

Применять переместительное свойство умножения при вычислениях.

 

«Запомни пару»

Знакомство с делением на уровне предметных действий.

1

Развитие памяти.

Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Составлять и решать задачи, обратные заданной.

 

«Узнай фигуры»

Связь между компонентами и результатом умножения.

1

Развитие памяти.

Использование свойств арифметических действий в вычислениях.

 

«Запомни и нарисуй»

Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.

1

Развитие памяти.

Использование свойств арифметических действий в вычислениях.

 

«Чей предмет?»

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

1

Развитие памяти.

Решать задачи на нахождение третьего слагаемого.

 

«Угадай, кого как зовут»

Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

1

Развитие памяти.

Собирать и представлять информацию, связанную со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

 

«Эстафета слов»

Составление плана поиска информации

1

Развитие памяти.

Составлять и выполнять простой алгоритм, план поиска информации.

 

Запись и выполнение простого алгоритма,

1

Записывать и выполнять простой алгоритм, план поиска информации.

 

«Ребусы»

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.

1

Развитие процессов обобщения.

Читать и заполнять таблицы. Интерпретация данных таблицы.

 

«»Назови одним словом»

Чтение столбчатой диаграммы.

1

Развитие процессов обобщения.

Читать столбчатые диаграммы.

 

«Назови лишний предмет»

Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

1

Развитие процессов анализа.

Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

 

Итоговая диагностика

1

 

 

3 класс

п/п

Тема

Часы

Основное содержание

 

Входная диагностика

1

 

 

«Найди ошибки художника"

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1

Развитие восприятия пространства.

Развитие внимания через выполнение упражнений на планирование             этапов деятельности.

 

«Угадай по силуэту»

Решение уравнений.

1

 Развитие восприятия пространства.

Развитие внимания и памяти посредством заданий.       

 

«Какие предметы спрятаны»

Обозначение геометрических фигур буквами.

1

Развитие восприятия пространства.

Коррекция и развитие логического мышления, памяти, внимания

 

«Таблица цифр»

Таблица умножения и деления с числом 2.

1

Развитие восприятия.

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«Рисунок из геометрических фигур»

Таблица умножения и деления с числом 3.

1

Развитие восприятия.

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«Кто больше весит?»

Порядок выполнения действий.

1

Развитие восприятия величины и веса.

Коррекция памяти, слухового восприятия

 

«Построй башню»

Таблица умножения и деления с числом 4.

1

Развитие восприятия цвета и формы.

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«Найди предмет такого же цвета»

Таблица умножения и деления с числом 5.

1

Развитие целостности восприятия.

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«Дорисуй пропущенные детали»

Таблица умножения и деления с числом 6.

1

Развитие целостности восприятия.

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«Веселый счет»

Таблица умножения и деления с числом 7.

1

Развитие распределения внимания.

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«На что похожи наши ладошки?»

Единицы площади. Квадратный сантиметр.

1

Развитие распределения внимания.

Развитие памяти, логического мышления

 

«Сравни предметы»

Таблица умножения и деления с числом 8.

1

Развитие наблюдательности.

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«Найди ошибки»

Таблица умножения и деления с числом 9.

1

Развитие наблюдательности.

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«Раскрась вторую половинку»

Единицы площади. Квадратный сантиметр.

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие памяти, логического мышления

 

«Рыба, зверь, птица»

Единицы площади. Квадратный сантиметр.

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие памяти, логического мышления

 

«Запомни и расставь точки»

Умножение на 1 и на 0.

1

Развитие концентрации внимания.

Коррекция и развитие логического мышления.

 

«Нарисуй, и закрась только треугольники»

Окружность. Круг.

1

Развитие произвольного внимания

Развитие памяти, логического мышления

 

«Волшебная дорожка»

Умножение и деление круглых чисел.

1

Развитие произвольного внимания

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«Коврики»

Умножение двузначного числа на однозначное.

1

Развитие произвольного внимания

Развитие внимания и памяти посредством заданий

 

«Дорисуй предмет»

Связь между числами при делении.

1

Развитие зрительного внимания.

Коррекция и развитие логического мышления

 

«Бусы»

Проверка умножения и деления.

1

Развитие зрительного внимания.

Коррекция и развитие логического мышления

 

«Посмотри и запомни»

Деление с остатком.

1

Развитие зрительного внимания.

Коррекция и развитие логического мышления

 

«Пиктограммы»

Решение задач на деление с остатком.

1

Развитие памяти.

Развитие зрительного восприятия, памяти

 

«Какой фигуры не стало?»

Образование и название трёхзначных чисел.

1

Развитие памяти

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

 

«Запомни порядок»

Сравнение трёхзначных чисел.

1

Развитие памяти

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

 

«Что, какого цвета»

Единицы массы: килограмм, грамм.

1

Развитие памяти

Развитие зрительного восприятия, памяти

 

«Кроссворды»

Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

1

Развитие процессов обобщения.

Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия.

