12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга164
Закончила Вольское Педагогическое училище №2 им. Ф.И. Панферова окончила в 1991 году, по специальности: «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» присвоена квалификация учитель начальных классов.
Россия, Саратовская обл., п.Восточный
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение 2012

Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение, 2013

Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 2 класса - М.: Экзамен 2014

Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011

Миссия школы состоит в воспитании и развитии активной, физически и психически развитой личности через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, в которых они раскрывают свои творческие возможности и максимально полно реализуют свои потребности и интересы.

Учебные достижения школьников:

Информированность – объём знаний и умение воспроизводить их.

Грамотность – способность решать стандартные повседневные задачи, используя основные способы познавательной деятельности на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

Компетентность – способность решать проблемы в нестандартных условиях.

Решая задачи и претворяя в жизнь миссию школы, мы получаем модель выпускника на разной ступени обучения:

Модель выпускника начальной школы по новому стандарту выглядит так:

Прямоугольник 7       Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир

Прямоугольник 6       Владеющий основами умения учиться.

Прямоугольник 5       Любящий родной край и свою страну.

Прямоугольник 4       Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Прямоугольник 3       Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Прямоугольник 2       Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.

Прямоугольник 1       Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 68 ч: 2 часа в неделю.

Результаты изучения курса

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные
Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты
Обучающийся научится:

находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;

находить связи в природе, между природой и человеком;

проводить наблюдения и ставить опыты;

измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

сравнивать объекты природы, делить их на группы;

ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

различать виды транспорта;

приводить примеры учреждений культуры и образования;

определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

приводить примеры семейных традиций;

соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

ориентироваться на местности разными способами;

различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

различать водоёмы, узнавать их по описанию;

читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”

Ошибки:

неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных признаков;

несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объектов на карте.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

Оценка "5" выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.

Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

В письменных проверочных работах по предмету “Окружающий мир” орфографические ошибки не учитываются.

Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.

Учитывая, что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию.

Итоговые письменные проверочные работы проводятся в конце полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут)

Тест Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«З» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Цель регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семье ведения, физиологии, анатомии, гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Программа состоит из пяти блоков:

Этический блок. 6 часов

Психологический блок. 8 часов

Правовой блок. 4 часа

Семьеведческий блок. 6 часов

Медико-гигиенический 10 часов

Всего – 34 часа, 1 раз в неделю

Учебно – тематический план

№ п\п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

   

Развитие речи

уроки

практические работы

контрольные работы

зачёты

 

1

Где мы живем

4

3

 

1

   

2

Природа

20

19

6

1

   

3

Жизнь города и села

10

9

 

1

   

4

Здоровье и безопасность

9

8

1

1

   

5

Общение

7

6

1

1

   

6

Путешествия

18

17

2

1

   
 

Итого

68

61

 

7

   

 

Содержание тем учебного курса

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.


Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

2 класс

Экскурсии:

Что нас окружает?

Живая и неживая природа.

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Знакомство с достопримечательностями родного города.

Весенние изменения в природе.

Формы земной поверхности родного края.

Водоемы родного края.

Практические работы:

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Знакомство с горными породами и минералами.

Свойства воды.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Приемы ухода за комнатными растениями.

Отработка правил перехода улицы.

Отработка основных правил этикета.

Определение сторон горизонта по компасу.

Основные приемы чтения карты.

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и темы уроков.

Количество часов

Планируемые результаты УУД

Дата проведения

Наглядные пособия,

ТСО,ИКТ

Домашнее задание

По плану

Факт.

1

Раздел «Где мы живем?» (4 ч) Родная страна

ОЗОЖ Зачем я на этой Земле

1

Учащиеся осознают себя жителями планеты Земля; научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн); анализировать информацию, представленную в учебнике; делать выводы из изученного материала

     

С помощью взрослых узнать о гербе своего региона, выучить два куплета гимна

2

Город и село. Проект «Родной город (село)»

1

Учащиеся научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана; работать в группе

     

С.8-11 прочитать, нар.свой дом, начать работу над проектом

3

Природа и рукотворный мир

ОЗОЖ Я часть природы

1

Учащиеся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и рукотворного мира; делать выводы из изученного материала

     

С.15-17,т.с.5 з.2

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»

1

Учащиеся научатся оценивать свои достижения

       

5

Раздел «Природа» (20 ч) Неживая и живая природа

ОЗОЖ Красота окружающего мира

1

Учащиеся осознают ценность природы; научатся различать объекты живой и неживой природы

     

Т.с.7-8 №2,5

6

Явления природы

1

Учащиеся научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; анализировать иллюстрации учебника; делать выводы из изученного материала

     

С.28 прочитать и ответить на вопросы, т.с.11 №4

7

Что такое погода

ОЗОЖ Зеленая аптека

1

Учащиеся научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде; составлять план рассказа и рассказывать по плану

     

С.33-35, прочитать, вести наблюдение за погодой

8

В гости к осени (экскурсия)

1

Учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе; научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними

     

Т.с.13 №1

9

В гости к осени (урок)

ОЗОЖ Доктора природы

1

Учащиеся осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично; научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе; выступать с сообщениями

     

Т.с.14 №5, в ат.опред. найти информацию о ласточках и стрижах, сравнить

10

Звездное небо

1

Учащиеся научатся наблюдать звездное небо и находить на нем изученные созвездия; сопоставлять иллюстрации учебника с описанием; пользоваться дополнительными источниками информации

     

Т.с.15№3

11

Заглянем в кладовые Земли

ОЗОЖ Доктора природы

1

Учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги

     

С.45 прочитать, т.с.16 №3

12

Про воздух

1

Учащиеся осознают значение воздуха для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы

     

Придумать и записать свою загадку про воздух, понаблюдать за небом в разное время суток. подготовить фоторассказ на тему «Красота неба»

13

Про воду

ОЗОЖ Занятие по развитию воображения

1

Учащиеся осознают значение воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы

     

Придумать загадку о воде, подготовить фоторассказ на тему «Красота воды№

14

Какие бывают растения

1

Учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами

     

Т.с.20 №5

Подготовить фоторассказ на тему «Красота растений»

15

Какие бывают животные

ОЗОЖ Занятие по развитию внимания

1

Учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию; выступать с сообщениями

     

Т.с.22 №6, приготовить сообщения=е о любом животном

16

Невидимые нити

1

Учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы; научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать текст; делать выводы из изученного материала

     

Приготовить рассказ о невидимых нитях

17

Дикорастущие и культурные растения

ОЗОЖ Занятие по развитию памяти

1

Учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.

     

С.69, задания по схемам.

Найти другие легенды о растениях. Подготовить о них сообщение.

18

Дикие и домашние животные

1

Учащиеся осознают значение животных для человека; научатся сравнивать и различать диких и домашних животных.

     

Т.с.26-27 в рамке.

Найти другие легенды о животных.

19

Комнатные растения

ОЗОЖ Занятие по развитию мышления

1

Учащиеся научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями; делать выводы из изученного материала.

     

Учебник: прочитать памятку по уходу за комнатными растениями.

Т.с.28-29,№2-4

20

Животные живого уголка

1

Учащиеся осознают значение содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека; научатся ухаживать за животными живого уголка; использовать информацию из атласа определителя для подготовки сообщения

     

Т.с.31 №3,4, подготовить сообщение о своем питомце

21

Про кошек и собак

ОЗОЖ Развитие эмоциональной сферы

1

Учащиеся осознают необходимость нести ответственность за домашних животных; научатся приводить примеры разных пород кошек и собак, пользуясь атласом –определителем; извлекать из дополнительной литературы нужную информацию

     

Подготовить рассказ о какой-нибудь породе кошек и собак, нарисовать рисунок

22

Красная книга

1

Учащиеся осознают ответственность за сохранение природы; научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; читать текст учебника и использовать полученную информацию для сообщения

     

Подготовить сообщение о любом растении или животном занесенном в Красную книгу

23

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

ОЗОЖ Развитие эмоциональной сферы

1

Учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала; работать в группе

     

Т.с.35 №3

Начать работу над проектом

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

Учащиеся научатся оценивать свои достижения

       

25

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

Что такое экономика

ОЗОЖ Развитие навыков общения

1

Учащиеся осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны; научатся объяснять. Что такое экономика, и называть ее составные части; извлекать из различных источников новые сведения; готовить сообщения

     

Т.с.38 №3,4 узнать с помощью дополнительной литературы, какие деньги используются в разных странах

26

Из чего что сделано

1

Учащиеся научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; делать выводы из изученного материала

     

Т.с.40 №4

27

Как построить дом

ОЗОЖ Развитие навыков общения

1

Учащиеся научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности; читать текст и находить в нем нужную информацию, предлагать вопросы по содержанию текста

     

Выполнить рисунок своего дома, рассказать о нем

28

Какой бывает транспорт

1

Учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа

     

Т.с.45 №4

29

Культура и образование

ОЗОЖ Правила поведения в школе и на улице

1

Учащиеся осознают необходимость посещение культурных учреждений; научатся различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры; извлекать из текста учебника нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста

     

Т.с.49№4, с помощью интернета совершить воображаемую экскурсию в музей

30

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

Учащиеся узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи, научатся определять название профессий по характеру деятельности; читать и обсуждать прочитанное; работать в группе

