Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи (1–4 классы)

2
2
Материал опубликован 9 February

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Ломоносовская гимназия»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ от ___________

Директор____________Кузнецова М.И.

 

 

 

 

Рабочая программа

 

                                        по коррекции нарушений устной и письменной речи

 

(1 - 4 класс)

 

 

Составитель:

Погодина Н. Л., учитель-логопед

 

 

 

2023 – 2024

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка………………………………………………………….....................3

2. Общая характеристика учебного курса………………………………………......................8

3. Содержание учебного курса…………………………………………………......................10

4. Планируемые результаты логопедической работы..............................................................12

5. Поурочно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся с ФФНР, НВОНР …….................................................................................................................................14

Приложение 1. Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)………………………................................................21

Приложение 2. Диагностические материалы обследования письменной речи обучающихся младших классов (Т.В.Ахутина, О.Б. Иншакова)…................................................................26

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).

Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 06.08.2020 г. №N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16

Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Устав гимназии.

Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов, имеющие нарушения устной и письменной речи, обусловленные несформированностью языковых и речевых средств языка.

Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению.

Задачи программы: 

создать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами:

1. Формирование полноценного фонематического восприятия, анализа, синтеза;

2. Формирование представлений о звукобуквенном составе слов;

3. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

4. Коррекция нарушений звукопроизношения

5. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

6. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

7. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

8. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.

9. Программирование смысловой структуры высказывания.

10. Установление связности и последовательности его.

11. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

12. Вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности.

Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.: "Творческий центр" 2006 г.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2006 г.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2006 г.

5. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.

6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.

7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.

8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

9. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.

10. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.

11. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

12. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 - № 2.

Характеристика речевого развития детей с ФФНР, ФНР, ОНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из – за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа.

Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот

же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;

- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;

- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;

- другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

- затруднениях при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .

В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.

ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

Такие расстройства могут проявляться:

- в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Чаще всего нарушаются:

1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц

2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ

3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)

4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексикограмматического). Это обусловлено тем, что в процессе оптогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.

Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной.

Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.

Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.

Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетикофонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:

1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;

2. средний – ОНР 2 уровня;

3. более легкий – ОНР 3 уровня.

Общее недоразвитие речи I уровня.

Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова – звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура , реже двусложная.

Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи все же ограничено ситуацией.

Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью.

Общее недоразвитие речи II уровня.

На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь.

Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно.

Например: «Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.

Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно.

Общее недоразвитие речи III уровня.

Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.

Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.

2. Общая характеристика учебного курса

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Содержание программы коррекционно–развивающей работы:

Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая

- работа в парах

- индивидуальная

Направление работы:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.

Коррекционно–развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).

Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.

Информационно–просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

игровые,

наглядно - демонстрационные,

словесные

Требования к условиям реализации программы:

Психолого – педагогическое обеспечение

Обеспечение психолого–педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работе; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).

Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов, приемов и средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).

Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил).

Ожидаемые результаты: использование полученных знаний в самостоятельной речи, в письменных работах.

Распределение учебных часов по годам обучения для обучающихся по программе НОО

Разделы

 

Количество часов

 

п/п

 

 

 

 

 

 

1

2

3-4

 

 

 

класс

класс

класс

 

1.

Диагностика учащихся

6

6

6

 

 

 

 

 

 

 

2.

Коррекция устной и письменной речи

78

62

60

 

 

 

 

 

 

 

3.

ИТОГО:

84

68

66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения.

Продолжительность группового занятия 35 - 40 минут (1 класс первое полугодие и второе полугодие соответственно), 40 минут (2- 4-й класс), 15-20мин продолжительность индивидуального занятия.

Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием.

 

3. Содержание учебного курса

Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.

Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.

Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям:

Основные направления работы:

Развитие звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

Формирование связной речи:

развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

устойчивости внимания

наблюдательности (особенно к языковым явлениям)

способности к запоминанию

способности к переключению

навыков и приемов самоконтроля

познавательной активности

произвольности общения и поведения

Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

применение знаний в новых ситуациях;

анализ, оценка продуктивности собственной деятельности;

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям;

умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

Логопедическая диагностика учащихся Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха.

Обследование лексического строя речи.

Обследование грамматического строя.

Обследование процесса письма и чтения.

Система коррекционного обучения в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексико-грамматический и синтаксический.

Коррекционная работа

Подготовительный этап

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.

Основной этап Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

На фонетическом уровне;

На лексико - грамматическом уровне;

На синтаксическом уровне.

