12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Баранова Наталья Валерьевна131 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по курсу «Родной (русской) литературы»
РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу русская родная литература составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12. 2010 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1644, с изменениями в ред. приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577).
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Одной из основных задач образования и воспитания школьников является сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Особую значимость приобретает обращение к истории родного края, малой Родины. Изучение русской родной литературы позволяет человеку осознать свою непосредственную причастность к истории, узнать свои «корни», сохранить и развить «связь поколений» своей семьи и родственников. Все это делает жизнь человека более значимой, вкладывает в него дополнительный смысл существования.
Общая характеристика учебного курса
Глубокое патриотическое чувство формируется на протяжении всей жизни человека, но в школьном возрасте требует специальных условий. Эталон носителя нравственно- патриотических качеств культивируется на чувстве привязанности к месту жительства, к людям, его населяющим, на изучении истории Отечества, на гордости за её успехи и страданиях за её неудачи, а главное – на желании созидать во благо Родины.
Сущность школьного литературного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя территории своего края. Краеведение развивает у школьников наблюдательность, мышление, воспитывает волю, любознательность, пробуждает познавательные интересы, собирательскую активность, способствует увлечению наукой. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – объединение учения с жизнью. Один из патриархов отечественного краеведения, председатель Союза краеведов России С.О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего, – основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого «остального», к развитию общих представлений о мире и обществе».
Цель курса родной русской литературы – создать условия для:
− формирования нравственных качеств у учащихся при изучении историко-культурного наследия Малой родины.
− воспитания у школьников любви к родному краю, чувства гордости за свою Родину;
− привлечения учащихся к активной работе по изучению истории и литературы своего города, области;
− сохранения культурно – духовные богатства наших предков;
− укрепления преемственности поколений;
− воздействия культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств молодежи (на примере своей малой Родины).
Основные задачи курса:
− Формирование гуманистической направленности личности учащихся, приобщение к духовным ценностям, накопленным как народами нашей страны.
− Воспитание патриотических чувств, формирование гражданина, ценностно- ориентированной личности, способной к самоопределению и самореализации.
− Формирование у учащихся важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.
− Расширение кругозора учащихся и их познавательных возможностей.
Курс родной русской литературы включает изучение биографий и творчества литераторов прошлых веков и наших современников, родившихся или бывавших на Уральской земле (Д.Н. Мамин-Сибиряк, П.П. Бажов, Б.А. Дижур, Е.А. Пермяк, Б.С. Рябинин, Е.Е. Хоринская, Н.Г. Никонов, В.П. Крапивин и др).
Изучаемые произведения распределены так, чтобы их идейно-тематическое и художественное своеобразие в наибольшей степени соответствовали возрастным особенностям учащихся. Такой подход обеспечивает активную работу мысли и чувства учащихся.
Личность писателя находит многостороннее отражение в его творчестве. Важно привлечь внимание учеников к обсуждаемому произведению, так как в нём предстают не только природа, люди, история, но и сам писатель, влюблённый в русскую землю. Углублённому познанию литературного произведения помогает знакомство с историей его создания, с конкретными фактами, на которые опирался художник слова и которые учат школьников сопоставлять реальные явления с их отображением в литературе, тем самым приобщая их к художественному процессу, к творчеству.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Родная русская литература» изучается в 5 классе основной школы по одному часу в неделю. Всего 35 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Изучение курса создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и метапредметными результатами, спланирована деятельность по формированию и развитию УУД.
Личностные результаты:
− формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение а прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; формирование собственного круга чтения;
− формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
− осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
− развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
− овладение техникой составления плана;
− овладение различными видами пересказа;
− умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
− умение формулировать доказательные выводы.
Предметные результаты:
− осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
− формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
− понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
− обеспечение культурной самоиндетификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений русской (российской) культуры;
− воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
− развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
− овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
− адекватное восприятие воспринятых на слух прочитанных произведений;
− овладение элементарными навыками анализа содержания энциклопедической статьи, публицистического текста, литературного произведения;
− умение использовать теоретические понятия.
