Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вкусные уроки» (5–7 класс)
РАБОЧАЯ программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Вкусные уроки»
(Уровень программы ознакомительный)
социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 11 — 13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 34 часа
Автор-составитель:
Петрова Алла Ивановна,
учитель технологии
2023 год
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Общеразвивающая рабочая программа по внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Вкусные уроки» разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Концепции развития образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196);
4. Методических рекомендаций по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
5. СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);
6. Устава школы;
7. Положения об общеразвивающих программах, реализуемых в МОБУ СОШ
1.2. Уровень программы — ознакомительный
1.3. Актуальность программы.
Подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, вооружение их необходимыми умениями, навыками представляют сложную задачу.
Экономное ведение домашнего хозяйства, знание секретов кухни, азбуки рационального питания, умение правильно и красиво оформить праздничный и будничный стол – это то, что должен знать и уметь каждый.
Пища - основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит здоровье, настроение, трудоспособность. Приготовление пищи является самым трудоемким делом в домашнем хозяйстве. Вместе с тем и затраты на питание составляют значительную часть в бюджете семьи. Пища должна быть питательной, вкусной, не слишком дорогой, на приготовление ее должно как можно меньше затрачиваться времени. Каждое из этих требований выполнить в отдельности не так уж сложно. Труднее добиться гармоничного их сочетания с учетом индивидуальных потребностей, физиологических особенностей и условий жизни человека. И в этом вопросе не обойтись без знания основных принципов питания, особенностей использования тех или иных продуктов, технологии приготовления пищи, способов использования нетрадиционных продуктов и того, что мы считаем отходами.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ.
Программа «Вкусные уроки», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными способами и приёмами приготовления пищи. Обучение по данной программе способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально- экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания и умения по кулинарии.
На занятиях учащиеся приучаются к трудолюбию, аккуратности, качественной механической и тепловой обработке продуктов и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с электрооборудованием, инструментами и приспособлениями, а также используются здоровье сберегающие технологии.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
Решение педагогических задач в программе «Вкусные уроки» осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи, традиции народов, их блюд;
Принцип творчества помогает развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать;
Принцип коллективной деятельности реализуется на создании совместных рецептов, фантазий, при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках;
Принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей воспитанников.
Принцип самореализации предполагает создание творческой среды.
1.4. Цель программы
Формирование практических умений по самостоятельному приготовлению пищи в домашних условиях, развитие навыков самообслуживания, формирование ответственного отношения к питанию как фактору, обеспечивающему здоровую и продолжительную жизнь. Развитие и формирование эстетического вкуса, культуры общения, творческих способностей и расширить знания учащихся в области кулинарии.
1.5. Задачи программы.
ОБУЧАЮЩИЕ:
обеспечивать усвоение новых знаний, а также терминологии, используемой в кулинарных рецептах;
адаптировать базовые теоретические знания в области технологии приготовления пищи с учетом возрастных особенностей обучающихся;
обобщать имеющийся у учеников практический опыт по приготовлению разнообразных блюд, полученный ими как на занятиях, так и в быту;
обучить основным приемам первичной и тепловой обработки продуктов питания;
формировать универсальную культуру труда, позицию грамотного потребителя на рынке товаров и услуг;
формировать навыки взаимодействия в составе команды, осуществляющей практическую деятельность.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
формировать ключевые компетенции по усвоению знаний в области технологии обработки пищевых продуктов.
развивать интеллектуальные способности в области выбора оптимального способа приготовления блюд.
совершенствовать речь, создавать условия для применения терминологии, характерной для данного вида деятельности.
развивать информационную компетентность в плане умения подбирать и анализировать рецепты блюд в рамках заданных критериев;
формировать умения презентовать свои знания, учебные достижения перед разновозрастной группой зрителей;
развивать навыки самоконтроля, рефлексии, способность отслеживать деятельность по заранее намеченным критериям;
способствовать формированию навыков работы с информацией, представленной в виде устной и письменной речи (в том числе на иностранных языках), видеоматериалов, изображений, технологической документации, схем и пр.
развивать навыки самоорганизации, а также организации деятельности команды по подготовке к занятию.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.
способствовать принятию ответственности за качество своего питания, желанию вести здоровый образ жизни;
формировать гражданскую позицию и толерантность, ощущение принадлежности к одной из культур многонационального народа РФ;
способствовать сплочению детского коллектива, ощущению личной сопричастности к успеху (или неудаче) команды;
формировать добросовестное отношение к труду и уважение к профессиям сферу обслуживания.
1.6. Учащиеся, для которых программа актуальна.
Возраст обучающихся по данной программе: 11 – 13 лет.
Количество обучающихся в группе: 10 – 15 человек.
Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей.
1.7. Формы и режим занятий
Форма проведения занятий
— комбинированное, практическое, мастер-класс, самостоятельная
работа.;
Форма организации деятельности: групповые, фронтальные,
индивидуальные, коллективные формы занятий:
— Фронтальная, в зависимости от изучаемой темы;
— Индивидуальная – возможность приготовить блюдо самостоятельно
— Коллективная – приготовление блюд, конкурсы.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, видео презентация, практика.
Форма обучения: очная.
Предусмотрены одна возрастная группа обучающихся: 11-13 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
1.8. Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа. Количество учебных часов в год: 34 часов.
1.9. Планируемые результаты
Проектирование планируемых результатов на универсальные учебные действия (УУД) и общее развитие личности
Результаты освоения программы разработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и включают:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
знание способов механической обработки продуктов питания, историю
приготовления пищи;
правила использования инструментов, приспособлений
электрооборудования для приготовления пищи;
способы тепловой обработки продуктов питания;
технологический процесс изготовления блюд и способы повышения его
питательной ценности;
правила безопасности труда;
способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
основные правила этикета;
знакомство с профессиями, связанными с приготовлением пищи.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
1. Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать собственные задачи;
оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
организовывать поиск ресурсов (материальных, информационных и пр.), необходимых для достижения поставленной цели;
выбирать оптимальный путь достижения цели (приготовления блюда).
2. Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик получит возможность научиться:
критически оценивать и интерпретировать информацию, заложенную в рецептах блюд;
искать и находить способы решения практических задач;
находить выход из проблемно-противоречивых ситуаций, возникающих в ходе командной работы;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по применению полученных знаний в быту.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять деловую коммуникацию в группе сверстников;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения;
координировать и выполнять работу в условиях командной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
в ходе обучения ученик получит возможность проявить такие качества
как доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь, ответственность, доброжелательность, рациональность, чувство юмора и др.
в сфере семейных отношений, учащийся получит возможность
оказывать родителям практическую помощь на домашней кухне.
мотивированные учащиеся получат возможность самореализоваться в
качестве соавторов обучения и проявить творческий подход при выборе рецептов для приготовления на занятиях.
По итогам года обучения, обучающиеся будут
знать:
способы приготовления и оформления блюд
правила подачи блюд
пищевую ценность овощей
правила поведения за столом
правила по техники безопасности во время кулинарных работ
санитарно-гигиенические требования
характеристику и ассортимент основных продуктов для приготовления
украшений;
правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов для
создания гармоничных блюд и кондитерских изделий;
основные приемы изготовления украшений;
простейшие примеры декоративной вырезки;
требования к безопасности хранения блюд и кондитерских изделий;
уметь:
осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
экономно и рационально расходовать используемые продукты
применять на практике правила санитарии и гигиены при кулинарной
обработке продуктов, безопасные приёмы работы с современным кухонным оборудованием, электронагревательными приборами, инструментами, приспособлениями, горячими жидкостями, моющимися и чистящими средствами;
оказывать первую помощь при ожогах, при отравлении;
выполнять способы первичной обработки пищевых продуктов;
выполнять различные способы тепловой обработки пищевых продуктов;
готовить холодные и горячие закуски, блюда из овощей, яиц, творога,
изделия из теста, сладкие блюда, напитки;
определять готовность различных блюд;
готовить некоторые блюда национальной кухни разных стран;
правильно сервировать стол к завтраку, обеду, ужину и праздничного
стола;
красиво оформлять и подавать приготовленные блюда;
пользоваться столовыми приборами.
Раздел 2. Формы аттестации и оценочные материалы.
2.1. Формы контроля.
Реализация программы «Вкусные уроки» предусматривает входной, текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий — с целью контроля усвоения учащимися тем и разделов программы. Итоговый — с целью усвоения обучающимися программного материала в целом.
