Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» (3 класс)
Окружающий социальный мир
Пояснительная записка
Характеристика
Цели и задачи обучения по предмету на текущий период
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
- знакомство с явлениями социальной жизни, формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.
Примерные программы, на основе которых подготовлена АОП
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для 3 класса (вариант 2) составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Содержание программы
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Школа
Узнавание (различение) помещений школы.
Знание назначения помещений школы.
Знание назначения участков школьной территории.
Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.
Знание назначения школьных принадлежностей.
Квартира, дом, двор
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Знание функционального назначения помещений квартиры.
Сообщение своего домашнего адреса.
Предметы быта
Знание назначения предметов мебели.
Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
Знание назначение предметов посуды.
Продукты питания
Узнавание (различение) напитков, продуктов питания по внешнему виду, на вкус.
Узнавание упаковок с напитками, продуктами питания..
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой.
Город
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (светофор).
Знание (соблюдение) правил перехода улицы.
Транспорт
Узнавание (различение) наземного транспорта.
Знание назначения наземного транспорта.
Количество часов, отводимых на изучение предмета, их распределение в учебном году
Программа по окружающему социальному миру для обучающихся 3 класса рассчитана на 2 недельных часа. Программа составлена на 2019 – 2020 учебный год.
I четверть – 18 часов
II четверть – 15 часов
III четверть – 19 часов
IV четверть – 17 часов
Итого – 69 часов
Основные требования к результатам реализации АОП
1) Представления о мире, созданном руками человека
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная).
Методы обобщения и систематизации изученного
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Система оценивания результатов освоения программы.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий и соотносится с баллами (отметками):
- «отлично» (5 баллов): «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «узнает объект»
- «хорошо» - (4 балла): «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «не всегда узнает объект».
- «удовлетворительно» (3 балла) «выполняет действие со значительной физической помощью», «не всегда узнает объект».
Систематический и регулярный опрос обучающихся, является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Учебно-методический комплекс.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.
По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит детям (в частности, не передвигающимся самостоятельно детям) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях, предоставляющих услуги населению.
Календарно – тематическое планирование
1 четверть – 18ч
2 четверть – 15ч
№ п/п | № п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
Страна | ||||
19-20 | 1-2 | Наша страна. Название, столица, флаг, герб, президент. | 2 | |
Школа | ||||
21-22 | 3-4 | Узнавание (различение) школьных принадлежностей: учебник, тетрадь, дневник. Назначение школьных принадлежностей. | 2 | |
Предметы быта | ||||
23-24 | 5-6 | Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка. Назначение предметов мебели. | 2 | |
25-26 | 7-8 | Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля. Назначение предметов посуды. | 2 | |
27-28 | 9-10 | Узнавание (различение) предметов интерьера: зеркало. Назначение предметов интерьера. | 2 | |
Квартира, дом, двор | ||||
29-31 | 11-13 | Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного) | 3 | |
Традиции, обычаи | ||||
32-33 | 14-15 | Традиции и атрибуты праздника «Новый год» | 2 | |
3 четверть – 19 ч
№ п/п | № п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
Транспорт | ||||
34-35 | 1-2 | Узнавание (различение) общественного транспорта | 2 | |
36 | 3 | Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте | 1 | |
Предметы и материалы, изготовленные человеком | ||||
37 | 4 | Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость) | 1 | |
38-39 | 5-6 | Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) | 2 | |
40 | 7 | Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла | 1 | |
Предметы быта | ||||
41 | 8 | Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор | 1 | |
42 | 9 | Назначение телевизора | 1 | |
Квартира, дом, двор | ||||
43-44 | 10-11 | Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон) | 2 | |
45-46 | 12-13 | Функциональное назначение помещений квартиры | 2 | |
Транспорт | ||||
47-48 | 14-15 | Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина) | 2 | . |
49-50 | 16-17 | Назначение специального транспорта | 2 | |
51-52 | 18-19 | Профессии людей, работающих на специальном транспорте. | 2 | |
4 четверть – 16 ч
№ п/п | № п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
Предметы быта | ||||
53-54 | 1-2 | Узнавание (различение) предметов мебели: диван, кресло. Назначение предметов мебели. | 2 | |
55-56 | 3-4 | Узнавание (различение) предметов интерьера: ваза. Назначение вазы. | 2 | |
Квартира, дом, двор | ||||
57-58 | 5-6 | Узнавание (различение) типов домов: городской (сельский, дачный) дом | 2 | |
Город | ||||
59-60 | 7-8 | Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар) | 2 | |
61-62 | 9-10 | Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор) | 2 | . |
63-64 | 11-12 | Знание (соблюдение) правил перехода улицы | 2 | |
65 | 13 | Узнавание (различение), назначение зданий. Поликлиника. | 1 | |
66 | 14 | Узнавание (различение) профессий. Врач. | 1 | |
67-68 | 15-16 | Знание (соблюдение) правил поведения на улице | 2 | |