Рабочая программа по предмету ОПД: «Итоговый индивидуальный проект выпускника старшей школы»
«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4
городского округа город Нововоронеж»
РАССМОТРЕНО Школьным научным обществом учащихся и учителей протокол №1 от подпись ФИО руководителя ШНО | ПРИНЯТО на Методическом Совете школы протокол №1 от подпись ФИО председателя МС | УТВЕРЖДЕНО Протокол педагогического совета от №1 приказ от подпись ФИО директора школы | |||||||||||||
Рабочая программа
По предмету «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
«Итоговый индивидуальный проект выпускника старшей школы» |
Ступень обучения (класс): 10-11 Б класс |
Среднее общее образование. Социально-экономический профиль. |
Количество часов: 17 (за два года) |
Учитель: Ковалева Галина Валентиновна |
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО |
Нововоронеж
2021 – 2022 - 2023 учебные года
Пояснительная записка
Общие положения
1. Настоящее положение составлено в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в последней редакции)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 № 1578).
- Приказом директора МКОУ «Нововоронежская СОШ №4» «Об утверждении образовательной модели школы «Школа проектов» основной образовательной программы среднего общего образования.
2. Она регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы обучающихся над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в условиях реализации ФГОС СОО.
3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
4. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
5. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 10-11 класса, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
6. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Учебное пособие:
Половкова, Носов, Половкова, Майсак - Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС, Под редакцией Кузнецова Л. Н. Просвещение, 2019 г.
Методическая литература:
1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
2. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
3. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
4. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23
5. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
6. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22
2. Цели и задачи итогового проекта
Целями выполнения ИИП являются:
- Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
- Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации. 3. Сформировать у выпускника способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
- Формирование у обучающихся способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
- Выявление у обучающихся способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
- Определить уровень сформированности у выпускника способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Задачами выполнения ИИП являются:
- Планировать свой проект (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
- Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно ее использовать).
- Развивать умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
- Формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным сроком.
- Формировать и развивать навыки публичного выступления.
Специфика проектной деятельности по направлению «Исследовательские проекты в области географии»
Исследовательские проекты в полном объеме, это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием в области географической науки. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности, в лаборатории, классе, с помощью анализа статистических материалов, комплексных тематических карт, географических словарей, энциклопедий, ресурсов интернета.
Планируемые результаты
Важнейшие личностные результаты обучения ИИП является: формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Метапредметными результатами изучения курса ИИП является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством ИИП знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Предметными результатами изучения курса ИИП являются следующие умения:
– сформировать предметные знания и способы действий, проявляющиеся в умении раскрыть содержание работы;
– грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
– определять причинно-следственные связи при анализе полученной информации;
– составлять описания на основе анализа разнообразных источников информации;
– работать со статистическими данными.
3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
1. Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
2. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта.
4. Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта
4.1.Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, иотражать содержание проекта.
4.2.Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основнуючасть, заключение, список литературы.
4.2.1. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема.
- Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом.
- Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели.
- Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
4.2.2.Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый,
как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный
(практический).
4.2.3. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли
поставленные цели, решены ли задачи.
4.2.4.Список литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
4.3. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
-Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом TimesNewRoman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см.,нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
- Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
- Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
- Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждоеприложение) начинаются с новых страниц.
- Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
- Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц.
- Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается
Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
5. Требование к защите индивидуального итогового проекта.
5.1. Защита осуществляется на школьной конференции, что дает возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности. В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты. Презентация как представление результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков, задача, которую предстоит решить каждому – максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (7-10 минут) слушатели и жюри (экспертный совет) задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть продиктовано требованиями целесообразности и эффективности.
5.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, письменной разработкой, презентацией учащегося.
Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
6. Место ОПД (основам проектной деятельности) в учебном плане
Курс рассчитан на 17 часов в течение двух лет (10 – 11 класс) 0.25 часа в неделю. ИИП относится к обязательной части учебного плана и обязателен для выполнения всеми обучающимися 10 – 11 класса.
Последовательность работы над проектом
Разработка проекта | Предварительная защита | Защита проекта |
• определение целей и задач проекта; Определение актуальности проекта; первичное изучение источников; • поиск информации по данной теме; • отбор содержания; • определяется примерный объем проекта; • уточнение задач; • уточнение календарного плана; • выполнение работы; • координация деятельности участников проекта; Подведение итогов проекта. | • предварительный показ проекта; • выявляются недоработки; • производится коррекция проектной работы. | • презентация проекта; • анализ результатов; • самооценка; • актуальность проекта. |
Календарно-тематическое планирование
Итогового индивидуального проекта в 10 - 11 классах
№ п/п | Тема урока | Колич. часов | Форма проведения Виды деятельност | Содержание занятий | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1 | Подготовка к проекту. Этап подготовительный. | 1 | Беседа (определение темы, целей, задач, методов работы, выстраивание планов работы, подбор источников информации) | Беседа с целью выяснить насколько хорошо знакомы с основными понятиями выбранной темы. | ||
2 | Основной этап. Этап выполнения задач проекта. | 5 | Сбор и обработка материалов проекта. Практические занятия. Написание письменной части работы | Учащиеся исследуют: - отобранный материал; -осуществляют практическую часть работы; - оформляют результаты в соответствие с планом работы . | ||
3 | Обсуждение промежуточных результатов. | 3 | Представление первичной проектной работы | Обсуждение результатов полученной информации. Подведение итогов, определение соответствия работы целям и задачам, анализ содержания работы. | ||
4. | Обсуждение результатов в классе. | 2 | Работа над защитным словом | Отбор материала для защитного слова с соблюдением требований к защите Итогового индивидуального проекта | ||
5 | Заключительный этап. Оформление результатов работы | 4 | Оформление презентации. Творческая мастерская. | Выбор формы творческого саморазвития -реализации проекта в виде презентации. Обработка проектных данных. Отбор иллюстрационного материала и составление к ним комментариев, подбор тезисов. | ||
6 | Защита проекта | 1 | Защита Итогового индивидуального проекта | Защита проекта осуществляется на школьной научно – практической конференции. | ||
7 | Рефлексия. Обсуждение результатов проекта Итого: 17 ч. | 1 | Подведение итогов. Заполнение листов для рефлексии. | 1.Сопоставление первоначальных целей и результатов. 2.Подведение итогов. Выясняется, что ученикам понравилось, что особо заинтересовало, а в чем они испытали трудности. Выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний работе над проектом. |