Программа внеурочной деятельности «Азбука родного края» (1 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки Унечского района
Брянской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Брянский край
«Азбука родного края»
1класс
2017-2022 гг.
Составила:
Малышева Лариса Алексеевна
2017 г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Азбука родного края» разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009г).
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ). От 06 октября 2009г №373, Приказ Минобрнауки России №19707 от 04 февраля 2011 г «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования». Раздел 3.п.19.5
Примерной программы внеурочной деятельности; начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского; Москва, Просвещение, 2010г.
На основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 11.05.2012 г. № 2552-04-О по преподаванию регионального компонента «Брянский край». 1 класс – курс «Азбука родного края»,
С учетом образовательной программы начального общего образования МОУ-СОШ д. Новые Ивайтенки.
Учебного плана МОУ-СОШ д. Новые Ивайтенки, федерального перечня учебников: - «С азбукой по родному краю» Пряникова Н. Е., Шик Н. В. (серия «Родной край»,. – Брянск, «Курсив», 2006г
Положения о внеурочной деятельности МОУ-СОШ д. Новые Ивайтенки от 01.09.2017 г.(приказ №94 «А»)
Данный курс «Брянский край» введён в целях расширения и углубления знаний учащихся о природе родного края. Курс «Брянский край» является продолжением краеведческой серии «Родной край» для учащихся 1-4 классов образовательных школ.
Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле.
Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей понимания прекрасного, бережное отношение к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство гордости за свой край. Перед ребятами раскроются тайны природы, закономерная взаимосвязь явлений природы. Целеустремлённая работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, раскрывающими перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствуют воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы. Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, тем больший интерес вызывает у него искусство, литература, отражающие мир во всех его проявлениях.
Изучение курса « Азбука родного края» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины природы родного края и осознание места в ней человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Брянской области.
Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Основные задачи курса:
• создание целостного образа своего края, отражение его своеобразия и неповторимости;
• формирование знаний об особенностях природы Брянского края;
• развитие патриотических качеств личности на основе знаний о родном крае;
• воспитывать у учащихся осознанно – бережное отношение к природе родного края, природе страны;
• учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас;
• развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, явлении в справочной и научной литературе.
Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, над предметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
В региональном базисном учебном плане на изучение курса «Азбука родного края» отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 33 часа в год.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом
Изменения в содержание материала авторской программы не внесены.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, учению;
- положительная мотивация к учебной деятельности;
- понимание причины успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, регион, город; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей;
- эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;
- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;
- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить познавательную задачу;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению по-знавательной задачи;
- вносить необходимые коррективы, как в ходе, так и после выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием детской справочной и энциклопедической литературы;
- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;
- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и свя-зях.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от ус-ловий;
- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;
- строить логическое суждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не-совпадающих с его собственными и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологические высказывания;
-владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Выпускник научится:
- различать символику Брянской области;
- описывать достопримечательности родного края;
- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- соотносить изученные исторические события с датами;
- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к об-разу жизни, обычаям и верованиям предков;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах (семья, общество сверстников, коллеги и т.п.);
- использовать различные источники информации для письма и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний;
- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- соблюдать правила оповещения и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать причастность себя и своей семьи к родному городу, региону, стране;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами людей;
- ориентироваться в важнейших для города, региона, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
- оценивать возможность своего участия в жизни города, региона, страны;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидатель-ной деятельности на благо семьи, в интересах школы, города и региона;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.
Разделы курса «С азбукой по родному краю» 1 класса предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение.
Применяются разнообразные средства обучения: разно уровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Методы и формы работы:
- Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- Практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Брянский край» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы, используются и подкрепляются умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы тематических плакатов; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
Темы курса «Азбука родного края» изучаются а алфавитном порядке. На каждую букву (тему) – 1 час.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение. 3емля Пересвета. |
1ч |
2 |
Аист - символ счастья и удачи. |
1ч |
3 |
Родной наш Брянск. |
1ч |
4 |
«Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка» |
1ч |
5 |
Герб Брянской области. |
1ч |
6 |
Река Десна. |
1ч |
7 |
Реки Брянской области. |
1ч |
8 |
Памятники природы. |
1ч |
9 |
Село Вщиж. |
1ч |
10 |
Город Злынка. |
1ч |
11 |
Ипуть-река. |
1ч |
12 |
И. Швец «Наша Брянская область». |
1ч |
13 |
Клинцы, Красный Рог, Карачев. |
1ч |
14 |
Легенды Брянского леса. |
1ч |
15 |
Путешествие по населённому пункту. Мглин. |
1ч |
16 |
Путешествие по населённым пунктам. Новозыбков, Навля. |
1ч |
17 |
На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. |
1ч |
18 |
Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет. |
1ч |
19 |
Река Ревна. Путешествие по населённому пункту. Рогнедино. |
1ч |
20 |
Брянский Сусанин. |
1ч |
21 |
Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. |
1ч |
22 |
Путешествие по населённым пунктам. Унеча. |
1ч |
23 |
Город революционера Игната Ивановича Фокина. |
1ч |
24 |
Птицы Брянского края. |
1ч |
25 |
Грибы Брянского края. |
1ч |
26 |
Село 16века - Шеломы. |
1ч |
27 |
Сещенское подполье. |
1ч |
28 |
«Брянские леса» по К. Паустовскому. |
1ч |
29 |
Реки и поселения Брянского края. |
1ч |
30 |
Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. |
1ч |
31 |
И. Швец «Нашим городом можно гордиться». |
1ч |
32 |
На стоянку первобытного человека в Юдиново. |
1ч |
33 |
Яловка. Брянск - наш край родной. |
1ч |
Всего |
33ч |
Приложение
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Азбука родного края» 1 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План. |
Факт. |
|||
1 |
Введение. 3емля Пересвета. |
1ч |
||
2 |
Аист - символ счастья и удачи. |
1ч |
||
3 |
Родной наш Брянск. |
1ч |
||
4 |
«Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка» |
1ч |
||
5 |
Герб Брянской области. |
1ч |
||
6 |
Река Десна. |
1ч |
||
7 |
Реки Брянской области. |
1ч |
||
8 |
Памятники природы. |
1ч |
||
9 |
Село Вщиж. |
1ч |
||
10 |
Город Злынка. |
1ч |
||
11 |
Ипуть-река. |
1ч |
||
12 |
И. Швец «Наша Брянская область». |
1ч |
||
13 |
Клинцы, Красный Рог, Карачев. |
1ч |
||
14 |
Легенды Брянского леса. |
1ч |
||
15 |
Путешествие по населённому пункту. Мглин. |
1ч |
||
16 |
Путешествие по населённым пунктам. Новозыбков, Навля. |
1ч |
||
17 |
На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. |
1ч |
||
18 |
Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет. |
1ч |
||
19 |
Река Ревна. Путешествие по населённому пункту. Рогнедино. |
1ч |
||
20 |
Брянский Сусанин. |
1ч |
||
21 |
Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. |
1ч |
||
22 |
Путешествие по населённым пунктам. Унеча. |
1ч |
||
23 |
Город революционера Игната Ивановича Фокина. |
1ч |
||
24 |
Птицы Брянского края. |
1ч |
||
25 |
Грибы Брянского края. |
1ч |
||
26 |
Село 16века - Шеломы. |
1ч |
||
27 |
Сещенское подполье. |
1ч |
||
28 |
«Брянские леса» по К. Паустовскому. |
1ч |
||
29 |
Реки и поселения Брянского края. |
1ч |
||
30 |
Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. |
1ч |
||
31 |
И. Швец «Нашим городом можно гордиться». |
1ч |
||
32 |
На стоянку первобытного человека в Юдиново. |
1ч |
||
33 |
Яловка. Брянск - наш край родной. |
1ч |