Содержание учебного курса
Введение. Знакомство с содержанием курса. Цели и задачи курса.
Устное народное творчество Урала
Фольклор малых форм. Детский фольклор
Колыбельные песни, считалки, пословицы и поговорки. Особенности строения произведения. Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка.
Сказки народов Урала. Виды сказок. Сказки о животных: «Хитрый козёл», «Волк-лекарь», «Ласточка и комар», «Волк и козлёнок», «Петух с лисой» (по выбору). Окружающий мир в народных сказках; мораль сказки; особенности языка.
Волшебные сказки: «Про царевича Петра и волшебного коня», «Топор-саморуб». Традиционные черты волшебной сказки, волшебные герои и волшебные события.
Бытовые сказки: «Хитрый солдат», «Жена ленивая», «Друг», «Кисель». Характеры героев. Элементы волшебной сказки и сказки о животных; поучительный смысл сказки.
Пословицы, собранные на Урале В.Н.Татищевым. Пословицы – отражение народной мудрости. Поучительный смысл пословиц.
Народные песни Урала
Игровые, святочные, масленичные песни, свадебные песни, хоровые песни девушек, бытовые песни. Обряды. Лиризм; традиционные для народного творчества образы и выразительные средства языка; функции песен в быту народа.
Легенды и мифы Урала
«Легенда о Нейве и Таватуе», «Легенда о Полюде и Ветлане», «Легенда о Полозе». Легенды как отражение мировоззрения народов Урала.
Уральская литературная сказка и сказы
П.П. Бажов
Тема труда, мастерства, ремесла в сказах П.П. Бажова. Простой человек и его труд, талант и мастерство. Сказы « Малахитовая шкатулка», «Марков камень», «Про великого Полоза».
Л. И. Кузьмин.
Тема труда и народных праздников на земле-кормилице. Рассказы «Бабушкины блины», «Самый счастливый день масленицы», «Тёплый благовест», «Золотые острова». Рассказ- притча «Счастье».
Подростки середины ХХ века в уральской литературе
В.Ф.Потанин
«Подари мне сизаря». Образ детства в рассказе В.Ф.Потанина. Сложность отношений детей и взрослых. Роль рассказчика в произведении.
Л. И. Давыдычев
«Лёлишна из третьего подъезда». Жанр книги – циркового представления: роль заглавий как объявлений конферансье; элементы композиции: парад участников, завязка, развитие действия, репризы и т.д. Образы детей и взрослых. Взаимоотношения героев.
В. П. Крапивин
«Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой». Авторская концепция детства как поры радости открытия мира, ребячьей дружбы, сказочного видения мира. Мир романтических идеалов. Изображение мира с точки зрения ребёнка. Взволнованный, приподнятый тон повествователя-взрослого.
Человек и природа в произведениях уральских поэтов и писателей
В. П. Астафьев
«Стародуб», «Еловая ветка», «Зорькина песня». Слияние природы и человека; природа как жизнь, красота, любовь, вдохновение.
Б. С. Рябинин
Рассказы «По следу», «Рассказы о потерянном друге», «Друг, потерянный тобой». Взаимоотношения человека и собаки, способы создания образов, авторская позиция.
Е. Ф. Трутнева
Лирика. Оптимизм. Бережное отношение ко всему живому, романтическое восприятие мира, доброта и непосредственность; изображение природы и труда людей.
Великая Отечественная война в произведениях поэтов
Уральские поэты о подвиге народа в Великой Отечественной войне. В. Радкевич, А. Домнин, А. Столяров, А. Решетов. Жизнь и деятельность, военная тематика их творчества.
Красота и величие мира
Стихотворения, рассказывающие о красоте и величие уральского края, пробуждающие чувство любви к природе родного края, к малой родине в стихотворениях Л.К.Татьяничевой, К.А.Некрасова, Ф.И.Васильева.
