Материал на проверке

Рабочая программа по труду (технология) для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 2). 5 класс

0
0
Материал опубликован 19 November

ГОБУ ЯО «школа-интернат №6»



Утверждаю

Директор ГОБУ ЯО

«Ярославская школа-интернат №6»

Мурина Н.В.

На основании Приказа №2/159

От 28.08.2025 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету: Труд (технология)

5 б класс


2025/2026 год





Составитель: ___Филиппова Юлия Вячеславовна__
















Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 2), утвержденной приказом ГОБУ ЯО «Ярославская школа – интернат №6» №2/159 от 28.08.2025г.

АООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Цель программы: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.

Задачи программы:

-Формирование знаний, умений и навыков, способствущих обслуживанию себя и других;

-Формирование социального опыта и поведения;

-Развитие санитарно-гигиенических навыков;

-Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

-Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

-Направленность на изучение государственных символов России;

-Воспитание уважения к рабочему человеку.


Особенности учебного предмета

Адаптированная рабочая программа относится к образовательной области «Труд».

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. В программе уделяется внимание развитию у школьников доброжелательности, честности, тактичности, терпения. Трудовое обучение обучающихся с умственной отсталостью является главным звеном в общей системе учебной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы, которое связано с их успешной социальной адаптацией и интеграцией.

При освоении профессиональной уборки обучающиеся приобретают знания и практические навыки, необходимые как в повседневной жизни (для создания надлежащего, полноценного быта и обустройства своего жилища), так и освоения программ профессионального обучения по окончании школы, дальнейшей трудовой деятельности. В результате освоения программы, обучающиеся смогут трудоустроиться по таким профессиям, как уборщик территорий, машинист уборочных машин, уборщик производственных помещений, уборщик служебных помещений.

Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей детей. Трудовое обучение развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику, эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Преподавание предмета носит концентрический характер, осуществляется с учетом принципов общей и коррекционной педагогики: многократное повторение, принцип индивидуально-дифференцированного и деятельностного подхода в процессе обучения.

В содержательном плане он предполагает взаимосвязь с предметами:

русский язык – изучение профессиональных терминов, формирование понятийного аппарата, развитие устной и письменной речи, работа со словарем, увеличение активного словарного запаса;

чтение – работа с технологическими картами, инструкциями по применению средств индивидуальной защиты, расходных материалов, применение и совершенствование читательских умений;

математика – совершенствование умений использовать величины (стоимость, длина, масса, емкость, время, площадь, объем), единицы их измерения и преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы при выполнении работ по уборке, выполнение устных вычислений с целыми числами, полученными при измерении, нахождение одной или нескольких частей числа, одного или несколько процентов от числа при использовании расходных материалов (чистящих средств) и уборке поверхностей;

основы социальной жизни – совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.), применение знаний о предприятиях бытового обслуживания, торговых организациях, назначении предприятий и организаций, соблюдение правил поведения в общественных местах.

Трудовое обучение организуется в различных формах: учебные занятия, общественно полезный производительный труд, экскурсии. Практическое обучение осуществляется в помещениях школы и на пришкольном участке.

Программа имеет профориентационную направленность учащихся – знакомство с производством и рабочими профессиями.


Коррекционная направленность программы:

- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

- Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

- Развитие импрессивной речи;

- Формирование экспрессивной речи;

- Коррекция мышления;

-Коррекция познавательной деятельности - активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями;

-Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы - развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над выразительностью; релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения.

Место учебного предмета

Предмет «Труд» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в предметную область «Труд (технология)» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с учётом психофизических особенностей данной категории учащихся.

Программный материал разработан в соответствии с учебным планом и учебно-материальной базой школы.

На изучение предмета «Профильный труд» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Срок реализации рабочей программы – 1 год ( 2025/2026 учебный год).


Предмет

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Профильный труд


16 часов


16 часов


24 часов


12 часов


68 часов



Планируемые результаты изучения учебного материала


Личностные результаты

Освоения программы по предмету в 5 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование

установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты

Минимальный уровень

-знание правил организации рабочего места и умение его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

- знание видов трудовых работ;

- знание названий и некоторых свойств материалов, используемых на уроках;

- знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание названий инструментов и приспособлений, необходимых на уроках труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

- знание приемов работы, используемые на уроках труда;

- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;

- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами; составление стандартного плана работы по пунктам;

- владение некоторыми технологическими приемами работы;

- использование в работе доступных материалов.


Достаточный уровень:

- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

- знание видов художественных ремесел;

- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

- использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- выполнение общественных поручений по уборке класса/территории.




Виды контроля

Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется в виде:

- устного опроса (индивидуальный, фронтальный);

- заданий на опознание, различие, классификацию и упорядоченность в виде программированных ответов (тест);

- занимательных заданий (кроссворды, викторины, ребусы, загадки).

Самостоятельные работы или тестирование выполняются в конце изученной темы.

Проверочные работы в конце каждого полугодия обучения.


Содержание программы учебного предмета


п/п

Название и содержание раздела

Цели и задачи

Кол-во часов

Примерный речевой материал

1

Вводное занятие.

Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях. Профессии родителей учащихся. Учебная мастерская: оборудование, правила работы и поведения. Распределение учащихся по рабочим местам. Обязанности дежурных. Знакомство с основными видами практических работ в 5 классе. Инструкция работы с учебником.

Сохранение и поддержка здоровья.

Личная гигиена. Правила здорового образа жизни. Понятие о личной гигиене. Где живут микробы. Ежедневные гигиенические процедуры. Гигиенический душ, ванна, баня. Режим сна. Предметы и средства личной гигиены. Режим жизнедеятельности человека. Гигиена зрения. Доврачебная помощь.

Гигиена рук. Алгоритм гигиенического мытья рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Оказание первой помощи при порезах и уколах рук. ТБ при использовании средств личной гигиены.

Практические работы.Выбор средств и способов защиты рук во время работы.Закрепление навыка гигиенического мытья рук. Комплекс утренней гимнастики.

формировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности; осознание необходимости общественно полезного труда;

формировать навыки выполнения гигиенических алгоритмов, выбора средств и этапов с учётом ситуации; умения пользоваться информацией, представленной в разном виде; знакомство с пиктограммами как носителем информации.

2









5




Пиктограмма (условный знак), бактерии, микробы, вирусы, иммунитет; гигиенические процедуры, личная гигиена

2

Работа на пришкольной территории.

Теоретические сведения. Устройство пришкольной территории (здание школы, гараж, сарай, спортивная и детская площадки, газоны, цветники ). Изменение территории в разные сезоны; работа на территории в разное время года. Отходы природы и человека, бытовой мусор, подготовка бытовых отходов к переработке их сортировка, утилизация; запрет сжигания мусора. Условные обозначения на контейнерах для раздельного сбора мусора.

Уличныйсмёт. Хозинвентарь (метла, лопата, грабли, совки, носилки): устройства, назначение. Рабочие позы, приемы работы. Подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование. Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение.

Практические работы. Подметание дорожек с твердым покрытием, сбор мусора, переноска мусора. Уборка опавших листьев. Уборка газонов: уборка сучьев и других посторонних предметов. Очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения. ТБО: подготовка к переработке, сортировка. Соблюдение правил пожарной и безопасной работы.

Аппликация « Пришкольная территория» (школьное здание, цветник, деревья, дорожки).

Изделие из бросового материала.Поделки из природного материала, отходов бумаги, пластика.

формировать навыки: ухода за газоном, дорожками с разными покрытиями с учётом сезона; за рабочим инвентарём, его хранения; умение сортировать твёрдые бытовые отходы по материалу; понимание последствий разных средств и технологий уборки территории для состояния окружающей среды и людей.


24

Дворник, территория, газон, цветник, бордюр, покрытие ( сборное), подметание, сгребание, сезонные работы; рабочая одежда, перчатки, головной убор, рукавицы, комбинезон, сигнальные жилеты, ежедневно (регулярно), отходы (мусор), переработка, мусоросборник сортировка,

уличный смёт; инвентарь,

грабли, метла, совок, тележка, лопата для снега

3

Уход за комнатными растениями.

