Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 7 класса
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Воеводская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО: Руководитель МО ___________Коврига Т.М Протокол № ______ от_________________ | ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета Протокол №______ от ________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор ________ Горбунова Т.В. Приказ №____ от________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
для 7 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Т.М. Коврига
учитель I квалификационной категории
с. Воеводское – 2023г.
Содержание
Паспорт рабочей программы…………………………………………..3
Пояснительная записка………………………………………………...4-5
Основные виды организации учебного процесса……………………5-6
Содержание учебного материала……………………………………...6-7
Планируемые результаты освоения учебного предмета……………..7-8
Формирование базовых учебных действий………………………… 8-9
Критерии и нормы оценивания учащихся…………………………..10-11
Календарно-тематическое планирование ……………………………12-15
Лист корректировки календарно-тематического планирования……16
Учебно-методическое обеспечение…………………………………...17
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).Вариант2
Статус программы: рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию
их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг
и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 7 класса КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат».
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599.
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 2)
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), курс «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе рассчитан на 99 ч.
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Цель - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях - развивать устную речь обучающихся на основе ознакомления с предметами ближайшего окружения;
- расширять словарный запас обучающихся, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
Общая характеристика учебного предмета
Учебныйпредметохватываетобластьразвитияречи и альтернативнойкоммуникации, являетсяусловиемактивизациипознания и овладенияжизненнымикомпетенциями в опытесоциальноговзаимодействия. Обучающиесяклассамогутовладетьсредствамисоциальноговзаимодействиятолько с помощьювзрослого, приэтомосновойпродуктивноговзаимодействияявляетсяихинтерес и потребность в общении с окружающимилюдьми. Процессразвитияречи, активизация и расширениекоммуникативныхвозможностей в доступныхобучающимсяпределахвыстраиваютсяпедагогомпутемиспользованияспециальныхметодов и приемов, дидактическихсредств в практическизначимыхдляребенкаситуациях. Дляобучениясоздаютсятакиеспециальныеусловия, которыедаютвозможностькаждомуребёнкуработать в доступномтемпе, проявляявозможнуюсамостоятельность. Педагогподбираетматериалпообъёму и компонуетпостепенисложности, исходяизособенностейразвитиякаждогоребёнка. Опытсоциальноговзаимодействиядетейбудетобогащатьсязасчетформированияимпрессивной и экспрессивнойсторонречевыхвозможностей, моделированием в процессеобученияпрактико-ориентированныхситуацийобщения.
Основные виды учебной деятельности:
- наблюдение;
- упражнения – поподражанию, поинструкции: двигательные, аудиально-визуальные;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическаядеятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;
- обводка, письмо элементов букв и букв.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернатива коммуникации» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана. В соответствии с учебным планомкурс «Речь и речевая практика» в 7 классе рассчитан на 102 часа. Количество часов в неделю, отводимых на изучение определено недельным учебным планом и составляет 3 часа в неделю.
Основные направления коррекционной работы
- развитие и коррекция навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире.
Формыконтроляуровнядостиженийобучающихся и критерииоценки
Устные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки форсированности каждого действия используется метод наблюдения и выражается в условных обозначениях:
Промежуточная и итоговаяаттестацияосуществляется в концекаждогополугодия/года в видемониторингасформированностипрактическихумений, включенных в СИПР. Применяется система безотметочного обучения. Учитель оценивает деятельность ребенка сообразно его индивидуальным возможностям и способностям, отмечаются даже незначительные успехи ребенка. При выполнении учебных задач учитель выражает одобрение и поощрение успехов ребенка словом, жестом, фишками, знаками и символами. Речь учителя должна включать слова, стимулирующие деятельность ребенка, его собственные достижения («Молодец», «Правильно» и т.п.) Обязательно поощряется и хорошее поведение ребенка.
Основные виды организации учебного процесса
Создание специальных методов и средств обучения.
Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.)
Особая организация обучения.
Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
Содержание учебного материала
Содержание предполагает подготовить обучающихся к овладению навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития ребенка.Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
В программе могут быть обозначены следующие виды работ:
Работа с буквами и слогами;
Работа со словом;
Работа с предложением;
Работа с текстом.
Работа с буквами и слогами: работа со слоговыми таблицами, работа с карточками букв, составление слогов, чтение слогов.
Работа со словом: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей), упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руки и т.д.). Понятие «часть слова». Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2-3), определение первого звука в слове (в сильной позиции), Образование и чтение слов из изученных слоговых структур, соотнесение слов с предметами, картинками, выборочное чтение слов, дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы, «Печатание» слов из изученных слоговых структур или букв: по образцу, под диктовку, подписывание картинок изученными словами.
Работа с предложением: составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуативной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт, чтение предложений из двух-трех слов сопряженно с педагогом, хором и самостоятельно, добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку).
Работа с текстом: слушание сказок, рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста, чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой, составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку), подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении, самостоятельное чтение произведений, работа с прочитанным (прослушанным) текстом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с
этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными1.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими)
речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной
и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами
с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение
или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению
и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма
Формирование базовых учебных действий
Личностные и предметные результаты освоения конкретногоучебного предметаЛичностные:
Коммуникативныеумения(невербальныеивербальные)
наобращеннуюречьвзрослогоисверстникавразнообразныхситуацияхвзаимодействия,
Интересиподдержаниевзаимодействиясновымвзрослымисверстником,
Потребностьвобщениисосверстникамииподдержаниекоммуникативнойситуациидоступнымиобучающемусяспособами.
Проявленияневербальныхсредствкоммуникациивконкретнойситуациивзаимодействия сосверстником,
Интересквзаимодействиюсознакомымсверстником.
Предметные:
Переносспособадействияспишущимпредметомвдругуюситуацию,
Элементарныеграфомоторныеумения,
Потребностькпрослушиваниюкороткихтекстов,читаемыхвзрослым,
Соотнесениеиллюстрациисознакомымтекстом,
Использованиедоступныхсредствкоммуникации(включаяальтернативные),направленныеназнакомогосверстника,
Закреплениеинтересакпальчиковымиграм,кграфическимзаданиям.
сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных идвигательных)вответнаальтернативныеивербальныесредствакоммуникации,наситуациюспальчиковымииграми.
Умениеобучающегосяконтактироватьсовзрослымиисверстникамивзнакомойситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включаяальтернативные):
использоватьневербальныеивербальныесредствакоммуникациивсоответствиис общепринятыми нормамикоммуникативного поведения;
готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми исверстниками;
выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Критерии и нормы оценивания
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов
освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР
и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения
составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается
динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимисяс глубокой умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образованияосуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися
адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся
с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения
специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития
жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения
важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и
даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель
неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление
результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических
работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции;
задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений
и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка
нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные
личностные результат
Календарно-тематическое планирование
№ урока по теме | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Содержание, виды деятельности |
1. | Выявление представлений о празднике школы 1 сентября. | 1 | | Беседа с опорой на иллюстрацию «Праздник школы». Дорисовывание праздничного букета по образцу. |
2-3 | Развитие общих речевых навыков | 2 | | Развитие внимания к речи учителя: игровые упражнения на материале стихов, картинок |
4 | Мир окружающих предметов. Профессия повара. | 1 | | Участие в сюжетных играх. |
5-6 | Воспроизведение сказки «Маша и медведь». | 2 | | Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. |
7-8. | Воспроизведение сказки «Теремок». | 2 | | Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации. |
9-10 | Мир насекомых. Мир животных. Мир птиц. | 2 | | Упражнения на звукоподражание животным и имитационные действия, Чтение произведений о мире животных. Забота о животных. Безопасное поведение с животными. |
11-12 | Мир растений. | 2 | | Уход за растениями. Чтение сказок о посадке растений. |
13-14 | Понятие «Предложение». | 2 | | Знакомство с понятием «Предложение». Различать слово и предложение. Записывать предложение с помощью условно-графической схемы |
15-16 | Понятие«слог». Деление слов на слоги. | 2 | | Понятие«слог». Делить слова на слоги. |
17-18 | Звук и буква «А».Выделение звука и знакомство с буквой. Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук«а».определять позицию звука в слове. Формирование начальных навыков чтения и письма. Письмо строчной и заглавной буквы. |
19-20 | Звук и буква «У».Выделение звука и знакомство с буквой. Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук«у».определять позицию звука в слове. Формирование начальных навыков чтения и письма. Письмо строчной и заглавной буквы. |
21-22 | Слова«АУ,УА». Установление сходства и различия. | 2 | | Выделять в словах звуки«А», «У».Производить звукобуквенный анализ. |
23-24 | Звукоподражательное чтение ранее изученных букв и графические действия с ними. | 2 | | Чтение слогов, слов с изученными буквами; |
25-26 | Звук и буква «М».Выделение звука и знакомство с буквой. Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Правильно, отчётливо произносить звук. Выделять звук«М»из ряда слов, определять его позицию в слове. Формирование начальных навыков чтения и письма. |
27-28 | Обратные слоги «АМ.УМ». | 2 | | Формирование начальных навыков чтения и письма. |
29-30 | Составление и чтение прямых открытых слогов. Слог«МА»,«МУ». | 2 | | Составлять и читать слоги с изучаемыми буквами |
31-32 | Звук и буква «О».Выделение звука и знакомство с буквой. Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук, определять его позицию. Упражнения в составлении и чтении слогов с буквой«О». Формирование начальных навыков чтения и письма. |
33-34 | Обратные слоги «АМ.УМ.ОМ». | 2 | | Формирование начальных навыков чтения и письма. |
35-36 | Звук и буква «С».Выделение звука и знакомство с буквой Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук из слов, определять его позицию. Формирование начальных навыков чтения и письма. |
37-38 | Обратные слоги «СА.СО.СУ». | 2 | | Формирование начальных навыков чтения и письма. |
39-40 | Составление и чтение обратных слогов «АС, ОС,УС», прямых открытых слогов«СА,СО,СУ». | 2 | | Составлять слоги из усвоенных букв, читать эти слоги. |
41-42 | Звук и буква «Х».Выделение звука и знакомство с буквой. Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук, определять его позицию. Составление и чтение слов со звуком и буквой«Х». Формирование начальных навыков чтения и письма. |
43-44 | Сравнительный звукобуквенный анализ слогов «АХ-ХА, ОХ-ХО», «ХА –ХА». | 2 | | Формирование начальных навыков чтения и письма. |
45-46 | Звук и буква «Ш».Выделение звука и знакомство с буквой. Слоги. Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук, определять его позицию. Формирование начальных навыков чтения и письма |
47-48 | Звук и буква «Л».Выделение звука и знакомство с буквой. Слоги. Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук, определять его позицию. Формирование начальных навыков чтения и письма |
49-50 | Звук и буква «Ы».Выделение звука и знакомство с буквой. | 2 | | Выделять звук, определять его позицию. Формирование умения обводить по трафарету, по контуру, штриховать |
51-52 | Звук и буква«Н». Выделение звука и знакомство с буквой Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук, определять его позицию. Формирование начальных навыков чтения и письма |
53-54 | Звук и буква «Р».Выделение звука и знакомство с буквой Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук, определять его позицию. Составлять слоги из усвоенных букв, читать эти слоги. Формирование начальных навыков чтения и письма. |
55-56 | Звук и буква Ёё. Выделение звука в словах. Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Написание слогов и слов. Cписывание слов с печатного и рукописного шрифта. |
57-58 | Графические действия с использование элементов буквы Ёё. | 2 | | Обводка, штриховка, печатание. |
59-60 | Выделение первого звука Ёё в словах. Соотнесение звука и буквы. | 2 | | Выделение звука из слова. Работа со схемой слова. |
61 | Формирование представлений о текущем времени года. | 1 | | Просмотр презентации. работа с сюжетными картинками. |
62-63 | Звук и буква Яя. Выделение звука в словах. Письмо строчной и заглавной буквы. | 2 | | Выделять звук, определять его позицию. Составлять слоги из усвоенных букв, читать эти слоги. Формирование начальных навыков чтения и письма. |
64-65 | Письмо изученных слогов и слов с изученной буквой Яя. | 2 | | Написание слогов и слов. Cписывание слов с печатного и рукописного шрифта. |
66-67 | Звук и буква Юю. Письмо буквы. Выделение звука Юю. в словах. | 2 | | Выделение звука из слова. Работа со схемой слова |
68-69 | Письмо изученных слогов и слов с изученной буквой Юю. | 2 | | Написание слогов и слов. Cписывание слов с печатного и рукописного шрифта. |
70 | Чтение и заучивание стихов, потешек, загадок на букву Юю. | 1 | | Слушание и заучивание загадок, потешек, стихов |
71. | Воспроизведение сказки « Гуси-лебеди». | 1 | | Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации. |
72-73 | Звук и буква Цц. Письмо буквы. Выделение звука Цц в словах. | 2 | | Выделение звука в слове. Обводка, штриховка, печатание буквы. |
74 | Написание слов с изученной буквой Цц по образцу. | 1 | | Выделение звука из слова. Работа со схемой слова. |
75-76 | Звук и буква Чч. Письмо буквы. Выделение звука Чч в словах. | 2 | | Обводка, штриховка, печатание буквы. |
77-78 | Чтение слогов и слов с буквой Чч. | 2 | | Выделение звука из слова. Работа со схемой слова. |
79 | Чтение и заучивание стихов, потешек, загадок на букву Чч. | 1 | | Слушание и заучивание загадок, потешек, стихов. |
80 | Сочетание ча, чу в словах. | 1 | | Написание слогов и слов. |
81 | Прослушивание сказки «Курочка ряба». | 1 | | Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации. |
82-83 | Звук и буква Письмо буквы. Выделение звука Щщ в словах. | 2 | | Обводка, штриховка, печатание буквы. |
84 | Сочетание ща, щу в словах. | 1 | | Письмо слогов и слов. |
85-86 | Звук и букваФф. Выделение звука в словах. | 2 | | Обводка, штриховка, печатание и письмо буквы. |
87-88 | Письмо слогов, слов с буквой Фф. | 2 | | Выделение звука из слова. Работа со схемой слова. |
89-90 | БукваЭэ. Выделение звука Ээ в словах. Письмо буквы Ээ. | 2 | | Обводка, штриховка, печатание и письмо буквы. |
91-92. | Чтение слогов и слов с буквойЭэ. | 2 | | Выделение звука из слова. Работа со схемой слова. |
93-94 | Буква ъ. Письмо буквы ъ | 2 | | Выделение звука в словах. |
95-97 | Выражение своих желаний жестом, звуком, словом. | 2 | | Участие в игровых ситуациях на привлечение к себе внимания, сообщение о своих желаниях и потребностях с помощью жеста, звука, слова. |
98-100. | Потешки | 2 | | Читать потешки. Проговаривать. Учить наизусть. |
101-102 | Дай мне ответ – да или нет. | 1 | | Участие в игровых ситуациях, требующих простого ответа–да или нет. |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
ТЕМА | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание. За счет чего произведена корректировка. | |
по плану | фактически | |||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Учебно-методическое обеспечение
Методическаялитературадляучителя | Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаемобучая.Методические рекомендации по изучениюдетей с тяжелой и умеренной умственнойотсталостью. - М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера»,2007. Маллер А.Р. Развитие диалогической речиглубокоумственноотсталыхдетей:Методическоеписьмо. М., 1985. Худенко Е.В. «Практическое пособие поразвитию речи для детей с отклонениями вразвитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.–М.,2007. Косинова Е.М.Урокилогопеда:игрыдляразвитияречи.-М., 2011. |
Учебныепособиядляобучающихся | Аксенова А.К. Букварь.-М.: Просвещение, 2018 графические средства для альтернативнойкоммуникации: таблицы букв, карточки сизображениямиобъектов,людей,действий(фотографии, пиктограммы, символы), снапечатаннымисловами,наборыбукв, коммуникативные таблицы и тетради дляобщения;сюжетныекартинкиразличной тематикидляразвитияречи; |
9