Теория литературы
Литература как искусство словесного образа. Литература и фольклор. Понятие об устном народном творчестве (фольклоре). Жанры фольклора. Сказки. Типы сказок. Жанр литературной сказки. Общее и национально-своеобразное в русском и родном фольклоре. Сказка в родном, русском фольклоре. Духовное и тематическое единство сказочных сюжетов.
Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Героический характер. Главные и второстепенные персонажи. Средства создания литературного персонажа (портретная, речевая характеристика). Лирический герой. Образы времени и пространства, природные образы.
Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.
Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Внутренний монолог. Лирический сюжет.
Авторская позиция. Заглавие произведения. Финал произведения.
Тематика и проблематика произведения. Идейно-эмоциональное содержание произведения.
Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Ритм, рифма. Строфа.
Литературные роды и жанры. Эпос. Лирика. Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть). Лирические жанры (стихотворение).
Идея и тема, нравственный пафос произведения.
№ | Содержание | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Знакомство с целями и задачами курса «Родная русская литература» | Введение. Цели и задачи курса | 1 |
2 | Устное народное творчество Урала Малые формы детского фольклора (загадки, считалки, колыбельные песни). Пословицы и поговорки. Особенности строения произведений. Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка. Пословицы – отражение народной мудрости. Поучительный смысл пословиц. Собиратели пословиц. Теория литературы: колыбельные песни, считалки, пословицы и поговорки. | Малые формы детского фольклора (загадки, считалки, колыбельные песни). | 1 |
3 | Пословицы, собранные на Урале | 1 | |
4 | Виды сказок: сказки о животных - окружающий мир в народных сказках; мораль сказки; особенности языка; волшебные сказки - традиционные черты волшебной сказки, волшебные герои и волшебные события; бытовые сказки- элементы волшебной сказки и сказки о животных; поучительный смысл сказки. Теория литературы: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки | Сказки народов Урала. Виды сказок. Сказки о животных. | 1 |
5 | Волшебные сказки уральского края. | 1 | |
6 | Бытовые сказки народов Урала. | 1 | |
7-8 | Игровые, святочные, масленичные песни, свадебные песни, хоровые песни девушек, бытовые песни. Обряды. Лиризм; традиционные для народного творчества образы и выразительные средства языка; функции песен в быту народа. Теория литературы: лирические и обрядовые песни; литературный образ, изобразительно-выразительные средства | Народные песни уральского края. Традиционные образы. | 2 |
9-10 | Легенды Урала как способ изучения истории и географии родного края. Теория литературы: легенда (начальное представление), миф (начальное представление) | Легенды и мифы Урала | 2 |
11 | Проверка степени освоенности материала по теме «Устное народное творчество Урала» | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество Урала» | 1 |
12-13 | Уральская литературная сказка и сказы Реальность и фантастика в сказах П.П.Бажова. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы: сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное) | П.П. Бажов. Сказы « Малахитовая шкатулка», «Марков камень», «Про великого Полоза». | 2 |
14-15 | Тема труда и народных праздников на земле-кормилице. | Л.И.Кузьмин. Рассказы «Бабушкины блины», «Самый счастливый день масленицы», «Тёплый благовест», «Счастье». | 2 |
16-17 | История создания сборника «Алёнушкины сказки». Галерея сказочных образов животного мира в сказках писателя. Характеристика языка сказок. Композиция. Аллегория сказок. Мораль. Определение воспитательной ценности сказок Мамина-Сибиряка | Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки» | 2 |
18 | Проверка степени освоенности материала по теме «Уральская литературная сказка и сказы» | Контрольная работа №2 по теме «Уральская литературная сказка и сказы» | 1 |
19 | Подростки середины ХХ века в уральской литературе Образ детства в рассказе В.Ф.Потанина. Сложность отношений детей и взрослых. Роль рассказчика в произведении. Теория литературы: рассказ, сюжет (начальное представление), герой-повествователь (начальное представление), речевая характеристика героя (начальные представления). | В.Ф.Потанин «Подари мне сизаря» | 1 |
20 | Жанр книги - циркового представления: роль заглавий как объявлений конферансье; элементы композиции: парад участников, завязка, развитие действия, репризы и т.д. Образы детей и взрослых. Взаимоотношения героев. | Л.И.Давыдычев «Лёлишна из третьего подъезда» | 1 |
21-22 | Авторская концепция детства как поры радости открытия мира, ребячьей дружбы, сказочного видения мира. Мир романтических идеалов. Изображение мира с точки зрения ребёнка. Взволнованный, приподнятый тон повествователя-взрослого. | В.П.Крапивин «Мальчик со шпагой» | 2 |
23 | В.П.Крапивин «Та сторона, где ветер» | 1 | |
24 | Проверка степени освоенности материала по теме «Подростки середины ХХ века в уральской литературе» | Контрольная работа №3 по теме «Подростки середины ХХ века в уральской литературе» | 1 |
25-26 | Человек и природа в произведениях уральских поэтов и писателей Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами и писателями. Взаимосвязь природы и человека, экологические проблемы в творчестве писателей и поэтов. Слияние природы и человека; природа как жизнь, красота, любовь, вдохновение. Теория литературы: лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (начальное представление). Изобразительно-выразительные средства (начальное представление) | В.П.Астафьев. Рассказы «Стародуб», «Еловая ветка», «Зорькина песня». Проблема экологии в творчестве В.П.Астафьева. | 2 |
27 | Б. С. Рябинин. Рассказы «По следу», «Рассказы о потерянном друге», «Друг, потерянный тобой». Взаимоотношения человека и собаки, способы создания образов, авторская позиция. | 1 | |
28 | Е.Ф.Трутнева. Лирика. Оптимизм. Бережное отношение ко всему живому, романтическое восприятие мира, доброта и непосредственность; изображение природы и труда людей | 1 | |
29 | Проверка степени освоенности материала по теме «Человек и природа в произведениях уральских поэтов и писателей» | Контрольная работа №4 по теме «Человек и природа в произведениях уральских поэтов и писателей» | 1 |
30-31 | Великая Отечественная война в произведениях поэтов Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее. Теория литературы: средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (начальное представление). | Великая Отечественная война в стихотворениях В.Радкевича, А.Решетова, А.Столярова, А.Домнина. | 2 |
32 | Красота и величие мира Стихотворения, рассказывающие о красоте и величие уральского края, пробуждающие чувство любви к природе родного края, к малой родине. Теория литературы: средства выразительности (начальные представления) | Красота и величие мира в стихотворениях уральских поэтов Л.К.Татьяничевой, К.А.Некрасова, Ф.И.Васильева | 2 |
33 | |||
34-35 | Проверка степени освоенности материала по курсу «Родная русская литература» | Итоговый урок по курсу «Родная русская литература» | 2 |
График контрольных работ
№ п.п. | Вид (форма) работы | Тема | Кол-во часов, отводимых на данную работу | Сроки проведения (неделя, месяц) |
11 | Контрольная работа №1 | «Устное народное творчество Урала» | 1 | |
18 | Контрольная работа №2 | «Уральская литературная сказка и сказы» | 1 | |
24 | Контрольная работа №3 | «Подростки середины ХХ века в уральской литературе» | 1 | |
