12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Медведева Наталья Григорьевна177 Россия, Свердловская обл., Камышловский район п.Октябрьский Материал размещён в группе «Предметные кружки и факультативные занятия» |
Рабочая программа кружка «Оч.умелые ручки» (Бумажные фантазии)
МКОУ Октябрьская СОШ Камышловского района Свердловской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «Оч.умелые ручки»
(Бумажные фантазии)
1 класс
Руководитель: учитель
начальных классов
Н.Г.Медведева
Пояснительная записка
Программа «Бумажные фантазии» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Средний возраст обучающихся 7-8 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей в группе от 10 человек, режим работы - 2часа в неделю.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
-закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
-продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
-осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
-воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
-добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Содержание тем учебного курса
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие Инструктаж по ТБ | 1 |
2. | Торцевание | 18 |
3. | Аппликация | 8 |
4. | Фигурное вырезание | 5 |
5. | Квиллинг | 20 |
6. | Папье – маше. | 7 |
7. | Декупаж. | 5 |
Всего | 64 |
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Количество часов | Дата проведе ния | ||
Всего | в том числе | ||||
теория | практика | ||||
| Вводное занятие Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | ||
2. | Торцевание Знакомство с приёмом торцевания и инструментами | 1 | 1 | ||
3-4 | Торцевание «Грибочки на тарелочке | 2 | 2 | ||
5-6 | Торцевание «Фрукты» | 2 | 2 | ||
7-8 | Торцевание «Цветик семицветик» | 2 | 2 | ||
9-10 | Торцевание «Зонтик» | 2 | 2 | ||
11-12 | Герои любимых сказок | 2 | 2 | ||
13-14 | Торцевание «Ягоды в лукошке» | 2 | 2 | ||
15-17 | Выбор узора, изготовление деталей-торцовок. | 3 | 3 | ||
18-19 | Коллективная работа «Лебеди». | 2 | 2 | ||
20 | Аппликация Вводное занятие. ТБ | 1 | 1 | ||
21 | История возникновения аппликации. Виды аппликации. | 1 | 1 | ||
22-23 | Плоская аппликация из геометрических фигур «Клоун» | 2 | 2 | ||
24 | «Аквариум» | 1 | 1 | ||
25 | Забавные животные | 1 | 1 | ||
26-27 | «Мой город» | 2 | 2 | ||
28 | Фигурное вырезание Вводное занятие. ТБ Знакомство с техникой вырезания | 1 | 1 | ||
29 | Вырезание цветов. | 1 | 1 | ||
30 | Вырезание снежинок | 1 | 1 | ||
31-32 | Выбор эскиза. Работа над поделкой. | 2 | 2 | ||
33 | Квиллинг Вводное занятие. ТБ История бумажной филиграни. | 1 | 1 | ||
34 | Технология приготовления полосок бумаги. | 1 | 1 | ||
35 | Закрытые свободные витки. Базовые формы | 1 | 1 | ||
36 | Вырезание листьев из бумаги | 1 | 1 | ||
37-38 | Листья из бумажных полосок. | 2 | 2 | ||
39-40 | Зеленый виноград | 2 | 2 | ||
41-42 | Подснежники | 2 | 2 | ||
43-44 | Открытка «Цыпленок» | 2 | 2 | ||
45-46 | Открытка к празднику (по выбору) | 2 | 2 | ||
47-48 | Бабочка и улитка | 2 | 2 | ||
49-5 | Зоопарк | 2 | 2 | ||
51-52 | Работа над композицией по выбору | 2 | 2 | ||
53 | Папье – маше Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории… | 1 | 1 | ||
54-55 | Блюдце. | 2 | 2 | ||
56-57 | Чашка. | 2 | 2 | ||
58-59 | Тарелка. | 2 | 2 | ||
60 | Декупаж Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж». | 1 | 1 | ||
61-62 | Декупаж на баночке. | 2 | 2 | ||
63-64 | Работа на тарелке | 2 | 2 | ||
Итого | 64 | 6 | 58 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
-познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
-складывание, сгибание, вырезание, склеивание;
-научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
-научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
-познакомятся с различными техниками работ из бумаги (аппликация, квиллинг, торцевание, фигурное вырезание, декупаж, папье - маше );
-научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Условия реализации программы
Для реализации программы дополнительного образования «Бумажные фантазии» необходимы следующие условия:
материально-технические условия
Рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен.
Наборы бумаги для занятий.
Карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, и т.п.
В качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра презентаций по различным техникам работы с бумагой.
методические условия
Образцы изделий
Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
Тематическая литература
Интернет сайты по прикладному творчеству
- Используемая литература
- Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги. / М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008.
- Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины./М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008
- Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010
- Каминская Е. А. Поделки из бумаги для начинающих. Ростов-на-Дону, ООО ИД «Владис», 2010.
- Лаврова Т.А. Праздник своими руками. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги. М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
- Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990.