Рабочая программа по технологии, 7 класс (УМК под ред. В. Д. Симоненко)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МС МОУ Козьмодемьяновской СОШ _____ /_Бутенко Л.В. / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 200__г. |
«Утверждено» Директор МОУ Козьмодемьяновской СОШ _____ /__Данчина Т.С. / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 200__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии (технический труд)
на уровне основного общего образования
для учащихся 7 классов.
Байда Сергея Геннадьевича,
учителя 1 квалификационной категории
с. Козьмодемьяновка
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии адресована для обучения учащихся 7 класса общеобразовательной школы и составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 2012 года № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями.
Примерная программа основного общего образования по технологии, Просвещение 2010 г.
Сроки реализации программы – рабочая программа рассчитана на 1 год.
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих ц е л е й:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Достижение этих целей предусматривает решение следующих з а д а ч:
приобретение ребенком знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;
создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
развитие творческих способностей, формирование профессионально значимых качеств;
достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;
формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;
развитие потребности в трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Технический труд» являются разделы «Обработка древесины», «Обработка металлов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Народные художественные промыслы», «Современное производство и профессиональное образование».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Место предмета в учебном плане.
Предмет технология входит в предметную область «Технология» из обязательного учебного плана. На изучение технологии в 7 классе учебный план МОУ Козьмодемьяновская СОШ предусматривает 2 часа в неделю и делится на модули сельскохозяйственный труд 34 часа и индустриальные технологии 36 часов, всего 70 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
•с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить необходимую техническую информацию;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса является формирование УУД.
Личностные УУД.
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Познавательные УУД.
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
Регулятивыные УУД.
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
Коммуникативные УУД.
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• умение слушать и слышать собеседника, учителя;
• умение работать в группе;
• умение работать с источниками информации;
• уметь аргументировать свое мнение в коллективной работе;
• умение оценивать результаты проэктов в ходе их презентации;
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
в эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, логанов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по обработке разных материалов, знакомятся с влиянием их свойств на выбор способа обработки; изучают специальные термины и обозначения, термины конструирования.
Умения и навыки по конструированию и моделированию позволяют учащимся самостоятельно изготавливать предметы быта, развивают интерес, эстетический вкус и творческие способности учащихся.
Знакомство с историей позволяет проследить за историей различных национальных промыслов своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков.
Раздел основы малярных работ, основы штукатурных работ, знакомит учащихся с многообразием работ, типичных для сельского жителя, дают необходимые знания, умения и навыки по изготовлению строительных конструкций из древесины, строительству индивидуального сельского дома, обустройству приусадебного хозяйства.
Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий, что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути. Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.
По каждой теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.
Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов у
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе – это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.
Планирование составлено на основе программ: «Сельский дом и семья Москва Просвещение 2001 г; «Трудовое обучение. Технология для сельских школ». М. Просвещение. 1998 г.; «Технология. Трудовое обучение». М. Просвещение. 2006 г.
Количество часов 2 в неделю в 7 классах всего 36 часов в год.
7 класс
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
||
Теоретические |
Практические |
Проектные |
||
Обработка древесины |
12 |
2 |
10 |
|
Обработка металла. |
10 |
2 |
8 |
|
Народные промыслы |
6 |
2 |
4 |
|
Ремонтные работы в быту |
4 |
2 |
2 |
|
Проект |
4 |
|||
Итого |
36 |
8 |
24 |
4 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
7 класс
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. (14ч)
Организация труда. (2ч)
Основные теоретические сведения. Правила безопасности труда, охрана окружающей среды.
Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей. (10ч)
Основные теоретические сведения
Основные узлы и соединения деревянных конструкций. Разметка и запиливание шипов и проушин. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Механическая обработка древесины электрофицированными инструментами. Назначение электродрели, электролобзика, электрофуганка. Основные узлы токарного станка ( станина , передняя и задняя бабки, подручник с кареткой, электродвигатель), принципы его работы, выполняемые операции. Резцы для черного и чистого точения. Измерительные инструменты ( кронциркуль , нутромер, штангенциркуль, линейка). Подготовка станка к работе.
Практические работы.
№ 1Определние плотности древесины.
№ 2Выполнение чертежа.
№ 3Составление технологической карты.
№4Заточка и развод зубьев.
№5Настройка стругов.
№6Расчет размеров шиповых соединений
№7Сборка шипового соединения.
№8Соединение шкантами.
№9Точение скалки.
№10Точение ручки.
Проектная деятельность.
Разделочные доски , швабры. указки, рейки, сувениры, подсвечники.
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливать технологию обработки древесины; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
Самостоятельно организовывать рабочее место, соблюдая правила ТБ и последовательность изготовления изделий из древесины. Правила и приемы пользования различными электрическими инструментами и материалами, знать основные узлы токарного станка , резцы и измерительные инструменты санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Ученик получит возможность научиться:
Рационально организовать рабочее место соблюдая правила ТБ и личной гигиены. Осуществлять наладку смазку и сборку деталей станка , регулировку токарного станка на заданную форму и размеры. Читать простейшие технические рисунки и чертежи, разрабатывать технологические карты находить необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее. Определять виды экологического загрязнения природных ресурсов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ(10ч)
Организация рабочего места(2ч)
Рабочее место, его организация и уход за ним. Правила безопасности труда.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Технология изготовления изделия на токарном и фрезерном станке (8ч)
Основные теоретические сведения.
Черные металлы-стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструктивные стали. Сортовой прокат. Цветные металлы ( медь , алюминий, цинк) и их сплавы(латунь, бронза, дюралюминий). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность ) Понятие о процессе резания на токарном станке .Виды токарных резцов. Виды фрез, конструкция зубьев фрезы.
№ 1Ознакомление с термической обработкой стали
№2Выполнение чертежа детали
№3Ознакомление с токарным станком
№4Управление токарным станком
№5Обтачивание наружной поверхности
№6Сверление и подрезание торца
№7Разработка операционной карты
№8Нарезание резьбы
Проектные работы.
Валики ,болты ,гайки ,шайбы и тд .
Планируемые результаты.
Личностные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для изготовления изделия из сортового проката . различного оборудования и приспособлений, приборов для разметки изделий; следить за систематичностью выполнения своей работы; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: понимать назначение различных инструментов, основные операции изготовления различных проектов и качества их выполнения.
Ученик научится:
Работать на токарном станке и выполнять простейшие операции.
Ученик получит возможность научиться:
определять виды металлов и сплавов; исследовать свойства металлов; читать и составлять технологические карты выбранных проектов, самостоятельно размечать по чертежу разметочным инструментом; владеть различными навыками обращения с токарным станком.
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ (6ч).
Основные теоретические сведения.
Организация рабочего места резчика. Материалы, инструменты и приспособления. Понятия об орнаменте. Его роль в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов. Знакомство с трактовкой орнаментальных символов. Способ построения орнаментов. Технология украшения орнаментов предметов быта. Технология ажурного выпиливания лобзиком.
Практические работы.
№1Выпиливание по контуру
№2Перевод рисунка через копирку
№3Лакирование и морение
№4Выжигание рисунка.
Проектные работы. Подставка под карандаши . Игрушки, сувениры
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять
- познавательные: осознавать; осмысливать технологию изготовления изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений и практической работы.
- регулятивные: строить чертеж простых изделий; выбирать модель с учетом особенностей строения и текстуры материала, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик научится:
изготовлять с помощью ручных инструментов простые по конструкции модели различных изделий, пользуясь технологической документацией; выполнять окраску и отделку изделия.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять несложные приёмы выпиливания и выжигания согласно местным традициям и культуре народа. Творчески подходить к технологии изготовления изделий.
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ В БЫТУ (4ч)
Основные теоретические сведения.
Правила безопасности труда при проведении электромонтажных работ. Электрическая схема.
№1 Составление принципиальных монтажных схем.
№2 Оконцевание и соединение проводов
ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ(4ч)
На усмотрение ученика.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Учебные пособия
Технология. Технический труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176с.
Хромов А.А., Хромов А.И. Методическая система обучения школьников проектной деятельности. // Школа и производство, 2008. - № 8. – С. 10-15.
Оборудование
Слесарные инструменты: ( молотки, напильники, слесарные ножовки, слесарный уголок и т.д.).
Сверлильный станок, токарный станок, фрезерный станок, электролобзик, электродрель, плакаты.
Столярные инструменты: ( рубанки, киянки, ножовки, стамески, верстаки, разметочное оборудование).
Дидактический материал
Инструкционные карты:
Самолет катапульта, катер с резиномотором, разделочная доска, совок, снеговая лопата, швабра, изготовление носилок, ящичные соединения.
Основная литература
1. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. // Школа и производство, 2006. - № 1. – С. 10-1
2. Стандарт основного общего образования по технологии. // Школа и производство, 2004. - № 4. – С. 10-15.
3. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 7 класса.- М.: Просвещение, 2006. – 240с.
Дополнительная литература (для учителя)
1 .Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 5-8 классов . Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенцев. 2-е изд ., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989 .
2. Коваленко В.И. Обьекты труда. 5-8 классы. Обработка древесины и металла : посбие для учителя. В.И.Коваленко. В.В. Кулененок.- Просвещение,1990.
3. Сайт социальных работников.
Интернет ресурсы:
http://www.openclass.ru/user
http://www/it-n.ru
http://eidos.ru
http://www.cnso.ru/tehn
http://files.school-collection.edu.ru http://trud.rkc-74.ru
http://tehnologia.59442 http://www.domovodstvo.fatal.ru
http://tehnologiya.narod.ru
http://new.teacher.fio.ru
Дополнительная литература (для учащихся)
1. Рихвик, Э. Мастерим из древесины : книга для учащихся 5-7 кл. Э. В . Рихвик .- М.: Просвещение, 1988.-128 с.
2. Леонтьев, Д. П. Сделай сам. Детская литература,1978 .
19