Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н. Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(базовый уровень)
1г класс
Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
2020 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру. 1 класс.
Цель | Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой |
Задачи | Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории современной жизни; осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. |
Место предмета в учебном плане | В 1 классе – 66 часов в год за 33 учебные недели. |
Количество часов в неделю | В 1 классе – 2 часа. |
Учебник | УМК «Школа России». А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» , 1 класс
Реализация программы обеспечивает достижения учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (икт) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «окружающий мир».
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) В соответствии с содержанием учебного предмета «окружающий мир».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «окружающий мир».
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила обж, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.
Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны.
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы, пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Содержание учебного предмета.
Введение (1 ч.)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Что и кто? (20 ч.)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Как, откуда и куда? (12 ч.)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Где и когда? (11 ч.)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч.)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете.
Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 ч. |
2 | Что и кто? | 20 ч. |
3 | Как, откуда и куда? | 12 ч. |
4 | Где и когда. | 11 ч. |
5 | Почему и зачем? | 22 ч. |
ИТОГО: | 66 ч. |
Тематическое планирование (развернутое).
№ п/п | № урока в теме | Тема урока |
1. Введение (1 ч.) | ||
1 | 1. | Задавайте вопросы! Экскурсия «Что такое наша школа?» |
2. Что и кто? (20 ч.) | ||
2 | 1. | Что такое Родина? Экскурсия по поселку. |
3 | 2. | Что мы знаем о народах России? Урок-игра. |
4 | 3. | Что мы знаем о Москве? Урок-путешествие. |
5 | 4. | Проект «Моя малая Родина». Урок-игра. |
6 | 5. | Что у нас над головой? Урок-экскурсия . |
7 | 6. | Что у нас под ногами? Урок-экскурсия. |
8 | 7. | Что общего у разных растений? Экскурсия в парк. |
9 | 8. | Что растет на подоконнике? Экскурсия по школе. |
10 | 9. | Что растет на клумбе? Экскурсия около школы. |
11 | 10. | Что это за листья? Экскурсия в парк. |
12 | 11. | Что такое хвоинки? Экскурсия в парк. |
13 | 12. | Кто такие насекомые? Экскурсия в парк. |
14 | 13. | Кто такие рыбы? Урок-игра. |
15 | 14. | Кто такие птицы? Урок-игра. |
16 | 15. | Кто такие звери? Урок-игра. |
17 | 16. | Что окружает нас дома? Урок-игра. |
18 | 17. | Что умеет компьютер? Урок-игра. |
19 | 18. | Что вокруг нас может быть опасным? |
20 | 19. | На что похожа наша планета? |
21 | 20. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» |
3. Как, откуда и куда? (12 ч.) | ||
22 | 1. | Как живет семья? Проект «Моя семья». |
23 | 2. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
24 | 3. | Откуда в наш дом приходит электричество? |
25 | 4. | Как путешествует письмо? |
26 | 5. | Куда текут реки? |
27 | 6. | Откуда берутся снег и лед? |
28 | 7. | Как живут растения? |
29 | 8. | Как живут животные? |
30 | 9. | Как зимой помочь птицам? |
31 | 10. | Откуда берется и куда девается мусор? |
32 | 11. | Откуда в снежках грязь? |
33 | 12. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». |
4. Где и когда? (11 ч.) | ||
34 | 1. | Когда учиться интересно? |
35 | 2. | Проект «Мой класс и моя школа». |
36 | 3. | Когда придет суббота? |
37 | 4. | Когда наступит лето? |
38 | 5. | Где живут белые медведи? |
39 | 6. | Где живут слоны? |
40 | 7. | Где зимуют птицы? |
41 | 8. | Когда появилась одежда? |
42 | 9. | Когда изобрели велосипед? |
43 | 10. | Когда мы станем взрослыми? |
44 | 11. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
5. Почему и зачем? (22 ч.) | ||
45 | 1. | Почему солнце светит днем , а звезды ночью? |
46 | 2. | Почему Луна бывает разной? |
47 | 3. | Почему идет дождь и дует ветер? |
48 | 4. | Почему звенит звонок? |
49 | 5. | Почему радуга разноцветная? |
50 | 6. | Почему мы любим кошек и собак? |
51 | 7. | Проект «Мои домашние любимцы». |
52 | 8. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
53 | 9. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
54 | 10. | Зачем мы спим ночью? |
55 | 11. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
56 | 12. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
57 | 13. | Зачем нам телефон и телевизор? |
58 | 14. | Зачем нужны автомобили? |
59 | 15. | Зачем нужны поезда? |
60 | 16. | Зачем строят корабли? |
61 | 17. | Зачем строят самолеты? |
62 | 18. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
63 | 19. | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? |
64 | 20. | Зачем люди осваивают космос? |
65 | 21. | Почему мы часто слышим слово экология? |
66 | 22. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир, 1 класс Г. Учитель Смирнова С.Е.
