12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
1

Рабочая программа по ритмике, 1 класс, для коррекционных школ

Пояснительная записка

Рабочая программа по ритмике в 1 классе составлена на основе программы курса ритмики для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой. Программа рассчитана на 36 часов в год – 1 час в неделю.

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном  учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

      Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

      Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

      Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

            Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

      Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

      В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

      На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

      Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

      Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

      В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

      Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

      Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

    Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

      Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами.

      Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

      Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

 

 

 

Содержание программы учебного курса

Ориентировка  в пространстве (6 часов)

Правильное исходное положение.

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Совершенствование ходьбы и бега. Сохранение правильных дистанций во всех видах построений.

Построение в шеренгу, перестроение в колонны, «Звездочки», «Карусели».

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

Использование предметов во время движения: флажки, ленты, обручи, мячи.

 

Ритмико-гимнастические упражнения (6 часов)

Общеразвивающие упражнения:

 Наклоны, повороты, круговые движения руками, туловищем. Всевозможные сочетания движения рук и ног. Содружественность движений.

Упражнения на координацию движений:

Изучение позиций рук и ног. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения.

Выполнение упражнений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнения на выработку осанки.

 Прохлопывание и протопывание различных ритмических рисунков.

 Упражнения на расслабление мышц:

 Перенос тяжести тела с одной ноги на другую.

Расслабление различных частей тела.

Дыхательная гимнастика.

 

Упражнения с детскими музыкальными инструментами (4 часа)

 Подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики.

Отбивание ритма на бубне: по образцу, в такт музыке.

Игра на простейших музыкальных инструментах: металлофон, маракасы, бубен.

Игры под музыку (6 часов)

Научиться создавать музыкально-двигательный образ под соответствующую мелодию.

Формировать умение слушать мелодию и определять ее, давать характеристику.

Развитие слухового внимания: игры со звуковым сигналом для того или иного действия.

Совмещать движение и текст музыкальных игр.

Разучивание игр различных видов: с предметами, подвижные, на внимание, народные.

Танцевальные упражнения (6 часов)

 Четкое и выразительное исполнение элементов танцев.

Танцы и пляски с повторяющимися движениями.

Разучивание различных по характеру танцев: вальс, народный, хоровод, полька.

Инсценировки (5 часов)

Развитие эмоциональной сферы в процессе инсценировок.

Инсценировки потешек, детских песенок, сказок.

Кукольный театр.

Инсценировки сценок для выступления на школьных праздниках.

 

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Ритмика» к концу учебного года

Учащиеся должны уметь:

     - готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

     - ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

     -  ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

     - ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

     - соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

     - выполнять игровые и плясовые движения;

     - выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

п./п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата по плану

Дата факт.

Примечания

1

Ориентировка в пространстве.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

6

1

04.09

 

 

2

Ориентировка в направлении движений направо, налево.

 

1

11.09

 

 

3

Ориентировка в направлении движений вперед, назад.

 

1

18.09

 

 

4

Ориентировка в направлении движений в круг, из круга.

 

1

25.09

 

 

5

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

 

1

02.10

 

 

6

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

 

1

09.10

 

 

7

Ритмико-гимнастические упражнения.

Упражнения на выработку осанки.

6

1

16.10

 

 

8

Упражнения на выработку осанки.

 

1

23.10

 

 

9

Упражнения на координацию движений.

 

1

30.10

 

 

10

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

 

1

06.11

 

 

11

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

 

1

13.11

 

 

12

Упражнения на расслабление мышц.

 

1

20.11

 

 

13

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

4

1

27.11

 

 

14

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

 

1

04.12

 

 

15

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно.

 

1

11.12

 

 

16

Отстукивание простых ритмических рисунков каждой палочкой отдельно подсчет с проигрыванием стихов, попевок.

 

1

18.12

 

 

17

Игры под музыку.

Игры под музыку.

4

1

25.12

 

 

18

Выполнение имитационных упражнений и игр.

 

1

15.01

 

 

19

Музыкальные игры с предметами.

 

1

22.01

 

 

20

Игры с пением и речевым сопровождением.

 

1

29.01

 

 

21

Танцевальные упражнения.

Танцевальные упражнения.

5

1

05.02

 

 

22

Элементы русской пляски.

 

1

12.02

 

 

23

Элементы русской пляски.

 

1

19.02

 

 

24

Движение парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу.

 

1

26.02

 

 

25

Движение парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу.

 

1

05.03

 

 

26

Инсценировки.

Танец «Пальчики и ручки»

 

5

1

12.03

 

 

27

Танец «Пальчики и ручки»

 

1

19.03

 

 

28

Стукалка «Украинская народная мелодия»

 

1

02.04

 

 

29

Подружились «Пляска»

 

 

1

09.04

 

 

30

Подружились «Пляска»

 

1

16.04

 

 

31

Танцевальные упражнения.

Пляска с султанчиками.

6

1

23.04

 

 

32

Пляска с султанчиками.

 

 

1

30.04

 

 

33

Пляска с султанчиками.

 

 

1

07.05

 

 

34

Пляска с притопами. Гопак

.

 

 

14.05

 

 

35

Пляска с притопами. Гопак.

 

 

21.05

 

 

36

Пляска с притопами. Гопак.

 

 

28.05

 

 

 

Перечень учебно-методических средств обучения.

 

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические средства обучения:

- спортивный инвентарь: обручи, мячи, шары, ленты, скакалка, гимнастические коврики;

- музыкальные инструменты: ложки, трещетки, барабан;

- СD и MP-3 диски с музыкальными произведениями;

- цветной телевизор;

- видеомагнитофон;

- компьютер.

 

Литература

1.Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2006.

2.  Ритмика. О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.