12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафонова Ирина Александровна2055
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Дошкольники»






Рабочая программа по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники

«Речевичок»






Составила учитель-логопед

Сафонова Ирина Александровна











город Москва, 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский


Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако, на появление и становление речи, природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения. Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, использования наиболее рациональных средств обучения.

Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению лексического запаса выразительными средствами языка, развитию умений грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать монологическую речь в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Цель программы: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам мнемотехники, развитие лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Повышать уровень речевой активности детей.

Формировать умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

Развивать память через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники.

Обогащать словарный запас.

Развивать грамматические категории у детей.

Участники программы: программа составлена для детей в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю. Оптимальное количество детей в подгруппе – 8-10 человек. Длительность занятий не более 30 минут. Количество занятий в год 30.

Методы и приёмы работы с помощью использования мнемотехники.

Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступные дети схематичной форме. Рисунки и количество схем моделей могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать практически все. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Для дошкольников необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем возрасте можно давать детям черно-белые мнемотаблицы. Принцип работы с мнемотаблицей строится от простого к сложному (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение. Изображать надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – елка. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – мнемотаблице, состоящей из трех-четырех мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, позже – к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Результат программы: у детей развиты коммуникативные навыки общения, повышена степень мотивации к обучению, увеличен круг знаний об окружающем мире. Лексический состав более обширен. Сформированы грамматические категории. Дети научатся, применяют в своей речи обобщающие слова, синонимы и антонимы. Смогут самостоятельно, без помощи педагога пересказать небольшой текст, составлять описательные рассказы с использованием мнемотехники; появится интерес к заучиванию стихотворений.

Содержание программы:



Дата проведения

Тема занятия

Задачи, цели занятия

План занятия

Примечание

1

1 неделя октября

Составление описательного рассказа по мнемоквадратам об овощах.

Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование существительных в уменьшительной форме; образование множественного числа существ.; согласование существительных в роде, числе и падеже; образование относительных прилагательных. Упраж -нять детей в умении составлять рассказ.

Игры на развитие грамматических категорий («Назови ласково», «Один-много» ,«Сосчитай - ка», «Повар»)

Составление описательного рассказа об овощах по мнемоквадратам, закреплять знания об овощах.

Рассматривание муляжей/овощи.Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

2

2 неделя октября

Составление сравнительно

го, описатель

ного рассказа об овощах и фруктах по мнемодорожке

Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование существительных в уменьшительной форме; образование мн.числа существ.; согласование существительных в роде, числе и падеже; образование относительных прилагательных. Упражнять детей в умении составлять рассказ по мнемодорожке.

Игры на развитие грамматических категорий («Назови ласково», «Один-много» , «Сосчитай - ка», «Повар».

Составление описательного, сравнительного рассказа об овощах и фруктах по мнемодорожке.

Рассматривание муляжей/овощи-фрукты.

Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

3

3 неделя октября

Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад» по мнемосхеме

Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование сущест-ных в уменьшительной форме; Р.п единственного числа; мн.ч существительных; учить образо

вывать прилагательные от существительных.

Выучить стихотворение с использованием мнемосхемы.

Игры на развитие грамматических категорий «Назови ласково», «Чего нет?» , «Один-много» «Какая ветка?».

Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад» по мнемосхеме

Рассматривание иллюстраций деревьев. Мнемосхема к стихотворению В.Миронович «Листопад2

4

4 неделя

октября

Составление

описательного

рассказа по теме «Осень» с

помощью

мнемосхемы.


Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование существительных в уменьшительной форме; образование мн. числа существ.; образование относительных прилагательных.

Упражнять детей в умении составлять рассказ с использованием мнемотаблицы.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Подбирай, называй, запоминай», «Скажи наоборот», «Большой-маленький».

Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на мнемотаблицу.

Рассматривание иллюстраций осени. Беседа об осени.

Опорные схемы для составления описательных рассказов.

5

1 неделя ноября

Пересказ рассказа Н. Сдадкова «Осень на пороге» с использованием мнемо

таблицы.

Обогащать словарь детей по теме «Осень». Учить согласованию числительных с сущ. в роде, числе и падеже.

Составление мнемотаблицы  для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Посчитай», «Подбери признаки».

Пересказ рассказа Н. Сдадкова «Осень на пороге».

