Программа по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу» (6–7 лет)

3
0
Материал опубликован 18 October 2017 в группе

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 5

______________ И.Г.Попова

«____»____________ 2017 г.

ПРОГРАММА

по психологической подготовке детей к школе

«Скоро в школу» (6-7 лет)

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

М.Н. Степанова

педагог-психолог

 

Сухой Лог

2017 год

Пояснительная записка

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность.

Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.

Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе, необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.

В своей деятельности психологу следует опираться и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.

Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.

А предлагаемая программа психологической подготовки детей к школе «Скоро в школу» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).

Цель: Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику);

2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.

Возрастная категория участников программы: 6-7 лет.

Срок реализации программы 1 год – 26 занятий.

Программа состоит из следующих этапов работы:

КОНТРОЛЬНЫЙ (диагностический)

(май)

 

В неделю 1 занятие – 30-35 минут.

За счет того, что деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.

Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает следующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Данную программу ведет педагог-психолог.

При составлении программы «Скоро в школу» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

Ожидаемый результат:

К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств:

Организованность, аккуратность;

Волевые качества;

Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);

Сообразительность, любознательность;

Развитая речь и хорошее воображение;

Хорошая память;

Моторная ловкость;

Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми.

Критерии оценки:

В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.

Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:

1) На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;

2) На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень тревожности.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

Методика «10 картинок» (Определение уровня развития процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения).

Модификация: Методика для изучения и оценки моторной персеверации» (Определение уровня шаблонного повторения движения).

Методика «Нелепицы» (При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль).

Методика «Обведи контур» (Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления).

Методика «Сюжетные картинки» (Методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла, развитию связной речи).

Тест «Классификация предметных картинок» (Определение способности к обобщениям).

Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).

Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).

Содержание программы

Программа «Скоро в школу» предусматривает следующие формы организации:

1. Фронтальное (групповое) занятие.

2. Индивидуальная работа.

Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:

1 часть – развитие мелкой моторики;

2 часть – развитие мышления;

3 часть – развитие речи;

4 часть – развитие памяти;

5 часть – развитие внимания;

6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.

Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.

1 «Развитие мелкой моторики».

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

Задачи:

Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);

Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;

Упражнять в написании печатного шрифта.

2 «Развитие мышления».

Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

Задачи:

Содействовать развитию наглядно-образного мышления;

Развивать сообразительность, любознательность;

Развивать мыслительные операции;

Развивать логическое мышление;

Учить выделять существенные признаки.

3 «Развитие речи».

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

Задачи:

Расширять и активизировать словарный запас;

Пополнять запас знаний и сведений;

Развивать воображение, фантазию;

Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.

4 «Развитие памяти».

Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Задачи:

Развивать непроизвольную и произвольную память;

Развить зрительную и слуховую память.

5 «Развитие внимания».

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Задачи:

Развивать сенсорное внимание:

Развивать слуховое внимание;

Развивать моторно-двигательное внимание.

6 «Содействие становлению учебной мотивации».

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Задачи:

Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей);

Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка, эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым);

Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).

7 «Снятие эмоционального напряжения».

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.

Октябрь

занятия

Познавательные цели

Содержание занятия

Дидактический материал

1

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие зрительной памяти

Обучение способности к переключению внимания и концентрации

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

«Фонарики»

«Братья - ленивцы»

«Чего не хватает»

 

Картина «Удачная рыбалка»

«Запомни картинки»

«Хлопни в ладоши»

«Зачеркни букву»

Психомышечная тренировка

«Жмурки»

Не требуется

Карточки с заданием (прил.13

Картина

Картинки

Не требуется

Шарф

2

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие зрительной памяти

Обучение способности к переключению внимания и концентрации

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

«Фонарики»

«Братья - ленивцы»

«Чего не хватает»

 

Картина «Удачная рыбалка»

«Запомни картинки»

«Хлопни в ладоши»

«Зачеркни букву»

Психомышечная тренировка

«Жмурки»

Не требуется

Карточки (прил. 14

Картина

Картинки

Не требуется

Шарф

3

Развитие мелкой моторики

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие зрительной памяти

Обучение способности концентрации, объема

Тренировка на дифференуиацию заданий взрослого

«Теремки»

«Бабочка»

«Четвертый лишний»

Картина «Новогодняя елка»

«Запомни картинки»

«Корректурные пробы»

«Ушки на макушке»

«Делай то, что я говорю и показываю»

Не требуется

Пять карточек, которых изображены четыре предмета, один – лишний

Картина

Картинки

Приложение 2

Не требуется

4

Развитие мелкой моторики

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие зрительной памяти

Обучение способности концентрации, объема

Тренировка на дифференциацию заданий взрослого

Прописывание узоров в тетради

«Четвертый лишний»

Картина «Новогодняя елка»

«Запомни картинки»

«Корректурные пробы»

«Ушки на макушке»

«Делай то, что я говорю и показываю»

Тетрадь

Пять карточек, которых изображены четыре предмета, один – лишний

Картина

Картинки

Приложение 2

Не требуется

Ноябрь

занятия

Познавательные цели

Содержание занятия

Дидактический материал

5

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Развитие фантазии

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов

Обучение приемам и методам овладения своим волнением

«Заготавливаем капусту»

«Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги»

«Бусы»

 

Картина «Новогодняя елка»

«Каскад слов»

«Бубен и колокольчик»

«Корректурные пробы»

«Приятное воспоминание»

Не требуется

Приложение

Приложение 15

Картина

Список слов

Бубен и колокольчик

Не требуется

6

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Развитие фантазии

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов

Обучение приемам и методам овладения своим волнением

«Заготавливаем капусту»

«Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги»

«Бусы»

 

Картина «Новогодняя елка»

«Каскад слов»

«Бубен и колокольчик»

 

«Приятное воспоминание»

Не требуется

Приложение

Приложение 8

Картина

Список слов

Бубен и колокольчик,

Не требуется

7

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие речи.

Обучение навыкам запоминания образца, ситуации

Обучение способности концентрации внимания на ощущениях своего тела

Снятие мышечного и

эмоционального напряжения

«Братья ленивцы»

«Помоги зайчатам добраться до дома. Проведи линию по середине дорожки»

«Клумба»

Картина «Новогодняя елка»

«Что изменилось»

«Бубен, колокольчик, дудочка», «Пульс»

«Тряпичная кукла»

Не требуется

Приложение

Приложение 16

Картина

Две картинки с изображением одной и той же комнаты; на одной из картинок предметы переставлены и находятся в другом порядке

Не требуется

8

Развитие мелкой моторики

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти

Развитие слухового внимания, увеличение объема внимания

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

«Теремки», «Дорисуй картинку. Соедини линии по пунктирам»

«Четвертый лишний»

Картина «Конфета с сюрпризом»

«Запомни и покажи»

(Таблицы Ф.Е. Рыбакова)

«Узор», «Выложи кружочки»

«Скульптура»

Приложение

Пять карточек, на каждой из которых изображены четыре предмета, один – лишний

Картина

Таблицы Ф.Е. Рыбакова (прил. 11,12)

Тетрадный лист в клеточку и карандаш, Два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета

Не требуется

Декабрь

занятия

Познавательные цели

Содержание занятия

Дидактический материал

9

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие речи.

Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени

Развитие концентрации внимания, переключения

Усиление положительного эмоционального переживания

«Птица», «Дорисуй картинку. Соедини линии по пунктирам»

«Зонтики»

Картина «Конфета с сюрпризом»

«Что изменилось?»

«Погода», «Найди отличия»

«Встречаемся и прощаемся с улыбкой»

Приложение

Приложение 17

Картина

Две картинки с изображением одного и того же эпизода, но с перестановкой

Две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета

10

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие речи.

Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени

Развитие концентрации внимания, переключения

Усиление положительного эмоционального переживания

«Птица», «Дорисуй картинку. Соедини линии по пунктирам»

«Зонтики»

Картина «Конфета с сюрпризом»

«Что изменилось?»

«Погода», «Найди отличия»

«Встречаемся и прощаемся с улыбкой»

Приложение

Карточки с заданием

Картина

Две картинки с изображением одного и того же эпизода, но с перестановкой

Две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета

11

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Развитие фантазии

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания

Снятие мышечного и

эмоционального напряжения

«Птица», Нарисуй внутри больших фигур постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленьких – постепенно увеличивающиеся.

«Квадрат»

Картина «В огороде»

«Найди игрушки»

Найди выделенные фрагменты и обведи их

«Тряпичная кукла»

Приложение 19

Картина

Три игрушки

Приложение 4

Не требуется

12

Развитие мелкой моторики

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечение, выделения существенных признаков

Обучение составлению предложений по опорным словам,

Развитие произвольной памяти

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

«Гости», Проведи карандашом от удочки до рыбки. Кто из ребят, какую рыбку поймал?

«Найди лишнее слово»

Картина «В огороде»

«Рассмотри внимательно»

Найди в квадрате следующие слова: мяч, слон, облако, дом.

«Скульптура»

Приложение

Серии слов

Картина

Приложение

Приложение 6

Не требуется

Январь

занятия

Познавательные цели

Содержание занятия

Дидактический материал

13

Развитие мелкой моторики

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания

Развитие концентрации внимания

Обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения;

«Теремки», Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги

«Четвертый лишний»

Картина «Первое свидание»

«Кто не на месте?»

«Чем отличаются картинки»

«Дыхание»

Приложение

Пять карточек, на каждой из которых изображены четыре предмета, один – лишний Десять игрушек

Две картинки с похожим сюжетом

Не требуется

14

Развитие мелкой моторики

Развитие мыслительных операций анализа и сравнения

Развитие фантазии

Развитие произвольного внимания и наблюдательности

Развитие концентрации внимания

Обучение целенаправленному управлению мышцами лица;

«Братья - ленивцы», Дорисуй картинку и раскрась.

«Угадай предмет»

Картина «Первое свидание»

«Рассмотри внимательно»

Распутай бусы.

«Улыбка»

Приложение

5 картинок с изображением знакомых ребенку предметов

Картина

Сюжетная картинка

Приложение 15

Не требуется

15

Развитие мелкой моторики

Развитие мыслительных операций анализа и сравнения

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания

Развитие концентрации внимании

Снятие мышечного и эмоционального напряжения

«Заготавливаем капусту» Нарисуй по клеткам точно такой же рисунок

«Угадай предмет»

«Кто не на месте?»

Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая буква и цифра

«Тряпичная кукла»

Приложение

15 картинок

10 игрушек

Приложение 7

Не требуется

Февраль

занятия

Познавательные цели

Содержание занятия

Дидактический материал

16

Развитие мелкой моторики

Развитие мыслительных ассоциативных связей

Развитие фантазии

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Обучение способности концентрации, объема

Снятие мышечного и эмоционального напряжения

«Птица», Дорисуй вторую половинку картинки.

«Мостик»

Картина «Попугай Петруша»

«Каскад слов»

Расставь значки в соответствии с цифрами

«Скульптура»

Приложение

Пять пар картинок

Картина

Список слов

Приложение 9

Не требуется

17

Развитие мелкой моторики

Развитие аналитического мышления

Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие речи.

Развитие зрительной памяти

Обучение способности концентрации, объема

Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка

Нарисуй на второй паре носочков и рукавичек точно такой же рисунок.

«Аналогии»

Картина «Попугай Петруша»

«Запомни картинки»

Найди все предметы, которые спрятались на рисунке

«Кляксы»

Приложение

Мяч

Картина

5 картинок

Приложение 10

Большой лист бумаги, гуашь

18

Развитие мелкой моторики

Развитие аналитического мышления

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие произвольного внимания

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Обучение переходу из одного эмоционального состояния в противоположное

Раскрась игрушки на елке в соответствии с их формой.

«Мячик»

Картина «Настоящий друг»

«Рассмотри внимательно»

«Кого назвали, тот и лови»

«Шапка – невидимка»

Приложение

Мяч

Картина

Сюжетная картин

Мяч

Не требуется

19

Развитие мелкой моторики

Развитие аналитического мышления

Развитие фантазии

Развитие зрительной памяти

Обучение способности концентрации внимания

Обучение управлению своим состоянием

Раскрась картинку в соответствии с цифрами

«Аналогии»

Картина «Настоящий друг»

«Запомни картинки»

«Колпак мой треугольный»

«Качели»

Приложение

Мяч

Картина

Сюжетная картинка

Не требуется

Не требуется

Март

занятия

Познавательные цели

Содержание занятия

Дидактический материал

20

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Развитие навыка пересказывания

Развитие слуховой памяти

Развитие объема внимания

Расслабление, снятие напряжения

Разобрать горох и фасоль в разные емкости

«Сыщик»

Слушаем и пересказываем

«Стихотворение»

«Исключение лишнего»

«Радуга»

Горох, фасоль

Схема кабинета

Рассказ

Не требуется

Приложение

Музыка

21

Развитие мелкой моторики

Развитие умения классифицировать

Составлениеь предложения по опорным словам

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Развитие моторно-двигательного внимания

Расслабление, снятие напряжения

Выложить узор из спичек по образцу

«Четвертый лишний»

«Предложения»

«Каскад слов»

«Колпак мой треугольный»

«Дождь в лесу»

Спички, узор

Карточки

Опорные слова

Список слов

Не требуется

Музыка

22

Развитие мелкой моторики

Развитие мыслительных процессов

Развитие способности к анализу

Развитие зрительной памяти

Развитие слухового внимания

Снятие напряжения

Раскрась картинку в соответствии с цифрами.

«Найди лишнее слово»

Проблемная картинка

«Запомни, а затем ответь на вопросы»

«Узнай по голосу»

«Подснежник»

Серии слов

Картина

Картинка, вопросы

Шарфик

Музыка

Апрель

занятия

Познавательные цели

Содержание занятия

Дидактический материал

23

Развитие мелкой моторики

Развитие мышления

Развитие умения рассуждать

Развитие зрительной памяти

Развитие активного внимания

Графический диктант

«Найди овощу свое место»

«Сюжетная картинка»

«Запомни и ответь на вопросы»

«Съедобное - несъедобное»

Тетрадь

Таблица. Фигурки овощей и фруктов

Картинка

Картинка

Мяч

24

Развитие мелкой моторики

Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам

Развитие фантазии

Развитие слуховой памяти

Развитие активного внимания

Снятие напряжения, развитие эмпатии

Выложить узор из счетных палочек

Сравни две картинки

«Сюжетная картинка»

Чтение стихотворения и вопросы

«Что под шляпой»

«Торт»

Счетные палочки

Картинки

Картинка

Текст стихотворения

Небольшие предметы 6-7 шт.

Не требуется

25

Развитие мелкой моторики

Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам

Развитие умения пересказа

Развитие навыкам запоминания образа

Развитие слухового внимания

Разобрать гречку и рис

Сравни предметы между собой

«Рассказ»

«Что изменилось?»

«Кто знает, пусть дальше считает»

Гречка, рис

Не требуется

Текст

Две картинки с изображением одной и той же комнаты; на одной из картинок предметы переставлены

Мяч

26

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать последовательность событий

Развитие умения дополнять незаконченные предложения

Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста

Развитие слухового внимания

Графический диктант

«Что сначала, что потом»

«Я читаю»

«У оленя дом большой»

«Испорченный телефон»

Тетрадь

Картинки

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Календарно-тематический план

занятия

план

факт

Количество часов

Примечание

1

3.10.17

 

1

 

2

10.10.17

 

1

 

3

17.10.17

 

1

 

4

24.10.17

 

1

 

5

07.11.17

 

1

 

6

14.11.17

 

1

 

7

21.11.17

 

1

 

8

28.11.17

 

1

 

9

05.12.17

 

1

 

10

12.12.17

 

1

 

11

19.12.17

 

1

 

12

26.12.17

 

1

 

13

16.01.18

 

1

 

14

23.01.18

 

1

 

15

30.01.18

 

1

 

16

06.02.18

 

1

 

17

13.02.18

 

1

 

18

20.02.18

 

1

 

19

27.02.18

 

1

 

20

06.03.18

 

1

 

21

13.03.18

 

1

 

22

20.03.18

 

1

 

23

03.04.18

 

1

 

24

10.04.18

 

1

 

25

17.04.18

 

1

 

26

24.04.18

 

1

 

Всего занятий

26

Список литературы

1. 500 загадок для детей. – М.; 2003.

2. Абрамова Г.С. Психолог в начальной школе. Волгоград, 1998.

3. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.

4. Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994.

5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.

6. Гатина О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе. / Воспитатель ДОУ. 2009. - №12. С.48-53.

7. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 С. 47-65.

8. Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М.; 2004.

9. Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.; 2000.

11. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.

12. Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.

Приложения

Приложение 1.

Психомышечная тренировка

(комплекс упражнений)

Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз — поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два — опусти руки, делая выдох. (3—4 раза.)

Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два — поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три — попей, сделай вдох. Четыре — стряхни воду с рук и сделай выдох. (3—4 раза.)

Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробо­вать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.)

Раз — подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два — опусти ногу, сделай выдох. Три — под­ними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положе­нии, задержи дыхание. Четыре — опусти левую ногу, сделай вы­дох. (3—4 раза.)

Ложись на пол (на ковер). Поплывем на другой берег реки. (Ребенок ложится на живот, руки вдоль туловища.) Раз — руки вперед со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.) Теперь перевернись на спину, руки вдоль туловища. Раз — руки вверх со вдохом, задержи дыхание. Два — руки вдоль туловища. Выдох. (2—3 раза.)

Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай ис­пугаемся и сожмемся в комочек. (Ребенок ложится на пол, на ковер.)

Раз — повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два — выпрямись, делая выдох. Три — повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре — выпрямись, делая выдох. (3—4 раза.)

6. Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце
пути. Раз — поверни голову направо, делая вдох. Приглядись, задержи дыхание. Два — поверни голову вперед, делая выдох.
Три — поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре — поверни голову вперед, делая выдох. (3—4 раза.)

7. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак.

Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.)

8. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, бе­зымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.)

9. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.)

10. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направле­ниях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.)

11. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.

12. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному паль­цы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это уп­ражнение в обратном порядке. (5 раз.)

13. Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз.)

14. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз.)

 


Приложение 2.

 

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.

 

 

 

Приложение 14.

Приложение 15.

Приложение 16.

Приложение 17.

Приложение 18.

Приложение 19.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.