Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему «Спортивные игры» (7–8 классы)
5
|
|
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
«Спортивные игры»
7 – 8 класс
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
.
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Материал программы предполагает изучение основе трех спортивных игр: баскетбола, волейбола, бадминтона.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» разработана на основе:
Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577);
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5 – 9 классы М. «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения);
4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Рабочая программа разработана на основе учебника «Спортивные игры»: Техника, тактика, методика обучения / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Задачи:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
обучение технике и тактике спортивных игр;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» предназначена для обучающихся 7-8 классов. В соответствии с учебным планом и календарным графиком МБОУ «КСОШ № 2» рабочая программа рассчитана на 68 часов, в объеме одного часа в неделю. (34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе).
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся. Оценивание результатов происходит по зачетной системе /зачет, незачет/
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
выпускник научится:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций.
получит возможность научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
играть в спортивные игры с соблюдением основных правил.
8 класс
выпускник научится:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.
получит возможность научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
проводить судейство спортивных игр.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс
Баскетбол (14 часа.)
1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание организма.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения.
Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения.
Волейбол (10 часов.)
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приѐмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Приѐм мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперѐд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Бадминтон (10 часов.)
1.Основы знаний. История возникновения бадминтона. Физическая нагрузка и еѐ влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма зимой.
2. Специальная подготовка. Техника выполнения ударов сверху открытой и закрытой стороной ракетки, сверху, сбоку, снизу, высокий удар сверху открытой стороной ракетки. Техника выполнения высоко-далекой подачи. Приём подачи. Передвижения: из высокой, низкой, средней стойки игрока приставным шагом вправо, влево в передней зоне площадки с отбиванием волана открытой и закрытой стороной ракетки на заднюю линию; скрестным шагом в средней зоне площадки с отбиванием волана снизу открытой и закрытой стороной ракетки; выпадами вперед, вправо- влево в передней зоне площадки с выполнением короткого удара на сетке. Упражнение «старт к волану». Упражнения специальной физической подготовки. Выполнять передвижение по площадке приставным шагом вправо, влево в передней зоне с отбиванием волана сверху открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнять передвижение по скрестным шагом вправо, влево в средней зоне площадки с отбиванием волана снизу открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнять передвижение по площадке выпадами вперед, вправо, влево в передней зоне с выполнением короткого удара открытой и закрытой стороной ракетки на сетке. Основы игры в бадминтон
8 класс
Баскетбол (14 часа.)
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и еѐ связь с развитием систем дыхания и кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное
ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол (10 часа.)
1.Основы знаний. Физические качества человека и их развитие. Приѐмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка. Приѐм мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками через сетку. Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Пионербол».
Бадминтон (10 часов.)
1.Основы знаний. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых упражнений. Правила соревнований по бадминтону: поле для игры, число игроков, обмундирование бадминтонистов. Составные части ЗОЖ.
2. Специальная подготовка. Начальное положение игрока на площадке. Центральное положение игрока на площадке. Подача во время игры. Основы игры в бадминтон.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7 класс
№ п/п |
Название разделов, тем |
Общее кол-во часов |
в том числе |
Основные виды деятельности учащихся |
Формы контроля |
|
контрольных работ |
лабораторных, практических работ |
|||||
|
Баскетбол
|
14 |
|
|
|
фронтальный |
1 |
Стойки и перемещения.
|
1 |
|
|
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение).
|
|
2 |
Остановки баскетболиста.
|
1 |
|
|
|
|
3 |
Передачи мяча.
|
1 |
|
|
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника, с пассивным сопротивлением защитника.
|
|
4 |
Ловля мяча. . |
1 |
|
|
|
|
5 |
Ведение мяча.
|
1 |
|
|
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой.
|
|
6 |
Броски в кольцо.
|
1 |
|
|
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой.
|
|
7 |
Игра в защите.
|
2 |
|
|
Броски одной и двумя руками с места, в движении (после ведения, после ловли) и в прыжке с противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 метра.
|
|
8 |
Игра в нападении.
|
2 |
|
|
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) с изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом(2:1). Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
|
|
9 |
Игра в баскетбол.
|
4 |
|
|
Игра по правилам баскетбола.
|
|
|
Волейбол |
10 |
|
|
|
фронтальный |
1 |
Индивидуальные тактические действия в нападении.
|
2 |
|
|
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Индивидуальные действия игроков в зависимости от позиции игрока на площадке.
|
|
2 |
Индивидуальные тактические действия в защите.
|
2 |
|
|
Индивидуальные действия игроков в зависимости от позиции игрока на площадке. Прием мяча, отраженного сеткой.
|
|
3 |
Закрепление техники передачи.
|
1 |
|
|
Передача мяча в двойках, тройках, через сетку, в заданную часть площадки. Комбинации из освоенных элементов. |
|
4 |
Верхняя прямая подача.
|
2 |
|
|
Верхняя прямая подача
|
|
5 |
Закрепление техники приема мяча с подачи
|
1 |
|
|
Приема мяча с подачи. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, блокирование.
