Рабочая программа учебного предмета «Технология» (8 класс, УМК под ред. В. Д. Симоненко)
Рабочая программа
учебного предмета «Технология» (8 класс)
Автор – Брашко Евгения Владимировна,
учитель технологии МАОУ СОШ № 67
с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга
Пояснительная записка
Предмет «Технология», реализующий Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в Учебном плане школы находится в обязательной части. На изучение данного предмета отводится 245 часов, из них по 70 часов (2 ч в неделю) в 5-7 классах (всего 210 часов) и по 1 часу в неделю в 8 классах (всего 35 часов).
Обучение ведѐтся по учебнику для 5, 6, 7, 8, классов под редакцией Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
Планируемые результаты освоения учебных предметов
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Выпускник научится:
называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов;
-
следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
проводить оценку и испытание полученного продукта;
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
-
изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
-
проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:
-
оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
-
проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:
-
планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
разработку плана продвижения продукта;
-
проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития;
характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития;
разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда;
характеризовать группы предприятий региона проживания;
характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений;
анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности;
получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников;
получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;
-
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии;
предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Содержание учебного предмета
Содержание в структуре трех блоков обеспечивает получение заявленных результатов.
Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.
Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.
Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).
Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.
Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:
теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности;
практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности;
проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.
Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.
Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.
Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства.
Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.
Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.
Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства.
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии.
Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.
Современные промышленные технологии получения продуктов питания.
Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков
Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.
Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.
Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии
Технологии в сфере быта.
Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.
Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи.
Культура потребления: выбор продукта / услуги.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.
Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.
Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.
Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда конструирования. Виды движения. Кинематические схемы
Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа.
Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов.
Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план.
Опыт проектирования, конструирования, моделирования.
Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей.
Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов.
Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы.
Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса.
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательного й организации).
Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства).
Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых в производстве».
Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).
Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат.
Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов.
Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта.
Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь».
Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.
Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.
Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ темы |
Календарные сроки (порядковый номер учебной недели) |
Раздел |
Тема в соответствии с ООП ООО, ФГОС |
Содержание темы |
Количество часов |
Форма и тип уроков |
Планируемые результаты |
Материально-техническое обеспечение |
Примечание |
1 |
1 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Материалы, изменившие мир. |
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. |
1 |
Урок общеметодологической направленности |
Сформировать у обучающихся представление об изучаемых понятиях, способность к структурированию и систематизации изучаемого материала |
