Рабочая программа на тему «Коррекционная работа педагога-психолога в соответствии с АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью» (1–4 классы)
МБОУ «Колыванская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».
.
Рабочая программа
Коррекционной работы педагога-психолога
в соответствии
с Адаптированной основной общеобразовательной
программой образования обучающихся
с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
для учащихся 1доп.-4 класс.
Составила:
Цуканова Ирина Владимировна
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Колывань, 2020г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционной работы педагога-психолога для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью составлена в соответствии:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС О УО (ИН) №1599 от 19 12.2014г;
-САНПиН для детей с ОВЗ 2.42.3286.-15 от 1008.15. №26
С опорой на:
- АООП О УО (ИН) МБОУ «Колыванская школа-интернат»
-Устав МБОУ «Колыванская школа – интернат»
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (Письмо от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ);
- Должностная инструкция педагога-психолога, письмо Министерства образования РФ от 24 декабря 2001 г. об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения.
-Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. — м.: аркти, 2005. — 336с.
-Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. 'Рабочая книга школьного психолога' - Москва: Просвещение, 1991 - с.303.
Рабочая программа коррекционной работы разработана для лиц с интеллектуальными нарушениями с учетом их психофизического и интеллектуального развития, индивидуальных возможностей. Учащиеся с лёгкой умственной отсталостью имеют стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью, хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Одной из важнейших задач начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с лёгкой умственной отсталостью, с учетом специальных образовательных потребностей.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
-раннее получение специальной помощи средствами образования;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержа- ния образования;
-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
-систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
-специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
-обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
-развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
-специальное обучение способам усвоения общественного опыта умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
-стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.
Участники программы- учащиеся с лёгкой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с 1(доп),1- 4 классов, родители, педагоги.
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Речь пойдет о тех принципах, методах и приемах обучения, которые достаточно эффективны для развития детей с нарушениями интеллекта.
В основу коррекционной системы обучения положена идея возможно большей ее эффективности для общего развития школьников. Психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для психологического развития детей в ситуациях школьного взаимодействия.
В основу разработки программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и учебной). В контексте разработки программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает: существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно осуществляется следующими средствами: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучении, создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Важность деятельности психологической службы школы на начальной ступени образования заключается в создании такой социальной ситуации развития, которая способствовала эффективному образованию. Формированию учебных интересов, необходимых компетенций, умений, инициативных действий, развитию интеллекта, формированию эмоционально-волевых качеств, позволяющих, школьникам получать опыт адаптации и социализации, быть субъектами целостной познавательной деятельности.
Целью программы коррекционной работы является - обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом развитии.Психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания, направленное на создание условий для постоянного поддержания оптимальной адаптированности и реализации детей с лёгкой умственной отсталостью в образовательной среде и обществе.
Задачи коррекционной работы:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психологической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
― организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
―просвещение и консультирование всех участников учебно-воспитательного процесса по психологическим проблемам обучения и воспитания детей.
-совместная разработка и применение программ, обеспечивающих коррекцию нарушений психологического развития учащихся, отклонений в поведении и деятельности, которые отрицательно влияют на их адаптацию и реализацию, обеспечивающих формирование разных компетентностей.
-Организация профилактической работы по повышению готовности к самоопределению, сохранению и укреплению здоровья.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося: оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Принцип личностно-ориентированного подхода к детям и родителям.
Принцип комплексности– психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, учителем, родителями, медицинским работником.
Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка, кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.
Принцип приемственности обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, предметных результатов, БУД необходимых обучающимся с лёгкой умственной отсталостью для продолжения образования.
Общая характеристика коррекционной программы.
При составлении программы были использованы:
АООП О УО (ИН) МБОУ «Колыванская школа-интернат»
Рабочая программа коррекционной работы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом их особых образовательных потребностей. В ОУ созданы требуемые для этой категории обучающихся условия развития и воспитания.
Сроки реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 5 лет.
В её реализации выделены следующие направления:
- Психологическая диагностика.
- Психологическая коррекция и развитие.
- Психологическое просвещение и профилактика
-Психологическое консультирование
-Организационно-методическая работа
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из реализуемых направлений неразрывно связаны друг с другом и являются компонентом целостного процесса, смысл и ценность которых в их взаимосвязи.
Диагностическая работа, обеспечивает выявление особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
― психолого-педагогический эксперимент,
― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
― беседы с учащимися, учителями и родителями,
― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
создание условий для развития сохранных функций;
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
- Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
Реализация коррекционно-развивающей работы требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
-Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
-Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
-Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
-Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
-Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Учет индивидуальных и групповых занятий осуществляется в журнале для индивидуальных и групповых занятий
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Методы и формы работы педагога-психолога с детьми.
