Рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для обучающихся 9 класса с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями - вариант 2)

3
0
Материал опубликован 9 August 2023

Хозяйственно-бытовой труд.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по хозяйственно-бытовому труду для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», Уставом ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Программой обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07. 2015г.

Цель: формирование навыков социально-адаптивного поведения учащихся, повысить самостоятельность в быту.

Задачи:

Воспитание положительных личностных качеств обучающихся, а именно: трудолюбия, аккуратности, бережливости, настойчивости, уважительного отношения к людям труда, умения работать в коллективе, способности согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих людей и др.

Обучение доступным видам труда: сообщение элементарных знаний, формирование умений и посильных навыков, доступных приемов, развитие самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий.

Формирование организационных умений, дисциплинарных правил и норм:

вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, по окончанию работы убирать за собой рабочее место, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т.п.

Расширять и углублять знания детей об основных правилах соблюдения гигиенических требований;

Учить детей осуществлять мелкий ремонт личной одежды;

Расширять и углублять знания о пользе и разнообразии продуктов питания;

Формировать основы здоровье сберегающего поведения;

Работать над коррекцией мотивационной и эмоционально-волевой сферы; корректировать аналитико-синтетические способности, умения делать выводы и обобщения;

Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.

Формирование навыков социально-адаптивного поведения у умственно отсталых детей начинается с элементарных навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, основ коммуникативного поведения и знаний о простейших правилах этикета.

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся с тяжёлой умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

Работа по хозяйственно – бытовому труду, как простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию детей, готовит их к самостоятельности в быту. Эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности.

Учебная программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» составлена с учетом предшествующей подготовки по предмету «Самообслуживание».

Основные разделы предмета: «Уход за одеждой», «Уход за жилищем», «Питание», а также «Выращивание и уход за комнатными растениями» и «Уход за животными».

Так как возможности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в овладении навыками хозяйственно-бытового труда существенно различаются, необходимо дифференцировать и содержание обучения. Замедленное произвольное и, зачастую, более развитое механическое запоминание диктует необходимость многократного повторения учебного материала в течение длительного времени.

Обучение хозяйственно-бытовому труду, имея жизненно-практическую направленность, используется также для коррекции недостатков физического и психического развития детей. С учетом крайне ограниченного словарного запаса учащихся программа предусматривает выполнение упражнений в показе предметов и их частей, которые называет учитель, и в назывании предъявляемых учителем предметов (как натуральные предметы, так и их изображения).

Известно, что независимое проживание лиц даже с умеренной умственной отсталостью достигается редко. Поэтому обеспечение полной независимости учащихся в быту программа не предусматривает. Предполагается, что даже после обучения ряд работ будет выполняться под

надзором и с частичной помощью родственников или других людей (например, дозировка стирального порошка, выбор моющих средств и способов стирки в зависимости от ткани, из которой изготовлена одежда).

Обучение детей соблюдению требований санитарии, гигиены (использованию рабочей одежды, мытью рук перед обработкой продуктов питания, после выполнения уборочных и других практических работ и т. д.) и правил безопасной работы (с острыми и режущими предметами — колышками для рыхления земли, вилками и ножами, иглами, ножницами; с электроприборами и т. д.) является важнейшей задачей занятий по хозяйственно-бытовому труду.

Изучение учебного материала рассчитано на 134 часа в год (4 часа в неделю).

Контроль полученных знаний и умений проводится на основе тестирования, бесед по иллюстрациям, а так же правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление, организацию рабочего места).

 Содержание тем учебного курса

I четверть

Уход за комнатными растениями.

Комнатные растения. Части комнатных растений.

Практическая работа № 1. Части комнатных растений.

Виды работ по уходу за комнатными растениями.

Практическая работа № 2. Удаление пыли с растений.

Инвентарь для ухода за растениями: лейка, кисточка, пульверизатор, колышек.

Практическая работа № 3. Опрыскивание растений с пульверизатора.

Требования к воде для полива. Правила полива и опрыскивания.

Практическая работа № 4. Полив комнатных растений.

Распознание сухих листьев.

Практическая работа № 5. Удаление сухих листьев.

Правила рыхления земли колышком.

Практическая работа № 6. Рыхление земли.

Практическая работа № 7. Подготовка рассадных ящиков, цветочных горшков.

Практическая работа № 8. Заготовка почвы.

Уход за жилищем.

Виды жилища: индивидуальный дом, квартира.

Мебель обыкновенная, мягкая, полированная. Назначение мебели.

Правила ухода за мебелью.

Предметы, создающие уют: занавески, шторы, скатерти, салфетки, ковры и ковровые дорожки.

Механическая щетка, ее устройство. Правила чистки ковров и ковровых покрытий.

Практическая работа № 9. Чистка ковров и ковровых покрытий механической щеткой.

Ежедневная, периодическая и генеральная уборка.

Гигиенические требования к жилому помещению.

Способы сухой уборки помещения. Инвентарь для сухой уборки.

Практическая работа № 10. Сухая уборка помещения.

Способы и последовательность влажной уборки помещения. Инвентарь для влажной уборки.

Правила безопасности, санитарии и гигиены при влажной уборке помещений.

Практическая работа № 11. Мытье батарей.

Влажная уборка помещения. Мытье плинтусов и полов.

Практическая работа № 12. Мытье плинтусов. Мытье пола.

Тестирование за 1 четверть

II четверть

Ежедневная уборка класса

Практическая работа № 13. Уборка класса.

Особенности двора в разное время года.

Виды работ для подготовки индивидуального дома к зиме.

Инвентарь для уборки двора. Хранение уборочного инвентаря.

Рабочая одежда. Хранение рабочей одежды.

Правила безопасности при обращении с инвентарем (грабли и др).

Практическая работа № 14. Уборка школьной территории.

Уход за комнатными растениями.

Черенок. Размножение черенками.

Практическая работа № 15. Укоренение черенков.

Признаки необходимости пересадки (перевалки) растений.

Практическая работа № 16 Подготовка почвы и горошков к пересадке (перевалке) растений.

Последовательность выполнения пересадки (перевалки) растений.

Практическая работа № 17 Пересадка (перевалка) растений.

Уход за одеждой.

Одежда. Виды одежды по назначению (школьная, рабочая, домашняя, для улицы, спортивная, праздничная).

Виды одежды по сезонам.

Способы хранения одежды: развешивание, складывание. Места хранения одежды

Практическая работа № 18. Складывание одежды.

Необходимость регулярной стирки одежды. Правила хранения одежды, требующей стирки.

Практическая работа № 19. Вытряхивание одежды, чистка одежды платяной щеткой. Подготовка предметов одежды к стирке.

Способы стирки: ручная стирка, машинная стирка.

Хозяйственное мыло. Правила применения мыла при стирке. Посуда, применяемая для стирки белья.

Стиральный порошок. Хранение и правило его использования.

Практическая работа № 20. Ручная стирка мелких предметов (майка, трусы, наволочка, фартук).

Бытовая стиральная машина. Устройство. Порядок работы.

Безопасность поведения при работе стиральной машины.

Практическая работа № 21. Машинная стирка. Проверка и сортировка белья, загрузка белья в машинку.

Электроутюг. Общие сведения об устройстве.

Подготовка к работе и порядок работы с утюгом.

Тестирование за 1 четверть

III четверть

Правила безопасности при обращении с электроутюгом и работе с ним.

Практическая работа № 22. Глаженье мелких предметов.

Виды работ по ремонту одежды: пришивание пуговиц.

Практическая работа № 23. Подбор и пришивание пуговиц к одежде.

Виды работ по ремонту одежды: пришивание вешалки.

Практическая работа № 24. Пришивание вешалки к одежде.

Виды работ по ремонту одежды: ремонт по распоровшемуся шву.

Практическая работа № 25. Ремонт одежды по распашному шву.

Питание.

Мучные продукты питания.

Молочные продукты питания.

Мясные продукты питания.

Рыбные продукты питания.

Фрукты, овощи, ягоды.

Распознавание продуктов питания и кулинарных блюд по их названию.

Признаки недоброкачественности некоторых продуктов питания.

Различение недоброкачественных и пригодных для использования продуктов питания.

Места хранения продуктов питания: хлебница, холодильник, шкаф для продуктов, погреб.

Способы упаковки продуктов питания для хранения.

Правила размещения продуктов питания в холодильнике.

Предметы посуды и столовых приборов. Правила безопасности при обращении с бьющейся посудой

Оборудование рабочего места для мытья посуды. Правила безопасности при мытье посуды. Особенности мытья эмалированной посуды.

Практическая работа № 27. Мытье и чистка металлической (неэмалированной) и эмалированной посуды. Сушка вымытой посуды.

Последовательность и правила работы при приготовлении вареных яиц.

Практическая работа № 28. Приготовление вареных яиц.

Продукты для приготовления салатов.

Организация рабочего места, санитарно-гигиенические правила и правила безопасности при приготовлении салатов

Последовательность и правила приготовления и оформления салатов.

Практическая работа № 29. Приготовление салата.

Сервировка стола к завтраку.

Практическая работа № 30. Сервировка стола к завтраку.

Сервировка стола к ужину.

Практическая работа № 31. Сервировка стола к ужину.

Сервировка стола к ужину.

Практическая работа № 32. Сервировка стола к обеду.

Правила сервировки праздничного стола.

Практическая работа № 33. Сервировка праздничного стола.

Выращивание комнатных растений

Комнатные растения. Растения, которые можно размножать стеблевыми черенками.

Практическая работа № 34. Укоренение черенков в воде.

Практическая работа № 35. Заготовка почвы, рассадных ящиков, цветочных горшков к посеву семян.

Тестирование за 3 четверть

IV четверть

Семена. Растения, которые можно размножать семенами: бархотки, астры, укроп и д р.

Практическая работа № 36. Посев семян.

Пересадка черенков в цветочные горшки.

Практическая работа № 37. Пересадка черенков в цветочные горшки.

Уход за домашними животными

Аквариумные рыбки. Правила кормления аквариумных рыбок.

Птицы, которые содержатся в клетке: попугаи, канарейка. Уход и кормление.

Правила содержания кошки. Виды работ по уходу за кошкой.

Правила содержания собаки. Виды работ по уходу за собакой.

Уход за комнатными растениями.

Повторение. Комнатные растения. Части комнатных растений.

Практическая работа № 38.

Удаление пыли с крупных кожистых и опушенных листьев.

Практическая работа № 39. Удаление пыли, сухих листьев.

Инвентарь для ухода за растениями.

Практическая работа № 40. Рыхление земли колышком. Опрыскивание растений.

Требования к воде для полива. Правила полива.

Практическая работа № 41. Полив комнатных растение.

Повторение. Растения, которые можно размножать черенками.

Практическая работа № 42. Укоренение черенков в воде.

Повторение. Растения, которые можно размножать семенами.

Практическая работа № 43. Посев семян.

Уход за жилищем.

Электрический бытовой пылесос. Общие сведения об устройстве.

Подготовка к работе и порядок работы пылесоса.

Правила безопасности при обращении с пылесосом и работе с ним.

Практическая работа № 44. Подготовка пылесоса к работе до включения в электросеть.

Чистка ковров и мягкой мебели.

Практическая работа № 45. Чистка ковров и мягкой мебели.

Питание.

Кулинарные блюда быстрого приготовления: состав хорошо знакомых и часто потребляемых дома, в школьной столовой.

Организация рабочего места, санитарно-гигиенические правила безопасности при приготовлении горячих напитков.

Горячие напитки: чай, кофе, какао. Способы приготовления.

Практическая работа № 46. Приготовление горячих напитков.

Продукты для приготовления бутербродов. Последовательность и правила приготовления и оформления бутербродов.

Практическая работа № 47. Приготовление бутербродов.

Повторение. Кулинарный блюда быстрого приготовления.

Тестирование за 4 четверть

Учебно-тематичекий план

Количество часов

Наименование разделов

1

32

Уход за комнатными растениями.

2

29

Уход за жилищем.

3

23

Уход за одеждой.

4

35

Питание.

5

7

Выращивание комнатных растений


7

Уход за домашними животными

6

4

Тестирование

Всего

134




47

Из них:

практических работ


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Учащиеся должны уметь:

вытряхивать, чистить одежду;

стирать мелкие предметы;

пришивать пуговицы с двумя отверстиями;

мыть, сшить, чистить обувь;

ухаживать за комнатными растениями (поливать, рыхлить и тд.);

ухаживать за мебелью, проводить уборку в помещении;

ухаживать за домашними животными;

мыть посуду;

сервировать стол к завтраку, к ужину;

готовить вареные яйца;

готовить бутерброды, горячие напитки (чай, кофе, какао);.


Учащиеся должны знать:

виды одежды и обуви по сезонам, по назначению;

способы хранения одежды;

правила применения хозяйственного мыла, последовательности стирки мелких вещей вручную;

способы стирки (Машинная, ручная);

различать пуговицы по размеру, по количеству отверстий;

правила безопасности работы с ножницами, иглой;

назначение наперстка;

способы ухода за обувью;

названия комнатных растений, их части;

правила ухода и полива растений;

виды жилища, способы уборки помещения;

назначение мебели, правила ухода за мебелью;

названия продуктов питания, кулинарных блюд;

предметы столовой, кухонной посуды, столовые приборы.


Личностными результатами изучение по хозяйственно-бытовому труду является формирование следующих умений:

умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его;

воспитать чувства: товарищества, доброты, отзывчивости, желание сделать нужное и приятное не только для себя;

привить детям аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок;

сформировать привычки, принимать активное участие в домашней работе, столь необходимой для жизни.


Критерии и нормы оценки по хозяйственно-бытовому труду для учащихся умеренной

и тяжелой умственной отсталости

Уровень

Критерии и нормы

Оценка

высокий

-успешно овладевающие программой данного предмета, им доступен уровень обобщения учебного материала.

- при небольшом изменении задачи они не испытывают больших затруднений.

- усваивают материал относительно сознательно, могут комментировать свои действия, объяснить способ выполнения.

-им достаточно фронтального объяснения нового материала, задание на закрепление выполняют самостоятельно.

-при выполнении сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь.

«5»

выше-среднего

- успешно усваивают программу седьмого класса, однако имеют небольшие трудности.

- понимают и запоминают учебный материал, но сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя не могут. В то же время, после полноценной работы по подведению их к выводу, они сохраняют использованный материал в памяти.

-им доступен перенос знаний в новые условия, но при этом ученики снижают темп в работе.

-могут объяснить свои действия, хотя их объяснения не достаточно точны и менее развернуты, нуждаются в стимулирующей и организующей помощи.






«4»


средний

- с трудом усваивают программный материал

- мало готовы к обобщениям, даже с помощью учителя им трудно разграничить главное и второстепенное в учебном материале, устанавливать логическую связь.

- не теряют приобретенные знания и умения, могут их применить при выполнении аналогичного задания, отличает низкая самостоятельность

«3»

низкий

- плохо усваивают программный материал.

- не могут делать выводы и обобщения в материале.

-каждое следующее учебное задание воспринимается ими как новое (т.е. перенос не доступен).

-при фронтальном объяснении дети не понимают учебный материал,

-на этапе закрепления способны выполнять задания только при условии четкого образца, многократных объяснений задания, постоянного контроля.

-знания усваиваются чисто механически, быстро забываются.

-основной вид помощи - содержательная. При этом не всегда помогает даже помощь учителя в виде прямой подсказки.

«2»



Список литературы

1.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекти.: програмно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.

2. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.- методическое пособие. – Самара: современные образовательные технологии, 2010.

3. Долгачева В.С. Обучение общественно полезному труду в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Комнатное цветоводство: пособие для педагога. – М.: ВЛАДОС, 2012.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации