12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Миннибаева Инна Валерьевна40
4

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по психолого-педагогической подготовке детей к школе на тему «К школе готов!»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №81 «Островок»

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по психолого-педагогической подготовке детей к школе

«К школе готов!»

 

 

 

 

Возраст воспитанников: 5,5-7 лет

Срок реализации программы: 1 учебный год

Автор программы:

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Д/c №81 «Островок»

Миннибаева Инна Валерьевна

 

 

 

 

 

г. Смоленск,

2021

 

Содержание

1.

Пояснительная записка

1.1.

Цели и задачи Программы

1.2.

Планируемые результаты

1.3.

Объём образовательной нагрузки

2.

Содержательный раздел

2.1.

Общая характеристика Программы

2.2.

Содержание Программы

3.

Организационно-педагогические условия Программы

3.1.

Учебный план

3.2.

Календарный учебный график

3.3.

Расписание занятий

4.

Система психолого-педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

5.

Список используемой литературы

 

Паспорт Программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Проведение занятий по формированию у ребёнка предпосылок общеучебных умений и навыков: познавательных процессов (внимание, память, мышление), коммуникативных навыков и учебной мотивации.

Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по психолого-педагогической подготовке детей к школе «К школе готов!»

Основание для разработки

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Примерная общеобразовательной программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой;

Устав МБДОУ «Д/с №81 «Островок».

Автор-составитель

Миннибаева Инна Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста (5,5-7 лет)

Цель Программы

 Создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи Программы

Формировать у детей положительное отношение к школе, познавательную активность и учебную мотивацию;

Развивать познавательные процессы: внимание, воображение, память, мышление; мелкую моторику, речь.

Способствовать воспитанию эмоционально-волевых качеств (произвольная регуляция деятельности, адекватная оценка результатов своей работы, стремление к получению положительного результата и т.д.).

 Формировать навыки общения и совместной деятельности.

Программно-методическое обеспечение

1. Бурмистрова В.К. Подготовка к обучению в школе. Учебное пособие для занятий с дошкольниками и первоклассниками. - Людиново, 2004.

2. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.

3. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 – 7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2005.

4.  Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.

5. Фокина Э. Д. и др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.

Сроки реализации Программы

Один учебный год: с 1.09.2020 по 31.05.2021

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Положительное отношение к школьному обучению, познавательная активность;
  • Высокий уровень владения мелкой моторикой, развитые графомоторные навыки;
  • Продуктивность и устойчивость внимания, развитая зрительная и слуховая память;
  • Способность к мыслительным операциям анализа объектов с целью выделения признаков, синтеза как составление целого из частей, сравнения и сопоставления; осуществления классификации; установления аналогии;
  • Развитая функция произвольного поведения и деятельности; способность адекватно оценивать свою работу и понимать оценку взрослого/сверстника;
  • Овладение вербальными и невербальными средствами общения и взаимодействия; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 

 

«Быть готовым к школе – не значит уметь

читать, писать и считать. Быть готовым к школе-

значит, быть готовым всему этому научиться».

Л.А.Венгер

 

1. Пояснительная записка

Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном, начальном образовании и занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. У детей должна быть развита мотивационная сфера, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Разработанная нами программа кружковой работы «К школе готов!», направлена на создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к школе и комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую. Отличительной особенностью данной программы является её направленность на формирование компонентов психологической готовности ребёнка к обучению к школе: мотивационного, интеллектуального и эмоционально-волевого.

Актуальность программы заключается в том, что психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением и деятельностью, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Актуальность данной программы обусловлена также и тем, что она предполагает использование современных методов, приёмов и форм обучения и развития, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, формировать познавательный интерес как основу учебной мотивации.

Программа дополнительного образования «К школе готов!» носит развивающий характер и ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей, на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной.

 

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи Программы:

Формировать у детей положительное отношение к школе, познавательную активность и учебную мотивацию;

Развивать познавательные процессы: внимание, воображение, память, мышление; мелкую моторику, речь;

Способствовать воспитанию эмоционально-волевых качеств (произвольная регуляция деятельности, адекватная оценка результатов своей работы, стремление к получению положительного результата и т.д.);

Формировать навыки общения и совместной деятельности.

 

1.2. Планируемые результаты
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих результатов:

Положительное отношение к школьному обучению, познавательная активность;

Высокий уровень владения мелкой моторикой, развитые графомоторные навыки;

Продуктивность и устойчивость внимания, развитая зрительная и слуховая память;

Способность к мыслительным операциям анализа объектов с целью выделения признаков, синтеза как составление целого из частей, сравнения и сопоставления; осуществления классификации; установления аналогии;

Развитая функция произвольного поведения и деятельности; способность адекватно оценивать свою работу и понимать оценку взрослого/сверстника;

Овладение вербальными и невербальными средствами общения и взаимодействия; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 

1.3. Объём образовательной нагрузки

Возраст детей

Количество
занятий в
неделю, месяц,
год

Продолжительность занятий

Количество минут в неделю, месяц, год

Форма обучения

Срок реализации программы

5,5-7лет

1/4/36

30 минут

30/120/1080

очная

1 учебный год

Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает одно занятие в неделю, во второй половине дня. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 30 минут для детей подготовительной группы детского сада.

Занятия проходят в игровой свободной форме. В возрасте 6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру, поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребёнка – дошкольника. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. Динамические переменки позволяют переключать активность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержательный раздел

2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования «К школе готов!»

Основные положения программы:

подготовка к школе носит развивающий характер;

не допускает дублирования программ первого класса;

ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;

готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

систематичность и последовательность занятий; доступность и достаточность;

наглядность; взаимосвязь с окружающим миром.

Приёмы и методы обучения: игровые, словесные, наглядные, творческие, проблемные, соревнования, занятия с использованием ИКТ.

Формы организации занятий: индивидуальная работа, групповая, работа в парах.

 

2.2. Содержание Программы

Комплекс занятий данной программы дополнительного образования направлен на развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает следующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь».

Структура занятий по психолого-педагогической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:

Ритуал приветствия

1 часть – развитие мелкой моторики;

2 часть – развитие воображения, внимания;

Физкультминутка

3 часть – развитие памяти;

4 часть – развитие мышления и речи;

Ритуал прощания/рефлексия/самооценка

1. «Развитие мелкой моторики»

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

Задачи:

- Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);

- Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;

- Упражнять в написании печатного шрифта.

2. «Развитие внимания»

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Задачи:

- Развивать свойства внимания;

- Развивать произвольность внимания;

 

3. «Развитие памяти»

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух тоже 5-6- объектов.

Задачи:

- Развивать непроизвольную и произвольную память;

- Развить зрительную и слуховую память;

- Учить приёмам запоминания.

4. «Развитие мышления»

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений. Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров.

Задачи:

- Содействовать развитию наглядно-образного мышления;

- Развивать мыслительные операции;

- Развивать логическое мышление.

5. «Развитие речи»

В старшем дошкольном возрасте речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Развивается и фонематический слух, увеличивается интонационная выразительность речи, совершенствуется грамматический строй речи, лексический состав.

Задачи:

- Расширять и активизировать словарный запас;

- Совершенствовать грамматический строй речи;

- Развивать коммуникативные навыки.

6. «Содействие становлению учебной мотивации»

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Задачи:

- Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей);

- Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка, эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым);

- Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика).

Перспективное планирование занятий по Программе

Цели занятия

Содержание занятия

Дидакт. материал, средства обучения

1.

- Развитие мелкой моторики

 

- Обучение способности к переключению внимания и концентрации

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие способности устанавливать закономерность

- Обучения навыкам анализа и рассуждения

Работа в прописях, упр-ие «Фонарики»

 «Зачеркни букву»

 

 

Картина «Удачная рыбалка»

Физкультминутка «Шалтай-болтай»

«Запомни картинки»

«Братья - ленивцы»

«Чего не хватает»

 

Прописи

 

Дид. печатный материал

 

Картина

 

 

Картинки

 

Картинки

2.

