Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Природа родного края»

1
0
Материал опубликован 6 March 2022


t1646591316aa.png




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 05.01.2019 с изменениями и дополнениями);

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26.10.2010 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа ­ 21.02.2015г)

письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

Основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России


Цель изучения курса внеурочной деятельности «Природа родного края»:


формирование у обучающихся практико-ориентированных умений на основе знаний о природе родного края (про- водить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, осуществлять поиск информации), расширяя и углубляя базовые программные требования по окружающему миру;

формирование экологической и культурологической грамотности младших школьников;

освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками, педагогами и родителями;

формирование ценностно-смысловых ориентиров по ох- ране окружающей среды и собственного здоровья, готовности комфортного и безопасного пребывания ребенка в образовательной организации.


Задачи курса внеурочной деятельности «Природа родного края»:


Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы

Программа курса «Природа родного края» рассчитана на 135 часов (1 раз неделю, 4 года обучения).

Возраст учащихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 4 года


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при- роды;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый об- раз жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты, согласно планируемым результатам освоения ООП, включают:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Природа родного края»


1 класс (33 ч) тема 1. Подготовка к осенней экскурсии на природу.

Правила поведения (1 ч)

Подготовка к экскурсии. Информация о правилах поведения на экскурсии сообщается учащимся перед выходом на приро- ду. Информационная составляющая одной из первых страниц Тетради1 представляет собой систему рисунков, которые иллю- стрируют правила поведения на природе детей и взрослых. Пе- дагоги могут помочь школьнику оценить значимость иллюстра- ций, представленных в Тетради, обсудив каждую из них. Это не только начало продолжительной (в течение всех лет обучения в начальной школе) работы по воспитанию у детей бережного от- ношения к природе, но и воспитание будущего пропагандиста. Беседа, проведенная в ходе работы детей с иллюстрациями, способствует осознанию важности соблюдения правил поведе- ния, обеспечивающих сохранение окружающей природы. Одно- временно обучающимся сообщается об основной цели экскур- сии на природу и соответствующей форме одежды.

тема 2. лиственные и хвойные деревья. осенняя экскур- сия на природу (3 ч)

Основные задачи экскурсии на природу в осенний период:

ознакомление детей с лиственными и хвойными деревьями края; 2) сбор природного материала (листьев, шишек, семян) и подготовка иллюстративного материала (фотографии природ- ных объектов), необходимого для дальнейших занятий.

С помощью педагога обучающиеся должны узнать хвойные деревья по стволу, листьям и шишкам и лиственные деревья по стволу, оставшимся листьям и семенам. Сопоставляя дерево с его фотографией, предложенной в Тетради, обучающиеся обоб- щают полученные знания. Одновременно идет сбор природного материала и его упаковка с целью дальнейшего хранения, вы- сушивания и использования.

t1646591316ab.gif

тема 3. лиственные деревья (2 ч)

Обучающиеся обсуждают итоги проведенной экскурсии. Ос- воение информации повышенного уровня происходит благода- ря изучению формы листьев деревьев. Школьники сравнивают листья, собранные на экскурсии, по их форме. В результате на- блюдения первоклассники должны прийти к выводу: несмотря на отличия, листья осины и березы имеют общий признак, — все они округлой формы. Листья клена, дуба и каштана отличают- ся от листьев осины и березы, — они лопастные. Иллюстратив- ный материал Тетради и задания (раскраска осенних листьев на основе природного материала, подсчет количества лопастей у листьев) позволяют обобщить и закрепить предварительно сде- ланный вывод в ходе работы с природным материалом.

На этой же встрече целесообразно использовать задание из Дневника достижений1 (с. 20–21). К этому времени должны быть готовы фотографии деревьев, которые родители сделали на экскурсии. Обучающиеся оформляют отчет о проведенной экскурсии, рисуя листья березы и дуба и наклеивая фотографии этих деревьев на соответствующие страницы дневника.

тема 4. Хвойные деревья (1 ч)

Обучающиеся подводят итоги проведенной экскурсии. Выход за базовые программные требования осуществляется в ходе более подробного изучения формы листьев хвойных деревьев. В условиях парной работы учащиеся сравнивают листья-хвоин- ки, собранные на экскурсии, с фотографиями хвоинок ели, со- сны, лиственницы. В результате сравнения природного мате- риала с иллюстрациями, которые подписаны, учащиеся должны прийти к выводу: хвоинки сосны расположены попарно, хвоинки лиственницы собраны в пучки, хвоинки сосны и ели отличаются по длине и др. Отличие листьев-хвоинок позволяет на практике отличить одно дерево от другого.

Эффективным является использование задания из Дневника достижений (с. 20–21). При помощи фотографий хвойных дере- вьев, которые родители сделали на экскурсии в ходе совместной деятельности при работе с Дневником, обучающиеся оформля- ют отчет о проведенной экскурсии: наклеивают фотографии ели и сосны на соответствующие страницы дневника.

t1646591316ab.gif

тема 5. Гербарный лист определителя растений (2 ч)

Основная задача, решаемая в ходе освоения темы, — озна- комление детей с таким источником информации, как гербарный лист определителя растений.

Дети усваивают, какую информацию несет гербарный лист определителя растений, а затем сами его изготавливают. Если в школе имеются гербарные листы, целесообразно ими восполь- зоваться и предварительно рассмотреть, как они оформляются. Изучая иллюстрации гербарного листа в Тетради, дети знако- мятся с одной из форм оформления гербарного листа: слева — фотография дерева; в центре — лист этого дерева; в правом

нижнем углу — этикетка с названием дерева.

Поскольку скорость чтения у детей еще невелика, учитель знакомит их с алгоритмом изготовления пособия. Во время из- готовления пособия он неоднократно напоминает детям шаги алгоритма.

тема 6. Кустарники (1 ч)

Основные задачи в ходе освоения этой темы — формирова- ние умений различать кустарники садовых растений по листьям и закрепление темы, связанной с изучением формы листьев. На основе сопоставления природного материала с рисунками ли- стьев учащиеся должны найти и выделить листья сирени, мали- ны, шиповника, смородины и определить их форму. Достижение повышенного уровня образования осуществляется за счет до- полнительного материала «Форма сложного листа». Выполняя задания в Тетради, учащиеся закрепляют полученные знания.

тема 7. Кустарники и кустарнички (2 ч)

Основные задачи встречи с детьми — закрепление базовых знаний по окружающему миру (отличительные признаки дере- вьев, кустарников и кустарничков) и выход за программные тре- бования благодаря освоению сведений о таком источнике ин- формации, как иллюстративный определитель растений.

Дети самостоятельно оформляют в Тетради иллюстрирован- ный определитель «Кустарники и кустарнички со съедобными ягодами» с помощью своих рисунков и цветных рисунков из при- ложения, размещенного в Тетради.

тема 8. травянистые растения (2 ч)

Достижение повышенного уровня образования по обозна- ченной теме обеспечивается благодаря расширению знаний о комнатных растениях (к этому времени у детей сформирова-

лись представления только о травянистых комнатных растениях) и разнообразии форм их листьев. Соединяя линией фотографию листа растения с иллюстрацией его формы в Тетради, дети зна- комятся с новой классификацией форм листьев (почковидные, овальные, сердцевидные, перисто-лопастные), зарисовывают форму листьев своих комнатных растений и называют ее.

Продолжается работа по созданию иллюстрированных опре- делителей растений. Используя цветные фотографии комнатных растений из приложения, дети оформляют соответствующий ил- люстративный определитель (фиалка, цикламен, герань, приму- ла, незабудка, антуриум).

тема 9. иллюстративный определитель травянистых растений (2 ч)

Основная задача практического занятия — формирование умения детей пользоваться иллюстративными определителями растений.

Предварительно в Тетради дети оформляют Иллюстратив- ный определитель травянистых растений, раскрашивая желтые цветы и цветы с белыми лепестками и желтыми «серединками». Затем, разглядывая фотографии цветов, подписывают их назва- ния в Тетради (ромашка, мать-и-мачеха, одуванчик, купавница, ветреница, нивяник, подснежник, первоцвет, лютик).

тема 10. Семена лиственных и хвойных деревьев (1 ч)

Основная задача, решаемая в ходе освоения данной темы, формирование навыка определения деревьев по семенам рас- тений. Используя природный материал и Тетрадь, учащиеся зарисовывают те или иные семена около рисунка веточки соот- ветствующего растения, отбирают рисунки деревьев для оформ- ления иллюстрированного определителя растений родного края. тема 11. определение хвойного дерева по его шишке (1 ч) Основная задача формирование навыка узнавания хвойно-

го дерева по шишкам. Учащиеся сопоставляют природный ма- териал с иллюстрациями шишек лиственницы, сосны, ели, пих- ты, данных в Тетради; знакомятся с образцами описания шишек хвойных растений в определителях растений; рассматривают и описывают фотографии хвойных деревьев, их веточек и шишек. тема 12. иллюстрированный определитель деревьев

родного края (2 ч)

Основная задача внеурочной деятельности по указанной теме — обобщение ранее изученного материала на основе со-

ставления иллюстрированного определителя лиственных и хвой- ных деревьев края. Для этого используются цветные рисунки деревьев из приложения, рисунки детей, а также фотографии, подготовленные в результате экскурсии.

тема 13. иллюстрированный определитель травянистых и кустарничковых растений родного края (2 ч)

Основная задача, решаемая в ходе освоения данной темы, — обобщение ранее изученного материала на основе составления иллюстрированных определителей овощных, ягодных травяни- стых и кустарничковых растений края. Для этого используются цветные рисунки растений из приложения, рисунки детей, а так- же фотографии, подготовленные в результате экскурсии.

тема 14. Учимся различать деревья и кустарники зимой (1 ч)

Работая с Тетрадью, дети рассматривают фотографии ли- ственных деревьев в зимнее время и находят среди них те, кото- рые растут в родном крае. Главное выяснить, какой из призна- ков помог ребенку определить название дерева (силуэт, кора, оставшиеся семена, ветвепад).

Страница Тетради дополняется фотографиями зимних дере- вьев и кустарников, произрастающих на территории школы.

тема 15. новогодняя красавица (2 ч)

Основная задача — обобщение ранее изученного материа- ла. Рассматривая фотографии хвойных деревьев, дети отмеча- ют знаком V фотографию того дерева, которое в школе назвали

«новогодней елкой» и украсили игрушками; называют признаки, позволившие им определить породу этого дерева (ель, сосна или пихта): длина хвоинок и их расположение, форма шишек. Второе занятие по этой теме может быть посвящено изготовле- ние елочных игрушек.

На завершающем этапе дети оформляют новогоднюю стра- ницу Тетради фотографиями (рисунками) школьной или домаш- ней елки и елочных игрушек.

тема 16. Растения Красной книги России (2 ч)

Основная задача внеурочного мероприятия — воспитание у детей чувства ответственности за сохранение природы родного края. Рассматривая в Тетради иллюстрации растений Красной книги России, дети находят цветы, которые они видели сорван- ными и собранными в букеты. В ходе собеседования выявляют причины исчезновения редких растений, на которые они, дети,

могут повлиять (замусоривание почв, выкапывание растений, вытаптывание почвы, сбор букетов).

На завершающем этапе занятия дети разрабатывают охран- ные знаки, продумывают иллюстрацию почтовой марки, призы- вающей беречь природу родного края.

тема 17. зеленая аптека (2 ч)

Результатом внеурочного мероприятия должен стать оформлен- ный детьми определитель лекарственных растений. Цветные фото- графии целесообразно взять из приложения Тетради. Вторая часть занятия использование подготовленного пособия для определе- ния лекарственных растений, произрастающих в родном крае.

тема 18. научный клуб младшего школьника «Мы и окру- жающий мир» (2 ч)

Первый класс считается подготовительным к вступлению в на- учные клубы младших школьников. В конце учебного года учеб- ник по окружающему миру приглашает детей принять участие в деятельности научного клуба «Мы и окружающий мир». Участие в работе научного клуба предполагает, что у ребенка сформиро- ван мотив к изучению предмета, одним из показателей которого является желание читать дополнительную литературу. Выполне- ние заданий позволяет осознать необходимость самостоятель- ного изучения информации повышенного уровня. Учащиеся вы- полняют задания и обсуждают наиболее интересные статьи из хрестоматии по окружающему миру1 (дополнительного источни- ка информации, выходящей за рамки базового содержания).

тема 19. Подготовка к выставке и оформление выставки работ детей для родительского собрания (2 ч)

Заключительное занятие. В течение года учащиеся подготав- ливали иллюстративные определители растений родного края, гербарные листы, иллюстративные материалы по охране приро- ды. На занятии отбираются лучшие образцы для выставки, об- суждается и разрабатывается макет выставки.

2 класс (34 ч)

тема 1. Подготовка к осенней экскурсии на природу (1 ч) В условиях внеурочной деятельности школьники готовятся к экскурсии в лес парк, на пришкольный участок). Выполняя зада-

ние в Тетради1, они знакомятся с правилами поведения на приро- де, делятся на группы (до пяти человек), выбирают старших груп- пы, знакомятся с набором предметов, необходимых для экскурсии (мешочки из ткани для сбора шишек, большие бумажные конверты для сбора листьев и семян растений, фотоаппарат, лупа).

Педагог обсуждает с детьми основные задачи экскурсион- ного мероприятия: 1) наблюдение за природными объектами;

фиксация результатов наблюдения с помощью фотоаппаратов или рисунков; 3) сбор природного материала.

тема 2. Экскурсия в лес, в парк, на пришкольный участок (3 ч)

В ходе экскурсии на природу в осенний период предусматрива- ется: дальнейшее изучение лиственных и хвойных деревьев края; сбор природного материала (листья, веточки с листьями и семена- ми, шишки, семена); фотографирование природных объектов.

С помощью педагога обучающиеся находят в парке (в лесу, саду, на пришкольном участке) определенные породы деревьев, отмечают успех поиска соответствующими пометками в Тетра- ди (подписывают фотографии деревьев) и фотографируют эти деревья. Одновременно идет сбор природного материала и его упаковка с целью дальнейшего хранения, высушивания и ис- пользования.

тема 3. лиственные деревья осенью (2 ч)

Достижение повышенного уровня образования осущест- вляется в ходе чтения по цепочке дополнительного материала из хрестоматии по окружающему миру («Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?»)2 и исследования черешка опавшего листа. Алгоритм эксперимен- тального исследования представлен в Тетради. С помощью лупы и посредством прикосновения к черешку опавшего листа можно обнаружить образование пробкового слоя на его конце. Резуль- таты наблюдения предлагается зафиксировать в Тетради систе- мой рисунков.

Иллюстрация Тетради «Образование пробкового слоя на кон- це листа» пригодится ученикам на заключительном этапе внеу-


t1646591316ab.gif

1 Чуракова Р.Г., Янычева Г.В. Изучаем природу родного края. 2 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академкнига/Учебник.

2 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

рочной деятельности при оформлении учебного пособия «Опы- ты, наблюдения, эксперименты».

тема 4. Хвойные деревья (2 ч)

Выход за пределы содержания базового уровня осуществля- ется посредством чтения статьи «Как узнать хвойные деревья?» из хрестоматии по окружающему миру, изучения с помощью лупы листьев-хвоинок различных пород деревьев, описания их существенных признаков, опытных исследований летучих семян, обобщения и оформления исследований посредством рисунков. Алгоритм работы заложен в Тетради и представляет собой систему заданий, которые ребенок должен выполнить самосто-

ятельно или в условиях коллективной деятельности.

тема 5. зимняя экскурсия на природу (3 ч)

В ходе экскурсии, в соответствии с алгоритмом деятельно- сти, представленным в Тетради, дети наблюдают, обобщают и отмечают природные изменения на примере лиственных и хвой- ных деревьев и кустарников. В это же время должен быть собран природный материал (веточки тополя, кора деревьев) и сфото- графированы природные объекты для стенда «Растения моего края в зимнее время года».

Заключительное занятие по итогам проведенной экскурсии может состояться в здании школы, где обучающиеся делятся впечатлениями, обмениваются фотографиями, продумывают примерный макет стенда «Растения моего края в зимнее время года».

тема 6. Деревья в зимний период (2 ч)

Достижение планируемых результатов повышенного уровня осуществляется посредством чтения по цепочке статьи «Лес зи- мой» из хрестоматии по окружающему миру, дальнейшей инди- видуальной работы над содержанием статьи, изучения с помо- щью лупы пористого кусочка коры старого дерева, обобщения материала (самостоятельный вывод будет связан с осмыслени- ем значения коры в жизни деревьев).

тема 7. Свойства воздуха (2 ч)

Освоение темы связано с обобщением материала, посвящен- ного изучению свойств воздуха.

Прежде всего, каждый ученик отмечает в Тетради наблюде- ния и опыты, которые он может провести самостоятельно, под- тверждая известные ему свойства воздуха. После этого педагог проводит беседу, во время которой ученики рассказывают об

алгоритмах проведения двух опытов, доказывающих, что воздух:

1) прозрачен; 2) бесцветен.

С использованием иллюстраций Тетради проводится беседа на тему «Как человек в быту использует знание о том, что воздух плохо проводит тепло?».

Затем учащиеся проводят опыты по алгоритму, представленно- му в Тетради, доказывая, что воздух: 1) прозрачен; 2) бесцветен.

тема 8. Свойства воды (2 ч)

Внеурочная деятельность по данной теме предусматривает обобщение материала, связанного с изучением свойств воды.

Каждый ученик отмечает в Тетради опытные наблюдения, ко- торые он может провести самостоятельно, подтверждая извест- ные ему свойства воды.

После этого учитель проводит беседу, в ходе которой ученики рассказывают об алгоритмах проведения опытных наблюдений, доказывающих известные им свойства воды.

Затем учащиеся проводят опыты в соответствии с порядком, представленным в Тетради:

выясняя, в какой воде (теплой или холодной) сахар и по- варенная соль растворяются быстрее;

доказывая, что вода не всегда может смачивать предметы.

тема 9. Как человек использует свойства воды (2 ч)

Предполагается, что к началу занятия по данной теме ученики самостоятельно найдут дополнительную информацию о том, как человек использует свойства воды.

После чтения по абзацам и по цепочке статьи «Похвальное слово воде» из хрестоматии по окружающему миру учащиеся дополняют рассказ собственными примерами, рассказывают и иллюстрируют, как на уроках технологии они используют неко- торые свойства воды.

На завершающем этапе занятия каждый ученик, работая с та- блицей в Тетради, самостоятельно обобщает полученные знания.

тема 10. Разнообразие растений (1 ч)

Внеурочная деятельность по указанной теме посвящена обобщению пройденного на уроках по окружающему миру мате- риала. Заполняя таблицу в Тетради, ученики выделяют общее и особенное у таких групп, как водоросли, мхи, папоротники, хвой- ные и цветковые растения. Оформленная таблица понадобится обучающимся для изготовления пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Затем дети готовят открытки цветковых растений, занесен- ных в Красную книгу России.

тема 11. Красная книга (2 ч)

Предполагается, что к началу этого занятия ученики само- стоятельно найдут дополнительную информацию о растениях и животных, занесенных в Красную книгу родного края. После беседы на обозначенную тему учащиеся выполняют задание в Тетради, выявляя основные причины, влияющие на исчезнове- ние растений и животных по вине человека, рассматривают ри- сунки животных, которые исчезли с лица земли по вине челове- ка, оформляют открытки с рисунками животных, которых можно увидеть только на иллюстрациях художников.

тема 12. Секреты твоего здоровья (3 ч)

Выход за пределы содержания базового уровня предусма- тривает личную инициативу детей по подготовке сообщения для первоклассников на тему «От чего зависит твое здоровье» и формирование умения оценивать свое повседневное поведение по соблюдению правил личной гигиены, и намерение сохранять свое здоровье.

На этом занятии целесообразно использовать Дневник до- стижений1 и предложить ребенку оценить свои успехи (с. 20–21). Выполняя одно из заданий Дневника, обучающийся разраба- тывает режим дня и отмечает это как собственное достижение (с. 23). Предполагается, что второклассник с помощью учителя физической культуры сможет оценить результаты своего уча- стия в физкультурно-спортивных занятиях, цель которых — сда- ча спортивных нормативов ГТО по возрастной группе «младший школьник» (с. 29).

тема 13. Всегда ли полезные продукты безвредны? (2 ч) Отличительная особенность внеклассного мероприятия на эту тему — его практическая направленность. Прежде всего, с использованием иллюстраций Тетради проводится беседа о пище, приготовленной из продуктов, полезных для растуще- го организма. Затем школьники учатся по упаковкам продуктов определять дату их изготовления, срок годности, условия хра- нения, высказывают предположение о месте хранения тех или

иных продуктов.

t1646591316ab.gif

1 Дневник достижений младшего школьника. 2 класс / Р.Г. Чуракова, А.М. Соломатин. — М.: Академкнига/Учебник.

тема 14. Экскурсия по городу (селу, поселку) (3 ч)

Основная задача аудиторной деятельности по данной теме — выделить достопримечательности, которыми гордятся местные жители и куда непременно приглашают туристов. Ис- пользуя Тетрадь, учащиеся узнают, чем гордятся жители села Кизильское Челябинской области и поселка Николаевка Респу- блики Крым, называют памятные места своей местности и со- ставляют путеводитель для туристов по памятным местам сво- его города (села, поселка).

На следующем занятии целесообразно провести экскур- сию по этому путеводителю, сфотографировать памятные места, объекты природы. Необыкновенные пейзажи приро- ды являются важной составляющей каждого путеводителя. После экскурсии можно доработать путеводитель предпи- саниями (например, указать, в какое время суток и с каких мест получаются наиболее удачные фотографии природных пейзажей).

тема 15. оформление учебного пособия «опыты, наблю- дения, эксперименты» (4 ч)

На заключительном этапе внеурочной деятельности во 2 клас- се учащиеся в условиях коллективной деятельности оформляют учебное пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты» из со- бранных в течение учебного года рисунков, фотографий, описа- ний экспериментов и опытных наблюдений.

класс (34 ч) тема 1. Правила поведения во время проведения опытов и экспериментов (1 ч)

На первом занятии дети готовятся к экспериментальной деятельности. Выполняя в Тетради1 задание, которое пред- ставляет собой систему рисунков, учащиеся знакомятся с правилами поведения в ходе проведения опытов и экспери- ментов, разрабатывают план-сообщение и презентацию на указанную тему. Этот материал может быть использован на заключительном занятии при оформлении учебного пособия

«Правила безопасного поведения во время проведения опы- тов и экспериментов».

t1646591316ab.gif

тема 2. Свойства воды при нагревании и охлаждении (4 ч) Занятие посвящено обобщению материала, связанного с изу- чением свойств воды, и выявлению новых свойств, обеспечи- вающих усвоение материала на повышенном уровне. Прежде всего, каждый ученик отмечает в своей Тетради свойства воды,

которые ему известны.

Затем целесообразно провести беседу об опытах и экспери- ментах, которые помогли выявить эти свойства. На следующем этапе учащиеся проводят экспериментальные исследования, определяя свойства воды при ее нагревании и охлаждении.

В заключение младшие школьники на основании проделан- ной работы и иллюстративного материала, предложенного в Те- тради, подготавливают алгоритм проведения опыта по опреде- лению свойств воды при нагревании и охлаждении для пособия

«Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспери- ментов».

тема 3. Свойства воды при замерзании (2 ч)

На первой встрече по данной теме учащиеся рассказывают о результатах проведенного опыта с водой, помещенной в мо- розильную камеру домашнего холодильника, и формулируют устно, а затем письменно одно из удивительных свойств воды: при замерзании вода увеличивается в объеме, то есть расши- ряется.

Если это свойство воды детьми усвоено, то они смогут отве- тить на вопрос: «Что тяжелее — один литр воды или один литр льда?»

В заключение первого занятия по теме учащиеся разрабаты- вают и оформляют план сообщения «Свойства воды при замер- зании», которое каждый из них сможет сделать на уроке, когда будет изучаться тема «Свойства воды».

На второй встрече учащиеся подготавливают алгоритм про- ведения опыта по определению свойств воды при замерзании. Для этого используются результаты предыдущего занятия и ил- люстративный материал, предложенный в приложении.

Алгоритм потребуется на заключительном занятии — при оформлении пособия «Иллюстративные материалы по проведе- нию опытов и экспериментов».

тема 4. Свойства воды в твердом состоянии (2 ч)

Занятие посвящено обобщению материала, связанного со свойствами воды в твердом состоянии, изученного ранее в ус-

ловиях урочной и внеурочной деятельности, и выявлению новых свойств, обеспечивающих превышение базового уровня освое- ния содержания.

Прежде всего, обучающиеся отмечают в Тетради свойства воды в твердом состоянии, которые им известны, подготавли- вают сообщение и презентацию на тему «Использование чело- веком воды в твердом состоянии».

Затем на основании опыта ученики убеждаются, что лед не тонет в воде, и выясняют причину этого явления, ознакомившись со статьей «Почему лед не тонет?» из хрестоматии по окружаю- щему миру1.

На завершающем этапе занятия каждый участник составляет план сообщения по рассматриваемой теме, которое он будет го- тов сделать на следующем уроке.

тема 5. Свойства воды в газообразном состоянии (2 ч)

Занятие посвящено обобщению материала по свойствам воды в газообразном состоянии, изученного ранее, и выявлению новых свойств, обеспечивая усвоение содержания на повышен- ном уровне.

Прежде всего, обучающиеся вспоминают свойства воды в га- зообразном состоянии, которые им известны, и статьи из хре- стоматии, которые они освоили при изучении данной темы в классе. Затем знакомятся с содержанием непрочитанных статей из хрестоматии. Это способствует выполнению заданий, выяв- ляющих понимание процесса, связанного с переходом воды из одного состояния в другое.

В заключение дети подготавливают план сообщения и пре- зентацию по темам «Водяной пар» и «Круговорот воды в приро- де».

тема 6. Прозрачность воды (1 ч)

Основная задача внеурочного мероприятия — дальнейшее формирование умений проводить наблюдения, опыты и экспе- рименты, выявляющие свойства веществ; обобщать полученные данные и делать выводы.

Учащиеся проводят опыт по определению прозрачности воды из водопроводного крана и мутной воды, где растворен кусочек глины. По предложенному в Тетради плану они заносят резуль-


1 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

таты наблюдений в таблицы, сравнивают результаты с таблицей

«Оценка прозрачности» и приходят к заключению о том, что про- зрачность воды зависит от веществ, которые в ней растворены.

тема 7. Свойства воздуха (1 ч)

Основная задача при изучении данной темы — повторение изученного материала и дальнейшее формирование умений проводить наблюдения, опыты и эксперименты, выявляющие свойства веществ; обобщать полученные данные и делать вы- воды.

Прежде всего, обучающиеся вспоминают свойства чистого воздуха, которые они изучали. Затем проводят опыты, доказы- вающие, что воздух занимает все пространство (место) в окру- жающем мире. С учетом результатов проведенных опытов и ил- люстраций приложения учащиеся оформляют в форме таблицы план проведения опытов, который понадобится им для создания пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

тема 8. А весит ли воздух? (2 ч)

Внеурочное мероприятие начинается с коллективного чте- ния вслух статьи из хрестоматии «А воздух совсем ничего не весит?». Затем учащиеся выполняют задание в Тетради, выяв- ляя причины, по которым в условиях школы невозможно повто- рить опыт итальянского ученого Галилео Галилея. Вместе с тем ряд элементарных опытов, которые обучающиеся выполняют самостоятельно, убеждают, что Галилео Галилей прав — воз- дух имеет вес.

На основании проведенного опыта и его описания, иллюстра- ций из приложения обучающиеся оформляют алгоритм прове- дения опыта, доказывающего, что воздух давит. Этот алгоритм понадобится обучающимся на заключительном занятии при оформлении пособия «Иллюстративные материалы по проведе- нию опытов и экспериментов».

тема 9. изготовление модели флюгера из картона (2 ч)

Освоение темы начинается с чтения статьи из хрестоматии

«Откуда дует ветер?». Затем педагог обращает внимание детей на прибор (флюгер), с помощью которого можно определить на- правление ветра. Следующий этап — изготовление флюгера по алгоритму, предложенному в Тетради.

тема 10. определение направления ветра с помощью флюгера и компаса (2 ч)

Внеурочное мероприятие проводится около здания школы вдали от стен, которые могут препятствовать ветру. В услови- ях групповой работы учащиеся с помощью изготовленного на предыдущем занятии флюгера и компаса, используя алгоритм, предложенный в Тетради, определяют направление ветра по той стороне горизонта, откуда дует ветер. Результаты групповой де- ятельности фиксируются в Тетрадях.

Если позволяют условия, наблюдения за направлением ветра проводятся в течение недели ежедневно после окончания уро- ков. Результаты заносятся в таблицу Тетради и обсуждаются на заключительном занятии по теме.

тема 11. теплый воздух легче холодного (1 ч)

В условиях коллективной деятельности по алгоритму, пред- ложенному в Тетради, проводится опытное наблюдение за тем- пературой воздуха около потолка и пола классной комнаты. Результаты наблюдения и выводы фиксируются индивидуально каждым учеником в Тетради.

тема 12. изучение погодных изменений с помощью

«Дневника наблюдений за погодой» (4 ч)

На вводном занятии по указанной теме учащиеся знакомят- ся с условными знаками (они представлены в Тетради), при помощи которых фиксируются погодные условия. Затем они изучают имеющийся в Тетради образец Дневника наблюдения за погодой, разработанного учениками 3 класса села Мирно- го. После этого коллективно разрабатывается и оформляется настенный Дневник наблюдения за погодой, который разме- щается в классе. В течение двух недель результаты наблюде- ний за погодой фиксируются дежурными по классу с помощью условных обозначений. На заключительном этапе происходит обсуждение полученных результатов, делаются выводы и со- общения.

тема 13. Почва и ее состав (1 ч)

Основная задача внеурочного мероприятия повторение ра- нее изученного материала и дальнейшее формирование умения проводить наблюдения, опыты и эксперименты, выявляющие со- став почвы, обобщать полученные данные и делать выводы.

Прежде всего, обучающиеся вспоминают, что в почве содер- жатся воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок, глина, корни растений, бактерии, мелкие животные (дождевые черви, жуки, муравьи и др.).

Затем организуется проведение опытов, доказывающих раз- личие состава почв из леса и с берега водоема, из-под дерева и с тропинки леса. На заключительном этапе занятия обучающие- ся отвечают на вопросы практической направленности.

тема 14. Природное сообщество — лес (1 ч)

Очередная встреча участников внеурочного мероприятия на- чинается с изучения статьи из хрестоматии «Цепочки в лесу» и выполнения практического задания на основании полученной информации.

Затем обучающиеся, работая с иллюстрированным словари- ком, имеющимся в хрестоматии, закрепляют знания о пищевой цепочке леса посредством выполнения заданий и коллективного обсуждения результатов.

тема 15. Природное сообщество — поле (2 ч)

Внеурочное мероприятие начинается с повторения материа- ла из учебника по окружающему миру, на основе которого вы- деляются признаки, отличающие поле от других природных со- обществ. Выполняя задание в Тетради, обучающиеся выделяют растения, которые растут как на лугу, так и в поле, различают сухие колоски зерновых культур на основании сличения их с ил- люстрациями.

Вторая часть занятия посвящена чтению по абзацам статей из хрестоматии «Какие грызуны живут в поле?», «Какие птицы охраняют урожай?» и индивидуальному выполнению заданий на основе усвоенного текста.

На завершающем этапе, используя информацию и цветные приложения, обучающиеся составляют словарную статью для иллюстрированного словарика на тему «Полевая мышь» и пище- вые цепочки поля.

тема 16. Безопасное поведение в лесу (2 ч)

Обучающиеся знакомятся с правилами безопасного пове- дения в лесу во время похода, отмечая те из них, которые они неукоснительно выполняют. Можно провести беседу, обсуж- дая вопрос: «Почему не все правила выполняются?» В условиях групповой работы подготавливаются сообщение и презентация на тему «Безопасное поведение в лесу» с использованием со- держания статей хрестоматии и соответствующего параграфа учебника по окружающему миру. Этот материал может быть применен на заключительном занятии при оформлении пособия

«Правила безопасного поведения».

тема 17. оформление учебных пособий (4 ч)

На заключительном этапе внеурочной деятельности учащиеся из собранных в течение учебного года иллюстративных матери- алов по проведению экспериментов и презентаций оформляют учебные пособия в условиях коллективной деятельности на раз- личные темы: «Иллюстративные материалы по проведению опы- тов и экспериментов»; «Правила безопасного поведения»; «При- родные сообщества» и др.

4 класс (34 ч) тема 1. Краеведческий музей (1 ч)

Занятие начинается с рассказа учителя о краеведческом му- зее города (края), о его просветительской функции и инфор- мативном значении для обучающихся. Дети фиксируют в своих Тетрадях1 план сообщения учителя, отмечая знаком V те экспо- наты, которые им хотелось бы увидеть в своем краеведческом музее.

Знакомство с датой празднования дня краеведческого музея (18 мая) заканчивается оформлением поздравительных откры- ток сотрудникам городского (краевого) краеведческого музея. Предварительно детей знакомят с профессиями музейных ра- ботников (лектор-экскурсовод, научный сотрудник, главный хра- нитель, художник-реставратор музея, смотритель зала) и фами- лиями работников местного музея.

тема 2. Готовимся к посещению краеведческого музея (2 ч)

Обучающиеся знакомятся с тематическими экспозициями краеведческих музеев, а также с постоянными экспозициями своего краеведческого музея. Затем изучают правила, которые желательно соблюдать при посещении музея, обращая особое внимание на разрешающие знаки «Можно дотрагиваться до экс- поната музея», «Разрешено фотографировать».

Вторая часть занятия посвящена разработке и оформлению этих знаков. Например, предупредительный знак, разрешающий включать монитор для просмотра фильма о жизни животного в естественной среде. Или проиллюстрировать знак, предупреж- дающий о том, что в музее есть буфет. Можно продумать за-

t1646591316ab.gif

1 Чуракова Р.Г. Изучаем природу родного края. 4 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академкнига/Учебник.

прещающий предупредительный знак «Бегать по залам музея запрещено!».

тема 3. Экскурсия в краеведческий музей (4 ч)

Обучающиеся посещают краеведческий музей совместно с учителем и принимают участие в изучении его экспозиций и экспонатов. Одновременно собирается материал, необходимый для дальнейшей работы по его обобщению, который фиксиру- ется в Тетради: название и год основания музея; фамилия, имя и отчество экскурсовода (смотрителей залов); названия посе- щенных экспозиций музея, краткое описание основных экспо- натов этих экспозиций. Учащиеся фотографируют здание музея, афиши постоянных экспозиций (если разрешено, то и экспонаты экспозиций).

На заключительном занятии по этой теме обучающиеся оформляют первую страницу альбома «Родной край — часть ве- ликой России», рассказывая об экспозициях музея.

тема 4. Учимся работать с краеведческой литературой (2 ч)

Первая часть занятия по теме посвящена изучению правил поведения в школьной библиотеке. Занятие начинается с того, что учащиеся по цепочке читают основные правила поведения в школьной библиотеке, дополняя их правилами поведения, ко- торые предъявляет к ним их школьная библиотека. Продолжая изучение темы, дети разрабатывают запретительные и разреша- ющие знаки и записывают правила с помощью этих знаков.

Вторая часть занятия посвящена изучению правил поведения в читальном зале школьной библиотеки. Учащиеся по цепочке читают основные правила поведения в читальном зале, допол- няя их правилами, которые предъявляет к ним читальный зал их школьной библиотеки.

тема 5. Посещение школьной (районной, городской, об- ластной) библиотеки и ознакомление с краеведческой ли- тературой (4 ч)

Предварительно учащихся знакомят с темами, по которым необходимо подобрать литературу, работая в библиотеке. Эти темы записаны в Тетради:

История возникновения названия города (села, поселка).

История названия улиц, площадей города (села, поселка).

Архитектурные и природные достопримечательности края (города, села, поселка): храмы, крепостные стены, монастыри,

часовни, памятники, скульптурные композиции, колонны с сим- волом города, площади, стадионы, набережные, памятники де- ревянного зодчества, заповедники, парки, фонтаны, водопады, озёра и др.

Символика города (республики, края).

Народные промыслы края.

Затем каждый школьник получает конкретное задание, свя- занное с подбором литературы по одной из пяти тем.

В Тетрадях дети отмечают условия, которые были для них ор- ганизованы для выполнения заданий (подбор литературы в фон- де открытого доступа, по тематическим каталогам, с помощью библиотекаря и т.п.).

Дальнейшее изучение краеведческой литературы по каждой из тем может проходить как в читальном зале библиотеки, так и в учебной аудитории (классной комнате).

тема 6. история происхождения названия города (села, поселка) (3 ч)

Освоение темы начинается с того, что дети просматривают подобранные источники информации, помечая стикерами (по- стерами) страницы, где можно найти ответы на вопросы, пред- ложенные в Тетради.

Результаты работы фиксируются в таблице, где размещается литература по теме «История происхождения города (села) по- селка», и в письменном виде при ответе на вопросы:

«Современное название (имя) вашего города (села, по- селка)?»;

«Менял ли название (имя) ваш населенный пункт? Если “да”, то в каком году произошло переименование (происходили переименования)?»;

«Какое имя (имена) носил населенный пункт до изме- нения?».

На завершающем этапе каждая группа подготавливает иллюстрированную страницу истории населенного пункта, свя- занной с именем города (села, поселка), презентацию, выбирает ответственных, которые на заседании научного клуба младших школьников доложат о результатах работы группы.

Результаты деятельности групп сохраняются и впоследствии используются при оформлении пособия «Родной край — часть великой Родины России».

тема 7. история названия улицы (площади) (3 ч)

Занятие начинается с того, что дети просматривают подо- бранные по второй теме источники информации, помечая сти- керами (постерами) страницы, где можно найти ответы на во- просы, предложенные в пособии.

Результаты работы фиксируются в таблице, куда записывает- ся литература по теме «История названия улицы (площади)», и в письменной форме при ответе на вопросы:

«Современное название (имя) улицы?»;

«Изменялось ли название (имя) этой улицы? И если “да”, то в каком году произошло переименование?»;

«Какое имя носила улица до изменения?» и т.д.

В заключение каждая группа подготавливает иллюстративную страницу «История названия улицы» и презентацию, выбирает ответственных, которые на заседании научного клуба младших школьников доложат о результатах работы группы.

Материалы деятельности групп будут использованы при оформлении пособия «Родной край — часть великой Родины России».

тема 8. Архитектурные и природные достопримечатель- ности края (города, села, поселка) (3 ч)

Освоение темы начинается с того, что дети просматрива- ют подобранные источники информации, помечая стикерами (постерами) страницы, где можно найти материал, включая интернет-версии, для презентации на тему «Архитектурные и природные достопримечательности края (города, села, по- селка)».

Одновременно заполняется таблица, в которой размещается литература по теме «Архитектурные и природные достопримеча- тельности края (города, села, поселка)».

По плану, предложенному в Тетради, разрабатывается и оформляется презентация, выбираются ответственные, кото- рые на заседании научного клуба младших школьников доложат о результатах работы группы. Полученные материалы сохраня- ются и впоследствии используются при оформлении учебного пособия «Родной край — часть великой Родины России».

тема 9. Символика города (республики, края) (3 ч)

В условиях групповой работы обучающиеся просматривают весь подобранный материал по теме, заполняют таблицу «Ли- тература по символике города (республики, края)», разрабаты-

вают и оформляют презентацию. Выбираются ответственные, которые на заседании научного клуба младших школьников до- ложат о результатах работы группы. Результаты будут использо- ваны при оформлении учебного пособия «Родной край — часть великой Родины России».

тема 10. народные промыслы края (3 ч)

В условиях групповой работы обучающиеся просматри- вают весь подобранный материал по теме, разрабатывают и оформляют презентацию (годы рождения промыслов, мате- риал изготовления, особенности росписи и узоров, современ- ные мастера, поддерживающие традиции). До оформления презентации заполняется таблица «Литература по народным промыслам края».

Выбираются ответственные, которые на заседании научного клуба младших школьников доложат о результатах работы груп- пы. Результаты используются при оформлении учебного посо- бия «Родной край — часть великой Родины России».

тема 11. Подготовка к заседанию научного клуба по теме

«Достопримечательности родного края» (1 ч)

В условиях коллективной деятельности обсуждается план проведения заседания. Отрабатывается список гостей из ад- министрации школы, родственников, учеников других классов, оформляются пригласительные билеты для гостей, проводится репетиция выступающих.

тема 12. заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», посвященное достопримечательностям города (села, поселка) (1 ч)

Занятие проводится по плану, предложенному в Тетради. тема 13. Поверхность и водоемы твоего края (1 ч) Обучающиеся, самостоятельно выполняя первое задание Те-

тради по рассматриваемой теме, а также тему «Основные фор- мы земной поверхности», обсуждают информацию, которая для них является новой. Затем, рассматривая физическую карту своего края, прослушивают сообщение учителя о его поверхно- сти и водоемах.

Занятие заканчивается выполнением заданий Тетради.

тема 14. охрана природы родного края (1 ч)

22 апреля весь мир отмечает День чистой Земли, Воды и Воз- духа. Используя данный повод, педагог предлагает обучающим- ся продумать план школьных мероприятий по охране природы,

в которых они могли бы принять участие вместе со старшеклас- сниками и взрослыми.

тема 15. Великая победа (1 ч)

Предварительно распределив роли (рассказчики, разведчики армии захватчиков, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков), об- учающиеся по ролям читают рассказ С. Алексеева «Восточный вал»1.

Рассказчик 1 начинает со слов: «После Курской победы Со- ветская Армия быстро пошла вперед». Заканчивает словами:

«Доносит фашистским генералам разведка».

Разведчик 1. «У села Теремцы захвачена противником пере- права!»

Рассказчик 2. «Вступают фашисты в бой. Посылают под Те- ремцы подкрепление. Новые вести несет разведка».

Разведчик 2. «У села Домантово захвачена противником пе- реправа!»

Рассказчик 3. «Посылают фашисты сюда подкрепление. Все новые и новые вести идут с Днепра».

Разведчик 3. «Переправа у Припяти!» Разведчик 1. «Переправа южнее Припяти!» Рассказчик 1. «Много уже переправ».

Разведчик 2. «Переправа на север от Киева!»

Разведчик 3. «Переправа южнее Киева!»

Разведчик 1. «Переправа возле города Кременчуга!»

Рассказчик 2 начинает со слов: «На огромном пространстве вышла Советская Армия к Днепру». Заканчивает словами: «Со- трясаются левый и правый берега».

Рассказчик 3 начинает со слов: «Не ожидали фашисты такого штурма». Заканчивает словами: «Смотрит Жуков на эту силу:

Вот он — Восточный вал!»

В заключение занятия обучающиеся знакомятся с именами генералов — командующих фронтами и дополняют историче- скую карту сражения за Днепр их именами.

тема 16. Бессмертный полк (1 ч)

Основная задача занятия разработать план подготовки к празднику, посвященному Дню Победы, по алгоритму, предло- женному в Тетради.

t1646591316ab.gif

1 Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник. Ч. 2. С. 154–155.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



3 класс (34 ч)


наименование темы

Кол-во часов


1

Правила поведения во время проведения опытов и экс- периментов

1


2

Свойства воды при нагревании и охлаждении

4


3

Свойства воды при замерзании

2


4

Свойства воды в твердом состоянии

2


5

Свойства воды в газообразном состоянии

2


6

Прозрачность воды

1


7

Свойства воздуха

1


8

А весит ли воздух?

2




наименование темы

Кол-во часов


9

Изготовление модели флюгера из картона

2


10

Определение направления ветра с помощью флюгера и компаса

2


11

Теплый воздух легче холодного

1


12

Изучение погодных изменений с помощью «Дневника наблюдений за погодой»

4


13

Почва и ее состав

1


14

Природное сообщество — лес

1


15

Природное сообщество — поле

2


16

Безопасное поведение в лесу

2


17

Оформление учебных пособий

4



Всего

34



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Чуракова Р.Г., Янычева Г.В. Изучаем природу родного края. 1 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академ- книга/Учебник.

Чуракова Р.Г., Янычева Г.В. Изучаем природу родного края. 2 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академ- книга/Учебник.

Чуракова Р.Г., Янычева Г.В. Изучаем природу родного края. 3 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академ- книга/Учебник.

Чуракова Р.Г. Изучаем природу родного края. 4 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник. — М.: Академкнига/Учебник. Ч. 1, 2.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник. — М.: Академкнига/ Учеб- ник. Ч. 1, 2.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник. — М.: Академкнига/Учебник. Ч. 1, 2.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. [1, 2, 3 классы]: хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

Дневник достижений младшего школьника. [1, 2, 3, 4 классы] / Р.Г. Чуракова, А.М. Соломатин. — М.: Академкнига/Учебник.

Наглядные пособия

1) натуральные живые пособия: комнатные растения; живот- ные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различ- ных систематических групп; микропрепараты;

3) географические и исторические карты;

4) предметы, представляющие быт традиционной и совре- менной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;

5) приборы, посуда, инструменты для проведения практиче- ских работ, а также разнообразный раздаточный материал;

6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметро- вые линейки, мензурки;

7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, мешочки из ткани, бумажные конверты, компасы, бинокли, са- довые совки, рулетки; фотоаппарат.

8) набор популярных иллюстрированных определителей объ- ектов природы.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.