Рабочая программа по литературе в 5 классе

0
0
Материал опубликован 15 October 2020

МБОУ «Шубанская основная общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрена на заседании ШМО Согласована Утверждена

Руководитель ШМО: Заместитель директора по УР: Директор школы:

______/Закиева Л.З./ _______/Гильмутдинова Л.Н./ _______/Рахимзянов Х.Г. Протокол № 1 от Приказ№

« » августа 2020 г. « » августа 2020 г. « » августа 2020 г.



Рабочая программа

по русской литературе

для 5 класса

Гильмутдиновой Лилии Назировны,

учителя I квалификационной категории









Принята на заседании

педагогического совета

протокол №

от « » августа 2020г.









2020 год


Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.



Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные деийствия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

определять тему и основную мысль произведения (56 кл.);

владеть различными видами пересказа (56 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (67 кл.);

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (56 кл.); оценивать систему персонажей (67 кл.);

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (57 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (79 кл.);

определять родо-жанровую специфику художественного произведения (59 кл.);

объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (79 кл.);

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (57 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (89 кл.);

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (79 кл.);

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (59 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (59 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

выразительно прочтите следующий фрагмент;

определите, какие события в произведении являются центральными;

определите, где и когда происходят описываемые события;

опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведениизначимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К

основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

определите позицию автора и способы ее выражения;

проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

напишите сочинение-интерпретацию;

напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами1).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 56 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 78 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).













Содержание учебного курса

ПЯТЫЙ КЛАСС



Русский фольклор

Колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, скороговорки, загадки.

Сказки «Иван-царевич», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», « Солдатская шинель»

Древнерусская литература

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Русская литература 18 века

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру»

Русская литература 19 века (первая половина)

И.А. Крылов «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица»

В.А.Жуковский Сказка «Спящая царевна»Баллада «Кубок»

А.С.Пушкин Стихотворение «Зимний вечер» , Стихотворение «Няне» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «У лукоморья…»

М.Ю. Лермонтов «Бородино» , « Парус»

Литературные сказки XIX-ХХ века

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

Н.В. Гоголь Повесть «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством».

Русская литература 19 века (вторая половина)

Н.А. Некрасов .Стихотворение «Крестьянские дети» , «Мороз. Красный нос» (отрывок из поэмы»

А.Н. Майков «Ласточки» И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне», А.Н.Плещеев «Весна», И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи»

И.С. Тургенев .Повесть «Муму»

А.А.Фет . Стихотворение «Весенний дождь»

Ф.И. Тютчев Стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») , стихотворения «Зима недаром злится…», «Как верея охот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»,

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

А.П. Чехов . Рассказ «Хирургия»

С.А. Есенин .Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

А.П. Платонов. Рассказ «Никита»

А.Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

Проза конца XIX – начала XX вв.

И.А. Бунин Рассказ «Косцы»

В.Г.Короленко Повесть «В дурном обществе»

В.П. Астафьев Рассказ «Васюткино озеро»

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»

К.Г. Паустовский Рассказы «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы»

Русская литературная сказка XX века

Самуил Яковлевич Маршак. «Двенадцать месяцев»

Проза о детях

Саша Чёрный Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Поэзия 2-й половины ХХ в. Н.М. Рубцов «Родная деревня», К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»


Поэзия 20-50 годов ХХ века

Д.Б.Кедрин «Алёнушка» ,А.А. Прокофьев «Алёнушка», Дон-Аминадо «Города и годы»

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» ) Н.Назаркин «Изумрудная рыбка»

Литература народов России.

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»

Зарубежная литература

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги , песни

Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы)

Зарубежная сказочная и фантастическая проза

Г.Х.Андерсен Сказка«Снежная королева»

Бр.Гримм «Бременские музыканты», Ш.Перро «Золушка»

Зарубежная проза о детях и подростках

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы

Дж.Лондон «Сказание о Кише»

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения

-Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

-Устное народное творчество. Жанры фольклора.

-Форма и содержание литературного произведения: читатель; персонаж, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пейзаж, интерьер.

-Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, литота, аллегория.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

1.

Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека.

1

03.09



2.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Детский фольклор (Колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, скороговорки, загадки.)

1

05.09



3.

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

1

07.09



4.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

1

10.09



5.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

1

12.09



6-7

Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чудо-юдо». Жанр сказки.

2

14.09



8.

Сказки о животных . «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.

1

17.09



Из древнерусской литературы


9.

Общее представление о древнерусской литературе.

1

19.09



10.

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

22.09



Из русской литературы 18 века


11.

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случилось вместе два астронома в пиру…»

1

24.09



Из русской литературы 19 века


12.

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). И.А.Крылов. Ознакомление с творчеством.

1

26.09



13

Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.


28.09



14.

Басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

1

01.10



15-16

В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки

2

03.10

05.10



17

Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок».

1

08.10



18.

Контрольный тест

1

10.10



19.

А.С.Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»

1

12.10



20

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

1

15.10





21.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил



1

17.10





22.

Помощники царевны. Народная мораль, нравственность



1

19.10





23.

Королевич Елисей. Победа добра над злом.



1

22.10



24

Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа


24.10



25.

В/ч Сказки А.С.Пушкина.

1

26.10





26.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»



1

29.10





27

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание



1

31.10



28

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

1

09.11





29.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Парус», «Бородино»



1

12.11



30.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»



1

14.11





31.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Сюжет повести «Заколдованное место»



1

16.11





32.

Реальное и фантастическое в сюжете повести



1

19.11





33.

Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством»



1

21.11





34.

Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века



1

23.11





35.

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.
«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»



1

26.11





36-37

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»



2

28.11





38

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».



1

30.11





39.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение



1

03.12





40.

Герасим и Муму. Счастливый год.



1

05.12





41.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.



1

07.12





42-43

Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.



2

10.12

12.12





44.

Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками



1

14.12





45.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»



1

17.12





46

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.



1

19.12



47.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы



1

21.12



48.

Странная дружба Жилина и Дины.

1

24.12





49

Краткость и выразительность языка рассказа.



1

26.12






50.

Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»



1

11.01





51.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»



1

14.01





52.

В/ч Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

1

16.01





53.

Образы природы в русской поэзии. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Зима недаром злится...», «Как верея охот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...», ... Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».



1

18.01





54.

Р/р Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения



1

21.01





55.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»



1

23.01



56.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»



1

25.01





57.

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»



1

28.01



58.

Путь Васи к правде и добру

1

30.01







59.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести



1

01.02





60.

Р/р Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением



1

04.02





61.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина.
«Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями»



1

06.02





62.

Р/р Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

08.02





63.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка»



1

11.02





64.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе.



1

13.02





65.

В/ч «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова



1

15.02





66.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки



1

18.02





67.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».



1

20.02





68.

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»



1

22.02





69.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»



1

25.02





70.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»



1

27.02





71.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки



1

01.03





72.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки.



1

04.03





73.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»



1

06.03





74.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».



1

11.03





75.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои



1

13.03






76-77

Человек и природа в рассказе

2

15.03

18.03





78.

Р/р Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».



1

20.03





79.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»



1

01.04





80.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».



1

03.04





81.

Р/рhВеликая Отечественная война в жизни моей семьи



1

05.04





82.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»



1

08.04





83.

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..»)





1

10.04



84.

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Амина- до. «Города и годы»

1

12.04





85.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор



1

15.04





86.

В/ч Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».



1

17.04





87-88

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»



2

19.04

22.04



89.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»



1

24.04



90-91

Два мира сказки «Снежная королева»



2

26.04

29.04



92

Р.Л. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд»


1

03.05





93.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера



1

06.05



94-95

Том Сойер и его друзья

2

08.05

10.05





96-97


Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»



2

13.05

15.05



98.

Обобщение изученного материала за курс 5 кл.

1

17.05





99.

Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века



1

20.05



100- 104

Уроки внеклассного чтения

Писатели-сказочники и их герои. (бр.Гримм «Бременские музыканты», Ш.Перро «Золушка»)


5

22.05

24.05

27.05

29.05



105.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.



1

31.05





1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.