|
|
6 |
Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра.
|
2 |
|
|
Подвижные игры и эстафеты. Игры и игровые задания по упрощенным правилам. Взаимодействие игроков на площадке. Игра по правилам.
|
|
III. |
Бадминтон
|
10 |
|
|
|
фронтальный |
1 |
Способы держания (хватки) ракетки. |
1 |
|
|
Хватка для ударов открытой и закрытой стороной ракетки. Универсальная хватка. Упражнения с различными видами жонглирования с воланом и воздушным или поролоновым мячиком. |
|
2 |
Игровые стойки. Стойки при выполнении подачи. |
1 |
|
|
Стойки при выполнении подачи: открытой и закрытой стороной ракетки. Игровые: основная стойка; высокая, средняя, низкая; правосторонняя, левосторонняя стойка, стойка при приеме подачи. |
|
3 |
Передвижения по площадке. |
1
|
|
|
Передвижения: приставным шагом; скрестным шагом; выпады вперед, в сторону. |
|
4 |
Упражнения с воланом. |
1 |
|
|
Индивидуальные упражнения с воланом, с двумя воланами; парные упражнения с воланом, с двумя воланами |
|
5 |
Техника выполнения ударов. |
2 |
|
|
Выполнение ударов: сверху сбоку, снизу, открытой и закрытой стороной ракетки; высокий удар сверху открытой стороной ракетки. |
|
6 |
Техника выполнения подачи. |
2 |
|
|
Выполнение короткой подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекой подачи. |
|
7 |
Учебная игра |
2 |
|
|
Подвижные игры и эстафеты. Игры и игровые задания по упрощенным правилам. Взаимодействие игроков на площадке. Игра по правилам |
|
|
Итого |
34 часов |
|
|
|
|
8 класс
№ п/п |
Название разделов, тем |
Общее кол-во часов |
в том числе |
Основные виды деятельности учащихся |
Формы контроля |
|
контрольных работ |
лабораторных, практических работ |
|||||
|
Баскетбол
|
14 |
|
|
|
фронтальный |
1 |
Стойки и перемещения.
|
1 |
|
|
Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение).
|
|
2 |
Остановки баскетболиста.
|
1 |
|
|
|
|
3 |
Передачи мяча.
|
1 |
|
|
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника, с пассивным сопротивлением защитника.
|
|
4 |
Ловля мяча . |
1 |
|
|
|
|
5 |
Ведение мяча
|
1 |
|
|
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой.
|
|
6 |
Броски в кольцо
|
1 |
|
|
Броски одной и двумя руками с места, в движении (после ведения, после ловли) и в прыжке с противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 метра.
|
|
7 |
Игра в защите
|
2 |
|
|
Выравнивание и выбивание мяча. Перехват мяча. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
|
|
8 |
Игра в нападении
|
2 |
|
|
Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Нападение быстрым прорывом(3:2). Взаимодействие двух игроков в нападение и защите через «заслон». |
|
9 |
Игра в баскетбол.
|
4 |
|
|
Игра по правилам мини- баскетбола.
|
|
|
Волейбол |
10 |
|
|
|
фронтальный |
1 |
Совершенствование техники верхней, нижней передачи. |
2 |
|
|
Передача мяча у сетке и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2 3:3)
|
|
2 |
Прямой нападающий удар. |
1 |
|
|
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. |
|
3 |
Совершенствование верхней прямой подачи |
2 |
|
|
Верхняя прямая подача в заданную зону площадки. |
|
4 |
Совершенствование приема мяча с подачи и в защите |
1 |
|
|
Приема мяча с подачи. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, блокирование.
|
|
5 |
Двусторонняя учебная игра |
2 |
|
|
Игры и игровые задания по упрощенным правилам, с ограничением пространства и с ограниченным количеством игроков. Взаимодействие игроков на площадке в нападении и защите. Игра по правилам.
|
|
6 |
Одиночное блокирование
|
1 |
|
|
Прием мяча, отраженного сеткой. Одиночное блокирование и страховка. Действия и размещение игроков в защите. «Доигрывание» мяча.
|
|
7 |
Страховка при блокировании
|
1 |
|
|
|
|
III. |
Бадминтон
|
10 |
|
|
|
фронтальный |
1 |
Положение игрока на площадке. |
1 |
|
|
Начальное положение игрока на площадке. Центральное положение игрока на площадке. |
|
2 |
Подача и прием подачи во время игры. |
3 |
|
|
Короткая подача. Высокая подача. Высокая-далека подача. Низкая подача. |
|
3 |
Основы игры. |
3 |
|
|
Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для развития силы кисти. Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития ориентации в пространстве, равновесия, реагирующей способности. Упражнения на расслабление. «Свечи» и скрытые «Свечи». «Смеш» по диагонали (косой или полукосой). |
|
4 |
Двустороння учебная игра |
3 |
|
|
Игры и игровые задания по упрощенным правилам, с ограничением пространства. Взаимодействие игроков на площадке в нападении и защите. Игра по правилам. |
|
|
Итого |
34 часов |
|
|
|
|
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