29 | Контрольная работа №4 | «Человек и природа в произведениях уральских поэтов и писателей» | 1 |
№ | Тема урока | Интернет-ссылка | Кол-во часов |
1 | Введение. Цели и задачи курса | 1 | |
2 | Устное народное творчество Урала Малые формы детского фольклора (загадки, считалки, колыбельные песни). | 1 | |
3 | Пословицы, собранные на Урале | Сборник пословиц, собранных Татищевым «Слово пуще стрелы» См.: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург: Магеллан, 2007 – с.53 | 1 |
4 | Сказки народов Урала. Виды сказок. Сказки о животных. | «Ласточка и комар» «Ласточка и комар» «Топор-саморуб» «Хитрый козёл» «Хитрый солдат» «Жена ленивая» | 1 |
5 | Волшебные сказки уральского края. | 1 | |
6 | Бытовые сказки народов Урала. | 1 | |
7-8 | Народные песни уральского края. Традиционные образы. | См.: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург: Магеллан, 2007 – с.28-30,46-52 | 2 |
9-10 | Легенды и мифы Урала | «О Полозе» см.: Предания и легенды Урала: фольклорные рассказы. – Свердловск: Средне-Урал. кн. Изд-во, 1991 «Таватуй и Нейва» см.: Человек пришел на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях. – Екатеринбург: Банк культурной информации, изд-во «Сократ», 1998 | 2 |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество Урала» | 1 | |
12-13 | Уральская литературная сказка и сказы П.П. Бажов. Сказы « Малахитовая шкатулка», «Марков камень», «Про великого Полоза». | «Малахитовая шкатулка» «Марков камень» «Про великого Полоза» | 2 |
14-15 | Л.И.Кузьмин. Рассказы «Бабушкины блины», «Самый счастливый день масленицы», «Тёплый благовест», «Счастье». | «Бабушкины блины» «Самый счастливый день масленицы» «Теплый благовест» «Счастье» | 2 |
16-17 | Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки» | См.: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006 – с.275-301 | 2 |
18 | Проверка степени освоенности материала по теме «Уральская литературная сказка и сказы» | Контрольная работа №2 по теме «Уральская литературная сказка и сказы» | 1 |
19 | Подростки середины ХХ века в уральской литературе В.Ф.Потанин «Подари мне сизаря» | См.: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург: Магеллан, 2007 – с.490 | 1 |
20 | Л.И.Давыдычев «Лёлишна из третьего подъезда» | «Лёлишна из третьего подъезда» | 1 |
21-22 | В.П.Крапивин «Мальчик со шпагой» | «Мальчик со шпагой» | 2 |
23 | В.П.Крапивин «Та сторона, где ветер» | «Та сторона, где ветер» | 1 |
24 | Контрольная работа №3 по теме «Подростки середины ХХ века в уральской литературе» | 1 | |
25-26 | Человек и природа в произведениях уральских поэтов и писателей В.П.Астафьев. Рассказы «Еловая ветка», «Зорькина песня». Проблема экологии в творчестве В.П.Астафьева. | «Еловая ветка» «Зорькина песня» | 2 |
27 | Б. С. Рябинин. Рассказы «По следу», «Рассказы о потерянном друге». Взаимоотношения человека и собаки, способы создания образов, авторская позиция. | «Рассказы о потерянном друге» | 1 |
28 | Е.Ф.Трутнева. Лирика. Оптимизм. Бережное отношение ко всему живому, романтическое восприятие мира, доброта и непосредственность; изображение природы и труда людей | См.: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006 – с.419-425 | 1 |
29 | Контрольная работа №4 по теме «Человек и природа в произведениях уральских поэтов и писателей» | 1 | |
30-31 | Великая Отечественная война в произведениях поэтов Великая Отечественная война в стихотворениях В.Радкевича, А.Решетова, А.Столярова, А.Домнина. | 2 | |
32 | Красота и величие мира Красота и величие мира в стихотворениях уральских поэтов Л.К.Татьяничевой, К.А.Некрасова, Ф.И.Васильева | См.: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург: Магеллан, 2007 – с.535-537 (Татьяничева Л.К.), с.544-546 (Некрасов К.А), с.547-549 (Васильев Ф.И) | 2 |
33 | |||
34-35 | Итоговый урок по курсу «Родная русская литература» | 2 |