Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.07 Химия (СПО) для профессии 43.01.02 Парикмахер
Министерство образования и науки ЛНР
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных
технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДБ.07 Химия
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования по профессии
43.01.02 Парикмахер
(программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)
2020
ОДОБРЕНА: методической комиссией преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол от « 01 » 09 2020 г. № 1 Председатель МК_________ /_О.Ю. Коломина_ / | | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по учебной работе _________ / Г.В.Олейник / « 1 » 09 2020 г. |
ОДОБРЕНА: методической комиссией ___________ __________________________________________ Протокол от « » 201 г. № ___ Председатель МК_________ /____________ / | | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по учебной работе _________ / __________ / « » 201 г. |
| ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по общеобразовательной учебной дисциплине для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования ЛНР «Естествознание» (раздел «Химия»), допущенной Министерством образования и науки ЛНР (приказ от 21.05.2018г. № 495-од) для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по профессии 43.01.02 Парикмахер, входящей в укрупнённую группу профессий/специальностей 43.00.00 Сервис и туризм. | ||
| ||
Составитель (автор): Коломина Оксана Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель - методист ГБОУ СПО ЛНР «ЛКМПИКТ» |
С ОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 | |
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины | 11 | |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
паспорт РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.07 ХИМИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии 43.01.02 Парикмахер, входящей в укрупнённую группу профессий/специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре учебного плана: дисциплина относится к общеобразовательному циклу, изучается как базовая учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
– реализация позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
– готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты В результате изучения учебной дисциплины «Химия» на уровне среднегообщего образования обучающийся научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ
целью их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков
– в составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Обучающийся получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
1.4 Использование часов вариативной части в программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и реализует вариативную часть
№ п/п | Дополнительные знания, умения | №, наименования темы | Количество часов | Обоснование включения в программу |
1 | выявлять и объяснять основные понятия и законы химии | Тема №1 Основные понятия и законы химии | 5 | професиональная направленность в преподавании предмета |
2 | объяснять состав, структуру, строение органических соединений | Тема №2 Органическая химия | 15 | межпредметные связи с материаловедением |
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 34часа
2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
2.1. Тематический план учебной дисциплины ОДБ.07 Химия
Наименование разделов, тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | ||
Раздел 1 Общая и неорганическая химия | 147 | 36 | 3 | - | 16 | - |
Раздел 2. Органическая химия | 162 | 32 | 2 | - | 18 | - |
Промежуточная аттестация: экзамен | | | | | | |
Всего: | 102 | 68 | 5 | - | 34 | - |
2.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОДБ.07 Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Раздел 1 Общая и неорганическая химия | | 54 | | ||||||
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала | 4 | |||||||
1. | Введение. Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. | 1 | 1 | ||||||
2. | Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. | 1 | 1 | ||||||
3. | Химический элемент и формы его существования. | 1 | 1 | ||||||
4. | Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины. Демонстрация простых и сложных веществ. Набор моделей атомов и молекул | 1 | 1 | ||||||
Лабораторные работы | - | | |||||||
Практические занятия | - | ||||||||
Контрольная работа | - | ||||||||
Самостоятельная работа СР№1. Подготовка реферата на тему (по выбору): «Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века», «Современные методы обеззараживания воды» | 4 | ||||||||
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1. | Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. | 1 | 2 | ||||||
2. | Периодический закон и система в свете учения о строении атома Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств, образуемых элементами простых и сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 1 | 2 | ||||||
Лабораторные работы | - | | |||||||
Практические занятия | - | ||||||||
Контрольная работа | - | ||||||||
Самостоятельная работа СР№2 Подготовка презентации на тему : «Аллотропия металлов». | 2 | ||||||||
Тема 1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | 5 1 | |||||||
1. | Природа химической связи. | 2 | |||||||
2. | Ковалентная связь: неполярная и полярная. | 1 | 2 | ||||||
3. | Ионная связь. Катионы и анионы. | 1 | 2 | ||||||
4. | Металлическая связь. Водородная связь. | 1 | 2 | ||||||
5. | Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи. Демонстрация Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи. | 1 | 2 | ||||||
Лабораторные работы | - | | |||||||
Практические занятия | | ||||||||
Контрольная работа | - | ||||||||