     

Т.с.50 №3

31

В гости к зиме (экскурсия)

ОЗОЖ Ответственность за безопасное поведение

1

Учащиеся научатся наблюдать за зимними природными явлениями; проводить исследования

     

Рассказать о том, что вы видели на экскурсии

32

В гости к зиме (урок)

1

Учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними

     

Подготовить серию рисунков на тему «Красота зимы»

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

ОЗОЖ Правила поведения и красота

1

Учащиеся научатся оценивать свои достижения

       

34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

1

Учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленными сообщениями; отвечать на вопросы; адекватно оценивать собственные знания и навыки

       

35

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

Строение тела человека

ОЗОЖ Правила поведения и здоровье

1

Учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни; научатся называть и показывать внешние части тела человека; извлекать из текста нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста

     

С.4-7 прочитать, т.с.4-5 №3,4

36

Если хочешь быть здоров

1

Учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни; соблюдение режима дня; научатся формулировать правила личной гигиены; делать выводы из изученного материала

     

Т.с.6 №2, составить распорядок дня

37

Берегись автомобиля!

ОЗОЖ Папа, мама, я – дружная семья.

1

Учащиеся осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения; научатся узнавать дорожные знаки и объяснять. Что они обозначают

     

Т.с.11 №4, выучить дорожные знаки, данные в учебнике

38

Школа пешехода

1

Учащиеся осознают необходимость соблюдение правил дорожного движения; научатся соблюдать изученные правила правила безопасности; делать выводы из изученного материала

     

Соблюдать правила дорожного движения, составить азбуку пешехода

39

Домашние опасности

ОЗОЖ Ответственность в семье

1

Учащиеся осознают необходимость соблюдение правил безопасного поведения в быту; научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; делать выводы из изученного материала

     

Придумать и нарисовать свои условные знаки для домашних опасностей.

Помнить и всегда соблюдать правила безопасного поведения в быту.

40

Пожар

1

Учащиеся запомнят правила предупреждения пожара; научатся вызывать пожарных по телефону; обсуждать рассказ; делать выводы из изученного материала.

     

Т.с.14,№3.

С помощью взрослых найти в интернете информацию и подготовить сообщение о работе пожарных.

41

На воде и в лесу

ОЗОЖ Как быть папой? Как быть мамой? (особенности ролевых взаимоотношений в семье)

1

Учащиеся запомнят правила поведения во время купания; научатся избегать опасности на воде и в лесу; делать выводы из изученного материала.

     

Т.с.15-16,№1-3,с.20,№3.

Запомнить правила поведения купания.

42

Опасные незнакомцы

1

Учащиеся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; научатся предвидеть опасность; пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми; делать выводы из изученного материала.

     

Записать на листок рабочие телефоны родителей, телефоны бабушек, соседей, а также телефоны экстренных служб: 01,02,03,04. Затем эту табличку повесить дома у телефона.

Выучить свой точный домашний адрес.

Вместе со взрослыми подумать, какие ещё опасные ситуации могут быть связаны с незнакомыми людьми и как выйти из этих ситуаций.

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

ОЗОЖ Чистота в доме и школе

1

Учащиеся научатся оценивать свои достижения.

       

44

Раздел «Общение» (7 ч)

Наша дружная семья

1

Учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.

     

Подготовить рассказ о традиции своей семьи.

45

Проект «Родословная»

ОЗОЖ Как я убираюсь дома и в школе

1

Учащиеся узнают родословную своей семьи; научатся составлять родословное древо семьи; собирать информацию; работать в группе.

     

Начать работу над проектом.

46

В школе

1

Учащиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе; делать выводы из изученного материала.

     

Т.с.22,№1,2.

Нарисовать условные знаки к правилам поведения в школе.

47

Правила вежливости

ОЗОЖ «Мужские» и «женские» обязанности

1

Учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

     

Стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения.

48

Ты и твои друзья

1

Учащиеся осознают необходимость культурного поведения в гостях, за столом; научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами.

     

Подготовить рассказ о своём друге.

Узнать и рассказать о других правилах поведения за столом.

49

Мы – зрители и пассажиры

ОЗОЖ Мой организм – целая планета

1

Учащиеся научатся вести себя в общественных местах; делать выводы из изученного материала; отвечать на вопросы.

     

Рассказать дома о правилах поведения в театре, общественном транспорте, соблюдать эти правила.

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

Учащиеся научатся оценивать свои достижения.

       

51

Раздел «Путешествия» (18 ч) Посмотри вокруг

ОЗОЖ Я хозяин своего здоровья

1

Учащиеся научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме; анализировать текст учебника; делать выводы из изученного материала.

     

Учебник: выучить определения, прочитать текст на с.70-71.

Т.с.28,№4,6.

52

Ориентирование на местности

1

Учащиеся научатся ориентироваться на месте с помощью компаса.

     

С.74-75 прочитать текст, запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им.

Т.с.31-32,№6.

Спросить у взрослых, как ещё можно ориентироваться на местности.

53

Ориентирование на местности

ОЗОЖ Путешествие по этой планете и знакомство с ее жителями, устройством

1

Учащиеся научатся ориентироваться на месте с помощью компаса.

     

С.74-75 прочитать текст, запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им.

Т.с.31-32,№6.

Спросить у взрослых, как ещё можно ориентироваться на местности.

54

Формы земной поверхности

1

Учащиеся научатся различать формы земной поверхности; работать со схемой.

     

С.78-79 прочитать текст, запомнить части горы и холма.

Т.с.33,№4.

55

Водные богатства

ОЗОЖ Дыхание, осанка и движение – смысл жизни.

1

Учащиеся научатся называть части реки; анализировать схему.

     

Т.с.35,№4.

Вместе со взрослыми приготовить фоторассказ на тему «Красота моря» (по желанию).

56

В гости к весне (экскурсия)

1

Учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

     

Вспомнить, что видели и слышали на экскурсии, рассказать об этом дома.

Т.с.36,№1.

57

В гости к весне (урок)

ОЗОЖ Наши зубы

1

Учащиеся научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию.

     

Т.с.38-39,№5-7.

Найти материал о первоцветах (можно пользоваться книгой «Зелёные страницы»).

58

Россия на карте

1

Учащиеся осознают величие нашей страны; освоят приемы чтения карты; научатся показывать на карте Российскую Федерацию; делать выводы из изученного материала.

     

Т.с.40-41,№3,5.

59

Проект «Города России»

ОЗОЖ Советы наоборот: «Что нужно сделать, чтобы не заболеть?» (профилактика детского травматизма)

1

Учащиеся узнают новую информацию о городах России; испытают чувство гордости за свою страну; научатся собирать информацию; работать в группе.

     

Начать работу над проектом.

60

Путешествие по Москве

1

Учащиеся научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы; делать выводы из изученного материала.

     

Т.с.46,№4.

С помощью интернета вместе со взрослыми совершить воображаемое путешествие по Москве.

61

Московский Кремль

ОЗОЖ Творчество и здоровье

1

Учащиеся осознают значение Кремля для жителей России; научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; читать текст учебника и находить в нём нужные сведения.

     

С.103, задание 2.

Т.с.49,№4.

Найти и принести фотографии, выполнить рисунки Кремля. Для тех, кто был в Кремле,-подготовить рассказ о своей поездке.

62

Город на Неве

1

Учащиеся научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста.

     

Т.с.52,№5.

С помощью интернета вместе со взрослыми совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу.

63

Путешествие по планете

ОЗОЖ Питание и здоровье

1

Учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя-её жителями; научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; делать выводы из изученного материала.

     

С.115 прочитать и запомнить текст.

64

Путешествие по материкам

1

Учащиеся осознают масштабность нашей планеты, а себя-её жителями; научатся находить материки на карте мира; работать в группе; готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

     

Т.с.58,№5.

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

ОЗОЖ Что такое пища и как она усваивается

1

Учащиеся осознают себя жителями великой страны; научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России; пользоваться дополнительной литературой для получения нужной информации; работать в группе.

     

Т.с.60,№4.

Начать работу над проектом.

66

Впереди лето

1

Учащиеся узнают о жизни насекомых и растений летом; научатся работать с атласом-определителем.

     

Т.с.64,№5.

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

Учащиеся научатся оценивать свои достижения.

       

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

Учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленным сообщением; отвечать на вопросы.

       

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные приз­наки времен года; некоторые охраняемые растения и живот­ные своей местности; правила поведения в природе; основ­ные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

строение тела человека; правила личной гигиены; прави­ла безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

имена и отчества родителей; основные формы привет­ствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль­тура поведения в общественных местах;

правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государ­ственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные чело­веком, объекты неживой и живой природы; различать изу­ченные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж­дой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

выполнять правила личной гигиены и безопасного пове­дения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове­дения в общественных местах;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.А.М.Кондаков «Примерные программы по учебным предметам».Начальная школа в 2 частях, М.: Просвещение, 2010г.

2.Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 2класса : в 2 частях – М.: Просвещение, 2012

3.Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение, 2013

4.Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 2 класса - М.: Экзамен 2014

5.Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011

6.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 2 класс М:ВАКО 2014г.

7.Плешаков А. А. Окружающий мир электронное приложение 2 класс М.Просвещение 2012г.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.