Презентации, мультимедиа |
Презентации по теме, которыми можно воспользоваться на уроке: «Материалы, изменившие мир», ссылка: https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-materiali-izmenivshie-mir-3168657.html «20 удивительных технологий будущего, которые изменят мир в ближайшие 30 лет», ссылка: http://www.myshared.ru/slide/1339219/ |
2 |
2-3 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Современные материалы |
Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. |
2 |
Урок открытия нового знания |
Расширить понятийную базу – функциональные материалы, многофункциональные и возобновляемые материалы, биоматериалы, закалка, сплав, бомбардировка, порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза |
Образцы материалов, изделий из материалов, видеофильмы, презентации |
«Умные материалы и их применение», ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=d-XWH-r-0pw При подготовке к уроку можно воспользоваться лекцией Ваулиной О ., материал можно скачать, воспользовавшись ссылкой portal.tpu.ru/SHARED/k/KOLGAY/study/functional_materials/lectures/Lk1_FM.pdf |
3 |
4-5 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. |
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Биотехнологии |
2 |
Урок открытия нового знания Урок отработки умений и рефлексии |
Расширить понятийную базу – биотехнологии, познакомить учащихся с понятием фальсификация продуктов, ГОСТы, отработать навыки определения фальсификата некоторых видов продуктов (потребительские качества пищи) |
Презентации, видефильмы, образцы продуктов |
Материалы по биотехнологиям - http://phct-biotechnology.ru/stati/mikroorganizmy/pishhevaya-biotehnologiya/ История биотехнологии - http://propionix.ru/biotekhnologiya Про идентификацию и фальсификацию продуктов питания можно посмотреть в учебнике - http://bookfi.net/book/716460 Рекомендуется провести работу по проверке шоколада, сравнив с ГОСТом - http://gostexpert.ru/gost/gost-31721-2012/download Каталог профессий будущего (биотехнологии) - http://atlas100.ru/catalog/biotekhnologii/ |
4 |
6-7 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Технологии сферы услуг. |
Технологии сферы услуг. |
2 |
Урок открытия нового знания Урок отработки умений и рефлексии |
Расширить понятийную базу, сформировать представление о видах деятельности в сфере услуг, возможностях получения профессионального образования |
Презентации, видеофильмы, раздаточный материал для практической работе (выдержки из ГОСТа), образцы шоколоада с оберткой |
Рассматривается понятие «сфера услуг» - от перевозки грузов, бытовых услуг, продаж до финансовых, делается акцент на новые технологии, в т.ч. информационные, например, базы данных. При желании можно выбрать лишь часть, соответствующие материальной базе школы. На одном уроке рассмотреть понятия, на следующем - предложить учащимся профессиональные пробы Посмотреть материал о сфере услуг - http://www.mainmarketing.ru/mcobs-798-1.html Разработка игры на портале «Инфоурок» («Ателье мод» ) - https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/11/17/delovaya-igra-atele-mod-rasshiryaetsya Профессии сферы услуг (туризм и гостиничный сервис) в будущем - http://atlas100.ru/catalog/turizm-i-gostepriimstvo/ |
5 |
8-9 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Медицинские технологии. |
Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой. |
1 |
Урок открытия нового знания |
Расширить понятийную базу – генная инженерия, персонифицированная вакцина, искусственная генетическая программа |
Презентации, видеофильмы, прибор для тестировния кожи |
Рекомендуются видеобзоры в сети интернет о распечатке органов на 3d принтерах, а также проведение дискуссии на основе заранее подготовленных докладов учащихся по теме. Ссылка на материал по 3d печати органов https://make-3d.ru/articles/biopechat-organov-na-3d-printere/ В качестве тестирующих препаратов можно предложить учащимся тест с помощью прибора «Измеритель влажности кожи» (фирма орифлейм или другая), картинки различных тестеров кожи - https://ru.aliexpress.com/popular/skin-tester.html Презентацию «Медицинские технологии» со ссылками на материалы к уроку можно здесь - http://mbu-imc.ucoz.ru/index/razrabokttekhnol/0-201 |
6 |
10 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Потребности в перемещении людей и товаров |
Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков |
1 |
Урок открытия нового знания |
Расширение понятийной базы – транспортная логистика, транспортные потоки |
Презентации, конструкторы, программы транспортной логистики |
Можно использовать конструктор Лего, с помощью которого рассмотреть развитие транспорта и его безопасность. Или использовать бесплатные программы по созданию автомобилей в сети интернет. Можно рассмотреть потребительские свойства автомобиля, используя игру он-лайн http://www.game-game.com.ua/45859/ или подобные На этом или следующем уроке рассказать о транспортной логистике. Можно использовать информацию об одной из транспортных логистических программ - https://itob.ru/solutions/planirovanie-dostavki/ В интернете есть бесплатные программы по доставке грузов. |
7 |
11 |
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения |
Организация транспорта людей и грузов, спектр профессий. |
Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий. |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии |
Изучить алгоритм действий работы с программами транспортной логистики, уметь составлять профессиограмму профессий, связанных с транспортом |
Сайты с логистической программой, составление маршрута доставки груза, атлас профессий, рекламные проспекты, образцы профессиограмм |
На данном уроке можно продолжить рассказать о транспортной логистике (ссылка на программу в предыдущем уроке), а также познакомиться учащихся с учебными заведениями, где готовят специалистов по данному направлению. Можно использовать виртуальные экскурсии, презентации учебных заведений или дать задания учащимся подготовить презентацию о профессии. Примеры профессий будущего, связанные с транспортом - http://atlas100.ru/catalog/nazemnyy-transport/ |
8 |
12 |
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся |
Компьютерное моделирование |
Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на примере характеристик транспортного средства). |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии |
Изучить и закрепить алгоритм проведения виртуального эксперимента |
3d принтер, компьютеры с программами по моделированию. |
|
9 |
13 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Электроника. Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. |
Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. |
1 |
Урок открытия нового знания |
Расширить понятийную базу – фотоника, многофукнциональные ИТ-инструменты |
Видеофильмы, презентации |
Данный материал в основном можно дать теоретический. В то же время работа с IT-инструментами для коллективной работы может помочь разнообразить урок. Со статьей на эту тему можно познакомиться по ссылке - https://www.e-xecutive.ru/management/itforbusiness/1984663-kak-vybrat-udobnye-it-instrumenty-dlya-virtualnogo-ofisa |
10 |
14 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Робототехника. Системы автоматического управления. |
Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. |
1 |
Тема ранее рассматривалась в 10 классе и хорошо объяснена в учебниках Симоненко для 10-11 кл предыдущего стандарта. При наличии конструкторов, в т.ч. по робототехнике количество часов на данную тему можно увеличить. Интересные материалы по роботехнике можно прочитать на сайте - http://edurobots.ru/enciklopediya-robototexniki/ По автоматизированным системам управления хорошая статья - https://lektsii.org/3-42327.html Историю и классификацию роботов можно посмотреть на CD «Роботы» Посмотреть про автоматизацию на концерне Калашников - https://www.youtube.com/watch?v=feJhxUHFQ6o |
|||
11 |
15 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Нанотехнологии |
Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. |
1 |
Урок открытия нового знания |
Расширение понятийной базы – нанотехнологии |
Презентации, видеофильмы |
Презентацию можно посмотреть на Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-na-temusovremennie-tehnologii-obrabotki-materialov-nanotehnologii-984443.html |
12 |
16 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Управление в современном производстве. |
Управление в современном производстве. Инновационные предприятия. |
1 |
Урок открытия нового знания |
Расширение понятийной базы – инновационные предприятия |
Презентации, образцы организационных структур |
Здесь можно говорить об организационной структуре предприятия, провести деловую игру, кратко рассказать о понятии «Инновации», «Инновационное предприятие». При объяснении данной темы можно воспользоваться презентацией про управление развитием производства https://pptcloud.ru/raznoe/upravlenie-razvitiem-proizvodstva Про инновации можно воспользоваться презентациями - https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-innovacionnaya-deyatelnost-predpriyatiya-1720457.html или https://pptcloud.ru/ekonomika/innovatsionnaya-deyatelnost |
13 |
17 |
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся |
Моделирование процесса управления в социальной системе |
Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной жизни). |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии |
Отработать навыки управления на примере элемента школьной жизни (организация мероприятия) |
Бумага, фломастеры, документ-камера, компьютеры, мультимедиа |
Можно использовать опыт учащихся в школьном самоуправлении или соединить с проектной деятельностью. Рекомендуется рассмотреть понятие социальная система. Основные понятия рассмотрены в статье - http://fb.ru/article/44288/sotsialnaya-sistema В некоторых случаях возможны игры по типу социометрии или предложить учащимся разработать коллективное творческое дело |
14 |
18 |
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития |
Специфика социальных технологий. |
Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. |
1 |
Урок открытия нового знания |
Расширить понятийную базу – общественное мнение, социальные сети |
Компьютеры с выходом в интернет, телефоны с возможностью использования QR-кода |
Презентацию про социальные технологии и их специфику можно посмотреть здесь - http://mrmarker.ru/p/page.php?id=6616 Про социальные сети - https://pptcloud.ru/informatika/sotsialnye-seti-10-klass |
15 |
19-26 |
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся |
Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов |
Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. |
8 |
Урок открытия нового знания |
Расширить понятийную базу по видам проектов |
Презентации, образцы проектов |
В зависимости от возможностей школы можно увеличивать количество часов на отдельные виды проектов за счет уплотнения других тем. Рассчитать бизнес-план/проект можно с помощью программы ProjectExpert 7.0 Статья про фандрайзинг - https://kakzarabativat.ru/nachinayushhim-predprinimatelyam/fandrajzing/ |
16 |
27 |
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся |
Разработка проектного замысла. Разработка и изготовление материального продукта. |
Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. Исследование характеристик конструкций. Разработка и изготовление материального продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Сборка моделей. Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта. |
1 |
Урок открытия нового знания |
Расширить понятийную базу – пилотный проект |
Презентация или в материалы в соответствии с предлагаемым для преоктирования материальным объектом |
Пилотный (тестовый, показательный, предварительный) – небольшой по масштабу, экспериментальный (проект, эксперимент, процесс), осуществляемый в размере определенной выборки и с ограничением времени, с целью исследования, анализа перспектив и минимизации рисков. Пилотный проект – проект, осуществляемый с целью оценки целесообразности, требуемого времени, затрат, наличия или отсутствия побочных явлений и оценки размера эффекта (статистической изменчивости). Зачастую, пилотный проект – предтеча и миниатюра большого проекта, используемый исключительно как средство оценки перспектив проекта. К практике пилотного проекта часто прибегают до старта полномасштабного проекта, рассчитанного на длительную перспективу и предполагающего большие инвестиционные затраты. Цель пилотного проекта – минимизация рисков, сокращение времени и затрат на разработку и запуск масштабного проекта. Про пилотный проект можно прочитать здесь - http://citforum.ru/database/case/glava4_3.shtml |
17 |
28 |
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся |
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. |
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательной организации). |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии |
Отработать умения по изготовлению продукта на основе документации, рефлексия деятельности |
Материалы в соответствии с выбранным объектом для проектирования |
В помощь учителю - по данной теме можно посмотреть презентацию - http://www.myshared.ru/slide/484016 |
18 |
29 |
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся |
Разработка и реализации персонального проекта |
Разработка и реализация персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта. |
1 |
Урок отработки умений и рефлексии |
Отработать умения по продвижению продукта |
Материалы в соответствии с выбранным объектом для проектирования |
|
19 |
30-31 |
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения |
Характеристики современного рынка труда. |
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь». |
2 |
1-Урок открытия нового знания 2-Урок отработки умений и рефлексии |
Расширение понятийной базы – трудовые ресурсы, рынок труда, цикл жизни профессии, квалификация, «обучение через всю жизнь» |
Презентации, схемы жизненного цикла, материалы для практической работы по группам (теоретический материал или QR код со ссылкой на профессию, бумага, фломастеры) - рассмотреть цикл жизни одной из профессий |
Рекомендуются профориентационные игры. Можно посмотреть презентацию по теме http://uslide.ru/ekonomika/27611-rinok-truda.html Жизненный цикл профессии хорошо рассмотрен в статье - https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/ne-stoit-nagnetat-isteriku-otnositelno-novih-professiy/ Будущее рынка труда на примере атласа профессий - http://atlas100.ru/future/ |
20 |
32 |
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения |
Система профильного обучения |
Система профильного обучения: права, обязанности и возможности. Предпрофессиональные пробы (основные понятия) |
1 |
Урок открытия нового знания |
Расширение понятийной базы «предпрофессиональные пробы», «профессиональные пробы» |
В соответствии с набором упражнений |
Рекомендуется рассказ о профилях (если есть в школе) с небольшими упражнениями на типы мышления, можно использовать профориентационные игры и с разрешения законных представителей и помощи школьного психолога. Он-лайн тест про рабочие профессии - https://worldskills.mel.fm/ Сайт про профессии - http://www.proprof.ru/ Ссылка на книгу Пряжникова с профориентационными играми - http://pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-1.shtml#book_page_top |
21 |
33-34 |
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения |
Предпрофессиональные пробы в сфере… |
Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса. |
2 |
Урок отработки умений и рефлексии |
Сформировать у обучающихся способности к рефлексии, выявлению собственных затруднений, сформировать навыки построения дальнейшей траектории образовательного маршрута |
В соответствии с выбранными рофессиональными пробами |
Организация профессиональных проб по предмету труда с учетом специфики и возможностей образовательного учреждения, можно соединить с вариантами проектной деятельности или творческими, практическими работами |
22 |
35 |
|
Резерв |
|
1 |
||||
ИТОГО |
35 |
Для освоения техник обработки материалов, необходимых для реализации проектного замысла, проводятся мастер-классы как форма внеурочной деятельности, посещаемая обучающимися по выбору.