Рабочая программа + КТП по литературе (5 класс)

3
0
Материал опубликован 26 October 2021 в группе

«Согласовано»

Руководитель МО

______________ Свиридова А.А.

Протокол № 1 от 22.08.2021

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Крыловецкая Л.В.

22.08.2021

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 3им.А.Невского

___________ Евгущенко А.М.

Приказ № 184 от 23.08.2021




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 5-а класса

на 2021-2022 учебный год

Шулиной О,В., учителя русского языка и литературы

Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка имени

Александра Невского»









2021


Пояснительная записка к программе

Рабочая программа предназначена для 5-А класса ГБОУ СОШ № 3 и составлена на основания Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273-ФЗ, в соответствии с Образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ №3 и учебным планом школы.

Программа разработана на основе Примерной программы по литературе, соответствующей ФГОС, а также авторской программы основного общего образования по литературе «Программа по литературе. 5 класс», автора В.Я. Коровиной.

Содержание реализуется с помощью учебника Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 10-е изд. переработанное. - М.: Просвещение, 2019 г.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 68 часов за учебный год.

Изучение литературы в основной общеобразовательной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями;

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно- исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Одна из составляющих литературного образования литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

формировать эстетические идеалы, развивать эстетический вкус для верного и глубокого постижения прочитанного, содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;

воспитывать доброту, сердечность сострадание как важнейшие качества развитой личности.

Образовательные задачи:

формировать умения творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; осваивать предлагаемые произведения как искусство слова;

формировать речевые умения умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умение прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Основным принципом обучения является разноуровневый подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.


Основной формой организации образовательного процесса при обучении литературе в 5 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-проект.

Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

личностно-ориентированное обучение;

ИКТ;

метод проектов;

исследовательские работы обучающихся;

технологии творческих мастерских;

игровые технологи








Планируемые личностные результаты


В результате изучения литературы в 5 классе ученик должен знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений ;

изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);


уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

создания связного текста;

определения своего круга чтения;

поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.

- уметь работать с книгой,

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы

литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе основного общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач с различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими

нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст иллюстрация, таблица, схема);

пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:


в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета


Введение (1 ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (9 ч.)

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Устное народное творчество (5 ч.)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой ...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из русской литературы XVIII - XIX века (30 ч.)

Русские басни. Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.) А.П. Сумароков “Кокушка”, И.И. Дмитриев “Муха”.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).


Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме

«Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»), Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной ... »; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Т е о р и я л и т е р а ту р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века (26 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В деревне». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.

«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Поэты о Великой Отечественной войне

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»; К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер ...», Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного ми- роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Из зарубежной литературы (9 ч.)

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о творчестве писателя. “Арно”. Произведения о животных.

Современная зарубежная и отечественная литература (4 ч.)

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между детьми и старшим поколением. Нравственные уроки.

Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в произведении.

Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).

Заключительные уроки (3 ч.)

Тематическое планирование


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

5

3

Из русской литературы 18 – 19 века

30

4

Из русской литературы 20 века

19

5

Из зарубежной литературы

9

6

Современная зарубежная и отечественная литература

4


Формы и виды контроля

Формы контроля знаний: письменный ответ на проблемный вопрос; осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; выразительное чтение наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях.

  1. Календарно-тематическое планирование


урока

Содержание учебного материала

Кол- во часов

Дата

План

Факт


Введение

1

03.09.21


1

К читателям. Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.


07.09.21



Устное народное творчество

5

10.09.21


2

Фольклор коллективное устное народное творчество.


14.09.21


3

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.


17.09.21


4

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.


21.09.21


5

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Особенности сказок.


24.09.21


6

Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.


28.09.21



Из русской литературы 18 – 19 века

30

01.10.21


7

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII

века). (Обзор.)


05.10.21


8

А.П. Сумароков “Кокушка”.


08.10.21


9

И.И. Дмитриев “Муха”.


12.10.21


10

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).


15.10.21


11

«Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.


19.10.21


12

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков грубой силы,

жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.


22.10.21


13

В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной

сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.


26.10.21


14

В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Благородство и жестокость. Герои баллады.


29.10.21


15

А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. «У лукоморья дуб зелёный…» - сказочные

элементы.


09.11.21


16

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (сопоставление с русскими

народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна»).


12.11.21


17

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, нравственность —

красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.


16.11.21


18

Стихи и проза. Рифма и ритм


19.11.21


19

Русская литературная сказка. Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Чёрная

курица, или Подземные жители».


23.11.21


20

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-

реальное в литературной сказке.


26.11.21


21

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Бородино». Историческая основа стихотворения.


30.11.21


22

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим

пафосом стихотворения.


03.12.21


23

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».


07.12.21


24

Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и

лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».


10.12.21


25

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы

«Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.


14.12.21


26

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы,

приобщение к труду взрослых.


17.12.21


27

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе «Муму». Реальная основа рассказа.


21.12.21


28

И.С. Тургенев. «Муму». Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже.


24.12.21


29

И.С. Тургенев. «Муму». Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя символ

немого протеста крепостных.


28.12.21


30

А.А. Фет. «Чудная картина», «Весенний дождь» - радостная картина весенней природы. Краски,

звуки, запахи как воплощение красоты жизни. .


11.01.22


31

Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость

национальной вражды.


14.01.22


32

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих

лагерей.


18.01.22


33

Жилин и Костылин два характера, две судьбы.


21.01.22


34

А.П. Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Развитие понятия о юморе.

Понятие о речевой характеристике персонажей.


25.01.22


35

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». А.Н. Майков «Ласточки». И.С.

Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок). А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок).


28.01.22


36

«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях и фотографиях».


01.02.22




Из русской литературы 20 века

19

04.02.22


37

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе «В деревне». Душа крестьянина в изображении писателя.


08.02.22


38

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе «В дурном обществе». Гуманистический пафос

произведения.


11.02.22


39

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.


15.02.22


40

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Особенности и роль портрета и пейзажа в повести.


18.02.22


41

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.


22.02.22


42

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного

героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству.


25.02.22


43

К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои

литературной сказки.


01.03.22


44

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке.


04.03.22


45

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы.


11.03.22


46

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Победа

добра над злом традиция русских народных сказок.


15.03.22


47

А.П. Платонов. «Никита». Единство героя с природой.


18.03.22


48

А.П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира.


22.03.22


49

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа.


25.03.22


50

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.


05.04.22


51

«Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Патриотические

подвиги в годы Великой Отечественной войны.


08.04.22


52

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема

произведений о Великой Отечественной войне.


12.04.22


53

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»;

Н. Рубцов «Родная деревня». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.


15.04.22


54

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Дон-Аминадо «Города и годы». Сближение

образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


19.04.22


55

Контрольная работа по изученным произведениям (тест)


22.04.22



Из зарубежной литературы

9

26.04.22


56

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Ро-

бинзона Крузо, характер героя


29.04.22


57

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве..


03.05.22


58

Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире

писателя.


03.05.22


59

Г.Х. Андерсен. Два мира сказки «Снежная королева».


04.05.22


60

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека и их внутренний мир.


06.05.22


61

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.


08.05.22


62

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» повествование о взрослении

подростка. Характер мальчика смелость, мужество.


10.05.22


63

Джек Лондон. «Сказание о Кише» – мастерство писателя в поэтическом изображении жизни

северного народа.


11.05.22


64

Э. Сетон-Томпсон. “Арно”. Произведения о животных.


12.05.22



Современная зарубежная и отечественная литература

4

13.05.22


65

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Отношение между

детьми и старшим поколением.


17.05.22


66

Ульф Старк. Краткий рассказ о писателе. “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” Нравственные уроки.


20.05.22


67

Ая эН. Краткий рассказ о писателе. “Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом”. Рассказ в рассказе. Совсем не научная детская фантастика. Реальность и волшебство в

произведении.


25.05.22


68

Юлий Ким. Краткий рассказ о поэте и его творчестве. “Рыба-кит”. Юмор в поэзии.


резерв






Использованная литература


Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2019.

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2016.

Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2016.

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (формат МР3). –М.: Аудиошкола: Просвещение, 2016.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.