Рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для обучающихся 9 класса с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями - вариант 2)
Хозяйственно-бытовой труд.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по хозяйственно-бытовому труду для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», Уставом ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Программой обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07. 2015г.
Цель: формирование навыков социально-адаптивного поведения учащихся, повысить самостоятельность в быту.
Задачи:
Воспитание положительных личностных качеств обучающихся, а именно: трудолюбия, аккуратности, бережливости, настойчивости, уважительного отношения к людям труда, умения работать в коллективе, способности согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих людей и др.
Обучение доступным видам труда: сообщение элементарных знаний, формирование умений и посильных навыков, доступных приемов, развитие самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий.
Формирование организационных умений, дисциплинарных правил и норм:
вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, по окончанию работы убирать за собой рабочее место, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т.п.
Расширять и углублять знания детей об основных правилах соблюдения гигиенических требований;
Учить детей осуществлять мелкий ремонт личной одежды;
Расширять и углублять знания о пользе и разнообразии продуктов питания;
Формировать основы здоровье сберегающего поведения;
Работать над коррекцией мотивационной и эмоционально-волевой сферы; корректировать аналитико-синтетические способности, умения делать выводы и обобщения;
Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.
Формирование навыков социально-адаптивного поведения у умственно отсталых детей начинается с элементарных навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, основ коммуникативного поведения и знаний о простейших правилах этикета.
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся с тяжёлой умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Работа по хозяйственно – бытовому труду, как простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию детей, готовит их к самостоятельности в быту. Эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности.
Учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» составлена с учетом предшествующей подготовки по предмету «Самообслуживание».
Основные разделы предмета: «Уход за одеждой», «Уход за жилищем», «Питание», а также «Выращивание и уход за комнатными растениями» и «Уход за животными».
Так как возможности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в овладении навыками хозяйственно-бытового труда существенно различаются, необходимо дифференцировать и содержание обучения. Замедленное произвольное и, зачастую, более развитое механическое запоминание диктует необходимость многократного повторения учебного материала в течение длительного времени.
Обучение хозяйственно-бытовому труду, имея жизненно-практическую направленность, используется также для коррекции недостатков физического и психического развития детей. С учетом крайне ограниченного словарного запаса учащихся программа предусматривает выполнение упражнений в показе предметов и их частей, которые называет учитель, и в назывании предъявляемых учителем предметов (как натуральные предметы, так и их изображения).
Известно, что независимое проживание лиц даже с умеренной умственной отсталостью достигается редко. Поэтому обеспечение полной независимости учащихся в быту программа не предусматривает. Предполагается, что даже после обучения ряд работ будет выполняться под
надзором и с частичной помощью родственников или других людей (например, дозировка стирального порошка, выбор моющих средств и способов стирки в зависимости от ткани, из которой изготовлена одежда).
Обучение детей соблюдению требований санитарии, гигиены (использованию рабочей одежды, мытью рук перед обработкой продуктов питания, после выполнения уборочных и других практических работ и т. д.) и правил безопасной работы (с острыми и режущими предметами — колышками для рыхления земли, вилками и ножами, иглами, ножницами; с электроприборами и т. д.) является важнейшей задачей занятий по хозяйственно-бытовому труду.
Изучение учебного материала рассчитано на 134 часа в год (4 часа в неделю).
Контроль полученных знаний и умений проводится на основе тестирования, бесед по иллюстрациям, а так же правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление, организацию рабочего места).
Содержание тем учебного курса
I четверть
Уход за комнатными растениями.
Комнатные растения. Части комнатных растений.
Практическая работа № 1. Части комнатных растений.
Виды работ по уходу за комнатными растениями.
Практическая работа № 2. Удаление пыли с растений.
Инвентарь для ухода за растениями: лейка, кисточка, пульверизатор, колышек.
Практическая работа № 3. Опрыскивание растений с пульверизатора.
Требования к воде для полива. Правила полива и опрыскивания.
Практическая работа № 4. Полив комнатных растений.
Распознание сухих листьев.
Практическая работа № 5. Удаление сухих листьев.
Правила рыхления земли колышком.
Практическая работа № 6. Рыхление земли.
Практическая работа № 7. Подготовка рассадных ящиков, цветочных горшков.
Практическая работа № 8. Заготовка почвы.
Уход за жилищем.
Виды жилища: индивидуальный дом, квартира.
Мебель обыкновенная, мягкая, полированная. Назначение мебели.
Правила ухода за мебелью.
Предметы, создающие уют: занавески, шторы, скатерти, салфетки, ковры и ковровые дорожки.
Механическая щетка, ее устройство. Правила чистки ковров и ковровых покрытий.
Практическая работа № 9. Чистка ковров и ковровых покрытий механической щеткой.
Ежедневная, периодическая и генеральная уборка.
Гигиенические требования к жилому помещению.
Способы сухой уборки помещения. Инвентарь для сухой уборки.
Практическая работа № 10. Сухая уборка помещения.
Способы и последовательность влажной уборки помещения. Инвентарь для влажной уборки.
Правила безопасности, санитарии и гигиены при влажной уборке помещений.
Практическая работа № 11. Мытье батарей.
Влажная уборка помещения. Мытье плинтусов и полов.
Практическая работа № 12. Мытье плинтусов. Мытье пола.
Тестирование за 1 четверть
II четверть
Ежедневная уборка класса
Практическая работа № 13. Уборка класса.
Особенности двора в разное время года.
Виды работ для подготовки индивидуального дома к зиме.
Инвентарь для уборки двора. Хранение уборочного инвентаря.
Рабочая одежда. Хранение рабочей одежды.
Правила безопасности при обращении с инвентарем (грабли и др).
Практическая работа № 14. Уборка школьной территории.
Уход за комнатными растениями.
Черенок. Размножение черенками.
Практическая работа № 15. Укоренение черенков.
Признаки необходимости пересадки (перевалки) растений.
Практическая работа № 16 Подготовка почвы и горошков к пересадке (перевалке) растений.
Последовательность выполнения пересадки (перевалки) растений.
Практическая работа № 17 Пересадка (перевалка) растений.
Уход за одеждой.
Одежда. Виды одежды по назначению (школьная, рабочая, домашняя, для улицы, спортивная, праздничная).
Виды одежды по сезонам.
Способы хранения одежды: развешивание, складывание. Места хранения одежды
Практическая работа № 18. Складывание одежды.
Необходимость регулярной стирки одежды. Правила хранения одежды, требующей стирки.
Практическая работа № 19. Вытряхивание одежды, чистка одежды платяной щеткой. Подготовка предметов одежды к стирке.
Способы стирки: ручная стирка, машинная стирка.
Хозяйственное мыло. Правила применения мыла при стирке. Посуда, применяемая для стирки белья.
Стиральный порошок. Хранение и правило его использования.
Практическая работа № 20. Ручная стирка мелких предметов (майка, трусы, наволочка, фартук).
Бытовая стиральная машина. Устройство. Порядок работы.
Безопасность поведения при работе стиральной машины.
Практическая работа № 21. Машинная стирка. Проверка и сортировка белья, загрузка белья в машинку.
Электроутюг. Общие сведения об устройстве.
Подготовка к работе и порядок работы с утюгом.
Тестирование за 1 четверть
III четверть
Правила безопасности при обращении с электроутюгом и работе с ним.
Практическая работа № 22. Глаженье мелких предметов.
Виды работ по ремонту одежды: пришивание пуговиц.
Практическая работа № 23. Подбор и пришивание пуговиц к одежде.
Виды работ по ремонту одежды: пришивание вешалки.
Практическая работа № 24. Пришивание вешалки к одежде.
Виды работ по ремонту одежды: ремонт по распоровшемуся шву.
Практическая работа № 25. Ремонт одежды по распашному шву.
Питание.
Мучные продукты питания.
Молочные продукты питания.
Мясные продукты питания.
Рыбные продукты питания.
Фрукты, овощи, ягоды.
Распознавание продуктов питания и кулинарных блюд по их названию.
Признаки недоброкачественности некоторых продуктов питания.
Различение недоброкачественных и пригодных для использования продуктов питания.
Места хранения продуктов питания: хлебница, холодильник, шкаф для продуктов, погреб.
Способы упаковки продуктов питания для хранения.
Правила размещения продуктов питания в холодильнике.
Предметы посуды и столовых приборов. Правила безопасности при обращении с бьющейся посудой
Оборудование рабочего места для мытья посуды. Правила безопасности при мытье посуды. Особенности мытья эмалированной посуды.
Практическая работа № 27. Мытье и чистка металлической (неэмалированной) и эмалированной посуды. Сушка вымытой посуды.
Последовательность и правила работы при приготовлении вареных яиц.
Практическая работа № 28. Приготовление вареных яиц.
Продукты для приготовления салатов.
Организация рабочего места, санитарно-гигиенические правила и правила безопасности при приготовлении салатов
Последовательность и правила приготовления и оформления салатов.
Практическая работа № 29. Приготовление салата.
Сервировка стола к завтраку.
Практическая работа № 30. Сервировка стола к завтраку.
Сервировка стола к ужину.
Практическая работа № 31. Сервировка стола к ужину.
Сервировка стола к ужину.
Практическая работа № 32. Сервировка стола к обеду.
Правила сервировки праздничного стола.
Практическая работа № 33. Сервировка праздничного стола.
Выращивание комнатных растений
Комнатные растения. Растения, которые можно размножать стеблевыми черенками.
Практическая работа № 34. Укоренение черенков в воде.
Практическая работа № 35. Заготовка почвы, рассадных ящиков, цветочных горшков к посеву семян.
Тестирование за 3 четверть
IV четверть
Семена. Растения, которые можно размножать семенами: бархотки, астры, укроп и д р.
Практическая работа № 36. Посев семян.
Пересадка черенков в цветочные горшки.
Практическая работа № 37. Пересадка черенков в цветочные горшки.
Уход за домашними животными
Аквариумные рыбки. Правила кормления аквариумных рыбок.
Птицы, которые содержатся в клетке: попугаи, канарейка. Уход и кормление.
Правила содержания кошки. Виды работ по уходу за кошкой.
Правила содержания собаки. Виды работ по уходу за собакой.
Уход за комнатными растениями.
Повторение. Комнатные растения. Части комнатных растений.
Практическая работа № 38.
Удаление пыли с крупных кожистых и опушенных листьев.
Практическая работа № 39. Удаление пыли, сухих листьев.
Инвентарь для ухода за растениями.
Практическая работа № 40. Рыхление земли колышком. Опрыскивание растений.
Требования к воде для полива. Правила полива.
Практическая работа № 41. Полив комнатных растение.
Повторение. Растения, которые можно размножать черенками.
Практическая работа № 42. Укоренение черенков в воде.
Повторение. Растения, которые можно размножать семенами.
Практическая работа № 43. Посев семян.
Уход за жилищем.
Электрический бытовой пылесос. Общие сведения об устройстве.
Подготовка к работе и порядок работы пылесоса.
Правила безопасности при обращении с пылесосом и работе с ним.
Практическая работа № 44. Подготовка пылесоса к работе до включения в электросеть.
Чистка ковров и мягкой мебели.
Практическая работа № 45. Чистка ковров и мягкой мебели.
Питание.
Кулинарные блюда быстрого приготовления: состав хорошо знакомых и часто потребляемых дома, в школьной столовой.
Организация рабочего места, санитарно-гигиенические правила безопасности при приготовлении горячих напитков.
Горячие напитки: чай, кофе, какао. Способы приготовления.
Практическая работа № 46. Приготовление горячих напитков.
Продукты для приготовления бутербродов. Последовательность и правила приготовления и оформления бутербродов.
Практическая работа № 47. Приготовление бутербродов.
Повторение. Кулинарный блюда быстрого приготовления.
Тестирование за 4 четверть
Учебно-тематичекий план
№ | Количество часов | Наименование разделов |
1 | 32 | Уход за комнатными растениями. |
2 | 29 | Уход за жилищем. |
3 | 23 | Уход за одеждой. |
4 | 35 | Питание. |
5 | 7 | Выращивание комнатных растений |
7 | Уход за домашними животными | |
6 | 4 | Тестирование |
Всего | 134 | |
47 | Из них: практических работ |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
вытряхивать, чистить одежду;
стирать мелкие предметы;
пришивать пуговицы с двумя отверстиями;
мыть, сшить, чистить обувь;
ухаживать за комнатными растениями (поливать, рыхлить и тд.);
ухаживать за мебелью, проводить уборку в помещении;
ухаживать за домашними животными;
мыть посуду;
сервировать стол к завтраку, к ужину;
готовить вареные яйца;
готовить бутерброды, горячие напитки (чай, кофе, какао);.
Учащиеся должны знать:
виды одежды и обуви по сезонам, по назначению;
способы хранения одежды;
правила применения хозяйственного мыла, последовательности стирки мелких вещей вручную;
способы стирки (Машинная, ручная);
различать пуговицы по размеру, по количеству отверстий;
правила безопасности работы с ножницами, иглой;
назначение наперстка;
способы ухода за обувью;
названия комнатных растений, их части;
правила ухода и полива растений;
виды жилища, способы уборки помещения;
назначение мебели, правила ухода за мебелью;
названия продуктов питания, кулинарных блюд;
предметы столовой, кухонной посуды, столовые приборы.
Личностными результатами изучение по хозяйственно-бытовому труду является формирование следующих умений:
умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его;
воспитать чувства: товарищества, доброты, отзывчивости, желание сделать нужное и приятное не только для себя;
привить детям аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок;
сформировать привычки, принимать активное участие в домашней работе, столь необходимой для жизни.
Критерии и нормы оценки по хозяйственно-бытовому труду для учащихся умеренной
и тяжелой умственной отсталости
Уровень | Критерии и нормы | Оценка |
высокий | -успешно овладевающие программой данного предмета, им доступен уровень обобщения учебного материала. - при небольшом изменении задачи они не испытывают больших затруднений. - усваивают материал относительно сознательно, могут комментировать свои действия, объяснить способ выполнения. -им достаточно фронтального объяснения нового материала, задание на закрепление выполняют самостоятельно. -при выполнении сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь. | «5» |
выше-среднего | - успешно усваивают программу седьмого класса, однако имеют небольшие трудности. - понимают и запоминают учебный материал, но сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя не могут. В то же время, после полноценной работы по подведению их к выводу, они сохраняют использованный материал в памяти. -им доступен перенос знаний в новые условия, но при этом ученики снижают темп в работе. -могут объяснить свои действия, хотя их объяснения не достаточно точны и менее развернуты, нуждаются в стимулирующей и организующей помощи. | «4» |
средний | - с трудом усваивают программный материал - мало готовы к обобщениям, даже с помощью учителя им трудно разграничить главное и второстепенное в учебном материале, устанавливать логическую связь. - не теряют приобретенные знания и умения, могут их применить при выполнении аналогичного задания, отличает низкая самостоятельность | «3» |
низкий | - плохо усваивают программный материал. - не могут делать выводы и обобщения в материале. -каждое следующее учебное задание воспринимается ими как новое (т.е. перенос не доступен). -при фронтальном объяснении дети не понимают учебный материал, -на этапе закрепления способны выполнять задания только при условии четкого образца, многократных объяснений задания, постоянного контроля. -знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. -основной вид помощи - содержательная. При этом не всегда помогает даже помощь учителя в виде прямой подсказки. | «2» |
Список литературы
1.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекти.: програмно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.
2. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.- методическое пособие. – Самара: современные образовательные технологии, 2010.
3. Долгачева В.С. Обучение общественно полезному труду в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Комнатное цветоводство: пособие для педагога. – М.: ВЛАДОС, 2012.