Проект программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» (1–4 класс)
Проект программы внеурочной проектной деятельности
«Изучение природы родного края»
Илюшкина Ольга Александровна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ СОШ№ 10 с УИОП города Сургута
Пояснительная записка
Краеведение учит людей не только любить
свои родные места, но и знать о них, приучает их
интересоваться историей, искусством, литературой,
повышать свой культурный уровень.
Д.С.Лихачев
Программа курса внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры (приложение к приказу от 31.01.2013г. № 63), реализуется в рамках социального направления развития личности. Программа составлена на основе авторской программы Р.Г.Чураковой «Изучение природы родного края».
Актуальность данного курса состоит в том, что в начальной школе закладываются основы к изучению природы родного края, как окружающего ребенка микроклимата. Создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего микроклимата, учится грамотно с ним взаимодействовать. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Практическая значимость состоит в том, данный курс способствует формированию экологической и культурологической грамотности, соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдение в природе, ставить простые опыты, заботиться об окружающей среде, пользоваться различными источниками информации: учебниками, хрестоматией, справочниками и энциклопедиями, Интернет ресурсами, электронными носителями. Практическая направленность программы курса «Изучение природы родного края» позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Программа данного курса согласуется с программой урочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Цель программы – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, способствующих формированию ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Задачи:
Освоить нормы и способы сотрудничества и способы общения со сверстниками и родителями.
Создать условия для развития у детей познавательных интересов в освоении краеведческого материала, формирующих стремление ребёнка к размышлению и поиску.
Расширить и углубить знания учащихся о родном крае.
Формировать информационную грамотность учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
краеведческая направленность, связанная с изучением родного края, имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения;
значительное внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности;
проектная деятельность носит групповой и индивидуальный характер;
широко используются местные ресурсы.
Интерактивные формы организации учебного занятия: КТД (коллективно-творческое дело), заседание клуба, учебный практикум, урок-экскурсия, урок решения практических задач, проектная работа, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме внеаудиторного занятия).
На проведение занятий программой предусмотрено следующее количество часов из расчёта проведения 1 занятия в неделю:
класс |
количество часов в год |
аудиторных занятий |
внеаудиторных (подвижных) занятий |
1 |
33 |
21 |
12 |
2 |
34 |
24 |
10 |
3 |
34 |
22 |
12 |
4 |
34 |
14 |
20 |
Итого: |
135 |
81 |
54 |
Группы набираются по желанию детей и родителей.
Программа предназначена для занятий с детьми 6-11 лет и рассчитана на учащихся:
проявляющих повышенный интерес к окружающему миру, к изучению природы своего края;
желающих расширить и углубить свои знания в данном направлении;
мотивированных на обучение.
Курс «Изучение природы родного края» предполагает социальное партнёрство через сотрудничество с краеведческим музеем, централизованную библиотечную систему: ГЦБ (городская центральная библиотека), ЦДБ (центральная детская библиотека), станцией юных натуралистов (СЮН), сетевые взаимодействия клуба «Мы и окружающий мир».
Основные показатели качества освоения программы – личностный рост учащихся, его самореализации, определение своего места в коллективе сверстников.
Основные формы контроля и оценки качества знаний усвоения программы курса «Изучение природа родного края»:
тестирование (проводится в начале и в конце учебного года);
тематический опрос;
участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней;
выставка;
анкетирование;
дискуссии;
проектно-исследовательская работа.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать следующие формы:
диагностические карты;
табель развития;
папка достижений («Портфолио»).
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»:
первого года обучения – создание коллективного продукта «Определитель растений родного края» совместной деятельности детей (персональные изделия), учителя и родителей (фотографии растений, засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта;
второго года обучения – создание коллективного продукта - пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» совместной деятельности детей (описание этапов проведенных экспериментов, опытов, подготовка компьютерных презентаций, рисунков), учителя и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений);
третьего года обучения - создание коллективного продукта – пособие по внеурочной деятельности обучающихся 3 класса «Иллюстрированные материалы по постановке опытов и экспериментов» совместной деятельности учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотека школы (пополнение картотеки библиотеки) и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений);
четвёртого года обучения - создание коллективного продукта – пособие по внеурочной деятельности обучающихся 4 класса – альбом по теме «Родной край – часть великой России» совместной работы учеников, учителя, библиотека школы (пополнение картотеки библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного края).