1.Коррекционная работа на фонетическом уровне:

- коррекция дефектов произношения;

- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

2.Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

 

4. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты

По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:

- различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;

 

- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

 

- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;

 

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

 

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

 

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:

- различать предложение, словосочетание, слово;

-анализировать слова по звуковому составу;

 

-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

 

подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);

 

-писать под диктовку предложения и тексты;

-правильно читать вслух целыми словами;

 

-соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;

 

-отвечать на вопросы по прочитанному;

-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

 

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

 

-устно рассказывать на темы, близкие их интересам.

По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь: -производить звукобуквенный анализ и синтез слов;

-дифференцировать звуки по акустическому сходству;

-подбирать к слову родственные слова;

-владеть навыками словообразования и словоизменения;

-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;

-дифференцировать предлоги и приставки;

-составлять распространенные предложения;

-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;

-составлять план связного высказывания.

 

По окончании 4 класса обучающиеся должны уметь:

 

-должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова

(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);

 

-учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

 

-учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

-учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

 

-учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

 

-учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

 

-учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно,

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию,

 

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

 

Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции и языка и успеваемости в общеобразовательной школе.

 

Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности.

Оценка планируемых результатов

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

На начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы используются диагностические методики И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотекова.

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 1 классов с ФФНР, НВОНР

Тема

Кол-во часов

 

1,2,

3,4

 Диагностика устной и  письменной речи.

 

4

5.

Речь. Строение и функции речевого аппарата.

1

6.

Предложение. Моя семья.

1

7,8,9,10

Слово и слог. Времена года. Осень.

4

11,12

Звуки гласные и согласные.

2

13,14,15

Звуковой анализ и синтез слов. Овощи, фрукты.

3

16

Пространственно-временные представления. Я и мое тело.

2

17.

Пространственно-временные представления. Я и мое тело.

1

18,19

Гласные I ряда (А,О,У,Ы,Э) . Домашние животные.

2

20

Звук «Й», буква Й. Дифференциация Й-И.

1

21,22

Гласные II ряда (Я,Ё,Ю,И,Е,). Дикие животные.

2

23,24,25

Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях.

3

26,27,28

Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях.

3

29,30,31

 Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях.

3

32

Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях.

1

33,34

Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Времена года. Зима.

2

35,36,37

Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Зима.

3

38.39,40

 Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Профессии.

3

41,42,43

Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах. Транспорт.

3

44,45,46

Слова, обозначающие предметы. Последовательный пересказ с опорой на вопросы.

3

47,48

Слова, обозначающие действия предметов. Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на п/картинки и вопросы.

2

49

Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Игры-драмматизации коротких стихотворных текстов.

1

50,51,52

Слова, обозначающие признаки предметов.

3

53

Предложение.

Двусоставное предложение. Распространённое предложение. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

1

54,55

Дифференциация С-Ш. Одежда. Головные уборы.

2

56,57

Дифференциация З-Ж. Весна.

2

58,59

Дифференциация «С» - «Ц». Птицы.

2

60,61

Дифференциация «Ц» - «Ч».

2

62,63

Лес. Насекомые.

2

64,65

Времена года. Лето.

2

66,67,68

Повторение. Диагностика.

3

 

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 2 классов с ФФНР, НВОНР

 

Тема

Кол-во часов

1,2,3,4

 Диагностика устной и  письменной речи.

4

5

Речь устная и письменная. Осень.

1

6,7

Текст. Предложение.

Распространение предложений.

2

8,9

Текст. Предложение.

Главные члены предложения. Овощи и фрукты.

2

10,11

Слово. Слог. Типы слогов. Слоговой анализ и синтез.

2

12,13

Слогообразующая роль гласного. Ударение. Рыбы.

2

14,15,16

Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Перелетные птицы.

3

17,18

Гласные 1 ряда. Слова, обозначающие предметы. Одушевленные и неодушевленные существительные. Род имен существительных. Антонимы. Семья.

2

19,20

Гласные 2 ряда. Слова, обозначающие предметы. Образование мн.ч. существительных. Антонимы.

2

21,22,23,24

Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда: «А» - «ЙА», «О» - «ЙО», «У» - «ЙУ», «Э» - «ЙЭ».

Синонимы. Профессии.

4

25

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Слова, обозначающие действие предметов. Согласование сущ. с глаголом. Домашние животные.

1

26

Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Слова, обозначающие действие предметов. Детеныши домашних животных.

1

27

Разделительный мягкий знак. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование прил. с сущ. в роде, числе. Животные леса.

1

28

Деформированный текст. Слова, обозначающие признаки предметов. Изменение прилагательных по числам. Детеныши животных леса.

1

29

Пересказ (с использованием плана). Связь слов в предложении. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

1

30

Составление рассказа по серии сюжетных картин. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

1

31

Времена года. Зима.

1

32

Составление рассказа описательного характера по картине с использованием плана.

1

33,34

35,36

37,38

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. Зимующие птицы.

6

39,40,41

Предлоги, обозначающие место предмета: В, НА, У, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими частями речи. Семья.

3

42,43,44

Предлоги, обозначающие направление предмета: В, ПО, ИЗ, ОТ, ДО, ЧЕРЕЗ, К . Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими частями речи. Профессии.

3

45,

46,47,48

Ударные и безударные гласные. Безударные гласные в корне слова.

4

49,50

Деформированный текст. Пересказ.

2

51,52

Составление рассказа по готовому плану и наглядному материалу.

2

53

Составление рассказа с элементами творчества.

1

54

 

1

55,56,

57,58,

59,60,

61,62

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (выбор фонем зависит от наиболее часто встречающихся ошибок фонемного распознавания у учащихся). Примеры: Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Весна. Растения весной.

8

63,64

Словообразование. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Лето.

2

65,66

Словообразование. Образование слов с помощью приставок. Насекомые.

2

67,68

Повторение. Диагностика.

2

 

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 3 классов с ФФНР, НВОНР

Тема

Кол-во часов

1,2,3,4

Диагностика устной и  письменной речи.

4

5,6,7

Текст. Предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. «Как я провел лето».

3

8,9

Слово. Слог. Типы слогов. Слоговой анализ и синтез. Осень.

2

10,11

Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Перелетные птицы.

 

2

12,13

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.

Мягкий знак в конце и в середине слова.

2

14,15

Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

2

16

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «И»-«Ы».

1

17,18

19,20

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «А»-«Я», «У»-«Ю», «О»-«Ё», «Е»-«Э».

4

21,22

Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными.

2

23

Сложные слова.

1

24,25

Состав слова. Суффиксы со значением величины предмета.

3

26

Суффиксы профессий.

 

27,28

Приставка. Образование слов с помощью приставок.

2

29

Окончание. Формы слова.

1

30

Распространение предложений в тексте. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных.

1

31

Деформированные предложения. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.

1

32

Деформированные предложения. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

1

33,34

35,36

Изложение (с использованием плана). Зима. Зимние забавы.

4

37,38

Сочинение (с использованием серии сюжетных картин).

2

39,40

Сочинение по готовому плану и наглядному материалу.

2

41,42

Сочинение с элементами творчества.

2

43,44

45,46

47,48

49

Приставки и предлоги. Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок.

7

50

«Не» с глаголами.

1

51,52

Ударение.

2

53

 

Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

1

54,55

56,57

58

Безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Жизнь в селе.

5

59,60,

61

Согласование.

Работа в поле.

3

62,63,64

Управление.

3

65,66

 

Повторение (повторяются темы по усмотрению учителя-логопеда)

2

67,68

Диагностика.

2

 

 

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 4 классов с ФФНР, НВОНР

Тема

Кол-во часов

1,2,3,4

Диагностика

4

5,6

Текст. Предложение.

2

7

Слово. Слог. Типы слогов. Слоговой анализ и синтез.

1

8,9,10

Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов.

3

11,12

13,14

15,16

Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка.

6

17,18

Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.

2

19,20

Имя существительное. Им. п. ед. числа. Им. п. мн. числа. Многозначные слова.

2

21,22

Имя существительное. Р. п. ед. числа. Р. п. мн. числа.

2

23,24

Имя существительное. Д. п. ед. числа. Д. п. мн. числа.

2

25,26

Имя существительное. В. п. ед. числа. В. п. мн. числа.

2

27,28

Имя существительное. Т. п. ед. числа. Т. п. мн. числа.

2

29,30

Имя существительное. П. п. ед. числа. П. п. мн. числа.

2

31,32

Имя прилагательное. Фразеологизмы.

2

33,34

Согласование имён прил. с именами сущ. в роде.

2

35,36

37

Согласование имён прил. с именами сущ. по падежам.

3

38,39

Глагол. Согласование глаголов наст. вр. с именами сущ. в числе.

2

40,41

42

Согласование глаголов пр. вр. с именами сущ. в роде.

3

43,44

Антонимы и синонимы.

2

45,46

Редактирование текстов. Деформированные тексты.

