12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Коновалова82
С 2018 года работаю учителем географии в МБОУ СОШ с. Дуван им. Героя Советского Союза С. А. Михляева
Россия, Башкирская респ., Дуван

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение             средняя общеобразовательная школа с.Дуван                                      муниципального района Дуванский район  Республики Башкортостан

имени Героя Советского Союза С.А.Михляева

 

Принята на заседании         

методического совета        

протокол № _____от                                                        

 «___» ______ 2018г.

Зам. директора по УВР                                                   _______ Д.Р.Дубова

Согласовано

Зам.директора по ВР

________ В.С. Кузикова

«___» ______ 2018г.

Утверждаю

Директор школы

_____________

С.В. Петухов

Приказ № _____ от

«___» ______ 2018г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

« Природа и экология родного края»

(направление «общеинтеллектуальное»)

 

Программу разработала  и реализует

учитель  географии

Коновалова Татьяна Петровна

 

 

с. Дуван - 2018

     Настоящая  рабочая  программа  внеурочной  деятельности  по  общеинтеллектуальному направлению «Природа и экология родного края» для   8  класса разработана в соответствии с основными  положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ,  включенных в её структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

·         Хисматов М. Ф., Сухов В. П. География Башкортостана. Класс 9 – Уфа: Китап, 2000 г.

·         Географическое  краеведение:  учебное  пособие  для  6-9  классов  общеобразовательного  учреждения  /  под    общ.  ред.  А.А. Баранова,  Н.В. Лобиной.- Ульяновск: УИПКПРО,  «Корпорация   технологий  продвижения»,  2007.  

·         Организация  и проведение   экологического  практикума  со  школьниками  в  6-8  классах:  методические  рекомендации  /  В.Д. Глебова, Н. В. Позднякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.

        Главная цель курса: изучение природы и экологии родного края.

Задачи курса: 1. Изучение географических особенностей, природно-ресурсного потенциала, разнообразия животного, растительного мира и экологии родного края. 2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения знаний. 3. Воспитание любви к своему краю, своему селу, формирование экологической культуры личности. 4. Организация деятельности учащихся по использованию основных методов научного исследования географических явлений – практические, статистические, картографические. 5. Способствовать формированию умений необходимых для решения конкретных практических задач курса: читать и составлять тематические карты, проекты, коллекции, строить климатические диаграммы, работать со статистическим материалом. 6. Создание условий для развития у школьников навыков исследовательской и самостоятельной работы.

 

     Практическая направленность данного курса внеурочной деятельности реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и исследовательских работах.

Программа ориентирована на учащихся 8 классов и предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы

     Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы своего края;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие учащимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

 

     В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.      Регулятивные УУД:

·         Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

·         Проговаривать последовательность действий.

·         Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.

·         Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

·         Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

·         Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе

·         Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников.

·         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы

·         Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

·         Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

·         Слушать и понимать речь других.

·         Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

·         Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

·         Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

·         Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

 

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов, которые распределяются по трем уровням:

первый- приобретение социальных знаний;

второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к определенным ценностям, к объектам родного края;

третий – получение опыта самостоятельно.

Ожидаемые результаты:

У детей - положительные эмоциональные проявления, устойчивый интерес к природе, растительному и животному миру родного края, желание участвовать в его охране и приумножении.

К концу года обучающиеся должны иметь представления:

- о географическом положении Республики Башкортостан и Дуванского района; геологическом строении и рельефе, природных ресурсах и их использовании в хозяйстве; об экологической ситуации Башкортостана и Дуванского района.

      Виды  деятельности:

познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово - развлекательная (досуговое общение), художественное творчество, туристско-краеведческая  деятельность.

Формы организации внеурочной деятельности:

экскурсии, конференции, диспуты, круглые столы, эстетические беседы, творческие проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, создание презентаций, проведение игр: дидактических, деловых, подвижных;  просмотр документальных фильмов, работа в библиотеках  и интернет – сайтах.

Основные принципы, положенные в основу программы:

·         принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

·         принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

·         научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

·         систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

·         словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

·         наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

·         практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

 

По плану

Факти-чески

1

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с планом и задачами курса «Природа и экология родного края». Инструктаж по ТБ

1

 

 

2.

История освоения родного края

История возникновения первых поселений на территории Дуванского района, изменения в ходе истории.

1

 

 

 

Природные особенности родного края

9

 

 

3

Республика Башкорто-стан на карте России

Географическое положение республики, крайние точки, площадь, границы.

1

 

 

4

Дуванский район на карте Башкорто-стана

Природные эколого-географические характеристики Дуванского района. Расположение района, его крайние точки, протяженность, площадь, границы.

Практические занятия 

Определение по карте географического положения Дуванского района, координат  крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты.

1

 

 

5

Геологи-ческое строение Башкорто-стана

Сложность и многообразие геологического строения республики.

1

 

 

6

Рельеф Башкорто-стана

Особенности рельефа республики. Взаимосвязь геологического строения и полезных ископаемых. Природно-ресурсный потенциал.

1

 

 

7

Геологи-ческое строение и рельеф Дуванско-го района

Геологическое строение, основные формы рельефа и природные ресурсы Дуванского района.

1

 

 

8

Природ-ные комплексы родного края

Природные комплексы Дуванского района. Уникальность сочетания ресурсов – благоприятные предпосылки развития сельского хозяйства.

1

 

 

9

Климат Башкорто-стана и Дуванско-го района

Формирование климата и  погодных условий республики и района.

 

1

 

 

10

Практи-ческая работа "Составление картосхемы "Климат Дуванского района»

Обозначение средних и абсолютных температур января и июля, среднегодового количества осадков, преобладающих направлений ветров

1

 

 

11

Игра-викторина по теме «Природные особенности родного края»

Закрепление полученных знаний в игровой форме

1

 

 

 

Характеристика природных ресурсов и  природопользования в Республике Башкортостан и Дуванском районе

10

 

 

12

Природно-ресурсный потенциал республики Башкортостан и особенности его использования человеком

Минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, земельные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика; роль в экономике региона.

1

 

 

13

Минерально-сырьевые ресурсы родного края

Использование полезных ископаемых и их охрана. Сельское хозяйство – одна из ведущих отраслей Дуванского района,  перспектива, влияние на окружающую среду. Экологические аспекты состояния земель.

1

 

 

14

Водные ресурсы Республики Башкортостан

Поверхностные воды, подземные воды. Их освоение и использование. Крупные реки, озера, водохранилища. Экологическое состояние основных источников водоснабжения.

1

 

 

15

Водные ресурсы родного края

Реки Ай и Юрюзань, их характеристика. Озера района.

Проектная деятельность: представление мини-проектов по различным водным источникам.

1

 

 

16

Почвы родного края

Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов Башкортостана. Почвы Дуванского района. Охрана почв. Земельные ресурсы Дуванского района.

 

1

 

 

17

Растительный мир родного края

Лесные  ресурсы, их характеристика, учет, использование. Лесовосстановление. Негативные  воздействия деятельности человека на леса.

1

 

 

18

Животный мир родного края

Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе.

1

 

 

19

Оценка ресурсообес-печенности

Практическое занятие по определению ресурсообеспеченности Дуванского района

1

 

 

20

КВН «Мой край родной»

Закрепление знаний о природных ресурсах родного края

1

 

 

21

Подготовка и написание исследовательских работ

Тематика по выбору учащихся.

1

 

 

 

Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира.

2

 

 

22

Преобладаю-щие фито и зооценозы местных экосистем

Характеристика наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Дуванского района. Взаимодействие компонентов экосистем.

1

 

 

23

Составление проекта "Красная книга Дуванского района: исчезающие виды растений и животных"

Характеристика растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан, представленных на территории Дуванского района.

1

 

 

 

Природа Дуванского района, ее использование и охрана

5

 

 

24

Взаимодей-ствие человека с природой, ее использование и охрана

Формы взаимодействия человека с природой, ее охрана. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.

1

 

 

25

Экологичес-кие проблемы Башкортоста-на

Состояние окружающей среды в Республике Башкортостан. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и влияние природных  и  техногенных факторов на здоровье населения.  

1

 

 

26

Источники загрязнения окружающей среды

Определение основных источников загрязнения окружающей среды в Дуванском районе. Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды на территории района.

1

 

 

27

Загрязнение воздуха в Дуване

Практическое занятие

Расчет загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом

1

 

 

28

Выявление  и оценка взаимодействия человека с природой, использование и охрана природы в Дуванском районе

Самостоятельная работа с различными источниками информации по выявлению и оценке взаимодействия человека с природой. Оценка техногенных факторов на здоровье населения Урюпинского района

1

 

 

 

Особо охраняемые природные территории родного края

6

 

 

29

Государственные природные заповедники и заказники Республики Башкортостан  и их характерис-тика.  

Виды особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Заповедники, национальные парки, заказники.

 

1

 

 

30

Заповедник «Шульган-Таш»

 Видеоэкскурсия в заповедник и пещеру Шульган-Таш.

1

 

 

31

Памятники природы Дуванского района

Самостоятельная работа учащихся

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций (на выбор), отражающих  характеристику памятников природы Дуванского района.

1

 

 

32

Экологичес-кий мониторинг в области источников загрязнения природы

Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и др. Государственные экологические программы Башкортостана.

1

 

 

33

Роль населения региона в регулирова-нии охраны окружающей среды

Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание

1

 

 

34

Итоговое занятие

Круглый стол на тему «Что я знаю о природе и экологии родного края»

1

 

 

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Список литературы:

1.      Атлас РБ/Правительсьво РБ. - Уфа,2005.

2.      Ахмедов Р.Б. В королевских чертогах Агидели. Открытая книга Башкортостана. Уфа,1993.

3.      Географическое  краеведение:  учебное  пособие  для  6-9  классов  общеобразовательного  учреждения  /  под    общ.  ред.  А.А. Баранова,  Н.В. Лобиной.- Ульяновск: УИПКПРО,  «Корпорация   технологий  продвижения»,  2007.  

4.      История и культура Башкортостана. Хрестоматия. - Уфа, 1997.

5.      Муниров Р.Р.Краеведение в школах Башкортостана/ Р.Р.Муниров.

Уфа ,1992-145с

6.      Муртазин Г.М., Янгиров Р.М. Родной башкортостан. Пособие по краеведению для 4 класса. Уфа, 1997.

7.      Организация  и проведение   экологического  практикума  со  школьниками  в  6-8  классах:  методические  рекомендации  /  В.Д. Глебова, Н. В. Позднякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.

8.      Фаткуллин Р.А.Природные условия Башкортостана/ Р.А Фаткуллин. Уфа,1995.-180с.

9.      Хисамитдинова Ф.Г., Шарипова З.Я., Нагаева Л.И. Родной Башкортостан. Уфа,1993.

10.  Хисматов М.Ф. Башкирия моя. Уфа, 1987.

11.  Хисматов М. Ф., Сухов В. П. География Башкортостана. Класс 9 – Уфа: Китап, 2000 г.

12.  Юлдашбаев Б.Х. Новейшая история Башкортостана. Уфа,1995. 

Интернет-ресурсы:

1. https://ecology.bashkortostan.ru - Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан

2. https://сезоны-года.рф/Башкортостан.html - Общеобразовательный журнал «Сезоны года»

3. https://ecoportal.info/priroda-bashkortostana/ - Экопортал

4. https://kulturarb.ru/ru/obrazy-bash-ortostana/zapovedniki-i-nacionalnye-parki - Заповедники и национальные парки.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.