Рабочая программа по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники
Рабочая программа по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники
«Речевичок»
Составила учитель-логопед
Сафонова Ирина Александровна
город Москва, 2023-2024 уч.год
Пояснительная записка
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако, на появление и становление речи, природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения. Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, использования наиболее рациональных средств обучения.
Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению лексического запаса выразительными средствами языка, развитию умений грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать монологическую речь в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Цель программы: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам мнемотехники, развитие лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Повышать уровень речевой активности детей.
Формировать умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
Развивать память через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.
Обогащать словарный запас.
Развивать грамматические категории у детей.
Участники программы: программа составлена для детей в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей в подгруппе – 8-10 человек. Длительность занятий не более 30 минут. Количество занятий в год 30.
Методы и приёмы работы с помощью использования мнемотехники.
Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступные дети схематичной форме. Рисунки и количество схем моделей могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать практически все. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Для дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем возрасте можно давать детям черно-белые мнемотаблицы. Принцип работы с мнемотаблицей строится от простого к сложному (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение. Изображать надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – елка. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – мнемотаблице, состоящей из трех-четырех мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, позже – к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.
Результат программы: у детей развиты коммуникативные навыки общения, повышена степень мотивации к обучению, увеличен круг знаний об окружающем мире. Лексический состав более обширен. Сформированы грамматические категории. Дети научатся, применяют в своей речи обобщающие слова, синонимы и антонимы. Смогут самостоятельно, без помощи педагога пересказать небольшой текст, составлять описательные рассказы с использованием мнемотехники; появится интерес к заучиванию стихотворений.
Содержание программы:
№ | Дата проведения | Тема занятия | Задачи, цели занятия | План занятия | Примечание |
1 | 1 неделя октября | Составление описательного рассказа по мнемоквадратам об овощах. | Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование существительных в уменьшительной форме; образование множественного числа существ.; согласование существительных в роде, числе и падеже; образование относительных прилагательных. Упраж -нять детей в умении составлять рассказ. | Игры на развитие грамматических категорий («Назови ласково», «Один-много» ,«Сосчитай - ка», «Повар») Составление описательного рассказа об овощах по мнемоквадратам, закреплять знания об овощах. | Рассматривание муляжей/овощи.Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. |
2 | 2 неделя октября | Составление сравнительно го, описатель ного рассказа об овощах и фруктах по мнемодорожке | Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование существительных в уменьшительной форме; образование мн.числа существ.; согласование существительных в роде, числе и падеже; образование относительных прилагательных. Упражнять детей в умении составлять рассказ по мнемодорожке. | Игры на развитие грамматических категорий («Назови ласково», «Один-много» , «Сосчитай - ка», «Повар». Составление описательного, сравнительного рассказа об овощах и фруктах по мнемодорожке. | Рассматривание муляжей/овощи-фрукты. Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. |
3 | 3 неделя октября | Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад» по мнемосхеме | Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование сущест-ных в уменьшительной форме; Р.п единственного числа; мн.ч существительных; учить образо вывать прилагательные от существительных. Выучить стихотворение с использованием мнемосхемы. | Игры на развитие грамматических категорий «Назови ласково», «Чего нет?» , «Один-много» «Какая ветка?». Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад» по мнемосхеме | Рассматривание иллюстраций деревьев. Мнемосхема к стихотворению В.Миронович «Листопад2 |
4 | 4 неделя октября | Составление описательного рассказа по теме «Осень» с помощью мнемосхемы. | Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование существительных в уменьшительной форме; образование мн. числа существ.; образование относительных прилагательных. Упражнять детей в умении составлять рассказ с использованием мнемотаблицы. | Игры на развитие грамматических категорий: «Подбирай, называй, запоминай», «Скажи наоборот», «Большой-маленький». Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на мнемотаблицу. | Рассматривание иллюстраций осени. Беседа об осени. Опорные схемы для составления описательных рассказов. |
5 | 1 неделя ноября | Пересказ рассказа Н. Сдадкова «Осень на пороге» с использованием мнемо таблицы. | Обогащать словарь детей по теме «Осень». Учить согласованию числительных с сущ. в роде, числе и падеже. Составление мнемотаблицы для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице. | Игры на развитие грамматических категорий: «Посчитай», «Подбери признаки». Пересказ рассказа Н. Сдадкова «Осень на пороге». | О.С. Гомзяк учебно-методический комплект «Говорим правильно». |
6 | 2 неделя ноября | Заучивание стихотворения П. Воронько «Хитрый ежик» с использованием мнемо таблицы. | Обогащать словарь детей. Закреплять образование мн. числа существ.; образо вание относительных прилагательных. Выучить стихотворение П. Воронько «Хитрый ежик». | Игры на развитие грамматических категорий: «Один - много», «Назови, какие». Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Хитрый ежик» | Мнемотаблица к стихотворению П. Воронько «Хитрый ежик» |
7 | 3 неделя ноября | Составление описательного рассказа по теме «Моя любимая игрушка» с помощью мнемосхемы. | Обогащать словарь детей по теме. Учить подбирать глаголы к существительным; образование прилагательных от сущ-х; согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже от 1 до 5. Учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблицы. | Игры на развитие грамматических категорий: «Назови действие», «Какой день?», «Посчитай». Учить детей составлять описательный рассказ о игрушке ориентируясь на мнемосхему. | Рассматривание иллюстраций осени. Беседа об осени. Опорные схемы для составления описательных рассказов. |
8 | 4 неделя ноября | Заучивание стихотворения Н. Найденова «Много игрушек в нашем саду» по мнемосхеме | Обогащать словарь детей по теме: «Игрушки». Учить подбирать глаголы к существительным; образование относительных прилагательных; образование прилагательных от существительных; образование существительных во мн.ч.; Выучить стихотворение Н. Найденова «Много игрушек в нашем саду» по мнемосхеме. | Игры на развитие грамматических категорий: «Подбери действия», «Назови ласково», «Из чего, назови», «В магазине». Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Много игрушек в нашем саду» | Рассматривание игрушек. Беседа об игрушках. Мнемотаблица к стихотворению Н. Найденова «Много игрушек в нашем саду» |
9 | 5 неделя ноября | Заучивание стихотворения А. Костакова «Медвежий сон» с использованием мнемотаблицы | Обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить подбирать прилагательных к существительным. Выучить стихотворение. | Игры на развитие грамматических категорий: «Какой? Какая? Какие?» Составление мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть стихотворения А. Костакова «Медвежий сон» | Беседа о празднике «Новый Год». Рассматривание иллюстраций. Мнемотаблица к стихотворению. |
10 | 1 неделя декабря | Пересказ сказки по М. Пляцковскому «Какая бывает зима?» с исполь зованием мнемо схемы. | Обогащать словарь детей по теме «Зима». Учить соотносить время года по признакам. Составление мнемосхемы для пересказа. Пересказ сказки. | Игры на развитие грамматических категорий: «Когда это бывает» Составление мнемотаблицы для пересказа сказки. | Мнемосхема к сказке М. Пляцковскому «Какая бывает зима?» |
11 | 2 неделя декабря | Заучивание стихотворения С. Черного «Я катаюсь на коньках» по мнемотаблице. | Обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить подбирать прилагательных к существительным; учить образовывать сложные слова; согласованию числительных с существительными в роде, числе и падеже; Выучить стихотворение | Игры на развитие грамматических категорий: «Скажи какая», «Почему так назвали?», « Один –много». Составление мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть стихотворения «Я катаюсь на коньках | Рассматривание иллюстраций. Мнемотаблица к стихотворению С. Черного «Я катаюсь на коньках» |
12 | 3 неделя декабря | Составление сравнительного описательного рассказа на тему: «Птицы» по мнемосхеме. | Обогащать словарь детей по теме. Закрепление глагольного словаря; закрепление сложных слов; закрепление согласования числительных с сущест.; образование притяжательных прилагательных. Учить детей составлять рассказ с использованием мнемосхемы. | Игры на развитие грамматических категорий: «Подбери слова», «Подумай и скажи», «Счет птиц», «Чьи перья?». Составление описательного, сравнительного рассказа о птицах. | Беседа о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц. Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. |
13 | 4 неделя декабря | Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей» с использованием мнемо схемы. | Обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить подбирать существительных к глаголу; согласование числительных с существительными; закрепление существительных в родительном падеже единственного числа. | Игры на развитие грамматических категорий: «Назови кто», «Посчитай» , «Есть – нет», Составление мнемосхемы для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице. | Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Мнемосхема к сказке «Зимовье зверей». |
14 | 3 неделя января | Составление описательного рассказа о животных используя мнемосхему | Обогащать словарь детей по теме. Учить подбирать антонимы; усвоение притяжательных прилагательных. Составление описательного рассказа о животных по мнемосхеме. | Игры на развитие грамматических категорий: «Скажи наоборот», «Чья семья?» Составление описательного, рассказа о животных. | Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. |
15 | 4 неделя января | Разучивание физминутки «Кто за кем?» с использованием мнемотаблицы. | Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование множественного числа сущ.; употребление глаголов в единственном и множественном числе; согласование числительных с сущест.; образование притяжательных прилагательных. Выучить физминутку.
| Игры на развитие грамматических категорий: «Один – много», «Сосчитай до пяти», «Чей хвост? Чья голова?» Составление мнемотаблицы для заучивания физминутки «Кто за кем?» | Беседа о домашних животных. Мнемотаблица «Кто за кем?» |
16 | 1 неделя февраля | Составление сравнительного, описатель ного рассказа о домашних и диких живот ных. | Обогащать словарь детей по теме. Упражнение в понимании функции суффиксов словообразования. Учить составлять описательный, сравнительный рассказа о животных по схеме и картинке. | Игры на развитие грамматических категорий: «Два брата Ик и Ищ». Составление описательного, сравнительного рассказа о животных. | Беседа о животных. Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. |
17 | 2 неделя февраля | Заучивание потешки «Веселись народ» с использованием мнемосхемы | Обогащать словарь детей по теме «Масленица». Закреплять образование множественного числа сущ.; употребление глаголов в единственном и множественном числе. Заучивание потешки. | Игры на развитие грамматических категорий: «Один – много», «Сосчитай до пяти». Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть потешки «Веселись народ»» | Беседа о празднике «Масленица». Выразительное чтение наизусть потешки «Веселись народ». |
18 | 3 неделя февраля | Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Хозяйка» по мнемотаблице. | Обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить образованию существительных в уменьшительно - ласкательной форме; умению согласовывать существительные с числительными; образованию относительных прилагательных. Выучить стихотворение. | Игры на развитие грамматических категорий: «Назови ласково», «Посчитай», «Какой, какая, какое?». Заучивание стихотворения. | Беседа о продуктах питания. Мнемотаблица к стихотворению Ю. Тувим «Хозяйка» |
19 | 4 неделя февраля | Составление рассказа по сюжетной картинке «Машин День Рождения» | Обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить согласовывать существительные с числительными; образованию относительных прилагательных. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. | Игры на развитие грамматических категорий: «Посчитай», «Какой, какая, какое?» Составление рассказа по картинке. | Беседа по теме. Логопедическое пособие «Логопедические занятия в детском саду» |
20 | 1 неделя марта | Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | Обогащать словарь детей по теме «Профессии». Закреплять образование притяжательных прилагательных; подбор существит. от глаголов. Выучить стихотворение по мнемотаблице. | Игры на развитие грамматических категорий: «Чей? Чья? Чьи?», «Кем работает мама ?» Заучивание стихотворения. | Мнемотаблица к стихотворению Е. Благининой «Посидим в тишине». |
21 | 2 неделя марта | Пересказ сказки Л. Н.Смирновой «Сказка о чайнике» по мнемотаблице. | Обогащать словарь детей по теме. Закреплять согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже; образование притяжательных прилагательных; образование сложных слов. Продолжать учить пересказывать сказку по мнемотаблице. | Игры на развитие грамматических категорий: «Один - много»,«Материал», «Объясни, что делает этот предмет?». Составление мнемотабли цы для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки. | Рассматривание и обсуждение посуды. Пересказ сказки по мнемо таблице. |
22 | 3 неделя марта | Составление описательного рассказа о Весне с помощью мнемосхемы. | Обогащать словарь детей по теме. Учить подбирать глаголы к существительным; образование прилагательных от сущ-х; согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже от 1 до 5; составление сложных предложений с союзом «а». Учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблицы. | Игры на развитие грамматических категорий: «Назови действие», «Какой день?», «Посчитай», «Закончи предложение», Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на мнемосхему. | Рассматривание иллюстраций о весне. Беседа. Опорные схемы для составления описательных рассказов. |
23 | 4 неделя марта | Заучивание стихотворения В. Степанова «Космонавт» | Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование существительных во мн.ч.Р.п.; подбор прилагательных к существительным; антонимы. Выучить стихотворение по мнемотаблице | Игры на развитие грамматических категорий: «Один – много», «Подбери признак», «Скажи наоборот» Заучивание стихотворения. | Беседа о космосе. Отгадывание загадок. Выразительное чтение наизусть стихотворения по мнемотаблице |
24 | 1 неделя апреля | Составление рассказа по сюжетной картинке «Строители» | Обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить согласовывать существительные с числительными; образованию относительных прилагательных. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. | Игры на развитие грамматических категорий: «Посчитай», «Какой, какая, какое?» Составление рассказа по картинке. | Беседа по теме. Логопедическое пособие «Логопедические занятия в детском саду» |
25 | 2 неделя апреля | Пересказ рассказа «Маша и бабушка» Г.Е. Сычевой. | Обогащать словарь детей по теме. Упражнять в словообразовании; подборе синонимов. Продолжать учить пересказывать рассказ по опорным картинкам. | Игры на развитие грамматических категорий: «Назови семью»; «Подбери похожие по смыслу слова». Пересказ рассказа. | Опорные картинки для пересказа текстов Г.Е. Сычева /выпуск1 |
26 | 3 неделя апреля | Составление рассказа по сюжетной картинке «Один дома» с приду мыванием начала рассказа | Учить образованию сравн. ст. прилаг. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке с придумыванием начала рассказа. | Игры на развитие грамматических категорий: «А у вас?». Составление рассказа по картинке. | О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Сюжетные картины для развития связной речи в ст.группе. |
27 | 4 неделя апреля | Пересказ сказки «Про льва» по опорным картинкам. | Обогащать словарь детей по теме. Упражнять в словообразовании; подборе синонимов. Продолжать учить пересказывать сказку по опорным картинкам. | Игры на развитие грамматических категорий: «Назови семью»; «Подбери похожие по смыслу слова». Пересказ сказки. | Рассматривание и обсуждение животных жарких стран. Пересказ сказки по опорным картинкам. |
28 | 1 неделя мая | Составление рассказа по сюжетной картинке «Друг» с приду мыванием окончания рассказа | Упражнять в подборе синонимов, антонимов. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке с придумыванием окончания рассказа. | Игры на развитие грамматических категорий: «Скажи наоборот»; «Подбери похожие по смыслу слова». Составление рассказа по картинке. | Л.Н. Ефименкова Наглядное порсобие по коррекции устной и письменной речи |
29 | 2 неделя мая | Пересказ рассказа « Водолаз и акула» | Учить пересказывать рассказ по опорным картинкам. | Пересказ рассказа. | Л.Н. Ефименкова Наглядное посо бие по коррек ции устной и письменной речи |
30 | 3 неделя мая | Заучивание стихотворения П. Прануза «Я рисую лето» | Обогащать словарь детей по теме. Закреплять умение подбирать глаголы к существительным; образование прилагательных от сущ-х; согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже от 1 до 5. Выучить стихотворение по мнемотаблице. | Игры на развитие грамматических категорий: «Назови действие», «Какой день?», «Посчитай». Заучивание стихотворения. | Мнемотаблица к стихотворению П. Прануза «Я рисую лето» |
Материально - техническое обеспечение программы:
Для реализации данной программы необходимо:
- мнемотаблицы, мнемодорожки, книги со сказками, картинки со стихами, опорные картинки.
- Рабочие места с хорошим освещением.
Литература:
1.Т.В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно-методическое пособие 2е изд.испр.- СПБ: «Детство- Пресс», 2005.
2. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Сюжетные картины для развития связной речи в старшей группе.
3.Зиганов.М.А В.А. , Козаренко.В.А. Мнемотехника.- М., 2000.
4. Л.Н. Ефименкова Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи
5. Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие СПБ: «Детство- Пресс», 2010.
6. Опорные картинки для пересказа текстов Г.Е. Сычева /выпуск1
7.Л.В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи //Логопед М., 2008- №4с.18-22.
8. Ткаченко Т.А. Составление описательных рассказов по опорным схемам: методическое руководство, картинный комплект. - М.: Книголюб, 2005.
9. Учим стихи по картинкам. Издательство дом «Карапуз».