Проектирование содержания программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» выполнено с учётом требований ФГОС и направлено на развитие универсальных учебных действий (УУД) ребёнка.
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
- уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками, взрослыми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - формирование базовых эстетических и экологических ценностей, в которых формируется представление о том, что красота – это то, что вокруг, необходимо лишь научиться её обнаруживать; -ответственно относиться к природе, осознавая необходимость сохранения окружающей среды.
|
- используя различные источники информации, самостоятельно добывать новые знания, находить ответы на вопросы; - овладеть элементами самостоятельной организации учебной деятельности: ставить цели, планировать свою работу, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; - освоить элементарные приёмы проектно-исследовательской деятельности; - овладеть опытом межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии; - участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
|
- умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты и проводить эксперименты; - на основе наблюдений уметь описывать сезонные изменения в природе; - знать историю возникновения города Сургута; - знать отличительные особенности лиственных и хвойных растений, уметь приводить примеры; - знать правила поведения на экскурсии, правила поведения в природе; - знать культурные и дикорастущие растения своего края, растения, занесенные в Красную книгу; - знать свойства воздуха и воды, состав почвы; - уметь наблюдать за природой и вести дневник наблюдений. |
Содержание программы (135 часов)
1 Класс
1. Лиственные и хвойные деревья ХМАО-Югры (дикорастущие растения) (3 ч.)
Классификация листьев деревьев (берёзы, осины, рябины, кедра, сосны) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их фотографиями, рисунками, иллюстрациями. Узнавание деревьев на рисунках, иллюстрациях, фотографиях. Определение названия деревьев по их листьям.
Зарисовка листьев с использованием контура выкройки (шаблона), раскрашивание по природным образцам. Выставка рисунков с целью отбора лучших работ в пособие «Определитель родного края».
2. Кустарники ХМАО-Югры (дикорастущие растения) (3 ч.)
Классификация листьев можжевельника, шиповника, смородины по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям. Узнавание кустарников и их листьев на фотографиях, иллюстрациях, рисунках.
Зарисовка листьев с использованием контура выкройки (шаблона), раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших работ в пособие «Определитель родного края».
3. Техника безопасности: правила поведения дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в парковой зоне около реки Сайма. Правила гигиены. Правила поведения в природе – этические нормы, отношение к природе (3 ч.)
Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в парковой зоне, правилах поведения в природе (в лесу, парке), правилах гигиены.
Ознакомление с образцами предупредительных знаков: «Не кормите уток», «Не ходите по зелёному газону», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники». Эта часть занятия проводится в форме викторины.
Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников». Иллюстрация правил поведения в природе. Выставка рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших работ в пособие «Определитель родного края».
4. Дикорастущие растения ХМАО-Югры (7 ч.)
Экскурсия с привлечением родителей. Узнавание (различение) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям, коре, семенам (знакомые по рисункам и шаблонам (выкройкам). Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Родители фотографируют учащихся в процессе сбора натуральных объектов и сами натуральные объекты – деревья, кустарники, их листья и семена.
Зарисовка листьев и кустарников детьми, сушка листьев и семян деревьев (привлечение родителей). Выставка материалов (рисунков, фотографий, засушенных листьев и семян) с целью отбора лучших работ и оформление страниц пособия «Определитель растений родного края» фотографиями, рисунками, засушенными листьями и семенами.
5.Культурные растения: садовые деревья и кустарники ХМАО-Югры (7 ч.)
Предварительный сбор информации (с привлечением родителей) о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках ХМАО-Югры.
Экскурсия с привлечением родителей - посещение садового участка дачного кооператива с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбор листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников. Сушка листьев, подготовка отчета о выполненной работе в формате фотографий, рисунков, презентаций «Плодовые растения ХМАО-Югры».
Презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в пособие «Плодовые растения ХМАО-Югры».
6.Деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения ХМАО-Югры. Занесённые в красную книгу России (10 ч.)
С целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения ХМАО-Югры» организация самостоятельного поиска информации учащимися, используя ресурсы сети Интернет, справочники, книги.
Экскурсия с привлечением родителей на станцию юных натуралистов (СЮН) с целью ознакомления с некоторыми видами исчезающих растений.
Подготовка и представление отчётов по результатам выполнения задания (привлечение родителей) в форме фотографий, рисунков, картотеки растений ХМАО-Югры, нуждающихся в защите. Оформление страниц пособия «Определитель растений ХМАО-Югры» фотографиями, рисунками, засушенными листьями.
7.Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (3 ч.)
Знакомство с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трёх вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.
2 класс
1.Лиственные и хвойные деревья ХМАО-Югры в осенний период (8 ч.)
Подготовка к экскурсии: работа с хрестоматией, чтение текстов, соответствующих теме занятия. Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Игра «Угадай название дерева». Опытное исследование опавших листьев (конец черешка-пробковый слой), веточек осины, березы, тополя с помощью лупы.
Зарисовка листа, веточек и плодов деревьев. Выставка рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, эксперименты, наблюдения».
Экскурсия в парковую зону, расположенную около реки Сайма: определение названий хвойных и лиственных деревьев по веточкам, листьям, плодам, шишкам. Фиксирование в виде фотографий и рисунков хвойных деревьев, покрытых хвоинками и лиственных деревьев с частично опавшими листьями. Подготовка фотодокументов, отчётов по материалам наблюдений на экскурсии для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Отбор лучших и оформление страниц методического пособия.
2.Лиственные и хвойные деревья ХМАО-Югры (дикорастущие растения) в зимний период (8 ч.)
Подготовка к экскурсии: работа с текстами хрестоматии и учебника по теме занятия. Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы. Зарисовка: «Разрез почки», шишек хвойных деревьев и семян лиственных деревьев. Выставка рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Экскурсия в зимнюю парковую зону, расположенную около реки Сайма. Определение названий деревьев по коре, контурам. Фоторепортаж родителей во время работы детей на экскурсии. Подготовка и сдача отчётов (фотоотчёты, презентации, рисунки) по материалам зимней экскурсии. Выбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление страниц пособия.
3.Свойства воздуха (4 ч.)
Проведение опытов. Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы, фотографы, художники, учёные.
Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, фиксирование (описание, зарисовка, фото) этапов проведения каждого опыта. Подготовка фотоотчётов, рисунков, презентаций, описания этапов проведения опыта, отбор лучших материалов, оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»
4.Свойства воды (4 ч.)
Проведение опытов. Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы, фотографы, художники, учёные.
Постановка опытов, выявляющих свойства воды, фиксирование (описание, зарисовка, фото) этапов проведения каждого опыта. Подготовка фотоотчётов, рисунков, презентаций, описания этапов проведения опыта, отбор лучших материалов, оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».
5.Условия, необходимые для развития растений (10ч.)
Подготовка к эксперименту: работа в группах с текстами из хрестоматии, распределение обязанностей между членами клуба. Проведение опыта: посадка семян фасоли и гороха; создание разных условий для их прорастания; фиксирование этапов проведение экспериментов. Подготовка отчётов по материалам экспериментальных исследований, отбор лучших, оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».
3 класс
1.Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) (6ч.)
Экспериментальные исследования свойств воды, фиксации этапов проведения эксперимента. Распределение обязанностей между членами клуба. Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении: выявление этапов проведения экспериментов, их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки), оформление результатов занятия.
Подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
2. Определение прозрачности воды (6 ч.)
Подготовка к исследованию: деление на группы и распределение обязанностей между членами клуба. Опытное исследование прозрачности воды из реки Сайма и водопроводного крана, фиксирование этапов проведения опыта (описание, зарисовки, фото); оформление полученных результатов. Выставка презентаций, отбор лучших, оформление пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
3. Свойства воздуха (10ч.)
