Рабочая программа по труду (технология) для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 2). 5 класс
ГОБУ ЯО «школа-интернат №6»
Утверждаю
Директор ГОБУ ЯО
«Ярославская школа-интернат №6»
Мурина Н.В.
На основании Приказа №2/159
От 28.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Труд (технология)
5 б класс
2025/2026 год
Составитель: ___Филиппова Юлия Вячеславовна__
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 2), утвержденной приказом ГОБУ ЯО «Ярославская школа – интернат №6» №2/159 от 28.08.2025г.
АООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель программы: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.
Задачи программы:
-Формирование знаний, умений и навыков, способствущих обслуживанию себя и других;
-Формирование социального опыта и поведения;
-Развитие санитарно-гигиенических навыков;
-Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
-Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
-Направленность на изучение государственных символов России;
-Воспитание уважения к рабочему человеку.
Особенности учебного предмета
Адаптированная рабочая программа относится к образовательной области «Труд».
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. В программе уделяется внимание развитию у школьников доброжелательности, честности, тактичности, терпения. Трудовое обучение обучающихся с умственной отсталостью является главным звеном в общей системе учебной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы, которое связано с их успешной социальной адаптацией и интеграцией.
При освоении профессиональной уборки обучающиеся приобретают знания и практические навыки, необходимые как в повседневной жизни (для создания надлежащего, полноценного быта и обустройства своего жилища), так и освоения программ профессионального обучения по окончании школы, дальнейшей трудовой деятельности. В результате освоения программы, обучающиеся смогут трудоустроиться по таким профессиям, как уборщик территорий, машинист уборочных машин, уборщик производственных помещений, уборщик служебных помещений.
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей детей. Трудовое обучение развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику, эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Преподавание предмета носит концентрический характер, осуществляется с учетом принципов общей и коррекционной педагогики: многократное повторение, принцип индивидуально-дифференцированного и деятельностного подхода в процессе обучения.
В содержательном плане он предполагает взаимосвязь с предметами:
русский язык – изучение профессиональных терминов, формирование понятийного аппарата, развитие устной и письменной речи, работа со словарем, увеличение активного словарного запаса;
чтение – работа с технологическими картами, инструкциями по применению средств индивидуальной защиты, расходных материалов, применение и совершенствование читательских умений;
математика – совершенствование умений использовать величины (стоимость, длина, масса, емкость, время, площадь, объем), единицы их измерения и преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы при выполнении работ по уборке, выполнение устных вычислений с целыми числами, полученными при измерении, нахождение одной или нескольких частей числа, одного или несколько процентов от числа при использовании расходных материалов (чистящих средств) и уборке поверхностей;
основы социальной жизни – совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.), применение знаний о предприятиях бытового обслуживания, торговых организациях, назначении предприятий и организаций, соблюдение правил поведения в общественных местах.
Трудовое обучение организуется в различных формах: учебные занятия, общественно полезный производительный труд, экскурсии. Практическое обучение осуществляется в помещениях школы и на пришкольном участке.
Программа имеет профориентационную направленность учащихся – знакомство с производством и рабочими профессиями.
Коррекционная направленность программы:
- Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
- Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- Развитие импрессивной речи;
- Формирование экспрессивной речи;
- Коррекция мышления;
-Коррекция познавательной деятельности - активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями;
-Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы - развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над выразительностью; релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения.
Место учебного предмета
Предмет «Труд» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в предметную область «Труд (технология)» и реализуется в урочной деятельности в соответствии с учётом психофизических особенностей данной категории учащихся.
Программный материал разработан в соответствии с учебным планом и учебно-материальной базой школы.
На изучение предмета «Профильный труд» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Срок реализации рабочей программы – 1 год ( 2025/2026 учебный год).
Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
Профильный труд | 16 часов | 16 часов | 24 часов | 12 часов | 68 часов |
Планируемые результаты изучения учебного материала
Личностные результаты
Освоения программы по предмету в 5 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень
-знание правил организации рабочего места и умение его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств материалов, используемых на уроках;
- знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов и приспособлений, необходимых на уроках труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы, используемые на уроках труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами; составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами работы;
- использование в работе доступных материалов.