2

47,48

Предлоги.

2

51,52

53,54

Приставки и предлоги.

4

55,56

Сочинение «Весна». (по готовому плану)

2

57,58

Составление плана рассказа.

2

59

Составление рассказа по его началу.

1

60,61

Сочинение ( с самостоятельным составлением плана).

2

62

Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

1

63

Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

1

64

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

1

65

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

1

66

Повторение.

1

67,67

68

Диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой и Е.В. Мальцевой.

Цель: выявления особенностей речевого развития учащихся 1 класса.

Методика включает четыре серии.

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:

- Проверка фонематического восприятия;

- Исследования состояния артикуляционной моторики;

- Исследование звукопроизношения;

- Проверка сформированности звукослоговой структуры слова.

Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.

Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия 4 – Исследование связной речи.

Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.

IV уровень - 100-80%;

III уровень - 79,9-65%;

II уровень - 64,9-45%;

I уровень - 44,95% и ниже.

 

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.

Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление- воспроизведение- предъявление- воспроизведение.

ба- па па-ба

са- за за- са

жа- ща ща- жа

са- ша ша- са

ла- ра ра- ла

ма-на-ма на- ма- на

да-та-да та- да- та

га- ка- га ка- га- ка

за- са- за са- за- са

жа-ша-жа ша- жа- ша

са- ша- са ша- са- ша

ца- са- ца са- ца- са

ча- тя- ча тя- ча-тя

ра- ла- ра ла-ра-ла

 

Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри, как я выполняю и повторяй за мной движения.

Губы в улыбке;

Губы «трубочкой»- округлены и вытянуты вперед;

Язык «лопаткой»- широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

Язык «иголочкой»- узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

Язык «чашечкой»- рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки;

Щелканье языком;

«вкусное варенье»- рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

«Качели»- рот открыт, язык поочередно касается то верхней. То нижней губы;

«маятник»- рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

Чередование движений губ: «улыбка- трубочка».

Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова:

Собака-маска-нос;

Сено-василек-высь;

Замок-коза;

Зима-магазин;

Цапля-овца-палец;

Шуба-кошка-камыш;

Жук-ножи

Щука-вещи-лещ;

Чайка-очки-ночь;

Рыба-корова-топор;

Река-варенье-дверь;

Лампа-молоко-пол;

Лето-колесо-соль;

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова:

Скакалка

Танкист

Космонавт

Милиционер

Сковорода

Кинотеатр

Перепорхнуть

Кораблекрушение

Аквалангист

Термометр

Карандаш

Серия II. Исследование навыков языкового анализа.

 

Сколько слов в предложении?

День был теплый.

Около дома росла высокая береза.

Сколько слогов в слове?

Дом

Карандаш

3. Определи место звука в слове:

Первый звук в слове крыша;

Третий звук в слове школа;

Последний звук в слове стакан.

4. Сколько звуков в слове?

Рак

Сумка

Диктант

Серия III. Исследование грамматического строя речи.

1. Повторение предложения.

Инструкция: послушай и повтори.

Наступила осень.

Птичка свела гнездо.

Над водой летали белые чайки.

В саду было много красных яблок.

Земля освещается солнцем.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

2. Верификация предложений.

Инструкция: постарайся исправить ошибки в предложениях.

Девочка гладит утюгом.

Дом нарисован мальчик.

Мальчик умывается лицо.

Собака вышла в будку.

Березки склонились от ветра.

Солнце освещается землей.

По морю плывут корабль.

У Нины большая яблоко.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: постарайся составить из слов предложение.

Мальчик, открывать, дверь;

Девочка, читать, книжка;

Доктор, лечить, дети;

Рисовать, карандаш, девочка;

В, сад, расти, вишня;

Сидеть, синичка, на ветка;

Груша, бабушка, внучка, давать;

Витя, косить, трава, кролики, для;

Миша, дать, собака, большая кость;

Петя, купить, шар, красный, мама;

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: вставить пропущенное слово.

Лена наливает чай… чашки.

Почки распустились…деревьях.

Лодка плывет…озеру.

Чайка летит…водой.

Птенец выпал…гнезда.

Деревья шумят…ветра.

Последние листья падают…березы.

Щенок спрятался…крыльцом.

Пес сидит…конуры.

Большая толпа собралась…театра.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Один стол, а много- это …

Стул- ….

Окно- ...

Звезда-

Ухо-

Инструкция: один- дом, много чего?- домов.