Подготовка к исследованию: деление на группы и распределение обязанностей между членами клуба. Опытное исследование воздуха, фиксация этапов его проведения. Составление плана и оформления результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (рисунки, фото, описания). Выставка презентаций, отбор лучших; оформление пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов.
4. Дневник наблюдения за погодой (6 ч.)
Составление словарика научных терминов – снег, ветер, гололед, туман, роса, град, дождь, иней, флюгер, анемометр, используя учебник и интернет ресурсы. Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по поведению опытов и экспериментов».
Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой. Разработка формы дневника наблюдений (групповая работа). Выставка дневников наблюдений за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений. Наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков. Обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.
5. Почва и ее состав (6 ч.)
Подготовка к исследованию: деление на группы и распределение обязанностей между членами клуба. Изучение состава почвы, фиксирование этапов проведения опытов; оформление презентаций. Выставка презентаций, отбор лучших и оформление пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».
4 класс
1.История возникновения названия города Сургута. Историческое прошлое нашего города (6 ч.)
Подготовка к исследованию: деление на группы и распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала. Сообщения членов клуба по теме занятия.
Экскурсия в Сургутский краеведческий музей, Старый Сургут с целью сбора информации о возникновении и истории города Сургута (фото этапов проведения экскурсии). Подготовка презентаций; отбор лучших и оформление методического пособия «Родной край-часть великой России».
2. Поверхность земли родного края и ее охрана (10 ч.)
Подготовка к экскурсии: распределение обязанностей по подготовке презентации: «Влияние человека на природу родного края». Сообщения членов клуба: «Природная зона ХМАО-Югры», «Поверхность земли и водоемы нашего края».
Экскурсия в парковую зону, расположенную около реки Сайма, подготовка фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду и подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.
Работа в группе: разработка плана весенних мероприятий по охране поверхности земли города Сургута на основе наблюдений, сделанных на экскурсии, сообщения групп. Подготовка презентаций; отбор лучших презентаций и оформление пособия «Родной край-часть великой России».
3. Достопримечательности родного края (14 ч.)
Ознакомление с темами презентаций, цель которых показать достопримечательности нашего края: «Культурное наследие Югры», «Естественные и искусственные водоёмы нашего края», «Народные промыслы Югры», «Ветераны ВОВ и труда нашего края», «Бессмертный полк Югры», «Полезные ископаемые нашего края», «Памятники Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей. Подготовка и проведение экскурсии. Подготовка презентаций, отбор лучших презентаций и оформление пособия «Родной край-часть великой России».
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическая литература
Список литературы для учителя
1. Баранов Н., Бугров Д., Главацкая Е. и др. Древний город на Оби. История Сургута. – М.: Тезис-1994г.
2. Бобкова Н.Н.Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007.152 с.
3. Кропочева Т.Б.Нетрадиционные уроки природоведения.Методическое пособие. –Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
4. Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л.Алексеева, С.В. 5. Анащенкова. М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С.Ковалевой. О.Б. Логиновой. -М.: Просвещение, 2009.-120с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978509210584
6. Чуракова Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.1: 240с.
Список литературы для учащихся
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Учебник в 2-х частях: 1класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. - М.: Академкнига/Учебник
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Хрестоматия: 1класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. - М.: Академкнига/Учебник
Интернет - ресурсы
http://www.101hotels.ru/recreation/russia/surgut/points - достопримечательности Сургута
http://www.101hotels.ru/recreation/russia/surgut/points - сайт «Путешествие по России. Достопримечательности Сургута»
http://www.akademkniga.ru/ - сайт издательства «Академкнига/учебник
http://hmao.kaisa.ru/object/1804734554?lc=ru – электронная антология «Культурное наследие Югры»
Наглядные пособия
Гербарии: семена и плоды растений.
Географические и исторические карты.
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной и праздничной жизни.
Приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, раздаточный материал.
Экскурсионное снаряжение: складные лупы, садовые совки, компасы, бинокли.
Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
Технические средства обучения
Интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, документ-камера.
Экранно-звуковые пособия
Аудио- и DVD-диск