 

«Головоломки»

Приёмы устного умножения и деления трёхзначного числа на однозначное.

1

Развитие процессов обобщения.

Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия.

 

«Назови лишний предмет»

Деление круглых трёхзначных чисел на круглые двузначные и трёхзначные.

1

Развитие процессов анализа.

Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия.

 

«Что сначала, что потом»

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.

1

Развитие процессов анализа.

Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия.

 

«Парные картинки»

Проверка деления трёхзначного числа на однозначное.

1

Развитие процессов анализа.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

 

«Найди ошибки художника"

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1

Развитие восприятия пространства.

Развитие внимания через выполнение упражнений на планирование  этапов деятельности.

 

Итоговая диагностика

1

 

 

4 класс

п/п

Тема

Часы

Основное содержание

 

Входная диагностика

1

 

 

 

«Какие детали пропущены?»

Повторение. Нумерация. Счёт предметов. Разряды.

1

Развитие восприятия пространства.

Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000.

 

 

«Найди тень к предмету»

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1

Развитие восприятия пространства.

Выполнять письменные вычисления с натуральны­ми числами. Находить значения чи­словых выражений со скобками и без них

 

 

«Найди ошибки художника»

Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

1

Развитие восприятия пространства.

Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное.

 

 

«Таблица цифр»

Деление трехзначных чисел на однозначное число.

1

Развитие восприятия.

Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное.

 

 

«Рисунок из геометрических фигур»

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

1

Развитие восприятия.

Применять приём письменного деления многозначного числа наоднозначное, когда в записи частного есть нуль

 

 

«Кто больше весит?»

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч.

1

Развитие восприятия величины и веса.

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе.

 

 

«Какой цвет пропал?»

Запись многозначных чисел.

1

Развитие восприятия цвета и формы.

Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки

 

 

Построй башню»

Сравнение многозначных чисел.

1

Развитие восприятия цвета и формы.

Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы.

 

 

«Найди отличия»

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.

1

Развитие целостности восприятия.

Находить общее количество единиц какого-либо разряда в многознач­ном числе

 

 

«Найди предмет такого же цвета»

Класс миллионов и класс миллиардов.

1

Развитие целостности восприятия.

Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс мил­лионов. Читать числа в пределах 1 000 000

 

 

«Дорисуй пропущенные детали»

Единица длины -километр. Таблица единиц длины.

1

Развитие целостности восприятия.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними

 

 

«Найди и обведи»

Масса. Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы.

1

Развитие распределения внимания.

Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.

 

 

«Какие слова спрятались?»

Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий

1

Развитие распределения внимания.

Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи

 

 

«Что изменилось?»

Устные и письменные приёмы вычислений.

1

Развитие наблюдательности.

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

 

 

«Найди ошибки»

Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого

1

Развитие наблюдательности.

Находить неизвестное слагаемое,уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку.

 

 

Найди вторую половинку»

Нахождение нескольких долей целого.

1

Развитие наблюдательности.

Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения.

 

 

«Цифровая таблица»

Сложение и вычитание величин

1

Развитие концентрации внимания.

Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения.

 

 

«Рыба, птица, зверь»

Умножение на однозначное число

1

Развитие концентрации внимания.

Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное.

 

 

«Запомни и расставь точки»

Умножение на 0 и 1.

1

Развитие концентрации внимания.

Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. 

 

 

«Запомни порядок»

Деление на однозначное число. Деление с числами 0 и 1

1

Развитие произвольного внимания.

Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. 

 

 

«Волшебная дорожка»

Скорость. Единицы скорости.

1

Развитие произвольного внимания.

Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Решение задач на движение.

 

 

«Запретные слова»

Перестановка и группировка множителей.

1

Развитие произвольного внимания.

Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. 

 

 

«Дорисуй предмет»

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

1

Развитие зрительного внимания.

Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. 

 

 

«Найди зверей, насекомых и тд»

Умножение числа на сумму

1

Развитие зрительного внимания.

Выполнять вычисления с объяснением.

 

 

«Посмотри и запомни»

Закрепление приемов умножения на трехзначное число

1

Развитие зрительного внимания.

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное.

 

 

«Найди слова»

Письменное деление на двузначное число

1

Развитие памяти.

Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг

 

 

«Узнай фигуры»

Письменное деление на двузначное число

1

Развитие памяти.

Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг

 

 

«Какой фигуры не стало?»

Письменное деление на трехзначное число

1

Развитие памяти.

Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. 

 

 

«Кроссворды»

Проверка умножения делением

1

Развитие процессов обобщения.

Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. 

 

 

«Ребусы»

Деление с остатком

1

Развитие процессов обобщения.

Проверять, правильно ли выполнено деление с остатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление

 

 

« Назови лишний предмет»

Геометрические фигуры

1

Развитие процессов анализа.

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации

 

 

«Какие детали пропущены?»

Повторение. Нумерация. Счёт предметов. Разряды.

1

Развитие восприятия пространства.

Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000.

 

 

Итоговая диагностика

1

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации