Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе
для 5 класса на 2017 – 2018 учебный год
Учитель: Калинина Т. В.
№ урока |
Тема урока |
Даты проведения урока |
|
По факту |
По факту |
||
1 |
Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека. |
|
|
2 |
Фольклор – коллективное устное народное творчество. |
|
|
3 |
Малые жанры фольклора. Детский фольклор. |
|
|
4 |
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. |
|
|
5 |
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. |
|
|
6 |
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки. |
|
|
7 |
Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки. |
|
|
8 |
Сказки о животных. «Журавль и цапля». |
|
|
9 |
Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. |
|
|
10 |
Вариативность народных сказок. Сравнение. |
|
|
11 |
Р. Р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». |
|
|
12 |
Общее представление о древнерусской литературе. Древнехристианская книжность на Руси. |
|
|
13 |
Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». |
|
|
14 |
Отзвуки фольклора в летописи. Подвиги героев старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. |
|
|
15 |
М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…». |
|
|
16 |
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). |
|
|
17 |
И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством. |
|
|
18 |
Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. |
|
|
19 |
Басни И.А. Крылова «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. |
|
|
20 |
Р. Р. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица» Обобщение изученного о басне. |
|
|
21 |
В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». |
|
|
22 |
Сходные и различные черты сказки Жуковского «Спящая царевна» и народной сказки. |
|
|
23 |
Баллада «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады. |
|
|
24 |
Контрольная работа по изученным произведениям |
|
|
25 |
А. С. Пушкин «Няне». Понятие о лирическом послании. |
|
|
26 |
«У Лукоморья дуб зеленый…». Мотивы и сюжеты пушкинского произведения |
|
|
27 |
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. |
|
|
28 |
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки. Народная мораль, нравственность, победа добра над злом. |
|
|
29 |
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - сравнительная характеристика героев. |
|
|
30 |
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной. |
|
|
31 |
Р.Р. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. |
|
|
32 |
А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе |
|
|
33 |
А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. |
|
|
34 |
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837 г.). |
|
|
35 |
Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. |
|
|
36 |
Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
|
|
37 |
Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя. |
|
|
38 |
Вн/ч. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. |
|
|
39 |
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях…» - поэтический образ русской женщины. |
|
|
40 |
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства. |
|
|
41 |
Речевая характеристика персонажей стихотворения «Крестьянские дети». |
|
|
42 |
Вн /ч. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы, лучшую его судьбу. |
|
|
43 |
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа. |
|
|
44 |
Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму». |
|
|
45 |
Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. |
|
|
46 |
Р. Р. Сочинение «Чему посвящён рассказ «Муму»?» |
|
|
47 |
А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движений картина весенней природы. |
|
|
48 |
Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. |
|
|
49 |
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. |
|
|
50 |
Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н. Толстого. |
|
|
51 |
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. |
|
|
52 |
Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. |
|
|
53 |
ВЧ Рассказы А.П. Чехова. Разнообразие их тематики. |
|
|
54 |
Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». |
|
|
55 |
А.Н. Плещеев «Весна», А.Н. Майков «Ласточки». Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. |
|
|
56 |
Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». |
|
|
57 |
И. З. Суриков «Зима», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне». Выразительное чтение стихотворений. |
|
|
58 |
Р.Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)». |
|
|
59 |
В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность повести. Гуманистический смысл произведения. |
|
|
60 |
В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция. |
|
|
61 |
Доброта и сострадание героев повести «В дурном обществе». Образ серого сонного города. |
|
|
62 |
Отец и сын в повести. Взаимопонимание – основа отношений в семье. |
|
|
63 |
Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести В.Г. Короленко. |
|
|
64 |
С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины. |
|
|
65 |
Р. Р. Стихотворение «С добрым утром!» Самостоятельная работа «Картинка из моего детства» |
|
|
66 |
П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. |
|
|
67 |
Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа. Стремление к совершенному мастерству. |
|
|
68 |
Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. |
|
|
69 |
К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». |
|
|
70 |
Тема и проблема произведения «Тёплый хлеб». Герои в литературной сказке. |
|
|
71 |
Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». |
|
|
72 |
К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения. |
|
|
73 |
С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы. |
|
|
74 |
Положительные и отрицательные герои в сказке «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. |
|
|
75 |
Контрольная работа по произведениям П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, С. Я Маршака |
|
|
76 |
А. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой. |
|
|
77 |
Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита». |
|
|
78 |
Одухотворение природы в воображении главного героя рассказа. |
|
|
79 |
В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». |
|
|
80 |
Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа «Васюткино озеро». |
|
|
81 |
Поэты о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети. |
|
|
82 |
Урок-концерт. Выразительное чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне. |
|
|
83 |
Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…», А.А. Прокофьев «Алёнушка», Д.Б. Кедрин «Алёнушка».
|
|
|
84 |
Произведения о Родине, родной природе и о себе. Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». |
|
|
85 |
Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник». Детское восприятие классической литературы. |
|
|
86 |
«Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор. |
|
|
87 |
Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме. |
|
|
88 |
Тестирование по теме «Русская литература Х1Х-ХХ вв.» |
|
|
89 |
Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. |
|
|
90 |
Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман « Робинзон Крузо». Приключения Робинзона Крузо, характер героя. |
|
|
91 |
«Робинзон Крузо». Прототип героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. |
|
|
92 |
Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального и фантастического. |
|
|
93 |
Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней - Герда и Снежная королева. |
|
|
94 |
Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». Викторина. |
|
|
95 |
Контрольная работа по произведениям Х. К. Андерсена, Д. Дефо и Р. Л. Стивенсона |
|
|
96 |
М. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». |
|
|
97 |
М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. |
|
|
98 |
Внутренний мир героев М. Твена. |
|
|
99 |
М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. |
|
|
100 |
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? |
|
|
101 |
Характер Киша: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. |
|
|
102 |
Подведение итогов |
|
Содержание тем учебного предмета «Литература»
в 5 классе (102 ч.)
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М.Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений).
Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (первоначальное представления). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Прети - на». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру... » — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. ж., «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского изведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно- условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Историческая основа стихотворения, произведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения:) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сравнение (развитие понятия), сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их Характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как верея охот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...», ... Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения, «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете» , А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...», А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка», Н. Рубцов. (Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена,Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
в 5 классе
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы; жанры литературы; басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы; пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
создавать сочинения-миниатюры по картине.
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами изучения являются:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметными результатами являются:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.