Рабочая программа кружка «Пластилиновая фантазия»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении».
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Директор ГКООУ СО
Протокол № ________ «Санаторная школа - интернат № 28»
от «___»___________ 201_ г. ___________________В.М. Савенков
от «___»___________________201_ г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Пластилиновая Фантазия»
Для детей 7-10 лет
г. Екатеринбург, 2017
Разработчик: Гусева Лариса Викторовна
учитель технологии 1квалификационной категории
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из различных материалов позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме этого работа с пластичными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Декоративно прикладное творчество является одним из новых направлений подготовки молодого поколения к будущей жизни, к творческому отношению к труду. Также эта область способствует воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, ее самоопределению и самореализации.
Разработанная программа дополнительного образования «Пластилиновая фантазия» имеет художественно эстетическую направленность, открывает большой просмотр для фантазии, создает условия для реализации собственных идей учащихся. Программа пробуждает интерес к освоению методики – «пластика на стекле». Знакомит детей с интересной техникой изготовления картин с помощью пластилина. Лепка развивает тонкую моторику рук, учит детей быть аккуратными, помогает воплощать детские фантазии в реальность и просто замечательная детская забава! Как свидетельствуют данные опроса обучающихся и их родителей, существует определённая потребность в эстетическом воспитании младших школьников, а содержание образования не позволяет в полной мере удовлетворить эти запросы. Таким образом, возникает противоречие между содержанием обучения и потребностями учащихся, что и обусловило актуальность данного кружка внеурочной деятельности.
Общие цели кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Задачи:
1.Образовательные:
ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста;
овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина (глины, соленого теста), из отдельных частей, создание образов;
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из различных материалов;
содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.
2. Развивающие:
развитие мелких и точных движений пальцев рук;
развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
развивать память, внимание, воображение, фантазию;
активизация творческого мышления;
развитие пространственного воображения, глазомера.
развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.
3. Воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
понимание необходимости качественного выполнения образа;
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
воспитание аккуратности, старательности;
воспитание коммуникативных способностей детей;
воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Программа рассчитана на 2года обучения:1-ый год- 33 часа; 2-ой год – 34 часа.
Возрастная группа: дети 7-10 лет
Срок проведения: сентябрь - май
Количество занятий в год: 1-ый год- 33 часа; 2-ой год – 34 часа.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 40 минут
Место проведения кружка: кабинет технологии
Планируемые результаты освоения программы
Освоение программного содержания должно обеспечить определённые результаты, в которых предметное, метапредметное и личностное содержание тесно переплетаются. В программе эти результаты обозначены следующим образом:
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным дидактическим материалам.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, эскизы, рисунки, схемы, модели);
сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ изделия с целью решения определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
15
Тематическое планирование
(1-ый год обучения)
№ темы | № занятия | Тема занятия | Количество часов | | | ||||
всего | теория | практика | | | |||||
Раздел | 6 | 3.5 | 2.5 | | | ||||
1. | 1. | Вводное занятие. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы | 1 | 1 | - | | | ||
2. | 2. | Выполнение изделий самых простых объемных форм | 1 | - | 1 | | | ||
3. | 3. | Исходная форма – шар. Изделие «Неваляшка» | 1 | - | 1 | | | ||
4. | 4. | Исходная форма - цилиндр. Изделие «Дерево» | 1 | - | 1 | | | ||
5. | 5. | Исходная форма – конус. Изделие «Пирамидка» | 1 | - | 1 | | | ||
6. | 6. | Композиция -правила составления композиции. Изделие «Ёжик на полянке» | 1 | 0,5 | 0,5 | | | ||
2.Разлел | 21 | 1 | 20 | | | ||||
1. | 7. | Вводное занятие Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм | 1 | 1 | - | | | ||
2. | 8. | Тема: «Урожай» Изделия «Блюдо», «Апельсин», «Лимон», «Банан», «Груша», «Вишня», «Виноград» | 1 | - | 1 | | |||
3. | 9. | Тема: «Большой праздник» Изделие «Торт», «Каравай» | 1 | - | 1 | | | ||
4. | 10. | Тема: Домашние птицы» Изделие «Курица с цыплятами» | 1 | - | 1 | | |||
| 11. | Изделие «Петушок» | 1 | - | 1 | | |||
5. | 12. | Тема: «Домашние животные» Изделие «Щенок» | 1 | - | 1 | | |||
| 13. | Изделие «Котенок» | 1 | - | 1 | | |||
| 14. | Изделие «Лошадь» | 1 | - | 1 | | |||
6. | 15. | Тема: «С новым годом!» Изделие «Елочка пушистая» | 1 | - | 1 | | |||
| 16. | Изделие «Дед Мороз» | 1 | - | 1 | | |||
| 17. | Изделие «Снегурочка» | 1 | - | 1 | | |||
7. | 18. | Тема: «Африканские животные» Изделие «Слон» | 1 | - | 1 | | |||
1. | 19. | Изделие «Жираф» | 1 | - | 1 | | | ||
2. | 20. | Изделие «Лев» | 1 | - | 1 | | | ||
3. | 21. | Изделие «Зебра» | 1 | - | 1 | | | ||
8. | 22. | Тема: «Подарок для папы» Изделие «Танк» | 1 | - | 1 | | | ||
9. | 23. | Тема: «Подарок для мамы» Изделие «Букет для мамочки» | 1 | - | 1 | | | ||
10. | 24 | Тема: Море» Изделие «Осьминог» | 1 | - | 1 | | | ||
1. | 25. | Изделие «Дельфин» | 1 | - | 1 | | | ||
2. | 26. | Изделие «Морж» | 1 | - | 1 | | | ||
11. | 27. | Тема: «Пасха» Изделие «Кулич», «Яйцо» | 1 | - | 1 | | | ||
| | 3. Раздел | 6 | 2 | 4 | | | ||
12. | 28. | Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок. | 1 | 1 | - | | | ||
1. | 29. | Изделие «Салют Победы» | 1 | - | 1 | | | ||
2. | 30. | Изделие Изделие «Аквариум» | 1 | - | 1 | | | ||
3. | 31. | Изделие «Ночное небо» | 1 | - | 1 | | | ||
4. | 32. | Изделие «Времена года» | 1 | - | 1 | | | ||
8. | 33. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - | | | ||
Итого: | 33 | 6.5 | 26.5 | | | ||||
| | |
Содержание программы
(первого года обучения)
Занятие №1. Вводное занятие.
Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы.
Правила работы с пластилином.
Подготовка пластилина к работе.
Правила поведения на уроке;
правила работы с материалом и с принадлежностями;
уборка свое рабочее место после окончания работы.
Занятие №2.
Выполнение изделий самых простых объемных форм.
Понятие простые формы - шар, цилиндр, конус и производные от них разнообразные жгуты.
Правила раскатывания простых форм
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение простых форм – шар, цилиндр, конус, разнообразные жгуты.
Занятие №3.
Исходная форма – шар. Изделие «Неваляшка»
История неваляшки. Правила лепки неваляшки. Правила соединения двух деталей.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Неваляшка»
Занятие №4.
Исходная форма – цилиндр. Изделие «Дерево»
Изучение составных частей дерева (крона, ствол, листики, цветы), а также травка у основания. Проведение краткого анализа форм этих частей: крона – большой шар, как "мяч для бассейна", ствол – другая форма, цилиндр.
Правила и последовательность лепки дерева
Знакомство детей с формой цилиндра. Понятия пропорция.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Дерево»
Занятие №5.
Исходная форма – конус. Изделие «Пирамидка»
Знакомство с новой исходной формой – жгут цилиндрический. Закрепление полученных знаний по исходной форме цилиндр и знакомство с базовым изделием пирамида цилиндрическая на основе двух форм: цилиндра и жгута.
Объяснение слов "цилиндрическая".
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Пирамидка»
Занятие №6.
Композиция - правила составления композицииЗнакомство с понятием композиция и пропорция.
Занятие №7.
Вводное занятие. Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм.
Знакомство с разнообразными приемами изменения простых форм и превращения их в более сложные
Занятие №8.
Тема: «Урожай»Изделие «Блюдо», «Апельсин», «Лимон», «Банан», «Груша», «Вишня», «Виноград».
Правила превращения простых форм в более сложные формы. Цветовое решение.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Блюдо», «Апельсин», "Лимон",«Банан», «Груша», «Вишня», «Виноград».
Занятие №9.
Тема: «Большой праздник»Изделие «Торт», «Каравай»
Знакомство с видами кондитерских изделий, способами украшения. Знакомство с видами хлебопекарных изделий, способами украшения.
Правила лепки изделия «Торт», «Каравай»
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия "Торт"
Занятие №10.
Тема: Домашние птицы»
Изделие «Курица с цыплятами»
Знакомство с Дымковской игрушкой. Изучение сложных многодетальных изделий.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Курица с цыплятами».
Занятие №11.
Изделие «Петушок»
Знакомство с Дымковской игрушкой.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Петушок»
Занятие №12.
Тема: «Домашние животные»
Изделие «Щенок» Знакомство с животными, которые живут рядом с людьми. С особенностями их строения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Щенок»Занятие №13.
Изделие «Котенок»
Знакомство с животными, которые живут рядом с людьми. С особенностями их строения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Котенок»
Занятие №14.
Изделие «Лошадь»
Знакомство с животными, которые живут рядом с людьми. С особенностями их строения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Лошадь»
Занятие №15.
Тема: «С новым годом!»Изделие «Елочка пушистая».
Знакомство с празднованием Нового года, с новогодними атрибутами. Знакомство с правилами лепки изделий «Елочка пушистая».
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Елочка пушистая».
Занятие №16.
Изделие «Дед Мороз»
Знакомство с особенностью лепки, подбор ярких цветов.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Дед Мороз»
Занятие №17.
Изделие «Снегурочка»
Знакомство с особенностью лепки, подбор ярких цветов.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Снегурочка»
Занятие №18.
Тема: «Африканские животные»
Изделие «Слон»
Знакомство с животными, которые водятся в Африке. С особенностями их строения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Слон»Занятие №19.
Изделие «Жираф»
Знакомство с животными, которые водятся в Африке. С особенностями их строения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Жираф»Занятие №20.
Изделие «Лев»
Знакомство с животными, которые водятся в Африке. С особенностями их строения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Лев»Занятие №21.
Изделие «Зебра»
Знакомство с животными, которые водятся в Африке. С особенностями их строения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Зебра»Занятие №22.
Тема: «Подарок для папы»
Изделие «Танк»
Знакомство детей с праздником 23 Февраля. Изучение основных атрибутов этого праздника. Правила лепки изделий, подбор цветового решения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Танк»Занятие №23.
Тема: «Подарок для мамы»
Изделие «Изделие «Букет для мамочки»»
Знакомство детей с праздником 8 Марта. Изучение основных атрибутов этого праздника. Правила лепки изделий, подбор цветового решения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Букет для мамочки»»Занятие №24.
Тема: Море»
Изделие «Осьминог»
Знакомство с обитателями морей, их строением и цветом.
Правила построения многофигурной композиции. Знакомство с новыми приемами лепки.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделие «Осьминог»
Занятие №25.
Изделие «Дельфин»
Знакомство с обитателями морей, их строением и цветом.
Правила построения многофигурной композиции. Знакомство с новыми приемами лепки.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделие «Дельфин»
Занятие №26.
Изделие «Морж»
Правила построения многофигурной композиции. Знакомство с новыми приемами лепки.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение «Морж»
Занятие №27.
Тема: «Пасха»Изделие «Кулич», «Яйцо»
Знакомство детей с праздником Пасха. Изучение основных атрибутов этого праздника.
Правила лепки изделий, подбор цветового решения.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Кулич», «Яйцо»
Занятие №28. Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок.
Знакомство с особенностями создания картин из пластилина. Подбор пластилина по цвету. Этапы создания картин.
Занятие №29.
Изделие «Салют Победы»
Изображение салюта Победы к дню празднования 9 Мая.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Салют Победы»
Занятие №30.
«Времена года»
Изображение дерева в разное время года.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Времена года»
Занятие №31.
«Аквариум»
Работа выполняется на круглой основе (круглый аквариум)
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Аквариум»
Занятие №32.
«Ночное небо»
Изображение звезд, луны.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия «Ночное небо»
Занятие №33.
Итоговое занятие.
Выставка работ. Подведение итогов
Тематическое планирование
(2-го года обучения)
№ Те мы | № заня тия | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | Теория | практика | |||
| 1 | Вводное занятие Правила поведения в учебном классе; техника безопасности при работе с инструментами. | 1 | 1 | - |
1 | 2. | Тема: Работа с пластилином. Пластилиновая живопись. «Пластилиновая радуга» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| 3. | «Сказочное дерево» работа над фоном | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 4. | «Сказочное дерево» работа над объемом | | | |
| 5. | «Лето красное» работа над фоном | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 6. | «Лето красное» работа над объемом | | | |
| 7. | «Дары осени» работа над фоном | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 8. | «Дары осени» работа над объемом | | | |
| 9. | «Мир животных» работа над фоном | 2 | 0,5 | 1,5 |
| 10. | «Мир животных» работа над объемом | | | |
| | Итого: | 10 | 3,5 | 6,5 |
2 | 11. | Тема: Работа с соленым тестом. Вводное занятие
| 1 | 1 | - |
| 12. | «Пир на весь мир» (торты, пирожные) | | 0,5 | 0,5 |
| 13. | «Пир на весь мир» (заплетушки, завитушки, плетенки) | 2 | - | 1 |
| 14. | «Осенний урожай» (корзина с фруктами) | | 0,5 | 0,5 |
| 15. | «Осенний урожай» (корзина с ягодами) | 2 | - | 1 |
| 16. | «Заплетали мы венок» (витой венок, плетеный венок) | | 0,5 | 0,5 |
| 17. | «Заплетали мы венок» (венок с цветами и фруктами) | 2 | - | 1 |
| 18. | «Рождественский венок» | | 0,5 | 0,5 |
| 19. | «Рождественский венок» | 2 | - | 1 |
| 20. | «Новогодние игрушки» | | 0,5 | 0,5 |
| 21. | «Новогодние игрушки» | 2 | - | 1 |
| 22. | Медальоны, сердечки-подвески | 1 | 0,5 | 0,5 |
| 23. | Колокольчики | 1 | - | 1 |
| | Итого: | 13 | 4 | 9 |
3 | 24. | Тема: Работа с полимерной глиной Вводное занятие | 1 | 1 | - |
| 25. | Изготовление керамической кружки | | 0,5 | 0,5 |
| 26. | Изготовление керамической кружки (проработка мелких деталей) | 2 | - | 1 |
| 27. | «Лепка объемной рыбы из пласта» | | 0,5 | 0,5 |
| 28. | (проработка мелких деталей) | 2 | - | 1 |
| 29. | «Чудесные раковины» лепка с натуры | | 0,5 | 0,5 |
| 30. | (проработка мелких деталей) | 2 | | 1 |
| 31. | «Веселая карусель» лепка по мотивам народных игрушек (птичка) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| 32. | «Веселая карусель» (лошадка) | 1 | - | 1 |
| 33. | «Веселая карусель» (барышня) | 1 | - | 1 |
| 34. | Итоговое занятие (выставка работ) | 1 | 1 | - |
| | Итого: | Всего:34часа |
Содержание программы
(второго года обучения)
Занятие №1. Вводное занятие.
Правила поведения в учебном классе; техника безопасности при работе с инструментами.
Правила нанесения пластилина на основу будущей композиции.
Форма организации: Получение новых знаний
Занятие №2.
Тема: Работа с пластилином. Пластилиновая живопись. Работа над панно «Пластилиновая радуга».
Из каких цветов состоит радуга? В какой последовательности располагать цвета.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение панно «Пластилиновая радуга»
Занятие №3.
«Сказочное дерево» работа над фоном. Цветовое решение будущей композиции. Подбор материала.
Сказочное дерево – это дерево, которого не существует в природе. Его можно придумать
(необычная крона, ветки, листва и т.д.)
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение фона будущей композиции.
Занятие №4.
«Сказочное дерево» работа над объемом
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение объема, завершение композиции.
Занятие №5.
«Лето красное» работа над фоном. Цветовое решение будущей композиции. Подбор материала.
В качестве основания картины лучше использовать старые компакт-диски, пластинки или стекло.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение фона будущей композиции.
Занятие №6.
«Лето красное» работа над объемом
Правила лепки отдельных деталей. Соединение отдельных деталей в единую композицию.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение объема, завершение композиции.
Занятие №7.
«Дары осени» работа над фоном. Цветовое решение будущей композиции. Подбор материала.
Краски осени – красный, желтый, оранжевый, бордовый, коричневый, золотой…
Какие овощи и фрукты считаются осенними?
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение фона будущей композиции.
Занятие №8.
«Дары осени» работа над объемом
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение объема, завершение композиции.
Занятие №9.
«Мир животных» работа над фоном. Цветовое решение будущей композиции. Подбор материала.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение фона будущей композиции.
Занятие №10.
«Мир животных» работа над объемом
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение объема, завершение композиции.
Занятие №11.
Тема: Работа с соленым тестом. Вводное занятие
Форма организации: Получение новых знаний
Знакомство с соленым тестом, с особенностями работы. Правила работы с соленым тестом.
Занятие №12.
Тема: «Пир на весь мир» (торты, пирожные).
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделий из соленого теста.
Занятие №13.
Пир на весь мир» (заплетушки, завитушки, плетенки)
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделий из соленого теста.
Занятие №14.
«Осенний урожай» (корзина с фруктами)
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделий из соленого теста.
Занятие №15.
«Осенний урожай» (корзина с ягодами)
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия из соленого теста.
Занятие №16.
«Заплетали мы венок» (витой венок, плетеный венок).
Витой венок.
Плетеный венок.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия из соленого теста.
Занятие №17.
«Заплетали мы венок» (венок с цветами и фруктами)
Изучение особенностей лепки изделия.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия из соленого теста.
Занятие №18.
«Рождественский венок»
Особенности построения Рождественского венка
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия из соленого теста.
Занятие №19.
«Рождественский венок» продолжение темы
Цветовое решение, подбор цвета.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия из соленого теста.
Занятие №20.
«Новогодние игрушки»
Знакомство с Новогодними игрушками, правилами их лепки.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение «Новогодних игрушек» из соленого теста.
Занятие №21.
«Новогодние игрушки» продолжение темы
Цветовое решение, подбор цвета.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение «Новогодних игрушек» из соленого теста.
Занятие №22.
Медальоны, сердечки-подвески
Знакомство с видами медальонов, с особенностями их лепки.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия из соленого теста.
Занятие №23.
«Колокольчики»
Знакомство с оберегами, талисманами, амулетами.
Декорирование «колокольчика» различными способами.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия
Занятие №24.
Тема: Работа с глиной Вводное занятие
Что такое - полимерная глина запекаемая и самоотвердевающая.
Как запекать полимерную глину и при какой температуре?
Форма организации: Получение новых знаний
Занятие №25.
Изготовление керамической кружки
Правила декорирования керамической кружки.
Форма организации: Получение новых знаний
Занятие №26.
Изготовление керамической кружки (проработка мелких деталей)
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия
Занятие №27.
«Лепка объемной рыбы из пласта»
Правила лепки из цельного куска
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия
Занятие №28.
Изготовление объемной рыбки (проработка мелких деталей)
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия
Занятие №29.
«Чудесные раковины» лепка с натуры
Правила лепки ракушки
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия
Занятие №30.
Изготовление «Чудесных раковин» (проработка деталей)
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия
Занятие №31
«Веселая карусель» лепка по мотивам народных игрушек (птичка)
Лепка птиц по мотивам дымковских народных игрушек.
Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия
Занятие №32
«Веселая карусель» (лошадка)
Правила лепки лошадки из цельного куска глины.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия
Занятие №33
«Веселая карусель» (барышня)
Последовательность лепки женской фигуры. Методы изготовления купола-подола для юбки женской фигуры а, также кружева и рюшей на платье.
Форма организации: Практическая работа:
Виды деятельности: Самостоятельное выполнение изделия
Занятие №34
Итоговое занятие (выставка работ)
Список литературы
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
Первое сентября" "Начальная школа" с пометкой "Лепка" Глазова МГ.
Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры.- Москва. Искусство 1964г.
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.
Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.
11. http://www.ruskid.ru/lepka/
13.http://detskiysad.ru/izo/lepka.html