Самостоятельная работа СР№3. Подготовка презентации на тему: «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева» | 4 | ||||||||
Тема 1.4 Вода. Растворы | Содержание учебного материала | 8 | | ||||||
1. | Вода в природе, быту, технике и на производстве. | 1 | 2 | ||||||
2. | Физические и химические свойства воды | 1 | 2 | ||||||
3. | Загрязнители воды и способы очистки. | 1 | 2 | ||||||
4. | Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. | 1 | 2 | ||||||
5 | Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое. | 1 | 2 | ||||||
6. | Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. | 1 | 2 | ||||||
7. | Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Демонстрация Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание | 1 | 2 | ||||||
Лабораторные работы | - | | |||||||
Практические занятия | - | ||||||||
Контрольная работа№1 | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа СР№4 Подготовка реферата на тему: «Плазма — четвертое состояние вещества» | 2 | ||||||||
Тема 1.5 Химические реакции | Содержание учебного материала | 4 1 | 2 | ||||||
1. | Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. | ||||||||
2. | Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. | 1 | 2 | ||||||
3. | Химическое равновесие и способы его смещения. Демонстрации Химические реакции с выделением теплоты. Обратимость химических реакций. | 1 | 2 | ||||||
Лабораторные работы | - | | |||||||
Практические занятия | 1 | ||||||||
1 | Практическая работа № 1 «Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)». | ||||||||
Контрольная работа | - | ||||||||
Самостоятельная работа СР№5 Подготовка сообщения на тему: «Жизнь и деятельность С. Аррениуса». | 2 | ||||||||
Тема 1.6. Неорганические соединения | Содержание учебного материала | 13 | 2 | ||||||
1. | Классификация неорганических соединений и их свойства. | 1 | |||||||
2. | Оксиды, кислоты, основания, соли. | 1 | 2 | ||||||
3. | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. | 1 | 2 | ||||||
4. | Понятие о гидролизе солей. Гидролиз солей | 1 | 2 | ||||||
5. | Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора. | 1 | 2 | ||||||
6. | Металлы и неметаллы. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений. | 1 | 2 | ||||||
7. | Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. | 1 | 2 | ||||||
8. | Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов | 1 | 2 | ||||||
9. | Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. | 1 | 2 | ||||||
10 | Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. | 1 | 2 | ||||||
11 | Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода. Демонстрации. Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей. Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде. | 1 | 2 | ||||||
Лабораторные работы | - | | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||||
1. | Практическая работа № 2 «Определение рН раствора солей» | 1 | |||||||
2. | Практическая работа № 3 «Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей» | 1 | |||||||
Контрольная работа | - | ||||||||
Самостоятельная работа СР№6 Подготовка презентации на тему: « Растворы вокруг нас. Типы растворов». | 4 | ||||||||
Раздел 2. Органическая химия | | 48 | |||||||
Тема 2.1. Органические соединения | Содержание учебного материала | 16 | |||||||
1. | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Понятие изомерии. | 1 | 2 | ||||||
2. | Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. | 1 | 2 | ||||||
3. | Многообразие органических соединений. | 1 | 2 | ||||||
4. | Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные химические свойства углеводородов. | 1 | 2 |
| 5. | Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. | 1 | 2 | |
6. | Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь - природные источники углеводородов. | 1 | 2 | ||
7. | Кислородсодержащие органические вещества. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. | 1 | 2 | ||
8. | Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. | 1 | 2 | ||
9. | Жиры как сложные эфиры. | 1 | 2 | ||
10 | Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. | 1 | 2 | ||
11 | Азотсодержащие органические соединения. | 1 | 2 | ||
12 | Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. | 1 | 2 | ||
13 | Химические свойства белков. | 1 | 2 | ||
14 | Генетическая связь между классами органических соединений. Демонстрации. Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой. Реакция получения уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на глицерин. Цветные реакции белков. | 1 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | | |||
Практические занятия | 2 | ||||
1. | Практическая работа № 4 «Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO)» | 1 | |||
2. | Практическая работа № 5 «Пластмассы и волокна». | 1 | | ||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа СР№7. Подготовка презентации на тему: « Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды» | 8 4 | | |||
СР№8. Подготовка презентации на тему: «Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине». | 4 | | |||
Тема 2.2 Химия и жизнь | Содержание учебного материала | 16 | |||
1. | Химия и организм человека. | 1 | 2 | ||
2. | Химические элементы в организме человека. | 1 | 2 | ||
3. | Органические и неорганические вещества. | 1 | 2 | ||
4. | Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. | 1 | 2 | ||
5. | Углеводы — главный источник энергии организма. Характеристика углеводов | 1 | 2 | ||
6. | Роль жиров в организме человека. | 1 | 2 | ||
7. | Холестерин и его роль в здоровье человека. | 1 | 2 | ||
8. | Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. | 1 | 2 | ||
9. | Сбалансированное питание. Правила здорового питания | 1 | 2 | ||
11 | Химия в быту. Использование химии в быту | 1 | 2 | ||
12 | Вода. Свойства воды | 1 | 2 | ||
13 | Качество воды. Методы определения качества воды | 1 | 2 | ||
14 | Моющие и чистящие средства. | 1 | 2 | ||
15 | Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. | 1 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | | |||
Практические занятия | - | ||||
Контрольная работа №2 | 1 | ||||
Самостоятельная работа СР№9 Подготовка презентации на тему: «Защита озонового экрана от химического загрязнения». СР№10 Подготовка реферата на тему: «Поваренная соль как химическое сырье» | 8 4 4 | ||||
Всего | 102 |
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии и биологии; подготовка самостоятельной работы учащихся осуществляется в библиотеке с читальным залом с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся: ученические столы и стулья;
рабочее место преподавателя;
аудиторная доска;
комплект учебно-наглядных пособий (коллекции цифровых образовательных ресурсов по дисциплине);
стационарные стенды;
шкафы для хранения оборудования и пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Рудзитис Г.Е. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD) : базовый уровень/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2016.- 224с.
Рудзитис Г.Е. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD): базовый уровень/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.- 223с.
Дополнительные источники:
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2016.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2017.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2017.
Информационные источники:
Интернет-ресурсы:
Образовательный портал: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.auk-lymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html свободный- Загл. с экрана. Дата обращения 01.09.2020
Образовательный портал: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html свободный. -Загл. с экрана. Дата обращения 01.09.2020.
Образовательный портал: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ikt.ru свободный. -Загл. с экрана. Дата обращения 01.09.2020.
3.3 Кадровое обеспечение образовательной деятельности. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППКРС, ППССЗ по профессии, специальности:наличие среднего профессионального, высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины.
Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные результаты – реализация позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. – готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности. Метапредметные результаты Обучающийся научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты В результате изучения учебной дисциплины «Химия» на уровне среднего общего образования обучающийся научится: – раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; – демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками; – раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова; – понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; – объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; – применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; – составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений; – характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ целью их идентификации и объяснения области применения; – прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; – использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; – приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна); – проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств; – владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; – устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов; – приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека; – приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; – проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав; – владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; – осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ; – критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; – представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем. Обучающийся получит возможность научиться: – иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; – использовать методы научного познания при выполнении проектов учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; – объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ; – устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения; – устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. | Текущий контроль в форме: самостоятельных работ; практических работ; тематических тестов; химических диктантов; контрольных работ по темам учебной дисциплины. Текущий контроль в форме: самостоятельных работ; практических работ; тематических тестов; химических диктантов; контрольных работ по темам учебной дисциплины. Текущий контроль в форме: самостоятельных работ; практических работ; тематических тестов; химических диктантов; контрольных работ по темам учебной дисциплины. |
Составитель (автор): Коломина Оксана Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель-методист ГБОУ СПО ЛНР «ЛКМПИКТ»
Лист
дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год
Дополнения и изменения в рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине ________________________________________________________________
В рабочую программу внесены следующие изменения: __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и одобрены на заседании МК преподавателей общеобразовательных дисциплин
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).
Председатель МК ________________ /___________________/
8