Программа дополнительного образования «Природа родного края»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1.Полное название программы - «Природа родного края»
2.Руководитель программы: Баченина Татьяна Владиславовна, педагог дополнительного образования,.
3.Организация исполнитель: филиал Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино
Адрес: Тамбовская область, Токаревский район Чичерино, Колхозная,66
4.Сведения о программе
4.1. Нормативная база: 1. Закон РФ «Об образовании».2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. 4. Устав МБОУ Токаревская СОШ №2
4.2. Область применения – Дополнительное образование детей.
4.3. Направленность – Естественнонаучная
4.4. Тип программы – Модифицированная
4.5. Вид программы – Образовательная
4.6. Возраст обучающихся по программе - 10-15 лет
Количество - 30 человек
4.7. Продолжительность обучения – 2 года
5. .Уровень освоения: углубленный, общекультурный
6. Способ освоения содержания образования: репродуктивный, частично эвристический и практико-ориентированный.
7. Цель программы:
- формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам;
- осознание человека как части природы, формирование у них ответственности по отношению к природе;
- углубление и расширение имеющихся знаний о природе родного края, путях их рационального использования и охраны, овладение навыками полевых исследований, обработки и анализа материала.
8. Краткое содержание программы:
Содержание данной программы включает теорию и практику экологического образования и воспитания детей. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об экологии родного края
Пояснительная записка
Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыках по оценке качеств окружающей среды.
В настоящее время ощущается необходимость в создании комплексных экологических программ, посвященных не какому-то отдельному разделу экологии, а таких которые помогали бы создать у детей общий экологический кругозор, комплексное восприятие экологических знаний и проблем. Большинство существующих программ ориентированы на проведение в основном, аудиторных занятий, недостаточно используя обучение непосредственно в природных условиях.
Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания, полученные по программе, как нельзя лучше отвечает целям экологического образования детей: возрождение и развитие их этноэкологической культуры, традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания.
Обоснование значимости программы, ее новизна
В настоящее время отсутствуют программы экологического образования детей, основанных на местных материалах. Необходимость и возможность проведения практических занятий по экологии наглядно продемонстрировало создание областного центра экологической политики и культуры и разработка областной долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Тамбовской области» (в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 07.07.2009 N 797, от 30.07.2009 N 897) , а также образовательная программа сельского поселения «Экология сельских поселений хозяйствующего субъекта «АГРО-ВИЛИОН». Данная программа разработана для конкретного, постоянно действующего контингента обучающихся филиала Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино и адаптирована к условиям данной школы.
Условия реализации программы
Главная особенность реализации программы – привязка к конкретной школе и конкретному контингенту детей. Это обосновывается задачами, поставленными в данной программе и образовательной программе сельского поселения и предусматривает сочетание теоретической и практической деятельности учащихся, направленной на их реализацию.
Для этого имеются конкретные условия: -учебная база филиала ТСОШ №2 в д. Чичерино;
- экспериментальная площадка: ШЭП базовой школы, её материальная и методическая база, на которой будут реализовываться практические навыки учащихся
Цели программы:
Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания.
формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
Методы обучения:
К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические
наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ: программа предназначена для изучения экологии окрестностей сел в микрорайоне школы ( Петровское, Васильевка, Чичерино, Малая Ящерка, Остроухово, Красный куст, Львово)
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-15 лет
Принимаются все желающие без предварительного отбора.
Срок реализации программы: - 2 года. В первый и второй год обучения предполагаются 35 часов в год: из них – 15 часов на теоретический курс; 15 часов - предназначаются для выполнения практических работ на местности и оформления результатов исследовательской деятельности; 5 часов отводятся на работу с обучающимися, выбравшими самостоятельные темы для работы по индивидуальным планам. Это может быть подготовка докладов на научно-практическую конференцию, подготовка аншлагов, плакатов, изготовление гербарий, оформление и дополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея:
Занятия проводятся по 1 часу еженедельно:
Основные ожидаемые результаты
- развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;
- развитие исследовательских умений в области экологического образования;
- развитие экологической грамотности;
- повышение роли актуализированной практико-ориентированной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке «Экология родного края» являются:
год обучения:
- Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;
2 год обучения:
- Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- Знание основных экологических проблем села, района, области, форм и методов охраны окружающей среды;
- Умение готовить выступления о результатах наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники
Оценка знаний и умений учащихся
Промежуточный контроль: тестовая проверка (после каждой большой темы), отслеживание текущих результатов – успеваемость в основной школе, рост познавательного интереса.
