Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа и экология родного края» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Дуван муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
имени Героя Советского Союза С.А.Михляева
Принята на заседании методического совета протокол № _____от «___» ______ 2018г. Зам. директора по УВР _______ Д.Р.Дубова |
Согласовано Зам.директора по ВР ________ В.С. Кузикова «___» ______ 2018г. |
Утверждаю Директор школы _____________ С.В. Петухов Приказ № _____ от «___» ______ 2018г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Природа и экология родного края»
(направление «общеинтеллектуальное»)
Программу разработала и реализует
учитель географии
Коновалова Татьяна Петровна
с. Дуван - 2018
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Природа и экология родного края» для 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ, включенных в её структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
· Хисматов М. Ф., Сухов В. П. География Башкортостана. Класс 9 – Уфа: Китап, 2000 г.
· Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательного учреждения / под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной.- Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2007.
· Организация и проведение экологического практикума со школьниками в 6-8 классах: методические рекомендации / В.Д. Глебова, Н. В. Позднякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
Главная цель курса: изучение природы и экологии родного края.
Задачи курса: 1. Изучение географических особенностей, природно-ресурсного потенциала, разнообразия животного, растительного мира и экологии родного края. 2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения знаний. 3. Воспитание любви к своему краю, своему селу, формирование экологической культуры личности. 4. Организация деятельности учащихся по использованию основных методов научного исследования географических явлений – практические, статистические, картографические. 5. Способствовать формированию умений необходимых для решения конкретных практических задач курса: читать и составлять тематические карты, проекты, коллекции, строить климатические диаграммы, работать со статистическим материалом. 6. Создание условий для развития у школьников навыков исследовательской и самостоятельной работы.
Практическая направленность данного курса внеурочной деятельности реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и исследовательских работах.
Программа ориентирована на учащихся 8 классов и предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы своего края;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие учащимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
· Проговаривать последовательность действий.
· Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
· Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
· Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
· Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
· Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов, которые распределяются по трем уровням:
первый- приобретение социальных знаний;
второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к определенным ценностям, к объектам родного края;
третий – получение опыта самостоятельно.
Ожидаемые результаты:
У детей - положительные эмоциональные проявления, устойчивый интерес к природе, растительному и животному миру родного края, желание участвовать в его охране и приумножении.
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
- о географическом положении Республики Башкортостан и Дуванского района; геологическом строении и рельефе, природных ресурсах и их использовании в хозяйстве; об экологической ситуации Башкортостана и Дуванского района.
Виды деятельности:
познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная (досуговое общение), художественное творчество, туристско-краеведческая деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности:
экскурсии, конференции, диспуты, круглые столы, эстетические беседы, творческие проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, создание презентаций, проведение игр: дидактических, деловых, подвижных; просмотр документальных фильмов, работа в библиотеках и интернет – сайтах.
Основные принципы, положенные в основу программы:
· принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
· принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
· научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
· систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
· словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
· наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
· практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Календарно-тематическое планирование
|
|
|
|
По плану |
Факти-чески |
1 |
Вводное занятие. |
Ознакомление учащихся с планом и задачами курса «Природа и экология родного края». Инструктаж по ТБ |
1 |
|
|
2. |
История освоения родного края |
История возникновения первых поселений на территории Дуванского района, изменения в ходе истории. |
1 |
|
|
|
Природные особенности родного края |
9 |
|
|
|
3 |
Республика Башкорто-стан на карте России |
Географическое положение республики, крайние точки, площадь, границы. |
1 |
|
|
4 |
Дуванский район на карте Башкорто-стана |
Природные эколого-географические характеристики Дуванского района. Расположение района, его крайние точки, протяженность, площадь, границы. Практические занятия Определение по карте географического положения Дуванского района, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты. |
1 |
|
|
5 |
Геологи-ческое строение Башкорто-стана |
Сложность и многообразие геологического строения республики. |
1 |
|
|
6 |
Рельеф Башкорто-стана |
Особенности рельефа республики. Взаимосвязь геологического строения и полезных ископаемых. Природно-ресурсный потенциал. |
1 |
|
|
7 |
Геологи-ческое строение и рельеф Дуванско-го района |
Геологическое строение, основные формы рельефа и природные ресурсы Дуванского района. |
1 |
|
|
8 |
Природ-ные комплексы родного края |
Природные комплексы Дуванского района. Уникальность сочетания ресурсов – благоприятные предпосылки развития сельского хозяйства. |
1 |
|
|
9 |
Климат Башкорто-стана и Дуванско-го района |
Формирование климата и погодных условий республики и района.
|
1 |
|
|
10 |
Практи-ческая работа "Составление картосхемы "Климат Дуванского района» |
Обозначение средних и абсолютных температур января и июля, среднегодового количества осадков, преобладающих направлений ветров |
1 |
|
|
11 |
Игра-викторина по теме «Природные особенности родного края» |
Закрепление полученных знаний в игровой форме |
1 |
|
|
|
Характеристика природных ресурсов и природопользования в Республике Башкортостан и Дуванском районе |
10 |
|
|
|
12 |
Природно-ресурсный потенциал республики Башкортостан и особенности его использования человеком |
Минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, земельные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика; роль в экономике региона. |
1 |
|
|
13 |
Минерально-сырьевые ресурсы родного края |
Использование полезных ископаемых и их охрана. Сельское хозяйство – одна из ведущих отраслей Дуванского района, перспектива, влияние на окружающую среду. Экологические аспекты состояния земель. |
1 |
|
|
14 |
Водные ресурсы Республики Башкортостан |
Поверхностные воды, подземные воды. Их освоение и использование. Крупные реки, озера, водохранилища. Экологическое состояние основных источников водоснабжения. |
1 |
|
|
15 |
Водные ресурсы родного края |
Реки Ай и Юрюзань, их характеристика. Озера района. Проектная деятельность: представление мини-проектов по различным водным источникам. |
1 |
|
|
16 |
Почвы родного края |
Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов Башкортостана. Почвы Дуванского района. Охрана почв. Земельные ресурсы Дуванского района.
|
1 |
|
|
17 |
Растительный мир родного края |
Лесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Лесовосстановление. Негативные воздействия деятельности человека на леса. |
1 |
|
|
18 |
Животный мир родного края |
Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе. |
1 |
|
|
19 |
Оценка ресурсообес-печенности |
Практическое занятие по определению ресурсообеспеченности Дуванского района |
1 |
|
|
20 |
КВН «Мой край родной» |
Закрепление знаний о природных ресурсах родного края |
1 |
|
|
21 |
Подготовка и написание исследовательских работ |
Тематика по выбору учащихся. |
1 |
|
|
|
Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира. |
2 |
|
|
|
22 |
Преобладаю-щие фито и зооценозы местных экосистем |
Характеристика наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Дуванского района. Взаимодействие компонентов экосистем. |
1 |
|
|
23 |
Составление проекта "Красная книга Дуванского района: исчезающие виды растений и животных" |
Характеристика растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан, представленных на территории Дуванского района. |
1 |
|
|
|
Природа Дуванского района, ее использование и охрана |
5 |
|
|
|
24 |
Взаимодей-ствие человека с природой, ее использование и охрана |
Формы взаимодействия человека с природой, ее охрана. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. |
1 |
|
|
25 |
Экологичес-кие проблемы Башкортоста-на |
Состояние окружающей среды в Республике Башкортостан. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и влияние природных и техногенных факторов на здоровье населения. |
1 |
|
|
26 |
Источники загрязнения окружающей среды |
Определение основных источников загрязнения окружающей среды в Дуванском районе. Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды на территории района. |
1 |
|
|
27 |
Загрязнение воздуха в Дуване |
Практическое занятие Расчет загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом |
1 |
|
|
28 |
Выявление и оценка взаимодействия человека с природой, использование и охрана природы в Дуванском районе |
Самостоятельная работа с различными источниками информации по выявлению и оценке взаимодействия человека с природой. Оценка техногенных факторов на здоровье населения Урюпинского района |
1 |
|
|
|
Особо охраняемые природные территории родного края |
6 |
|
|
|
29 |
Государственные природные заповедники и заказники Республики Башкортостан и их характерис-тика. |
Виды особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Заповедники, национальные парки, заказники.
|
1 |
|
|
30 |
Заповедник «Шульган-Таш» |
Видеоэкскурсия в заповедник и пещеру Шульган-Таш. |
1 |
|
|
31 |
Памятники природы Дуванского района |
Самостоятельная работа учащихся Подготовка рефератов, сообщений, презентаций (на выбор), отражающих характеристику памятников природы Дуванского района. |
1 |
|
|
32 |
Экологичес-кий мониторинг в области источников загрязнения природы |
Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и др. Государственные экологические программы Башкортостана. |
1 |
|
|
33 |
Роль населения региона в регулирова-нии охраны окружающей среды |
Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание |
1 |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
Круглый стол на тему «Что я знаю о природе и экологии родного края» |
1 |
|
|
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Список литературы:
1. Атлас РБ/Правительсьво РБ. - Уфа,2005.
2. Ахмедов Р.Б. В королевских чертогах Агидели. Открытая книга Башкортостана. Уфа,1993.
3. Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательного учреждения / под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной.- Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2007.
4. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. - Уфа, 1997.
5. Муниров Р.Р.Краеведение в школах Башкортостана/ Р.Р.Муниров.
Уфа ,1992-145с
6. Муртазин Г.М., Янгиров Р.М. Родной башкортостан. Пособие по краеведению для 4 класса. Уфа, 1997.
7. Организация и проведение экологического практикума со школьниками в 6-8 классах: методические рекомендации / В.Д. Глебова, Н. В. Позднякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
8. Фаткуллин Р.А.Природные условия Башкортостана/ Р.А Фаткуллин. Уфа,1995.-180с.
9. Хисамитдинова Ф.Г., Шарипова З.Я., Нагаева Л.И. Родной Башкортостан. Уфа,1993.
10. Хисматов М.Ф. Башкирия моя. Уфа, 1987.
11. Хисматов М. Ф., Сухов В. П. География Башкортостана. Класс 9 – Уфа: Китап, 2000 г.
12. Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана. Уфа,1995.
Интернет-ресурсы:
1. https://ecology.bashkortostan.ru - Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан
2. https://сезоны-года.рф/Башкортостан.html - Общеобразовательный журнал «Сезоны года»
3. https://ecoportal.info/priroda-bashkortostana/ - Экопортал
4. https://kulturarb.ru/ru/obrazy-bash-ortostana/zapovedniki-i-nacionalnye-parki - Заповедники и национальные парки.