12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
НадеждаБанникова34
2

Рабочая программа по подготовке детей к школе по ФГОС «Школа России» «Дошколята»





Рабочая программа по подготовке детей к школе

по ФГОС «Школа России»

«Дошколята»

Количество часов: 21ч

Учитель: Банникова Н.В.

t1647631743aa.jpg
















2018-19 г.


Пояснительная записка 

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6,5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по

подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение)

2013), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. 
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. 
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. 
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. 
Программа «Дошколята» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. 
Основные задачи:

-сохранение и укрепление здоровья;

-развитие личностных качеств;

-формирование ценностных установок и ориентаций;

- развитие творческой активности;

-формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

-развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;

-развитие умений действовать по правилам. 
Общая характеристика программы 
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Основные принципы построения программы:

-общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

-развитие творческой деятельности;

-развитие личностных компетенций;

-поддержка и сохранение здоровья;

-формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к -новым условиям образования;

-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. 

Место занятий в учебном плане 
Программа «Дошколята» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:

«Обучение грамоте и развитие речи»-11 часов

«Математика и конструирование»-10 часов

Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру:

2 занятия в день, 1 раз в неделю-в декабре и 3занятия в день, 5 раз в неделю- в феврале.

Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутным перерывом.

Программа рассчитана на 21час.

Содержание программы 
Обучение грамоте и развитие речи (11 ч). 
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем. 
Математика (10ч). 
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 9.количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 9 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Решение задач на комбинаторику и преобразование. 

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

систематичность и последовательность;

вариантность и вариативность;

доступность и достаточность;

наглядность;

достоверность;

комплексность;

взаимосвязь с окружающим миром;

использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий;

многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). 
Ведущая деятельность:

игра;

продуктивная, творческая деятельность;

конструирование и моделирование.

Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. 
Ценностные ориентиры 
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. 
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: 
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается;

ухаживает за одеждой и обувью;

соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; 
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; 
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения;

владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. 
Результаты освоения программы 
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов. 
Личностные УУД:

мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. 
Метапредметные результаты. 
Познавательные УУД:

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

построение логической цепи рассуждений;

знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

сравнение и сопоставление;

выделение общего и различного;

осуществление классификации;

установление аналогии;

самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 
Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

сохранение заданной цели;

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

осуществление контроля своей деятельности по результату;

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. 
Коммуникативные УУД:

овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

ориентация на партнера по общению;

умение слушать собеседника;

задавать вопросы. 
Предметные результаты. 
Ребенок научится: 
распознавать первый звук в словах; 
внимательно слушать литературные произведения; 
называть персонажей, основные события; 
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; 
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; 
составлять элементарный рассказ по серии картинок; 
обсуждать нравственные стороны поступков людей; 
участвовать в коллективных разговорах; 
использовать принятые нормы вежливого речевого общения; 
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; 
считать от 0 до 9 и в обратном направлении; 
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; 
ориентироваться в пространстве; 
ориентироваться в тетради в клетку; 
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; 
правильно использовать кисть при рисовании; 
выполнять элементарный орнамент в полосе; 
Ребенок получит возможность научиться: 
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); 
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; 
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); 
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; 
присчитывать и отсчитывать по одному, по два; 
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы 
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно. 
Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях.

Литература 
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 6,5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2013. 
Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011. 
Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 




















Календарно-тематическое планирование
Обучение грамоте и развитие речи (11 ч).


п/п

урока

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов



Требования к уровню достижения (УУД)


Материально-техническое обеспечение

по плану

фак-тически

1

1



Знакомство детей с учителем и между собой

Понятие о слове.

1

Познавательные УУД:

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД:

овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника;

задавать вопросы. 

Предложение (комплект таблиц) Речь

Презентация по теме «Речь устная и письменная»

2

2



Экскурсия по школе. Как правильно сидеть при письме. Детские потешки, стихи. 


Презентация «Правила поведения в школе»

3

3



Формы устного ответа. Звук.

1

Презентация «Алфавит»

4

4



Правильное произношение всех звуков русского языка.

1

Опорные таблицы «Алфавит»

Презентация «Алфавит»

5

5



Умение выражать свои мысли. Постановка руки.

1

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Опорные таблицы Постановка руки

6

6



Школьные правила вежливости. Обратная связь на уроке. (ПДД)

1

Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

Презентация «Правила вежливости»

7

7



Место звука в слове. Методика «Сравнения понятий»

1

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

установление аналогии;

Опорные таблицы

«Звуки и буквы»

8

8



Умение выражать свои эмоции.

Пересказ знакомой сказки.

1

Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

Презентация «Сказка»

9

9



Обводка и штриховка контуров. Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации. 

1

Коммуникативные УУД:

овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника;

задавать вопросы. 

Интерактивная доска

10


10




Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки,

чистоговорки.

1

Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

Книги Презентация

11

11



Совершенствование общих речевых навыков.

Сказка «Репка» Обводка и штриховка контуров

1

Познавательные УУД:

сравнение и сопоставление;

выделение общего и различного;

осуществление классификации;

установление аналогии;

Презентация «Репка»

Иллюстрации





















Календарно-тематическое планирование

Математика (10ч). 

п/п

урока

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов



Требования к уровню достижения (УУД)


Материально-техническое обеспечение

по плану

фак-тиче-ски

1

1



 Счет предметов. Постановка руки. Один и много.

1


Коммуникативные УУД:

овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника;

задавать вопросы. 

Познавательные УУД:

сравнение и сопоставление;

выделение общего и различного;

Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

Личностные УУД:

мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школ

Познавательные УУД:

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Познавательные УУД:

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Арифметические действия (комплект таблиц) «Способы сложения и вычитания чисел в пределах 10»

2

2



Сравнение предметов по цвету, размеру, форме.

1

Веселая математика (комплект таблиц) Поезд

3

3



Классификация предметов. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов.

1

Арифметические действия (комплект таблиц)Таблицы для устного счёта в пределах 10

4

4



Название чисел по порядку от 1 до 9.

Ориентировка на листе. Слуховой диктант. Верхний правый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, левый верхний угол, середина.

1

Карточки Презентация Зарядка для глаз.

5

5



Числа от 1 до 9 количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке.

1

Презентация Зарядка для глаз.

Веселая математика (комплект таблиц

6

6



Сравнение чисел. 

Ориентировка на листе. Слуховой диктант. Верхний правый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, левый верхний угол, середина.

1

Презентация «Устный счет»

Веселая математика (комплект таблиц)Лабиринт

7

7



Распознавание цифр. 

Развитие глазомера. (большой, поменьше, самый маленький) Математические загадки.

1

Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

Личностные УУД:

мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школ

Компакт – диск Математика

8

8



Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. 

Математический узор. Сделай чертёж по описанию.

Большой и маленький.

1

Коммуникативные УУД:

овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника;

задавать вопросы. 

Математика вокруг нас

(комплект таблиц)Геометрия и мир вокруг

Карточки Презентация Зарядка для глаз.

9

9



Логические задания на развитие внимания, воображения.

1

Познавательные УУД:

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Счетная лесенка (ламинированная, с магнит. креплением)Интерактивная доска.Презентация «Устный счет».

10

10



Логические задания на развитие памяти и мышления.

1

Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

Личностные УУД:

мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школ

Арифметические действия (комплект таблиц).Карточки. Презентация Зарядка для глаз









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.