Итоговый контроль: количество и уровень выполненных творческих работ, участие в районных, областных и Всероссийских этапах эколого-биологических конкурсов и конференциях. Практические навыки и умения будут отслеживаться по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчетов по полевым практикам, через участие в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.
Формы занятий
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например: лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальная форма ведения занятий
Учебно-тематический план: 1 год обучения
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
2 |
Охрана природы Предмет экологии Задачи экологии Взаимосвязь экологии с другими науками |
1 |
1 |
|
3 |
Взаимоотношения организмов |
1 |
1 |
- |
4 |
Методы экологических исследований. Полевые лабораторные исследования |
1 |
- |
1 |
5 |
Современные проблемы охраны окружающей среды |
1 |
1 |
- |
6 |
Основные формы организации жизни |
1 |
1 |
- |
7 |
Сообщества. Экосистема |
1 |
1 |
- |
8 |
Биогеоценозы |
1 |
- |
1 |
9 |
Разнообразие жизни Микроорганизмы Растения Животные Грибы |
1 |
1 |
|
10 |
Приспособления организмов |
1 |
1 |
- |
11 |
Среды жизни на Земле |
1 |
- |
1 |
12 |
Живая и неживая природа Взаимосвязь живой и неживой природы |
1 |
- |
1 |
13 |
Среда жизни: вода Организмы водной среды |
1 |
1 |
- |
14 |
Среда жизни: воздух Организмы наземно-воздушной среды |
1 |
- |
1 |
15 |
Среда жизни: почва Организмы почвенной среды |
1 |
1 |
- |
16 |
Человек – часть природы |
1 |
- |
1 |
17 |
Растительные сообщества |
1 |
- |
1 |
18 |
Биогеоценоз березового леса. Ролевая игра |
1 |
- |
1 |
19 |
Цепи питания Растительность - важнейший ресурс |
1 |
- |
1 |
20 |
Виды растений занесенных в Красную книгу Тамбовской области |
1 |
- |
1 |
21 |
Определение растительного сообщества, видового состава Карта растительности |
1 |
- |
1 |
22 |
Видовой состав растительности |
1 |
- |
1 |
23 |
Агробиоценоз |
1 |
1 |
- |
24 |
Состав растительности парковой зоны окрестностей школы |
1 |
- |
1 |
25 |
Вода – как абиотический фактор Рациональное использование водных ресурсов |
1 |
1 |
- |
26 |
Водоем как экологическая система |
1 |
1 |
- |
27 |
Биоценоз пресного водоема |
1 |
- |
1 |
28 |
Родник – источник жизни |
1 |
- |
1 |
29 |
Температура как абиотический фактор Влияние солнечного света на жизнь на земле |
1 |
1 |
- |
30 |
Наблюдения за погодой |
1 |
- |
1 |
31 |
Эндогенные факторы. Биотические взаимоотношения в биоценозе |
1 |
1 |
- |
32 |
Отношение хищник-жертва Паразитизм |
1 |
1 |
- |
33 |
Антропогенные факторы |
1 |
- |
1 |
34 |
Химическое и биологическое загрязнение среды. Спецотходы у нас дома |
1 |
- |
1 |
35 |
Человек друг природы |
1 |
- |
1 |
Всего: |
35 |
16 |
19 |
Содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед учащимися, посещающими кружок.
Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии
Что изучает экология? Содержание, предмет и задачи экологии. Законы экологии. Экология и мы. Экологические факторы.
Основные формы организации жизни.
Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Понятие об экологии как о науке, которая исследует как растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Среды жизни на Земле. Экологические факторы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. Среды жизни: вода, воздух, почва. Знакомство с организмами воздушно-наземной среды обитания. Человек – часть природы.
Растительность как биотический фактор.
Растительные сообщества. Биогеоценоз. Цепи питания. Виды растений, внесенных в Красную книгу России и Тамбовщины. Практическая работа: мониторинговые наблюдения за состоянием растений в парковой зоне.
Вода как абиотический фактор.
Вода – самое важное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Путешествие капельки воды. Животный и растительный мир и вода - биоценоз пресного водоема. Практическая работа: ознакомление с водными объектами на территории поселения, мониторинговые наблюдения за родниками.
Температура как абиотический фактор.
Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Влияние солнечного излучения на жизнь на Земле. Растительный покров Земли – ее легкие. Наблюдения за погодой.
Эндогенные факторы.
Кислород – важный компонент жизни живых организмов. Почва – источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Практическая работа: отбор почв.
Биотические взаимоотношения в биоценозе.
Разнообразие конкурентных взаимоотношений. Один организм поедает другого – значит он хищник? Растения – хищники. Растения – жертвы. . Зачем в природе нужны хищники?. Наблюдение за охотничьими инстинктами у собаки, кошки. Паразитизм.
Антропогенные факторы.
Основы рационального управления природными ресурсами. Защита живого мира. Красная Книга. Почему она Красная? Знакомство с обитателями Красной книги, имеющимися на территории нашей области, района , села.
Организм и среда.
Химическое и биологическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние звуков на организм человека. Можно ли жечь осенние листья. Спецотходы у нас дома. Человек должен стать другом природы.
Итоговое занятие.
Обобщающее занятие в конце учебного года. Проектная деятельность.
Учебно-тематический план
2 год обучения.
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
2 |
Экологическая работа учащихся по летним заданиям |
1 |
- |
1 |
3 |
Водные объекты окрестностей: Река Бурначка |
1 |
- |
1 |
4 |
Водные объекты : родники |
1 |
- |
1 |
5 |
Лекарственные растения |
1 |
- |
1 |
6 |
Природа - аптека |
1 |
- |
1 |
7 |
Почвенные ресурсы |
1 |
- |
1 |
8 |
Умей передать свои знания другим |
1 |
- |
1 |
9 |
Правила поведения в природе |
1 |
- |
1 |
10 |
Составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых |
1 |
- |
1 |
11 |
Способы охраны природы Необходимость создания охраняемых объектов. |
1 |
1 |
- |
12 |
Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных |
1 |
1 |
- |
13 |
Охраняемые объекты природы Тамбовщины |
1 |
1 |
- |
14 |
Воронинский заповедник |
1 |
- |
1 |
15 |
Школьный этноэкологический парк |
1 |
- |
1 |
16 |
Охотничья тропы окрестностей |
1 |
- |
1 |
17 |
Окружающая среда и здоровье человека |
1 |
1 |
- |
18 |
Влияние шума на здоровье человека. |
1 |
1 |
- |
19 |
Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека. |
1 |
- |
1 |
20 |
Организмы и среда их обитания |
1 |
1 |
- |
21 |
Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша. |
1 |
1 |
- |
22 |
Экология популяций. Популяции - структурные основные элементы живой природы. Основные характеристики популяций, наиболее важные процессы в них. Видовой состав популяций Методы измерения обилия популяций |
1 |
1 |
- |
23 |
Экологические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимоотношений |
1 |
1 |
- |
24 |
Ядовитые растения и животные нашей местности |
1 |
- |
1 |
25 |
Структура и границы биосферы Антропогенное воздействие на биосферу |
1 |
1 |
- |
26 |
Современное состояние природной среды. |
1 |
1 |
- |
27 |
Загрязнение природной среды и его основные виды. |
1 |
1 |
- |
28 |
Экологические проблемы биосферы Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. |
1 |
1 |
- |
29 |
Структура сообщества. Пищевые связи в биогеоценозе. Продуктивность сообщества |
1 |
1 |
- |
30 |
Ярусность. Искусственные биогеоценозы. |
1 |
- |
1 |
31 |
Словарь юного эколога. Составление кодекса юного эколога. Проект «Первоцвет». |
1 |
- |
1 |
32 |
Хочу быть здоровым! Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах ушибах, вывихах, переломах |
1 |
- |
1 |
33 |
Влияние вредных привычек на организм человека. Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш Влияние алкоголя на работу внутренних органов человека. Ошибка Петра Первого |
1 |
- |
1 |
34 |
Поговорим о сквернословии |
1 |
- |
1 |
35 |
Составление Красной книги нашего родного края. Сбор растений занесенных в Красную книгу, для составления гербария |
1 |
- |
1 |
Всего: |
35 |
15 |
20 |
Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с задачами , программой на учебный год, правилами техники безопасности.
Экологическая работа учащихся по летним заданиям.
Обсуждение результатов выполнения летних заданий. Водные объекты окрестностей: река Бурначка, родники, пруды. Мониторинг растений в парковой зоне Лекарственные растения. Почвенные ресурсы. Беседы о времени летнего отдыха.
Учимся передавать свои знания другим
Правила поведения в природе и составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Способы охраны природы.
Необходимость создания охраняемых объектов. Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Охраняемые объекты природы Тамбовщины. «Воронинский биосферный заповедник». Школьный этноэкологический парк. Охотничья тропы окрестностей. Роль учащихся в деле охраны природы родного края.
Окружающая среда и здоровье человека.
Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние шума на здоровье человека. Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека. Приспособленность человека к окружающей среде. Экологические взаимоотношения организмов
Экологические взаимоотношения организмов.
Экологические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимоотношений Организмы и среда их обитания. Соответствие между организмами и средой их обитания; Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша.
Антропогенный фактор. Исследование окружающей среды, его этапы. Типы экологических взаимоотношений. Паразитизм и болезни. Ядовитые растения и животные нашей местности
Экология популяций.
Популяции - структурные основные элементы живой природы. Основные характеристики популяций, наиболее важные процессы в них. Видовой состав популяций. Методы измерения обилия популяций.
Структура и границы биосферы.
Структура и границы биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Современное состояние природной среды. Загрязнение природной среды и его основные виды. Экологические проблемы биосферы. Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества. Пищевые связи в биогеоценозе. Продуктивность сообщества. Ярусность. Искусственные биогеоценозы. Круговорот веществ в экосистеме. Природа - аптека.
Словарь юного эколога.
Ребята записывают экологические термины в тетради и делают к ним пояснения. Составление кодекса юного эколога
Хочу быть здоровым.
Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ушибах, вывихах, переломах, ожогах. Влияние вредных привычек на организм человека. Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш. Влияние алкоголя на работу внутренних органов человека. Ошибка Петра Первого. Наркоман в обнимку с пьяницей. Курильщики не рождаются, а умирают. Как становятся токсикоманами. Как воспитать волю. Поговорим о сквернословии.
Красная книга.
История создания Красной книги. Красная книга Тамбовской области. Составление Красной книги нашего родного края. Проект «Первоцвет». Сбор растений занесенных в Красную книгу, для составления гербария.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
«Природа родного края» 1 год обучения.
№ |
Раздел, тема |
Формы организации занятий |
Методы, приемы, дидактический материал |
Форма подведения итогов |
Введение |
Экскурсия |
Методы: словесный, наглядный. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты. |
Начальная диагностика. Тестирование |
|
1. |
Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии |
Аукцион знаний |
Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический, наблюдение, зарисовка. Средства обучения: натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, фотографии, географические карты, разработки викторин, игр, дискуссии, устного журнала, конкурсной программы, заочной экскурсии. |
Аукцион знаний «Наука экология. О чём она?» |
2. |
Основные формы организации жизни. |
Викторина |
Викторина «Формы организации жизни» |
|
3. |
Среды жизни на Земле. Экологические факторы. |
Игра |
Игра «Найди и отгадай!» |
|
4. |
Растительность как биотический фактор. |
Игра |
Поле Чудес «Красота цветов» |
|
5. |
Вода как абиотический фактор. |
Путешествие |
Путешествие капельки воды |
|
6. |
Температура как абиотический фактор. |
Игра |
Игра «Гимн Солнцу» |
|
7. |
Эндогенные факторы. |
Заочная экскурсия |
Заочная экскурсия «Скачем по родным просторам» |
|
8. |
Биотические взаимоотношения в биоценозе. |
Устный журнал |
«Если бы я был хищником» |
|
9. |
Антропогенные факторы. |
Игра |
Поле Чудес «Мы и они» |
|
10. |
Организм и среда. |
Дискуссия |
Человек должен стать другом природы. |
|
Заключение |
Экскурсия |
Методы: метод контроля. |
Итоговая диагностика. Проектная деятельность |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
«Природа родного края», 2 год обучения
№ |
Раздел, тема |
Формы организации занятий |
Методы, приемы, дидактический материал |
Форма подведения итогов |
1 |
Введение |
Экскурсия |
Начальная диагностика. Тестирование |
|
2 |
Экологическая работа учащихся по летним заданиям. |
Проектная деятельность |
Методы: рассказ, беседа, наглядный, практический, наблюдение, зарисовка, фото, эксперимент. Средства обучения: натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, фотографии, географические карты, лабораторная посуда для исследований. |
Презентация |
3 |
Учимся передавать свои знания другим |
Практическое занятие |
Методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты. Методы: рассказ, беседа, наглядный, практический, наблюдение, зарисовка, фото, эксперимент. Средства обучения: натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, фотографии, географические карты, сообщения детей, презентации. Методы: рассказ, беседа, наглядный, практический, наблюдение, зарисовка, фото, эксперимент. Средства обучения: натуральные объекты, раздаточный материал, иллюстрации, фотографии, географические карты, сообщения детей, презентации. |
Составление памятки «Правила поведения в природе» |
4 |
Способы охраны природы. |
Викторина |
Викторина «Что ты знаешь об охране природы» |
|
5 |
Окружающая среда и здоровье человека. |
Игра |
Игра «Если хочешь быть здоров!» |
|
6 |
Экологические взаимоотношения организмов. |
Дискуссия |
Диспут «Экологические факторы» |
|
7 |
Экология популяций. |
Практикум |
Методы измерения обилия популяций |
|
8 |
Структура и границы биосферы |
Игра |
Методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты. |
Поле чудес « Аптека вокруг нас» |
9 |
Словарь юного эколога. |
Практикум |
Методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты. |
Составление кодекса юного эколога |
10 |
Хочу быть здоровым. |
Устный журнал |
Методы: словесный, наглядный, практический. Средства обучения: иллюстрации, специальная литература, натуральные объекты. |
«Вредным привычкам скажем – НЕТ!!!» |
11 |
Красная книга. |
Экскурсия |
Методы: словесный, наглядный, практический. |
Сбор растений занесенных в Красную книгу области, для составления гербария. |
Прогнозируемые результаты.
Результатом работы являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края;
- умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края;
- умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека;
овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений;
умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ;
овладение туристскими навыками.
Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, презентация, подготовка докладов, рефератов, и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся , являются:
1 год обучения:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
2 год обучения:
- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;
- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.
- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.
Этапы педагогического контроля:
№ п\п |
Какие знания, умения и навыки контролируются |
Форма подведения итогов |
Сроки |
1 2 3
4. 5. |
Умение выполнять практические работы. Навыки поведения в природе Умение раскрывать экологические понятия Знания редких и исчезающих видов животных и растений Знание терминов, понятий. |
Экскурсии, проекты Составление правил Тестирование
Викторина Самостоятельная работа |
В течение года Во время экскурсий По итогам изучения темы Первый год обучения. По мере необходимости |
Просветительская и досуговая работа:
№ п\п |
Содержание (экскурсии, поездки, вечера) |
Количество часов |
1 |
Подготовка и проведение праздников |
3 |
2 |
Уроки Гнома эконома |
5 |
3 |
По страницам занимательной литературы |
2 |
4 |
Викторины конкурсы, игры, беседы |
6 |
5 |
Экскурсии |
4 |
Литература для педагога
1. Былова А.М. - Экология растений. Москва - «Вентана Графа», 2002 г.
2. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983
3. Балабанова В.В. - Предметные недели в школе по биологии, экологии, здоровый образ жизни - Волгоград « Учитель», 2001 г.
4. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.
5. Дольник В. - Непослушное дитя биосферы - Москва «Педагогика – пресс», 1994
6. Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961
7. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.
Литература, рекомендованная для чтении обучающихся.
1. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
3. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
4. Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975
5. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980
6. Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мхи. М., Мысль, 1988
7. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
8. Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
9. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
10. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник
11. Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971