Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологические законы»

2
0
Материал опубликован 3 February

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Экологические законы»

для учащихся 7 класса

основного общего образования

 

 

Автор-составитель: Кузнецова А.Н,

учитель биологии и химии

2023 г

  1. Основные характеристики программы.

1.Пояснительная записка.

Направленность программы - естественнонаучная (эколого-биологическая). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологические законы» составлена с учетом:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629

«Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

Примерной программой воспитания, утверждённой на заседании Федерального учебно- методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http://form.instrao.ru);

Методическими рекомендациями «Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования» по вопросам разработки и реализации раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей;

Актуальность программы:

Экологическое образование не просто одна из важнейших задач современного общества – это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.

Предлагаемый курс призван восполнить отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования экологической культуры, экологического мышления, экологической грамотности. Занятия дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений живых организмов и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций. Данная образовательная программа ориентирована на углубление знаний экологии, умение применять на практике полученные знания. Материалы, полученные в процессе обучения, окажут большую помощь в изучении школьного курса биологии и географии. Программа «Экологические законы» модифицированная, составлена на основе методических пособий по экологии, биологии, географии.

Отличительные особенности: курс призван восполнить отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования экологической культуры, экологического мышления, экологической грамотности. Занятия дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений живых организмов и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинноследственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.

1.2.Адресат программы:

Программа предназначена для учащихся 12 - 14 лет и доступна для каждого из них, который стремится к приобретению новых знаний. Состав группы постоянный. Учащиеся набираются по желанию. Количество человек в группе – 15 человек.

Объем программы: 35 часов Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проходят в одной группе. При проведении занятий используются различные формы обучения.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, одно занятие по 45 минут с 3 минутной физ. минуткой.

Цель программы: углубление знаний учащихся об экологических и биологических законах, экологических проблемах и путях их решения; формирование умения применять на практике полученные знания о способах бережного отношения к природе.

Задачи:

Личностные:

  • формирование потребности в саморазвитии, через развитие продуктивного мышления и практического навыка его применения;
  • развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
  • развить внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности;
  • - сформировать умение ставить перед собой познавательные цели, выдвигать
  • гипотезы.
Образовательные (предметные):
  • ознакомление учащихся с различными экологическими законами, правилами, теориями, научными фактами; осознание ими единства в системе «природа – человек»;
  • формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать
  • причинно - следственные связи, применять знания в конкретных ситуациях.
Метапредметные:
  • воспитание убежденности о возможности познания законов природы и использования достижений науки для развития биосферы;
  • формирование сознания и самосознания, понимания связей с природой, культурой,
  • развить навыки самостоятельно работать с научно-популярной литературой;
  • умений практически применять экологические знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • повышение культуры общения и поведения.
1.3. Планируемые результаты.

В процессе освоения данного курса обучающиеся:

- приобретут социальные знания о нормах экологически грамотного поведения в быту, природе, об устройстве живой природы, взаимоотношениях живых организмов и человека, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в природе; о ключевой роли экологии и биологии в решении экологических проблем человечества.

- получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- получат возможность формирования коммуникативных, этических, социальных, гражданских компетенции и социокультурной идентичности.

- научаться проводить наблюдения, эксперименты; выполнять исследовательскую работу;

- получат возможность решать олимпиадные задания и участвовать в онлайн- олимпиадах.

1.4. Содержание программы.

 

п/п

Темы

Всего часов

 

Теория

 

Практика

Конференции

Экскурс

ии

1

Введение.

1

1

-

-

-

2

Экология окружающей среды.

3

3

-

-

-

3

Организм и среда.

5

2

3

-

-

4

Экология растений.

11

5

6

1

-

5

Экология животных.

15

10

5

1

1

 

Всего:

35

21

14

2

1

 

Содержание учебно-тематического плана

Введение - 1 час

Введение. Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности экологии как самостоятельной науки. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи, перспективы экологической науки. Методы экологической науки.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов, кинофрагментов, схем роста численности видов, таблицы по экологии и охране природы.

      1. Экология окружающей среды-3 часа.

Среды обитания: наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная.

Роль человека в загрязнении окружающей среды. Изменения влияния человека на природу в эпоху научно-технического прогресса. Связь основных факторов воздействия человека на природу с развитием науки, промышленности, техники и ростом нужд и потребностей общества в пище, жилище, топливе, строительных материалах и т. п. В этом разделе учитель расставляет акценты взаимодействия с учениками на весь период обучения – мыслить глобально, действовать локально. Гармоничное сосуществование человека и природы – залог будущего. Только при условии соблюдения всех экологических законов у человека есть будущее. Раздельный сбор мусора. Энергосбережение.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов,

кинофрагментов, схем роста численности видов, таблицы по экологии и охране природы. Практическая работа «Правила раздельного сбора мусора Энергосбережен ие в семье».
Организм и среда- 5 часов.

Как живые организмы зависят от факторов среды. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека.

Как организмы меняют среду обитания. Пути воздействия организмов на среду обитания. Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.

Приспособленности живых организмов к разным средам обитания. Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия. Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика. Приспособительные ритмы растений и животных (на примерах). Основные пути приспособления организмов к среде. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов, кинофрагментов, схем роста численности видов, таблицы по экологии и охране природы.

Практическая работа: «Выполнение олимпиадных заданий по теме «Организм и среда»», «Участие в дистанционных олимпиадах по биологии и экологии».

      1. Экология растений – 11 часов.

Царство растений, повторение основных систематических единиц царства. Растения луга и их экология, знакомство с растениями луга своей местности. Растения – представители сухих, влажных и затопляемых лугов, их особенности. Растения сухих полян, понятие экотоп. Значение растений луга для человека и природы. Искусственно создаваемые луговые сообщества, повышение их стабильности. Растения избыточноурожайных мест обитания (болот, топей, низин). Водные растения, особенности их строения в связи с местом обитания. Значение для человека и природы. Растения леса, малый фитоценоз. Ярусность горизонтальная и вертикальная, характеристика леса по ярусам. Определение типа леса. Внеярусная растительность. Рассмотрение смены одного лесного сообщества другим в окрестностях своего населённого пункта, на конкретных примерах (зарастание луга, болота и т.д.). Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Растения, используемые в народной медицине. Народные рецепты, собранные у местного населения.. Применение растений, польза ядовитых растений. Относительность вреда таких растений. Редкие и охраняемые растения нашего края. Рациональное

Демонстрация:

гербариев «Растения луга», «Растения болот, низин, топей», «Деревья, кустарники, травы», «Лекарственные и ядовитые растения». (изучение, определение,зарисовка); - плакатов, демонстрирующих внешнее строение основных представителей местной флоры, лекарственные растения родного края. Просмотр видеофильма «Группы растений»

Практические работы:

- «Особенности строения вегетативных органов разных экологических групп на примере гербарных образцов».

- « Гербарий однодольных и двудольных растений».

Экология животных -15 часов.

Характеристика животного мира. Основные таксономические единицы животного мира. Отличие и сходство животных и растений. Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Их роль в природе и для человека. Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Способы борьбы с вредителями. Значение замены химических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства биологическими методами. Водные беспозвоночные нашего края. Рыбы. Экология рыб, земноводных, пресмыкающихся. Рыбы различных водных бассейнов области. Сроки нереста. Сроки и правила рыбной ловли. Разрешенные и запрещенные орудия лова. Ответственность за нарушение законов по охране рыбных богатств нашего края. Борьба с браконьерами. Птицы нашего края. Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Представители различных отрядов птиц. Выводковые и птенцовые птицы. Значение для человека. Повышение продуктивности охотничьих птиц. Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, лесов. Среды обитания животных. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы и следствия пищевых отношений. Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищников от численности жертв. Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушение человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.

Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по которым животные стали редкими. Рациональное использование животного мира своей местности.

Демонстрация плакатов, демонстрирующих внешнее строение основных представителей местной фауны. Просмотр диафильма «Группы животных»,

таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов.

Практические работы:

  • Составление пищевых цепей
  • - Решение экологических задач.
  • Участие в дистанционных олимпиадах по биологии и экологии.

Экскурсия: Лесной биоценоз и экологические ниши видов.

Итоговая аттестация обучающихся. Заключительное занятие – 1 ч

2.2. Условия реализации программы.

Занятия проходят в кабинете соответствующем нормам СанПин. Каждый учащийся имеет рабочее место.

Для проведения практических занятий используются карточки, тесты, фото по темам, коллекции, схемы, таблицы, презентации, видеоматериалы.

Информационное обеспечение: используются средства ИТК- мультимедийный проектор, видео(ДВД), диски, видеофильмы, экран, ноутбук, компьютер.

2.3. Формы аттестации/ контроля:

Для выявления уровня компетентности и дальнейшей динамики развития способностей обучающихся проводится педагогическая диагностика уровня предметных компетентностей, уровня метапредметных компетентностей, уровня ключевых компетентностей.

Текущий контроль проводится в ходе фронтальной беседы, защиты проектов, обучающихся в рамках школьной учебно-поисковой конференции «Первые шаги в науку», участия в олимпиадах.

Промежуточная аттестация диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – декабрь.

Итоговая аттестация: оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе ; исследовательская работа, наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю, решенные задачи.

2.4. Методические материалы.

- методы обучения (словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, игровой, проектный и др.)

- методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;

формы организации учебного занятия - беседа, семинар, практическое занятие, презентация.

педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности технология портфолио, здоровьесберегающая технология.

2.5. Календарно-тематическое планирование

п\ п

Дата

Форма занятия

Колво часов

Тема занятия

Форма

контро ля

Раздел 1. Введение- 1 час.

 

1

 

 

 

Теоретиче ское занятие

 

 

1

Инструктаж по технике

безопасности. Что такое

экология, экологические \ факторы, окружающая среда.

Фронтал ьная

беседа (ФБ).

Раздел 2. Экология окружающей среды--3 часа.

 

2

 

 

Теоретиче ское

занятие

1

Среды обитания: наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная.

ФБ

3

 

Теоретиче ское

занятие

1

Роль человека в загрязнении окружающей среды.

ФБ

4

 

Практическое

занятие

1

Практическая работа «Правила раздельного сбора мусора Энергосбережен ие в семье».

ПР

Раздел 3. Организм и среда- 5 часов

5

 

Комбинированное занятие

1

Как живые организмы зависят от факторов среды и меняют ее.

ФБ

6

 

Практическое занятие

1

Практическая работа «Определение приспособленност и живых организмов к разным средам обитания».

ПР

7

 

Теоретиче ское

занятие

1

Приспособительные ритмы растений и животных (на примерах).

Мозгов ой штурм (МШ)

8

 

Практическое занятие

1

Практичес кая работа «Выполнение олимпиадных заданий по теме «Организм и среда»».

Наградн ые

материал ы уч-ся

9

 

Практичес кое занятие

1

Практическая работа «Участие в дистанционных олимпиадах по биологии и экологии».

Наградн ые

материал ы уч-ся

Раздел 4. Экология растений– 11 часов.

10

 

Теоретиче ское занятие

1

Растительные сообщества, их строение и видовой состав.

ФБ

11

 

Теоретиче ское

занятие

1

Экологические группы растений.

лекция

12

 

Теоретиче ское

занятие

1

Экологические группы растений.

ФБ

13

 

Теоретиче ское

занятие

1

Жизненные формы растений.

ФБ

14

 

Практическое занятие

1

Практическая работа «Особенности строения вегетативных органов разных экологических групп на примере гербарных образцов».

ПР

15

 

Практическое занятие

1

Интеллектуальная игра «Своя игра «В мире растений»

ФБ

16

 

Практическое занятие

1

Практическая работа « Гербарий однодольных и двудольных растений».