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- выполнение общественных поручений по уборке класса/территории.
Виды контроля
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется в виде:
- устного опроса (индивидуальный, фронтальный);
- заданий на опознание, различие, классификацию и упорядоченность в виде программированных ответов (тест);
- занимательных заданий (кроссворды, викторины, ребусы, загадки).
Самостоятельные работы или тестирование выполняются в конце изученной темы.
Проверочные работы в конце каждого полугодия обучения.
Содержание программы учебного предмета
№ п/п | Название и содержание раздела | Цели и задачи | Кол-во часов | Примерный речевой материал |
1 | Вводное занятие. Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях. Профессии родителей учащихся. Учебная мастерская: оборудование, правила работы и поведения. Распределение учащихся по рабочим местам. Обязанности дежурных. Знакомство с основными видами практических работ в 5 классе. Инструкция работы с учебником. Сохранение и поддержка здоровья. Личная гигиена. Правила здорового образа жизни. Понятие о личной гигиене. Где живут микробы. Ежедневные гигиенические процедуры. Гигиенический душ, ванна, баня. Режим сна. Предметы и средства личной гигиены. Режим жизнедеятельности человека. Гигиена зрения. Доврачебная помощь. Гигиена рук. Алгоритм гигиенического мытья рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Оказание первой помощи при порезах и уколах рук. ТБ при использовании средств личной гигиены. Практические работы.Выбор средств и способов защиты рук во время работы.Закрепление навыка гигиенического мытья рук. Комплекс утренней гимнастики. | формировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности; осознание необходимости общественно полезного труда; формировать навыки выполнения гигиенических алгоритмов, выбора средств и этапов с учётом ситуации; умения пользоваться информацией, представленной в разном виде; знакомство с пиктограммами как носителем информации. | 2 5 | Пиктограмма (условный знак), бактерии, микробы, вирусы, иммунитет; гигиенические процедуры, личная гигиена |
2 | Работа на пришкольной территории. Теоретические сведения. Устройство пришкольной территории (здание школы, гараж, сарай, спортивная и детская площадки, газоны, цветники ). Изменение территории в разные сезоны; работа на территории в разное время года. Отходы природы и человека, бытовой мусор, подготовка бытовых отходов к переработке их сортировка, утилизация; запрет сжигания мусора. Условные обозначения на контейнерах для раздельного сбора мусора. Уличныйсмёт. Хозинвентарь (метла, лопата, грабли, совки, носилки): устройства, назначение. Рабочие позы, приемы работы. Подготовка к хранению, порядок хранения, безопасное пользование. Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение. Практические работы. Подметание дорожек с твердым покрытием, сбор мусора, переноска мусора. Уборка опавших листьев. Уборка газонов: уборка сучьев и других посторонних предметов. Очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения. ТБО: подготовка к переработке, сортировка. Соблюдение правил пожарной и безопасной работы. Аппликация « Пришкольная территория» (школьное здание, цветник, деревья, дорожки). Изделие из бросового материала.Поделки из природного материала, отходов бумаги, пластика. | формировать навыки: ухода за газоном, дорожками с разными покрытиями с учётом сезона; за рабочим инвентарём, его хранения; умение сортировать твёрдые бытовые отходы по материалу; понимание последствий разных средств и технологий уборки территории для состояния окружающей среды и людей. | 24 | Дворник, территория, газон, цветник, бордюр, покрытие ( сборное), подметание, сгребание, сезонные работы; рабочая одежда, перчатки, головной убор, рукавицы, комбинезон, сигнальные жилеты, ежедневно (регулярно), отходы (мусор), переработка, мусоросборник сортировка, уличный смёт; инвентарь, грабли, метла, совок, тележка, лопата для снега |
3 | Уход за комнатными растениями. Объект работы. Комнатные растения. Теоретические сведения. Комнатные растения, названия. Требования к размещению, светолюбивые и теневыносливые растения. Полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы. Инвентарь и емкости для растений. Практические работы. Обрезка и сбор сухих листьев. Подготовка воды для полива и опрыскивания. Чистка и промывка поддонов. Обтирание цветочных горшков. Опрыскивание и полив растений. | формировать навыки: ухода за комнатными растениями; умение определять особенности растений и выбирать соответствующий режим ухода; формировать эстетические потребности. | 9 | Комнатные растения, ёмкости, инвентарь для рыхления, горшок для цветов, вазон, поддон, кашпо, лейка, пульверизатор; опрыскивание, рыхление, полив (умеренный, обильный, регулярный) |
4 | Уборка помещений. Теоретические сведения. Пол: виды (дощатый крашеный; покрытый линолеумом), средства для мытья, средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием. Рабочая одежда (халат, косынка); хранение, уход. Уборочный инвентарь: назначение, пользование, бережное обращение. Подготовка к работе, к хранению, порядок хранения. Правила безопасности при подготовке к уборке полов. Практические работы. Подготовка к сухой и влажной уборке дощатого крашеного, покрытого линолеумом и плиточного полов. Подготовка швабры к работе. Протирка пола шваброй. Ополаскивание тряпки в ведре. Обработка уборочного инвентаря после работы и укладывание в специально отведенное место для хранения. | формирование умений определения назначения помещений, назначения и сферы применения инвентаря, выбора моющих средств, поддерживать чистоту и порядок в помещениях; навыков безопасного поведения при работе с моющими средствами, освоение алгоритмов безопасной работы; | 19 | Общественные, жилые помещения, ежедневная влажная уборка, мытьё полов, уборочный инвентарь, швабра, тряпка, щётка, совок, маркировка, инструкция; линолеум, окрашенное дерево, плитка, ламинат, плинтус |
5 | Уход за одеждой и обувью. Теоретические сведения: Специальная (рабочая) одежда, назначение, виды одежды; выбор одежды по назначению и сезону. Защита рук и головы во время работы. Правила ухода за одеждой; приспособления для чистки верхней одежды. Приспособления для стирки. Ручная стирка одежды; средства для ручной стирки одежды; свойства хозяйственного мыла. Стирка носков: подготовка к стирке, правила стирки, особенности сушки тонких и шерстяных носков. Электроутюг: назначение, элементарное устройство, пользование, правила безопасности при обращении. Мелкий ремонт одежды: инструменты и материалы для швейных работ. Ежедневный уход за обувью; обувь из разных материалов. Правила ухода за обувью (сушка мокрой обуви). Правила хранение спецодежды и обуви. Правила выбора одежды и обуви ( по назначению, по сезону). Практические работы: стирка носков, носовых платков; чистка верхней одежды щёткой, хранение одежды ( спортивная форма); уход за обувью; мелкий ремонт одежды – пришивание пуговиц; глажение – с помощью учителя. | формировать навыки ухода за рабочей одеждой и обувью, выбора одежды и обуви с учётом ситуации; умение понимать особенности разных погодных условий, прогнозировать их опасные проявления; элементарные навыки ухода за рабочей одеждой и обувью; освоение технологий ручной стирки, использование картинного алгоритма; умение пользоваться информацией, представленной в разном виде. | 10 | Повседневная, специальная, одежда (фартук, халат, резино-вые перчатки),; материалы (хлопок, кожа, шерсть, войлок, резина); чистка, стирка (ручная), глажение, хранение, ремонт; щётка, ролик, плечики, вешалка, средства для удаления загрязнений; ярлык-этикетка, таз, коврик для стирки,,стиральныйпорошок, хозяйственное мыло |
6 | Проверь себя. Практическое повторение: воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, применение в стандартных ситуациях. Практическое задание по готовому образцу с устной инструкцией. | умение воспроизводить, применять, выбирать. | 2 | |
| Итого: | | 68 | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата 5б | Виды деятельности обучающихся |
1-2 | Профессии обслуживающего труда. Знакомство с учебным предметом. Учебная мастерская. Правила безопасной работы в мастерской. | 2 | 03.09 | Знакомятся с правилами поведения и техникой безопасности на уроках; ИКТ; принятие учебной цели; усвоение информации с помощью икт; организация рабочего места. |
3-4 | Личная гигиена. Где живут микробы. Правила здорового образа жизни. | 2 | 10.09 | |
5-6 | Гигиена рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Оказание помощи при порезах рук. | 2 | 17.09 | Изучение наглядных материалов, карточек, схем, ИКТ, практическая работа по мытью рук и оказанию первой помощи. Рассматривание предметов и средств личной гигиены, ИКТ |
7-8 | Предметы и средства личной гигиены. Правила личной гигиены. | 2 | 24.09 | |
9-10 | Пришкольный участок. Устройство участка. Территория участка в разные сезоны. Аппликация «Территория школы». Два режима работы на территории. Одежда для работы. | 2 | 01.10 | ИКТ; расширение словаря, использование знаково-символических средств; вопросы на понимание; картинный алгоритм. Практическая работа по уборке пришкольной территории. |
11-12 | Отходы природы и человека. Бытовой мусор. Инвентарь для уборки территории. Выбор с учётом сезона. | 2 | 08.10 | рассказ по сюжетным картинкам; |
13-14 | Природные отходы. Сбор сучьев. Уход за газоном. Уборка опавших листьев. Уход за дорожками. Уличный смёт. | 2 | 15.10 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа по уборке пришкольной территории. |
15-16 | Аппликация «Осенние листья». Обобщающий урок «Уборка пришкольного участка». Осенние виды работ. | 2 | 22.10 | ответы на вопросы; рассказ по схеме. Выполнение аппликации. информация с помощью икт; расширение словаря, ответы на вопросы |
17-18 | Назначение рабочей одежды. Специальная одежда. Защита рук и головы во время работы. Выбор рабочей одежды. | 2 | 05.11 | |
19-20 | Ручная стирка. Приспособления для стирки. Средства для стирки. Хозяйственное мыло. | 2 | 12.11 | Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа. |
21-22 | Правила хранения грязного белья. Стирка белья: ручная и в стиральной машине. Стирка носового платка. Стирка носков. | 2 | 19.11 | Работа с карточками, разбор схем, работа по технологической карте. |
23-24 | Обобщающий урок по теме «Уход за одеждой ». | 2 | 26.11 | ИКТ; ответы на вопросы. Инструктаж по ТБ |
25-26 | Уборочный инвентарь. Маркировка инвентаря. | 2 | 03.12 | мыслительный эксперимент; ответы на вопросы; ИКТ. Практическая работа. |
27-28 | Подготовка помещения к уборке. Средства защиты. | 2 | 10.12 | |
29-30 | Виды полов. Уход за полами из разных материалов. Уборка помещения. Полы из линолеума. | 2 | 17.12 | Рассматривание и тактильное обследование образцов напольных покрытий (линолеум, ламинат, плитка, дерево). ИКТ, работа с бумагой, сортировка мусора. |
31-32 | Бытовой мусор. Сортировка мусора. Подготовка отходов к переработке. Поделки из бумаги. | 2 | 24.12 | |
33-34 | Обобщающий урок по теме «Уборка помещения». Поделки из бумаги. | 2 | 14.01 | Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы. Поделки. Рассматривание иллюстраций о ЗОЖ и режиме дня. Выполнение гимнастики. Сборка пазла «Гигиенические процедуры». Выполнение гимнастики. Знакомство с аптечкой. |
35-36 | Правила здорового образа жизни. Режим сна. Значение движения для человека. Утренняя гимнастика. | 2 | 21.01 | |
37-38 | Ежедневные гигиенические процедуры. Гигиена тела. Гигиена органов зрения. Зрительная гимнастика. Доврачебная помощь. Домашняя аптечка. | 2 | 28.01 | |
39-40 | Пришкольный участок. Сезонные работы на территории. Коллаж «Зимние забавы». | 2 | 04.02 | Работа в группах по карточкам. Групповая работа по созданию коллажа. |
41-42 | Зимняя уборка дорожек. Снегоуборка. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 11.02 | ИКТ, работа по изучению технологической карты. Демонстрация безопасных приемов работы с инвентарем. |
43-44 | Инструменты для уборки: применение. Инструменты: безопасное обращение. Обобщающий урок «Уборка территории». Памятка «Уборка территории зимой». | 2 | 18.02 | |
45-46 | Виды обуви: назначение. Ежедневный уход за обувью. Правила сушки обуви. Сушка мокрой обуви. | 2 | 25.02 | Работа с визуальными карточками, схемами этапов. |
47-48 | Комнатные растения. Условия для жизни и роста. | 2 | 04.03 | ИКТ, карточки, схемы, мультимедийные презентации. |
49-50 | Особенности листьев комнатных растений. Памятка по уходу. Режим ухода за комнатными растениями. Правила ухода. | 2 | 11.03 | Проектная деятельность – создание фитодизайна помещения. Познавательные и развивающие задания. |
51-52 | Периодичность и приемы полива цветов. Рыхление земли. Ёмкости и инвентарь для комнатных растений. Украшение цветочных горшков. | 2 | 18.03 | Познавательные и развивающие задания. ИКТ. Практическая работа. |
53-54 | Обтирание цветочных горшков. Чистка поддонов. Опрыскивание и полив растений. Определение влажности земли. | 2 | 25.03 | Дидактические игры «Третий лишний», «Найди цветок в классе», «Правильно- неправильно». Практическая работа. |
55-56 | Подкормка и удобрение. Обрезка и сбор сухих листьев. Очистка листьев. | 2 | 08.04 | Совместный уход за растениями. Практическая работа. Пошаговые инструкции. |
57-58 | Виды жилых помещений. Поверхности для уборки. Жилые и общественные помещения. Аппликация «Кухня». | 2 | 15.04 | Работа с макетами и моделями. ИКТ. Проект по созданию модели кухни. |
59-60 | Ежедневная влажная уборка полов. Режим ухода за полами. Моющие средства и средства защиты для уборки. Влажная уборка полов. | 2 | 22.04 | Презентация. Работа по карточкам. Практическая работа. |
61-62 | Как уменьшить количество грязи и пыли с улиц. Очистка мусорных корзин. Вторичная переработка отходов. Сбор макулатуры в пункты приёма. | 2 | 29.04 | Сортировка отходов по визуальным маркерам. Игра «Что куда?» Поделки из пластика. Игра «Путешествие в Зеленый город». |
63-64 | Утилизация отходов. Поделки из пластика. Путешествие в Зелёный город. | 2 | 06.05 | |
65-66 | Работы по уборке территории. Правила ТБ при работе. Инвентарь для уборки территории. Выбор инвентаря с учётом сезона. | 2 | 13.05 | ИКТ, работа по карточкам и схемам. Хороводная игра «Мы двор убирали» с повторением простых правили и действий. |
67-68 | Летняя уборка дорожек. Выбор спецодежды. Отходы природы и человека. Утилизация природных отходов. Хранение инвентаря. | 2 | 20.05 | Практическая работа. |
| всего | 68 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
1. Галле А.Г., Головинская Е.Ю. «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5 класс, Современные образовательные технологии 2020 год
2.Головинская Е.Ю. Методическое пособие: к учебнику А. Г. Галле, Е.Ю. Головинской «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала». 5 класс. – Самара: Современные образовательные технологии, 2020.-с. 168.
3.Головинская Е.Ю. Рабочая тетрадь: к учебнику А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 5 класса. – Самара: Современные образовательные технологии, 2021г.-64с.
4. Мирский С.Л. пoдpед. B.B. Bopонковoй. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 5-9 кл.: B 2 c6. / - M.: Гyмaнитарный издательский центр BЛAДОС, 2018г. - С6. 2 - 304 с.
5. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.
6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. https://learningapps.org/view1236144
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
3.Учительский портал http://www.uchportal.ru
4.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
1