№ п./п. | № урока в теме | Тема урока | Дата | Корректировка |
| | 1. Введение (1 ч.) | | |
1 | 1. | Задавайте вопросы! Экскурсия «Что такое наша школа?» | | |
| | 2. Что и кто? (20 ч.) | | |
2 | 1. | Что такое Родина? Экскурсия по поселку. | | |
3 | 2. | Что мы знаем о народах России? Урок-игра. | | |
4 | 3. | Что мы знаем о Москве? Урок-путешествие. | | |
5 | 4. | Проект «Моя малая Родина». Урок-игра. | | |
6 | 5. | Что у нас над головой? Урок-экскурсия. | | |
7 | 6. | Что у нас под ногами? Урок-экскурсия. | | |
8 | 7. | Что общего у разных растений? Экскурсия в парк. | | |
9 | 8. | Что растет на подоконнике? Экскурсия по школе. | | |
10 | 9. | Что растет на клумбе? Экскурсия около школы. | | |
11 | 10. | Что это за листья? Экскурсия в парк. | | |
12 | 11. | Что такое хвоинки? Экскурсия в парк. | | |
13 | 12. | Кто такие насекомые? Экскурсия в парк. | | |
14 | 13. | Кто такие рыбы? Урок-игра. | | |
15 | 14. | Кто такие птицы? Урок-игра. | | |
16 | 15. | Кто такие звери? Урок-игра. | | |
17 | 16. | Что окружает нас дома? Урок-игра. | | |
18 | 17. | Что умеет компьютер? Урок-игра. | | |
19 | 18. | Что вокруг нас может быть опасным? | | |
20 | 19. | На что похожа наша планета? | | |
21 | 20. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | | |
| | 3. Как, откуда и куда? (12 ч.) | | |
22 | 1. | Как живет семья? Проект «Моя семья». | | |
23 | 2. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | | |
24 | 3. | Откуда в наш дом приходит электричество? | | |
25 | 4. | Как путешествует письмо? | | |
26 | 5. | Куда текут реки? | | |
27 | 6. | Откуда берутся снег и лед? | | |
28 | 7. | Как живут растения? | | |
29 | 8. | Как живут животные? | | |
30 | 9. | Как зимой помочь птицам? | | |
31 | 10. | Откуда берется и куда девается мусор? | | |
32 | 11. | Откуда в снежках грязь? | | |
33 | 12. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | | |
| | 4. Где и когда? (11 ч.) | | |
34 | 1. | Когда учиться интересно? | | |
35 | 2. | Проект «Мой класс и моя школа». | | |
36 | 3. | Когда придет суббота? | | |
37 | 4. | Когда наступит лето? | | |
38 | 5. | Где живут белые медведи? | | |
39 | 6. | Где живут слоны? | | |
40 | 7. | Где зимуют птицы? | | |
41 | 8. | Когда появилась одежда? | | |
42 | 9. | Когда изобрели велосипед? | | |
43 | 10. | Когда мы станем взрослыми? | | |
44 | 11. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | | |
| | 5. Почему и зачем? (22 ч.) | | |
45 | 1. | Почему солнце светит днем, а звезды ночью? | | |
46 | 2. | Почему Луна бывает разной? | | |
47 | 3. | Почему идет дождь и дует ветер? | | |
48 | 4. | Почему звенит звонок? | | |
49 | 5. | Почему радуга разноцветная? | | |
50 | 6. | Почему мы любим кошек и собак? | | |
51 | 7. | Проект «Мои домашние любимцы». | | |
52 | 8. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | | |
53 | 9. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | | |
54 | 10. | Зачем мы спим ночью? | | |
55 | 11. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | | |
56 | 12. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | | |
57 | 13. | Зачем нам телефон и телевизор? | | |
58 | 14. | Зачем нужны автомобили? | | |
59 | 15. | Зачем нужны поезда? | | |
60 | 16. | Зачем строят корабли? | | |
61 | 17. | Зачем строят самолеты? | | |
62 | 18. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | | |
63 | 19. | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | | |
64 | 20. | Зачем люди осваивают космос? | | |
65 | 21. | Почему мы часто слышим слово экология? | | |
66 | 22. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | |