Рабочая программа по предмету "Социальный мир"

1
0
Материал опубликован 16 October

Пояснительная записка


Программа учебного курса « Окружающий социальный мир » составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.


Задачи:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Общая характеристика учебного предмета.


Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нём, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного курса «окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Описание места учебного предмета в учебном плане.


Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Окружающий социальный мир» в 4 классе рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на уроки  в 4 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 2 часа в неделю.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир».

Личностные результаты:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу.
  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  • Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
  • Формирование уважительного отношения к окружающим.
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, дочери, пассажира, покупателя) мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах, общепринятых правилах.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

Представления о мире, созданном руками человека:

  • Интерес к объектам, созданным человеком.
  • Представления о доме, школе, о расположении в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), о транспорте.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасного поведения на улице, в доме, в транспорте, в общественных местах.

Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.)
  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения, согласно социальным ролям в различных ситуациях.
  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу.

Развитие межличностных и групповых отношений:

  • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
  • Умение находить друзей на основе личных симпатий.
  • Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи.
  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах деятельности.

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественно жизни:

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
  • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде на праздниках, в бытовой деятельности.

Представления об обязанностях и правах ребёнка:

  • Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина.

Представления о стране проживания Россия:

  • Представление о стране, народе, столице, месте проживания.
  • Представление о государственной символике (флаг, герб, гимн).


Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир».

Узнавание и различение помещений школы, зон класса, соблюдение распорядка школьного дня, различение школьных принадлежностей, знание их назначения. Представление о себе как члене коллектива. Знание положительных качеств человека. Соотнесение работников школы с их профессией.

Узнавание, различение типов домов.Знание мест общего пользования в доме (подъезд, лифт, чердак). Соблюдение правил поведения в местах общего пользования.Называние своего домашнего адреса.Правила поведения в доме. Опасность в повседневной жизни.

Узнавание электробытовых приборов. Знание их назначения и правил техники безопасности при пользовании ими. Узнавание, различение предметов интерьера.

Правила хранения продуктов питания. Кондитерские изделия.

Виды бумаги. Свойства стекла, дерева, резины.

Наш город Ярославль. Правила поведения на улице. Знание видов транспорта.

Традиции и атрибуты праздников. Праздник Победы.

Мы – россияне. Наша страна – Россия. Знакомство с флагом, гербом, гимном. Президент России.

Учебно-тематический план.


п/п

Тема / раздел

Количество часов



1.

«Школа»

16

 

2.

«Квартира, дом, двор»

15

 

3.

«Предметы быта»

4

 

4.

«Продукты питания»

2

 

5.

«Предметы и материалы, изготовленные человеком»

4

 

6.

«Город»

17

 

7.

«Традиции и обычаи»

4

 

8.

«Страна»

6

 


Итого:

68

 


Учебно-методическое обеспечение.

  • Натуральные объекты, муляжи, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения.
  • Аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
  • Технические и транспортные средства.
  • Компьютер.





Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Содержание курса

Деятельность учащихся

Дата проведения

Школа

1.

Я – ученик. Правила поведения в школе.

1

Представление о себе как члене коллектива. Игра «Кто я?». Знание положительных качеств человека. Игра: «Какой я?»

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


2.

Школа. Класс. Узнавание, различение зон класса.

1

Учить соблюдать правила поведения на уроках. Игра «Угадай, что делают в этом помещении»

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


3.

Школа. Правила поведения во время урока.

1

Знание правил поведения на уроке.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


4.

Школа. Правила передвижения по школе.

1

Знание местонахождения основных помещений школьного здания.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


5.

Школьные принадлежности.

1

Различение школьных принадлежностей и их назначение.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


6.

Школьные принадлежности. Игра «Что это?».

1

Различение школьных принадлежностей и их назначение.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


7.

Распорядок школьного дня.

1

Соблюдение распорядка школьного дня.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


8.

Распорядок школьного дня. Повторение правил поведения в школе.

1

Соблюдение правил поведения в школе.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


9.

Я – член коллектива.

1

Представление о себе как члене коллектива класса (я – ученик, я – мальчик, я - девочка).

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


10.

«Какой я?»

1

Называние положительных качеств человека.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


11.

Воспитание дружеских отношений в классе.

1

Способы проявления дружеских отношений, жесты одобрения, приветствия. Игра «Ты хороший» (учим говорить добрые слова).

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


12.

Мой одноклассник – мой друг. Почему я люблю своего друга?

1

Формирование представления о дружеских взаимоотношениях с одноклассниками. Рассказ об однокласснике.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


13.

Воспитание дружеских отношений к соседям по классам.

1

Умение выражать свой интерес к другому человеку.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


14.

Соотнесение работника школы с его профессией. 

1

Познакомить с профессией учителя, воспитателя. Узнавание учителей и называние их по имени, отчеству.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


15.

Профессии людей в школе. Медсестра, повар, водитель.

1

Соотнесение работника школы с его профессией. Загадки о профессиях.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


16.

«Все профессии важны». Игра «Кто это?»

1

Обобщение знаний о профессиях.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций



Квартира, дом, двор.

17.

Узнавание, различение типов домов.

1

Сформировать представление о типах домов: одноэтажный, многоэтажный, каменный, деревянный, городской, деревенский.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


18.

Знание мест общего пользования в доме (подъезд, лифт, чердак)

1

Правила безопасности, поведения в местах общего пользования в доме.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


19.

Соблюдение правил при пользовании лифтом.

1

Ждать открытия и закрытия дверей, нажимать кнопку с номером этажа, стоять во время движения лифта.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


20.

Соблюдение правил пользования мусоропроводом.

1

Не сыпать мусор мимо.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


21.

Помещения дома.

1

Обобщение знаний о помещениях дома.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


22.

Называние своего домашнего адреса.

1

Узнавание своего домашнего адреса на слух.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


23.

Домашний адрес. Игра «Узнай свой дом»

1

Знание как добраться до дома. Узнавание своего дома на фотографии.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


24.

Мой дом.

1

Рисунок своего дома.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


25.

Соблюдение правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации дома.

1

Дать представление об основных правилах безопасного поведения дома в быту.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


26.

Правила поведения в доме. Опасность в повседневной жизни.

1

Учить видеть опасность в повседневной жизни.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


27.

Узнавание, различение вредных насекомых (муравьи, тараканы)

1

Дать представление о вреде, который приносят вредные насекомые.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


28.

Правила безопасного поведения во дворе.

1

Дать представление о правилах безопасного поведения во дворе.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


29.

Правила безопасного поведения на спортивной площадке.

1

Учить видеть опасность в повседневной жизни.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


30.

Соблюдение общепринятых норм поведения на улице.

1

Дать представление о последствиях при несоблюдении правил безопасности.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


31.

Узнавание, различение часов.

1

Прослеживание по часам основных моментов распорядка дня.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций



Предметы быта.

32.

Узнавание электробытовых приборов

1

Телевизор, утюг, обогреватель, микроволновка, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


33.

Знание назначения электроприборов

1

Что для чего.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


34.

Знание правил техники безопасности при пользовании электроприборами

1

Дать представление о последствиях несоблюдения правил безопасного поведения

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


35.

Узнавание, различение предметов интерьера

1

Светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций



Продукты питания.

36.

Правила хранения продуктов питания

1

Использование холодильника.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


37.

Узнавание и различение кондитерских изделий. Правила хранения.

1

Польза и вред для здоровья.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций



Предметы и материалы, изготовленные человеком.

38.

Виды бумаги. Различение по плотности, фактуре.

1

Узнавание и различение альбомной бумаги, папиросной бумаги, картона, глянцевой бумаги, бархатной.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


39.

Свойства дерева. Узнавание предметов из дерева.

1

Прочное, твёрдое, не тонет.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


40.

Свойства стекла: прозрачность, хрупкость. Правила безопасности.

1

Узнавание предметов, изготовленных из стекла: ваза, стакан, оконное стекло, очки.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


41.

Свойства резины. Узнавание предметов, изготовленных из резины.

1

Узнавание предметов, изготовленных из резины: сапоги, перчатки, игрушки.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций



Город.

42.

Наш город Ярославль.

1

Презентация «Наш город»

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


43.

Различение частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).

1

Узнавать и различать части улицы

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


44.

Службы помощи города (почта, банк).

1

Узнавание элементов городской инфраструктуры.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


45.

Магазины города. В каком магазине что можно купить?

1

Узнавание элементов городской инфраструктуры.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


46.

Правила поведения в общественных местах.

1

Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


47.

Профессии людей. Презентация.

1

Просмотр презентации.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


48.

Люди – творцы. Игра «Угадай профессию».

1


- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


49.

Кем я буду, когда вырасту.

1

Повторение профессий

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


50.

Дорожный знак «Пешеходный переход», разметка «зебра», светофор.

1

Экскурсия на пешеходный переход. Выполнение правил перехода.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


51.

Правила перехода улицы.

1

Изучение правил перехода улицы.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


52.

Правила поведения на улице.

1

Изучение правил поведения на улице.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


53.

Воздушный транспорт

1

Формирование представлений о воздушном транспорте.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


54.

Правила поведения в общественном транспорте. Игра «мы - пассажиры».

1

Изучение правил поведения в транспорте.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


55.

Специальный транспорт. Пожарная машина.

1

Узнавание специального транспорта.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


56.

Специальный транспорт. Скорая помощь. Полицейская машина.

1

Узнавание специального транспорта.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


57.

Правила поведения на улице.

1


- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


58.

Правила поведения на улице. Ошибки пешеходов.

1

Безопасное передвижение по улице.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций



Традиции и обычаи

59.

Традиции и атрибуты праздников.

1

Презентация

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


60.

Какие я знаю праздники? Мой любимый праздник.

1

Как люди готовятся к праздникам.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


61.

Праздник Победы.

1

Традиции праздника.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


62.

Наши школьные традиции. Школьные праздники.

1

Какие школьные традиции есть в нашей школе?

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций



Страна

63.

Мы – россияне. Наша страна – Россия.

1

Москва – столица нашей родины.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


64.

Знакомство с гербом, флагом, гимном.

1

Правила поведения при прослушивании гимна.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


65.

Наш президент – В.В.Путин

1

Узнавание президента на фото, видео.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


66.

Мой город Ярославль.

1

Просмотр презентации

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


67.

Мой город Ярославль. Экскурсия по городу.

1

Экскурсия по городу

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций


68.

Обобщающий урок «Это Родина моя».

1

Чтение стихов о России, игры, загадки.

- дидактические игры

- анализ проблемных ситуаций

- выполнение индивидуальных заданий

- просмотр презентаций



Всего:

68 ч.













Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.