- Развитие мелкой моторики

 

- Обучение способности к переключению внимания и концентрации

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие умения классифицировать, обобщать, находить обобщающие понятия; расширение словарного запаса

Графомоторные дорожки

 

 «Корректурная проба»

 

 

«Запомни порядок»

Физкультминутка «Ванька-встанька»

«Сортировка»

 

Дид. печатный материал

Дид. печатный материал

 

 

 

 

Наборы карточек

3.

- Развитие мелкой моторики

- Развитие слухо-моторной координации и внимания

- Развитие объема кратковременной слуховой памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслит. операций, речи

 

Пальч. гимнастика «Капуста»

 «Графический диктант»

 

«Каскад слов»

 

Физкультминутка «Самолёт»

 

«Четвертый лишний», «Собери цветок»

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с изображением различных групп предметов

4.

- Развитие мелкой моторики

- Развитие концентрации внимания

- Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслит. операций, речи

Работа в прописях

 «Будь внимателен», «Соедини одинаковые фигуры»

«Запомни и покажи»

 

 

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

«Угадай, что я загадал»

 

Прописи

Дид. печатный мате-риал

Таблицы Ф.Е. Рыбакова

 

 

 

 

5.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие внимания и мелкой моторики

- Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие причинно-следственных связей, речевых навыков

«Дорисуй картинку»

 

 «Лабиринты», «Найди отличия»

 

«Что изменилось»

 

 

Физкультминутка «Ракета»

 

«Разложи по порядку и составь рассказ»

 

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

Картинки

 

 

 

 

 

Серии сюжетных картин

6.

- Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

- Развитие переключения внимания

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие нагядно-образного мышления

- Развитие речи

«Скопируй картинку», «Графический диктант»

 

«Четыре стихии», «Таблицы Шульте»

«Запомни порядок»

Физкультминутка «Скучно, скучно так сидеть»

«Собери картинку»

 

«Составь предложение»

Дид. печатный мате-риал

 

Дид. печатный мате-риал

Предметы

 

 

Разрезные картинки

7.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие произвольного внимания

- Развитие памяти, обучение запоминанию по ассоциации

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие способности устанавливать закономерность

- Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие речи

Пальч. гимнастика «Тесто»

Работа в прописях

«Расставь значки»

 

 «Пары слов»

 

Физкультминутка «Сосулька»

 

«Зонтики»

 

Картина «Конфета с сюрпризом»

Прописи

 

Дид. печатный мате-риал

 

 

 

 

Дид. печатный мате-риал

Картина

8.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие произвольного внимания

- Развитие внимания, воображения

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие наглядно-образного мышления

- Развитие логического мышления, связной речи

Пальч. гимнастика «Замок»

Графомоторные дорожки

«Найди и вычеркни»

 

 «Бывает-не бывает»

 

Этюд «Качели», «Солнышко и тучка»

«Сложи узор»

 

«Незнайкины небылицы»

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

 

 

 

 

Кубики Никитина

 

 

9.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие внимания, воображения, наблюдательности

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие операций анализа, синтеза

-Развитие невербальных способов общения

Самомассаж, «Дорисуй узор»

 

 «Дорисуй и назови предмет»

 

«Опиши по памяти»

Физкультминутка «Буратино»

 

«Пустой квадрат»

 

«Пантомима»

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

Предметы

 

 

Дид. печатный мате-риал

 

 

10.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие устойчивости и концентрации внимания

- Развитие моторно-слуховой памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие логики мышления

 

- Развитие речи

«Рисование двумя руками»

 

«Лабиринты», «Сравни справа и слева»

«Повтори за мной», «Запомни своё место»

 Физкультминутка «Ванька-встанька»

«Ответь на вопросы», «Что я сделал раньше»

«Закончи предложение»

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие внимания, зрительно-моторной координации

 

- Развитие памяти

 

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслит. операций, обогащение словарного запаса

«Проведи линии, не отрывая руки»

«Составь фигуру из счётных палочек»

«Загадки на внимание»

Заучивание стих-ия по мнемотаблице

Этюд «Цветок»

 

«Что было потом?»

«Противоположности»

Дид. печатный мате-риал

Счётные палочки, изображения фигур

12.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие произвольного внимания

- Развитие пространственного воображения

- Развитие памяти

 

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных опе-раций, обогащение словарного запаса

Пальч. гимнастика «Рыбка», работа в прописях

«Графический диктант»

 

«Сложи квадрат»

 

«Пиктограммы»

 

Физкультминутка «Шалтай-болтай»

«Логические задачки»

«Недостающие детали»

Прописи

 

 

 

Игра Б.П. Никитина

 

Дид. печатный мате-риал

13.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие переключения вни-мания

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие операций сравнения, речевое развитие

Самомассаж, «Вырежи по линиям»

«Разные числа», «Таблицы Шульте»

«Запомни и нарисуй»

Физкультминутка «Зайке холодно сидеть»

«Чем похожи и чем отличаются?»

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

14.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие воображения

- Развитие концентрации и устойчивости внимания

 

- Развитие слуховой памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие операции обобщения, понятийного мышления

«Рассортируй бусинки»

Работа в прописях

«Волшебное яйцо»

«Ищи безостановочно»

«Найди и посчитай фигуры»

 

«Запомни и повтори»

Физкультминутка «У оленя дом большой»

«Назови одним словом»

Бусинки разные по форме, прописи

 

 

Дид. печатный мате-риал

15.

- Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

- Развитие произвольного внимания

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения

- Развитие логического мышления, пополнение словарного запаса

Пальч. игра «Семья»,

«Скопируй и нарисуй»

 

«Загадки на внимание»

 

«Запомни и расставь»

«Дождик»

 

«Продолжи ряд»

 

 

«Нелепицы»

Дид. печатный мате-риал

 

 

 

Дид. печатный мате-риал

 

Дид. печатный мате-риал

16.

- Развитие мелкой моторики

- Развитие произвольного вни-мания

- Развитие воображения

- Обучение приёмам, облегчающим запоминание-

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных опе-раций анализа, синтеза и обоб-щения

- Развитие речи, обогащение словаря

Графомоторные дорожки

«Найди и вычеркни»

 

«Нарисуй по описанию»

«Зарисовки»

 

Физкультминутка «Четыре стихии»

«Аналогии»

 

 

«Я знаю 5…»

Дид. печатный мате-риал

17.

- Развитие мелкой моторики

 

- Обучение способности к переключению внимания и концентрации

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие способности устанавливать закономерность

- Обучения навыкам анализа и рассуждения

Работа в прописях, упр-ие «Ленточка»

 «Найди и вычеркни»

 

 

Картина «В лесу»

Физкультминутка «Птичка»

«Запомни картинки»

«Братья - ленивцы»

«Чего не хватает»

 

Прописи

 

Дид. печатный материал

 

Картина

 

 

Картинки

 

Картинки

18.

- Развитие мелкой моторики

 

- Обучение способности к переключению внимания и концентрации

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие умения классифицировать, обобщать, находить обобщающие понятия; расширение словарного запаса

Графомоторные дорожки

 

 «Расставь знаки»

 

 

«Запомни ряд»

Физкультминутка «Ванька-встанька»

«Сортировка»

 

Дид. печатный материал

Дид. печатный материал

 

 

 

 

Наборы карточек

19.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие слухо-моторной координации и внимания

- Развитие объема кратковременной слуховой памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслит. операций, речи

 

Пальч. гимнастика «На морском дне»

«Графический диктант»

 

«Послушай и повтори»

 

Физкультминутка «Самолёт»

 

«Четвертый лишний», «Собери цветок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с изображением различных групп предметов

20.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие концентрации внимания

- Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслит. операций, речи

Работа в прописях

 

 «Будь внимателен», «Соедини одинаковые фигуры»

«Запомни и покажи»

 

 

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

«Найди по описанию»

 

Прописи

 

Дид. печатный мате-риал

Таблицы Ф.Е. Рыбакова

 

 

 

 

22.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие внимания и мелкой моторики

- Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие причинно-следственных связей, речевых навыков

«Дорисуй картинку»

 

 «Лабиринты», «Найди отличия»

 

«Что изменилось»

 

 

Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»

Разложи по порядку и составь рассказ»

 

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

Картинки

 

 

 

Серии сюжетных картин

23.

- Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации

- Развитие переключения внимания

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие нагядно-образного мышления

- Развитие речи

«Скопируй картинку», «Графический диктант»

 

«Четыре стихии», «Таблицы Шульте»

«Запомни порядок»

Физкультминутка «Скучно, скучно так сидеть»

«Собери картинку»

 

«Составь предложение»

Дид. печатный мате-риал

 

 

Дид. печатный мате-риал

 

Предметы

 

 

Разрезные картинки

24.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие произвольного внимания

- Развитие памяти, обучение запоминанию по ассоциации

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие способности устанавливать закономерность

- Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие речи

Пальч. гимнастика «Тесто»

Работа в прописях

«Расставь знаки по образцу»

 

 «Пары слов»

 

Физкультминутка «Вот под ёлочкой зелёной»

«Будь внимателен»

 

Картина «На прогулке»

Прописи

 

Дид. печатный мате-риал

 

 

 

 

Дид. печатный мате-риал

Картина

25.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие произвольного внимания

- Развитие внимания, воображения

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие наглядно-образного мышления

- Развитие логического мышления, связной речи

 

Пальч. гимнастика «Замок»

Графомоторные дорожки

«Найди и вычеркни»

 

 «Бывает-не бывает»

 

Этюд «Качели», «Солнышко и тучка»

«Сложи узор»

 

«Незнайкины небылицы»

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

 

 

 

 

Кубики Никитина

 

 

26.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие внимания, воображения, наблюдательности

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие операций анализа, синтеза

-Развитие невербальных способов общения

Самомассаж, «Дорисуй узор»

 

 «Дорисуй и назови предмет»

 

«Опиши по памяти»

Физкультминутка «Буратино»

 

«Пустой квадрат»

 

«Пантомима»

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

Предметы

 

 

Дид. печатный мате-риал

 

 

27.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие устойчивости и концентрации внимания

- Развитие моторно-слуховой памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие логики мышления

 

- Развитие речи

«Рисование двумя руками»

 

«Лабиринты», «Сравни справа и слева»

«Повтори за мной», «Запомни своё место»

 Физкультминутка «Наши плечики устали»

«Ответь на вопросы», «Что я сделал раньше»

«Закончи предложение»

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

 

 

 

 

 

 

 

 

28.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие внимания, зрительно-моторной координации

 

- Развитие памяти

 

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных операций, обогащение словарного запаса

«Проведи линии, не отрывая руки»

«Составь фигуру из счётных палочек»

«Загадки на внимание»

Заучивание стих-ия по мнемотаблице

Этюд «Цветок»

 

«Что было потом?»

«Противоположности»

Дид. печатный мате-риал

Счётные палочки, изображения фигур

29.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие произвольного внимания

- Развитие пространственного воображения

- Развитие памяти

 

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных опе-раций, обогащение словарного запаса.

Пальч. гимнастика «Рыбка», работа в прописях

«Графический диктант»

 

«Сложи квадрат»

 

«Пиктограммы»

 

Физкультминутка «Шалтай-болтай»

«Логические задачки»

«Недостающие детали»

Прописи

 

 

 

Игра Б.П. Никитина

 

Дид. печатный мате-риал

30.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие переключения вни-мания

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие операций сравнения, речевое развитие

Самомассаж, «Вырежи по линиям»

«Разные числа», «Таблицы Шульте»

«Запомни и нарисуй»

Физкультминутка «По дороге Петя шёл»»

«Чем похожи и чем отличаются?»

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

Дид. печатный мате-риал

31.

- Развитие мелкой моторики

 

- Развитие устойчивости и концентрации внимания, зрительно-моторной координации

- Развитие целенаправленного запоминания и припоминания

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных ассоциативных связей

Пальч.гимнастика «Апельсин», работа в прописях

«Найди выделенный фрагмент и обведи»

 

«Кто не на месте?»

 

Физкультминутка «Светофор»

 

«Мостик»

Дид. печатный мате-риал, прописи

Дид. печатный мате-риал

 

Игрушки

32.

- Развитие мелкой моторики

 

 

- Развитие устойчивости и кон-центрации внимания

 

- Обучение приёмам, помогающим запоминанию

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза

Самомассаж

Нарисуй по клеткам точно такой же рисунок

Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая буква и цифра

«Зарисовки»

 

Этюд «Тряпичная кукла»

 

«Найди закономерность»

Дид. печатный мате-риал

 

Дид. печатный мате-риал

33.

- Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания

 

- Развитие зрительной памяти

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных опе-раций сравнения и сопоставлени

- Развитие речи

Пальч. гимнастика «Семья»

Графический диктант

«Найди два одинаковых предмета»

«Я кладу в мешочек….»

Физкультминутка «Карлсон зовёт на крышу»

«Чем похожи и чем отличаются?»

 

«Опиши предмет по схеме»

Дид. печатный мате-риал

34.

Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координа-ции

- Развитие моторно-двигательного внимания

- Развитие воображения, фантазии

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных опе-раций классификации

 

- Развитие речи, пополнение словарного запаса

Разобрать горох и фасоль

Выложить узор из счётных палочек по образцу

«Колпак мой треугольный»

 

«Обведи свою ладонь и оживи»

 

Этюд «Дождь в лесу»

 

«Разложи карточки»

 

 

«Сочини сказку о предмете»

 

Дид. печатный мате-риал

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с изображением различных групп предметов

35.

- Развитие мелкой моторики, внимания

- Развитие слуховой памяти

-Развитие зрительной памяти, приёмов запоминания

- Снятие психомышечного напряжения

- Развитие мыслительных опе-раций и речи

Массаж пальцев и ладоней

Работа в прописях, лабиринты

«Цепочка слов»

«Парные картинки»

 

Физкультминутка «Буратино потянулся…»

«Разложи картинки и составь рассказ»

Дид. печатный мате-риал

 

 

Пары картинок

 

 

Серии последовательных картинок

36.

Открытое занятие

Цель: обобщить и представить знания, умения и навыки, полученные детьми в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования по психолого-педагогической подготовке к школе «К школе готов!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организационно-педагогические условия Программы

 

3.1. Учебный план

Наименование услуги

Наименование

Программы

Кол-во детей в группе

Длит-ть занятия (минуты)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц/год

Проведение занятий по формированию у ребёнка предпосылок общеучебных умений и навыков: познавательных процессов (внимание, память, мышление), коммуникативных навыков и учебной мотивации.

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по психолого-педагогической подготовке детей к школе «К школе готов!»

12

30

1

4/36

 

3.2. Календарный учебный график

2021-2022 учебный год

Месяц

№ недели

№ занятия

сентябрь

1

Занятие 1

2

Занятие 2

3

Занятие 3

4

Занятие 4

октябрь

1

Занятие 5

2

Занятие 6

3

Занятие 7

4

Занятие 8

ноябрь

1

Занятие 9

2

Занятие 10

3

Занятие 11

4

Занятие 12

декабрь

1

Занятие 13

2

Занятие 14

3

Занятие 15

4

Занятие 16

январь

1

Занятие 17

2

Занятие 18

3

Занятие 19

4

Занятие 20

февраль

1

Занятие 21

2

Занятие 22

3

Занятие 23

4

Занятие 24

март

1

Занятие 25

2

Занятие 26

3

Занятие 27

4

Занятие 28

апрель

1

Занятие 29

2

Занятие 30

3

Занятие 31

4

Занятие 32

май

1

Занятие 33

2

Занятие 34

3

Занятие 35

4

Занятие 36 открытое

 

3.3. Расписание занятий

Среда – 15.30-16.00

3.4. Обеспеченность методическими материалами и средствами

Наименование дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования

Программно-методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение
(учебно-методические пособия,
практические пособия и т.д.)

 

1. Бурмистрова В.К. Подготовка к обучению в школе. Учебное пособие для занятий с дошкольниками и первоклассниками. - Людиново, 2004.

2. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 – 7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2005 г.

3.  Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.

4. Фокина Э. Д. и др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.

Наглядно-дидактические пособия

Картины, группы предметных картинок, сюжетные картинки, дидактический печатный материал с развивающими заданиями

Дидактические материалы

Счётные палочки, дид. игры Б.П. Никитина, материал для развития мелкой моторики (бусинки, природный материал и т.д.) по психолого-педагогической подготовке детей к школе «К школе готов!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система психолого-педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках психолого-педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности Программы. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится два раза в год (в сентябре и мае) и предусматривает выявление уровня развития мелкой моторики, познавательных процессов, сформированности учебной мотивации.

Для проведения диагностики используется ряд методик для комплексного обследования воспитанников.

I. Беседа Архипова-Матвеева

Методика направлена на выявление общей осведомленности.

Инструкция: Ребенку предлагается ответить на вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город, улица, на которой ты живешь?

5. Ты знаешь, конечно, дни недели. Какой день будет перед вторником, а какой перед пятницей?

6. Покажи правую руку, левый глаз.

7. Какое сейчас время года? Какие ты знаешь времена года? Какое время года бывает после осени?

8. В какое время года появляются листья?

9. Какие ты знаешь цвета? Назови цвета на которые я покажу.

10. Что остается на земле после дождя?

11. Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов:

Первый вопрос не учитывается

Высокий уровень – 9 -10 баллов

Средний уровень – 5-8 баллов

Низкий уровень – 1-4 баллов

II. Беседа (А. Кушнир)

Исследуется мотивационная сфера.

Инструкция: Ребенку предлагается ответить на вопросы:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Почему ты хочешь (не хочешь) идти в школу?

3. Как готовиться к школе?

4. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду?

5. Хочешь ли ты еще остаться в детском саду, а дома?

6. Кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе учитель, воспитатель или мама?

7. В какой школе ты хотел бы учиться:

А) где дети много читают, пишут, считают;

Б) где дети много играют, поют, танцуют

Оценка результатов:

1 балл – ответы, направлены на учебную деятельность,

0,5 баллов – ответы, направленные на дошкольную деятельность.

0 баллов – ответы «не знаю», «не могу».

Высокий уровень – 7-6 баллов,

Средний уровень – 5-3 баллов,

Низкий уровень – 2-0 балла.

III. Методика «Да и нет»

Методика применяется для исследования умения действовать по правилу.

Исследуется только первая часть правил этой игры, а именно: ребенку запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».

Инструкция: Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя поизносить слова «да» и «нет». Понятно? После того, как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, психолог начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь еще остаться еще на один год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «не-а» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне доступно, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 8-7 правильных ответов,

Средний уровень – 6-5 правильных ответов,

Низкий уровень – 4-0 правильных ответов.

IV. Определение школьной зрелости по тесту Керна – Йерасека

Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонких двигательных координаций. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.

Инструкция:

Ребенку дается лист бумаги, на лицевой стороне записывается имя и фамилия ребенка. Дается инструктаж: «Здесь (каждому показыва­ется, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист, на обратной стороне которого написан образец фразы и конфигурация из десяти точек.

Второе задание формулируется следующим обра­зом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько по­смотри, как это написано, и напиши то же самое».

Третье задание: «Здесь нарисованы точки. Попро­буй сам рядом так же их нарисовать».

Оценка результатов:

Каждое задание оценивается баллом от 5 (наи­лучшая оценка) до 1 (наихудшая оценка). Критерии оценки по каждому из заданий:

Задание 1. Рисование мужской фигуры.

5 баллов — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не больше туловища). На голове — волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице — глаза, нос, рот. Верхние конеч­ности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.

4 балла — выполнение всех требований, как в оценке 5, кроме синтетического способа изображе­ния (т. е. отдельно рисуется голова, туло­вище, к нему прикрепляются руки, ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла — у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности (руки и ноги, ко­торые должны быть нарисованы двумя линиями). Отсутствуют уши, волосы, одеж­да, пальцы на руках, ступни на ногах.

2 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

1 балл — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей.

t1621105464aa.png

Задание № 2. Срисовывание письменного текста.

5 баллов — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от горизонтальной ли­нии не более чем на 30 градусов.

4 балла — предложение можно прочитать, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла — явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

2 балла — с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

1 балл - каракули.

t1621105464ab.png

Задание № 3. Срисовка группы точек.

5 баллов — точное воспроизведение образца. Одна точ­ка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допу­скается не больше чем в полтора раза.

4 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на по­ловину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

2 балла — контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допу­скаются.

1 балл — каракули.

t1621105464ac.png

Оценка результатов в целом по тесту:

школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 10 баллов и более (высокая готовность к обучению),

среднезрелыми – 6-9 баллов (средний уровень готовности к обучению),

незрелыми – 3-5 баллов (низкий уровень готовности к обучению).

V. Исследование памяти

Тест включает оценку зрительной памяти - кратковременной и долговременной.

Инструкция: Ребенку показывается по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 минуты. После знакомства ребенка со всеми 10 картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Затем картинки предъявляются второй раз и ребенок должен назвать те картинки, которые он забыл в первый раз и те, которые уже назвал.

Затем предложить выложить картинки через 1 час.

Оценка результатов:

- высокий уровень – 7-8 картинок

- средний уровень – 5-6 картинок

- низкий уровень – 0-3 картинки

VI. Оценка слуховой памяти – кратковременной и долговременной

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке. Затем назовите ребенку те слова, которые он не назвал, и попросите их повторить заново. Вернитесь к этому упражнению через час, и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их.

Оценка результатов:

- высокий уровень – 7-8 слов

- средний уровень – 5-6 слов

- низкий уровень – 0-3 слов

VII. Методика «Последовательность событий»

Выявляет способность устанавливать логическую последовательность событий.

Инструкция: Предложить ребенку рассмотреть 5-6 картинок, расположенных в случайном порядке. Затем попросить разложить их по порядку и рассказать, что получилось.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 3 балла – выстраивает картинки в логической последовательности, дает обоснование.

Средний уровень – 2 балла – нарушает логическую последовательность, но корректирует ошибки.

Низкий уровень – 1 балл – нарушает логическую последовательность, обосновать не может.

VIII. Методика «Исключение лишнего»

Методика используется для исследования уровня течения мыслительных процессов – способности к обобщению и выделению существенных признаков.

Инструкция: Посмотри внимательно на эти рисунки, здесь изображены четыре предмета. Тебе надо найти в трех предметах то общее, что объединяет их в одну группу и дать ей название. Один предмет исключить, так как он не подходит к этой группе. Первое задание выполняется вместе с испытуемым.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 14-20 баллов

Средний уровень – 7-13 баллов

Низкий уровень – 0-6 баллов

Общие результаты диагностики:

Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме за выполнение всех заданий:

высокая готовность к обучению – 63-75 баллов;

среднезрелыми – (средний уровень готовности к обучению) – 35-62 баллов;

незрелыми – (низкий уровень готовности к обучению) – 5-34 балла.

 

5. Список используемой литературы

1. Бурмистрова В.К. Подготовка к обучению в школе. Учебное пособие для занятий с дошкольниками и первоклассниками. - Людиново, 2004.

2. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.

3. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 – 7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2005.

4. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.

5. Фокина Э. Д. и др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.: 1995.

6. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2002.

Дата проведения: с 1 сентября по 31 мая
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.