12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2014)
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Общеучебные умения и навыки:
I. Организация учебного труда
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
IV. Мыслительные умения
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
МЕСТО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю — 68ч (34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где мы живём? (3 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность. сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана.
Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природ: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (6 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения окружающего мира учащиеся должны знать:
сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Где мы живём? |
3 |
2 |
Природа |
21 |
3 |
Жизнь города и села |
10 |
4 |
Здоровье и безопасность |
10 |
5 |
Общение |
6 |
6 |
Путешествия |
18 |
Итого: |
68 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения |
Количество часов |
Диагностический и практический материал |
1 четверть |
Практических работ – 4; экскурсий - 1 |
|
2 четверть |
Практических работ – 2; экскурсий – 1; тест - 1 |
|
3 четверть |
Практических работ – 3; тестов - 3 |
|
4 четверть |
Практических работ – 1; экскурсий – 2; тестов - 2 |
|
Итого: |
68 часов (2 часа в неделю) |
Практических работ – 10; экскурсий – 4; тестов - 6 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
(2 часа в неделю, всего 68 часов.)
№ п/п |
Тема урока |
Практические работы |
Стр. учебника |
Часы |
Дата |
|
Где мы живём? (3 часа) |
||||||
1 |
Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. |
3-5 |
1ч |
|||
2 |
Россия – священная наша держава. |
6-7 |
1ч |
|||
3 |
Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. |
8-11 |
1ч |
|||
Природа (21 час) |
||||||
4 |
Живая и неживая природа. |
12-15 |
1ч |
|||
5 |
Явления природы. |
16-17 |
1ч |
|||
6 |
Как измеряют температуру? |
Практическая работа № 1 «Измерение температуры» |
18-19 |
1ч |
||
7 |
Что такое погода? |
20-23 |
1ч |
|||
8 |
В гости к осени. |
Экскурсия № 1 |
24-25 |
1ч |
||
9 |
Неживая природа осенью. |
26-27 |
1ч |
|||
10 |
Живая природа осенью. Перелётные птицы. |
28-29 |
1ч |
|||
11 |
Звёздное небо. |
30-33 |
1ч |
|||
12 |
Заглянем в кладовые Земли. |
Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами» |
34-37 |
1ч |
||
13 |
Про воздух |
38-41 |
1ч |
|||
14 |
Вода в жизни человека |
42-45 |
1ч |
|||
15 |
Какие бывают растения? |
Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав» |
46-49 |
1ч |
||
16 |
Какие бывают животные? |
50-53 |
1ч |
|||
17 |
Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. |
54-61 |
1ч |
|||
18 |
Дикорастущие и культурные растения |
Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» |
62-65 |
1ч |
||
19 |
Дикие и домашние животные. |
66-69 |
1ч |
|||
20 |
Комнатные растения |
Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями» |
70-73 |
1ч |
||
21 |
Животные живого уголка. Про кошек и собак. |
Практическая № 6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка» |
74-81 |
1ч |
||
22 |
Красная книга. |
82-85 |
1ч |
|||
23 |
Будь природе другом. |
86-91 |
1ч |
|||
24 |
Обобщающий урок по теме «Природа». Тест № 1 |
92-93 |
1ч |
|||
Жизнь города и села (10 часов) |
||||||
25 |
Город и село. Наш дом. |
94-99 |
1ч |
|||
26 |
Что такое экономика? |
100-103 |
1ч |
|||
27 |
Из чего что сделано? |
104-109 |
1ч |
|||
28 |
Строительство и транспорт. Виды транспорта. |
110-117 |
1ч |
|||
29 |
За покупками. |
118-122 |
1ч |
|||
30 |
Культура и образование. Все профессии важны. |
122-129 |
1ч |
|||
31 |
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. |
Экскурсия № 2 |
130-133 |
1ч |
||
32 |
Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. |
134-137 |
1ч |
|||
33 |
Невидимые нити в лесу |
138-139 |
1ч |
|||
34 |
Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест № 2 |
140-141 |
1ч |
|||
Здоровье и безопасность (10 часов) |
||||||
35 |
Строение тела человека. |
3-9 |
1ч |
|||
36 |
Если хочешь быть здоров |
10-13 |
1ч |
|||
37 |
Поговорим о болезнях. |
14-17 |
1ч |
|||
38 |
Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! |
Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц» |
18-25 |
1ч |
||
39 |
Домашние опасности |
26-28 |
1ч |
|||
40 |
Пожар |
29-31 |
1ч |
|||
41 |
Лесные опасности |
32-33 |
1ч |
|||
42 |
Как нужно купаться? |
34-35 |
1ч |
|||
43 |
Очень подозрительный тип |
36-41 |
1ч |
|||
44 |
Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест № 3 |
42-43 |
1ч |
|||
Общение (6 часов) |
||||||
45 |
Наша дружная семья |
44-49 |
1ч |
|||
46 |
В школе |
50-54 |
1ч |
|||
47 |
Правила вежливости |
54-57 |
1ч |
|||
48 |
День рождения |
Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета» |
58-61 |
1ч |
||
49 |
Мы – зрители и пассажиры. |
62-65 |
1ч |
|||
50 |
Обобщающий урок по теме «Общение». Тест № 4 |
66-67 |
1ч |
|||
Путешествия (18 часов) |
||||||
51 |
Посмотрите вокруг |
68-73 |
1ч |
|||
52 |
Для чего нужен компас? |
Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу» |
74-75 |
1ч |
||
53 |
Формы земной поверхности. |
76-79 |
1ч |
|||
54 |
Водоёмы |
80-84 |
1ч |
|||
55 |
В гости к весне. |
Экскурсия № 3 |
84-89 |
1ч |
||
56 |
Путешествие по родной стране |
у90-93 |
1ч |
|||
57 |
Что такое карта и как её читать? |
Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты» |
94-95 |
1ч |
||
58 |
Путешествие по Москве |
96-99 |
1ч |
|||
59 |
Московский Кремль |
100-106 |
1ч |
|||
60 |
Город на Неве |
106-111 |
1ч |
|||
61 |
Путешествие по Оке |
112- 115 |
1ч |
|||
62 |
Путешествие по планете |
116-127 |
1ч |
|||
63 |
Страны мира |
126-131 |
1ч |
|||
64 |
Путешествие в космос |
132-135 |
1ч |
|||
65 |
Впереди лето |
Экскурсия № 4 |
136- 137 |
1ч |
||
66 |
Обобщающий урок по теме «Путешествия». Тест № 5 |
138-139 |
1ч |
|||
67 |
Итоговый тест № 6 за учебный год |
1ч |
||||
68 |
Повторение и обобщение изученного |
1ч |
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока |
Вид работы |
По теме |
24 |
Тест № 1 |
Природа |
34 |
Тест № 2 |
Жизнь города и села |
44 |
Тест № 3 |
Здоровье и безопасность |
50 |
Тест № 4 |
Общение |
66 |
Тест № 5 |
Путешествия |
67 |
Тест № 6 |
За учебный год |
Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 368 с.
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2009, 1 часть, 158 с.
Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009, 144 с. (Мастерская учителя)
Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. (Учебный год)
Плешаков А. А. Окружающий мир.. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, 144 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 144 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010, 48 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011
Средства обучения:
наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; географические и исторические карты;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
мультимедийное оборудование
ноутбук
проектор
диск к учебнику
набор энциклопедий для младших школьников
измерительные приборы
весы
термометры
сантиметровые линейки
мензурки
посуда
раздаточный материал
экскурсионное снаряжение
складные лупы
компасы
бинокль