ПР

17

 

Практическое

занятие

1

Практическая работа «Участие в дистанционных олимпиадах по

биологии и экологии».

Наградные

материал ы уч-ся

18

 

Практическое занятие

1

Подготовка к конференции «Растения в Красной книге».

Материалы к проекту

19

 

Практическое

занятие

1

Подготовка к конференции «Растения в Красной книге»:

Проект

20

 

Теоретическое

занятие

1

Конференция «Растения в Красной книге».

Проект

Раздел. 5. Экология животных - 15 часов.

21

 

Теоретическое

занятие

1

Роль животных в природе.

ФБ

22

 

Теоретическое

занятие

1

Животный мир суши.

ФБ

23

 

Теоретиче ское

занятие

1

Животный мир водоемов.

ФБ

24

 

Теоретическое

занятие

1

Рекордсмены в мире животных

ФБ

25

 

Теоретическое

занятие

1

Животные почвы.

ФБ

26

 

Практическое занятие

1

Экскурсия «Сезонные изменения в жизни животных».

ФБ

27

 

Теоретическое

занятие

1

Численность животных. Изменения в животном мире Земли

ФБ

28

 

Практическое занятие

1

Практическая работа «Участие в дистанционных олимпиадах по биологии и экологии».

Наградные

материалы уч-ся

29

 

Теоретическое

занятие

1

Типы взаимодействия организмов.

ФБ

30

 

Практическое

занятие

1

Составление пищевых цепей

ПР

31

 

Практическое

занятие

1

Решение экологических задач.

ПР

32

 

Практическое

занятие

1

Подготовка к конференции «Животные в Красной книге».

Материалы к проекту

33

 

Теоретическое

занятие

1

Конференция «Животные в Красной книге».

Проект

34

 

Теоретическое

занятие

1

Интеллектуальная игра «Своя игра «Живая природа»

ФБ

35

 

Теоретическое

занятие

1

Итоговое занятие.

ФБ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Для детей и родителей:

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М.: Ао МДС, 1996.

Астанин Л.П., Благосклонов К.Н. Охрана природы. М.: Колос, 1984.

Гагдисин Д.Т. и др. Экология и здоровье. – М.: Знание, 1985.

Горшков В.Г. Экология человека. Л.: 1984.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М.: Школа – Пресс, 1996.

Зверев А.Т. Экология: учеб. для 10 – 11 кл. – М.: ОНИКС 21 век, 2004.Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидоров А.П. Экология. 9 кл: учеб. доя общеобразов. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997

 

Для педагога:

Алексеев С.В., Баккер А.М. Изучаем экологию экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. СПб., 1993.

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М.: Ао МДС, 1996.

Астанин Л.П., Благосклонов К.Н. Охрана природы. М.: Колос, 1984.

Гагдисин Д.Т. и др. Экология и здоровье. – М.: Знание, 1985

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М.: Школа – Пресс, 1996.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М.: Дрофа, 2001.

Экология. Учебное пособие. М.: Знание, 1997

Приложение

Картасамооценкиобучающегосяпоитогамучебногогода

Подведём итоги за учебный год

Ф.И. учащегося

Моё самое большое дело за учебный год

В чём я изменил (ась)ся за год .

Мой самый большой успех

Моя самая большая трудность

Что у меня раньше не получалось, а теперь получается

Чему я лучше всего научил(ась)ся

Анкета№2(прогноз)

Ф.И. учащегося

Хотел(а) бы ты на следующий год продолжить заниматься данным направлением?

а) да;

б) нет;

в) пока не знаю.

Что бы ты хотел(а) бы изучить на следующий год?

В каких выставках, конкурсах ты бы хотел(а) принять участие в следующем году?

а) в школе, чтобы посмотрели мои учителя, одноклассники, родители;

б) в поселковых, чтобы мои работы и результаты увидели все жители поселка;

в) в каких ещё

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации