Рабочая программа по подготовке детей к школе по ФГОС «Школа России» «Дошколята»
Рабочая программа по подготовке детей к школе
по ФГОС «Школа России»
«Дошколята»
Количество часов: 21ч
Учитель: Банникова Н.В.
2018-19 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6,5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по
подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение)
2013), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Дошколята» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
-сохранение и укрепление здоровья;
-развитие личностных качеств;
-формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
-формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
-развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Основные принципы построения программы:
-общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
-развитие творческой деятельности;
-развитие личностных компетенций;
-поддержка и сохранение здоровья;
-формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к -новым условиям образования;
-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Место занятий в учебном плане
Программа «Дошколята» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:
«Обучение грамоте и развитие речи»-11 часов
«Математика и конструирование»-10 часов
Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру:
2 занятия в день, 1 раз в неделю-в декабре и 3занятия в день, 5 раз в неделю- в феврале.
Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутным перерывом.
Программа рассчитана на 21час.
Содержание программы
Обучение грамоте и развитие речи (11 ч).
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем.
Математика (10ч).
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 9.количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 9 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Решение задач на комбинаторику и преобразование.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
систематичность и последовательность;
вариантность и вариативность;
доступность и достаточность;
наглядность;
достоверность;
комплексность;
взаимосвязь с окружающим миром;
использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий;
многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность:
игра;
продуктивная, творческая деятельность;
конструирование и моделирование.
Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается;
ухаживает за одеждой и обувью;
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения;
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
построение логической цепи рассуждений;
знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
сравнение и сопоставление;
выделение общего и различного;
осуществление классификации;
установление аналогии;
самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
осуществление контроля своей деятельности по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника;
задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
правильно использовать кисть при рисовании;
выполнять элементарный орнамент в полосе;
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях.
Литература
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 6,5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2013.
Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.
Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Календарно-тематическое планирование
Обучение грамоте и развитие речи (11 ч).
№ п/п | № урока | Дата | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню достижения (УУД) | Материально-техническое обеспечение | |||||
по плану | фак-тически | ||||||||||
1 | 1 | | | Знакомство детей с учителем и между собой Понятие о слове. | 1 | Познавательные УУД: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. | Предложение (комплект таблиц) Речь Презентация по теме «Речь устная и письменная» | ||||
2 | 2 | | | Экскурсия по школе. Как правильно сидеть при письме. Детские потешки, стихи. | | Презентация «Правила поведения в школе» | |||||
3 | 3 | | | Формы устного ответа. Звук. | 1 | Презентация «Алфавит» | |||||
4 | 4 | | | Правильное произношение всех звуков русского языка. | 1 | Опорные таблицы «Алфавит» Презентация «Алфавит» | |||||
5 | 5 | | | Умение выражать свои мысли. Постановка руки. | 1 | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Опорные таблицы Постановка руки | ||||
6 | 6 | | | Школьные правила вежливости. Обратная связь на уроке. (ПДД) | 1 | Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; | Презентация «Правила вежливости» | ||||
7 | 7 | | | Место звука в слове. Методика «Сравнения понятий» | 1 | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; установление аналогии; | Опорные таблицы «Звуки и буквы» | ||||
8 | 8 | | | Умение выражать свои эмоции. Пересказ знакомой сказки. | 1 | Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; | Презентация «Сказка» | ||||
9 | 9 | | | Обводка и штриховка контуров. Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации. | 1 | Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. | Интерактивная доска | ||||
10 | 10 | | | Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки, чистоговорки. | 1 | Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; | Книги Презентация | ||||
11 | 11 | | | Совершенствование общих речевых навыков. Сказка «Репка» Обводка и штриховка контуров | 1 | Познавательные УУД: сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; | Презентация «Репка» Иллюстрации |
Календарно-тематическое планирование
Математика (10ч).
№ п/п | № урока | Дата | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню достижения (УУД) | Материально-техническое обеспечение | |
по плану | фак-тиче-ски | ||||||
1 | 1 | | | Счет предметов. Постановка руки. Один и много. | 1 | Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Познавательные УУД: сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школ Познавательные УУД: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Познавательные УУД: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; | Арифметические действия (комплект таблиц) «Способы сложения и вычитания чисел в пределах 10» |
2 | 2 | | | Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. | 1 | Веселая математика (комплект таблиц) Поезд | |
3 | 3 | | | Классификация предметов. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. | 1 | Арифметические действия (комплект таблиц)Таблицы для устного счёта в пределах 10 | |
4 | 4 | | | Название чисел по порядку от 1 до 9. Ориентировка на листе. Слуховой диктант. Верхний правый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, левый верхний угол, середина. | 1 | Карточки Презентация Зарядка для глаз. | |
5 | 5 | | | Числа от 1 до 9 количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. | 1 | Презентация Зарядка для глаз. Веселая математика (комплект таблиц | |
6 | 6 | | | Сравнение чисел. Ориентировка на листе. Слуховой диктант. Верхний правый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, левый верхний угол, середина. | 1 | Презентация «Устный счет» Веселая математика (комплект таблиц)Лабиринт | |
7 | 7 | | | Распознавание цифр. Развитие глазомера. (большой, поменьше, самый маленький) Математические загадки. | 1 | Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школ | Компакт – диск Математика |
8 | 8 | | | Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Математический узор. Сделай чертёж по описанию. Большой и маленький. | 1 | Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. | Математика вокруг нас |
(комплект таблиц)Геометрия и мир вокруг Карточки Презентация Зарядка для глаз. | |||||||
9 | 9 | | | Логические задания на развитие внимания, воображения. | 1 | Познавательные УУД: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; | Счетная лесенка (ламинированная, с магнит. креплением)Интерактивная доска.Презентация «Устный счет». |
10 | 10 | | | Логические задания на развитие памяти и мышления. | 1 | Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школ | Арифметические действия (комплект таблиц).Карточки. Презентация Зарядка для глаз |