Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» (9 класс)
СОГБОУ « Вяземская школа – интернат №1 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Окружающий социальный мир»
для 9 класса на 2018-2019 учебный год
Составитель: Матвеенко Ж.А.
2018г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по «Окружающему социальному миру» в 9-ом классе разработана на основании:
Закона «Об образовании».
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
2.Цели и задачи:
Цель: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Задачи:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
3.Содержание учебного предмета
Личная гигиена(6часов) Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Уход за кожей лица. Гигиена одежды и нательного белья. Косметические средства (лосьоны, кремы и др.). Уход за волосами.
Одежда(9 часов) Стирка изделий в домашних условиях. Стирка изделий из х/б ткани. Мелкий ремонт одежды. Штопка одежды. Утюжка блузок, рубашек, платьев. Приемы глажения белья. Стирка мелких изделий из белой хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины.
Питание(11часов) Приготовление пищи. Значение блюд из овощей, рыбы, мяса. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. Приготовление изделий из теста. Квашение, соление овощей. Варка варенья из фруктов и ягод. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день. Чтение рецептов и подбор продуктов. Приготовление щей из свежей капусты. Приготовление киселя ,компота. Соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами.
Семья(10часа)Помощь воспитателям в уходе за младшими детьми. Проведение игр с младшими школьниками. Родственники. Фамилия, имя, отчество.
Культура поведения(7часов) Культура общения юноши. Культура общения девушки. Культура общения с взрослыми. Культура общения со сверстниками. Поведение в гостях. Поведение за столом. Внешний вид молодых людей.
Жилище(10часов)Санитарная обработка помещений. Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами. Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла .Коммунальные удобства в квартире. Знание(соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации.
Транспорт(9 часов) Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Междугородний железнодорожный транспорт. Водный транспорт. Космический транспорт. Общественный транспорт. Пользование общественным транспортом. Специальный транспорт. Профессии людей работающих на разных видах транспорта.
Торговля (6 часов)Специализированные магазины (книжный, спортивный и др.). Стоимость основных промышленных товаров. Отделы магазинов. Порядок приобретения товара. Ассортимент товаров в различных специализированных магазинах .Срок годности товара
Средства связи(5 часов) Телефон. Пользование квартирным телефоном. Пользование телефонным справочником. Вызов милиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа и др. Междугородная телефонная связь.
Медицинская помощь(3 часа) Домашняя аптечка. Лекарственные растения. Первая помощь при травмах.
Предметы и материалы изготовленные человеком(8 часов) Стекло и его свойство. Предметы изготовленные из стекла. Правила безопасности при обращении со стеклом. Резина и ее свойства. Свойства металла. Ткань и ее свойства. Пластмасса и ее свойства. Узнавание предметов изготовленных из пластмассы.
Город(5 часов) Элементы городской инфраструктуры(районы, улицы, площади и др.). Различение назначения зданий(кафе, вокзал, банк и др). Узнавание (различение ) профессий. Знание правил перехода улицы. Узнавание достопримечательностей своего города.
Экономика домашнего хозяйства(8 часов) Основные статьи расходов (питание, содержание жилища, одежда и обувь, культурные потребности, помощь родственникам). Планирование расходов на день, две недели с учетом бюджета и состава семьи. Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. Расходы на питание. Крупные покупки (одежда, мебель, обувь и др.).
Традиции, обычаи(2 часа) Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций.
Страна(3 часа)Знание названия государства , в котором мы живем ,и его столицу. Представление о крупных городах России. Выдающиеся люди России.
Повторение(1 час).
4.Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
5.Критерии оценивания знаний и умений.
Оценка «5» ставится:
- если ученик выполняет все задания на уроке правильно- самостоятельно под контролем учителя.
Оценка «4» ставится:
- если ученик выполняет все задания на уроке правильно самостоятельно под контролем учителя, но имеются 2-3 негрубые ошибки;
- если ученик выполняет задания с частичной помощью учителя.
Оценка «3» ставится:
- если ученик выполняет задания самостоятельно под контролем учителя и в работе имеется 4-5 негрубых ошибок;
6.Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
виды питания и их особенности;
значение первых и вторых блюд;
правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи;
правила личной гигиены девушки и юноши;
виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук;
особенности стирки цветного и белого белья;
правила пользования моющими средствами;
Учащиеся должны уметь:
готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина;
правильно ухаживать за кожей лица и волосами;
ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку;
стирать бельё вручную и с помощью стиральной машины;
ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними;
культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры;
убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла;
культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка;
обращаться с вопросами к работникам детского дома.
7.Материально – технические средства для реализации программы обучения
Наглядный материал (плакаты, книжные иллюстрации, картины по теме урока).
Дидактический материал (карточки с изображением посуды, трарспорта, одежды и др.).
Учебно -методические средства обучения:
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5-8 кл. Москва, «Просвещение», 2013г. Под редакцией В.В. Воронковой.
-«Социально- трудовая адаптация глубоко-умственно отсталых детей» А.Р. Маллер, Москва «Просвещение»1990 г.
8.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Тема урока |
Кол- во часов |
Дата |
1 |
Личная гигиена подростка |
1 |
|
2 |
Индивидуальные предметы гигиены |
1 |
|
3 |
Уход за кожей лица |
1 |
|
4 |
Гигиена одежды и нательного белья |
1 |
|
5 |
Косметические средства (лосьоны, кремы и др.). |
1 |
|
6 |
Уход за волосами |
1 |
|
7 |
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. |
1 |
|
8 |
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. |
1 |
|
9 |
Мелкий ремонт одежды |
1 |
|
10 |
Мелкий ремонт одежды |
1 |
|
11 |
Штопка одежды |
1 |
|
12 |
Утюжка блузок, рубашек, платьев. |
1 |
|
13 |
Утюжка блузок, рубашек, платьев. |
1 |
|
14 |
Приемы глажения белья |
1 |
|
15 |
Приемы глажения белья. |
1 |
|
16 |
Стирка мелких изделий с помощью стиральной машины |
1 |
|
17 |
Приготовление пищи |
1 |
|
18 |
Значение блюд из овощей, рыбы, мяса |
1 |
|
19 |
Представление об использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи |
1 |
|
20 |
Приготовление изделий из теста. |
1 |
|
21 |
Представление о квашение, соление овощей |
1 |
|
22 |
Варка варенья из фруктов и ягод |
1 |
|
23 |
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день |
1 |
|
24 |
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день |
1 |
|
25 |
Чтение рецептов и подбор продуктов |
1 |
|
26 |
Приготовление щей из свежей капусты |
1 |
|
27 |
Приготовление киселя ,компота |
1 |
|
28 |
Помощь воспитателям в уходе за младшими детьми |
1 |
|
29 |
Помощь воспитателям в уходе за младшими детьми |
1 |
|
30 |
Проведение игр с младшими школьниками |
1 |
|
31 |
Родственники |
1 |
|
32 |
Фамилия, имя, отчество |
1 |
|
33 |
Культура общения юноши |
1 |
|
34 |
Культура общения девушки |
1 |
|
35 |
Культура общения со взрослыми |
1 |
|
36 |
Культура общения со сверстниками |
1 |
|
37 |
Поведение в гостях |
1 |
|
38 |
Поведение за столом |
1 |
|
39 |
Внешний вид молодых людей. |
1 |
|
40 |
Санитарная обработка помещений |
1 |
|
41 |
Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами. |
1 |
|
42 |
Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами. |
1 |
|
43 |
Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла. |
1 |
|
44 |
Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла. |
1 |
|
45 |
Знание(соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации |
1 |
|
46 |
Знание(соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации |
1 |
|
47 |
Автовокзал. |
1 |
|
48 |
Междугородный автотранспорт. Автовокзал. |
1 |
|
49 |
Водный транспорт. Основные маршруты. Расписание. Порядок приобретения билетов. |
1 |
|
50 |
Железнодорожный транспорт |
1 |
|
51 |
Космический транспорт |
1 |
|
52 |
Общественный транспорт |
1 |
|
53 |
Пользование общественным транспортом |
1 |
|
54 |
Специальный транспорт |
1 |
|
55 |
Профессии людей работающих на разных видах транспорта |
1 |
|
56 |
Специализированные магазины (книжный, спортивный и др.). |
1 |
|
57 |
Отделы магазинов |
1 |
|
58 |
Отделы магазинов |
1 |
|
59 |
Порядок приобретения товара |
1 |
|
60 |
Ассортимент товаров в различных специализированных магазинах |
1 |
|
61 |
Срок годности товара |
1 |
|
62 |
Телефон. Пользование квартирным телефоном |
1 |
|
63 |
Пользование телефонным справочником |
1 |
|
64 |
Вызов милиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа и др. |
1 |
|
65 |
Вызов милиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа и др. |
1 |
|
66 |
Домашняя аптечка |
1 |
|
67 |
Лекарственные растения |
1 |
|
68 |
Первая помощь при травмах |
1 |
|
69 |
Первая помощь при травмах |
1 |
|
70 |
Стекло и его свойство |
1 |
|
71 |
Стекло и его свойство |
1 |
|
72 |
Предметы изготовленные из стекла |
1 |
|
73 |
Правила безопасности при обращении со стеклом |
1 |
|
74 |
Пластмасса и ее свойства |
1 |
|
75 |
Узнавание предметов изготовленных из пластмассы |
1 |
|
76 |
Резина и ее свойства |
1 |
|
77 |
Свойства металла |
1 |
|
78 |
Ткань и ее свойства |
1 |
|
79 |
Элементы городской инфраструктуры(районы, улицы, площади и др.) |
1 |
|
80 |
Элементы городской инфраструктуры(районы, улицы, площади и др.) |
1 |
|
81 |
Элементы городской инфраструктуры(районы, улицы, площади и др.) |
1 |
|
82 |
Различение назначения зданий(кафе, вокзал, банк и др. |
1 |
|
83 |
Различение назначения зданий(кафе, вокзал, банк и др. |
1 |
|
84 |
Узнавание (различение ) профессий |
1 |
|
85 |
Узнавание (различение ) профессий |
1 |
|
86 |
Знание правил перехода улицы |
1 |
|
87 |
Знание правил перехода улицы |
1 |
|
88 |
Узнавание достопримечательностей своего города |
1 |
|
89 |
Основные статьи расходов (питание, содержание жилища, одежда и обувь, культурные потребности, помощь родственникам). |
1 |
|
90 |
Планирование расходов на день с учетом бюджета и состава семьи. |
1 |
|
91 |
Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. |
1 |
|
92 |
Расходы на питание |
1 |
|
93 |
Крупные покупки (одежда, мебель, обувь и др.) |
1 |
|
94 |
Знание традиций и атрибутов праздников |
1 |
|
95 |
Знание школьных традиций |
1 |
|
96 |
Знание названия государства , в котором мы живем ,и его столицу |
1 |
|
97 |
Представление о крупных городах России |
1 |
|
98 |
Представление о крупных городах России |
1 |
|
99 |
Представление о крупных городах России |
1 |
|
100 |
Выдающиеся люди России |
1 |
|
101 |
Выдающиеся люди России |
1 |
|
102 |
Повторение |
1 |