Стол-

Стул-

Окно-

Звезда-

Ухо-

Серия IV. Исследование словаря и словообразования.

1. Инструкция: у кошки- котята, а у …..

Козы- собаки-

Волка- курицы-

Утки- свиньи-

Лисы- коровы-

Льва- овцы-

2. Образование прилагательных от существительных.

А) относительных

Инструкция: кукла из бумаги- бумажная.

Шляпка из соломы-

Кисель из клюквы-

Горка изо льда-

Салат из моркови-

Варенье из вишни-

Суп из грибов-

Варенье из яблок-

Варенье из сливы-

Варенье из малины-

Варенье из клубники-

Варенье из черники-

Лист дуба-

Лист клена-

Лист осины-

Шишка ели-

Б) качественных

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …

Волка за жадность-

Зайца за трусость-

Медведя за силу-

Льва за смелость-

Инструкция: если днем жара, то день- жаркий, а если…

Мороз

Солнце

Снег

Дождь

Ветер

Холод

В) притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…

Кошки

Зайца

Медведя

Белки

Волка

Льва

Лисы

Гнездо орла

Клюв птицы

Ружье охотника

 

Серия V. Исследование понимания логико-грамматических отношений.

1.

А) покажи ключ, карандаш.

Б) покажи карандашом ключ

В) карандаш- ключом

2.

А) нарисуй круг под крестом

Б) крест- под кругом

3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной?

4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Серия VI. Исследование связной речи.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (5 картинок).

Инструкция: посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

2. Пересказ прослушанного текста.

«Горошины».

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины попали на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 

 

 

 


Рабочая программаDOC / 326 Кб

/data/files/z1707506526.doc (Рабочая программа)Приложение 2

 

Диагностические материалы обследования

письменной речи обучающихся младших классов

 

1.Назначение диагностической методики.

Методика применяется для выявления у младших школьников нарушений письма; проектирования коррекционной работы; комплектования групп на основе общности механизма нарушения письма; отслеживания динамики формирования письма и оценки эффективности коррекционного воздействия. Тестовая методика проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

2.Условия проведения диагностической методики.

Форма проведения: обследование проводится фронтально, в небольших группах детей, или индивидуально. Перед выполнением письменных работ детям объясняется процедура проведения обследования. В разных классах или группах детей диктант проводит один и тот же педагог. Текст диктанта читается громко, с одинаковой скоростью, чёткой артикуляцией, но без проговаривания сложных для написания мест в словах.

3. Время проведения обследования.

Общая продолжительность обследования - 40 минут, из них время проведения обследования-30 минут, время для проверки выполнения заданий-5 минут (на каждого обучающегося), время для анализа допущенных ошибок-5 минут (на каждого обучающегося).

4. Содержание и структура диагностической методики.

Содержание методики определяется на основе документов: -Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. – Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: пособие/под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.-М., 2008.

Оборудование

Тексты для учителя-логопеда к проведению письменных заданий (диктант, списывание) для учащихся 1-4 классов; тексты для учащихся 1-4 классов при выполнении задания на списывание (индивидуальный раздаточный материал).

Особенности методики

Обследование проводится при выполнении слухового диктанта. Дополнительно используются следующие виды работ: списывание с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проведён на основе лингвистического анализа текстов.

Методика обследования письма является стандартизированной. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и охарактеризовать у учащихся уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется вычитанием числа ошибок, найденных и верно исправленных обучающимся, из общего количества допущенных ошибок. Все обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы. К дисграфическим отнесены ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма, который предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Данные ошибки распределяются на несколько групп с учётом причины возникновения: 1) замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством гласных и согласных звуков; 2) оптические ошибки; 3) моторные ошибки; 4) зрительно-моторные ошибки; 5) зрительно-пространственные ошибки; 6) ошибки звукового анализа и синтеза.

 

 

Примечание

Одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения дважды. Учащиеся выполняют их в конце учебного года (в мае) и в начале нового учебного года ( в сентябре) при переходе в следующий класс. Например, материал, используемый для обследования в конце 1 класса, даётся ещё раз в начале 2 класса и т.д. Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающую к концу учебного года, у других- распад сформированных стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года. В одном случае наблюдается большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом случае - в начале нового учебного года. Полученные сведения позволяют проектировать направления коррекционной работы. Результаты работ детей, требующих посторонней помощи и не справившихся с заданием в отведённое время, фиксируются. Для обследования следует выбирать одно и то же время, например первую половину дня.

 

Контрольные тексты

 

1 класс (конец обучения)

 

Диктант

 

Гроза

Стоит тёплый летний день. По небу плывёт большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.

30 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах.

 

Списывание (с печатного текста)

 

Ёжик

Тёплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий Ёжик. Он стал искать пищу.

18 слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах.

 

Списывание (с рукописного текста)

 

Журавль

Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.19 слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах.

 

2 класс (конец обучения)

 

Диктант

 

Кувшинки

На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые кораблики плывут по гладкой воде озера.

54 слов, 173 согласных, 121 гласная, 6 мягких знаков, 30 кластеров в словах.

 

 

 

Списывание (с печатного текста)

 

Цветёт черёмуха

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло то дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.53 слова, 165 согласных, 121 гласных, 2 мягких знака, 29 кластеров в словах.

 

Списывание (с рукописного текста)

 

Лягушка

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Дождик моросил по её лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.

50 слов, 151 согласных, 113 гласных, 4 мягких знаков, 29 кластеров в словах.

 

3 класс (конец обучения)

 

Диктант

 

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели. К лесной опушке слетаются птицы . Звенят в воздухе и радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные воробьи.

68 слов, 227 согласных, 157 гласных, 6 мягких знаков, 47 кластеров в словах.

 

Списывание (с печатного текста)

 

Мышь-малютка

Мышь-малютка-самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка-малютка ловко лазает по высоким стеблям, листьям, кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над землёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.

66 слов, 218 согласных, 155 гласных, 6 мягких знаков, 47 кластеров в словах.

 

Списывание (с рукописного текста)

 

Енот

Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам речек и озёр. Шёрстка у него длинная и густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой. Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала пополощет их в воде. За это прозвали его енотом-полоскуном. Енот и жёлуди, и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой. (по А.Тамбиеву)

70 слов, 167 согласных, 145 гласных, 4 мягких знака, 26 кластеров в словах.

 

4 класс (конец обучения)

Диктант

 

Бабочки на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь- и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску. Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх. Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.

82 слова, 234 согласных, 183 гласных, 6 мягких знаков, 56 кластеров. Слова для справок: вверх, обратно.

 

Списывание (с печатного текста)

На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Куличи кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает. Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе-всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков. (По Ю. Фролову)

79 слов, 232 согласных, 179 гласных, 1 мягкий знак, 54 кластера.

 

Списывание (с рукописного текста)

 

Берёза

Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдёшь к берёзке, прижмёшься щёткой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радует своей красотой. Жизнь у берёзы не лёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники вяжут, и бересту дерут. На туески. Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную траву. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, берёзка тянет листики-ладошки из старого пня.

( По Ю.Фролову)

78 слов, 231 согласная, 172 гласных, 7 мягких знаков, 46 кластеров.

 

Обследование чтения младших школьников

Цель исследования: определение освоения грамматического строя речи. Выявление освоения букв, определение характера чтения.

1 класс (первое полугодие)

Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением

Назвать буквы, перечёркнутую дополнительными штрихами

Назвать недописанные буквы

4. Чтение слогов:

- прочитать прямые слоги (Са, шу, ха, ну, ры, да)

- прочитать обратные слоги (Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом)

         прочитать слоги со стечением согласных (Ста,  кро, тру, гло, цви)

        

Чтение слов:  бровь, строчка, кастрюля, мотоциклист, белка, банки

Чтение предложений: Миша спит. Саша гуляет.

Чтение текста: «Плохой сторож»

1 класс (второе полугодие)

1. Назвать буквы, перечеркнутую дополнительными штрихами

2. Назвать недописанные буквы

3. Чтение рассказа «Лев и лиса»

2 — 4 класс

Чтение рассказа «Лев и лиса»

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

1класс
3 балла– читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту, понимание прочитанного в полном объёме;
2 балла–  читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов в минуту, понимание прочитанного не в полном объёме с направляющими вопросами;
1 балл  –  читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже, понимание прочитанного ограничено;

0 баллов – знает буквы, чтение слогов из гласных.

2 класс

3 балла – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
2 балла – ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
1 балл – ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

3 класс

3 балла– ученик читает целыми словами со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
2 балла – ученик читает текст вслух целыми словами со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча – не менее 70 слов в минуту.
1 балл – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки; темп чтения молча – не менее 60 слов в минуту.

4 класс

3 балла – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
2 балла  – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
1 балл – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какой замечательный материал! Спасибо!

11 July

Спасибо, Светлана Павловна!

6 October

Похожие публикации