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Средства формирования БУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
-игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры),
-метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества),
-методы саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки),
-когнитивные методы.
-психомоторные методы.
Формы и методы работы с родителями и педагогами:
1.Консультирование
2.Семинары-практикумы
3.Деловые игры.
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания
(п.2.3 АООП ООО МБОУ Колыванская школа-интернат) Воспитательный потенциал курса реализуется через:
Педагог на учебных занятиях:
• устанавливает доверительное отношение с учениками, что способствует позитивному восприятию учащимися требований, просьб учителя через взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся, самостоятельный выбор разноуровневых заданий, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни великих людей, ИКТ (тесты, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, онлайн-конференции и др.);
• побуждает обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с участниками образовательной деятельности, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся»;
• проводит занятия в занимательной форме;
• использует воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям;
• применяет на занятии интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, групповую работу или работу в парах и др.
• включает в урок игровые технологии, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний (наличие двигательной активности на учебных занятиях), налаживают позитивные межличностные отношения в классе, помогают устанавливать доброжелательную атмосферу вовремя урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха).
Место программы коррекционной работы в учебном плане.
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в рамках психологического сопровождения обучающихся педагогом-психологом. В рамках основной нагрузки.
Программа рассчитана на 5 лет обучения: доп.1-1класс-4 класс.
2. Результаты коррекционной работы.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вкультуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные учебные действия обеспечивают:
готовность обучающегося к принятию новой роли "ученика", понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации,
осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятиями,
осознание себя в роли члена семьи, одноклассника, друга, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей,
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей, понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе,
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель - ученик", "ученик - ученик", "ученик - класс", "учитель - класс");
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других обучающихся;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливатьвидо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Планируемый результат работы по направлениям психологического сопровождения:
№ |
Направления работы | Планируемый результат |
1 |
Пс Психологическая Диа диагностика |
Получение результатов тестирования Выявление дезадаптированных детей. Выявление агрессивных, тревожных учеников. Определение уровня сформированности познавательной сферы. Определение соц. статуса, психологического микроклимата в классном коллективе. Мониторинг результатов развития БУД. |
2 |
Психологическая коррекция и развитие. |
Формирование и развитие психических процессов. Своевременная адаптации первоклассников. Стабилизация эмоционально-волевой сферы. Формирование адекватного и доброжелательного взаимодействия у учащихся. Снижение агрессивности, конфликтности, тревожности. |
3 |
Психологическое просвещение и профилактика |
Повышение психологической компетентности. Овладение приемами лечебно-оздоровительных и профилактических упражнений. Пропаганда здорового образа жизни.
|
4 |
Психологическое консультирование |
Коррекция возникающих проблем. Сохранение психического здоровья учащихся, формирование школьной мотивации. Направление родителей с учащимися к специалистам различного профиля. Создание положительного эмоционального фонда. Обеспечения индивидуально развития каждого ученика. Разрешение проблемной ситуации. Развитие социальных навыков у учащихся. Формирование классных коллективов. Преодолении кризисной ситуации, профилактика суицида.
|
5 |
Организационно-методическая работа
|
Координация деятельности педагога – психолога. Обработка результатов психологических исследований. Система дидактического материала, коррекционно-развивающих программ. Анализ методической литературы, сбор демонстрационного материала. Создание архива. Повышение самообразования и квалификации. |
Формы и методы оценки результатов.
Личностные результаты отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований, проводимых педагогом-психологом ОУ. В текущем образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС О УО оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
Оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится педагогом-психологом ОУ.
Оценке не подлежит:
темп работы учащегося с нарушением интеллекта;
личностные качества;
своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Фиксирование результатов изменений в развитии детей осуществляется с помощью проведения диагностических обследований, в соответствии с предложенными критериями оценки в методиках.
Краткий инструментарий для осуществления контроля над формированием основных результатов коррекционной работы.
Для диагностики подбор методик осуществлялся следующим образом: все используемые методики должны быть просты в обработке, доступны в понимании, предназначены для группового исследования и учитывали возрастные особенности обучающихся.
Диагностические методики:
Отслеживание личностных результатов:
-Определение уровня самооценки методика «Лесенка»,
-Определение уровня развития личностных качеств, 10-ти бальная шкала (Дембо, Рубенштейн).
-Определение мотивации по методике Лускановой (1-2 классы), по методике Андреевой (3-4 классы),
-Социометрического исследования по шкале Бахаревой
- Тест школьной тревожности Филипса;
-Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса;
-Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) Цель: Выявление сформированности Я-концепции ребенка.
-Методика «Цветик-семицветик» (диагностика направленности личности)
-Тест пиктограммы. (изучение восприятия эмоций)
-САН (Самочувствие-Активность-Настроение)
-Уровень воспитанности (разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой)
-Тест «Размышляем о жизненном опыте» для школьников (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой)
-Уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы обучающихся с использованием методики «Я разный»,
-Уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников: анкета «Я и моя семья»,
-Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой,
-Определение уровня конфликтности.
-Тест: «Предрасположенность к правонарушениям» и другие.
Отслеживание метапредметных результатов:
-Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича).
-Оценка ручной моторики
-Тесты зрительно-моторной координации
-Оценка владения сенсорными эталонами
-Оценка пространственного восприятия
-Оценка восприятия времени
-Комплекс методик на диагностику: памяти, внимания, мышления… из диагностических альбомов Н. Я. Семаго, О.Н. Усанова.
-Нейропсихологическая модифицированная методикаЛурия А. Р.
-Прогрессивные матрицы Равенна;
-Таблицы Шульта;
-Графический диктант
-методика «Домик»
-Пиктограммы.
3. Содержание программы коррекционной работы.
Психологическая диагностика включает:
-своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
-раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с лёгкой умственной отсталостью;
-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).
-анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Диагностика направлена на выявление нарушений в учебе, поведении, отношениях. Уточнение структуры дефекта и отклонений в развитии необходимо для определения наиболее эффективных методов воздействия в процессе обучения и воспитания ребенка. Под особым контролем находятся вновь поступившие учащиеся и воспитанники, составляющие «группу риска». На вновь поступивших учащихся заполняем карту психолого-медико-педагогического наблюдения (КПМПн), в которую записываются данные первичного обследования всех специалистов и педагогов, работающих с ребенком, на основе данных составляется комплексная, индивидуальная коррекционно-развивающая программа, определяются оптимальные условия обучения, развития, социальной адаптации учащегося. При определении особых проблем проводим углубленную диагностику и ребенка направляем на ШПМПк. На заседании консилиума школы коллегиально составляем маршрут сопровождения, отслеживаем динамику дальнейшего развития.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные обследования.
Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы, эти данные фиксируются в ПМП заключении.
Диагностическая работа включает:
№ п.п. |
Задачи |
Содержание деятельности в ОУ |
Ответственные |
1 |
Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации |
Изучение особых образовательных потребностей первоклассников, анализ «Карт индивидуального развития». |
Психолог |
2 |
Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. |
Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств младших школьников.
|
Психолог
|
3 |
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка. |
Проведение углубленного диагностического обследования
|
Психолог
|
4 |
Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. |
Мониторинг сформированности личностных, предметных результатов, БУД учащихся. Психологическое обследование учащихся в период перехода из начального в среднее звено обучения. |
Психолог
|
5. |
Отслеживание динамики, анализ успешности коррекционно-развивающей работы. |
Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся. |
Психолог педагоги |
Диагностика позволяет выделить индивидуально-психологические или типологические особенности учащихся, сделать необходимые заключения о развитии и целесообразности коррекционной и развивающей работы. Психодиагностическая деятельность является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию индивидуально ориентированного психологического сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (уо) с учетом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ /методик, методов и приемов коррекции и развития в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для определения нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
- развитие личностных и базовых учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
формирование БУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с умственной отсталостью.
Коррекционно-развивающее направление нацелено на создание социально-психических условий для целостного психического развития детей и коррекции отклонений в разных сферах. С помощью диагностики, определив приоритетные направления коррекционно-развивающей работы, провожу занятия, способствующие развитию и коррекции произвольной регуляции, эмоционально-личностной и познавательной сферы.
Рабочие коррекционно-развивающие программы:
1) Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Введение курса сенсорного и психомоторного развития в образовательном учреждении для детей с лёгкой умственной отсталостью обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития детей через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ, т.е. создаётся базовая предпосылка для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями, для развития личностных качеств.
При составлении программы были использованы материалы: Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 кл. Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.(12) Комплексная методика психомоторной практики. А. В. Семенович, Воробьёва Е.А.(7)
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Программа рассчитана на 5 лет, каждый год 0-1 по 66 часов, 2-4 по 68 часов. Продолжительность каждого занятия в среднем 35 минут. Предполагается 2 групповых занятия в неделю.
2) Рабочая программа по курсу формирование эмоционально-волевой регуляции (9-11 лет). На основе программы «Уроки добра» автор Семенак С И.
Эти коррекционно-развивающие занятия носят комплексный характер воздействия, здесь не решается какая-либо одна задача, а осуществляется комплексная коррекционно-развивающая работа по снижению агрессивности, эмоциональной и поведенческой неадекватности, коррекции отрицательных качеств, таких как ябедничество, эгоизм, безволие, некритичность, безответственность, низкая произвольность и самоконтроль.
Занятия проводятся с целью обогащения эмоционального мира, гармонизации эмоциональных состояний, развития произвольности поведенческих реакций, развития взаимопонимания. У учащихся наблюдаются положительные изменения: снижаются агрессивные тенденции в поведении, появляется желание быть доброжелательными, проявлять положительные эмоции.
ЗАДАЧИ:
Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку
Учить видеть эмоциональное состояние другого и свое
Развивать эмоциональную произвольность
Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций
Развивать умение слушать других людей
Обучать приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности
Обучение приемам внутреннего самоконтроля и сдерживания
Снятию негативных импульсов
Формирование позитивной моральной позиции.
Программа рассчитана на 1-2 года, в зависимости от успешности её прохождения. Продолжительность каждого занятия в среднем 20-25 минут. Предполагается 1 под групповое занятие в неделю.
3) Занятия по коррекции гиперактивности, развитию свойств внимания 7-9 лет.
Программа «Нейропсихологическое развитие и коррекция дефицита внимания, гиперактивности и сходных состояний» составлена в соответствии: Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. (НИРКРО кафедра коррекционной педагогики и психологии.)
Данная программа психологических занятий ориентирована на коррекцию и развитие внимания, произвольной регуляции деятельности и стабилизацию психического состояния детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации вследствие состояния гиперактивности. Она является частью целостной системы интегративной работы с детьми данной группы в образовательном учреждении, разрабатываемой специалистами школьного ПМПк и педагогами школы.
Цель представленной программы—это формирование внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей.
Цель определяет структуру и содержание занятий и реализуется в следующих задачах программы:
Коррекция внимания и импульсивности
Развитие речевой регуляции
Стабилизация эмоциональной регуляции
Коррекция паттернов взаимодействия детей посредством обратной связи
Увеличение творческих ресурсов учеников
Развитие произвольности и способности соблюдать правила и нормы.
Программа состоит из 33 занятий. Занятия могут дублироваться до тех пор, пока не будет достигнут результат.
При соблюдении режима проведения - 1 занятие в неделю.
Время проведения –20-25 минут.
Оптимальное число участников группы – 3-4 человек.
Возраст – 7-9 лет.
Занятия могут проходить как в микрогруппах, так и индивидуально.
3)Рабочая программа курса «Развитие познавательных процессов и личностной сферы» для учащихся 4 класса с лёгкой у/о. (Коррекция мыслительных и речевых навыков), по авторскому учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» (автор УМК Языканова Е.В.)
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложен авторский учебно-методический комплект «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», разнообразные практические задания которого, развивают внимание, память, логику и т.д.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно- мотивационной и
аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.
Цель программы – это диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей.
Задачи программы
-формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей;
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Консультативная работа включает:
- оказание помощи обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) в вопросах развития, обучения и воспитания в рамках внедрения основной образовательной программы в условия ФГОС посредством психологического консультирования.
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование педагогов. воспитателей по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа и профилактика предусматривает:
-содействие в приобретении обучающимися, педагогами, родителями (законными представителями) психологических знаний умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, тематических бесед, тренингов для учащихся . направленных на сохранение здоровья.
Это направление нацелено на обогащение знаний педагогов, воспитателей, родителей в области специальной психологии, ориентации на гуманистические принципы. Через методические объединения, семинары, педагогические советы, ШПМПк, индивидуальные, групповые консультации просвещаю и консультирую участников учебно-воспитательного процесса по вопросам особенностей развития учащихся с ОВЗ. В некоторых сложных случаях, где необходима особая помощь, педагогов и родителей направляем к узким специалистам: сурдологу, психиатру, невропатологу и т.д.
4.Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности.
№ |
Направления работы | Количество часов на 1 ставку в неделю, включая работу с доп. 1- 9 кл (примерное) | Основные виды деятельности учащихся | Электронные (цифровые)образовательныересурсы |
1 |
Пс Психологическая Диа диагностика |
4 |
Выполняют тестовые задания; оценивают правильность/ неправильность предложенных ответов. Отвечают на вопросы, выполняют задания. |
|
2 |
Психологическая коррекция и развитие. |
6 |
Выполняют: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, массаж частей тела упражнения с правилами. Раскрывают сущность полярных понятий «добро», «зло», показывают каким эмоциональным состояниям они соответствуют, учиться дифференцировать. Знакомятся с понятием настроение и его проявления. Учатся понимать настроение другого, знакомятся со способами управления и регуляции настроения. Различают эмоций злости, радости, управляют своим эмоциональным состоянием, знакомятся со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. Учатся анализировать свои поступки, находят причину конфликта, дифферен. дружелюбие – враждебность, знакомятся с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, усваивают и используют в поведении, учатся анализировать конфликтные ситуации, развивают эмоциональную устойчивость, адекватные формы поведения и коммуникативные навыки, развивают умение снимать эмоциональное напряжение, учатся понимать и принимать чувства других, дают представление о «сотрудничестве», воспитывают терпимость, дифферен. ощущений дружбы – неприязни, закрепляют знания правил доброжелательного поведения и др. |
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/risovalki https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/risovalki https://razdeti.ru/razvivayuschie-uroki/uroki-matematiki/geometricheskie-igry-dlja-doshkolnikov.html https://topuch.com/metodicheskie-rekomendacii-po-razvitiyu-psihomotornoj-sferi/index.html
|
3 |
Психологическое просвещение и профилактика |
2 |
Участвуют в профилактических беседах, дискуссиях, ролевых играх, изучают листовки для учащихся, знакомятся с техниками и приемами саморегуляции, методами направленного воображения, методами самовыражения в рисунках, в создании образа, психогимнастике и т.п. |
https :// www . igraemsa .ru / igry - dlja - detej / online - igry - dlja - malyshej / igry - pro –figury
|
4 |
Психологическое консультирование |
6 |
Участвуют в анализе ситуаций, оценивают поступки, действия, особенности поведения, моделируют выходы из конфликтных ситуаций, прогнозируют, делают правильный выбор, рассуждают, делают адекватные выводы. |
|
5 |
Организационно-методическая работа Всего: |
18
36ч. |
Выполняется в соответствии с планом работы педагога-психолога. |
|
5. Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно - практическое и лабораторное оборудование
1.Компьютер
2.Доска
3.Учебные и методические пособия.
4.Аудио-, видеозаписи, телевизор, магнитафон.
5.Методики изучения и развития различных видов памяти, внимания, мышления и тд..
6.Диагностический материал: психологические тесты, анкеты, опросники.
7.Рабочие программы коррекционно-развивающих курсов.
8.Набор открыток сюжетного содержания.
9.Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.
10.Набор тематических таблиц.
11Набор фотографий видов природы, портретов людей.
12.Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.
13. Демонстрационно-раздаточный материал.
14. Настольные развивающие игры.
15.Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги, раскраски, обводки, трафареты.
16.Пазлы, разрезные картинки, мозаика и т. п.
17. Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
Учебно- методическое обеспечение.1.Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. Венгер А.А. – М., 1988 г.
2. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Забрамная С.Д. Раб. Книга – М., 1990 г.
3.Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.-2005
4.Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М., 1998 г.
5.Коррекционно-развивающие занятие для детей старшего дошкольного возраста». Е.А. Алябьева М-2002г
6.Коррекционно-развивающая программа «Уроки добра» С. И.Семенак М.2005
7.Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск, 1998 г.
8.Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в МПК. С. Д. Забрамная, М.-1981
9.Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М, М. Семаго, Н. Я. Семаго. –М.:2005
10.Практический материал для психологической работы в школе. О. У. Усанова.
11.Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой. М., «Просвещение»
12.Программа «Учись учиться» (Коррекция мыслительных и речевых навыков) по авторскому учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» (автор УМК Языканова Е.В.)
13. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. (НИРКРО кафедра коррекционной педагогики и психологии.)
14. Рабочая книга школьного психолога . Под ред. И. В. Дубровиной. М. – 1995.
15. Развивающие игры с элементами логики. Бабина Н.В – Москва-Воронеж, 1998 г.
16.Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Башаева Г.В. Ярославль, 1998 г.
17.Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск, 1998
18. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе. Н,Я. Головнева, М. И. Ильина-2000
19.Учить не только мыслить, но и чувствовать. Любимова Т.Г. – Чебоксары 1994 г.
20. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы Н. П.Слободяник М.-2004
21.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе.М.: Генезис, 2012г
Информационно - методическое обеспечение.
1.АООП О УО (ИН) МБОУ «Колыванская школа-интернат»
2.Должностная инструкция педагога-психолога, письмо Министерства образования РФ от 24 декабря 2001 г. об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения.
3.Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
4.Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) №1599 от 19.12.2014г.