Объект работы. Комнатные растения.

Теоретические сведения. Комнатные растения, названия. Требования к размещению, светолюбивые и теневыносливые растения. Полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы. Инвентарь и емкости для растений.

Практические работы. Обрезка и сбор сухих листьев. Подготовка воды для полива и опрыскивания. Чистка и промывка поддонов. Обтирание цветочных горшков. Опрыскивание и полив растений.

формировать навыки: ухода за комнатными растениями; умение определять особенности растений и выбирать соответствующий режим ухода; формировать эстетические потребности.

9

Комнатные растения, ёмкости, инвентарь для рыхления, горшок для цветов, вазон, поддон, кашпо, лейка, пульверизатор; опрыскивание, рыхление, полив (умеренный, обильный, регулярный)

4

Уборка помещений.

Теоретические сведения. Пол: виды (дощатый крашеный; покрытый линолеумом), средства для мытья, средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием. Рабочая одежда (халат, косынка); хранение, уход. Уборочный инвентарь: назначение, пользование, бережное обращение. Подготовка к работе, к хранению, порядок хранения. Правила безопасности при подготовке к уборке полов.

Практические работы. Подготовка к сухой и влажной уборке дощатого крашеного, покрытого линолеумом и плиточного полов. Подготовка швабры к работе. Протирка пола шваброй. Ополаскивание тряпки в ведре. Обработка уборочного инвентаря после работы и укладывание в специально отведенное место для хранения.


формирование умений определения назначения помещений, назначения и сферы применения инвентаря, выбора моющих средств, поддерживать чистоту и порядок в помещениях; навыков безопасного поведения при работе с моющими средствами, освоение алгоритмов безопасной работы;

19


Общественные, жилые помещения, ежедневная влажная уборка, мытьё полов, уборочный инвентарь, швабра, тряпка, щётка, совок, маркировка, инструкция; линолеум, окрашенное дерево, плитка, ламинат, плинтус

5

Уход за одеждой и обувью.

Теоретические сведения: Специальная (рабочая) одежда, назначение, виды одежды; выбор одежды по назначению и сезону. Защита рук и головы во время работы. Правила ухода за одеждой; приспособления для чистки верхней одежды. Приспособления для стирки. Ручная стирка одежды; средства для ручной стирки одежды; свойства хозяйственного мыла. Стирка носков: подготовка к стирке, правила стирки, особенности сушки тонких и шерстяных носков. Электроутюг: назначение, элементарное устройство, пользование, правила безопасности при обращении. Мелкий ремонт одежды: инструменты и материалы для швейных работ.

Ежедневный уход за обувью; обувь из разных материалов. Правила ухода за обувью (сушка мокрой обуви). Правила хранение спецодежды и обуви. Правила выбора одежды и обуви ( по назначению, по сезону).

Практические работы: стирка носков, носовых платков; чистка верхней одежды щёткой, хранение одежды ( спортивная форма); уход за обувью; мелкий ремонт одежды – пришивание пуговиц; глажение – с помощью учителя.

формировать навыки ухода за рабочей одеждой и обувью, выбора одежды и обуви с учётом ситуации; умение понимать особенности разных погодных условий, прогнозировать их опасные проявления; элементарные навыки ухода за рабочей одеждой и обувью; освоение технологий ручной стирки, использование картинного алгоритма; умение пользоваться информацией, представленной в разном виде.

10

Повседневная,

специальная, одежда (фартук, халат, резино-вые перчатки),; материалы (хлопок, кожа, шерсть, войлок, резина);

чистка, стирка (ручная), глажение, хранение, ремонт; щётка, ролик, плечики, вешалка, средства для удаления загрязнений; ярлык-этикетка, таз, коврик для стирки,,стиральныйпорошок, хозяйственное мыло

6

Проверь себя. Практическое повторение: воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, применение в стандартных ситуациях. Практическое задание по готовому образцу с устной инструкцией.


