Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» (Бумажные фантазии)
МКОУ Октябрьская СОШ Камышловского района Свердловской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «Оч.умелые ручки»
(Бумажные фантазии)
1 класс
Руководитель: учитель
начальных классов
Н.Г.Медведева
Пояснительная записка
Программа «Бумажные фантазии» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Средний возраст обучающихся 7-8 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей в группе от 10 человек, режим работы - 2часа в неделю.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
-закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
-продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
-осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
-воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
-добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Содержание тем учебного курса
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие Инструктаж по ТБ |
1 |
2. |
Торцевание |
18 |
3. |
Аппликация |
8 |
4. |
Фигурное вырезание |
5 |
5. |
Квиллинг |
20 |
6. |
Папье – маше. |
7 |
7. |
Декупаж. |
5 |
Всего |
64 |
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Количество часов |
Дата проведе ния |
||
Всего |
в том числе |
||||
теория |
практика |
||||
|
Вводное занятие Инструктаж по ТБ |
1 |
1 |
||
2. |
Торцевание Знакомство с приёмом торцевания и инструментами |
1 |
1 |
||
3-4 |
Торцевание «Грибочки на тарелочке |
2 |
2 |
||
5-6 |
Торцевание «Фрукты» |
2 |
2 |
||
7-8 |
Торцевание «Цветик семицветик» |
2 |
2 |
||
9-10 |
Торцевание «Зонтик» |
2 |
2 |
||
11-12 |
Герои любимых сказок |
2 |
2 |
||
13-14 |
Торцевание «Ягоды в лукошке» |
2 |
2 |
||
15-17 |
Выбор узора, изготовление деталей-торцовок. |
3 |
3 |
||
18-19 |
Коллективная работа «Лебеди». |
2 |
2 |
||
20 |
Аппликация Вводное занятие. ТБ |
1 |
1 |
||
21 |
История возникновения аппликации. Виды аппликации. |
1 |
1 |
||
22-23 |
Плоская аппликация из геометрических фигур «Клоун» |
2 |
2 |
||
24 |
«Аквариум» |
1 |
1 |
||
25 |
Забавные животные |
1 |
1 |
||
26-27 |
«Мой город» |
2 |
2 |
||
28 |
Фигурное вырезание Вводное занятие. ТБ Знакомство с техникой вырезания |
1 |
1 |
||
29 |
Вырезание цветов. |
1 |
1 |
||
30 |
Вырезание снежинок |
1 |
1 |
||
31-32 |
Выбор эскиза. Работа над поделкой. |
2 |
2 |
||
33 |
Квиллинг Вводное занятие. ТБ История бумажной филиграни. |
1 |
1 |
||
34 |
Технология приготовления полосок бумаги. |
1 |
1 |
||
35 |
Закрытые свободные витки. Базовые формы |
1 |
1 |
||
36 |
Вырезание листьев из бумаги |
1 |
1 |
||
37-38 |
Листья из бумажных полосок. |
2 |
2 |
||
39-40 |
Зеленый виноград |
2 |
2 |
||
41-42 |
Подснежники |
2 |
2 |
||
43-44 |
Открытка «Цыпленок» |
2 |
2 |
||
45-46 |
Открытка к празднику (по выбору) |
2 |
2 |
||
47-48 |
Бабочка и улитка |
2 |
2 |
||
49-5 |
Зоопарк |
2 |
2 |
||
51-52 |
Работа над композицией по выбору |
2 |
2 |
||
53 |
Папье – маше Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории… |
1 |
1 |
||
54-55 |
Блюдце. |
2 |
2 |
||
56-57 |
Чашка. |
2 |
2 |
||
58-59 |
Тарелка. |
2 |
2 |
||
60 |
Декупаж Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж». |
1 |
1 |
||
61-62 |
Декупаж на баночке. |
2 |
2 |
||
63-64 |
Работа на тарелке |
2 |
2 |
||
Итого |
64 |
6 |
58 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
-познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
-складывание, сгибание, вырезание, склеивание;
-научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
-научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
-познакомятся с различными техниками работ из бумаги (аппликация, квиллинг, торцевание, фигурное вырезание, декупаж, папье - маше );
-научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Условия реализации программы
Для реализации программы дополнительного образования «Бумажные фантазии» необходимы следующие условия:
материально-технические условия
Рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен.
Наборы бумаги для занятий.
Карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, и т.п.
В качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра презентаций по различным техникам работы с бумагой.
методические условия
Образцы изделий
Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
Тематическая литература
Интернет сайты по прикладному творчеству
- Используемая литература
- Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги. / М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008.
- Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины./М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008
- Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010
- Каминская Е. А. Поделки из бумаги для начинающих. Ростов-на-Дону, ООО ИД «Владис», 2010.
- Лаврова Т.А. Праздник своими руками. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги. М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
- Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990.