О.С. Гомзяк учебно-методический комплект «Говорим правильно».

6

2 неделя ноября

Заучивание стихотворения П. Воронько «Хитрый ежик» с использованием мнемо

таблицы.

Обогащать словарь детей. Закреплять образование мн. числа существ.; образо

вание относительных прилагательных.

Выучить стихотворение П. Воронько «Хитрый ежик».


Игры на развитие грамматических категорий:

«Один - много», «Назови, какие».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Хитрый ежик»

Мнемотаблица к стихотворению

П. Воронько «Хитрый ежик»

7

3 неделя ноября

Составление

описательного

рассказа по теме «Моя любимая игрушка» с

помощью

мнемосхемы.


Обогащать словарь детей по теме.

Учить подбирать глаголы к существительным; образование прилагательных от сущ-х;

согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже от 1 до 5.

Учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблицы.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови действие», «Какой день?», «Посчитай».

Учить детей составлять описательный рассказ о игрушке ориентируясь на мнемосхему.


Рассматривание иллюстраций осени. Беседа об осени.

Опорные схемы для составления описательных рассказов.

8

4 неделя

ноября

Заучивание стихотворения Н. Найденова «Много игрушек в нашем саду» по мнемосхеме

Обогащать словарь детей по теме: «Игрушки». Учить подбирать глаголы к существительным; образование относительных прилагательных; образование прилагательных от существительных; образование существительных во мн.ч.;

Выучить стихотворение Н. Найденова «Много игрушек в нашем саду» по мнемосхеме.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Подбери действия», «Назови ласково», «Из чего, назови», «В магазине».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть стихотворения «Много игрушек в нашем саду»

Рассматривание игрушек. Беседа об игрушках. Мнемотаблица к стихотворению Н. Найденова «Много игрушек в нашем саду»


9

5 неделя ноября

Заучивание стихотворения

А. Костакова «Медвежий сон» с использованием мнемотаблицы

Обогащать словарь детей по теме.

Продолжать учить подбирать прилагательных к существительным.

Выучить стихотворение.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Какой? Какая? Какие?»

Составление мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть стихотворения А. Костакова «Медвежий сон»

Беседа о празднике «Новый Год». Рассматривание иллюстраций.

Мнемотаблица к стихотворению.

10

1 неделя декабря

Пересказ сказки по М. Пляцковскому «Какая бывает зима?» с исполь

зованием мнемо

схемы.

Обогащать словарь детей по теме «Зима».

Учить соотносить время года по признакам. Составление мнемосхемы для пересказа. Пересказ сказки.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Когда это бывает»

Составление мнемотаблицы для пересказа сказки.

Мнемосхема к сказке М. Пляцковскому «Какая бывает зима?»

11

2 неделя декабря

Заучивание стихотворения

С. Черного «Я катаюсь на коньках» по мнемотаблице.

Обогащать словарь детей по теме.

Продолжать учить подбирать прилагательных к существительным; учить образовывать сложные слова; согласованию числительных с существительными в роде, числе и падеже;

Выучить стихотворение

Игры на развитие грамматических категорий:

«Скажи какая», «Почему так назвали?», « Один –много».

Составление мнемотаблицы для выразительного чтения наизусть стихотворения «Я катаюсь на коньках

Рассматривание иллюстраций. Мнемотаблица к стихотворению

С. Черного «Я катаюсь на коньках»

12

3 неделя декабря

Составление сравнительного описательного рассказа на тему: «Птицы» по мнемосхеме.

Обогащать словарь детей по теме.

Закрепление глагольного словаря; закрепление сложных слов; закрепление согласования числительных с сущест.;

образование притяжательных прилагательных.

Учить детей составлять рассказ с использованием мнемосхемы.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Подбери слова», «Подумай и скажи», «Счет птиц», «Чьи перья?».

Составление описательного, сравнительного рассказа о птицах.

Беседа о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц.

Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

13

4 неделя декабря

Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей» с использованием мнемо

схемы.

Обогащать словарь детей по теме. Продолжать учить подбирать существительных к глаголу; согласование числительных с существительными;

закрепление существительных в родительном падеже единственного числа.



Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови кто», «Посчитай» , «Есть – нет»,

Составление мнемосхемы  для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки по мнемотаблице.

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Мнемосхема к сказке «Зимовье зверей».


14

3 неделя января

Составление описательного рассказа о животных используя мнемосхему

Обогащать словарь детей по теме. Учить подбирать антонимы; усвоение притяжательных прилагательных.

Составление описательного рассказа о животных по мнемосхеме.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Скажи наоборот», «Чья семья?»

Составление описательного, рассказа о животных.

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций.

Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

15

4 неделя января

Разучивание физминутки «Кто за кем?» с использованием мнемотаблицы.

Обогащать словарь детей по теме. Закреплять образование множественного числа сущ.; употребление глаголов в единственном и множественном числе;

согласование числительных с сущест.;

образование притяжательных прилагательных.

Выучить физминутку.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Один – много», «Сосчитай до пяти», «Чей хвост? Чья голова?»

Составление мнемотаблицы для заучивания физминутки «Кто за кем?»

Беседа о домашних животных.

Мнемотаблица «Кто за кем?»

16

1 неделя февраля

Составление сравнительного, описатель

ного рассказа о домашних и диких живот

ных.

Обогащать словарь детей по теме. Упражнение в понимании функции суффиксов словообразования. Учить составлять описательный, сравнительный рассказа о животных по схеме и картинке.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Два брата Ик и Ищ».

Составление описательного, сравнительного рассказа о животных.

Беседа о животных.

Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

17

2 неделя февраля

Заучивание потешки «Веселись народ» с использованием мнемосхемы

Обогащать словарь детей по теме «Масленица».

Закреплять образование множественного числа сущ.; употребление глаголов в единственном и множественном числе.

Заучивание потешки.

Игры на развитие грамматических категорий: «Один – много», «Сосчитай до пяти».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть потешки «Веселись народ»»

Беседа о празднике «Масленица».

Выразительное чтение наизусть потешки «Веселись народ».

18

3 неделя февраля

Заучивание стихотворения

Ю. Тувим «Хозяйка» по мнемотаблице.

Обогащать словарь детей по теме.

Продолжать учить образованию существительных в уменьшительно - ласкательной форме; умению согласовывать существительные с числительными; образованию относительных прилагательных.

Выучить стихотворение.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови ласково», «Посчитай»,

«Какой, какая, какое?».

Заучивание стихотворения.


Беседа о продуктах питания.

Мнемотаблица к стихотворению

Ю. Тувим «Хозяйка»

19

4 неделя февраля

Составление рассказа по сюжетной картинке «Машин День Рождения»

Обогащать словарь детей по теме.

Продолжать учить согласовывать существительные с числительными; образованию относительных прилагательных.

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Посчитай»,

«Какой, какая, какое?»

Составление рассказа по картинке.


Беседа по теме.

Логопедическое пособие «Логопедические занятия в детском саду»

20

1 неделя марта

Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Обогащать словарь детей по теме «Профессии».

Закреплять образование притяжательных прилагательных; подбор существит. от глаголов.

Выучить стихотворение по мнемотаблице.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Чей? Чья? Чьи?», «Кем работает мама ?»

Заучивание стихотворения.


Мнемотаблица к стихотворению Е. Благининой «Посидим в тишине».


21

2 неделя марта

Пересказ сказки Л. Н.Смирновой «Сказка о чайнике» по мнемотаблице.

Обогащать словарь детей по теме.

Закреплять согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже; образование притяжательных прилагательных; образование сложных слов.

Продолжать учить пересказывать сказку по мнемотаблице.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Один - много»,«Материал», «Объясни, что делает этот предмет?».

Составление мнемотабли

цы  для пересказа вместе с детьми. Пересказ сказки.

Рассматривание и обсуждение посуды.

Пересказ сказки по мнемо

таблице.

22

3 неделя

марта

Составление

описательного

рассказа о Весне с помощью

мнемосхемы.


Обогащать словарь детей по теме.

Учить подбирать глаголы к существительным; образование прилагательных от сущ-х;

согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже от 1 до 5; составление сложных предложений с союзом «а».

Учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблицы.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови действие», «Какой день?», «Посчитай», «Закончи предложение»,

Учить детей составлять описательный рассказ о временах года ориентируясь на мнемосхему.


Рассматривание иллюстраций о весне. Беседа.

Опорные схемы для составления описательных рассказов.

23

4 неделя марта

Заучивание стихотворения В. Степанова «Космонавт»


Обогащать словарь детей по теме.

Закреплять образование существительных во мн.ч.Р.п.; подбор прилагательных к существительным;

антонимы.

Выучить стихотворение по мнемотаблице

Игры на развитие грамматических категорий:

«Один – много», «Подбери признак», «Скажи наоборот»

Заучивание стихотворения.

Беседа о космосе.

Отгадывание загадок.

Выразительное чтение наизусть стихотворения по мнемотаблице

24

1 неделя апреля

Составление рассказа по сюжетной картинке «Строители»

Обогащать словарь детей по теме.

Продолжать учить согласовывать существительные с числительными; образованию относительных прилагательных.

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Посчитай»,

«Какой, какая, какое?»

Составление рассказа по картинке.


Беседа по теме.

Логопедическое пособие «Логопедические занятия в детском саду»

25

2 неделя апреля

Пересказ рассказа «Маша и бабушка» Г.Е. Сычевой.

Обогащать словарь детей по теме.

Упражнять в словообразовании; подборе синонимов.

Продолжать учить пересказывать рассказ по опорным картинкам.

Игры на развитие грамматических категорий: «Назови семью»; «Подбери похожие по смыслу слова».

Пересказ рассказа.

Опорные картинки для пересказа текстов Г.Е. Сычева /выпуск1

26

3 неделя апреля

Составление рассказа по сюжетной картинке «Один дома» с приду

мыванием начала рассказа

Учить образованию сравн. ст. прилаг.

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке с придумыванием начала рассказа.

Игры на развитие грамматических категорий: «А у вас?».

Составление рассказа по картинке.


О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Сюжетные картины для развития связной речи в ст.группе.

27

4 неделя апреля

Пересказ сказки «Про льва» по опорным картинкам.

Обогащать словарь детей по теме.

Упражнять в словообразовании; подборе синонимов.

Продолжать учить пересказывать сказку по опорным картинкам.

Игры на развитие грамматических категорий: «Назови семью»; «Подбери похожие по смыслу слова».

Пересказ сказки.

Рассматривание и обсуждение животных жарких стран.

Пересказ сказки по опорным картинкам.

28

1 неделя мая

Составление рассказа по сюжетной картинке «Друг» с приду

мыванием окончания рассказа

Упражнять в подборе синонимов, антонимов.

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке с придумыванием окончания рассказа.


Игры на развитие грамматических категорий:

«Скажи наоборот»; «Подбери похожие по смыслу слова».

Составление рассказа по картинке.


Л.Н. Ефименкова Наглядное порсобие по коррекции устной и письменной речи

29

2 неделя мая

Пересказ рассказа

« Водолаз и акула»

Учить пересказывать рассказ по опорным картинкам.


Пересказ рассказа.

Л.Н. Ефименкова Наглядное посо бие по коррек ции устной и письменной речи

30

3 неделя мая

Заучивание стихотворения П. Прануза

«Я рисую лето»

Обогащать словарь детей по теме.

Закреплять умение подбирать глаголы к существительным; образование прилагательных от сущ-х;

согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже от 1 до 5.

Выучить стихотворение по мнемотаблице.

Игры на развитие грамматических категорий:

«Назови действие», «Какой день?», «Посчитай».

Заучивание стихотворения.


Мнемотаблица к стихотворению

П. Прануза

«Я рисую лето»

Материально - техническое обеспечение программы:

Для реализации данной программы необходимо:

- мнемотаблицы, мнемодорожки, книги со сказками, картинки со стихами, опорные картинки.

- Рабочие места с хорошим освещением.


Литература:

1.Т.В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно-методическое пособие 2е изд.испр.- СПБ: «Детство- Пресс», 2005.

2. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» Сюжетные картины для развития связной речи в старшей группе.

3.Зиганов.М.А В.А. , Козаренко.В.А. Мнемотехника.- М., 2000.

4. Л.Н. Ефименкова Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи

5. Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие СПБ: «Детство- Пресс», 2010.

6. Опорные картинки для пересказа текстов Г.Е. Сычева /выпуск1

7.Л.В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи //Логопед М., 2008- №4с.18-22.

8. Ткаченко Т.А. Составление описательных рассказов по опорным схемам: методическое руководство, картинный комплект. - М.: Книголюб, 2005.

9. Учим стихи по картинкам. Издательство дом «Карапуз».





Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.