умение воспроизводить, применять, выбирать.

2



Итого:


68



Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Виды деятельности

обучающихся

1-2

Профессии обслуживающего труда.

Знакомство с учебным предметом.

Учебная мастерская. Правила безопасной работы в мастерской.

2

03.09

Знакомятся с правилами поведения и техникой безопасности на уроках; ИКТ; принятие учебной цели;

усвоение информации с помощью икт;

организация рабочего места.

3-4

Личная гигиена.

Где живут микробы. Правила здорового образа жизни.



2

10.09

5-6


Гигиена рук.

Гигиена рук в течение дня. Уход за руками.

Оказание помощи при порезах рук.

2

17.09

Изучение наглядных материалов, карточек, схем, ИКТ, практическая работа по мытью рук и оказанию первой помощи.

Рассматривание предметов и средств личной гигиены, ИКТ

7-8


Предметы и средства личной гигиены.

Правила личной гигиены.

2

24.09

9-10

Пришкольный участок.

Устройство участка. Территория участка в разные сезоны.

Аппликация «Территория школы». Два режима работы на территории. Одежда для работы.

2

01.10

ИКТ; расширение словаря,

использование знаково-символических средств; вопросы на понимание; картинный алгоритм. Практическая работа по уборке пришкольной территории.




11-12

Отходы природы и человека. Бытовой мусор. Инвентарь для уборки территории. Выбор с учётом сезона.

2

08.10

рассказ по сюжетным картинкам;


13-14

Природные отходы. Сбор сучьев. Уход за газоном. Уборка опавших листьев. Уход за дорожками. Уличный смёт.

2

15.10

Инструктаж по ТБ. Практическая работа по уборке пришкольной территории.

15-16

Аппликация «Осенние листья». Обобщающий урок «Уборка пришкольного участка». Осенние виды работ.

2

22.10

ответы на вопросы; рассказ по схеме. Выполнение аппликации.



информация с помощью икт; расширение словаря, ответы на вопросы

17-18

Назначение рабочей одежды. Специальная одежда. Защита рук и головы во время работы. Выбор рабочей одежды.

2

05.11

19-20

Ручная стирка. Приспособления для стирки. Средства для стирки. Хозяйственное мыло.

2

12.11

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа.

21-22

Правила хранения грязного белья.

Стирка белья: ручная и в стиральной машине. Стирка носового платка. Стирка носков.

2

19.11

Работа с карточками, разбор схем, работа по технологической карте.

23-24

Обобщающий урок по теме «Уход за одеждой ».

2

26.11

ИКТ; ответы на вопросы. Инструктаж по ТБ

25-26

Уборочный инвентарь. Маркировка инвентаря.

2

03.12

мыслительный эксперимент; ответы на вопросы; ИКТ. Практическая работа.

27-28

Подготовка помещения к уборке.

Средства защиты.

2

10.12

29-30

Виды полов. Уход за полами из разных материалов. Уборка помещения. Полы из линолеума.

2

17.12

Рассматривание и тактильное обследование образцов напольных покрытий (линолеум, ламинат, плитка, дерево).

ИКТ, работа с бумагой, сортировка мусора.

31-32

Бытовой мусор. Сортировка мусора. Подготовка отходов к переработке. Поделки из бумаги.

2

24.12

33-34

Обобщающий урок по теме «Уборка помещения». Поделки из бумаги.

2

14.01

Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы. Поделки.

Рассматривание иллюстраций о ЗОЖ и режиме дня. Выполнение гимнастики.

Сборка пазла «Гигиенические процедуры». Выполнение гимнастики. Знакомство с аптечкой.

35-36

Правила здорового образа жизни.

Режим сна. Значение движения для человека. Утренняя гимнастика.

2

21.01

37-38

Ежедневные гигиенические процедуры. Гигиена тела. Гигиена органов зрения.

Зрительная гимнастика. Доврачебная помощь. Домашняя аптечка.

2

28.01

39-40

Пришкольный участок. Сезонные работы на территории. Коллаж

«Зимние забавы».


2

04.02

Работа в группах по карточкам. Групповая работа по созданию коллажа.

41-42

Зимняя уборка дорожек. Снегоуборка. Инструктаж по технике безопасности.

2

11.02

ИКТ, работа по изучению технологической карты.

Демонстрация безопасных приемов работы с инвентарем.

43-44

Инструменты для уборки: применение. Инструменты: безопасное обращение. Обобщающий урок «Уборка территории». Памятка «Уборка территории зимой».


2

18.02

45-46

Виды обуви: назначение.

Ежедневный уход за обувью. Правила сушки обуви. Сушка мокрой обуви.

2

25.02

Работа с визуальными карточками, схемами этапов.

47-48

Комнатные растения. Условия для жизни и роста.

2

04.03

ИКТ, карточки, схемы, мультимедийные презентации.

49-50

Особенности листьев комнатных растений. Памятка по уходу. Режим ухода за комнатными растениями. Правила ухода.

2

11.03

Проектная деятельность – создание фитодизайна помещения. Познавательные и развивающие задания.

51-52

Периодичность и приемы полива цветов. Рыхление земли. Ёмкости и инвентарь для комнатных растений. Украшение цветочных горшков.

2

18.03

Познавательные и развивающие задания. ИКТ. Практическая работа.

53-54

Обтирание цветочных горшков. Чистка поддонов. Опрыскивание и полив растений.

Определение влажности земли.

2

25.03

Дидактические игры «Третий лишний», «Найди цветок в классе», «Правильно- неправильно». Практическая работа.

55-56

Подкормка и удобрение.

Обрезка и сбор сухих листьев.

Очистка листьев.

2

08.04

Совместный уход за растениями. Практическая работа. Пошаговые инструкции.

57-58

Виды жилых помещений. Поверхности для уборки. Жилые и общественные помещения.

Аппликация «Кухня».

2

15.04

Работа с макетами и моделями. ИКТ. Проект по созданию модели кухни.

59-60

Ежедневная влажная уборка полов.

Режим ухода за полами. Моющие средства и средства защиты для уборки. Влажная уборка полов.

2

22.04

Презентация. Работа по карточкам. Практическая работа.

61-62

Как уменьшить количество грязи и пыли с улиц. Очистка мусорных корзин. Вторичная переработка отходов. Сбор макулатуры в пункты приёма.

2

29.04

Сортировка отходов по визуальным маркерам. Игра «Что куда?»


Поделки из пластика.

Игра «Путешествие в Зеленый город».

63-64

Утилизация отходов. Поделки из пластика. Путешествие в Зелёный город.

2

06.05

65-66

Работы по уборке территории. Правила ТБ при работе. Инвентарь для уборки территории. Выбор инвентаря с учётом сезона.

2

13.05

ИКТ, работа по карточкам и схемам. Хороводная игра «Мы двор убирали» с повторением простых правили и действий.

67-68

Летняя уборка дорожек. Выбор спецодежды. Отходы природы и человека. Утилизация природных отходов. Хранение инвентаря.

2

20.05

Практическая работа.


всего

68





Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы

1. Галле А.Г., Головинская Е.Ю. «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5 класс, Современные образовательные технологии 2020 год

2.Головинская Е.Ю. Методическое пособие: к учебнику А. Г. Галле, Е.Ю. Головинской «Техноло­гия. Подготовка младшего обслуживающего персонала». 5 класс. – Самара: Современные образовательные технологии, 2020.-с. 168.

3.Головинская Е.Ю. Рабочая тетрадь: к учебнику А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 5 класса. – Самара: Современные образовательные технологии, 2021г.-64с.

4. Мирский С.Л. пoдpед. B.B. Bopонковoй. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 5-9 кл.: B 2 c6. / - M.: Гyмaнитарный издательский центр BЛAДОС, 2018г. - С6. 2 - 304 с.

5. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.

6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.


Цифровые образовательные ресурсы:

1. https://learningapps.org/view1236144

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

3.Учительский портал http://www.uchportal.ru

4.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september


1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.