Входной контроль осуществляется в форме беседы.
Текущий контроль включает следующие формы: теоретическую и практическую.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение работ, творческий подход к изготовлению кулинарных изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных операций, умения читать и составлять рецепты, умение находить нужный рецепт.
Форма итогового контроля — защита творческого проекта (приготовление 1 блюда), осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся.
2.2. Средства контроля.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням (низкий, средний, высокий).
Раздел 3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов за год |
| ИТОГО | 34 |
Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы текущего контроля, аттестации по разделам |
1. | Вводное занятие | 1 | Беседа |
2. | Этикет за столом. | 1 | Беседа. Контрольные вопросы. |
3. | Основы рационального питания | 1 | Беседа. Контрольные вопросы. |
4. | Русская национальная кухня | 3 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
5. | Белорусская национальная кухня. | 3 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
6. | Украинская национальная кухня. | 3 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
7. | Узбекская национальная кухня. | 2 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
8. | Казахская национальная кухня. | 2 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
9. | Татарская национальная кухня. | 2 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
10. | Кавказская национальная кухня. | 2 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
11. | Еврейская национальная кухня. | 2 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
12. | Французская национальная кухня. | 3 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
13. | Японская национальная кухня. | 2 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
14. | Итальянская национальная кухня. | 2 | Беседа, контрольные вопросы. Фотографии блюд, приготовленных дома. |
15. | Карвинг. | 2 | Беседа, контрольные вопросы. Практическая работа. |
16. | Выполнение творческого проекта. | 2 | Беседа. Дегустация блюд. |
14 | Итоговое занятие Защита проектов | 1 | Защита проектов |
| Итого | 34 | |
Содержание учебного курса «Вкусные уроки»
1. Вводное занятие (1 час)
Цели и задачи курса, содержание курса, правила безопасности. Организация рабочего места. Правила санитарии, гигиены и организация трудового процесса. История развития способов приготовления пищи.
Правила ТБ при работе с электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Знакомство с инструментами, приспособлениями, бытовой техникой для приготовления пищи.
2. Этикет за столом (1 час)
Этикет. Сервировка стола. Прием гостей.
3. Основы рационального питания (1 час)
Основы правильного питания. Диетическое питание. Правила составления меню. Расчет энергетической ценности блюд.
4. Русская национальная кухня (3 часа).
Роль овощей в русской кухне. Капуста. Блюда из капусты. Картофель. Блюда из картофеля.
Постные супы. Холодные супы. Вторые блюда.
Традиционные праздничные русские блюда. Сладкие блюда.
5. Белорусская национальная кухня (3 часов).
Особенности и традиции белорусской кухни.
«Картошка» — королева белорусской кухни. Драники.
Клецки. Традиционные белорусские супы.
6. Украинская национальная кухня (3 часа).
Особенности и традиции украинской кухни. Свиное сало — любимый и наиболее употребляемый продукт.
Мучные изделия в украинской кухне. Галушки.
Свекла — национальный овощ. Украинский борщ. Взвар из сушенных фруктов. Сладкие блюда.
7. Узбекская национальная кухня (2 часа).
Особенности и традиции узбекской кухни. Плов.
Хворост.
8. Казахская национальная кухня (2 часа).
Особенности и традиции казахской кухни. Шурпа.
Лагман. Бешбармак.
9. Татарская национальная кухня (2 часа).
Особенности и традиции татарской кухни.
Приготовление «Чак-чак».
10. Кавказская национальная кухня (2 часов).
Особенности и традиции кавказской кухни. Роль открытого огня в приготовлении национальных кавказских блюд. Шашлык — визитная карточка Кавказа.
Кавказские супы. Пряности и соусы.
11. Еврейская национальная кухня (2 часа).
Особенности и традиции еврейской кухни. Фалафель.
Фаршмаг.
12. Французская национальная кухня (3 часа).
Особенности и традиции французской кухни.
Сырный суп. Луковый суп.
Выпечка «Бизе». Заварное пирожное «Эклер».
13. Японская национальная кухня (2 часа).
Особенности и традиции японской кухни. Использование риса в традиционных японских блюдах.
Суши. Роль морепродуктов в рационе питания японцев. Культ чая. Чайная церемония.
14. Итальянская национальная кухня (2 часа).
Особенности и традиции итальянской кухни. Итальянские
сыры. Итальянская паста.
Пицца — изобретение итальянцев. Праздничные итальянские блюда.
15. Карвинг (2 часа).
Понятие карвинг. История возникновения искусства карвинга. Украшение из овощей и фруктов. Инструменты и приспособления для карвинга.
Основные приемы и способы работы инструментами для карвинга. Бабочка из яблока. Композиция из овощей.
16. Выполнение творческого проекта (2 часа).
Выбор темы. Подбор литературы. Составление плана работы. Подбор необходимых Интернет-ресурсов. Этапы выполнения проекта. Составление технологической карты.
Выполнение практической работы. Расчет затрат. Самоконтроль. Выбор способа защиты проекта.
17. Итоговое занятие (1 час).
Защита проектов.
Календарно-тематический план обучения
Номер раздела п/п | Дата | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1. | 06.09 | Вводное занятие | 1 | Цели и задачи курса, содержание курса, правила безопасности. Организация рабочего места. Правила санитарии, гигиены и организация трудового процесса. История развития способов приготовления пищи. приспособлениями, бытовой техникой для приготовления пищи. |
2. | 13.09 | Этикет за столом. | 1 | Этикет. Сервировка стола. Прием гостей. |
3. | 20.09 | Основы рационального питания | 1 | Диетическое питание. Расчет энергетической ценности блюд. Основы правильного питания. Правила составления меню. |
4. | 27.09 | Русская национальная кухня. | 1 | Роль овощей в русской кухне. Капуста. Блюда из капусты. Картофель. Блюда из картофеля. |
| 04.10 | | 1 | Постные супы. Холодные супы. Вторые блюда. |
| 11.10 | | 1 | Традиционные праздничные русские блюда. Сладкие блюда. |
5. | 18.10 | Белорусская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции белорусской кухни. |
| 25.10 | | 1 | «Картошка» — королева белорусской кухни. Драники. |
| 08.11 | | 1 | Клецки. Традиционные белорусские супы. |
6. | 15.11 | Украинская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции украинской кухни. Свиное сало — любимый и наиболее употребляемый продукт. |
| 22.11 | | 1 | Мучные изделия в украинской кухне. Галушки. |
| 29.11 | | 1 | Свекла — национальный овощ. Украинский борщ. Взвар из сушенных фруктов. Сладкие блюда. |
7. | 06.12 | Узбекская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции узбекской кухни. Плов. |
| 13.12 | | 1 | Хворост. |
8. | 20.12 | Казахская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции казахской кухни. Шурпа. |
| 27.12 | | 1 | Лагман. Бешбармак. |
9. | 10.01 | Татарская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции татарской кухни. |
| 17.01 | | 1 | Приготовление «Чак-чак». |
10. | 24.01 | Кавказская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции кавказской кухни. Роль открытого огня в приготовлении национальных кавказских блюд. Шашлык — визитная карточка Кавказа. |
| 31.01 | | 1 | Кавказские супы. Пряности и соусы. |
11. | 07.02 | Еврейская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции еврейской кухни. Фалафель, |
| 21.02 | | 1 | Фаршмаг. |
12. | 28.02 | Французская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции французской кухни. Луковый суп. |
| 07.03 | | 1 | Сырный суп. |
| 14.03 | | 1 | Выпечка «Бизе». Заварное пирожное «Эклер». |
13. | 21.03 | Японская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции японской кухни. Использование риса в традиционных японских блюдах. |
| 04.04 | | 1 | Суши. Роль морепродуктов в рационе питания японцев. Культ чая. Чайная церемония. |
14. | 11.04 | Итальянская национальная кухня. | 1 | Особенности и традиции итальянской кухни. Итальянские сыры. Итальянская паста. |
| 18.04 | | 1 | Пицца — изобретение итальянцев. Праздничные итальянские блюда. |
15. | 25.04 | Карвинг. | 1 | Понятие карвинг. История возникновения искусства карвинга. Украшение из овощей и фруктов. Инструменты и приспособления для карвинга. |
| 02.05 | | 1 | Основные приемы и способы работы инструментами для карвинга. Бабочка из яблока. Композиция из овощей. |
16. | 16.05 | Выполнение творческого проекта. | 1 | Выбор темы. Подбор литературы. Составление плана работы. Подбор необходимых Интернет-ресурсов. Этапы выполнения проекта. Составление технологической карты. |
| 23.05 | | 1 | Выполнение практической работы. Расчет затрат. Самоконтроль. Выбор способа защиты проекта. |
14 | 30.05 | Итоговое занятие Защита проектов | 1 | Защита проектов |
| | Итого | 34 | |
Раздел 4. Организационно-педагогические условия
реализации программы
4.1. Учебно-методическое обеспечение программы
Реализация программы «Вкусные уроки» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Соблюдаются принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения:
— словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
— метод показа, или наглядный метод;
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.
Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими материалами:
готовые изделия;
журналы и книги по кулинарии;
видео презентации.
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Условия реализации программы
Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки, сменной обуви (приносится учениками самостоятельно).
Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.
Работа курса связана с использованием нагревательных приборов (электрическая плита, духовой шкаф, электрический чайник, микроволновая печь), режущих инструментов (ножи, кухонный комбайн), с варкой, жарением, выпечкой. Это обязывает особое внимание обращать на правила безопасности труда.
Требования к помещению для занятий:
Кабинет №9, корпус 1 (кабинет «Технологии») соответствует всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам. Занятия проводятся в оборудованном помещении для кулинарии, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет светлый, сухой, с естественным доступом воздуха и оснащен хорошей вентиляционной системой.
Учебная кухня оборудована подвесными шкафами, разделочными столами. Для работы имеется необходимый инвентарь.
Средства обучения и воспитания:
Каждое занятие включает теоретическую часть или практическое выполнение задания
В работе используются практические, наглядные, словесные методы.
На занятиях дети делают записи в тетрадях, объясняющие выполнение наиболее сложных приемов, а также последовательность выполнения каждого изделия.
Занятия могут быть построены следующим образом:
Теоретическая часть
Организационная часть.
Проверка домашнего задания.
Знакомство с новым материалом. Постановка проблемного вопроса и поиск решения проблемы.
Объяснение педагога.
Запись рецепта, зарисовка изделия и порядок его изготовления.
Рефлексия.
Домашнее задание. Практическая работа: приготовления блюда по рецепту, изученному на уроке в теоретической части
Практическая работа
Формирование практических умений и навыков. Приготовление блюд и дегустация.
Контроль за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены, демонстрация приёмов работы с инструментами и приспособлениями, контроль и поощрение учащихся, контроль учебного времени.
Рекомендации относительно использования инструкционных карт, карточек заданий, наглядных средств обучения, инструментов и приспособлений.
В ходе выполнения практической работы учитель должен наблюдать за организацией рабочих мест в соответствии с требованиями культуры труда, следить за соблюдением последовательности приготовления блюд и отдельных технологических операций, приёмов работы с инструментами и приспособлениями, за трудовой дисциплиной.
Проведение практических работ на уроке.
Во время практических работ по кулинарии ребята учатся готовить различные блюда, сервировать стол и определять качество приготовленных блюд.
Выполнение практических работ — наиболее сложная часть занятия.
Для успешного проведения практической работы необходимы тщательная подготовка и чёткая организация.
Особое внимание при этом следует обратить на следующие моменты:
— правильное разделение ребят по группам и разделение труда внутри них,
— каждый человек из группы должен хорошо знать свои обязанности и чётко их выполнять,
— уборка рабочих мест.
— уборка сервировочного стола после приёма пищи.
Практические работы по кулинарии лучше проводить группами.
Цель этой технологии состоит в формировании умений у ребят эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов. В этом случае коллективная работа ребят сочетается с индивидуальной работой. Такая форма работы позволяет воспитать у учащихся чувство коллективизма, товарищества, ответственности, а также выявить и реализовать индивидуальные способности каждого ученика.
Обучаясь с использованием технологии обучения в сотрудничестве, ребята развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, и участвовать в ней, понимать свою роль в качестве партнёра. При этом у них развиваются такие личностные качества, как терпимость к различным точкам зрения и другому поведению, ответственность за результаты совместной работы, формируется умение уважать чужую точку зрения, слушать партнёра, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах. Это именно те качества, которые необходимы для эффективной работы в команде или в коллективе.
Перед выполнением практической работы учитель проводит вводный инструктаж, разбор последовательности и приёмов выполнения отдельных операций по приготовлению блюд, показ приёмов работы.
После инструктажа ребята самостоятельно выполняют практическую работу.
Учитель наблюдает за действием ребят, обращает внимание на допускаемые ошибки, объясняет, фиксирует проблемные ситуации, чем они вызваны и как их избежать. Применяет разнообразные приёмы организации совместной работы в группах. Учитель выступает в роли опытного организатора, советника в случаях обращения к нему за помощью или возникновения конфликтов, трудностей.
Во время заключительного инструктажа разбираются примеры правильного и неправильно выполненной работы.
Для более прочного усвоения ребятами умений и навыков учитель проводит вводный, текущий и
заключительный инструктаж. Они помогают ребятам проанализировать и проконтролировать свою работу, не допустить ошибки или их своевременно выявить и устранить.
Подведение итогов
Все ребята принимают участие в дегустации приготовленных блюд и оценивают качество приготовленного блюда (вкус, цвет, консистенция), внешний вид приготовленного изделия, творческий подход к его оформлению.
Уборка помещения.
Наиболее характерна комбинированная структура занятий:
организационный момент,
повторение пройденного материала, изложение новой темы,
вводный инструктаж,
подготовка к практической работе, практическая работа и текущий инструктаж, уборка рабочих мест,
сервировка стола,
дегустация.
Заключительный инструктаж, мытье посуды и уборка помещения.
Обязательна влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств. Возможны другие варианты проведения занятий.
Расходные материалы:
Продукты питания, необходимые для практических занятий, учащиеся приобретают самостоятельно. Нормы продуктов указаны в инструкционных картах приготовления блюд. Продукты приобретаются учащимися самостоятельно при помощи родителей.
4.3. Кадровое обеспечение программы
Программа «Вкусные уроки» реализуется учителем технологии, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
4.4. Учебно-информационное обеспечение программы
Перечень литературы, используемой педагогом:
Иллюстрированная энциклопедия / «Кулинарные шедевры народов мира»/ в 20 ти томах, том 3
«Итальянская кухня» /М.: Медиа Пресс, 2010.
Инджи Кут/ «Блюда турецкой кухни». / Турция, 2002.
Клыковская Т.З./ «Бразильская кухня». / М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005, 96 с.
Новоженов Ю.М., Сопина Л.Н. /Зарубежная кухня. /М.:Высшая школа, 2001.
Похлебкин В.В./ «Кухни закавказских и среднеазиатских народов». /М.: ЗАО Центрполиграф, 2007, 249 с.
Русская кухня /Сост. И.В. Довбенко. / М.: Эксмо, 2007.
Синельников С., Соломоник Т. и др. /Кухня Италии. /М.: Центрполиграф, 2004.
Шелагурова И.В. / «Кухни народов мира» /М. /Эксмо, 2005
Безлепкин Ю.В. /Кухня народов мира. /Харьков, 2001
Алькаев Э.Н. /Кулинария для всех. /Нижний Новгород, «ССМ»,2004.
Аношин А. /Русское застолье. /Москва, 2001, 254с
Титюнник А. И. /Новожелов Ю. М. /Советская национальная и зарубежная кухня. /Изд.
«Высшая школа». /1977, 240с
Новоженов Ю.М. /Сопина Л.Н. Зарубежная кухня. /М.:Высшая школа,1991
Метель С. Н. /Меню иностранного гостя. /Экономика, 2002
Алькаев Э.Н./Кулинария для всех. /Нижний Новгород, «ССМ»,2004
Метель С. Н./Меню иностранного гостя. /Экономика, 1992, с. 72
Аношин А./Русское застолье. /Москва, 2001, 254с
Захарова Л.Ф./Толчинская Е.И./ Путешествие в страну Кулинарию. / Кишинев: Тимпул, 2004.
Перечень литературы, рекомендуемой для учащихся и их родителей:
Современные образовательные технологии. / Учебное пособие (коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской./ 2-е.стер / М. : KHOPYC, 2011., 432c
Научно- методический журнал / «Школа и производство» №3 2013г
Книга о вкусной и здоровой пище / М.: Колос, 1993.
Бочкова И.А. / Кулинария для детей. Кухни народов мира. / М., 2001. Е.И.Стадник. / Учимся готовить / ООО Издательство «Ранок», 2011
Интернет-ресурсы: